Естественный отбор отечественного танка

Наша отечественная школа танкостроения знает безоговорочные триумфы и тупиковые ситуации, но всегда остается верной себе и ищет свой собственный путь. На этот раз съемочная группа программы «Полигон» телеканала «Т24» отправилась в парк «Патриот», чтобы изучить историю военных машин и понаблюдать за ними в действии.




Боевой Т-34


Первый на очереди – самый массовый средний танк времен Великой Отечественной войны – Т-34. При его создании был учтен опыт применения советских танков Т-26 и БТ-5 в гражданской войне в Испании, где легкая броня этих машин легко пробивалась скорострельными пушками. Стало понятно, что армии необходим средний быстроходный танк, обладающий мощной броневой защитой и вооружением. Впервые такая концепция была реализована в 1934 году. Т-34 представлял собой гармоничное сочетание всех боевых свойств танка: подвижность, броневая защита и огневая мощь. Такой набор отличных боевых качеств, позволило «тридцать четверке» выиграть баталии у немецких танков подобного класса. Главная особенность машины – ее броневая защита. Бронелисты в ней расположены под углом 45°, что значительно повышало выживаемость боевой машины на поле боя. Кстати, подобная концепция применяется до сих пор. Важными преимуществами Т-34 также стали высокая проходимость и маневренность. Стоит отметить, что ни один российский танк далее не имел такой проверки своих боевых качеств, как Т-34.

Послевоенное поколение


В послевоенные годы требовалась новая военная техника, а напряженность в мировой политике того времени только подстегивала инженеров на гонку калибров и заставляла повышать мощность двигателей. И если в первом послевоенном поколении танков разработчики, как правило, исправляли погрешности предыдущих моделей, то второе требовало кардинальных изменений. Таким образом в нашей стране появились три боевых машины, принципиально отличающихся друг от друга своими силовыми характеристиками.

Первый танк из тройки второго поколения Т-64 прошел тернистый путь к своей лучшей форме: главные претензии разработчиков касались двигателя, который требовал долгого прогрева в холодное время года, ходовой части, работающей на износ и не совсем удачного расположения боекомплекта в транспортере, что превращало башню танка в пороховую бочку. Но, несмотря на это, корпус Т-64 был взят за основу для следующей боевой машины – танка Т-72. При разработке последнего ставилась задача увеличения мощности его энергетической установки. Машина получила «перекрестное опыление», взяв ходовую часть уже от другого экспериментального среднего танка. Торсионная подвеска с оригинальными рычажно-лопастными гидроамортизаторами сделали ход плавным, что в будущем позволило увеличить вес машины. Как и в предыдущем танке, в Т-72 стали применять композитные материалы, которые позволили сделать броню более стойкой без увеличения массы. Она представляла собой трехслойную конструкцию. Первый слой – стальная броня, толщиной 80мм, второй – стекло, толщиной 105 мм, и последний, нижний слой, толщиной 20 мм. Такая защита эквивалентна обычной стальной броне, толщиной 410 мм. Для сравнения, толщина брони Т-34 была 45 мм. Ставший универсальной платформой для целого семейства тяжелых машин, в том числе и гражданского назначения, Т-72 прошел проверку временем и до сих пор ценится во всем мире. Этот грозный боец не снижает свои обороты и даже попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый массовый танк.

Еще одна боевая машина послевоенного поколения – танк Т-80, который принципиально отличается от своих предшествующих собратьев. Впервые на нем был установлен газотурбинный двигатель, основная особенность которого – оперативная боеготовность двигателя. Даже в самую лютую стужу через 45 секунд, он будет запущен, и уже буквально через несколько минут танк готов к движению на пониженной передаче. Но и здесь есть свои нюансы: затраты на топливо колоссальные, а в условиях высокогорья двигателю уже не хватает воздуха для нагнетания, к тому же, он плохо справляется при высокой запыленности. Все это заставило отказаться от прорывного Т-80.

Тяжелая артиллерия


Следующим бойцом, перенявшим удачный и неудачный опыт своих предшественников, стал танк Т-90, предназначенный для поражения бронированной и живой силы противника. У машины существенно возросла скорость поворота башни. Дальность стрельбы достигла 5 км, а благодаря современному тепловизионному прицелу, танк может вести стрельбу ночью на расстоянии до 3,5 км. Помимо этого, стальной боец получил встроенную динамическую защиту нового образца и комплекс оптико-электронного подавления.

Танк «Армата», он же Т-14 – новейший танк на базе универсальной платформы, которая будет внедряться в войска повсеместно. Это, прежде всего, вожак стаи. Он может не только управлять наземными машинами, но и передавать данные об обстановке экипажам вертолетов. Машина отличается множеством инноваций: встроенный беспилотник, ультрафиолетовые hd-камеры, комплекс активной защиты и многослойное керамическое бронирование.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти