Естественный отбор отечественного танка

Наша отечественная школа танкостроения знает безоговорочные триумфы и тупиковые ситуации, но всегда остается верной себе и ищет свой собственный путь. На этот раз съемочная группа программы «Полигон» телеканала «Т24» отправилась в парк «Патриот», чтобы изучить историю военных машин и понаблюдать за ними в действии.




Боевой Т-34


Первый на очереди – самый массовый средний танк времен Великой Отечественной войны – Т-34. При его создании был учтен опыт применения советских танков Т-26 и БТ-5 в гражданской войне в Испании, где легкая броня этих машин легко пробивалась скорострельными пушками. Стало понятно, что армии необходим средний быстроходный танк, обладающий мощной броневой защитой и вооружением. Впервые такая концепция была реализована в 1934 году. Т-34 представлял собой гармоничное сочетание всех боевых свойств танка: подвижность, броневая защита и огневая мощь. Такой набор отличных боевых качеств, позволил «тридцать четверке» выиграть баталии у немецких танков подобного класса. Главная особенность машины – ее броневая защита. Бронелисты в ней расположены под углом 45°, что значительно повышало выживаемость боевой машины на поле боя. Кстати, подобная концепция применяется до сих пор. Важными преимуществами Т-34 также стали высокая проходимость и маневренность. Стоит отметить, что ни один российский танк далее не имел такой проверки своих боевых качеств, как Т-34.

Послевоенное поколение


В послевоенные годы требовалась новая военная техника, а напряженность в мировой политике того времени только подстегивала инженеров на гонку калибров и заставляла повышать мощность двигателей. И если в первом послевоенном поколении танков разработчики, как правило, исправляли погрешности предыдущих моделей, то второе требовало кардинальных изменений. Таким образом в нашей стране появились три боевых машины, принципиально отличающихся друг от друга своими силовыми характеристиками.

Первый танк из тройки второго поколения Т-64 прошел тернистый путь к своей лучшей форме: главные претензии разработчиков касались двигателя, который требовал долгого прогрева в холодное время года, ходовой части, работающей на износ и не совсем удачного расположения боекомплекта в транспортере, что превращало башню танка в пороховую бочку. Но, несмотря на это, корпус Т-64 был взят за основу для следующей боевой машины – танка Т-72. При разработке последнего ставилась задача увеличения мощности его энергетической установки. Машина получила «перекрестное опыление», взяв ходовую часть уже от другого экспериментального среднего танка. Торсионная подвеска с оригинальными рычажно-лопастными гидроамортизаторами сделали ход плавным, что в будущем позволило увеличить вес машины. Как и в предыдущем танке, в Т-72 стали применять композитные материалы, которые позволили сделать броню более стойкой без увеличения массы. Она представляла собой трехслойную конструкцию. Первый слой – стальная броня, толщиной 80мм, второй – стеклотекстолит, толщиной 105 мм, и последний, нижний слой - сталь, толщиной 20 мм. Такая защита эквивалентна обычной стальной броне, толщиной 410 мм. Для сравнения, толщина брони Т-34 была 45 мм. Ставший универсальной платформой для целого семейства тяжелых машин, в том числе и гражданского назначения, Т-72 прошел проверку временем и до сих пор ценится во всем мире. Этот грозный боец не снижает свои обороты и даже попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый массовый танк.

Еще одна боевая машина послевоенного поколения – танк Т-80, который принципиально отличается от своих предшествующих собратьев. Впервые на нем был установлен газотурбинный двигатель, основная особенность которого – оперативная боеготовность двигателя. Даже в самую лютую стужу через 45 секунд, он будет запущен, и уже буквально через несколько минут танк готов к движению на пониженной передаче. Но и здесь есть свои нюансы: затраты на топливо колоссальные, а в условиях высокогорья двигателю уже не хватает воздуха для нагнетания, к тому же, он плохо справляется при высокой запыленности. Все это заставило отказаться от прорывного Т-80.

Тяжелая артиллерия


Следующим бойцом, перенявшим удачный и неудачный опыт своих предшественников, стал танк Т-90, предназначенный для поражения бронированной и живой силы противника. У машины существенно возросла скорость поворота башни. Дальность стрельбы достигла 5 км, а благодаря современному тепловизионному прицелу, танк может вести стрельбу ночью на расстоянии до 3,5 км. Помимо этого, стальной боец получил встроенную динамическую защиту нового образца и комплекс оптико-электронного подавления.

Танк «Армата», он же Т-14 – новейший танк на базе универсальной платформы, которая будет внедряться в войска повсеместно. Это, прежде всего, вожак стаи. Он может не только управлять наземными машинами, но и передавать данные об обстановке экипажам вертолетов. Машина отличается множеством инноваций: встроенный беспилотник, ультрафиолетовые hd-камеры, комплекс активной защиты и многослойное керамическое бронирование.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Alien From 29 июля 2019 14:15 Новый
    • 5
    • 2
    +3
    Отличные у нас бронемашины, денег бы ещё хватило на все хотелки!
    1. василий пономарев 29 июля 2019 14:39 Новый
      • 1
      • 3
      -2
      хватит только на малую серию ,пока Путин не скажет,не начнут строить
      1. НЕКСУС 29 июля 2019 18:27 Новый
        • 6
        • 5
        +1
        Цитата: василий пономарев
        хватит только на малую серию ,пока Путин не скажет,не начнут строить

        Для Т-14 надо обучить танкистов,да технарей тоже. Ну погонят сейчас серию в 2000 Т-14 и что? Будут стоять в ангарах ,так как не технического обслуживания,ни танкистов под них сейчас нет. А малая партия дает возможность постепенно вводить танк в войска,готовить персонал и танкистов ,при этом продолжая клепать Т-90,которые знакомы и обкатаны.
  2. Комментарий был удален.
  3. Uncle Lee 29 июля 2019 14:20 Новый
    • 6
    • 2
    +4
    Гремя огнём, сверкая блеском стали
    Пойдут машины в яростный поход !
  4. Дилетант 29 июля 2019 14:35 Новый
    • 21
    • 0
    +21
    Первый слой – стальная броня, толщиной 80мм, второй – стекло, толщиной 105 мм,

    Не стекло, а стеклотекстолит, что ооооченнь большая разница.
    Автор опять, к сожалению, не читатель, а пИсатель.
    1. Berkut24 29 июля 2019 14:58 Новый
      • 8
      • 0
      +8
      Автор хотел всех удивить, а вы вот так вот его в тазик с чернилами...
    2. ВАШ 29 июля 2019 15:51 Новый
      • 1
      • 5
      -4
      Читатели пИсатели могут что угодно читать и пИсать. Истину ни кто и ни когда не узнает. Как же действительно устроена броня. Сталь, стекловолокно, стеклотекстолит и их толщина и главное состав. А уж технологии кака это или что-то другое совмещают, тайна за семью печатями.
      1. пищак 29 июля 2019 22:28 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Эта "тайная тайна за семью печатями" является секретом лишь до первых боестолкновений или до первого образца, попавшего в руки врага( или "партнёров")!
        Например, на Донбассе было полно взорвавшихся танков Т-64, со вскрытым взрывом лобовым листом корпуса( "ЛД-Лобовой Деталью"). Даже "секретные" деревянные брусочки, проставки между текстолитовыми плитами, находили внутри, между листами стальной брони!
        Поэтому на экспорт Советский Союз первоначально поставлял "семьдесятдвойки" без "комбинированной" брони корпуса.
        А "восьмидесятку", за которой американские спецслужбы столько лет безрезультатно , охотились, они лишь при продажной ельцинской власти, уже в "святых бандитско-воровских 90х", прямо из России, вместе с "Мстой", на транспортном самолёте уволокли к себе на Абердинский полигон на испытания и там же "раздеталировали" до винтика-провели всесторонний анализ конструкционных материалов и "реинжиниринг"!
        Та ельцинская "доброта" потом вышла боком российским танкостроителям, при попытках продавать за рубеж эти танки-американские "партнёры", на правах "доскональный знатоков российских танков", умело раздували выявленные или "высосанные из пальца" недостатки, умалчивая или нивелируя, в глазах потенциальных покупателей, достоинства "реактивного" российского "Т-80" и "до небес" превозносили любые "конкурентные преимущества" своего "реактивного" "Абрамса", лукаво замалчивая недостатки!
        1. Minato2020 30 июля 2019 03:38 Новый
          • 0
          • 2
          -2
          Не только американцы критикуют Т-80
          Цитата:
          "Затраты на топливо колоссальные, а в условиях высокогорья двигателю уже не хватает воздуха для нагнетания, к тому же он плохо справляется при высокой запыленности. Все это заставило отказаться от прорывного Т-80."


          А может конструктора плохо отработали НИОКР?
      2. KCA
        KCA 30 июля 2019 05:09 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Стекловолокно и эпоксидная смола, композит которому уже лет под 100, отлично был освоен в СССР, начиная от спортинвентаря, и заканчивая самолётами, даже и сейчас не забыт, тральщики из стекловолокна строят. Текстолит/стеклотекстолит, не думаю, что их в качестве брони использовали, хрупкие, не вязкие, вот стекловолокно с компаундом это весчь
        1. Cat Man Null 30 июля 2019 07:07 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Цитата: KCA
          вот стекловолокно с компаундом это весчь

          Это тоже стеклотекстолит, как ни странно. Там стекловолокно, как основа - всегда, связующие могут быть разные.

          Цитата: KCA
          хрупкие, не вязкие

          Попробуйте разбить молотком, например, пластину стеклотекстолита миллиметров 5 толщиной. Потом поделитесь впечатлениями.
          1. KCA
            KCA 30 июля 2019 07:58 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Да легко, сейчас не встречаю стеклотекстолита, а в детстве часто хулиганили, на раз стеклотекстолит бился и молотком, возможно, военный был гораздо прочнее, но мне он не попадался, а вот стекловолокно с эпоксидкой и встречал, и сам клеил, видимо, дело в компаунде, дешёвка для гражданки, и более качественный для армейки
            1. Fast_mutant 15 августа 2019 19:54 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Скорее всего Вы в детстве молотком крошили ГЕТИНАКС. Вот тот да, хрупок, но чертовски дешев. А 5-ти миллиметровый стеклотекстолит можно очень долго долбить молотком. Подтверждаю. )))
    3. Злое эхо 30 июля 2019 00:40 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      А я уж прифегивать начал, вот оно в чем "фишка" то была wassat
    4. sen
      sen 30 июля 2019 06:16 Новый
      • 1
      • 1
      0
      Cтеклотекстолит? Может кевлар?
      1. KCA
        KCA 30 июля 2019 08:02 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Причём кевлар? Есть текстолит, есть стеклотекстолит, текстолит с добавлением стекловолокна, а кевлар это чистое волокно
        1. sen
          sen 30 июля 2019 15:20 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Я работал со стеклотекстолитом: отлично сверлиться, рубится, режется. Другое дело кевлар, затвердевший после пропитки смолой.
  5. 113262а 29 июля 2019 15:54 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    [quoteТ-80, который принципиально отличается от своих предшествующих собратьев. Впервые на нем был установлен газотурбинный двигатель, основная особенность которого – оперативная боеготовность двигателя. Даже в самую лютую стужу через 45 секунд, он будет запущен, и уже буквально через несколько минут танк готов к движению на пониженной передаче. Но и здесь есть свои нюансы: затраты на топливо колоссальные, а в условиях высокогорья двигателю уже не хватает воздуха для нагнетания, к тому же, он плохо справляется при высокой запыленности. Все это заставило отказаться от прорывного Т-80.][/quote] И совсем не из - за указанных качеств ГТД на танке появился А из-за высокой удельной мощности ,легко решаемой многотопливности и отсутствии непосредственной механической связи вала турбины и вала СИЛОВОЙ турбины. Что очень облегчает управление и упрощает трансмиссию. А уж про огромный расход топливапо сравнению с дизелями-ВААЩЕ СКАЗКИ! Да,он больше,но только в узком диапазоне . Но не на порядок и не в разы! А расход МАСЛА-так совсем мизерный! Хоть оно и синтетика. А про запуск в мороз-пусть автор статьи попробует завести Т-80 после долгого простоя с севшими АКБ))) То же и с ПОРОХОВОЙ бочкой из-за НЕПРАВИЛЬНОГО боекомплекта! Полик под ногами наводчика в т-72 всего на 150 мм выше,чем в т-64 и т-80-иначе ноги девать некуда было бы.Потому,как снаряд лежит НАД зарядом в конвейере. В МЗ шестьдесятчетверки и восьмидесятки снаряд лежит в лотке почти над полом боевого отделения-около 8 см,а заряд-под прямым углом,поддоном вверх И разница по высоте-почти никакая!Нижняя поверхность снаряда и заряда-на одной линии. При том,что у тагильского АЗ зазор между каруселью и полом -около 40 мм. Упавший гильзосборник уже ее останавливает,а уж патронная коробка от ПКТ-и подавно! И количество отлетевших башен в войне на Донбассе ,увы одинаковое. Что 72,что 64.
    1. KCA
      KCA 30 июля 2019 05:14 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Вы, вероятно, знакомы с техникой, дураку объясните, почему турбины вертолётов раскручивают задолго до взлёта, при -30 так за пару часов, а такие-же (почти) турбины на Т-80 за 45 секунд? Не стебусь, просто не понимаю
      1. UAndrey 31 июля 2019 11:09 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Может потому что через 45 секунд, как написано в статье, танк готов к движению на пониженной передаче. Т.е. турбина еще не вышла на оптимальные режимы работы, но для танка это не критично. Ползком, но двигаемся. А вертолету надо бОльший запас мощности и устойчивости работы ГТД при полете. Не может он на пониженной не торопясь так взлететь.
        1. KCA
          KCA 31 июля 2019 12:10 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Ясно, спасибо
          1. 113262а 4 августа 2019 11:19 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Это он глупость сморозил! Танковый гтд условно -вертолетный! КБ Климова делало именно танковый мотор И потому там предусмотрен и пылесдув и виброочистка и самоочищающиеся фильтры и подогрев масла в подшипниках скольжения. Это единый блок.в котором все механизмы компактно увязаны . А сама тс.которая и воспринимает мощность-механически с турбиной никак не связана. А тахометр у механика четко показывает выход на режим-и после этого машина полностью готова. И это сразу после окончания цикла запуска.
  6. Sancho_SP 29 июля 2019 16:21 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Статью журналист писал?)
    1. Paranoid50 29 июля 2019 22:25 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Цитата: Sancho_SP
      Статью журналист писал?

      Да, иногда они это делают... но лучше бы не надо. yes wassat
    2. t7310 14 августа 2019 11:19 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Бронелисты в ней расположены под углом 45°, что значительно повышало выживаемость боевой машины на поле боя. Кстати, подобная концепция применяется до сих пор

      это какой такой танк одинаково бронирован со всех сторон? а вообще хоть раньше хоть сейчас где нибудь применялась подобная концепция бронирования? здается мне что т-34 уникальнейший танк в плане бронирования а если про 45 в лобовой так и у бт там помоему и больше, но внешне конешно красивый
  7. котик-русич 29 июля 2019 22:12 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Моё мнение. Т-14 Армата нужно было делать (изобретать) сразу для орудия 152мм . БК меньше (ставь прицел лучше) - один раз попал (152мм) в Абрамс = каюк good
  8. Victor19 30 июля 2019 01:20 Новый
    • 6
    • 1
    +5
    Чтобы иметь Су-57, Армату и т.д. в нормальных количествах, нужно иметь нормальную экономику, что невозможно на данный момент при либерал-монетаристах стоящих у руля экономики. А сейчас мы только обречены на то, чтобы слушать обещалки о ракетах Ангара, лунных базах к 2026 году, и т.д. и т.п.
  9. andrey-ivanov 24 августа 2019 15:41 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Статья абсолютно ни о чём...