Крылатая гордость России (Часть шестая) – истребитель-перехватчик МиГ-25

30
МиГ-25 (Foxbat «крылан» по классификации НАТО) – советский серийный сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик, относящийся к 3-му поколению. Машина была спроектирована конструкторским бюро Микояна – Гуревича. МиГ-25 стал первым в мире серийным истребителем, который сумел достичь рубежа скорости в 3000 км/ч. Помимо этого истребитель-перехватчик стал рекордсменом по количеству установленных мировых рекордов – 29, из них 3 абсолютных рекорда. В частности машина установила абсолютный мировой рекорд высоты полета для самолета, оснащенного воздушно-реактивными двигателями, истребитель забрался на высоту в 37 650 метров. В настоящее время истребитель-перехватчик снят с вооружения ВВС России и заменен более совершенным МиГ-31, при этом разведывательная версия самолета МиГ-25РБ остается на вооружении.

История создания

Появление в конце 1950-х годов в США сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков B-58 «Хастлер», а также работы над созданием высотных, скоростных стратегических бомбардировщиков XB-70 «Валькирия» и высотных разведчиков SR-71 «Блэкберд» требовало адекватной реакции со стороны советской авиационной промышленности. Задача по разработке эффективного средства борьбы с данными машинами была поставлена перед ОКБ А. И. Микояна, которое уже имело опыт создания и испытаний экспериментальных истребителей-перехватчиков, разрабатываемых в рамках системы перехвата «Ураган», в частности перехватчиков серии Е-150. Последняя из данных машин, имеющая индекс Е-152, могла летать со скорость до 3000 км/ч, хотя время полета на сверхзвуке и было ограничено.

К разработке нового самолета, который получил внутризаводское обозначение Е-155, конструкторы ОКБ А. И. Микояна приступили в 1961 году. При проектировании данного истребителя-перехватчика использовался опыт, который был получен при создании самолетов проектов Е-150 и Е-152, в первую очередь в части использования конструкционных материалов, которые способны были выдержать серьезный термодинамический нагрев при полете со сверхзвуковыми скоростями. Также на самолете планировалось использовать низконапорные турбореактивные двигатели Р15-300 и автоматизированный процесс перехвата с использованием наведения на цель с помощью наземного КП. Помимо истребителя-перехватчика, который получил обозначение Е-155П, велись работы над созданием высотного скоростного разведчика – Е-155Р, который имел несколько вариантов комплектации разнообразной разведывательной аппаратурой. В конструктивном плане самолеты были максимально унифицированы, отличаясь лишь составом вооружения и оборудования.
Крылатая гордость России (Часть шестая) – истребитель-перехватчик МиГ-25

Существенная взлетная масса машины (более 35 тонн), а также уникальные высотно-скоростные характеристики (скорость около 3 000 км/ч, потолок на уровне 22-23 км) обусловили необходимость наличия силовой установки из 2-х ТРДФ типа Р15Б-300, которые на форсаже развивали тягу в 11 200 кгс. каждый. Двигатели размещались рядом друг с другом в хвостовой части машины. Проектирование самолета со столь высокими характеристиками высоты и скорости полета было связано с решением проблемы преодоления теплового барьера. Традиционные конструкционные материалы, которые уже применялись в авиастроении, не могли обеспечить работу в условиях длительного нагрева при температурах на уровне 300 градусов Цельсия, которая возникала при скорости полета с М>2.5. По этой причине в качестве конструкционных материалов для данного самолета были использованы нержавеющие стали ВНС-2, ВНС-4 и ВНС-5 (которые составляли до 80% от общей массы конструкции планера), а также жаропрочные алюминиевые сплавы АТЧ-1 и Д-19Т (около 11% массы) и титановые сплавы (около 8% массы). Основным техпроцессом при создании планера стала автоматическая сварка.

Новый самолет Е-155П должен был войти в состав авиационно-ракетного комплекса перехвата воздушных целей С-155, который помимо самолета с бортовой РЛС «Смерч-А» включал в себя УР К-40 с тепловыми и с полуактивными радиолокационными головками самонаведения и наземную систему наведения самолета на цель «Воздух-1», которая передавала команды на борт истребителя при помощи аппаратуры «Лазурь». В 1962-1963 годах в опытном производстве ОКБ-155 началась постройка 4-х опытных экземпляров Е-155 по 2 в варианте перехватчика и разведчика. Сборка первых машины была закончена летом 1964 года, а уже 9 сентября того же года летчик-испытатель П. М. Остапенко впервые поднял самолет в воздух.

9 июля 1967 года 4-е опытных перехватчика приняли участие в воздушном параде, который проходил в Домодедово. Пилотировали самолеты летчики-испытатели ГК НИИ ВВС, которые и проводили государственные испытания самолета. Демонстрация новейших на тот момент истребителей-перехватчиков вызвала сильное оживление на трибунах. 5 октября 1967 года летчик-испытатель А. В. Федотов установил на самолет Е-155П1 мировой рекорд высоты полета с грузом в 1 и 2 тонны, который составил 29 977 метров и превысил принадлежавший США рекорда сразу на 4 км.

Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1972 года истребитель-перехватчик был принят на вооружение в составе комплекса МиГ-25-40 под обозначением МиГ-25П. Истребитель серийно производился на базе Горьковского авиазавода с 1969 по 1982 годы (последние самолеты переданы заказчику в 1983 году). Всего за этот период было изготовлено 1190 самолетов МиГ-25 всех модификаций, из них более 900 в варианте истребителя-перехватчика МиГ-25П и МиГ-25ПД.

Описание конструкции


Истребитель-перехватчик МиГ-25 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме с использованием высокорасположенного трапециевидного крыла, а также цельноповоротным горизонтальным и двухкилевым вертикальным оперением, имеющим дифференциальное управление. Силовая конструкция планера была сварной и изготавливалась из нержавеющей стали. Обшивка крыла была частично выполнена из алюминиевого сплава, частично из титана. Органической частью конструкции фюзеляжа самолета были его сварные топливные баки.

Крыло истребителя было двухлонжеронным, с углом стреловидности по передней кромке в 42,5°. На задней кромке крыла находились элероны и закрылки. На каждой консоли имелся аэродинамический гребень. Самолет оснащался катапультным креслом КМ-1М, которое обеспечивало пилоту аварийное покидание машины на любой высоте при скорости полета не менее 130 км/ч. Также на самолет устанавливалась тормозная двухкупольная парашютная система с парашютами площадью в 60 и 50 квадратных метров. В левом подфюзеляжном гребне находился специальный, опускаемый при посадке вниз щуп, который при касании поверхности ВПП в момент приземления активировал систему автоматического выпуска тормозных парашютов. Шасси самолета было трехопорным. Несмотря на наличие колес большого диаметра, высокое давление в шинах не позволяло эксплуатировать самолет с грунтовых аэродромов.

Прицельное оборудование истребителя-перехватчика в версии МиГ-25П состояло из бортовой РЛС «Смерч-А» со счетнорешающим прибором «Смерч-АВ, коллиматорного прицела К-ЮТ и радиолинии передачи команд наведения «Лазурь-М». МиГ-25 был первым в СССР самолетом, который получил собственную ЭВМ, созданную Раменским приборостроительным КБ (РПКБ). Система управления огнем была автоматической, получая радиотелеметрические команды с наземных станций наведения, она могла вывести истребитель-перехватчик на цель без участия пилота.

На перехватчиках МиГ-25ПД и ПДС использовалась РЛС РП-25 «Сапфир-25» с вычислителем АВМ-25, а также теплопеленгатор 26Ш-1. Усовершенствованная версия бортовой РЛС была способна обнаружить воздушную цель с эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР) 10 кв. метров на дальности до 100 км, также она позволяла обнаруживать и сопровождать воздушные цели, летящие на фоне земли.

В состав навигационного комплекса истребителя, получившего название «Полет-1И» входили: радиотехническая система ближней навигации РСБН-бс, система воздушных сигналов СВС-ПН-5, курсовертикаль СКВ-2Н-2, система автоматического управления САУ-155П. Также на самолет имелись радиовысотомеры РВ-4 или РВ-УМ, радиокомпас АРК-10, маркерный приемник МРП-56П и ответчик СО-63Б.

Связь пилота с другими самолетами и наземными пунктами осуществлялась при помощи УКВ-радиостанции Р-832М или Р-802В (РСИУ-5), а также КВ-радиостанции Р-864 или Р-847РМ. На истребитель-перехватчик устанавливалась специальная станция предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-ЗМ» или СПО-15 «Береза». А также ответчики системы госопознавания СРО-2М и самолетный ответчик-запросчик системы свой-чужой СРЗО-15.

На истребитель МиГ-25П впервые в советском авиастроении был установлен низконапорный ТРДФ 15Б-300 конструкции инженера С. К. Туманского. Данные двигатели, которые на максимальной скорости полета (3000 км/ч) разогревались до 1000°С, специально предохранялись посеребренными экранами. Масса серебра, которая уходила на каждый истребитель-перехватчик составляла без малого 5 кг. Самолеты МиГ-25ПД и ПДС оснащались более совершенным двигателем ТРДФ Р15БД-300. В качестве авиационного топлива применялся высокотемпературный керосин Т-6. Этот же керосин применялся в системе охлаждения самолета в качестве теплоносителя.

Вооружение истребителя размещалось на 4-х четырех подкрыльевых узлах подвески. Истребитель-перехватчик МиГ-25П мог нести до 2-х гиперзвуковых (максимальная скорость М=5) ракет Р-40Р среднего радиуса действия с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (максимальная дальность их пуска равнялась 35-60 км), а также 2-х ракет Р-40Т с ИК (тепловыми) головками самонаведения. На истребителях версий ПД и ПДС могли использоваться ракеты Р-60 и Р-60М ближнего радиуса действия.
МиГ-25 иракских ВВС, захваченный американцами

Интересный факт

В разведывательный вариант МиГ-25РБ заливалось около 250 литров «массандры» – водно-спиртовой смеси, а также 50 литров чистого спирта, готового к употреблению. При совершении каждого полета «на разгон» (на большой высоте и большой скорости) весь данный запас подлежал списанию. Достаточно легко представить, что происходило с данным спиртом в войсках после списания. Однажды «на верха» даже ушло письмо от жён военнослужащих, которые просили заменить спирт на что-то другое. Когда из правительства обратились к Микояну с просьбой о замене, тот ответил, что если для достижения заданных лётно-технических характеристик самолета ему потребуется заправлять самолет армянским коньяком – это будет армянский коньяк. Все же спустя какое-то время спирт в самолете был замене на «непищевой» состав.

Тактико-технические характеристики МиГ-25ПД:

Размеры: размах крыла – 14,06 м., длина – 22,3 м., высота – 6,5 м.
Площадь крыла – 61,9 кв. м.
Масса самолета, кг.
- пустого – 18 800
- нормальная взлетная – 34 920
- максимальная взлетная – 41 000
Тип двигателя – 2 ТРДФ Р-15БД-300, бесфорсажна тяга –86,3 кН, на форсаже – 109,8 кН.
Максимальная скорость на высоте – 3000 км/ч, у земли – 1200 км/ч.
Практическая дальность полета:
на сверхзвуковой скорости – 1250 км.
на дозвуковой – 1730 км.
Практический потолок (с 4 УР) – 20 700 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: боевая нагрузка 1800 кг. 4 точки подвески УР воздух-воздух: 4 Р-40РД или 2 х Р-40ТД и 2 х Р-40РД или 2 х Р-40РД и 4 х Р-60М.

[i]Использованы источники:
www.airwar.ru/enc/fighter/mig25.html
www.airbase.ru/hangar/russia/mikoyan/mig/25/
www.testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/25/pd/mig25pd.htm[/i]
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Свистоплясков
    +12
    5 июля 2012 09:47
    Серьёзная машина ! Олицетворяет мощь СССР !
  2. +5
    5 июля 2012 10:52
    Прекрасная машина! До сих пор помню культ МиГа в 80-х. smile
  3. +11
    5 июля 2012 10:54
    Между двигателями был позолоченный теплозащитный экран. А электроника была ламповая. Когда предатель Беленко угнал 25-ый в Японию, американцы его распотрошили и сперва потешались над нашей "отсталостью". Но потом пришли к заключению, что наши были правы т.к. в отсеках была высокая температура и полупроводники глючили. И вообще наши заклятые друзья очень высоко оценили и самолёт и весь комплекс ПВО, частью которой он являлся. А нашим пришлось срочно проводить модернизацию начинки МиГа, которая завершилась в начале 80-х.
    1. +6
      5 июля 2012 14:49
      Цитата: Alex
      Когда предатель Беленко угнал 25-ый в Японию, американцы его распотрошили и сперва потешались над нашей "отсталостью

      Иуда Беленко жив, смиренно трудился в одной из американских авиационных фирмдо сих пор в Японии двойственное отношение к Беленко. Одни считают его героем, сказавшем правду о СССР. Для других он просто предатель.

      Какой же урон нанес Беленко нашей стране? Если в денежном отношении, то это будет порядка 2 миллиардов рублей. Советской стороне пришлось менять секретный шифр ⌠ЯСС■ (⌠Я - свой■), дающий возможность опознавать радиолокационным станциям наши самолеты. Вроде бы деньги затрачены большие, значит, и ущерб был велик. Но это не совсем так. К тому времени система ⌠ЯСС■ уже давно устарела, и ее так и так надо было в скором времени менять.
      Казалось бы, во всей истории выиграла только американцы. Но нет, как выяснилось, они подложили под себя мину замедленного действия. После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен, с него были сняты экспортные ограничения. Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолетов. Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин, не отстал и Алжир. В скором времени МИГи покажут себя в схватках с американскими истребителями. Верх будет за МИГами. ⌠Стимулировал■ Беленко и создание еще более совершенного МИГ-25ПД (перехватчик доработанный). В 1978 году авиазавод в Горьком уже освоил выпуск этих машин. На них стоял новый локатор, вооружение пополнилось ракетами, и еще был установлен теплопеленгатор, который позволял обнаруживать скрытые цели на земле. Так что худа без добра не бывает
    2. +3
      5 июля 2012 18:35
      Я срочную служил в 1973-1975 годах. На ТЗ-22, заправлял керосином МиГ-25РБ. Ничего не знаю на счёт перехватчиков, но на наших МиГах стояла система "Пеленг" основу которой составляла БЦВМ "Аргон". Точно знаю никаких ламп там небыло.
  4. +7
    5 июля 2012 11:22
    В полках имел заслуженное звание "летающий гастроном". Отличный аппарат.
    1. IGR
      IGR
      +1
      5 июля 2012 23:05
      За что ценили его неимоверно ВСЕ!
      1. 755962
        +1
        6 июля 2012 00:43
        С Массандрой улыбнуло.... good
  5. +12
    5 июля 2012 11:35
    Цитата: Все же спустя какое-то время спирт в самолете был замене на «непищевой» состав". Должен внести некоторую ясность по поводу алкоголя на борту. Спирт (чистый) применялся для охлаждения развед. оборудования а также в противооблединительной системе фонаря кабины пилота. Всего около 45-50 литров. А массандра (водоспиртовая смесь) применялась в системе охлаждения БРЭО и агрегатов некоторых "теплоизлучающих" агрегатов самолета. Если спирт и заменили на что-то "несъестное" то массандра осталась.
  6. +12
    5 июля 2012 11:47
    По количеству спирта видно,что конструкторский состав -РУССКИЙ!!!
    1. +13
      5 июля 2012 12:03
      Да и ответ Микояна правительству (по поводу замены спирта) тоже достойный.
    2. +2
      7 июля 2012 00:59
      Да спирт гидролизный. Дрянь приличная. Какой то резиной отдавал. Пили конечно но без фанатизма. В основном друг перед дружкой выпендривались. Ощущения такие же как от одеколона. Неприятно.
  7. Num Lock UA
    +8
    5 июля 2012 12:47
    Крылатая гордость России (Часть шестая) – истребитель-перехватчик МиГ-25

    Почему в названии стоит Россия? Разве Советский Союз состоял лишь из одной России?
    1. +1
      5 июля 2012 18:50
      Советский Союз - это великая страна, которая объединила много народов. А Российская Федерация - правоприемница СССР. МиГ-25 до сих пор стоят на вооружении нашей страны и являются гордостью наших ВВС. Так что название у статьи вполне логичное.
  8. Братец Сарыч
    +1
    5 июля 2012 13:25
    Очень серьезный агрегат, ничего не скажешь!
  9. vostok-47
    +3
    5 июля 2012 14:34
    Взлет истребителя с аэродрома. Аж гордость берёт! ps: привет из Чугуевки
  10. +5
    5 июля 2012 15:22
    Знаковая машина. Жаль в статье не упомянули про применение МиГов. На сколько я знаю, их дебют состоялся во время очередной арабо-израильской войны, где как минимум летали развед. версии 25-ого. Причем летали так, что израильская авиация и пво только обнаруживали и сопровождали МиГи, сбивать их было нечем.
    1. Num Lock UA
      +1
      5 июля 2012 18:25
      Цитата: bazilio
      Причем летали так, что израильская авиация и пво только обнаруживали и сопровождали МиГи, сбивать их было нечем.

      сопровождать вообще-то тоже было нечем. Пытались перехватывать, но безуспешно. Как сказал один из лётчиков, участник тех событий (по памяти) -
      над аэродромом проходит пара МиГ-21 х, взлетаем, ещё пара прикрывает взлёт, выходим на 3 маха - всё. Никто нас достать не может fellow Посадка в обратном порядке
      1. +2
        5 июля 2012 18:56
        Один раз попытка перехвата почти удалась. Самолёт где то подкараулили, взяли в "коробочку", по моему даже довели до своего аэродрома. Но МиГу удалось улететь пользуясь преимуществом в скорости. Детали и подробности не знаю. Точно знаю это было. Место, египетская авиабаза Каир-вест. Фамилия лётчика подполковник Воробьёв. Тогда был подполковник.
  11. Num Lock UA
    +1
    5 июля 2012 18:27
    кстати, в статье много раз упоминается про спиртосодержастость drinks 25х, хотя с ним связано намного больше интересных фактов
  12. 916-й
    +8
    5 июля 2012 20:23
    Летом 1969 года довелось увидеть МиГ-25 вживую, еще до поступления их в войска. Дело было так.

    Мы, курсанты Качинского училища (Волгоград), сдавали экзамены после первого теоретического года обучения. Вдруг, весь курс снимают с экзаменов прямо с аудиторий, выстраивают на плацу по росту и отбирают самых высоких. Отобранных переодевают в парадку, вооружают карабинами СКС, грузят в автобусы и вывозят в неизвестном направлении. Уже в автобусах доводят, что едем на полигон Владимировка (в степях между Волгоградам и Астраханью), куда прибывает министр обороны Гречко на показ боевого применения современной по тем временам авиации. А из нас решили сделать парадную роту для встречи министра обороны!

    Привезли за несколько дней до прибытия Гречко, и все это время мы тренировались в парадном прохождении прямо на ВПП и рулежных дорожках аэродрома в окнах между взлетами и посадками машин. Мы маршируем - авиация на стоянках, авиация работает - мы отдыхаем. Отдыхали прямо на травке, рядом с рулежкой и насмотрелись и на МиГ-23 (тоже еще не пошедшим в войска), и на МиГ-25, и на многое другое... Что характерно, многие пилот рулящих мимо машин приветственно махали нам руками и даже отдавали честь, мы в ответ - тоже...

    Во время самого показа тоже было на что посмотреть, начиная от коврового бомбометания напалмовыми контейнерами с Ту-16 (горела вся степь) и заканчивая маневренным "боем" пары МиГ-21 на малых высотах и скоростях. А МиГ-25 успешно выполнил сверхзвуковой перехват (кто бы сомневался!) пары МиГ-21 где-то в стратосфере на 16-ти тысячах.

    Сорванные экзамены нам засчитали автоматом, а Гречко объявил благодарность каждому курсанту парадной роты. Вот так у меня, еще зеленого курсанта, ни разу не садившегося в кабину истребителя, появилась благодарность от министра обороны с формулировкой "за выполнение особого задания".

    Такой ностальгический анекдот вспомнился в связи с МиГ-25...
  13. 8 рота
    +7
    5 июля 2012 22:05
    Я где-то читал, что в арабо-израильской войне 1973г. израильтяне остановили наступление только тогда, когда увидели, что над Израилем на большой высоте летают МИГи-25 и им ничего нельзя сделать.
  14. berimor
    +4
    5 июля 2012 22:28
    Машина хорошая, но, к сожалению, очень прожорливая. Я, в свое время, служил штурманом в г Василькове. Там же дислоцировался 146 гвардейский иап МиГ 25 пдс. Максимальный рубеж перехвата с возвратом на свой аэродром - 400 км. Просто мука была перехватывать наши бомберы, работающие в качестве целей, когда они уходили на задание в Черное море, а на возврате шли без сигнала опознавания на малой высоте. Для перехвата таких целей (а дальность их обнаружения станциями наведения на этой высоте резко уменьшалась) были вынуждены посылать самолеты в зоны дежурства в воздухе на предполагаемый рубеж перехвата. И достаточно было целям сманеврировать по курсу и немного задержаться с появлением на экранах локаторов, то все, приходилось возвращаться не солоно нахлебавши (топливо на пределе, а посадить на любой аэродром невозможн, так как к Миг 25 не подходили заправочные рукава, водило, АПА, лесенки, тип топлива итд итп)
    1. +1
      7 июля 2012 00:50
      Да, если я не путаю, 45 минут полёта и заправляешь потом почти 20 тонн Т-6.
  15. khoma nickson
    +1
    6 июля 2012 00:00
    Классная машина и впечатляющая красота инженерных решений, но американцы-то свои бомбёры сверхзвуковые зарубили, а их противника сделали более 1000. За немалые, видать,деньги. А с кем ему воевать? Кого перехватывать? Да еще в таком количестве?
    1. Num Lock UA
      +1
      6 июля 2012 14:35
      потому и зарубили, что перехватчик появился
      а SR-71 например перестал нарушать госграницу (чем раньше никогда не гнушался) после перехвата Миг-25ми и всё - полёты над СССР прекратились, а над Китаем, Вьетнамом и прочими ещё долго летали, так были уверены в своей безнаказанности
  16. +3
    6 июля 2012 15:35
    Интересный факт

    В разведывательный вариант МиГ-25РБ заливалось около 250 литров «массандры» – водно-спиртовой смеси, а также 50 литров чистого спирта, готового к употреблению.

    Что, господа алкоголики, то что он мог летать быстрей расчетных 3000 км/ч - это не интересно? И делал он это в реальной боевой обстановке, что потом ломом приходилось открывать колпак - герметик спекался. Максималка в 3400, что сопоставимо с 3500 Чёрного дрозда, и достижение потолка в 37,5 километров, должны вызывать большую гордость, чем содержание спирта и драгметаллов. Блин.
    1. +2
      6 июля 2012 16:21
      Широкое использование титановых сплавов и сварки, когда вокруг в основном был клёпанный алюминий, тоже было не маленьким достижением. (Электронно-лучевая сварка титановых сплавов, правда, в основном сварщиков интригует...)
  17. +1
    6 июля 2012 17:41
    Такие корабли летали, летают и будут летать на зло ворогам.
  18. AlexPrice-Voronezh
    0
    14 июля 2012 15:18
    В Воронеже до сих пор летает
  19. 0
    4 августа 2014 09:03
    Вот оно как!Миг-25 достигал высоты 37650 км.А у нашего современного пво с-400,30 км потолок.Это полный ппц-да? request

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»