Советская гаубица Д-30 калибра 122 мм

Изучая трофейные немецкие орудия, конструкторы под руководством Ф.Петрова разработали новую схему компоновки артиллерийского орудия – две раздвижные лафетные станины заменили на три лафетные станины, ходовую часть выполнили на верхнем станке. Несущая станина неподвижного исполнения, две других раздвижные с углом разноса 120 градусов в боевом положении. Для установки орудия в боевое положение винтовым домкратом верхний станок с гаубицей опускают на нижний станок, колеса орудия при этом приподнимаются над грунтом. Время необходимое для приведения орудия в боевое положение 100-150 секунд. Основная особенность, которую приобрела гаубица – возможность осуществления кругового обстрела без каких либо дополнительных перемещений орудия. Гаубица имеет небольшую высоту линии огня, которая дает возможность использовать данные орудия в противотанковой обороне, в подавлении различных огневых точек противника и в разрушении хорошо укрепленных полевых сооружений противника. Гаубица разработана свердловским ОКБ-9 артзавода имени М.Калинина и предназначалась для замены на вооружении гаубицы М-30.

Советская гаубица Д-30 калибра 122 мм



Основное назначение:
- уничтожение лично состава противника на открытой местности и находящегося в полевых фортификационных сооружениях;
- подавления огня полевых огневых точек противника;
- разрушения хорошо укрепленных полевых сооружений противника, типа ДЗОТ;
- обеспечение прохода своим пехотным подразделениям в заграждениях противника, типа минное поле или проволочное заграждение;
- противодействие наземной боевой техники противника.

Устройство и состав гаубичного орудия Д-30
Гаубица состоит из следующих основных частей:
- ствол;
- противооткатные устройства;
- лафет;
- прицельные приспособления.



Ствол
Ствол состоит из собственно трубы, 2-х щелевого дульного тормоза, креплений-захватов, затвора и казенника с длиной ствола 38 калибров. Заряжание боеприпасов в ствол орудия – раздельно-гильзовое ручного типа.

Противооткатные устройства
Противооткатные приспособление гаубицы состоят из тормоза и накатника.

Лафет
Лафет выполнен из верхнего и нижнего станков, люльки, механизма уравновешивания, приводов для вертикально-горизонтальной наводки, механизмов подрессоривания, колес и креплений гаубицы в походное положение. Круговая стрельба ограничена углами возвышения до 18 градусов, до 70 градусов стрельба ограничена сектором расположения станин. Подрессоривание рычагов – торсионное, при попадании колес в яму или на препятствие, колесные рычаги проворачиваются и закручивают торсионы. Из-за применения в торсионах упругой стали, они как пружины начинают обратно раскручиваться и возвращать рычаги в заводское положение.

Прицельные приспособления
Устройства прицеливания - телескопический и панорамный прицелы.

Качающаяся часть гаубицы:
- ствол;
- противооткатные устройства;
- люлька;
- прицельные приспособления.

Вращающаяся часть гаубицы:
- качающаяся часть;
- колесный ход;
- верхний станок;
- боевой щит;
- механизм уравновешивания;
- приводы наводки.

Неподвижная часть гаубицы:
- нижний станок;
- три станины;
- гидродомкрат.



Полуавтоматический клиновой затвор обеспечил высокую для такого калибра скорострельность – 8 выстр/мин, а компоновка ствола, где откатный тормоз и накатник располагаются сверху, помогла уменьшить линию огня орудия до 900 мм. Все это позволило уменьшить высоту гаубицы и увеличить маскировочные характеристики в боевых условиях.

Для ведения огня в гаубице Д-30 использовали осколочно-фугасные боеприпасы с повышенной мощностью 3ОФ56. Использовали боеприпасы и других типов:
- противотанковые кумулятивные;
- дымовые;
- специальные химические;
- осколочные;
- бронебойно-кумулятивные (очень редко);
- осветительные;
- агитационные.

Кроме того, в дальнейшем были разработаны спецбоеприпасы с увеличенной дальностью поражения, активно-реактивного типа. Некоторые из них были произведены за рубежом, куда поставлялись гаубицы из Советского Союза. Дальность стрельбы активно-реактивными боеприпасами составила более 21 километра.

Транспортировка гаубицы
Вследствие необычной конструкции орудия, транспортировка гаубицы так же выполнена немного необычно. Станины соединяются между собой и подвешиваются к стволу орудия. Сама гаубица транспортируется за счет шкворневого устройства, которое выполнено на дульной части ствола. Применяемые механизмы в колесном ходу гаубицы позволили транспортировать ее с довольно высокой скоростью – до 80 км/ч (оборудованные дороги). Для транспортировки по заснеженным дорогам, гаубица оборудуется лыжной установкой, правда ведение огня с нее становиться невозможным. Малые габаритно-весовые характеристики дали возможность применять гаубицу в десантно-воздушных подразделениях или проводить десантирование с самолета для обеспечения войск.

Данная гаубица получила широкое распространение не только в Армии Советского Союза, но и в станах Варшавского Договора и станах-союзниках. Гаубицу создавали в СССР и по лицензии в ряде других государствах. И хотя на сегодня ее производство прекращено, ее всегда ценили в войсках за простоту, надежность, огневую возможность и мобильность. Есть на вооружении – России, Венгрии, Вьетнама, Ливана, Китая, Монголии, Румынии,Украины и Афганистана. Возможно, есть на вооружении Польши, Ирака, Чехии и Словакии.



Боевое применение
Одно из самых известных применений гаубицы в боевых действиях – Афганистан (1979-89 года). Применялась в ирано-иракских военных конфликтах и в чеченских компаниях.



Модификации гаубицы:
- Д-30 – первая советская базовая гаубица;
- Д-30А – модернизированная советская серийная гаубица;
- Д-30Ю - югославская модификация советской гаубицы. Дальность ведения огня – 17.5 километров;
- гаубица «Саддам» - иракская модификация советской гаубицы;



- Type 86 – китайская модификация советской гаубицы.

Самоходные уртустановки с Д-30:
- САУ 2С1 «Гвоздика» - советский вариант использования мобильного шасси с гаубицой Д-30;
- САУ 2С2 «Фиалка» - советская самоходная гаубица на базе БМД-1;
- Т34/122 – сирийский вариант конвертирования танка Т-34-85 и установки на него гаубицы 122 мм калибра;
- Т-34/122 – египетский вариант самоходной гаубицы на базе Т-34-85. Отличается от сирийского варианта установкой бронелистов с возможностью откидывания на петлях. Вес машины получился чуть больше, однако на скорость и проходимость шасси от танка Т-34-85 это практически не повлияло;



- САУ SP-122 – опытный образец самоходной гаубицы. Создан для сухопутных войск Египта американской и английской фирмами компанией «Bowen-McLaughlin-York» и «Royal Ordnance». Шасси САУ взяли от американской САУ М-109. Серийно не выпускались;
- Type 85 – китайский вариант самоходной гаубицы. Шасси бронированный транспортер Type 531, орудие – аналог советской гаубицы Д-30;
- Т-34/122 – кубинский вариант самоходной гаубицы.



Основные характеристики:
- длина – 5.4 метра;
- ширина – 1.95 метра;
- длина ствола – 4.8 метра;
- вес – 3.1 тонны;
- дальность мин/макс – 4/15.4 километра;
- вес основного боеприпаса – 21.7 килограмма;
- скорострельность – 8 выст/мин;
- скорость полета боеприпаса – 690 м/с;
- вертикальные углы мин/макс - -7/70 градусов;
- горизонтальные углы – 360 градусов;
- расчет орудия – 7 человек.

Источники информации:
http://ak-inzt.net/arm/768-d-30
http://militaryrussia.ru/blog/topic-507.html
http://www.youtube.com/watch?v=MnEWTgUzIt0
http://www.youtube.com/watch?v=G8oYHV-ymd8&feature=related
Автор:
Роман Джерелейко
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти