On the 78 anniversary of the creation of the USSR Defense Fund

Exactly 78 years ago, on 1 on August 1941, the USSR Defense Fund was created. This article is devoted to his role in the Great Patriotic War and the approach of Victory over Nazism.




From spontaneous fundraising to the creation of the Defense Fund


22 June 1941 year, the peaceful life of Soviet citizens was destroyed by the news of the attack of Nazi Germany. A few days after the outbreak of the war, a spontaneous fundraising began for the needs of the Red Army. People understood that disaster had come to their house, and now it was up to everyone how further events would develop. Therefore, labor collectives and individual citizens began to contribute their savings to the Defense Fund created for this purpose.

29 July 1941 in the newspaper "Pravda" published a review of readers' letters under the title: "Workers offer to create a Defense Fund." Three days later, on 1 of August 1941 of the year, the editorial “Truth” published the article “Defense Fund - a new manifestation of Soviet patriotism”, where it was said:
“The Defense Fund arose spontaneously. He must be given the appropriate organizational forms - Party, trade union and Komsomol organizations should take care of this. ”


So it became known about the creation of a separate Fund in the State Bank of the USSR to raise funds for defense needs.

The movement for the creation of the Defense Fund received a massive response among the population and became evidence of the popular support of the Red Army in its struggle against the Nazi invaders. In conditions of war, when the financial problem inevitably worsened in the state, this movement became an invaluable source of replenishment of the state budget.

The filling of the Fund came at the expense of voluntary donations of citizens and labor collectives. Accordingly, the contributions were individual and collective. The first to respond to the call were the workers of Moscow factories. They were the first contributors to the Fund. Workers from all over the country immediately picked up their initiative.

By mid-August 1941, the State Bank received 5 million rubles, and by November 1 this amount reached 1 billion rubles. Residents of cities and villages transferred part of their salary, valuables, and government loan bonds to the Fund. The Defense Fund also deducted workdays, compensation for unused holidays, funds received from subbotniks and overtime, as well as overplanned products of defense enterprises. For example, in the early days of the war, workers from Kharkov collected several million rubles, and in July 1941, all working Kharkov citizens transferred their one-day earnings for defense.

To tanks and planes


The activities of the Defense Fund in the initial period of the war had its own characteristics. The first one and a half months of the war, this movement did not have clear organizational forms. Both in the center and in the localities, the reception of cash contributions was carried out by various organizations and institutions.

Quantitative and qualitative shifts occurred at the end of 1942 - at the beginning of 1943 of the year. To a large extent, this was predetermined by the victory of the Red Army at Stalingrad. It was during the days of the defeat of the Paulus group in many regions and territories of the USSR that a massive fundraising began for the construction of new tank columns and squadrons of military aircraft.

An important role in the deployment of this movement was played by residents of the Tambov and Kursk regions. So, in November 1942, the residents of the Tambov region collected 40 million rubles for the construction of the tank column "Tambov collective farmer". And the population of the Kursk region until 22 January 1943 of the year collected 633 thousand rubles, including 247 thousand rubles were contributed by residents of temporarily occupied areas.

Beginning in the fall of 1941, unlike the contributions of the first months of the war, money began to go not to defense in general, but to the construction of specific types of military equipment. This can be seen by the names that began to receive samples of weapons built on charitable contributions. For example, if in June - August of the 1941 of the year there were generally accepted inscriptions like: "Death to the Fascists", "For the Motherland", "For the Bolshevik Party", "For Stalin", then already in the autumn of that year, tanks and more began to arrive at the front airplanes with the names of those at whose expense they were built.

Already in the autumn of 1941 of the year, registered squadrons of aircraft appeared in the Red Army air regiments: Omsk Komsomolets, Novosibirsk Komsomolets, MOPRovets of the Kirov Region, Sunny Kyrgyzstan, Saratov Collective Farmer, Khabarovsk Komsomolets and others. The same custom - to name equipment in honor of labor collectives that raised money for its construction, was widely used in tank units. Until the end of 1943, the number of such equipment has steadily increased. In the end, the names of labor collectives, regions or republics, the funds of which were built weapon, supplanted the typical slogans of the initial period of the war.


In 1942, the Saratov collective farmer Ferapont Petrovich Golovaty initiated the new patriotic initiative. Contributing money to the local branch of the Defense Fund, he wished for the fighter built on his savings to bear his name. Soon this noble undertaking became widespread.

In the patriotic movement to raise funds for the armament of the Red Army there were even advanced workers. These were citizens who contributed tens of thousands of rubles to the Defense Fund. For example, the 75-year-old collective farmer of the Paris Commune artel, Kalacheevsky district of the Voronezh region, Erast Fedorovich Kramarev twice contributed 100 thousands of rubles - per tank and plane. 300 thousand rubles for the construction of three combat aircraft contributed Voronezh collective farmer from the village of Antonovka Rossoshansky district M. A. Palyanichko. Three combat aircraft were bought for the front by a collective farmer from the village of Olshan of the Dvurechansky district of the Kharkiv region A.D. Vlasenko and the collective farmer of the Kurilovsky district of the Saratov region A.S. Selivanov.

Many people, not only in the Soviet Union, but also abroad, made personal contributions to the Defense Fund. For example, the composer and musician Sergei Vasilievich Rachmaninov transferred to the Red Army fund a fee from several concerts that he gave in the USA.

Large amounts were donated by the donors who refused to pay for the donated blood in favor of the Defense Fund. There were small divisions of the Fund, for example, such as the Mother’s Revenge fund, on whose funds the tank column Mother of the Front-line Soldier was built.

Billions were collected


Mass collection of funds for the production of weapons, radio stations, equipment and clothing began in the 1941 year and continued until the end of World War II. In total, the Defense Fund and the Red Army Fund received more than 17 billion in cash, 13 kg of platinum, 131 kg of gold, 9519 kg of silver, 1,7 billion rubles of jewelry, more than 4,5 billion rubles of government bonds. According to the most conservative estimates, more than 2500 combat aircraft, several thousand tanks, 8 submarines, 16 high-speed torpedo boats were built on voluntary donations of the population during the war. And in addition, the front needed uniforms and medicines, warm short fur coats and boots, special equipment and machinery, cars and tractors, steam locomotives and wagons, firewood and coal, spare parts and much, much more.

Military equipment and equipment manufactured at the expense of citizens of the USSR played a significant role in the approach of Victory. This was especially important in the 1941 — 1943 years, when the situation on the fronts was often critical. Tanks and guns, planes and ships with the names of simple toilers on the sides gave the fighters and commanders confidence in victory, because this was a clear proof of the unity of the front and rear.

Who ensured the work of the Fund


A few words about how the work of the Defense Fund was carried out. It was provided by employees of savings banks and branches of the State Bank of the USSR. In all its branches, special accounts were opened to which charitable contributions were accepted. Cash, gold and silver items, royalties and government bonuses, government loan bonds, cash and lottery wins, funds earned on Sundays and subbotniks, and profits from the sale of crops obtained from superplanned “hectares of defense” were transferred to the Defense Fund.

The savings banks of the State Bank of the USSR received and recorded charitable contributions from enterprises, public organizations, and the public. All funds that came into the balance account No. 14 “Country Defense Fund” were credited exclusively to the union budget. They were targeted spending on the country's defense. Of course, a lot of campaigning was conducted to raise funds for the Defense Fund, and then for the construction of personalized military equipment. Propaganda was carried out by state and local authorities, the media, employees of the branches of the USSR State Bank.

The activities of the financial institutions of the USSR during the war were clear and well organized. In addition to filling the Defense Fund and the Red Army Fund with funds from the population, employees of the branches of the State Bank implemented securities among citizens - bonds of four military government loans worth 72 billion rubles. To understand whether it is a lot or a little, it’s enough to say the following: 15% of all USSR military expenditures were covered only through these loans.

In addition, during the 1941-1945 period, four cash and clothing lotteries were held, which brought the state 13 billions of rubles in revenue. In total, during the war years, population payments accounted for one third of all revenues to the state budget and almost half of direct military expenditures, including approximately 20% of voluntary contributions.

The fight against inflation


The Defense Fund successfully performed another function, no less important than the supply of the Red Army with weapons and equipment. We are talking about the fight against inflation - an inevitable crisis in times of military conflict. During the Great Patriotic War, the USSR suffered enormous losses from the loss of natural and human resources, from the evacuation of industrial enterprises to the rear and the restructuring of the national economy on a war footing.

Under such conditions, the militarized economy of the country could not provide a sufficient number of people with basic goods, primarily food and clothing. The shortage of these goods led to an increase in prices on natural markets in all corners of the USSR, but there was not much inflation during the war.

This was made possible thanks to the financial policy of the state, which provided, in particular, the introduction of a card system for essential goods and the exclusion of excess money from circulation. The activities of various funds, primarily the Defense Fund, the organization of state loans and monetary and clothing lotteries contributed to the solution of this most important task. As a result, during the years of World War II, the USSR never resorted to money emission, and state prices remained stable until the very Victory.

List of sources used

1. Alieva S.K. Material and financial assistance to workers of the North Caucasus of the Red Army during the Great Patriotic War 1941 - 1945 Based on the materials of the Adygea, Karachaev, Cherkess auth. region .. and the Kabardino-Balkarian Autonomous Soviet Socialist Republic: author. dis. Cand. East. sciences. - Karachaevsk, 2001. - 176 sec.
2. Volobuev A.V. Material and financial assistance to the rear front during the Great Patriotic War. Based on materials from the regions of the Central Black Earth Region: Author. dis. Cand. East. sciences. - Kursk, 2009. - 185 sec.
3. Istoriya mist i sіl Ukrainian RSR. Kharkivsk region. - Kiev: Head office of the URE AN URSR. - 1966. - 1096 sec.
4. History cities and villages of the Ukrainian SSR. Kharkov region. - Kiev: Institute of History, Academy of Sciences of the Ukrainian SSR. - 1976. - 722 sec.
5. Sinitsyn A. M. National assistance to the front / A. M. Sinitsin; M .: Military Publishing House, 1975. - 425 sec.
6. Ukrainian SSR in the Great Patriotic War of the Soviet Union 1941-1945 T. 1. Kiev: Publishing House of Political Literature of Ukraine, 1975. - 543 c .: ill.
7. Ukrainian PCP at the Great International Forum of the Radian Union 1941 - 1945 p. T. 2. K .: View of the political literature of Ukraine, 1968 p. - 517 S.: Il.
8. Ukrainian PCP at the Great International Forum of the Radian Union 1941 - 1945 p. T. 3. K .: Vidavnictvo politichno ї lіteraturi Ukrainy, 1969 p. - 453 S.: Il.
9. V. Cherepanov. Nationwide assistance to the front during the Great Patriotic War: Abstract of a dis. Dr. ist sciences. - M., 1994. - 493 with.
Author:
Vadim Tarasenko
Photos used:
historyrussia.org
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

К 78-й годовщине создания Фонда обороны СССР

Ровно 78 лет назад, 1 августа 1941 года, был создан Фонд обороны СССР. Его роли в Великой Отечественной войне и приближении Победы над нацизмом посвящена эта статья.




От стихийного сбора средств до создания Фонда обороны


22 июня 1941 года мирная жизнь советских граждан была разрушена известием о нападении фашистской Германии. Уже через несколько дней после начала войны начался стихийный сбор средств для нужд Красной армии. Люди поняли, что в их дом пришла беда, и теперь от каждого зависело, как будут развиваться дальнейшие события. Поэтому трудовые коллективы и отдельные граждане стали вносить свои сбережения в созданный для этой цели Фонд обороны.

29 июля 1941 в газете «Правда» был опубликован обзор писем читателей под таким заглавием: «Трудящиеся предлагают создать Фонд обороны». Через три дня, 1 августа 1941 года, в передовой статье «Правды» вышла статья «Фонд обороны — новое проявление советского патриотизма», где было сказано:
«Фонд обороны возник стихийно. Ему надо придать соответствующие организационные формы — об этом должны позаботиться партийные, профсоюзные и комсомольские организации».


Так стало известно о создании в Государственном банке СССР отдельного Фонда для сбора средств на нужды обороны.

Движение за создание Фонда обороны получило массовый отклик среди населения и стало свидетельством всенародной поддержки Красной армии в ее борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В условиях войны, когда в государстве неизбежно обострилась финансовая проблема, это движение стало бесценным источником пополнения государственного бюджета.

Наполнение Фонда шло за счёт добровольных пожертвований граждан и трудовых коллективов. Соответственно, взносы были индивидуальными и коллективными. Первыми откликнулись на призыв рабочие московских заводов. Они и были первыми вкладчиками Фонда. Их почин тут же подхватили труженики со всех уголков страны.

Уже к середине августа 1941 года на счет Госбанка поступило 5 миллионов рублей, а уже к 1 ноября эта сумма достигла 1 миллиарда рублей. Жители городов и сёл перечисляли в Фонд часть своей зарплаты, ценные вещи, облигации государственных займов. Также в Фонд обороны отчислялись трудодни, компенсации за неиспользованные отпуска, средства, вырученные от субботников и сверхурочных работ, а также сверхплановая продукция оборонных предприятий. Например, в первые дни войны рабочие из Харькова собрали несколько миллионов рублей, а в июле 1941 года все работающие харьковчане перечислили на нужды обороны свой однодневный заработок.

На танки и самолёты


Деятельность Фонда обороны в начальный период войны имела свои особенности. Первые полтора месяца войны это движение вообще не имело четких организационных форм. Как в центре, так и на местах, прием денежных взносов осуществляли различные организации и заведения.

Количественные и качественные сдвиги произошли в конце 1942 — в начале 1943 года. В значительной степени это было предопределено победой Красной армии под Сталинградом. Именно в дни разгрома группировки Паулюса во многих областях и краях СССР начался массовый сбор средств на строительство новых танковых колонн и эскадрилий боевых самолетов.

Важную роль в развертывании этого движения сыграли жители Тамбовской и Курской областей. Так, в ноябре 1942 года на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник» жители Тамбовской области собрали 40 миллионов рублей. А население Курской области до 22 января 1943 года собрало 633 тысячи рублей, в том числе 247 тысяч рублей было внесено жителями временно оккупированных районов.

Начиная с осени 1941 года, в отличие от взносов первых месяцев войны, денежные средства стали направляться не на оборону вообще, а на строительство конкретных видов боевой техники. Это можно заметить и по тому, какие названия стали получать образцы вооружений, построенных на благотворительные взносы. К примеру, если в июне — августе 1941 года общепринятыми были надписи типа: «Смерть фашистам», «За Родину», «За партию большевиков», «За Сталина», то уже осенью того же года всё чаще на фронт стали поступать танки и самолеты с именами тех, на чьи средства они были построены.

Уже осенью 1941 года в авиаполках ВВС РККА появились именные эскадрильи самолётов: «Омский комсомолец», «Новосибирский комсомолец», «МОПРовец Кировской области», «Солнечный Киргизстан», «Саратовский колхозник», «Хабаровский комсомолец» и другие. Такой же обычай — называть технику в честь трудовых коллективов, собравших на её строительство деньги, получил широкое распространение и в танковых частях. До конца 1943 года количество такой техники неуклонно росло. В конечном итоге названия трудовых коллективов, областей или республик, на средства которых было построено оружие, вытеснили типичные лозунги начального периода войны.


В 1942 году саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый стал инициатором нового патриотического почина. Внося деньги в местное отделение Фонда обороны, он пожелал, чтобы построенный на его сбережения истребитель носил его имя. Вскоре это благородное начинание стало массовым.

В патриотическом движении по сбору средств на вооружение Красной армии были даже передовики. Это были граждане, которые вносили в Фонд обороны десятки тысяч рублей. К примеру, 75-летний колхозник артели «Парижская коммуна» Калачеевского района Воронежской области Эраст Федорович Крамарев дважды вносил по 100 тысяч рублей – на танк и самолёт. 300 тысяч рублей на строительство трех боевых самолетов внёс воронежский колхозник из села Антоновка Россошанского района М. А. Паляничко. По три боевых самолета купили для фронта колхозник из села Ольшана Двуречанского района Харьковской области А. Д. Власенко и колхозница Куриловського района Саратовской области А. С. Селиванова.

Многие люди не только в Советском Союзе, но и за рубежом, делали персональные взносы в Фонд обороны. Например, композитор и музыкант Сергей Васильевич Рахманинов перечислил в фонд Красной Армии денежный сбор от нескольких концертов, которые он дал в США.

Большие суммы на помощь фронта отчисляли доноры, которые отказывались от оплаты за сданную кровь в пользу Фонда обороны. Существовали небольшие подразделения Фонда, например такие, как фонд «Месть матери», на средства которого была построена танковая колонна «Мать фронтовика».

Были собраны миллиарды


Массовый сбор средств для производства оружия, радиостанций, снаряжения и одежды начался в 1941 году и продолжался вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Всего в Фонд обороны и Фонд Красной Армии поступило более 17 миллиардов наличными деньгами, 13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,7 миллиарда рублей драгоценностей, больше 4,5 миллиарда рублей облигаций государственных займов. По самым скромным подсчётам, на добровольные пожертвования населения в годы войны было построено более 2500 боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 быстроходных торпедных катеров. А кроме того, фронту нужны были обмундирование и медикаменты, теплое полушубки и валенки, специальная техника и оборудование, машины и тягачи, паровозы и вагоны, дрова и уголь, запасные части и многое-многое другое.

Военная техника и снаряжение, изготовленные на средства граждан СССР, сыграли значительную роль в приближении Победы. Особенно это было важно в 1941—1943 гг., когда ситуация на фронтах зачастую была критической. Танки и пушки, самолеты и корабли с именами простых тружеников на бортах вселяли у бойцов и командиров уверенность в победе, потому что это было наглядное доказательство единства фронта и тыла.

Кто обеспечивал работу Фонда


Несколько слов о том, как осуществлялась работа Фонда обороны. Её обеспечивали сотрудники сберкасс и филиалов Государственного банка СССР. Во всех его отделениях были открыты специальные счета, на которые принимались благотворительные взносы. В Фонд обороны передавались денежные средства, золотые и серебряные вещи, авторские гонорары и государственные премии, облигации государственных займов, выигрыши по денежно-вещевым лотереям, средства, заработанные на воскресниках и субботниках, прибыли от продажи урожая, полученного из сверхплановых «гектаров обороны».

Сберегательные кассы Госбанка СССР осуществляли приём и учёт благотворительных взносов от предприятий, общественных организаций и населения. Все средства, которые приходили на балансовый счет № 14 «Фонд обороны страны», засчитывались исключительно в союзный бюджет. Они шли целевыми расходами на оборону страны. Конечно же, проводилась большая агитационная работа по сбору средств для Фонда обороны, а потом и на строительство именной военной техники. Пропаганда велась государственными и местными органами власти, средствами массовой информации, сотрудниками филиалов Государственного банка СССР.

Деятельность финансовых учреждений СССР в годы войны была чёткой и хорошо организованной. Кроме наполнения Фонда обороны и фонда Красной армии средствами от населения, работники филиалов Госбанка осуществили реализацию среди граждан ценных бумаг – облигаций четырех военных государственных займов на сумму 72 миллиарда рублей. Чтобы понять, много это или мало, достаточно сказать вот о чём: только за счёт этих займов было покрыто 15% всех военных расходов СССР.

Кроме этого, за период 1941—1945 годов были проведены четыре денежно-вещевые лотереи, которые принесли государству 13 миллиардов рублей дохода. Всего за годы войны платежи населения составили треть всех поступлений в государственный бюджет и почти половину прямых военных расходов, в том числе приблизительно 20% составили добровольные взносы.

Борьба с инфляцией


Фонд обороны успешно выполнял ещё одну функцию, не менее важную, чем снабжение РККА оружием и техникой. Речь идёт о борьбе с инфляцией — неминуемым кризисным явлением во время военных конфликтов. В годы Великой Отечественной войны СССР понёс огромные убытки от потери природных и человеческих ресурсов, от эвакуации промышленных предприятий в глубокий тыл и перестройки народного хозяйства на военный лад.

В таких условиях милитаризированная экономика страны не могла обеспечить в достаточном количестве население товарами первой необходимости, в первую очередь продовольствием и одеждой. Дефицит этих товаров привёл к росту цен на стихийных рынках во всех уголках СССР, однако большой инфляции в годы войны не было.

Это стало возможным благодаря финансовой политике государства, которая предусматривала, в частности, введение карточной системы на товары первой необходимости и исключение из обращения лишней денежной массы. Деятельность различных фондов, в первую очередь Фонда обороны, организация государственных займов и денежно-вещевых лотерей способствовали решению этой важнейшей задачи. В результате СССР за годы Великой Отечественной войны ни разу не прибегал к денежной эмиссии, и государственные цены оставались стабильными до самой Победы.

Список использованных источников

1. Алиева С. К. Материальная и финансовая помощь трудящихся Северного Кавказа Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. На материалах Адыгейской, Карачаевской, Черкесской авт. обл.. и Кабардино-Балкарской АССР: автореф. дис. канд. ист. наук. — Карачаевск, 2001. — 176 с.
2. Волобуев А. В. Материальная и финансовая помощь тыла фронту в годы Великой Отечественной войны. На материалах областей Центрального Черноземья: Автореф. дис. канд. ист. наук. — Курск, 2009. — 185 с.
3. Історія міст і сіл Української РСР. Харківська область. — Киев: Головна редакція УРЕ АН УРСР. — 1966. — 1096 с.
4. История городов и сел УССР. Харьковская область. — Киев: Институт истории АН УССР. — 1976. — 722 с.
5. Синицын А. М. Всенародная помощь фронту / А. М. Синицин; М.: Воениздат, 1975. — 425 с.
6. Украинская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. Т. 1. Киев: Изд-во политической литературы Украины, 1975. — 543 с.: ил.
7. Українська РСР у Великій Вітчизняній війні Радянського Союзу 1941 – 1945 рр. Т. 2. К.: Вид-во політичної літератури України, 1968 р. — 517 с.: ил.
8. Українська РСР у Великій Вітчизняній війні Радянського Союзу 1941 – 1945 рр. Т. 3. К.: Видавництво політичної літератури України, 1969 р. — 453 с.: ил.
9. Черепанов В. В. Всенародная помощь фронту в годы Великой Отечественной войны: Автореферат дис. докт. ист. наук. — М., 1994. — 493 с.
Автор:
Вадим Тарасенко
Использованы фотографии:
historyrussia.org
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти