Битва за Арктику. Почему планы США обречены на провал и чего боятся адмиралы?

39
США продолжают претендовать на Северный морской путь. Отвечая на введение новых российских правил передвижения по Северному морскому пути, в Вашингтоне заявили, что летом 2019 года проведут в Арктике некие «значительные операции».





Почему Северный морской путь потребовал новых правил?


В марте 2019 года правительство Российской Федерации объявило о введении новых правил прохода по Северному морскому пути для иностранных военных кораблей. Согласно новому закону, любой проход военного корабля другой страны вдоль арктического побережья Российской Федерации следует согласовывать с российскими властями.

Иностранным государствам теперь необходимо уведомлять Россию о проходе кораблей по Северному морскому пути за 45 суток до его начала. И уведомление это носит обязательный характер. Но к уведомлению новые правила не сводятся – на борту любого иностранного военного корабля должен присутствовать российский лоцман, который и поведет корабль вдоль арктического побережья России.

О том, что Россия ужесточит правила перемещения по Северному морскому пути, стало известно еще летом 2018 года. Год назад, в августе 2018 года министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в современных условиях арктические пространства стали объектом экономических и военно-стратегических интересов ряда стран мира. В связи с этим перед Вооруженными силами Российской Федерации встала задача по обеспечению защиты российских национальных интересов и неприкосновенности российских границ в Арктике.

Битва за Арктику. Почему планы США обречены на провал и чего боятся адмиралы? Затем, в ноябре 2018 года начальник Национального центра управления обороной России генерал-полковник Михаил Мизинцев заявил о том, что в ближайшее время Российская Федерация ограничит возможность прохождения по Северному морскому пути иностранных военных кораблей. И уже затем, после заявлений высокопоставленных военных, было принято соответствующее решение Правительства Российской Федерации. Перед тем, как были приняты новые правила, специалисты целого ряда ведомств проанализировали возможные способы совершенствования российских законов, регулирующих арктическое судоходство.

Собственно, к такому решению российское руководство подтолкнули как раз действия других стран, в первую очередь – Соединенных Штатов Америки, которые все активнее стали заявлять о своих претензиях на Арктику. Американцев можно понять – для них Северный морской путь является наикратчайшим путем в Европу, и это если говорить только о преимуществах Арктики в судоходстве. Кроме того, в США прекрасно понимают военно-стратегический потенциал арктического пространства, его важность для выстраивания планов сдерживания, под которыми в Пентагоне маскируют свои агрессивные устремления в отношении России.

Как обычно, в США прикрываются некими «международными интересами», соображениями «безопасности международного морского судоходства». На самом деле, все куда прозаичнее – США положили глаз на Русскую Арктику и усиленно проталкивают мысль о том, что арктические пространства якобы принадлежат не стране, которая выходит к арктическим морям своими берегами и имеет самое большое арктическое побережье, а некоему «мировому сообществу». Но Северный морской путь пролегает непосредственно вдоль морских границ России и он просто не может не находиться под российским контролем, так как любое иное положение вещей просто поставит под угрозу безопасность российского государства.

В конце февраля 2019 года, незадолго до того, как российское правительство ввело новые правила судоходства в Арктике, командующий Военно-морскими силами США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго (на фото) сделал весьма говорящее заявление, суть которого сводилась к тому, что США не допустят утверждения российского и китайского господства в Арктике. При этом адмирал не удержался и от прямого покушения на российские интересы в своем выступлении.



Русские «считают Арктику своей собственностью», хотя это — международная территория. Это ничьи воды. К ним должны иметь свободный доступ все страны Арктического совета, а мы являемся его членом,

— подчеркнул адмирал Джеймс Фогго.

Эти слова американского флотоводца – лучшее подтверждение правоты российского правительства, введшего новые правила судоходства в Арктике, поскольку они наглядно иллюстрируют наличие у США агрессивных планов относительно арктического пространства и морских коммуникаций в северных морях, примыкающих к российскому побережью.

Операцию по «свободе навигации» планируется проводить посредством участия ВМС США и Корпуса морской пехоты США. Министр военно-морских сил Ричард Спенсер подчеркнул, что арктические операции начнутся летом – осенью 2019 года. Командующий Корпусом морской пехоты генерал Роберт Неллер рассказал, что части морской пехоты будут готовить на Аляске в масштабах, прежде невиданных. Уже одни эти заявления заставляют Россию более внимательно отнестись к безопасности своих арктических рубежей.



США ссылаются на свое право ходить по Северному морскому пути


Строго говоря, Соединенные Штаты Америки имеют претензии по арктическому судоходству не только к России, но и к своему ближайшему соседу и союзнику по блоку НАТО – Канаде. От Оттавы Вашингтон требует обеспечить экстерриториальность Северо-Западного прохода. Впрочем, пока Северо-Западный проход не испытал на себе последствий глобального потепления – он скован многолетним льдом, пробить который не под силу не только американским, но и российским ледоколам.

Но для США право на арктическое судоходство – дело принципа. Именно для того, чтобы это право отстоять, американское руководство и заявляет о возможности проведения в районе Северного морского пути т.н. «операции по свободе навигации».

Адвокат Илья Рейзер, который долгое время исследует правовые аспекты присутствия России в Арктике, обращает внимание на наличие определенной правовой коллизии.

— Есть ли у США действительно какие-то основания претендовать на свободный проход в арктических морях?

— Вопрос это довольно сложный, лежащий в сфере международного морского права. Конвенция ООН по морскому судоходству действительно предусматривает право свободного мирного прохода через Арктику и стоит понимать, что часть Северного морского пути лежит в экономической зоне, где разрешено свободное судоходство. Но другая часть СМП проходит в российских территориальных водах и поскольку Северный морской путь – это единая магистраль, то иностранным кораблям волей-неволей, а придется следовать через российские территориальные воды.

— То есть Россия все же имеет право регулировать судоходство в арктических морях?

— Есть 155-й федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». И в соответствии с законом, к территориальным водам России относятся воды, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации. Кстати, законодательное регулирование судоходства в арктических морях имеет давнюю историю – еще в 1893 году появилась Инструкция, согласно которой «под суверенитет России подпадают все заливы, бухты и рейды русского побережья Северного Ледовитого океана и все Белое море к югу от линий, соединяющих входные мысы».

— Но ведь существующая правовая коллизия позволяет судам США и других государств все же претендовать на проход по Северному морскому пути?

— Формальных прав брать под контроль весь Северный морской путь у России действительно нет, но ведь и свобода судоходства по отдельно взятым участкам морского пути не имеет для Соединенных Штатов, Великобритании, Китая или любого другого государства принципиального значения. Поскольку пройти Северный морской путь, не затрагивая территориальные воды Российской Федерации, практически невозможно. Значит, у России в любом случае придется брать разрешение. И не только разрешение. Без российской навигации прохождение через СМП представляется крайне сложной и рискованной задачей.

Американский адмирал Пол Цукунфт, в 2014-2018 гг. занимавший пост коменданта Береговой охраны США, признавался, что во время службы его самым большим кошмаром было бы застревание американского военного корабля в Северном океане с нерадостной перспективой звать на помощь российские ледоколы. Для Соединенных Штатов такое развитие событий действительно было бы настоящим позором, поскольку бы показало всему миру неготовность США к арктическому судоходству и зависимость от России.

Кроме того, есть еще и такой нюанс, как обеспечение экологической безопасности. В соответствии с международным правом, как отмечает адвокат Илья Рейзер, Россия отвечает за охрану окружающей среды в своих прибрежных зонах, в том числе и в арктических. Неконтролируемый проход судов по Северному морскому пути повлечет за собой неизбежные риски для экологии. Поэтому вполне можно создать пару национальных парков в прибрежных зонах и уже на одном этом основании не пропускать без разрешений от российских властей иностранные суда через данные участки Северного морского пути.

Что мешает США присутствовать в Арктике


Для присутствия в арктическом пространстве у Соединенных Штатов Америки есть и еще одно серьезнейшее препятствие, которое прямо не связано с российским контролем над Северным морским путем. У США так и нет полноценного боевого флота ледового класса. Поэтому когда министр военно-морских сил США Ричард Спенсер заговорил о необходимости проведения операции по свободе навигации в северных морях, он, мягко говоря, лукавил. Ведь вести американские военные корабли по Северному морскому пути просто некому.

У США есть единственный средний ледокол USCGC Healy. Спущенный на воду в 1997 году, этот ледокол является крупнейшим судном Береговой охраны США. За двадцать с лишним лет службы он не раз удостаивался наград со стороны американского руководства за участие в многочисленных операциях в северных морях. Судно сопровождало научные и спасательные экспедиции, а 5 сентября 2015 года стало первым несопровождаемым американским судном, достигшим Северного полюса.



Но USCGC Healy забронирован до конца текущего года. Это означает, что в проводке американских военных кораблей по Арктике в ближайшее время он уже не может принять участия. И хотя далеко не все участки Северного морского пути покрыты льдом, в случае проведения операции по свободе навигации американским кораблям (или кораблю) в любом случае придется преодолевать льды. Но что делать в этом случае? Без посторонней помощи американские корабли льды не преодолеют, значит придется обращаться к той самой России, ради свободы от контроля которой и планируется проводить в северных морях операцию.

Многие эксперты справедливо отмечают, что подлинное разрешение на навигацию в северных морях выдают не государственные структуры, а сами льды. И это действительно так. Если страна не имеет возможностей для обеспечения судоходства через покрытые льдами участки северных морей, то о какой «свободной навигации» в Северном морском пути можно вообще говорить? И если Россия имеет колоссальный опыт арктического судоходства и обладает высококлассными ледоколами и навигационными системами, то у Соединенных Штатов возможности несоизмеримо ниже. И прежде чем заявлять амбиции, стоит сначала создать все необходимые условия для претворения желаемого в действительное.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 августа 2019 05:02
    Ситуация очень напоминает обстановку в Ормудзком проливе который принадлежит Ирану и по которому идёт транзит нефти из СА,только случись что на СМП, вряд-ли у США получится собрать коалицию, а даже если и получится тем хуже для нее(коалиции).
    1. +11
      5 августа 2019 06:34
      Цитата: Дмитрий Потапов
      напоминает обстановку в Ормудзком проливе который принадлежит Ирану

      Простите,Ормузский пролив не принадлежит Ирану.А СМП-наш!
      1. +9
        5 августа 2019 07:36
        А кому неуд по географии поставить,а,господа минусёры?Ормузский пролив-НЕ внутренний пролив Ирана!Жертвы ЕГЭ,вы хоть знаете,где он?А я ходил там wink
        1. -6
          5 августа 2019 10:20
          Цитата: Destiny
          А кому неуд по географии поставить,а,господа минусёры?Ормузский пролив-НЕ внутренний пролив Ирана!Жертвы ЕГЭ,вы хоть знаете,где он?А я ходил там wink

          Знаем, жетва ЕГЭ знаем, как и то, что там нет нейтральных вод, и корабли идут через воды принадлежащие Оману и Ирану, и последний может спокойно запретить прохождение через свои терр. воды.
          ЗЫ: очень сомневаюсь, что вы ходили куда-то дальше ближайшей лужи с карасями.
          1. +1
            5 августа 2019 10:32
            Основываясь на международном морском праве или Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, Ормузский пролив является "международным проливом", потому что это единственные ворота между Персидским заливом и открытым морем. Во всех таких проливах все суда имеют право транзита, и страны, прилегающие к проливу, не должны отказывать в этом праве транзита и должны информировать всех соответствующих должностных лиц о любой опасности, которая может угрожать судам или самолетам, проходящим через пролив. Согласно международным законам и конвенциям, право транзита не может быть приостановлено.
            Спешел фор ю,жертва много чего,и не только ЕГЭ...
            1. -2
              5 августа 2019 11:38
              Цитата: Destiny
              Спешел фор ю,жертва много чего,и не только ЕГЭ...

              В случае угрозы любая страна имеет согласно тем же международным законам право на самоборону и закрытие терр. вод. Иди уроки делай.
            2. 0
              6 августа 2019 11:05
              Цитата: Destiny
              Согласно международным законам

              Нет таких в природе.
              Цитата: Destiny
              и конвенциям,

              А вот это всего лишь договор или соглашение между государствами, и которое не является обязательным, если оно противоречит национальной безопасности или внутренним законам, что нам наглядно доказали США при выходе из ДРСМД.
              Так что Иран может в своих территориальных водах перекрыть движение всех судов мира, и ничего с ними никто не поделает, потому что в противном случае придется начать войну против этой страны. Вы думаете кто-то сейчас готов это сделать?
      2. Комментарий был удален.
      3. +4
        5 августа 2019 10:32
        Правильнее все-таки сказать, что по СМП нельзя пройти, минуя наши воды. Но суть схвачена правильно.
    2. +1
      5 августа 2019 06:38
      Вот у американцев губёшки затряслись....
      Как так самых "Главных", Россия опрокидывает!!!
      (причём в который раз подряд)
      drinks
      1. +1
        6 августа 2019 00:08
        ...в Вашингтоне заявили, что летом 2019 года проведут в Арктике некие «значительные операции».

        Ну так вам, морским ковбоям с добрыми глазами (на фото), Минобороны России говорит русским по чёрному - уведомите за 45 суток и проводите некие (иные, невербальные, желто-голубые, спущенно-надутые, полосато-звездные...) "значительные операции" crying
  2. +3
    5 августа 2019 05:48
    Не,а чо,пусть шпарят прямиком через Полюс ,как Шпаро(каламбур ,однако),как на фото к статье.
    Можно вдоль Аляски ,Гренландии ,даже покороче выйдет.
    Могу ещё маршруты указать: идти лесом ,например!
  3. +4
    5 августа 2019 06:47
    Что понравилось в статье пояснения Ильи Рейзера.
  4. +2
    5 августа 2019 06:51
    Почему то, больше обращает внимание Китай на это всё. Штаты привыкли пальцы гнуть и орать в рупор, а за ширмой ... . А Китай штамповщик, со скоростью кролика, да и учится (адаптируется ) быстро. Вот они то и могут загадить Арктику своим присутствием и " Удобрениями ".
  5. +5
    5 августа 2019 07:07
    в Вашингтоне заявили, что летом 2019 года проведут в Арктике некие «значительные операции».
    Я так понимаю, что Россия просто обязана испугаться (по американскому мнению) "значительных операций" и принять правила, которые напишут американцы. С американскими адмиралами и политиками все давно понятно, но все же хоть какой-то предел разумности у них должен существовать? Зазвездились "исключительные" до предела не смотря на то, что только за последний год их послали куда подальше КНДР, Венесуэла, Турция, Иран..., Европа уже посматривает косо. Наверное хочется большего и с пинком.
  6. 0
    5 августа 2019 08:00
    Куда они лезут,ведь в районе СМП холоднее чем в Норвегии и "памперсы" мгновенно примерзнут к их задницам! Очередная "бредятина" из цикла типа "позлить русского медведя",но они похоже ,в отличии от Билла Клинтона не знают русской пословицы:"...не буди лихо пока оно тихо..."!
  7. -1
    5 августа 2019 08:16
    почему не пишите что американцы планируют 3 ледокола в 24м -27м году выпустить дедвейтом по 33к . бюджет под 2млрд. наш самый большой 50лет победы дедвейт 27к
    1. +3
      5 августа 2019 16:56
      а почему не пишете что у нас арктика и компания на подходе, там тоже 33 с половиной, только у нас 2 уже на воду спущены, а у них планы, если уж разоблачать взялись так не останавливайтесь
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        5 августа 2019 19:17
        ответил но почему то стерли(( наверно не так патриотично . извиняйте
  8. +1
    5 августа 2019 08:22
    Мое отношение к Арктике известно.Тем не менее я не пойму американцев.Мы же не лезем на канадский север.Об освоении Арктики я лучше промолчу.Я противник того,чтобы в течении одной жизни решать такие вопросы.
  9. +1
    5 августа 2019 08:48
    Мне вот что интересно: на картах СССР были т.н. "полярные владения СССР", которые попросту начинались на меридианах северных границ (условно Мурманск-Чукотка) и как кусок арбуза простирались до самого Северного полюса. Это было чистой формальностью или действительно аналогом наших внутренних вод. И куда эти полярные владения делись нынче?
    1. 0
      10 августа 2019 08:14
      Там и есть.Более того,оффициально повторно признанные ООН за Россией.Просто начиная с конца 90х США несчитают нужным маскировать свои притязания на чужое имущество и никак не могут понять что время когда Россия их боялась,если такие вообще были,закончились.
  10. 0
    5 августа 2019 09:04
    Если американцы решат пройти севморпутем, то им придется обходить Северную Землю и Новую Землю с севера, что довольно сложно, а иначе придется пересекать территориальные воды. На Северной земле - там как раз почти в 24 мили пролив, если я правильно измерил. Укладываемся. )
  11. -1
    5 августа 2019 09:23
    Американцев можно понять – для них Северный морской путь является наикратчайшим путем в Европу, и это если говорить только о преимуществах Арктики в судоходстве.

    У них другие цели!!!

  12. -1
    5 августа 2019 09:43
    Русские «считают Арктику своей собственностью», хотя это — международная территория. Это ничьи воды
    Омериганофский ваяка насмешил, сказал, как в пустую бочку пёрнул. Клоун
  13. -1
    5 августа 2019 11:22
    Наша планета круглая, а значит американцы в кооперации с канадцами вполне могли организовать свой северный морской путь, почти такой же протяжённость и никто бы там не стал мешать.
    1. +1
      5 августа 2019 16:59
      там лды против, если я чего то не путаю
      1. -1
        6 августа 2019 00:23
        Можно подумать что у нас их нет, зачем, тогда атомные ледокол? Развитой инфраструктуры у канадцев нет, про ледоколы и говорить нечего. Вот они на чужой пирог рот и разевают. Путь пусть будет международный т. е. американский, а обслуживают его пусть русские и желательно даром.
        1. 0
          12 августа 2019 07:20
          толщина льдов разная, у них многолетний у нас тает летом
  14. +2
    5 августа 2019 11:51
    Зачем приводить мнение тупого как обух Ильи Рейзнера? laughing

    Согласно статьи 19 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года коммерческое судно или военный корабль любого государства имеет право мирного прохода через российские территориальные воды в Северном Ледовитом океане (полоса шириной 12 морских миль от побережья РФ) при соблюдении следующих условий (пункт 2):

    "Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:
    a) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической
    независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;
    b) любые маневры или учения с оружием любого вида;
    c) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
    d) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
    e) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
    f) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
    g) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
    h) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;
    i) любую рыболовную деятельность;
    j) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
    k) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
    l) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу."

    Для контроля соблюдения пункта 2 статьи 19 государство, осуществляющее суверенитет над территориальными водами, имеет право устанавливать сроки уведомления о мирном проходе судов и кораблей для предварительной проверки на соответствие условий Конвенции и отказывать в проходе в случае ожидаемых нарушений, а также высаживать лоцманскую команду на борт судна или корабля для контроля за фактическим соблюдением указанных условий (за счет принимающей стороны).
    1. -1
      6 августа 2019 00:36
      Как не вспомнить пословицу:"Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Что-то "партнёры" обо всём этом вспоминают только тогда, когда у них нос начинает чесаться.
  15. -1
    5 августа 2019 14:35
    Кхе-кхе, тут у меня пикча завалялась на данную тему.)
  16. 0
    5 августа 2019 19:50
    Ну Арктикой может владеть тот ,кто форватары знает и движениями льдов ,ветра и т.д..Тоесть те кто долгое время изучал Арктику ..А это только русские делали !
    Так что господа ,лучше не суйтесь !
    1. -1
      5 августа 2019 19:55
      Цитата: Likvidator
      Ну Арктикой может владеть тот ,кто форватары знает и движениями льдов ,ветра и т.д..Тоесть те кто долгое время изучал Арктику ..А это только русские делали !
      Так что господа ,лучше не суйтесь !

      ничего что на фото штатовская лодка ? belay

      Сообщая о плаваниях американских подводных лодок в Антарктике и Арктике в период, предшествовавший подледным походам атомной подводной лодки «Скейт», автор книги «Подо льдом к полюсу» предпочитает не касаться истинной целенаправленности этих плаваний. Однако тот факт, что эти плавания были организованы командованием военно-морских сил и что в них участвовали боевые лодки, не оставляет сомнений относительно целей руководителей Пентагона.

      В 1946–1947 годах была организована и проведена большая антарктическая экспедиция под кодовым наименованием «операция Хайджамп». Как отмечает Калверт, эта экспедиция явилась первой из большой серии послевоенных антарктических экспедиций, организованных командованием ВМС США. Изучение возможности использования подводных лодок в ледовых условиях было продолжено в 1947 году подводной лодкой «Борфиш». Испытания проводились у кромки арктических паковых льдов в северной части Тихого океана. Подледные плавания лодок военное руководство США не прекращало и в следующем году. [9]

      Летом 1948 года в Арктику была направлена дизель-аккумуляторная подводная лодка «Карп», оборудованная эхоледомером. Испытание проводилось в районе Берингова пролива. В 1952 году в Арктику вышла подводная лодка «Редфиш», также оборудованная эхоледомером.
      30 июля 1958 года «Скейт» вышла в арктический поход, став второй после «Наутилуса» американской субмариной, прошедшей под Северным полюсом и первой в мире подводной лодкой, сумевшей на нём всплыть. За этот поход корабль получил награду Navy Unit Commendation.
      1. -1
        6 августа 2019 00:40
        Так субмарины для этого и строят, чтобы делать то что хочется, даже тогда, когда это не можно.
      2. 0
        15 августа 2019 04:32
        Ай-ай-ай, вот только и наши возле Манхеттена всплывали...
  17. val
    -1
    9 августа 2019 23:17
    Можно умничать,писать статьи...
    Но,правило без исключений. Англосаксы всегда добиваются своего. Рано или поздно. Лучше с ними сотрудничать,а не становиться в позу-лучше будет для России.
    1. 0
      10 августа 2019 08:21
      Сами то поняли что накарябали? fool Сотрудничать с англосаксами можно только на их условиях.А они в открытую говорят что Россия должна исчезнуть.
  18. 0
    10 августа 2019 08:33
    -Никогда не требуй того чего не можеш взять сам-
    Вито Карлеоне
    Навязать нам что то на севере ещё никому никогда не удавалось.Даже в самые стрёмные для страны времена.Военные корабли ледового класса,не ледоколы,вообще помоему есть только у нас.И я не слышал что-бы кто-то начал их активно строить.Провести за ледоколом по пробитому каналу караван это одно,а военный конвой совсем другое,тут льды и генерал мороз диктуют условия.Янки могут пыжится сколько угодно,дальше очередной базы на аляске дело не продвинется.
  19. 0
    15 августа 2019 04:26
    Нюанс лишь в проливе Вилькицкого и Карских воротах, так как это терр. воды России!!! А обогнуть Северную и Новую земли..,- я бы на это посмотрел...И можно сколько угодно верещать о международном праве и т.п., но с терр. водами считаться придется по любому, а то ведь и "Бастион" в борт может прилететь...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»