Погружающийся ракетный катер. Проект 1231 «Дельфин»

История военного кораблестроения подарила нам немало необычных проектов, которые не перестают удивлять нас спустя десятилетия. Интересные смелые задумки посещали умы многих конструкторов во всем мире. В этом плане советская кораблестроительная школа не была исключением. К необычным нереализованным проектам советского периода можно отнести погружающийся ракетный катер проекта 1231 «Дельфин», который представлял собой гибрид ракетного корабля и подводной лодки.


Погружающийся ракетный катер. Проект 1231 «Дельфин»

Вариант погружающегося ракетного катера «Дельфин» без подводных крыльев


Рождение идеи ныряющего ракетоносца


Стоит отметить, что советские конструкторы были не первыми, кто предлагал проект, сочетающий в себе качества надводного и подводного корабля. Первые попытки создать такой корабль предпринимались еще в конце XIX века. Несмотря на достаточно большое количество проектов и идей, создать надводно-подводный корабль не удалось никому. Определенных успехов на этом поле экспериментов добились французы, которые еще до начала Второй мировой войны создали необычную подводную лодку – подводный крейсер «Сюркуф», который помимо характерного для субмарин торпедного вооружения нес на борту башню с двумя 203-мм орудиями. Лодка, введенная в строй в 1929 году, осталась единственной в своем роде, до самого конца Второй мировой войны удерживая рекорд по размеру и водоизмещению. Не отказались французы от идеи создания подобных кораблей и сегодня. Так, в 2010 году на выставке EURONAVALE-2010 был представлен проект боевого корабля будущего – ныряющего фрегата SMX-25, объединяющего в себе черты надводных боевых кораблей и подводных лодок.

В Советском Союзе идею создания подобного корабля подал лично Никита Сергеевич Хрущев. Осматривая базирующиеся в Балаклаве быстроходные катера (спроектированные инженерами ЦКБ-5 и ЦКБ-19) и находящиеся там же подлодки, генсек предложил объединить их качества в новом корабле. Мысль, высказанная Хрущевым, заключалась в том, чтобы обеспечить скрытность действий флота, особенно это важно было в условиях возможной атомной войны. Тогда же «погрузить» под воду решили один из существующих или перспективных ракетных катеров.

Высказанная первым лицом государства мысль была воспринята со всей серьезностью. К работам по созданию ныряющего ракетоносца привлекли специалистов ЦКБ-19. Главным конструктором будущего малого погружающегося ракетного корабля стал начальник бюро Игорь Костецкий. Реализовывать проект планировалось на Ленинградском Морском заводе, который являлся строительной и опытной базой ЦКБ-19. В дальнейшем после объединения ЦКБ-19 и ЦКБ-5 работы по проекту возглавил начальник ЦКБ-5 Евгений Юхин. Считается, что необычный проект 1231 «Дельфин» сыграл немаловажную роль в объединении двух советских конструкторских бюро, ставших в будущем Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», которое существует и сегодня.


Французский подводный крейсер «Сюркуф»


Стоит отметить, что еще в довоенные годы в СССР существовал проект создания ныряющего катера. Считается, что первым советским конструктором, представившим такой проект, был Валериан Бжезинский, который в 1939 году работал в особом техническом бюро НКВД. Данное бюро работало в Ленинграде при заводе №196. Представленный проект погружающегося торпедного катера получил обозначение М-400 «Блоха». По замыслам разработчиков необычный корабль должен был развивать в надводном положении скорость хода 33 узла, а в подводном положении 11 узлов. Вооружить катер водоизмещением 35,3 тонны планировалось двумя 450-мм торпедными аппаратами. Строительство экспериментального корабля началось в Ленинграде в 1939 году на заводе имени А. Марти. К началу Второй мировой войны проект был завершен на 60 процентов, но в условиях блокады проект был заморожен, а после повреждения катера в результате артиллерийских обстрелов в 1942 году, полностью свернут. По замыслу разработчиков «Блохи», катер должен был сближаться с кораблями противника в подводном положении, а после торпедного залпа всплывать и выходить из боя уже в надводном положении.

Какие задачи должен был решать «Дельфин»


Главным преимуществом всех реализуемых в разные годы проектов погружаемых боевых кораблей являлась скрытность. Суда приближались к противнику в подводном положении, поэтому обнаружить их было достаточно трудно. При этом на борту планировалось размещать оружие, которое использовалось на обычных надводных кораблях. Все проекты сочетали в себе скрытность, а иногда и возможность подводного применения оружия, характерные для подводных лодок, с высокой огневой мощью и скоростью хода, как у надводных боевых кораблей.

Советский проект погружающегося малого ракетного катера «Дельфин» вписывался в данную концепцию. По замыслам разработчиков, катер проекта 1231 должен был специализироваться на нанесении внезапных ракетных ударов по боевым кораблям и транспортным судам вероятного противника. Использовать небольшие погружающиеся ракетные катера планировалось на подходах к военно-морским базам и крупным портам противника, в узких местах. Предполагалось, что корабли смогут решать задачи по отражению десантов на побережье, будут участвовать в обороне побережья и баз советского флота, осуществлять радиолокационный и гидроакустический дозор в местах базирования, действовать на морских коммуникациях противника, мешая транспортировке вооружений и грузов.

Создатели рассчитывали, что группа ракетных катеров будет заранее развернута в заданном районе, где сможет оставаться незамеченной противником, находясь длительное время в подводном положении. Сближаться с кораблями противника для атаки погружающиеся ракетные катера должны были также в подводном положении. Приблизившись к противнику, корабли всплывали и на большой скорости выходили к рубежу атаки. После пуска ракет катера вновь погружались под воду или, развив максимальную скорость хода, уходили от места боя в надводном положении. Высокая скорость и возможность погружаться под воду должны были сократить время нахождения корабля под огнем противника и защитить судно от ударов с воздуха.

Особенности конструкции катера проекта 1231 «Дельфин»


Практически с самого начала проектирования основной особенностью проекта стало движение на подводных крыльях, конструкторы остановились на такой схеме для обеспечения катеру высокой скорости хода. При этом в рамках работ рассматривались различные варианты комбинаций формы корпуса катера и подводных крыльев. Для испытаний строились модели, которые отправлялись в аэродинамическую трубу и опытный бассейн, проводились также испытания на озере. Всего было представлено три основных варианта формы корпуса и подводных крыльев: без подводных крыльев (водоизмещение до 600 тонн), с одним носовым подводным крылом (водоизмещение 440 тонн) и с двумя подводными крыльями (водоизмещение 450 тонн). При этом ширина корпуса катеров с крыльями составляла 9,12 метра, в варианте без крыльев – 8,46 метра. Основными отличиями представленных вариантов были скорость надводного хода, размеры и водоизмещение. Длина вариантов с подводными крыльями составляла чуть более 50 метров, без крыльев – 63 метра.



В ходе работ конструкторы пришли к мысли, что наиболее подходящим для развития является проект малого ракетного катера, оснащенного одним носовым крылом. Данный проект выбрали даже несмотря на меньшую скорость хода. Максимальная скорость надводного хода 38 узлов против 42 узлов у варианта с двумя крыльям. Под водой корабль должен был развивать скорость хода в 4-5 узлов. В пользу данного проекта было то, что катер мог развить полную скорость хода без перегрузки главной силовой установки. При этом характеристики балансировки и управляемости катером в подводном положении были выше, чем у более скоростного варианта, оснащенного двумя подводными крыльями.

В процессе проектирования конструкторы остановились на модели с двумя отсеками, расположенными в прочном сварном корпусе. В носовом отсеке конструкторы поместили центральный пост корабля, посты акустика и радиста, помещение электроэнергетики, а также аккумуляторную яму. Именно из этого отсека командир управлял ракетным катером, отсюда осуществлялось управление силовой установкой, ракетным вооружением и радиотехническим оборудованием. Во втором прочном отсеке находились главные двигатели и электродвигатели, дизель-генератор и другое оборудование. В надстройке катера в отдельном прочном контейнере конструкторы расположили жилой отсек корабля, в котором имелось 6 спальных мест (на половину команды), камбуз, запасы провизии и пресной воды. В аварийной ситуации жилой отсек планировалось использовать для спасения личного состава катера из подводного положения. В случае повреждения жилого отсека можно было эвакуироваться и из центрального поста, но уже методом свободного всплытия на поверхность или поднимаясь по буйрепу. В надстройке катера находилась проницаемая ходовая рубка, в которой располагался второй пост управления главными двигателями корабля, используемыми в режиме надводного хода.

Основным вооружением катера проекта 1231 «Дельфин» должны были стать четыре крылатых ракеты П-25, максимальная дальность стрельбы которых достигала 40 километров. Ракеты размещались в одиночных ПУ контейнерного типа (герметичные), расположенных под постоянным наклоном к горизонту. Все пусковые установки располагались вне прочного корпуса катера и могли выдержать давление максимальной глубины погружения судна. Дополнительного вооружения, в том числе средств ПВО, на корабле не предусматривалось. Ставка делалась на внезапность нападения и быстроту выхода из боя.

В качестве силовой установки инженеры выбрали дизельный двигатель М507. Данный агрегат представлял собой спарку из освоенных советской промышленностью серийных двигателей М504. В качестве движителей на катере использовались широколопастные винты фиксированного шага. Конструктивной особенностью проекта была возможность продувки цистерн главного балласта выхлопными газами дизельных двигателей, такое решение обеспечивало быстрое всплытие погружающегося ракетного катера.


Вариант погружающегося ракетного катера «Дельфин» с двумя подводными крыльями


Согласно проектным расчетам все три варианта ракетных катеров могли погружаться на рабочую глубину – 70 метров, предельной была глубина – 112 метров. Под водой необычный корабль мог находиться непрерывно не более двух суток. Общая автономность катера не превышала пяти суток. Мореходность не превышала 3-4 баллов. Для вариантов с подводными крыльями дальность хода составляла 700 морских миль, в подводном положении – не более 25 миль. Экипаж катера состоял из 12 человек.

Судьба «Дельфина»


Как отмечали позднее специалисты, ключевым моментом в проектировании любого боевого корабля является планируемая тактика его боевого применения. В то же время в отношении погружающегося малого ракетного катера подобная тактика применения не была всесторонне проработана и изучена, особенно с учетом возможного противодействия со стороны вероятного противника. Тактико-техническое задание на проектирование нового ракетного катера изначально не было в полной мере обоснованным. Полученные в процессе проектирования уникального корабля технические характеристики, состав и возможности устанавливаемого ракетного вооружения позволили военным и конструкторам лучше оценить варианты боевого использования судна. Стало очевидно, что в реальных боевых условиях потери «Дельфинов» будет не ниже потерь обычных надводных малых ракетных катеров советского ВМФ. При этом стоимость постройки кораблей проекта 1231 очевидно была бы выше стоимости постройки традиционных судов, а военно-экономический эффект от использования погружающихся ракетных катеров посчитали сомнительным.

Проектирование малого погружающегося ракетного катера велось в СССР с января 1959 года по конец 1964 года. После ухода с поста генерального секретаря Никиты Хрущева работы были остановлены. При этом остановка работ по проекту 1231 носила не столько политический, сколько сугубо практический контекст. Несмотря на всю самоотверженность советских конструкторов и рассмотрение различных концепций, работы вряд ли могли закончиться успешно. Создание подобных кораблей связано с неразрешимыми техническими проблемами, которые возникают в силу абсолютно разных требований к подлодкам и надводным кораблям. Ранее ни один из проектов (советский «Дельфин» не стал исключением) не был доведен до логического завершения или, как французская лодка «Сюркуф», не был успешным, во всем уступая специализированным кораблям.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. ФЕОДОР 6 августа 2019 04:53 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Чтой то обтекаемость его не радует глаз ! Могли бы поменьше надстроек спроектировать .
    1. Серый брат 7 августа 2019 11:54 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: ФЕОДОР
      ! Могли бы поменьше надстроек спроектировать

      Не могли - мачты надо было убирать при погружении, с одной стороны, чем выше подняты антенны связи, РЛС и пеленгатора - тем лучше, с другой стороны при погружении их надо убирать как можно быстрее ибо при скорости выше 10-15 узлов их сломает нафиг, поэтому их и закрыли надстройкой - чем меньше они над ней торчат, тем меньше уйдёт времени на подготовку к погружению.
  2. Грац 6 августа 2019 05:00 Новый
    • 4
    • 1
    +3
    у Джевецкого был и вроде даже не один проект Водобронного миноносца, товарищ тем ещё прожектёром был
    1. слава1974 6 августа 2019 09:06 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      был и вроде даже не один проект Водобронного миноносца

      Читал про такой в журнале в 80-х годах. При всей необычности конструкции, на учебных стрельбах никто не мог попасть в него. Так что идея была не так уж и плоха.
      1. loki565 6 августа 2019 15:43 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Они походу тоже читали этот журнал)))
        1. Морской Кот 6 августа 2019 17:12 Новый
          • 4
          • 0
          +4
          Спасибо, коллега hi , великолепный ролик. Странно только что лодка не погрузилась, в ней же как в консервной банке был слышен шум винтов догоняющих катеров. Возможно сначала повредили спец.гранатомётами и заставили всплыть. Иначе какой смысл в том, что она подводная? Или всё же не подводная, а полупогружающаяся, люк там уж больно несерьёзный?
    2. Комментарий был удален.
    3. Alexey RA 6 августа 2019 15:36 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Цитата: Грац
      у Джевецкого был и вроде даже не один проект Водобронного миноносца, товарищ тем ещё прожектёром был

      Джевецкий как раз прожектёром не был - на момент разработки им водобронного ММ частично погружающийся корабль с торпедным вооружением был надёжнее ПЛ и был отлично защищён от огня противоминного калибра. Но быстрый прогресс ПЛ сгубил идею.
      1. Крым26 6 августа 2019 17:43 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Джевецкий был прекрасным инженером и его ПЛ (и многие другие работы) были весьма современны, интересны и технически просчитаны...
  3. амурец 6 августа 2019 05:26 Новый
    • 6
    • 1
    +5
    Стало очевидно, что в реальных боевых условиях потери «Дельфинов» будет не ниже потерь обычных надводных малых ракетных катеров советского ВМФ. При этом стоимость постройки кораблей проекта 1231 очевидно была бы выше стоимости постройки традиционных судов, а военно-экономический эффект от использования погружающихся ракетных катеров посчитали сомнительным.
    Свинтоприльный проект Никиты- Чудотворца, как и подземная лодка.<<Тем временем, генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев, сменивший умершего Сталина, лично проявил к проекту интерес. Ученые, занимавшиеся этой проблемой, уже имели собственные наработки подземной лодки, а прорыв науки в области ядерной энергетики, выводил проект на новую ступень технологического развития — создания атомной подземной лодки. Для их серийного производства стране срочно требовался завод, и в 1962 году по приказу Хрущева на Украине, в местечке Громовка начинают строительство стратегического завода по производству подземных лодок, а Хрущев дает публичное обещание «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». В 1964 году завод был построен и произведена первая советская атомная подземная лодка, получившая название «Боевой Крот»https://topwar.ru/888-podzemnye-lodki.html
  4. Так вот откуда зашагал ну очень странный ВМФ, оказавшийся после раздела вна Укропии. Воистину акбар, что строить не стали, а ведь при Хрущеве и не такая бредятина лезла в головы АнжЫнеров от оборонки. Наверное всех создателей военной техники, для начала нужно отправлять срочниками на ДВС, как много лет назад в Китае "все должны уметь воевать как пехотинец", плевать что генерал или летчик, в окопы сроком на полгода. Скажете что угробим мозги светлые, да ничего подобного, китайцы же своим не угробили, и ВВС и ВМФ одни из лучших, военный экспорт, РВСН, да блин уже в космос полетели. Тогда инженеры поймут (ну может быть) что всё-таки нужно Армии, Авиации и Флоту
    1. Авиатор_ 6 августа 2019 08:19 Новый
      • 3
      • 3
      0
      Оно, конечно, встряхнуть "творческую интеллигенцию" производительным трудом было бы неплохо, но она (творческая интеллигенция) лишь выполняет ТЗ, заданное политическим руководством. Вот троцкист Хрущ Кукурузный и выдал ТЗ, весьма похожее на проекты, одобренные Тухачевским в 30-е годы.
      1. voyaka uh 6 августа 2019 11:09 Новый
        • 9
        • 5
        +4
        Благодаря Хрущеву у России сейчас есть ядерный щит из МБР.
        А начали бы штамповать всякие линкоры, авианосцы, бомберы-стратеги и т.д
        1. амурец 6 августа 2019 12:11 Новый
          • 6
          • 2
          +4
          Цитата: voyaka uh
          Благодаря Хрущеву у России сейчас есть ядерный щит из МБР.

          А может всё-таки Королёву, Янгелю и Глушко?
          1. voyaka uh 6 августа 2019 12:23 Новый
            • 11
            • 5
            +6
            В СССР все определял курс Партии, если Вы помните.
            Если бы Партия взяла курс на флот, то ракетчиков бы подвинули на второй план по финансированию. Какими бы талантливыми людьми, они не были. Но Хрущев взял курс на ракеты и космос.
            И ярко проявились таланты Королева и других конструкторов, которых Вы перечислили.
          2. Tochilka 6 августа 2019 12:59 Новый
            • 8
            • 0
            +8
            Скорее в этом огромная заслуга Л.П. Берии. Хрущев просто присвоил себе все успехи и даже навесил на себя Звезду Героя Соцтруда! Хватило совести
  5. Sancho_SP 6 августа 2019 08:28 Новый
    • 2
    • 2
    0
    Да просто ракеты непосредственно с лодок запускать научились в шестидесятых, вот и потеряйся всякий смысл.
    1. амурец 6 августа 2019 12:07 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: Sancho_SP
      Да просто ракеты непосредственно с лодок запускать научились в шестидесятых, вот и потеряйся всякий смысл.

      Это подводный старт. Надводный старт освоен значительно раньше.
      "В ЦКБ-16 под руководством Исанина на базе большой подводной лодки пр.611 был создан проект опытной ракетной лодки В-611. ВМФ выделил для переоборудования в ракетную подводную лодку Б-67 постройки 1953г. Переоборудование происходило в г.Молотовск (Северодвинск). В ходе модернизации одна из четырех групп аккумуляторных батарей в 4-ом отсеке была выгружена, затем был очищен весь 4-й отсек и там поместили две ракетные шахты с внутренни диаметром 2 метра и длиной 14 метров.
      В обстановке глубочайшей секретности в 4 часа 30 минут 15-го сентября 1955 года первая ракета была погружена на Б-67. 16 сентября в 17 часов 32 минуты в Белом море впервые в мире баллистическая ракета была запущена с подводной лодки." Широкад. " Журнал ТиВ 1996.02.
      1. samaravega 6 августа 2019 14:31 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Не путайте божий дар с яичницей. Надводный и подводный старт были освоены в первую очередь для баллистических ракет, которые предназначены для поражения наземных целей спецбоеприпасами. Катер, о котором идет речь в статье, предназначался для поражения ПКР надводных кораблей, а это совсем "другая песня". Подводный старт для ПКР освоили гораздо позднее, чем подводный старт для БРПЛ, сказалась принципиальная разница между крылатыми и баллистическими ракетами. Кстати, первые ПКР с подводным стартом ("Аметист") своим рождением во многом обязаны несостоявшемуся проекту, упомянутому в статье, так же как новые ГСН и другие элементы и узлы, нашедшие применение на многих образцах вооружения, от П-15М до "Яхонта" и от 670 проекта до 1240 (тот же "ТиВ", серия статей "Ракеты отечественного флота").
        1. амурец 7 августа 2019 07:49 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: samaravega
          Катер, о котором идет речь в статье, предназначался для поражения ПКР надводных кораблей, а это совсем "другая песня". Подводный старт для ПКР освоили гораздо позднее, чем подводный старт для БРПЛ,

          Проектирование малого погружающегося ракетного катера велось в СССР с января 1959 года по конец 1964 года. После ухода с поста генерального секретаря Никиты Хрущева работы были остановлены. При этом остановка работ по проекту 1231 носила не столько политический, сколько сугубо практический контекст. В это же время строились АПЛ 675-го проекта имеющие на вооружении противокорабельные крылатые ракеты П-6, правда надводного старта.https://topwar.ru/93122-krylataya-raketa-podvodnyh-lodok-p-6.html
          1. samaravega 7 августа 2019 11:41 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Вы сами ответили себе: ключевая фраза "надводного старта", тем более, что еще раньше П-6 были построены и приняты на вооружения подводные лодки с крылатыми ракетами П-5. Опять же, ключевая фраза "надводного старта". Запуск крылатой ракеты из-под воды технически в разы сложнее запуска баллистической, что видно по опыту ВСЕХ флотов: американцы, первыми в мире освоившие подводный запуск БР, подводный запуск КР отладили только под "Томагавки" и "Гарпуны", когда на смену 1-му поколению БРПЛ ("Поларис"), шло уже третье ("Трайдент"). Французы то же "научились" запускать из-под воды только "Экзосеты" примерно в то же время. Сравните с годами принятия в эксплуатацию "Аметиста", не говоря уже о характеристиках и возможностях самих ракет.
          2. samaravega 7 августа 2019 12:13 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Вообще, первым проектом подобного типа (именно его рисунок приведен автором в начале статьи) был проект 662, который из-за недостаточной скорости надводного хода предложили оснастить подводным крылом, и собственно проект 1231 "начался" с постановления СМ СССР от 21 декабря 1962 г. Так что насчет "с января 1959" Вы или погорячились, или уточняйте, что это разные проекты.
        2. Серый брат 7 августа 2019 11:14 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: samaravega
          , первые ПКР с подводным стартом ("Аметист") своим рождением во многом обязаны несостоявшемуся проекту, упомянутому в статье,

          Скорее проект не состоялся благодаря "Аметисту"))) Эти ракеты ведь в начале 60-х на вооружение приняли как раз и лодки стали строить под них.
          1. samaravega 7 августа 2019 12:41 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Проектирование "Аметиста" и П-25 для проекта 1231 велись практически одновременно ("Аметист" начали чуть раньше, закончили значительно позже) в одном КБ: ОКБ-52 Челомея. П-25 создавалась как катерная, с более жесткими массо-габаритными требованиями. Удачные решения и целые узлы (например, ИК ГСН) "перекочевали" с П-25, не пошедшей в серию, хотя и доведенной до успешных испытаний, на "Аметист", "Малахит" и, возможно, "Гранит" КБ Челомея, П-15М КБ Березняка и другие ракеты.
            К судьбе проекта 1231 "Аметист" никакого отношения не имеет, сама ракета с бортовой аппаратурой прошла испытания полностью успешно только в сентябре 1966 г., а полностью комплекс (без аппаратуры ПЛ сама ракета - дорогостоящий, но бестолковый ЛА) - только в ноябре 1968 г. Проект 1231 "закрыли" уже в 1964.
            Рекомендую серию статей "Ракеты отечественного флота" в "ТиВ". Там даже по теме проекта 1231 больше фактической информации, чем в статье, которую мы обсуждаем.
            1. Серый брат 7 августа 2019 12:52 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Цитата: samaravega
              только в ноябре 1968 г. Проект 1231 "закрыли" уже в 1964.

              Ну и правильно закрыли, как бесперспективный, не было смысла на него средства расходовать, раз нормальная ракета уже практически готова была - 2 года это ерунда, под неё ведь лодку ещё раньше начали разрабатывать.
              1. samaravega 8 августа 2019 18:40 Новый
                • 0
                • 0
                0
                Вынужден Вам возразить. Если брать именно "Аметист", то он создавался для "сверх" и "супер" подводной лодки проекта 661, которой принадлежит до сегодняшнего дня непревзойденный рекорд скорости подводного хода. На этой лодке применили очень много нового: автоматизированные системы управления по курсу и глубине, предотвращения аварийных дифферентов при пуске ракет, новый ГАК и т.д. и т.п. Впервые в мире примененный для ПЛ корпус из титановых сплавов на этом фоне даже блекнет. Результат закономерен - лодка на флоте получила прозвище "золотая рыбка" (из-за стоимости, и это в советские времена!) и вступила в строй позже атомоходов проекта 670, на которых "Аметитст" прошел госиспытания и "прописался". Проект 661 остался в единственном экземпляре. Так что своему рождению "Аметист", а в дальнейшем "Малахит" и даже ныне очень грозный для супостатов "Гранит" обязаны, как Вы пишете, "бесперспективному" проекту АПЛ 661. То же и с проектом 1231: очень многие решения, принятые как для самого проекта, так и для его "начинки" были потом с успехом использованы в других, серийных проектах.
  6. riwas 6 августа 2019 09:55 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Эта идея, но для другой задачи (ЗВО N10,1998)

    В середине 90-х годов в Великобритании и США начали создавать совершенно новый тип надводно-подводных средств для доставки разведывательно-диверсионных групп сил специальных операций - подводный глиссер. Этот катер и в обычном исполнении способен на большой скорости транспортировать подразделения командос с вооружением и снаряжением, а после небольшой переделки превращается в групповой носитель боевых пловцов-водолазов с корпусом «мокрого» типа и может двигаться под водой, используя стандартный двигатель с устройством типа РДП или электродвигатель, работающий от аккумуляторных батарей.
    В 1994 - 1995 годах оперативно-исследовательским подразделением ССО сухопутных войск вооруженных сил Великобритании совместно с отрядом боевых пловцов морской пехоты были проведены испытания двух образцов подобных высадочных средств: подводного глиссера «Сабскиммер» (рис. 10) и погружаемого катера SRC (Submersible Recovery Craft). Главный недостаток первого - малая полезная нагрузка (он может перевозить только до четырех человек вместе с экипажем). Другой катер - SRC, сконструированный английской фирмой «Соутер коплэнд композитс», оснащен двумя подвесными двигателями, позволяющими развивать скорость до 45 уз (в надводном положении).
    Дальность плавания в подводном положении достигает 10 миль при скорости хода 2 - 3 уз. В надводном варианте глиссер может оснащаться разнообразным оружием: пулеметами, 30-мм пушкой или НУР для стрельбы по береговым целям. Наряду с SRC фирма «Соутер» предложила погружаемый кoнтeйнep SRB (Submersible Recovery Bag), который будет использоваться для дозаправки SRC как в подводном, так и в надводном положении. Контейнер с топливом или грузом может погружаться под воду на заданную глубину и удерживаться с помощью якоря, всплывать по команде или ложиться на грунт.
    Американская фирма «Стидд систем» в 1997 году создала свой образец подводного глиссера - Mk1 SSB, который разрабатывался в то же время, что и английский вариант погружаемого катера SRC. Он имеет длину 10,75 м, массу 4,3 т, полезная нагрузка составляет 1270 кг. Глиссер может перевозить до восьми подводных пловцов-водолазов. Стоимость одного образца 1,8 млн долларов США.
    Для движения этого катера по водной поверхности используются два дизельных двигателя общей мощностью 300 л. с., находящиеся в водонепроницаемых капсулах и работающие на водометные движители. Они позволяют развивать максимальную скорость хода свыше 35 уз. Максимальная дальность плавания глиссера в надводном положении 200 миль.
    Движение под водой обеспечивают два электродвигателя, работающие от серебряно-цинковых аккумуляторных батарей, рассчитанных на 4 ч непрерывного использования. При этом максимальная подводная скорость достигает 6 уз. Корпус глиссера имеет V-образную форму и изготовлен из алюминия. В подводном положении кокпит катера закрывается сверху специальным кожухом из фибергласа, в котором имеется люк, снабженный специальным кронштейном. С его помощью люк приподнимается, а затем сдвигается в сторону, обеспечивая тем самым выход боевых пловцов. Такая конструкция глиссера напоминает СмПЛ с корпусом «мокрого» типа. Вода, заполняющая внутреннее пространство в подводном положении, подогревается за счет обтекания кожуха работающего двигателя, и ее температура поддерживается на уровне 15°С. Управление глиссером облегчается за счет использования специального рулевого привода, размещенного в диаметральной плоскости корпуса.
    Глиссер Mk1 SSB перевозится автомашиной на специальном прицепе, с которого может осуществляться как спуск его на воду, так и подъем из воды. Он может транспортироваться также на корабле или самолете, для чего фирма SSI предлагает вариант глиссера с меньшими габаритами (длина 8 м, вместимость шесть человек вместе с экипажем) стоимостью 1,2 млн долларов.
    Таким образом, преимуществом подводного глиссера является высокая скорость хода в надводном положении на переходе в район выполнения задачи и скрытного подводного маневрирования при непосредственном приближении к цели на конечном участке маршрута. Кроме того, он существенно дешевле обычных сверхмалых ПЛ и, по отзывам специалистов, лучше подходит для проведения ряда специальных операций.
  7. yehat 6 августа 2019 14:58 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    когда учился в физматшколе, мы обсуждали перспективы проекта МРК, который парировал ракетную атаку недолгим частичным погружением в воду. В принципе, ничего особого не требуется. МРК конечно получится дороже, но такой бонус - это не хило.
    1. Серый брат 7 августа 2019 11:17 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: yehat
      который парировал ракетную атаку недолгим частичным погружением в воду.

      Это если к нему ракета-торпеда не прилетит.
      1. yehat 7 августа 2019 11:18 Новый
        • 0
        • 0
        0
        по таким целям такое не пускают.
        1. Серый брат 7 августа 2019 11:41 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: yehat
          по таким целям такое не пускают.

          Честно скажу - не знаю чего там сейчас у буржуев, но точно помню что "Раструбом" можно по любым целям стрелять, торпеде же без разницы.
          Кроме того, у него проблемы будут - от каждой ракеты он спрятаться не сможет потому что ему каждый раз придётся мачты и антенны убирать чтобы их напором воды не сломало при погружении.
          А, чтобы свалить, всплывать всё равно придётся ибо если его в подводном положении зажмут, то ему хана - это же не лодка подводная, ни на глубину уйти, ни затихариться, ни торпедой отоварить преследователей не может.
    2. Современные средства поражения "достанут" такую штуку и под водой !... Так что, ныряние - это не есть спасение.
      1. yehat 7 августа 2019 11:23 Новый
        • 0
        • 0
        0
        c вероятностью 95% по нашему МРК пустят гарпун или вариант экзосета.
        они окажутся неэффективны.
        1. Это Вы так считаете, а что есть у буржуинов, Вы же точно не знаете ! А экзосеты разве с вооружения не сняли ? Это ж старье такое...
  8. yehat 7 августа 2019 12:32 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: Андрей Жданов-Недилько
    Это Вы так считаете

    что есть, то и считаю.
  9. М.Михельсон 8 августа 2019 06:44 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Подобные суда нужны на гражданском флоте: для осуществления всепогодной грузо-пассажирской связи.