Новое оружие и новые доспехи из Венской оружейной палаты

97
Рыцари и доспехи. В XV веке в Германии появился новый, весьма любопытный турнир на булавах, который представлял собой групповую схватку двух рыцарских отрядов. А вооружались они для этого боя тупым и тяжелым мечом и булавой из твердого дерева длиной до 80 см. На рукоятке булавы были предусмотрена шаровидная головка и диск из листового железа для защиты руки. Булава утолщалась от рукоятки кверху и при этом еще имела и граненую форму. Хотя она и была деревянной, удар таким «деревом» по шлему, плотно прилегавшему к темени, мог иметь очень опасные последствия. Поэтому специально для этой разновидности турнира оружейники создали шлем сферической формы и большого объема. Теперь голова рыцаря, заключенная в такой шлем, нигде с его стенками не соприкасалась, а сам он опирался лишь на его плечи и на грудь. Дополнительной защитой служил подшлемник, закрывавший всю голову, кроме лица, и имевший толстую прокладку из войлока. А вот для обеспечения хорошего обзора забрала на шлеме заменила полусферическая решетка из железных прутьев.


Разработанный около 1400 года, этот специальный шлем для турниров на булавах был первым образцом не боевого, а именно турнирного шлема. Решетка, заменившая забрало, обеспечивала хорошую защиту только от этого оружия и одновременно давала хороший обзор. К тому же бой на тяжелых мечах и булавах требовал облегчить дыхание сражающимся. Для экономии веса такие шлемы часто делали из прессованной кожи. Данный шлем принадлежал императору Максимилиану I и его сыну Фридриху III (1459 — 1519) и экспонируется в зале №1. Изготовлен он был примерно в 1480 – 1485 гг.



Понятия о красоте и функциональности в то время были несколько отличны от современных. Поэтому не удивительно, что появились шлемы, имеющие стальной каркас, но обтянутый поверх него вареной бычьей кожей. Причем кожаная покрышка при этом расписывалась темперой. В других случаях каркас шлема обтягивали полотном, покрывали меловой грунтовкой и также расписывали гербами владельца. Такие шлемы существовали уже около 1480 г. и это именно их очень часто изображали и миниатюристы, и… герольды, рисовавшие шлемы на гербах. Но заметим, что боевыми такие впечатляющие на вид рыцарские шлемы никогда не являлись.

Шлем к кирасе доспеха прочно крепился при помощи кожаных ремней, которые продевали в скобы или с помощью подчас весьма хитроумных приспособлений.

«И в воздух чепчики бросали!»


Уже в XII и XIII веках шлемы украшались так называемыми нашлемными украшениями. Случалось, что это были объемные геральдические фигуры из папье-маше или вареной кожи, а иногда нечто, что содержало намек на даму сердца рыцаря. Например, это мог быть рукав, перчатки или ее платок. Недаром рукав от платья стал даже геральдической фигурой. Изображение рукава было свидетельством удачи хозяина герба именно в боях на турнирах, так как дамы имели обыкновение награждать победителя, бросая ему драгоценности и свои оторванные от платьев рукава! Все как у Пушкина, не так ли? Но только роль чепчиков выполняли рукава! Интересно, что нашлемные украшения в этом турнире использовали не столько ради того, чтобы произвести впечатление на зрителей, хотя, понятно, что и для этого, но и затем, чтобы их сбивать, так как победа присуждалась именно тому, кто своей булавой сбивал это украшение со шлема противника.


«Турнир на булавах» «Книга турниров» Рене Анжуйского, 1460 год. (Национальная библиотека, Париж)

Главное – выдержать удар тяжелым тупым предметом!


Такой шлем мог быть выкован и в виде полусферы из цельного металлического листа. железа. В этом случае у него было откидывающееся забрало, имеющее форму выпуклой решетки. Поскольку металл на солнце сильно нагревался, шлем покрывал кусок ткани – намет, ниспадавший сзади рыцарю на спину. На горшковидных шлемах такие наметы стали использовать уже в XIII веке. Ткань для них могла быть и шелком, либо это могло быть тонкое полотно. Обычно цвет намета совпадал с основным цветом герба рыцаря. Кираса для турнира на булавах выделывалась не из металла, а из толстой вареной кожи для турнира, и также покрывалась тканью, расшитой гербами. Приблизительно около 1440 года в моду вошли металлические «вентилируемые» кирасы, в которых стали пробивать отверстия для воздуха. Они прилегали к груди и спине неплотно, так что образовывавшаяся там воздушная подушка не позволяла рыцарю перегреваться во время очень даже жаркой схватки.


Устройство шлема для турнира на булавах. «Книга турниров» Рене Анжуйского, 1460 год. (Национальная библиотека, Париж)

Остальные детали, защищавшие руки, могли быть как кожаными, так и металлическими. Главное, от чего они должны были хорошо защищать – удар тяжелым тупым предметом. Поэтому для копейных поединков использовать такие доспехи было нельзя. Так что это были первые высокоспециализированные рыцарские латы, пригодные исключительно для игрищ и… новая головная боль для рыцарского сословия, потому как стоили они немногим меньше, если не больше (с учетом дорогих тканей и вышивок на них!), чем самые прочные боевые доспехи.

Ноги рыцаря в боевом доспехе защищали латы. Но нужны ли они были в доспехах турнирных, в особенности в поединках на копьях, где главной целью был либо шлем, либо (чаще всего) щит противника. Поэтому в итоге стала использоваться защита из дильжей – наколенных лат, которые ниже бедер и колен ноги не защищали.


Турнир на булавах. «История Троянской войны»,1441 г. Германия (Национальный музей, Берлин)

Седла под стать всадникам!


Уже в турнире на булавах появились особые седла, отличавшиеся от боевых. У них было приподнятое сиденье, нужное для того, чтобы лошадь никоим образом не мешала бы своему всаднику использовать свое оружие. По сути в таком седле всадник не столько сидел, сколько стоял в стременах. Передняя лука седла была исключительно высокой, а в верхней части ее была предусмотрена скоба, за которую рыцарь мог держаться левой рукой, нанося удары правой. Соответственно задняя лука была тоже настолько высокой, что падение всадника с лошади фактически исключалось. Как и всадник, его лошадь покрывалась «одежкой», разрисованной геральдическими изображениями. Однако к концу XV века турнир на булавах начал выходить из моды.


Для того чтобы голова участника была защищена от ударов противника, под шлем надевались подшлемники из стеганого льна. Эти «чепчики» уже сами по себе давали неплохую защиту, к тому же голова в них не касалась поверхности шлема. Данный подшлемник 1484 года входит в серию из шести подшлемников для шлемов, которые были изготовлены Клаусом Вагнером, Кристианом Шрайнером и Кристианом Шпором. Эта серия была заказана для турнира в честь второй свадьбы Сигизмунда (1427—1496), герцога Передней Австрии и графа Тироля с Катериной Саксонской, состоявшейся в том же 1484 году. Владелец: Сигизмунд (1427—1496), герцог Передней Австрии и граф Тироля). Материалы: стеганое полотно, конопля, кожа.

Оружие и поединки на любой вкус!


Кроме конного турнирного боя существовал и пеший, причем к нему во все времена относились с большим уважением. Ведь подразумевалось в любом случае, что конь у рыцаря есть, иначе бы он просто не был бы рыцарем. Но то, что он мог искусно сражаться пешим продолжительное время (конная схватка была все-таки достаточно короткой), подчеркивало его мастерство. В результате в XV веке пешие поединки получили весьма напыщенное название: «старинный немецкий пеший бой». Популярность их растет, что приводит к появлению и новых специфических доспехов, а также оружия. Например, на миниатюрах знаменитого «Манесского кодекса», мы видим поединщиков, сражающихся на мечах и с кулачными щитами – баклерами в руках. Использовались также копья, как короткие, так и достаточно длинные, а также боевые молоты и альшписы с колющими клинками и с двумя дисками на рукояти. К середине XV века, как это видно из иллюстраций в книги о турнирах, принадлежавшей императору Максимилиану I, сражаться можно было не только на мечах, но и булавами, теми же альшписами, топорами, кинжалами, дюссаками (достаточно специфическим оружием, имевшим только клинок, и рукоятью в виде отверстия в его задней части без гарды), секирами и даже… боевыми цепами, вроде бы совсем уже простонародным оружием.

Новое оружие и новые доспехи из Венской оружейной палаты

Поединок пеших бойцов на коротких копьях. «Турнирная книга» императора Максимилиана I (Венская императорская оружейная палата)

Наиболее удобным видом шлема для таких поединков оказался армэ сферической формы и с поднимающимся забралом сложной формы. Внутренний объем армэ был достаточно велик, чтобы голова никоим образом не соприкасалась бы со шлемом.


Миланский доспех во французском вкусе для пешего боя Клода де Водре, камергера герцога Карла Бургундского Карла Смелого. В этом доспехе он участвовал в турнире с участием императора Максимилиана I во время празднеств в Вормсе в 1455 году. Клеймо на броне принадлежит итальянскому доспешнику Джованни Марко Меравилья, который управлял крупной мастерской по производству доспехов в Милане. Племянник знаменитого Антонио Миссалья, он продавал свою продукцию по всей Западной Европе, включая и Бургундию. Особенностью доспеха для пешего поединка являлась характерная бочкообразная «юбка» из колец-обручей, что делало ее похожей на современный складывающийся туристический стаканчик. Такая форма обеспечивала максимально возможную защиту для ног, сочетая ее с максимальной подвижностью. Следуя французским вкусам клиента, тяжелый шлем выполнен в форме гранд бацинета с большим перфорированным и щелевым забралом. Миланский доспешник сделал симметричными наплечники и убрал с них выступающие кромки, в то время как в Италии были распространены асимметричные наплечники. Интересно, что сабатоны – рыцарские латные башмаки были без шпор, то есть были приспособлены исключительно к пешему хождению и уже к 1480 году имели широкие и тупые носы на манер грубых крестьянских башмаков. Экспонируется в зале №1.


А вот это типичный боевой доспех 1450 года. Доспех принадлежал курфюрсту Фридриху Пфальцскому и был изготовлен в Милане мастерами семьи Миссалья. На нем имеются клейма Томазо Миссалья, Антонио Мисалья, Инноченцо да Фаерно и Антонио Серони, то есть над его изготовлением пришлось поработать сразу четырем мастерам. Такое разделение труда было обычным в крупных миланских компаниях того времени, где уже имела место специализация мастеров на разных деталях доспеха. Миланские мастера быстро приспособились к вкусам рыцарей Франции, и специально выделывали на экспорт доспехи "alla francese". Отличия заключались в симметричных наплечниках и наличии маленьких дисков для защиты подмышечных впадин. Шлем выполнен в стиле «большой бацинет», как большой шлем с круглым козырьком. Стальные башмаки (сабатоны) по традиции заканчиваются длинными позднеготическими носками. Датировка доспеха произведена на основе исторических данных. Дело в том, что курфюрст Фридрих Победоносец начал свое правление в Пфальце в 1449 году, и вполне вероятно, что по случаю этого важного события он и заказал себе эти новые доспехи. Доспех экспонируется в зале №1. Владелец: Курфюрст Фридрих I (1425 — 1476). Сын Людвига III из Пфальца. Изготовитель: Томазо и Антонио Негрони да Элло, называемые Миссалья (1430–1452, работавшие в Милане). Материал и технологии: «белое железо», ковка, кожа.


Рассматривая доспехи для пешего поединка, легко убедиться, что они специально устроены так, чтобы дать сражающимся максимальную защиту. Так, юбка со временем приобрела форму колокола, чтобы все удары с нее бы соскальзывали, но при этом подвижность тазобедренных суставов была максимальной.


Особенно это заметно в сравнении с доспехами (см. фигуру слева) этого же времени непосредственно для боя. Эти доспехи все более облегчаются. Появляются так называемые «трехчетвертные доспехи», не имевшие латных прикрытий на ногах, кроме пластинчатых набедренников, доходящих до колен. Появились и специальные рейтарские и пикинерские доспехи, которые носили люди совсем уже не рыцарского звания.

Однако это тема для отдельного рассказа, и он обязательно здесь со временем появится. Мы же пока что будем продолжать рассматривать турнирные доспехи, благо теперь их разновидностей, как и собственно видов турнирных поединков, с каждым десятилетием начиная с XVI века стало появляться все больше…

P. S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать фотоматериалы Венской оружейной палаты.

Продолжение следует…
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    1 сентября 2019 06:20
    Почему они не ржавые?
    1. +1
      1 сентября 2019 07:41
      Потому, что за ними ВСЕГДА ухаживали! Вы когда-нибудь видели ржавый Мерседес или Феррари?
      1. +3
        1 сентября 2019 10:23
        "Мерседес" - сколько угодно, Вячеслав Олегович! А вот "Феррари" - нет, ибо они плохо сочетаются с нашими дорогами.
        1. +4
          1 сентября 2019 11:44
          С нашими дорогами и германские танки не очень-то сочетались. laughing
          1. 0
            1 сентября 2019 12:09
            Ага! Теперь, Константин, Вы понимаете, почему порой я завидуют Вашему "квадрику"?!
            1. 0
              1 сентября 2019 12:12
              Так в чём дело, Антон, покупайте. Руссо-китае-японец стоит совсем недорого, и ежели с него выкинуть всё лишнее, так и вполне себе надёжная машинка будет. )))
              1. 0
                1 сентября 2019 12:17
                И заодно получить права на вождение трактора! И подтверждать их в Ростехнадзора каждые 4 года! Зашибись перспектива! negative
                1. 0
                  1 сентября 2019 12:40
                  А я вместо прав тракториста вожу с собой пятьсот рублей, вполне себе заменяет права. Правда за шесть лет езды на квадрике налетел всего один раз. Ну, как налетел, так и полетел дальше. И все довольны. wink
                  1. +1
                    1 сентября 2019 14:25
                    Так у нас все за КАДом так и делают! Но вот печалька, живу я в мегаполисе, и езжу преимущественно по нему.
                    Так и вижу эту картину:
                    Фигачу я по набережной в среднем ряду, со скоростью 60-, меня гнобят все кому не лень, вплоть до хозяев "Дэу-матиз"... И тут из-за угла выезжает танк! В виде инспектора ДПС.
                    Не, у нас в Питере, это нормальные мужики, но в об рисованной картинке, я бы на его месте применил табельное в голову. Так, просто из сочувствия к остальным участникам движения.
      2. +1
        1 сентября 2019 14:47
        Цитата: kalibr
        Потому, что за ними ВСЕГДА ухаживали! Вы когда-нибудь видели ржавый Мерседес или Феррари?


        Ржавых Мерседесов, по крайней мере в Германии, с ее сырым климатом и огромным количеством соли на дорогах в зимнее время, тоже хватает. Особенно это касается 2-х первых Мерседесов А-Класса и 1-го В-класса.
        1. +1
          1 сентября 2019 15:44
          Ну это было фигурально сказано.
          1. +2
            1 сентября 2019 15:53
            Цитата: kalibr
            Ну это было фигурально сказано.


            У Феррари и стоимость запредельная. Это было бы слишком большой наглостью со стороны итальянцев если бы еще и Феррари при таких то ценах ржавели.
    2. +3
      1 сентября 2019 11:01
      ???
      Представляю, как верхушка империи в ржавых доспехах катается...
      1. 0
        1 сентября 2019 11:17
        А на дворе 15 век? Верхушка...
        1. +3
          1 сентября 2019 11:33
          При наличии вентиляции и без контакта с водой в помещении железо, даже низкого качества ржавеет плохо, даже практически не ржавеет, главное следить за влажностью воздуха. Например в центральном государственном музее Республики Казахстан очень серьезная климатическая система, полагаю в Вене она не хуже. Кроме того наверняка в музее следят за качеством экспонатов. Сотрудников там всегда много.
        2. +6
          1 сентября 2019 13:40
          Напишу подробно о технологии сохранения доспехов и даже об их подделке. И как ее распознавать. Информация есть. Обрабатывается. Просто возможности сайта ограничены, да и мои физические тоже...
          1. +2
            1 сентября 2019 17:13
            О, да! Это очень интересно! Особенно ретроспективно!
      2. -1
        2 сентября 2019 15:50
        Представьте себе, что доспех не используется уже лет сто-сто пятьдесят. При этом богатство семей за это время, естественно, испарилось. Потому что богатство не добывается мечом, для этого есть иные инструменты. И вот вы владелец горы металлического хлама. Сколько денег и сил вы готовы потратить на него? Железяка ржавеет. Вам придется покрывать ее толстенным слоем страшно вонючей смазки на основе животных жиров. Запах - хоть стой, хоть падай. И это добро все время подъедают крысы. Или варить периодически в составах на основе воска и канифоли.
        В обоих случаях выглядеть ваши доспехи будут того... этого... отвратительно, это не то слово. Надо выражаться гораздо жестче. Но вы стараетесь, да? Вы чувствуете свой долг перед историками и археологами двадцатого века (до которых еще пара веков) и занимаете помещения вашего жилища этими гремучими кадаврами.
        Или вы богаты вопреки всему. И велите свои родовые доспехи начистить! Чтобы ими гордиться! У вас есть для этого оплаченная рабочая сила. Замечательно. Вот только интенсивно ржавеющее, полное ненужных примесей железо того... протрется. От постоянной чистки и постоянно, каждый день, появляющейся на нем ржавчины. А эти замечательные консервные банки не имеют практически никаких следов чистки вообще то.
        В общем аргумент "за ними ухаживали" это сильно. очень сильно... укатайка...
    3. +2
      1 сентября 2019 11:39
      В музеях существует полный штат художников-реставраторов. На все виды и разделы хранящихся экспонатов.
      1. 0
        1 сентября 2019 12:58
        существует полный штат художников-реставраторов.


        После реставрации еще лучше стал! tongue
        1. +1
          1 сентября 2019 13:35
          Да, фильм великолепный, особенно момент когда Дворжецкий шел по тёмным залам, высвечивая фонарём живые лица картин. Но сюда, по поводу реставраторов, больше бы подошел сюжет из фильма "Старики-разбойники", о том как Евстигнеев с Никулиным совершенно гениально средь бела дня спёрли картину из зала. smile
          1. 0
            1 сентября 2019 13:40
            ,,,а это из какого фильма wassat
            1. 0
              1 сентября 2019 13:49
              Если Вы о Вашем посте, то это "Возвращение святого Луки".
              1. 0
                1 сентября 2019 14:04
                Морской Кот
                Сегодня, 14:49

                drinks wink
                1. 0
                  1 сентября 2019 14:34
                  Да, я обшибся. Уж больно оказались похожими обе музейные дамы. Правда в нашем я таких тётенек не встречал. "Ну, кино - так кино" (С).
                  1. +1
                    1 сентября 2019 14:49
                    Ну, кино - так кино

                    Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино(с) yes
              2. +2
                1 сентября 2019 14:22
                "Старики разбойники!"
    4. +1
      1 сентября 2019 19:26
      Цитата: McAr
      Почему они не ржавые?
      Во-первых, они, всё же, ржавые (достаточно сходит в любой музей, где они есть и убедиться).
      В-вторых, турнирные доспехи носились сильно не часто.
      В-третьих, если говорить о боевых доспехах, - это, чаще всего, новодел. Турнирные - тоже.
      В-четвёртых, вещи эти довольно дорогие (современный аналог - авто премиум-класса ручной сборки), за которыми следили. Эти четыре человека, о которых написано в статье, - всего лишь начальники над бригадами мастеров. Трудились над доспехами десятки, если не сотни людей. Соответственно и уход за вещами - соответствующий.
  2. +1
    1 сентября 2019 06:33
    Вот теперь-то я наглядно представляю,что означает фраза из полицейского протокола: "Ударил тяжёлым ,твёрдым, тупым предметом; то есть,головой..." ! belay
  3. +2
    1 сентября 2019 07:01
    Для чего, у "типичного боевого доспеха 1450 года, принадлежавшего курфюрсту Фридриху Пфальцскому" носки у обуви, заострены?
    1. -2
      1 сентября 2019 07:15
      Цитата: igordok
      Для чего, у "типичного боевого доспеха 1450 года, принадлежавшего курфюрсту Фридриху Пфальцскому" носки у обуви, заострены?

      Удар такой ногой в живот и.... belay
    2. 0
      1 сентября 2019 08:37
      Цитата: igordok
      носки у обуви, заострены?

      Модно-ссс ! Туфли-пулены были очень в моде "срендевековые" времена ! В них было весьма неудобно работать в "сельском хозяйстве" и потому считалось,что обладатель такой обуви может позволить себе не "вкалывать"...т.е. он -состоятельный человек ! Ну и уважающие себя "лыцари" не могли позволить себе оставаться вне моды ! Я так думаю !
      1. 0
        1 сентября 2019 09:49
        Наоборот.
        В те времена профессиональные военные были элитой общества, соответственно, и мода в те времена шагала следом за военными тенденциями.
    3. 0
      1 сентября 2019 09:46
      Рыцарям нужно было как то держаться в седле, а большой каблук тогда еще не изобрели.
      1. +2
        1 сентября 2019 13:38
        А каблук не поможет! При ударе копьем рыцарь вылетал из седла под таким углом, что удержать его в седле могла только лишь "длинная" или "широкая" нога, но никак не каблук.
  4. +2
    1 сентября 2019 07:04
    Рассматриваю доспехи курфюрста Фридриха и думаю: если курфюрсту понадобится в туалет, он сам не управиться. Дамские наряды той поры тоже были не простыми, но супруга того же курфюрста Фридриха, могла сама управиться.
    1. +6
      1 сентября 2019 07:54
      У рыцаря, а тем более курфюрста, было много слуг и пажей. Доспехи дегко снимались, особенно те делали, которые нужны "для облегчения". Один он никогда не был, стесняться тогда не было принято. Так что какие проблемы?
      1. +3
        1 сентября 2019 09:10
        Это во-первых и во-вторых. От себя добавлю в-третьих. Физические нагрузки одоспешенного человека таковы, что вся жидкость выходит с потом. Опять же, никто накануне боя или турнира не "жрал в три горла", ибо "дурних нема". Проникающей ранение брюшной полости и на пустой кишечник чревато перитонитом, а уж на полный - гарантированный летальный исход.
  5. +6
    1 сентября 2019 07:09
    Вячеслав Олегович, пожалуйста больше пишите о рыцарях, их замках, о чем хотите, но не пишите о советском периоде: очень некрасиво плюете.
    Пожалуйста не обижайтесь
    1. +1
      1 сентября 2019 09:17
      Здравствуйте, Прекрасная Незнакомка! Дело ведь не в материале, а в его подаче. Про рыцарей можно тоже по разному написать, а уж про инквизицию - и подавно!
      1. +2
        2 сентября 2019 07:39
        Мой поэт, согласна с Вами, но мне КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ НРАВИТСЯ манера Вячеслава Олеговича.
        Если бы он был талантлив то фиг с ним и его манерой, а то обидно
  6. +1
    1 сентября 2019 07:11
    Разработанный около 1400 года, этот специальный шлем для турниров на булавах был первым образцом не боевого, а именно турнирного шлема. Решетка, заменившая забрало, обеспечивала хорошую защиту только от этого оружия и одновременно давала хороший обзор.

    все проще-это фазированная антенная решетка... wassat
    1. +1
      1 сентября 2019 09:12
      Хорошая шутка, Андрей!
  7. +5
    1 сентября 2019 07:48
    Хороший вопрос! Чтобы стремя не потерять. Сначала носки вытягивали и заостряли, затем в 1500 года вошла в моду "медвежья лапа", затем "утиный клюв". Одна цель НЕ ПОТЕРЯТЬ СТРЕМЯ! Для рыцаря (по массе!) это было очень опасно.
  8. +1
    1 сентября 2019 07:52
    Цитата: Astra wild
    но не пишите о советском периоде: очень некрасиво плюете.
    Пожалуйста не обижайтесь

    Уважаемая Астра! Вы тоже не обижайтесь... но... писал и буду писать о чем хочу. И потом... разве я пишу неправду? Статья о Шушенском ВСЯ основана на воспоминаниях. Данные по ценам из книги Елены Малаховец. Найдите там хоть один факт не соответствующий действительности... Причем, почему плюю? Я показываю, что "король голый" и отсюда следует вывод - не надо там такого "короля".
    1. +2
      2 сентября 2019 08:00
      Вячеслав Олегович, я Вам не могу и не хочу Вам запрещать писать, но Ваша манера подачи материала большинству коллег не приятна. Чисто психологически: Советский Союз это наша юность, а юность всегда прекрасна. И вот приходит человек и начинает насмехаться над вашей юностью.
      Представьте такую картину: Вы маленький ребенок и Вам подарили какую-то вещь о которой Вы мечтали, а кто-то нарочно поломает это не смертельно пережить можно,но в душе останется рубец
  9. +1
    1 сентября 2019 09:25
    Вообще-то в воздух чепчики бросали у Грибоедова, тоже Александра Сергеевича...
  10. +1
    1 сентября 2019 11:47
    Увидел первое фото -- ну чисто водолазный скафандр, и решил, что Олегыч "переквалифицировался" с рыцарей на водолазов. Слава богу ошибся. laughing
    1. +1
      1 сентября 2019 12:12
      Ага, и сеточка на морде для лучшего усвоения морской водички!
      1. +1
        1 сентября 2019 12:15
        А на глубоководниках были решетки на иллюминаторах, правда за ними было и стекло. Но очень, очень похоже.
        1. +1
          1 сентября 2019 12:22
          Вы имеете в виду жёсткие скафандры?
          1. +1
            1 сентября 2019 12:36
            Да и "трёхболтовки" тоже, у них на некоторых моделях тоже ставили решетки.
  11. +1
    1 сентября 2019 11:57
    Мне кажется в те времена должен быть в штате человек, который натирал бы доспехи до блеска. Как солдаты трут бляхи в нашей армии
    1. +2
      1 сентября 2019 12:26
      Уже не трут. После первой чеченской даже до генералитета дошло осознание того, что любая "блестючка" потенциальная снайперская мишень.
    2. 0
      1 сентября 2019 14:55
      Как солдаты трут бляхи
      ,,,доспех натереть,не бляху начистить what во как lol
  12. 0
    1 сентября 2019 13:24
    Цитата: Мекей Иптышев
    который натирал бы доспехи до блеска

    Были пажи и слуги!
  13. +1
    1 сентября 2019 13:25
    Цитата: 3x3zsave
    вся жидкость выходит с потом.

    Именно! И про еду верно. Нажирались потом на пиру!
    1. 0
      1 сентября 2019 16:04
      У меня есть опыт тяжёлой физической работы на "свежем воздухе". При +25 в тени, потребляя литра 3 воды за 8-9 часов, писаешь (пардон, за интимные подробности) один раз, в конце рабочего дня.
      1. +2
        1 сентября 2019 16:16
        Уважаемый Антон! Опыт Ваш, безусловно, имеет значение. Но Вы только себе представьте, что на Вас льняное белье, стеганка с начесами шерсти, суконные чулки, подшлемник, поверх латы в 30 кг, а это ТЕРМОС, самый настоящий термос. И Вы в этом летом при +25 бьетесь не на жизнь, а насмерть, размахивая мечом весом 1,200 г. И не 15 минут... Конечно, может быть и не 8 часов. А с перерывами, с подачей вина, пива, воды, наконец... Но все равно - потнючесть возрастает вдвое, наверное. И, конечно, нервы. Вы убиваете, вас убивают... разрубленные головы, выпущенные вонючие кишки, кровь из перерезанных артерий. Тут вспотеешь от одного вида всего этого.
        1. +1
          1 сентября 2019 17:05
          Вячеслав Олегович, именно это я и имел в виду. Я бывал в , скажем так, антропогенных, экстремальных ситуациях, какая там перистальтика! Мозг отключается, организм работает над одним вопросом: "Выжить!!!"
        2. 0
          1 сентября 2019 17:41
          Но Вы только себе представьте, что на Вас льняное белье, стеганка с начесами шерсти, суконные чулки, подшлемник, поверх латы в 30 кг, а это ТЕРМОС, самый настоящий термос. И Вы в этом летом при +25
          ,,,и можно было изучать многообразие форм живых организмов в этом термосе laughing
          1. +1
            1 сентября 2019 18:05
            Ну, блохи вполне могли быть... вши... ну как-то про это не пишут, к тому же рыцари часто мылись, знать особенно, в отличие от... кино. Люди ценят комфорт! До нас вот дошло как часто, например, король Иоанн Безземельный принимал ванну и сколько это стоило!
          2. 0
            1 сентября 2019 18:16
            Это да! Хоть с блохами, на тот момент научились бороться.
  14. +2
    1 сентября 2019 13:31
    Знаете... я минут пять перед ним стоял. Любовался! Но не решился вставлять свое фото через стекло. Все-таки вставил их.
  15. 0
    1 сентября 2019 13:35
    В Вене целый отдел таких. Там у них есть тоже много всего интересного. О чем напишу позднее...
  16. 0
    1 сентября 2019 15:44
    Посмотрите польский фильм: "Ва-банк-3" Очень интересный и хорошо снят. Мне лично интересен тем, что я там был, шел по показанной улице и другим улицам и был в этом музее... Так странно...
    1. 0
      1 сентября 2019 17:06
      Блин, а есть ещё и "Ва-банк 3"?
      1. +1
        1 сентября 2019 18:02
        Есть и очень интересный фильм! Это я Вам как "внук польского генерала" говорю.
        1. +1
          1 сентября 2019 18:09
          Забавно. Первый и второй я смотрел ещё в СССР в кинотеатре. Когда посмотрел "друзей Оушена", от последнего сложилось впечатление сиквела первого.
          1. +1
            2 сентября 2019 07:10
            Надеюсь, что вчера же вечером Вы его посмотрели...
  17. +2
    1 сентября 2019 18:07
    Цитата: 3x3zsave
    Мозг отключается, организм работает над одним вопросом: "Выжить!!!"

    О том и речь. Хотя... часто в доспехах просто ездили, ходили по покоям дворца, принимали гостей, послов... Так что потели только от жары.
  18. +2
    1 сентября 2019 21:31
    "...дюссаками (достаточно специфическим оружием, имевшим только клинок, и рукоятью в виде отверстия в его задней части без гарды)".

    Это dusägge турнирный.
    1. +2
      1 сентября 2019 21:45
      Боевой dusägge, получивший распространение в Германии и Габсбургской империи со времен гуситских войн, выглядел несколько по другому.
    2. +3
      1 сентября 2019 22:27
      Это dusägge турнирный.Именно такой изображен в "Книге турниров".
  19. +3
    1 сентября 2019 22:32
    Цитата: Симаргл
    В-третьих, если говорить о боевых доспехах, - это, чаще всего, новодел. Турнирные - тоже.

    Нет! В статье же написано, Кто их делал, когда, когда они описаны и в каких документах. Они зарисованы, указаны детали. Делать новодел...это стоит миллионы, зачем это и кому? Опять пошел маразм про подделки... Будет, будет Вам статьи про подделку доспехов. На самом деле это невероятно сложно и очень дорого. И цели не достигает.
    1. +1
      1 сентября 2019 23:30

      Полный латный доспех (гарнитур) Джорджа Клиффорда, третьего графа Камберленда, конец XVI века (1590-1592) производства российской Steel Mastery.
      В "базовой комплектации"
      Шлем Armet ;
      Латные наплечники ;
      Кираса ;
      Полная защита рук ;
      Полная защита ног (защита бедер, наголенники, сабатоны) ,
      материал - холоднокатаная сталь 1,0 мм для всех металлических деталей и без украшений - 4850 евро.
      1. +2
        2 сентября 2019 07:08
        Я знаю про эти доспехи и многие другие. Но это "подделка" которую совсем несложно распознать. И это товар на массовую продажу. Подделать доспех так, чтобы его НЕ РАСПОЗНАЛИ стоит намного дороже. Да и все они давно уже учтены. Найти новый рыцарский доспех полной комплектации... наверное проще найти новую Трою...
        1. +2
          2 сентября 2019 12:23
          Да я ведь и не говорил, что это серьезный уровень. Просто проиллюстрировал, что процесс достаточно популярен и продукция находит спрос. Что касается цен, то полнофункциональный полный доспех не для музея, а для участия в современных турнирах, которые организует Royal Armouries или Salon du cheval de Paris стоит на порядок дороже и изготавливается минимум восемь месяцев.
          1. +2
            2 сентября 2019 12:56
            Да именно так.Делают и доспехи римских легионеров... все делают.
          2. +1
            2 сентября 2019 20:11
            Что почти 50 еврокосарей?!?!?!
            Нет, я понимаю, что реконструкцией занимаются солидные люди, но, без малого 4 миллиона рублей?!
            "Купите мне один билет до Моте-Карло" (с)!!!
            1. +1
              2 сентября 2019 21:02
              Можно, конечно, найти и подешевле, как и любой потребительский товар. Все зависит от уровня изготовителя. Предположим, у Еric Dubе из Канады, цены стартуют от 35 000$. Но он делает доспех только на заказ.
              А у Age of Craft можно купить готовый комплект от 2000 до 5000 долларов, а можно заказать штучный, ручной работы, по "мотивам" какого то известного комплекта. Цена, естественно, будет уже совсем другая.
              1. 0
                2 сентября 2019 21:07
                Да, полно Вам, Виктор Николаевич! Я понимаю сколько стоит авторская работа. Просто, сейчас я лью стяжку, хотя могу делать "венецианку". Увы.
                1. +1
                  2 сентября 2019 21:29
                  Может заказчик никогда не видел полы в Палаццо Грасси?
  20. +2
    1 сентября 2019 22:34
    Цитата: Симаргл
    В-четвёртых, вещи эти довольно дорогие (современный аналог - авто премиум-класса ручной сборки), за которыми следили. Эти четыре человека, о которых написано в статье, - всего лишь начальники над бригадами мастеров. Трудились над доспехами десятки, если не сотни людей.

    А вот это правильно!
  21. +1
    2 сентября 2019 21:39
    В городе Граце есть целый арсенал состоящий из тысяч второсортных доспехов, которые никому в голову не пришло бы подделывать. И они, представьте себе, не ржавеют, хотя особого ухода за ними нет - их тысячи. Сами сотрудники арсенала считают, что виновато дерево. Его много и оно создает микроклимат. Тоже и во многих рыцарских замках, где выставлены доспехи. Там много дерева. Например, в замке Глубока. Я спрашивал насчет доспехов. Но... они не ржавеют. Там кругом дерево, Шикарные кессонные потолки и паркетный пол. Ну, а в Ховбурге установки микроклимата. Создается нужная влажность. И потом за доспехи берутся только в перчатках. И не надо их смазывать толстым слоем вонючего жира с чего Вы это взяли, и никакой канифоли не надо, и крыс не надо фантазировать. Есть обычное ружейное масло, оно и тогда было, протираешь льняной тряпочкой и этого достаточно.
  22. 0
    2 сентября 2019 21:43
    Цитата: Astra wild
    Если бы он был талантлив то фиг с ним и его манерой, а то обидно

    Начало фразы исключает ее конец и наоборот! Вам не кажется?
  23. +1
    2 сентября 2019 21:49
    Цитата: михаил3
    А эти замечательные консервные банки не имеют практически никаких следов чистки вообще то

    Имеют. Вот в том-то и дело... И следы чистки, и потертости, и следы ударов. Все это на них есть, но рассмотреть на любительских фото невозможно. Да и с изнанки фотографировать их не дозволяется. И пока что время не позволило мне ни разу... провести там пару дней и добраться до их запасников и подержаться за них самому. Планирую съездить в Грац - там шикарный арсенал. Еще кое-куда, но куда точно пока сказать невозможно. Но статью о консервации доспехов, их чистке, и подделках я обещаю!!!
  24. +2
    2 сентября 2019 22:25
    Несколько фотографий турнирных/парадных доспехов, Флоренция.




    1. 0
      3 сентября 2019 07:36
      Замечательные фотографии! Они Ваши? Я во Флоренцию не попал и когда попаду теперь одному Богу известно. А там есть на что посмотреть! Да! И если это Ваши фото - Вы позволите мне использовать парочку?
      1. +2
        3 сентября 2019 13:14
        Добрый день!
        Да, фотографии мои. Используйте их совершенно безвозмездно любым удобным для вас способом. Съемка: музей Барджелло, Флоренция. январь 2018, (с)Wildcat2018. winked
        Могу выслать их вам в лучшем разрешении. К сожалению, другие фотографии из-за освещения, остекления и расстояния между витринами получились хуже, как эти:




        Для иллюстрации парадного доспеха может пригодиться легендарный щит "Медуза", Караваджо (Уфицци):

        Это легендарное изображение именно щит: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B7%D0%B0_(%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%BE)
        1. 0
          3 сентября 2019 14:07
          Спасибо большое! Мне интересны лишь три - это турнирные шлемы "жабья голова". и шлем с решеткой: Я попробую связаться с их администрацией на предмет получения фото и описаний.
          1. +2
            3 сентября 2019 14:48
            Там еще есть интересные детали: парадно/турнирные доспехи в разных стилях ("сарацинский"?) и конская упряжь (?) седла (?) (не очень было понятно из переводов):



      2. +2
        3 сентября 2019 13:23
        И если вы проездом попадете в Стамбул, то было бы интересно увидеть ваш обзор по военному музею - этот музей называют вторым в мире по величине, очень интересная коллекция оружия (есть даже вариант клинка в стиле "зульфикар") и военно-прикладного искусства и туда практически никто не ходит!




        1. +1
          3 сентября 2019 15:23
          Музей Топкапы! Да это шикарный музей!
          1. +2
            3 сентября 2019 20:07
            hi
            Нет, это не Топкапы.
            Военный музей Стамбула (https://en.wikipedia.org/wiki/Istanbul_Military_Museum) на другой стороне Золотого рога от Топкапы (ориентир - метро Османбей).
            Открытая площадка с техникой, 2 огромных этажа внутри, концертный зал с надписью "нации, которые не берегут свою историю, обязаны вымирать".



            На открытой площадке памятник тому, кто один (почему один?) заряжал 240 мм (или 350?) пушку. Известный турецкий герой.

  25. +2
    2 сентября 2019 22:27
    И еще пара фотографий:

  26. 0
    3 сентября 2019 07:39
    Знаю, где делают доспехи дешевле и неплохо. Но оно Вам нужно, Антон?