В США борются с усталостью металла на B-52H с помощью штифтов

75
В США реализуется программа по проведению технического обслуживания и обновления стратегических бомбардировщиков B-52. Одним из пунктов реализуемой в ВВС Соединённых Штатов программы является борьба с усталостью металла.





В качестве примера последствий усталости металла на B-52 можно привести случай, произошедший в 2017 году в районе авиабазы Майнот. Тогда американский стратегический бомбардировщик «потерял», по одному из сообщений - двигатель, по другому - одну из гондол с двумя двигателями во время полёта. Этот отрыв от точек подвески (трактовка больше подходит для гондолы с двумя двигателями) связали именно с таким показателем как усталость металла в системе креплений к крылу.

Теперь из США поступает информация о том, что один из B-52H прибыл на капитальный ремонт в Оклахома-Сити, где располагается профильное депо по обслуживанию такого рода авиационной техники.

Отмечается, что у самолёта с номером 61-001 из состава 10-й эскадрильи резервного командования ВВС США меняются крепления двигателей к крылу в центральной его части. Также осуществляется усиление центральных секций крыла с помощью специальных штифтов, которые, как отмечается, формой напоминают «молочную бутылку». Добавляется, что использование дополнительных штифтов позволит на определённое время преодолеть проблему усталости металла на самолётах, которые уже не один десяток лет стоят на вооружении ВВС США.

Первый полёт B-52A совершил 65 лет назад - в 1954 году, модель B поступила на вооружение в 1955 году. Всего было построено 744 B-52, а последний B-52H был поставлен в войска в октябре 1962 года.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    75 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +2
      6 августа 2019 08:04
      Спаренные двигатели на пилонах - не самое удачное решение для такой машины: нагрузка в точках крепления слишком большая выходит, вот металл и "устаёт"... К тому же, возраст. Туполев удачней сделал...
      1. +13
        6 августа 2019 08:19
        Чем больше будут бороться с усталостью металла, тем больше шансов, что не каждый из этих самолетов долетит до середины Днепра. wink
        1. 0
          6 августа 2019 08:40
          Первый полёт B-52A совершил 65 лет назад - в 1954 году, модель B поступила на вооружение в 1955 году. Всего было построено 744 B-52, а последний B-52H был поставлен в войска в октябре 1962 года.


          В таком возрасте не мудрено и не взлететь.
        2. +3
          6 августа 2019 10:06
          Можно на саморезы, но лучше скотчем примотать. На века. Кто б им подсказал.
          1. Naz
            +1
            6 августа 2019 12:44
            Изолентой.
      2. +10
        6 августа 2019 08:20
        Синяя изолента, кувалда, проволка и плоскогубцы им в помощь.
        1. +4
          6 августа 2019 08:25
          Цитата: Гражданский
          Синяя изолента, кувалда, проволка и плоскогубцы им в помощь.

          Какую-то мать и всех родственников до пятого колена
        2. +2
          6 августа 2019 09:31
          Синяя изолента, коллега, это наш метод, там предпочитают скотч.
      3. +3
        6 августа 2019 08:22
        американский стратегический бомбардировщик «потерял», по одному из сообщений - двигатель, по другому - одну из гондол с двумя двигателями во время полёта.
        опасная тенденция, у одного Боинга 747 DHL как то произошёл
        отрыв от точек подвески
        двигателя, так он (самолёт) упал на город Амстердам, а если учесть, что это самолёт носитель ЯО, то совсем печально.
        1. +4
          6 августа 2019 09:00
          Боинг только был не DHL, а ELAl грузовой. Читал я про него. Вообще, ему дико не повезло. Он упал не от того, что двигатель отвалился, и даже не от того, что отвалившийся двигатель снёс второй двигатель. А от того, что второй отвалившийся мотор снёс секцию закрылков и повредил гидравлику, самолёт потерял управление. Просто без мотора - они бы сели.

          И это, Боинг-747, про который идёт речь, не является носителем ЯО, в Боинг В-52 - это совсем другой ероплан.
          1. +2
            6 августа 2019 09:12
            Цитата: Rzzz
            Он упал не от того, что двигатель отвалился
            отвалившийся двигатель №3 снёс двигатель №4 и именно двигатель №3 вырвал 10 метров кромки крыла а не
            Цитата: Rzzz
            второй отвалившийся мотор

            Так что причиной катастрофы был именно отвалившийся двигатель, не сорвись он с креплений, полёт бы закончился там, где и планировалось.
            1. 0
              7 августа 2019 00:07
              Ну, я не помню наизусть все аварийные случаи. Что вспомнил, то написал. Ошибся вроде не слишком сильно.
          2. +1
            6 августа 2019 09:17
            Цитата: Rzzz
            И это, Боинг-747, про который идёт речь, не является носителем ЯО

            вообще то речь идёт о
            Цитата: Rzzz
            Боинг В-52

            про 747-й я упомянул лишь в контексте усталости металла и отваливании движков в результате этого.
            1. 0
              7 августа 2019 00:26
              Цитата: Педродепакес
              про 747-й я упомянул лишь в контексте усталости металла

              А причём тут 747? Разговор вроде про Б-52, а это другой самолёт. Про усталость металла можно притянуть печальную историю с Ан-10, но зачем? Тем более что у Б-52 вроде проблем с усталостью не было.
              1. 0
                7 августа 2019 06:24
                Цитата: Rzzz
                А причём тут 747?

                Цитата: Rzzz
                можно притянуть печальную историю с Ан-10

                если внимательно прочитать статью, то можно понять при чём и что Ан-10 с этими случаями конечно не вяжется
        2. +3
          6 августа 2019 09:04
          Только не DHL a El Al, после этого пины крепления были усилены, и была введена их дополнительная проверка средствами неразрушающего контроля.
        3. 0
          6 августа 2019 09:46
          Цитата: Педродепакес
          а если учесть, что это самолёт носитель ЯО, то совсем печально.

          И? Вспомните, сколько бомб самолеты потеряли "сами по себе" (когда они были намного моложе и у них не отваливались моторы)
          1. 0
            6 августа 2019 15:38
            Цитата: Григорий_45
            Вспомните, сколько бомб самолеты потеряли "сами по себе"
            И?
            Или вы хотите продолжение "марлезонского балета", только по причине отваливания двигателей?
      4. +7
        6 августа 2019 08:24
        Не от хорошей жизни они спарку на пилон ставили - не было у них нужных двигунов в 1954 году.
        1. +3
          6 августа 2019 08:31
          Не в спарке дело. У стратега задача быстро взлететь и набрать высоту. При чем, в любых погодных условиях. Для этого нужна большая тяга (спарка, к стати, вполне годный вариант) вот только площадь крепления у пилонов маловата в данном случае получается. Я не зря Туполева упомянул. У Ту-95 мотогандолы в крыло встроены. В плане распределения нагрузки это более удачное решение.
      5. +1
        6 августа 2019 08:35
        Помнится ,что при поражении одного из двигателей спарки он может отстреливаться. Поправте , если не так.
        1. 0
          6 августа 2019 08:39
          Не знаю. Возможно, и может. Вот только, зачем?
          1. +1
            6 августа 2019 09:20
            Цитата: Krilovchanin
            Вот только, зачем?

            наверное, мысль была такова, чтобы предотвратить развитие пожара на крыло с баками, если средства пожаротушения не справятся, да и снизить сопротивление неработающего двигателя набегающему потоку.
        2. +2
          6 августа 2019 08:39
          Цитата: andrewkor
          Помнится ,что при поражении одного из двигателей спарки он может отстреливаться.

          да, была такая байка, что вообще пилоны стали применять для сброса движка при возникновении пожара в нём.
      6. +1
        6 августа 2019 08:38
        А у кого есть инфа сколько этих бомберов упало из-за усталости металла? Так, любопытства ради.
        1. +1
          6 августа 2019 08:42
          Не думаю, что много. Из-за усталости металла самолёты редко падают. Это, все таки, не лопата, за ними тщательнее следят.
        2. +1
          6 августа 2019 10:57
          Чудно, однако. За обычный вопрос к форуму украинцы минусуют. Вот сейчас и посмотрим сколько их на этом сайте.winked
          1. +1
            6 августа 2019 13:41
            Цитата: сибиралт
            украинцы минусуют

            А как узнать, украинцы это, американцы или израильтяне? Минусы ведь без адреса
          2. +1
            6 августа 2019 15:40
            Цитата: сибиралт
            За обычный вопрос к форуму украинцы минусуют.

            а может это Ваш тайный недруг по форуму, вспомните, кого вы "уделали" в дискуссии? ))))
            + вам, для равновесия smile
        3. -1
          6 августа 2019 18:10
          Цитата: сибиралт
          А у кого есть инфа сколько этих бомберов упало из-за усталости металла?

          если верить американским данным, то ни сколько. Известен инцидент с одним самолетом - тем самым, который "потерял" двигатель 5 января 2017 года в штате Северная Дакота. Но сел на оставшихся.
      7. +2
        6 августа 2019 08:43
        ТАК под штифты надоть дырки(отверстия ) сверлить и опять же усиливать эти места?
        1. 0
          6 августа 2019 15:45
          Цитата: andrewkor
          под штифты надоть дырки(отверстия ) сверлить и опять же усиливать эти места?

          есть такой анекдот, советский, "в ходе испытаний у самолёта при нагрузке силовая балка ломалась, как её не упрочняли, всё равно не выдерживала. Пригласили старого конструктора (еврея), тот посоветовал по линии излома отверстий наделать, пожали плечами - сделали и о чудо! Балка испытания прошла. На вопрос почему так, старый еврей ответил: "А где вы видели, чтобы туалетная бумага по перфорации рвалась?"
      8. +2
        6 августа 2019 08:57
        Цитата: Krilovchanin
        Туполев удачней сделал...

        На некоторых наших Ту-95РЦ после 20 лет эксплуатации из за усталости металла стали появляться трещины на плоскостях. Было принято решение приклепывать поверх трещин накладки.
        1. 0
          6 августа 2019 19:23
          Piramidon (Степан. Россия)
          Да неужели??? И изолентой не "контрили"?
          Бред то не пишите про накладки...
          1. +1
            6 августа 2019 21:06
            Цитата: NN52
            Бред то не пишите про накладки...

            Грубо и неумно вот так взять и огульно обвинить во лжи. negative Если не знаете о таком, то это не значит, что этого не было. Я лично не один год ходил по этим накладкам. Можете пообщаться с моими сослуживцами из 392 ОДРАП на форуме http://www.vologda18.ru/index.php/forum/index.
            И не нужно тут умника из себя строить неся ахинею про изоленту fool
            И изолентой не "контрили"?
            1. +1
              6 августа 2019 21:39
              Зашёл и посмотрел на форум. Мне кому там про поверх трещин приклепанные накладки вопрос там задать? Степан?
              Я не умник, но "дичь" не переношу..
              Если Вы что то забыли, то не нужно выдавать придуманное вами за действительное.
              1. 0
                6 августа 2019 22:33
                Цитата: NN52
                Зашёл и посмотрел на форум. Мне кому там про поверх трещин приклепанные накладки вопрос там задать? Степан?
                Я не умник, но "дичь" не переношу..
                Если Вы что то забыли, то не нужно выдавать придуманное вами за действительное.

                Просто задайте вопрос на форуме. А вообще то почему я должен перед каждым, кто безосновательно обвиняет меня во лжи, оправдываться? Оставайтесь при своем мнении. Думайте так, как вам хочется думать. Я написал то, что было. По поводу этих трещин много шуму было. Я 22 года прослужил в этом полку и сам мог потрогать руками эти накладки, но вы с дальнего дивана конечно лучше разглядели, что их там не было.
                С марта 1995 г. из-за трещин крыла самолёты Ту-95РЦ стали систематически сниматься с полётов, производились их доработки
                http://www.airwar.ru/enc/spy/tu95rc.html
                1. +2
                  6 августа 2019 23:07
                  Так... Cтепан...

                  В каком году "списали" Ту 95РЦ?

                  И посмотрите пжл вот эту ссылку...http://www.aviation-gb7.ru/Tu-95RC.htm

                  Вы точно ничего не путаете?
                  В середине восьмидесятых при проведении капремонтов стали выявлять трещины в нижних панелях крыла, пришлось их заказывать на заводе и менять на многих «бортах». Это также подтолкнуло командование ВМФ к решению о списании всего парка машин и передаче их функций самолетам Ту-142????????????

                  И на "диване" я не всегда был...
                  1. +1
                    7 августа 2019 08:42
                    Цитата: NN52
                    В каком году "списали" Ту 95РЦ?

                    Я вас понял. Вы пытаетесь подловить меня на датах. Я сам заметил эту неточность на сайте "Уголок неба". В нашем полку прекращены полеты Ту-95РЦ в 1993 году. Я уволился в 1991. К тому времени уже несколько самолетов имели эти накладки но не на нижних съемных панелях, а на верхней обшивке в районе между внутренним двигателем и фюзеляжем. А цитату я привел в качестве свидетельства о том, что проблема с трещинами была и заводские представители (доработчики) занимались ее устранением. Как сейчас помню, когда идешь по плоскости эти накладки под ноги попадались.
      9. +1
        6 августа 2019 09:45
        Цитата: Krilovchanin
        Спаренные двигатели на пилонах - не самое удачное решение для такой машины

        не от хорошей жизни. Движки в то время были маломощные, их и пришлось поставить аж 8 штук. А чтоб сопротивление не сильно возросло, да уместить их все на крыле, пришлось компоновать по два. В любом случае нагрузку учитывали, то, что в настоящий момент имеет место быть - не просчет конструкторов, а именно банальная усталость конструкции.
      10. 0
        6 августа 2019 14:32
        Установка двигателей на пилонах, предложена впервые Ильюшиным на Ил-22. Такое размещение двигателя под крылом делает крыло чище в аэродинамике, снижается общее сопротивление, поддерживает крыло в полете, и делает доступ к двигателю гораздо проще. Поэтому это стандарт для пассажирских самолетов, где эксплуатационные и экономические показатели главенствуют. Спаренные маломощные двигатели не дают большей нагрузки на пилон, чем один двигатель такой же тяги. Это физика школьного уровня. Не было у американцев тогда более мощного и экономичного двигателя. Вот и пошли на спарки. В целом выбор и размещение силовой установки у американцев оптимальное для поставленных задач для такого самолета. Туполев сделал жесткое крыло и поставил ТВД. Конструкцию крыла пришлось делать жесткой, а значит сильно перетяжеленной. Как итог- проигрыш Б-52 как по дальности полета так и по боевой нагрузке. А вот Мясищев сделал гибкое крыло и сделала ставку на ГТД. Самые мощные в мире на то время микулинские двигатели не отличались экономичностью, но в купе с лучшей аэродинамикой чем у Ту-95 ученик превзошел учителя.
        1. -1
          6 августа 2019 18:16
          Цитата: Инжeнeр
          Установка двигателей на пилонах, предложена впервые Ильюшиным на Ил-22. Такое размещение двигателя под крылом делает крыло чище в аэродинамике, снижается общее сопротивление, поддерживает крыло в полете

          да с чего бы ради сопротивление снижается? Наоборот, оно растет, по отношению к размещению движков в крыле или в фюзеляже.
          Ильюшин применил подобную схему потому, что первые советские ТРД отличались низкой тягой, но высокой аварийностью. Моторы разнесли по размаху крыла, да и от него самого удалили, чтоб пожар одного мотора не сказался на всей установке и не повлиял на прочность конструкции.

          Ныне движки ставят на пилонах под крылом ради удобства обслуживания.
    2. +2
      6 августа 2019 08:04
      Эх бедолаги!
      Синей изоленты у них нету!
      Ну и какой-то матери.
      1. 0
        6 августа 2019 08:09
        Какой-то матери, точно, нет. А изолента, думаю, имеется. Вот только она в-одиночку не работает, как надо.
        1. -1
          6 августа 2019 08:14
          Изолента у них есть. Цветов разных. В том числе и синяя. (У меня сын на приклад своего СКС-а синюю из принципа намотал)
          Но!
          Это неправильная изолента! Не наша! Не каноническая.
          Не поможет она им.
          А нам всегда помогала. laughing
          1. +2
            6 августа 2019 10:08
            У них своя демократическая Duck Tape называется:)

            1. +1
              6 августа 2019 10:10
              Цитата: Squelcher
              У них своя демократическая Duck Tape называется:)

              Не тянет их демократическая ИЗОЛЕНТА супротив нашей тоталитарной! Православной!
              А на картинке бумажная "малярная" лента.
              1. 0
                6 августа 2019 10:12
                Согласен, слабое подобие синей.
                1. 0
                  6 августа 2019 10:18
                  Это гвоздь от противоположной стенки!laughing
    3. 0
      6 августа 2019 08:04
      Одним из пунктов реализуемой в ВВС Соединённых Штатов программы является борьба с усталостью металла.

      Самый лучший способ это печатный станок ФРС США. Купит новые самолёты, и еще кадры, и компетенцию по всему миру, если вдруг своя школа авиастроения деградировала laughing
      .
    4. +1
      6 августа 2019 08:14
      Какие бы штифты не ставили, а усталость металла не победишь. Всему свой срок.
      1. +3
        6 августа 2019 08:18
        Цитата: rotmistr60
        Какие бы штифты не ставили, а усталость металла не победишь. Всему свой срок.

        Ви-таки будете хохотаться, но совершенно официально задокументировано, что DC-3, который у нас ЛИ-2 НЕ ИМЕЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ по сроку службы. Вообще!
        1. +1
          6 августа 2019 08:25
          Вот если бы у него движки крепились на пилонах и нагрузка на крыло была бы побольше, то еще как говорится будем посмотреть. Сорок с лишним лет назад приходилось изучать сопромат в высшем общевойсковом, поэтому про "усталость металла" в памяти кое что осталось.
          1. 0
            6 августа 2019 08:32
            Цитата: rotmistr60
            Сорок с лишним лет назад приходилось изучать сопромат в высшем общевойсковом, поэтому про "усталость металла" в памяти кое что осталось.

            Я в ВУЗ-е тоже сопромат на 5 сдал.
            Но там восемь! восемь, Карл! двигателей!
            И были-таки случаи (и не мало), когда они горели и даже отваливались на ходу, но "дотянул он до посадочных огней"
        2. 0
          6 августа 2019 09:11
          Похоже на то, как после 60-ти паспорт выдают бессрочный, но до срока...
        3. 0
          6 августа 2019 09:49
          Цитата: Victor_B
          НЕ ИМЕЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ по сроку службы

          чушь. Металл есть металл, все зависит от интенсивности эксплуатации. Любая техника имеет свой ресурс, начнут разваливаться нервюры и иные силовые элементы, не говоря про обшивку - она наверняка латанная-перелатанная, заклепку вбить некуда.
      2. +1
        6 августа 2019 08:28
        Цитата: rotmistr60
        Всему свой срок.
        И билет в один конец
    5. +1
      6 августа 2019 08:19
      Дырки в конце трещин дрелью надо сверлить.

      Дарю!
      1. +4
        6 августа 2019 09:05
        Цитата: Дилетант
        Дырки в конце трещин дрелью надо сверлить.

        Как говорил наш препод по "войсковому ремонту" - "Дырки, вон они, по улице в мини-юбках ходят, а сверлят ОТВЕРСТИЯ" laughing
        1. +2
          6 августа 2019 09:08
          В советском самолете-отверстия. А в американском - дырки! drinks
    6. AVM
      +3
      6 августа 2019 08:21
      Это крутой самолёт, без преувеличений. Не каждый корабль столько прослужит сколько он, вполне есть шанс до 100 лет дослужить. По последним данным США планируют оставить на вооружении два типа бомбардировщика - новейший B-21 и... Б-52!
      А куда более новые и навороченные B-1 и B-2 отправятся в пустыню на хранение.
      1. 0
        6 августа 2019 09:09
        В В-1 и В-2 крылатую ракету не впихнешь, маоловаты у них бомбрлюки для этого. А с бомбами нынче особо ни куда не до летишь на такой махине, ПВО свалит. В-2 ещё и стоит как пол-авианосца. Вот и отказываются от них.
    7. 0
      6 августа 2019 08:23
      "линкор из нафталина"!!! на то чего нет, берётся то шо есть!
      самолёт лётно годен!!! других критериев просто нет.
    8. -2
      6 августа 2019 08:28
      Я думаю этот аппарат надо было как можно покрасить и продать, пока он совсем не развалился.
    9. +1
      6 августа 2019 08:38
      Добавляется, что использование дополнительных штифтов позволит на определённое время преодолеть проблему усталости металла на самолётах,
      И покрасить - всё крепче будет... bully
      1. +2
        6 августа 2019 08:45
        Ага , минимум на три слоя. lol
      2. 0
        6 августа 2019 09:12
        Цитата: a.s.zzz888
        И покрасить - всё крепче будет...

        И на козюлю прилепить! laughing
        1. +1
          6 августа 2019 09:34
          Цитата: cniza
          Ага , минимум на три слоя. lol

          Покраска, да ещё в три слоя! это лишний вес, при его то площади и прочих проблемах .... ничего не укрепит. Хотя, если в цвет рельефа местности, тогда можно закатить в сторону и забыть навсегда.
    10. -1
      6 августа 2019 09:13
      Из дерьма конфетку лепят.
    11. 0
      6 августа 2019 09:15
      это те самые "музейные экспонаты" о которых как то говорил какой то г.о.м.и.к. из мо сша? или другие?
    12. -1
      6 августа 2019 10:11
      Эти самолеты опаснее для сшс ,чем для РФ )
    13. 0
      6 августа 2019 11:20
      я где то слышал, что В-52 могут в полёте просто отстреливать движки во время неисправности. любопытно- это правда или нет. И если да- то я так понимаю, не такая уж это и непредвиденная ситуация. но это слухи и догадки.
    14. +2
      6 августа 2019 12:20
      Новость из разряда «ни о чем». Когда самолет в возрасте то продление его ресурса вполне обычное дело. В разных странах это продление осуществляется разными способами. Например в Австралии продление ресурса планера F111 до поры до времени обеспечивалось использованием спацильных клеев. В Штатах где то используются штифты, а где то клей, сварка. и т п технологии. Иногда для этих целей раскулачиваются самолеты, стоящие на хранении. У американцев теми же законсервированными Б 52 уставлены целые поля в Аризоне. Так что ничего необычного в этом нет.
    15. +1
      7 августа 2019 04:53
      Цитата: AVM
      А куда более новые и навороченные B-1 и B-2

      Вообще-то В-1 вообще создавался под совсем другие задачи, имел совершенно другую концепцию и нагрузки на конструкцию были совершенно другие. Да, собственно, из всех В-1 всего 10% находятся в летной готовности и смысла в них на сегодня нет, т.к. модернизировать их под современные вооружения бесполезно, а те, что они могут нести уже не актуальны в свяхке с этим самолетом. В-2 - вообще очень спорный самолет, который и приняли на вооружения для прокорма Нортропа, что бы тот не загнулся, т.к. со своим прямым назначением он справлялся еще хуже чем В-1, разве что был гораздо новее. Дорого и бессмысленно. Как и, в свое время, F-117 - провальный аппарат, но позволил обкатать большое количество новых технологий. Ну и всё.
    16. 0
      8 августа 2019 18:36
      Одно не понятно. Ну металл устал. Естественно. На начальном этапе - латки и синяя изолента.
      Ну а дальше только менять силовой каркас. Пусть даже частично. Там же не монолит. Отрезал (расклепать-раскрутить, что там по технологии?) изношенные элементы. На новые.
      Но тут проблема. Сколько будет это стоить? Я знаю, что США страна не бедная. Но с тем же SR-71 проблемы в конце эксплуатации были. НИКТО не производил запасных частей.
      Думаю что с нашими Тушками стратегами такие же проблемы. Ничего удивительного. Давно никто такого уровня самолётов не выпускает. Ну и соответсвено все подрядчики закинули свои специализированные производства хорошо если на склад, А не в металлолом.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»