Боевые самолёты. Лучший японский, но не «Зеро»?

80
Конечно, спроси сегодня любого, какой самолет был лучшим у Японии во времена Второй мировой войны, в ответ раздастся могучий рев: «Зеро!!!»





Да и некоторые «спецы» и «эксперты» тоже упорно пихают А6М во все хит-парады, вне зависимости от того, кто является соседями палубника: истребители-бомбардировщики, палубники, эскортные…

А действительно так ли был хорош А6М0 и его модификации? А может, было что-то и получше?

Я считаю, что было. Не сразу, понятное дело, с течением войны. Но перед этим хотел бы сказать несколько слов о «Зеро».

Я не стану спорить с теми, кто считает, что это была выдающаяся машина. Это действительно спорно, но разборки палубников уже были, мнение осталось на том же месте. А6М был машиной более чем своеобразной, так что…

Так что я просто предложу вам сесть в его кабину и в компании таких же странных собратьев пойти навстречу «Котам» и «Корсарам» с американских авианосцев.



Брони у вас нет. Вообще. Любая очередь из пулемета винтовочного калибра в боковую или заднюю проекцию – и у вас проблемы. Про пули крупнокалиберных пулеметов и авиапушек я просто молчу. С ними даже гуманнее сразу на тот свет, не мучаясь.

Прикрыться можно только двигателем в передней полусфере, да и то условно. «Кинсей», который стоит у вас, – это копия 9-цилиндрового однорядного воздушника от «Пратт-Уитни» R-1689 «Хорнет» довоенного периода. С двухрядным воздушником было бы понадежнее, но, как говорится, имеем то, что имеем.

Правда, в отличие от собрата водяного охлаждения, воздушник может вам дать шанс. И не умереть от одной-двух пуль. А может и не дать.

Но даже если вас и не пробило, пули миновали, повезло, не стоит расслабляться. Баки с бензином и маслом – еще одна проблема. На них брони тоже нет. Баки не протектированы и не заполняются выхлопными газами.



В общем, мечта пиромана, а не самолет. Не убьют, так сожгут. Что поделать, такова плата за маневренность, как в горизонте, так и на вертикали. А что делать, если «Кинсей» от «Мицубиси» (да и «Сакае» от «Накаджимы») давали в начале войны не более 1000 л.с.

Так что маневренность, высота, дальность и более-менее приличное вооружение у «Зеро» были, но оплачивалось это весьма дорого: жизнями пилотов. И как только обученные перед войной пилоты стали выбиваться с течением войны, дела на воздушном фронте пошли не очень красиво.

В принципе, ситуация до боли напоминает то, о чем я говорил, когда пристально рассматривал Ме-109 и FW-190. И японцы оказались перед сложным выбором – или наконец-то сделать самолет по европейскому или американскому образцу, или остаться в итоге без ВВС вообще, так как для самолетов не будет летчиков.

Ну что делать, если американцам, британцам и австралийцам кодекс «бусидо» был незнаком, и они не желали лезть напролом на пушки и пулеметы, предпочитая засыпать пулями истребители противника? Благо, тем много не надо было вообще.

Итак, «Хаята». Истребитель Nakajima Ki-84.

Боевые самолёты. Лучший японский, но не «Зеро»?


Сразу скажу, что по Kawasaki Ki-61 Hien будет такой же обзор, но увы, японцы не смогли сделать двигатель жидкостного охлаждения. Daimler-Benz DB 601A — двигатель просто великолепный, и немцы сделали все для того, чтобы японцы смогли его выпускать на своих заводах, но, увы, «японский «Мессершмитт» не взлетел. Точнее, конечно же, взлетел и воевал, но увы, назвать его удачным язык не поворачивается.

Так что конкурс фирма Nakajima, в принципе, выиграла за явным таким преимуществом. И самолет, о котором пойдет речь, являлся неким компромиссом между предшественниками Ki-43 Hayabusa и Ki-44 Shoki. Вообще, «Хаята» должен был по идее заменить оба самолета, и требования по его ЛТХ это предусматривали.

С одной стороны, 84-й должен был иметь маневренность не хуже (ну или не сильно хуже) чем у Ki-43, но превосходить Ki-44. И тут все понятно, «Хаябуса» — чистый истребитель завоевания превосходства в воздухе, целью его были как раз истребители противника. А «Шоки» по японской классификации – перехватчик бомбардировщиков.

В общем, Ki-84 изначально задумывался как многоцелевой истребитель с большим радиусом действия, способный воевать как с маневренными истребителями, так и обладать достаточной огневой мощью, чтобы уничтожать бомбардировщики.

Требованиями предусматривалась максимальная скорость в 640-685 км/ч на 5000 м, запас топлива должен был позволять час-полтора работать на удалении в 400-450 км от аэродрома.

Серьезные требования, но в управлении авиации считали, что новый новый 18-цилиндровый радиальный двигатель Nakajima Ha-45 мощностью в 2 000 л.с. сможет обеспечить необходимую мощность.



Вооружение было стандартным, то есть два синхронных пулемета Но-103 калибром 12,7-мм под капотом и две пушки Но-5 калибром 20-мм в крыльях за пределами ометаемого винтом круга.

И – о чудо! – вменялось обеспечение бронезащитой летчика и оснащение машины протектированными топливными баками.

Работы начались в 1942 году, а в конце 1943-го уже первые два экземпляра поднялись в воздух.

Испытания показали, что все реально получилось. А про испытания боем надо сказать, что первые партии серийных Ki-84-Ia были посланы в бои к заливу Лейте, где все было серьезно и напряженно.



В боях «Хаята» показал себя очень неудобным и грозным противником. Надо сказать, что командование союзников было весьма озадачено вопросом противостояния самолету, который обладал весьма выдающимися ЛТХ.

Защита Ki-84 по сравнению с привычными для летчиков союзников стандартами, была просто верхом совершенства. Оружие вполне сравнимо по количеству, а с качеством пулеметов и пушек у японцев всегда был порядок.

Неприятным сюрпризом оказалось то, что Ki-84-Ia были скороподъемнее и маневреннее всех истребителей союзников, а на малых и средних высотах также быстры, как P-51D «Мустанг» и P-47D «Тандерболт» и быстрее, чем все остальные самолеты союзников.

Впечатление портило только то, что опытные экземпляры и те, что выходили из обычных сборочных цехов, все-таки были разными машинами.



Серийные Ki-84-Ia постоянно страдали от дефектов топливной и гидравлической систем, доставляли определенные неудобства откровенно слабые стойки шасси, а двигатели Ha-45 редко развивали полную расчетную мощность.

Но главным недостатком «Хаяты» стали… летчики! Американцы и британцы, проводя испытания и во время войны, и после нее, отмечали, что в руках опытного пилота Кi-84 был опаснейшим противником. Но мы говорим о событиях 1944-45 годов, когда именно опытные летчики начали катастрофически заканчиваться.

За 18 месяцев серийного выпуска было построено 3 473 самолета всех модификаций. Вроде бы немного, но… Тут стоит сказать, что почти 200 самолетов в месяц – это для промышленности Японии, под конец войны от души обрабатываемой американскими бомбардировщиками, весьма неплохой показатель. Я бы сказал, что работали как настоящие самураи.

А еще и делались модернизации, вообще внушающие уважение.



За моделью Ki-84-Ia последовала модель Ki-84-Ib. У модели «б» синхронные 12,7-мм пулеметы были заменены на пушки Но-5 калибром 20 мм. Таким образом, вооружение стало состоять из четырех 20-мм пушек, две из которых были синхронными, что дало весьма приличный уровень залпа как по массе, так и по точности.

Но дальше в серию пошла модель Ki-84-Ic, основной задачей которой ставилось уничтожение «летающих крепостей». У этой модификации крыльевые пушки Но-5 заменялись на Но-105 калибром 30 мм. Таким образом, вооружение выросло до 2х20-мм и 2х30-мм, что вообще соответствовало лучшим показателям у противников.

А когда в дело пошел 2000-сильный двигатель Ha-45-23 с непосредственным впрыском топлива и системой форсажа, скопированной с немецкой MW-50, то и показатели по скорости выросли до 650-670 км/ч.

Отмечалась также общая проработка всех узлов и особенно компоновка кабины. Пилот был защищен бронезаголовником, бронеспинкой и козырек фонаря был выполнен из бронестекла.

Прогресс налицо, однако была и ложка дегтя: так и не смогли довести до ума систему аварийного сброса фонаря, и противопожарное оборудование так и осталось в мечтах пилотов.



Самолет имел весьма хорошую управляемость, был весьма устойчив в полете, потому охотно использовался в качестве ночного перехватчика. И вообще летчики его любили, потому что по сравнению с предшественниками это была фактически летающая бронированная оружейная платформа, позволявшая сделать весьма много в бою при умелом использовании.

ЛТХ Ki-84-Iа

Размах крыла, м: 11,30
Длина, м: 9,85
Высота, м: 3.38
Площадь крыла, м2: 21,02

Масса, кг
— пустого самолета: 2698
— нормальная взлетная: 3602
— максимальная взлетная: 4170

Тип двигателя: 1 х Ha-45-21
Мощность, л.с: 1 х 1970
Максимальная скорость, км/ч: 687
Крейсерская скорость, км/ч: 409

Практическая дальность, км: 2968
Боевая дальность, км: 1255
Макс. скороподъемность, м/мин: 1302
Практический потолок, м: 11582

Вооружение: две 20-мм пушки (150 снарядов на каждую), два 12,7-мм пулемета (350 патронов на пулемет), две 200-кг бомбы.
80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    9 августа 2019 03:27
    Весьма интересный истребитель ... а есть ли сведения о боях с советскими лётчиками?
    1. +4
      9 августа 2019 05:51
      Откуда им взяться

      Авиация Квантунской армии бездействовала
      1. +20
        9 августа 2019 06:08
        Слава побед японской авиации пришлась на 1941-42 гг. Основным истребителем в то время был Зеро - поэтому этот истребитель стал символом

        В 42 году ни каких Корсаров не было, американцы обнаружили перед собой японскую супер-машину с невероятной маневренностью и дальностью полёта 2000 км, Зеро - несомненный лидер и звезда всего начального периода войны на Тихом океане

        Ни одна из последующих японских моделей истребителей не имела того отрыва в ттх от истребителей союзников
        1. +9
          9 августа 2019 08:59
          Доброе утро, полностью согласен. "Зеро" - выдающееся достижение японцев, которые с крайне скромными возможностями создали машину, блиставшую в начальном периоде войны на ТО. Справедливости ради, надо отметить, что в значительной мере славу ей принесли никудышные противники и уникальное стечение благоприятных для неё факторов. Окажись Зеро "попаданцем" в Европу против "фрица", а на подходе уже "густав" и "антон", ореол легенды вряд ли бы был создан. Равно как и против "злюки". Но это не отменяет того факта, что в тех условиях и с теми возможностями "Зеро" - абсолютный максимум того, что могло быть достигнуто.
          1. +2
            9 августа 2019 11:19
            Цитата: андрей шмелев
            Окажись Зеро "попаданцем" в Европу против "фрица", а на подходе уже "густав" и "антон", ореол легенды вряд ли бы был создан

            любой самый упоротый истребитель имея преимущество по высоте становится проблемой.
            Зеро из-за большого времени полета и легкости очень часто имел возможность лететь эшелоном выше. Достижение Зеро в том, что японцы выжали максимум важнейших для твд и боя ттх.
            ну и все-таки воевал он в начале войны в основном против самолетов, спроектированных в начале 30-х.
          2. +5
            9 августа 2019 17:12
            Цитата: андрей шмелев
            "Зеро" - выдающееся достижение японцев, которые с крайне скромными возможностями создали машину, блиставшую в начальном периоде войны на ТО.

            Феномен Зеро заключается в том, что его прекрасные ТТХ обусловлены малым весом. А легкость этого истребителя была достигнута непрочностью планера, а также отсутствием бронирования и защитных протекторов на бензобаки. Это какое мастерство и мужество нужно иметь чтобы драться на таком истребителе, зная, что даже одна пуля может оказаться для твоего самолёта смертельной! Вот и получается, что «Зеро» идеально «лёг» под менталитет японского летчика! А вот дальше уже хуже.. На авансцену выступили «Летающие крепости» и уже никое мужество и мастерство не спасало Зеро от града крупнокалиберных пуль, которые изрыгала армада бомберов.
        2. +5
          9 августа 2019 09:35
          Слава побед японской авиации пришлась на 1941-42 гг. Основным истребителем в то время был Зеро - поэтому этот истребитель стал символом
          - надо бы добавить "морской"
          Потому как у Японии была еще и армейская авиация, и воздушные бои Япония вела не только над водными просторами Пацифика.
        3. +8
          9 августа 2019 11:48
          Цитата: Santa Fe
          В 42 году ни каких Корсаров не было,

          Первая боевая эскадрилия "Корсаров" -октябрь 1942 года.
          Цитата: Santa Fe
          американцы обнаружили перед собой японскую супер-машину с невероятной маневренностью и дальностью полёта 2000 км

          Американцы обнаружили не "супер-машину "Зеро", а "кидо-бутай", который владел стратегической инициативой.
          Цитата: Santa Fe
          Ни одна из последующих японских моделей истребителей не имела того отрыва в ттх от истребителей союзников

          Она вообще то и не имела никакого отрыва от самолетов союзников. Если мы берем разного рода "летающие ископаемые" вроде Глостеров "Бульдогов" и "Гладиаторов", то да. А вот на счет "Вилдкетов", то тут никакого отрыва не было. В отсчетах американских пиловтов есть все что угодно, о совершенствовании тактики, слетанности, боевой подготовки, но вот панических криков "Дайте нам срочно новый самолет , нет. Да и "Вилдкет" продержался на конвеере и на палубе до конца войны,одержав последнюю победу 5 августа 1945 года. Что при тотальном превосходстве "Зеро" просто было бы невозможно.
          1. +8
            9 августа 2019 14:37
            Цитата: tomket
            А вот на счет "Вилдкетов", то тут никакого отрыва не было. В отсчетах американских пиловтов есть все что угодно, о совершенствовании тактики, слетанности, боевой подготовки, но вот панических криков "Дайте нам срочно новый самолет , нет.

            Нут так Тэч показал, что на "Уайлдкэтах" можно и нужно бить "Зеро" - даже при численном превосходстве японцев. smile
            Пессимизм и паника были только в отчётах летавших на "Буффало".
        4. +13
          9 августа 2019 14:22
          Цитата: Santa Fe
          В 42 году ни каких Корсаров не было, американцы обнаружили перед собой японскую супер-машину с невероятной маневренностью и дальностью полёта 2000 км, Зеро - несомненный лидер и звезда всего начального периода войны на Тихом океане

          Дело не только в машине. "Зеро" был лидером и звездой только в руках пилотов подготовки мирного времени (тех самых, прозревавших днём звёзды в небе), к тому же имевших опыт войны в Китае. Огромная дальность полёта за счёт обеднения смеси - это как раз из китайского опыта.
          Другой "компонент легендарности" - это отсутствие у противника опыта противостояния "Зеро", тактики боя с ними и знания всех плюсов и минусов машины. Тут свою роль сыграл ещё и ура-патриотизм американцев (переходящий зачастую в нацизм), проникший в мозг даже тех спецов, которые должны были по роду службы проверять все возможные варианты. Но увы, все данные по "Зеро", полученные из Китая до декабря 1941 г., просто отбрасывались как дезинформация - ибо всем же известно, что японская промышленность способна выпускать только ухудшенные копии посредственных европейских и американских моделей техники (это не стёб, а разведсводка). Результат известен - самоуверенность и шапкозакидательство, выливавшиеся в регулярные попытки лезть в догфайт с "Зеро" на тяжёлых американских истребителях... с предсказуемым результатом.
          С началом войны пошло накопление опыта боёв с "Зеро", который обобщался в документах. На основании этих документов командиры вроде Тэча начали разрабатывать тактику боёв, которая давала тем же "Уайлдкэтам" неплохие шансы сбивать и выживать. А потом в руки янки попал почти целый "Зеро", который они прогнали через полигон, испытав во всех возможных вариантах. Результаты были просуммированы уже в конце 1942:
          Все пилоты, отправляемые в районы боевых действий, где ожидается присутствие "Зеро", должны быть проинструктированы о нижеследующем:
          1. Никогда не пытаться вступить в манёвренный бой [dogfight] с "Зеро"
          2. Никогда не пытаться маневрировать с "Зеро" на скоростях ниже трёхсот (300) миль в час по спидометру [483 км/ч], если только не находишься позади него.
          3. Никогда не преследовать "Зеро" на вертикали при низких скоростях.
          Наиболее важными особенностями, что следует принимать во внимание при разработке ус­пеш­ных тактик противодействия "Зеро", представляются его недостаточная скорость крена на вы­со­ких скоростях и отказы его двигателя в условиях отрицательных перегрузок [результат использования поплавкового карбюратора и, одновременно, объяснение "эффекта горки"].
          Большие элероны обеспечивают самолёту высокую манёвренность на скоростях до трёхсот (300) миль в час по спидометру. На скорости выше трёхсот (300) миль в час по спидометру становится почти невозможным изменить направление виража.
          Скорость разворота "Зеро" справа налево гораздо выше, чем слева направо.
          © midnike
          В результате, к 1943 г. американские пилоты в массе своей знали, как воспользоваться недостатками японского истребителя. А японские пилоты военного выпуска, заменявшие постоянно выбиваемых довоенных асов, в массе своей уже не умели пользоваться достоинствами "Зеро" и не давать противнику использовать его недостатки. И легендарность "Зеро" сошла на нет - их научились сбивать даже на тех самых "Уайлдкэтах", которые безнадёжно проигрывали им в 1942 г.
          1. +1
            9 августа 2019 19:08
            Цитата: Alexey RA
            тех самых, прозревавших днём звёзды в небе

            это круто, еще палочками для еды на спор ловили мух в полёте
            (из мемуаров Сабуро Сакаи)
          2. +1
            10 августа 2019 00:18
            тех самых, прозревавших днём звёзды в небе


            из уроков моего детства: нунчаки, может, в руках Брюса Ли и навели бы ужас,
            но в руках 99,99% на улице крючок для одежды В РАЗЫ эффективнее
            это не потому, что нунчаки плохо (очень даже круто), а потому, что вломить в бубен крючком для одежды НА ПОРЯДОК проще и не надо учиться этому годами

            и таких примеров тьма, типа, если ты с 5 до 25 лет каждый день тренируешься, тогда лук, а иначе - самострел

            в общем, полностью согласен, Зеро - машина виртуозов
      2. +6
        9 августа 2019 12:00
        Не совсем она бездействовала!
        10 августа 1945 года!
        Через несколько часов авиация флота нанесла массированный удар по Расину, в котором приняла участие и шестерка Ил-2 из 37-го ШАП, ведомая к-ном И.Ф. Ворониным. С Гензанского аэроузла наперехват взлетели лишь 4 японских истребителя. Один из них атаковал ведущий штурмовик, когда тот выходил из атаки по неприятельскому кораблю. Японец зашел справа- сверху, но воздушный стрелок А. Иванов был начеку и своевременно открыл огонь. «Выпустив очередь по вражескому самолету, – вспоминал он, – я увидел, как густой черный дым повалил из его мотора. Самолет, оставляя за собой дымный след, упал в море. Приготовился к отражению другой атаки, но увидел, как остальные самолеты… резко повернули назад и стали на полном газу удирать восвояси».
        Зато японские истребители добились успеха в другом районе. У мыса Поворотный они атаковали летающую лодку PBN-1 «Каталина» к-на И.В. Фролова из 16-го ОДРАП, возвращавшуюся после выполнения воздушной разведки. Советский самолет получил значительные повреждения и совершил вынужденную посадку в открытом море. Изрешеченная «Каталина» быстро ушла на дно и унесла весь экипаж из шести человек. По всей видимости, это был единственный самолет ВВС ТОФ, потерянный в той кампании.

        Редкие воздушные бои
        Авиация и Время 2012 03
    2. +1
      9 августа 2019 09:56
      а есть ли сведения о боях с советскими лётчиками?
      ,,непосредственно с Ki-84?
      ,,,а так то были конечно.
  2. 0
    9 августа 2019 03:43
    Если бы такие самолеты были у СССР в начале войны!...
    1. +3
      9 августа 2019 09:04
      Если бы такие самолеты были у СССР в начале войны!...


      с нетерпением жду рассказа, как именно Зеро надерет "фридриха" ;)
      1. +8
        9 августа 2019 15:28
        Цитата: андрей шмелев
        с нетерпением жду рассказа, как именно Зеро надерет "фридриха" ;)

        Причём чтобы в кабине "Зеро" обязательно был бы стандартный пилот ВВС РККА обр. 1941 г.: подготовлен к действию только днём в простых метеоусловиях, радиосвязью пользоваться не умеет, огневая подготовка - стрельба по конусу на скорости 200-250 км/ч, "ибо на больших скоростях отрываются конуса" © Смушкевич
    2. +6
      9 августа 2019 15:24
      Цитата: Edvid
      Если бы такие самолеты были у СССР в начале войны!...

      То ничего не изменилось бы. Без опытных пилотов, нормального ремонта и тыла, связи и целеуказания бодаться с люфтами на равных практически невозможно.
      1. -4
        10 августа 2019 02:10
        Цитата: Alexey RA
        Цитата: Edvid
        Если бы такие самолеты были у СССР в начале войны!...

        То ничего не изменилось бы. Без опытных пилотов, нормального ремонта и тыла, связи и целеуказания бодаться с люфтами на равных практически невозможно.

        капитулируйте! А наши лётчики воевали побеждали!
        1. +6
          12 августа 2019 10:13
          Цитата: неглавный
          капитулируйте! А наши лётчики воевали побеждали!

          А это-то тут при чём? Я лишь указал, что в ситуации 1941 г. замена тех же ЛаГГ-3 на "Зеро" ничего принципиально не изменит. Более того, потери, за счёт меньшей живучести японца, могут даже увеличиться.
          1. +1
            12 августа 2019 21:28
            Цитата: Alexey RA
            А это-то тут при чём? Я лишь указал, что в ситуации 1941 г. замена тех же ЛаГГ-3 на "Зеро" ничего принципиально не изменит. Более того, потери, за счёт меньшей живучести японца, могут даже увеличиться.

            Здесь согласен. По ДПМУ, тогда все применяли авиацию в основном днём и в "хорошую" погоду, про радиосвязь согласен, а вот стрельба под вопросом, т.к. были лётчики после Испании, Халхин Гола, "зимней войны", конечно не так уж и много, но были. В общем у меня сложилось негативное впечатление. Рад, что я ошибся! Приношу свои извинения! Искренне.
  3. +1
    9 августа 2019 04:17
    650-570 км/ч
    Опечатка.
  4. +2
    9 августа 2019 04:28
    Так что я просто предложу вам сесть в его кабину и в компании таких же странных собратьев пойти навстречу «Котам» и «Корсарам» с американских авианосцев.
    Маневр им в помощь wassat
    1. +3
      9 августа 2019 11:51
      Цитата: Flamberg
      Маневр им в помощь

      Американцы быстро поняли, что с "Зеро" надо драться на вертикалях, и с этого момента пошло методичное выбивание летного состава Японии.
  5. +5
    9 августа 2019 05:43
    А действительно так ли был хорош А6М0 и его модификации? А может, было что-то и получше?

    Я считаю, что было. Не сразу, понятное дело, с течением войны.
    - а было ли что получше Форда Т? Я считаю, что было. Не сразу , понятное дело... Лет этак через тридцать.

    В контексте заголовка "Боевые самолеты. Лучший, но не "Зеро"?" вообще можно рассмотреть все , что летает и воюет. Ведь все это "боевое". Только как быть с критериями оценки? Роман сравнил "хрен с помидором" . Весело получилось. Как всегда.
    1. +3
      9 августа 2019 09:44
      Ну, в таком случае убираем из всяческих рейтингов истребителей ВМВ "всякие" Мустанги, да и Спитфаеры последних серий и Темпесты... Их же не было к 40-41 году.
      И наши Ла 5, Ла 7, Як 3, Як 9...
      Сравниваем И16, Ме109 до Доры и Зеро с Харикейном.
      Отличный рейтинг!
      1. +2
        9 августа 2019 09:51
        Отличный рейтинг!

        А почему бы не сравнить Зеро с Mitsubishi Ki-109? Тоже отличный рейтинг будет. Что кислее, хрен или помидор?
  6. +2
    9 августа 2019 06:04
    А что делать, если «Кинсей» от «Мицубиси» (да и «Сакае» от «Накаджимы») давали в начале войны не более 1000 л.с.

    Только Британия , США ,Германия и СССР в авиационном моторостроении перешагнули планку в 1 000 л.с .
    Все остальные страны - не смогли.
    1. +7
      9 августа 2019 06:15
      Франция перешагнула. Как раз к началу войны. Правда, дальше пойти ей не дали. Чехи на базе Испано-Сюизы тоже перешагнули "рубеж".
    2. +5
      9 августа 2019 10:10
      Цитата: lucul
      Только Британия , США ,Германия и СССР... Все остальные страны - не смогли

      А как же Япония, Италия, Чехия, Франция?
  7. +5
    9 августа 2019 06:43
    Впечатление портило только то, что опытные экземпляры и те, что выходили из обычных сборочных цехов, все-таки были разными машинами.
    Ну опытное изделие изготовленное высоко классными специалистами, на голову отличается от серийного. Примеров приводить не буду, их много.
  8. +5
    9 августа 2019 08:22
    *Хаяте* безусловно один из лучших истребителей, не только Японии, но и 2МВ, ещё четверть века назад в журнале *Крылья Родины* была подробная статья о нём, Но * Зеро* у всех на слуху, может быть потому, что на Тихоокеанском ТВД основные бои были на море с участием палубной авиации, И * Хаяте* , сухопутный истребитель, как-то подзабыли,
    1. +8
      9 августа 2019 09:26
      *Хаяте* безусловно один из лучших истребителей
      - Искать "лучших" бесполезное занятие.
      F.Lloyd в статье " Powers of maneuvre" в журнале Aeronautics в августе 1943-го писал:

      Но почему-то с упрямством , достойным лучшего применения, "спецы" и "эксперты" продолжают искать .
      1. 0
        10 августа 2019 06:02
        Я с Вами абсолютно согласен! Я могу назвать три десятка одномоторных истребителей 2 МВ, которые я оцениваю от 4+ до 5+, И у всех них есть свои поклонники и противники! И свои достоинства с недостатками!
    2. +3
      9 августа 2019 11:57
      Цитата: serg.shishkov2015
      И * Хаяте* , сухопутный истребитель, как-то подзабыли,

      Ну у Японцев интересная была градация. Были палубники, были армейские сухопутные и прибрежные перехватчики, лучшим из которых был "Сиден-кай". Он же кандидат на звание "лучший из лучших" среди Японцев.
      1. 0
        10 августа 2019 06:09
        Согласен! А *Сиден -кай* вообще случай уникальный- эволюционировал от поплавкового истребителя специальной разработки *Киофу*, И по ТТХ великолепен! А с градацией- разведчик, известный у нас как Р-97, стоял не вооружении армейцев о моряков под разными названиями- С5М и Кi.15
  9. +6
    9 августа 2019 11:15
    Ну - Шиден N1K1 тоже был очень не плохим истребителем.. Да и ещё парочка под конец войны. Проблема японцев в основном заключалась в подготовке новых лётчиков..
  10. 0
    9 августа 2019 11:27
    Цитата: андрей шмелев
    с нетерпением жду рассказа, как именно Зеро надерет "фридриха" ;)

    элементарно. ровесник фридриха А6М-2 model 21
    залезет на максимальную высоту (10500) и тупо будет ждать, когда у мессеров топливо станет заканчиваться и только потом вступит в бой.
    мессеру, чтобы, скажем, выдвинуться на 50 км и залезть на такую высоту, нужно не меньше 25 минут.
    на обратный путь и посадку еще 15.остается топлива 5 минут на поиск цели, заход и бой
    все, что нужно зеро - это не прошляпить первую атаку и уклониться, имея некоторое преимущество в маневренности, но ниже скорость.
    1. +4
      9 августа 2019 11:53
      А фридрих туда ( 10500м) полезет? Он спокойно выполнит свои задачи по расчистке воздушного пространства, не поднимаясь выше 7000м. Да он их уже выполнил, загнав Зеро на 10500. laughing
      1. -2
        9 августа 2019 12:12
        Цитата: Dooplet11
        Да он их уже выполнил, загнав Зеро на 10500.

        вы ничего не сможете толком сделать, если над вами висят в 1-2 км вражеские истребители.
        1. +2
          9 августа 2019 12:30
          Да нуу? А что может сделать с Фридрихом Зеро, висящий на 2 км выше? Особенно, если пилот Фридриха этого Зеро видит?
          Пилот Фридриха может: атаковать вражеские бомберы, находящиеся ниже на 500-800м ( типичная высота превышения для атаки), барражировать над своими бомберами этажеркой в 1000-2000м. Кстати, скорость пикирования , равную скорости пикирования Месса, получил только А6М5 ( http://www.airwar.ru/enc/fww2/a6m5.html ). При этом, он дольше разгонялся и быстрее терял набранную скорость.
          Что может Зеро, находящийся на 2000м выше? Осторожно, с оглядкой на число М, спуститься, чтобы огрести? Ибо даже убежать не сможет.
          1. -1
            9 августа 2019 12:47
            есть конкретный исторический пример - кубанское построение наших ВВС, которое применяли еще в Китае и-16 и и-15. В эту кубанскую лестницу немцы предпочитали просто не соваться.
            Вы можете как угодно пальцы гнуть, но я знаю исторические примеры применения преимущества по высоте - и в летающем цирке красного барона и во многих других эпизодах.
            1. +5
              9 августа 2019 12:56
              Вы можете как угодно пальцы гнуть,
              - не грубите, не спортивно!
              примеры применения преимущества по высоте
              - ключевое,- "применение". Всегда ли можно реализовать преимущество по высоте? Посмотрите "букварь":

              Хотя Вы сами и ответили:
              кубанское построение наших ВВС, которое применяли еще в Китае и-16 и и-15. В эту кубанскую лестницу немцы предпочитали просто не соваться.
              Почему Вы думаете, что японцы глупее немцев?
              1. -1
                9 августа 2019 12:56
                не приписывайте мне свои глупости.
                1. +3
                  9 августа 2019 13:00
                  Это какую свою глупость я Вам приписал? Эту?:
                  [quote]барражировать над своими бомберами этажеркой в 1000-2000м. Кстати, скорость пикирования , равную скорости пикирования Месса, получил только А6М5 ( http://www.airwar.ru/enc/fww2/a6m5.html ). При этом, он дольше разгонялся и быстрее терял набранную скорость.
                  Что может Зеро, находящийся на 2000м выше? Осторожно, с оглядкой на число М, спуститься, чтобы огрести? Ибо даже убежать не сможет.[/quote]
                  Так Вы то же самое написали:
                  [quote]кубанское построение наших ВВС, которое применяли еще в Китае и-16 и и-15. В эту кубанскую лестницу немцы предпочитали просто не соваться.[quote]
            2. +1
              10 августа 2019 12:28
              я даже продолжу немного:
              а если Зеро спустится до 7 т.м, а там еще "фридрих" прилетит - что тогда? ;)
          2. +5
            9 августа 2019 15:35
            Цитата: Dooplet11
            Что может Зеро, находящийся на 2000м выше? Осторожно, с оглядкой на число М, спуститься, чтобы огрести?

            Тут ещё не стоит забывать про то, что на скоростях свыше 480 км/ч манёвренность "Зеро резко падает.
            Никогда не пытаться маневрировать с "Зеро" на скоростях ниже трёхсот (300) миль в час по спидометру [483 км/ч], если только не находишься позади него.

            Большие элероны обеспечивают самолёту высокую манёвренность на скоростях до трёхсот (300) миль в час по спидометру. На скорости выше трёхсот (300) миль в час по спи­до­мет­ру становится почти невозможным изменить направление виража.
            © midnike
  11. +2
    9 августа 2019 11:58
    Зеро просто еще и распиаренный самолет.
    Уверен что большинство о японских самолетах кроме Зеро(которые видят в фильмах) и не знает.
    1. 0
      17 августа 2019 08:38
      Большинство, как правило, вообще мало знает, не только о самолетах. На долю Зеро пришлось много ярких побед и горьких поражений. На долю остальных "японок" мало побед и много поражений.
  12. +1
    9 августа 2019 12:02
    Редкий случай, когда я полностью солидарен с Олегом Капцовым. Зеро на фоне противников - шедевр. Ki-84 на фоне противников-самолет средненький.
    Прогресс в те годы был нереально быстр. Самолеты с мизерным на сегодняшний день ресурсом устаревали морально быстрее чем физически.
    1. 0
      9 августа 2019 13:00
      Цитата: MooH
      Редкий случай, когда я полностью солидарен с Олегом Капцовым. Зеро на фоне противников - шедевр. Ki-84 на фоне противников-самолет средненький.

      Можете рассказать , в чем же была та самая шедевриальность "Зеро"? Ну или в чем он выигрывал о того же оппонента "Велдкета".
      1. 0
        9 августа 2019 14:24
        Ну или в чем он выигрывал о того же оппонента "Велдкета".

        Да во всем, в маневренности, вооружении, высотности, дальности. Вайлдкэт был живучее и чуть лучше разгонялся в пикировании, больше достоинств относительно зеро не имел. И закономерно терпел неудачи в воздушных боях.
        P.S.Tomkat&Wildkat а не tomket&Велдкет. Я сначала вообще не понял, что такое Велдкета. На рыбу семейства лососевых смахивает.
        1. +1
          9 августа 2019 15:51
          Цитата: MooH
          Да во всем, в маневренности,

          Тут соглашусь.
          Цитата: MooH
          вооружении,

          Тут нет, потому как пулеметы "Вилдека" были пожалуй более смертоностными для "Зеро" в отсутствии брони, нежели пушки для "Кота". Да и бомбардировщики не отличались выдающейся защитой, вообще защитой.
          Цитата: MooH
          высотности

          Тут бабка на двое сказала....
          Цитата: MooH
          дальности.

          В принципе не осоо важно, ввиду того, что дальность в основном диктовалась авианосцем, и критична была для разведчиков. А там в основном летали "Донтлесы" с бомбой.
          Цитата: MooH
          И закономерно терпел неудачи в воздушных боях.

          Когда терпел, а когда и драл в хвост и в гриву.
          1. -1
            9 августа 2019 20:17
            Цитата: tomket
            Когда терпел, а когда и драл в хвост и в гриву.

            То то их так поспешно заменили Хелкэтами и перевели в штурмовики. wink
            1. +1
              10 августа 2019 00:50
              Цитата: MooH
              То то их так поспешно заменили Хелкэтами и перевели в штурмовики.

              Ну а вы предлагаете все время летать на самолете братьев Райт? Что за глупый аргумент.
              1. -1
                10 августа 2019 07:36
                Нормальный аргумент. Крайне распространенная практика в те годы. Устаревшие истребители, неспособные к воздушному бою, становились штурмовиками.
            2. +3
              12 августа 2019 10:41
              Цитата: MooH
              То то их так поспешно заменили Хелкэтами и перевели в штурмовики.

              Никакой поспешности не было - замену "Уайлдкэтам" начали проектировать ещё в 1938 г., когда сам F4F ещё даже не поступил на вооружение. Сначала хотели обойтись малой кровью и просто заменить "Уайлдкэту" мотор на Wright R-2600, но оказалось, что новый мотор в старый фюзеляж не влезает никак. И к началу 1941 был сделан макет нового истребителя. Контракт на первые два прототипа подписали 30.06.1941 г. (в один день с контрактом на первую серию конкурентов - "Корсаров"). А 07.01.1942 Грумману заказали 1080 F6F-1 со сроком исполнения сентябрь 1942 г. Причём на тот момент однозначных данных о превосходстве "Зеро" над "Уайлдкэтами" ещё не было.
              Кстати, если бы Грумман точно выполнил условия контракта, то "Хеллкэт" оказался бы очередным "середнячком". Но он решил рискнуть и вместо Wright R-2600 сделал новый истребитель под Pratt & Whitney R-2800 - несмотря на первоначальный отказ Бюро Аэронавтики изменить условия контракта.
              1. 0
                12 августа 2019 11:03
                Убедили. Американцы были настолько богатые, что заменить основной палубный самолет в разгар войны, для них труда не составляло. Всего лишь плановая ротация. wink
                1. +2
                  12 августа 2019 11:14
                  Цитата: MooH
                  Убедили. Американцы были настолько богатые, что заменить основной палубный самолет в разгар войны, для них труда не составляло

                  Они были настолько богаты, что заказали сразу два новых палубных истребителя.
                  Причём заказ на первую серию одного из новых палубных истребителей на замену "Уайлдкэта" был подписан за 5 месяцев до вступления США в войну - 30.06.1941 г. Но с этой машиной возникли известные проблемы - истребитель получился хороший, вот только на палубу сесть в нём было крайне сложно. smile
      2. +5
        9 августа 2019 15:36
        Цитата: tomket
        Можете рассказать , в чем же была та самая шедевриальность "Зеро"?

        Шедевральность "Зеро" - в подготовке его пилотов и отсутствии боевого опыта у его противников. smile
        1. 0
          9 августа 2019 20:27
          "Зеро"- самолет предельных параметров для однорядной звезды. Выжали из конструкции все. Отечественные однорядники с ФВ-190 (единственным немецким истребителем с двухрядным мотором) биться не могли в принципе. Японские достаточно успешно противостояли американским двухрядникам.
          Вот кстати тема для срача придумалась: кто кого победит Зеро или Ла-5? Тут в комментах с худым сравнивать пытались, правда не очень удачно, а с Лавочкиным слабо?
          1. 0
            10 августа 2019 12:18
            Андрей, никто не пытался сравнить Зеро с "худым". Просто написали, что, окажись Зеро попаданцем в Европу, мнение о нем было бы совсем другое ;) Очень много звезд сошлось, чтобы Зеро стал легендой
            1. +2
              12 августа 2019 10:59
              Смотря в каком году. В битве за Британию он немцам ой как пригодился бы. Бомберы сопровождать и Харрикейнов давить - самое то. А в качестве самолета ПВО или фронтового истребителя он конечно совсем не легенда.
              1. 0
                12 августа 2019 11:09
                В битве за Британию он немцам ой как пригодился бы.


                так точно, но мы же вроде за декабрь 1941 говорим ;)
                ну, или я, прошу прощения, нечетко выше выразил свою мысль
      3. +1
        14 августа 2019 15:43
        Цитата: tomket
        Можете рассказать , в чем же была та самая шедевриальность "Зеро"? Ну или в чем он выигрывал о того же оппонента "Велдкета".


        Тем что дальность Зеро была вдвое выше, и японский авианосец мог начинать атаку находясь на недостижимом расстоянии от противника, ударному авианосному соединению противника, приходилось еще 4-5 часов сближаться полным ходом находясь под ударами, прежде чем его авиагрупа сможет достигнуть японского авианосца. Это главное и бесспорное преимущество A6M.
        Это же и его главный недостаток: дальность была достигнута путем максимального облегчения конструкции, отказа от протектирования баков и системы наддува выхлопными газами, что привело к низкой боевой живучести и массовым потерям кадровых пилотов японской морской авиации уже к середине войны.
    2. 0
      17 августа 2019 08:40
      Шедевр только в начале войны.
  13. 0
    9 августа 2019 12:50
    Цитата: MooH
    Ki-84 на фоне противников-самолет средненький.
    Прогресс в те годы был нереально быстр

    ки84 стал равным американцам противником, это само по себе уже достижение.
    1. 0
      9 августа 2019 13:26
      Равным противником не стал. ТТХ "Кишки" были соизмеримы с ТТХ американских истребителей. И только. Если бы японцы стали равными противниками американцам, война завершилась бы вничью.
      1. 0
        9 августа 2019 14:27
        yehat прав, ки84 стал равным противником американским самолетам, а вот Япония равным протоивником США не стала. Не надо смешивать тактические и стратегические вопросы в одну кучу.
        1. +2
          9 августа 2019 14:30
          Так это yehat смешал в кучу самолет и нацию:
          ки84 стал равным американцам противником

          Пришлось поправить. Развести "по полкам" самолеты и нации. wink
  14. 0
    11 августа 2019 08:23
    действие японского руководства , как и их коллеги в рейхе ,были идиотическим, вместо того что б развить успех на гаваях,сделав там отличный плацдарм, сделав подскок для бомберов и методично делать налёты на западное побережье США, они предпочли гонять по джунглям индокитая британские гарнизоны , а так же прыгая с островка на островок, до сих пор не понятно с какого перепугу так тупо утратить победу
    1. +1
      11 августа 2019 11:57
      Без "гоняния по джунглям индокитая" у них не было бы ресурсов для производства бомб и самолетов для методичных налетов. У Японии вся стратегия заключалась в том, чтобы создать из островов пояс безопасности, не позволяя американскому флоту использовать их для задач снабжения. Тогда бы ВМС США должны были бы перейти к набеговой тактике, которую империя могла бы перетерпеть. Но американцы научились снабжаться с кораблей, после чего все стало накрываться. Так что выходом мог бы быть массированный десант сухопутных сил-камикадзе, которые бы на подножном корму уничтожали бы промышленность и население тихоокеанского побережья и блокировка Панамского канала. Это, при большой доле везения, могло бы дать некоторое время (верфей не так много, их надо восстанавливать вместо строительства флота, войска вместо того, чтобы воевать на островах бегают по своей территории, население паникует или готовится к боям вместо работы).
      1. 0
        11 августа 2019 14:15
        и я об том же, гаваи превосходный трамплин, но толково спланированная операция превратилась в ничто
    2. +5
      12 августа 2019 11:01
      Цитата: Крымский партизан 1974
      вместо того что б развить успех на гаваях,сделав там отличный плацдарм, сделав подскок для бомберов и методично делать налёты на западное побережье США

      Чем развивать успех? Для захвата Гавайев нужно собрать две-три дивизии и порядка полутора сотен транспортов и танкеров, а затем незаметно провести эту армаду со скоростью 8-10 узлов по северному маршруту с его штормами, не растеряв по пути. Причём не пользуясь радиосвязью.
      Где будем брать тоннаж и силы для десанта? Точнее - какую из десантных операций будем отменять? Лишних судов у Японии нет - флот и армия уже мобилизовали всё, что может быть использовано для десантов и снабжения, посадив Острова на голодный паёк (оставшийся для снабжения населения и промышленности тоннаж составлял 25% от минимальных потребностей мирного времени).
      И это я ещё не беру в расчёт вопросы поддержки десанта и необходимость пополнения боеприпасов на кораблях этим занимающихся. Просто для справки - до 1944 г. перегрузка боеприпасов проводилась только в гавани. Ближайшая такая гавань - это Гуам. Мидуэй в расчёт можно не брать - там до 1943 г. даже ПЛ с трудом базировались.
      А насчёт налётов на Западное побережье... я вот не помню среди бомберов IJN или IJA машин с дальностью полёта порядка 8000 км. Или Вы предлагаете полёты в один конец?

      А главное - удар по Пёрл-Харбору был вспомогательной операцией, предназначенной для устранения угрозы с фланга для главной операции - захвата нефтяных месторождений. Если главный удар не удастся - войну можно считать проигранной сразу, запасов нефти у Японии хватит где-то на полгода. Более того, участвовавшие в ударе по Гавайям силы имели в этой главной операции свои задачи и поэтому не могли надолго задерживаться в центре ТО.
      1. +1
        13 августа 2019 11:36
        Лишних судов у Японии нет - тогда поясните. какого фига четыре авианосца и иже с ними в 42-м петляли около Мидуэя где были успешно замочены и отмочены?
        1. +5
          13 августа 2019 12:22
          Цитата: Крымский партизан 1974
          Лишних судов у Японии нет - тогда поясните. какого фига четыре авианосца и иже с ними в 42-м петляли около Мидуэя где были успешно замочены и отмочены?

          Основная цель операции у Мидуэя - посредством удара по слабозащищённому острову рядом с Пёрл-Харбором выманить главные силы ТОФ USN на генеральное сражение и уничтожить их.
          Вспомогательная цель - расширить Периметр на Восточном направлении. Эту же задачу выполняла проводившаяся параллельно Алеутская операция (в первоначальном плане Ямамото её не было, на её проведении настоял ГШ IJN, согласовавший Мидуэйскую операцию только "в комплекте" с Алеутской).
          После чего IJN на ближайший год стал бы хозяином хотя бы западной части Тихого Океана. Но что-то пошло не так... smile

          Тем более, что к весне 1942 авианосные силы Нимица своими рейдами начали уже беспокоить командование IJN - один налёт Дулиттла чего стоил.
          1. Комментарий был удален.
            1. +2
              13 августа 2019 15:38
              Цитата: Крымский партизан 1974
              Вспомогательная цель - вы сами понимаете весь идиотизм японского командования, гаваи в декабре 41 должон был стать главной целью захвата.

              Угу... "заморозить" у острова Кидо Бутай, задействовать линейный флот (без которого через береговую оборону Оаху не пробиться) - ради того, чтобы оказаться без нефти?
              Если береговые 16" янки повредят один из ЛК - что с ним делать? Тащить через половину океана на Трук? И чем потом воевать?
              Далее, на 6 АВ Нагумо были собраны все боеготовые палубные пилоты IJN.Уже после первого налёта на Пёрл-Харбор безвозврат составил 55 членов экипажей и 55 машин. И это - при не проснувшейся ПВО (армейцы не успели развернуться, флотские отбивались без ПУАЗО, "на глазок"). И какие потери будут при последующих атаках развёрнутой ПВО острова? И чем потом воевать (при выпуске 100 пилотов морской авиации в год)?
              Да и погреба АВ не бесконечны - 5-6 вылетов, и половине АВ нужно идти на базу. Где гарантия, что в это время к Оаху не подойдут американские АВ?
              Цитата: Крымский партизан 1974
              можно даже было и маньчжурскую группировку перенаправить, один фиг СССР воевать не стал бы в то время

              А вот товарищ Апанасенко был другого мнения. В декабре 1941 он писал Сталину о том, что наступает время, когда от его фронта могут потребоваться активные действия, и заверял, что для удара по Квантунской армии ему нужно полтора десятка стрелковых дивизий и ещё шесть БК в дополнение к шести уже имеющимся. Подобная активность не могла остаться незамеченной японцами - ДВ был довольно "прозрачным" ТВД и стороны знали планы и силы друг друга с точностью до направления удара и дивизии (ув. В.Калинин писал, как в ответ на японские планы наши начали строить УР на направлениях ударов, после чего японцы изменили планы - и наши начали оборудовать новые УР smile ).
              И ещё: США на тот момент являлись невоюющим союзником Британии. Британия являлась воюющим союзником СССР. Где гарантия, что СССР после нападения Японии на США и Британию не решит вступит в войну - сам или подталкиваемый Союзниками. Тот же ФДР в реальной истории хотел разместить на нашем ДВ американские "крепости" для налётов на Японию.
  15. +1
    11 августа 2019 15:02
    В 1941-1942-х годах "Зеро" был не плохим истребителем. По крайней мере до тех пор, пока американцы как следует не изучили все основные недостатки "Зеро" и не научились тому, как лучше всего с ним бороться.
  16. +1
    13 августа 2019 19:51
    С удовольствием прочитал, крутой истребитель,, если он действительно мустангам ни в чём не уступал, но хотелось бы ещё увидеть статистику боевых вылетов побед, потерь и т.п.
  17. +4
    14 августа 2019 16:17
    Ожидаемая схема.
    Авторы ВО стали брать самый самый распиареный самолет (танк корабль) и "объяснять" почему все дураки и это не так, а они сейчас откроют истину в последней инстанции...

    Ну начни с развития - копни хотя бы неглубоко Тип 97 (Ки-27) с истории создания, сравни его конкурентами по конкурсу, сравни с И-16 (М-25), боевое применение, отзывы пилотов...и перейди к появлению эволюционных моделей. Тип 1 (Ки-43)... пляши хоть до Ки-84 - хоть до J7W Shinden.

    Нет - капитаны очевидность откроют истину аборигенам, как будто у них у одних интернет, а остальные по трубам перестукиваются...


    вот уж оригинальнее в японском авиастроении разве что Бака-бомба :)

    Ну хоть что то оригинальное или неизвестное переведи с японского или английского...

    Нет нам будут рассказывать что тип 0 (1940-41 г) был хуже, чем тип 4 (1943-44 г)
    Очень малоинформативные статьи - поверхностные пошли на ВО.