«Стратегические треуголки» конструктора Бартини

Одной из главнейших задач советского самолетостроения в пятидесятые годы прошлого века было создание бомбардировщиков, способных быстро и эффективно произвести атаку объектов вероятного противника. Существующие Ту-4 далеко не в полной мере удовлетворяли текущим требованиям и разрешить проблему могла только разработка совершенно нового самолета. Свой вклад в создание революционно новой авиационной техники уже в 1952 году сделал начальник отдела перспективных схем СибНИА им. С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск) Р. Бартини.

«Стратегические треуголки» конструктора Бартини
Ту-4


Все началось с предварительной проработки облика самолета под кодовым названием Т-203. Пользуясь одними только познаниями в аэродинамике высоких скоростей и математикой, Бартини в короткие сроки просчитал несколько аэродинамических компоновок и выбрал наилучшую. Оптимальной оказалась интергральная бесхвостка с крылом переменной по передней кромке стреловидности. Для того времени подобный облик самолета был чересчур новым, поэтому Т-203 так и остался на бумаге.


Тем не менее, наработки и вычисления по этой теме не пропали даром. В 1955 году Бартини закончил предварительный проект сверхзвукового бомбардировщика А-55. Этот самолет в значительной мере напоминал Т-203, хотя его конструкция была проработана гораздо лучше и подробнее. Особый интерес в новом проекте представлял способ применения. Бартини решил сделать не просто дальний сверхзвуковой бомбардировщик, но и обеспечить его практически не ограниченным радиусом действия. Для этого А-55 должен был быть самолетом-амфибией. Таким образом, А-55 был способен взлетать с бетонных аэродромов, выходить в заданный район и, при необходимости, садиться на воду и производить дозаправку с подводных лодок или надводных кораблей. Кроме того, амфибийность позволяла бы А-55 длительное время находиться в определенном районе, взлетев из которого, можно было в считанные минуты нанести удар по цели. Можно сказать, что если Т-203 был просто смелым проектом, то А-55 был очень смелым. Интересный факт: за характерную форму самолета в плане и А-55, и все последующие проекты этого семейства получили прозвище «стратегические треуголки».

«Стратегические треуголки» конструктора Бартини
А-55


Согласно расчетам Бартини, конструкция А-55 позволяла обеспечить максимальную скорость около 2500 км/ч при дальности не менее десяти тысяч километров. Руководство авиационной отрасли, ознакомившись с проектом, выдало свое заключение: проект, безусловно, интересный и полезный, но в нынешних условиях он неосуществим. Тем не менее, благодаря ряду проведенных исследований по теме, Бартини смог отстоять проект и ему было поручено продолжать работу. Весь 56-й год ушел на дальнейшие продувки, консультации со специалистами смежных отраслей и другие исследования. В апреле следующего 1957-го Бартини перевели из СиБНИА в ОКБС Министерства авиационной промышленности. В этот момент проект снова немного изменяет свой облик, а к работам подключаются ведущие институты отрасли – ЦАГИ и ЦИАМ. В частности, сотрудники Центрального аэрогидродинамического института исследовали особенности взлета и посадки на воду, а также возможности по длительному нахождению самолета на поверхности моря или океана.

«Стратегические треуголки» конструктора Бартини


На этой стадии проект получил новый индекс – А-57. Теперь он представлял собой целый комплекс авиационного вооружения, предназначенный для нанесения ударов на большом удалении от аэродрома базирования. Самолет с треугольным крылом переменной стреловидности по передней кромке имел конструкцию интегральной схемы. Сопряжение фюзеляжа и крыла было выполнено таким, что какая-либо заметная граница между ними отсутствовала. Амфибийность самолета предполагалось обеспечить оригинальным лыжным шасси. Для руления по аэродрому и взлета самолет А-57 должен был оснащаться сбрасываемыми после отрыва колесными тележками. Возможность посадки на воду обеспечивалась тремя убираемыми в полете лыжами. Лыжное шасси также позволяло садиться на снег или лед. Подразумевалось, что такая возможность поможет летать не только с континентальных аэродромов или акватории мирового океана, но и с ледяных аэродромов подскока в Арктике. В качестве вооружения для А-57 предлагался межконтинентальный самолет-снаряд РСС, разрабатывавшийся конструктором П. Цыбиным. Ввиду компоновки внутренних объемов самолета-носителя РСС должен был закрепляться на верхней стороне А-57.

Экипаж из трех человек, согласно предварительному проекту, имел все средства для длительного пребывания на борту самолета, в том числе и в условиях автономных действий. Кроме того, предусматривалась возможность проведения всех технических работ с верхней поверхности крыла. Такая особенность конструкции обеспечивала возможность некрупных ремонтов силами экипажа или техников кораблей-заправщиков.

В последующие несколько лет проект А-57 претерпел ряд изменений различного характера. К примеру, одна только мотогондола переделывалась три раза под разные двигатели. В 1961 году даже был представлен проект А-58, согласно которому самолет имел ядерную силовую установку. Так или иначе, все изменения в итоге не повлекли за собой начало строительства хотя бы опытного образца. Проект А-57 был чрезвычайно сложным, дорогим и требующим создания массы новых технологических процессов. Кроме того, самолет Бартини был гораздо более заметным для радиолокационных станций, нежели недавно созданный Ту-95. Проект был закрыт. Зато на базе А-57 был создан другой проект – Ф-57. От оригинального самолета он отличался габаритами, предназначением и немного меньшей технологической сложностью конструкции.

«Стратегические треуголки» конструктора Бартини
«Стратегические треуголки» конструктора Бартини


По результатам ряда консультаций Государственный комитет по авиационной технике при Совмине СССР (ГКАТ) принял решение продолжить работы в направлении сверзхзвуковых бесхвосток конструкции Бартини в экспериментальном порядке. Для начала решили ограничиться 20-тонным самолетом-демонстратором. Не желая оставлять свой проект без каких-либо боевых перспектив, конструктор стал делать не просто экспериментальный летательный аппарат, но фронтовой бомбардировщик. Попутно самолет потяжелел относительно первоначальных планов – его взлетный вес вырос до 25 тонн. На Ф-57 предполагалось устанавливать два перспективных турбореактивных двигателя ВК-13 тягой по 10 тыс. кгс. Эти моторы обеспечивали самолету расчетную крейсерскую скорость около 2400-2500 км/ч. При этом аэродинамическая компоновка обеспечивала хорошие летные характеристики как на сверхзвуке, так и на посадочной скорости в 260 километров в час. Нормальная дальность полета получалась около 2800 километров. От предыдущих проектов Бартини в области сверхзвуковых бомбардировщиков Ф-57 получил лыжное шасси, правда, его конструкция была значительно обновлена. Оригинальная схема лыжного шасси подразумевала одну основную опору, расположенную около центра тяжести и две дополнительные под крыльями. Иными словами, Бартини оснастил свой Ф-57 неким подобием велосипедного шасси, но без колес и без одной основной опоры. В фюзеляже самолета были предусмотрены объемы для размещения вооружений. Ф-57 мог нести от 15 бомб калибра 100 кг до одной на полторы тонны.

«Стратегические треуголки» конструктора Бартини


Чиновники авиационного ведомства тщательным образом проанализировали проект и всю сопутствующую документацию и пришли к тому же выводу, что и раньше. Ф-57 был действительно хорошим бомбардировщиком, но снова возникали проблемы с технологической частью строительства. Несмотря на повышение удобства изготовления ряда узлов и агрегатов, Ф-57 все еще был непригодным для массового производства. Тем не менее, в ГКАТ стали понемногу готовиться к началу изготовления опытного самолета. В качестве площадки для строительства прототипа рассматривался московский завод №30. Пока конструкторы под руководством Р. Бартини готовили документы для передачи на предприятие, в военном руководстве страны зрели новые идеи. В начале 60-х годов было проведено несколько изменений в структуре авиационной промышленности и смежных областей производства. В контексте проекта Ф-57 они привели к тому, что завод №30 не смог начать даже подготовку к сборке опытного фронтового бомбардировщика. Из-за отсутствия возможности продолжения работ и некоторого перекоса в сторону ракетной техники проект Ф-57 был закрыт. Ему было суждено стать последним из семейства «стратегических треуголок». Создание проекта А-55 и его «наследников» потребовало провести множество испытаний, расчетов и т.д. Все они не пропали даром. Большая часть полученных знаний была применена при разработке новых сверхзвуковых бомбардировщиков, а также пассажирского Ту-144.


По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://sergib.agava.ru/
http://testpilot.ru/
http://airbase.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. ra1647 7 июля 2012 09:50
    Да не плохая идея, жаль что не начали дальше её развевать
    ra1647
    1. Teploteh - nick 7 июля 2012 11:03
      В Советское время - были 1000-чи идей и проектов. Большинство из которых было заморожено, в силу либо ненадобности, либо невозможности на тот момент их реализовать в полном объёме.
      Сейчас же что происходит. Многие из этих проектов вынимают из архивов. И с учётом современных технологий и возможностей, смотрят - что можно сделать,а что нельзя.
      Как не крути - советская наука и её проекты - лет на 50 обошли своё время.
      Одна Сатана чего стоит. Да и Тополь - на разработку которого потратили 1.000.000.000 советских рублей! yes
      Зато сейчас - за счёт всего того Советского, тех разработок, тех Гениев - мы с Вами - живём и будем жить и далее! yes
      Teploteh - nick
      1. White 8 июля 2012 20:45
        Хреновая идея и это было доказано США Convair F2Y-1 Sea Dart .
        Кстати на Topwar есть о нем статья поетому все крсяки перечислять не буду.
        White
      2. Гражданский 8 июля 2012 23:45
        Сильна была Советская власть!
  2. Гамдлислям 7 июля 2012 10:57
    В конструких разработках 50-х - начала 60-х годов Роберта Бартини и Павла Цибина наш знаменитый авиаконструктор Туполев А.Н. увидел опасных конкурентов, и приложил максимум усилий и таланта (а уж интриган он был гениальный), чтобы похоронить эти разработки. Этому способствовало и негативное отношение Хрущёва Н.С. к авиации, а так же сильно урезанный бюджет на авиаконструкторские разработки.
    Такая же судьба постигла чуть позже, благодаря "помощи" Туполева А.Н. , замечательный самолёт Т-4 авиаконлструктора Сухова П.О.
    1. DEMENTIY 7 июля 2012 11:19
      Гамдлислям
      Согласен, Туполев нагадил не мало, но этот агрегат его несколько оправдывает.
    2. Glenn Witcher 7 июля 2012 12:17
      Конкуренция конкуренцией, но самолеты Туполева почему-то получались значительно дешевле тех же "треуголок". Просто тупая погоня за характеристиками и новизной почти бессмысленна - вся техника должна проектироваться под реальное применение.
      1. Гамдлислям 7 июля 2012 19:41
        Уважаемый коллега Glenn Witcher, спорить не буду, т.к. не один из самолётов конкурентов Туполева А.Н. не пошёл в серию. Построенные прототипы даже до конца не были испытаны. Это и М-50, и Т-4. Многие даже в металл не были воплощены. Стоимость машины в данном случае играла второстепенную роль. Если Ту-160 такой дешёвый, то почему их построили только чуть больше 2-х десятков? Кстати, при проектировании этого самолёта использовались наработки и Бартини, и Мясищева, и Сухова, и многих других конструкторских коллективов. Надо учитывать, что в СССР не только была конкуренция, но централизация, когда это требовалось для скорейшего воплощения в реальный продукт.
        1. Zerstorer 8 июля 2012 10:01
          Цитата: Гамдлислям
          не один из самолётов конкурентов Туполева А.Н. не пошёл в серию.


          Не совсем верное утверждение, так как самолеты Мясищева М-4 и 3М строились серийно.

          Многие интересные разработки "не пошли" из-за недальновидности отдельных лиц. НО(!) на мой взгляд система управления в советском союзе была более совершенной, чем то что мы имеем теперь. ОАК не заинтересован в революционных проектах. А МАП, как мы с вами видим, выделял значительные средства на развитие науки и различные научные работы в новых направлениях.
          1. Гамдлислям 8 июля 2012 10:49
            Уважаемый коллега Дмитрий, я с Вами согласен, самолеты Мясищева М-4 и 3М строились серийно. Но, эти самолёты разработки начала 50-х годов. Уже следующий самолёт Мясищева М-50 даже до конца не дали провели испытания, а ОКБ Мясищева разогнали. (1960 г.).
          2. Vadivak 8 июля 2012 19:17
            Цитата: Zerstorer
            Не совсем верное утверждение,


            Точнее -совсем неверное
    3. Vadivak 8 июля 2012 19:26
      Цитата: Гамдлислям
      ачала 60-х годов Роберта Бартини и Павла Цибина наш знаменитый авиаконструктор Туполев А.Н. увидел опасных конкурентов, и приложил максимум усилий и таланта (а уж интриган он был гениальный), чтобы похоронить эти разработки.


      А я думаю чего это они (Туполев и Бартини) вместе в тюряге сидели? Теперь ясно разработки Бартини хоронили, и уж совсем понятно почему Бартини Туполеву Ту-144 подарил, очень сильно неавидел он его

      [
      Цитата: Гамдлислям
      благодаря "помощи" Туполева А.Н. , замечательный самолёт Т-4 авиаконлструктора Сухова П.О.


      Опять тайна раскрыта, а я грешным делом думал что в 1972 году победителем конкурса на перспективный бомбер было ОКБ Сухого, обошедшее и Ту-160 и М-20, а могильщиком Т-4 стал Т-10 (Су-27) который делало ОКБ Сухого, он был более важен, но нет дедушка лучше знает.
  3. Свистоплясков 7 июля 2012 11:49
    Ох уж эти итальянцы - всё , что не делают всё на Феррари похоже!
    На памятнике Бартини на Введенском кладбище в Москве надпись: В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных.
    Свистоплясков
    1. Num Lock UA 7 июля 2012 14:26
      на фоне успехов советских и немецких инженеров, итальянские оказываются в тени, хотя их конструкторская школа как минимум не менее сильна
      Num Lock UA
    2. Волосатый сибиряк 7 июля 2012 17:46
      Цитата: Свистоплясков
      Ох уж эти итальянцы - всё , что не делают всё на Феррари похоже!

      Действительно стилистически похожа на Ферари!
      Но у маэстро Бартини был и менее элегантный , но более практичный проект ВВА-14 :

      Многогранный и толантливый был человек!
    3. mind1954 8 июля 2012 02:59
      Недавно вспоминали, что из под Москвы два полка Ер-2, регулярно,
      летали бомбить Берлин !
      mind1954
  4. С_нами_сила 7 июля 2012 14:34
    А по мне вот потихоньку и начинает вырисовываться контур будущего ПАК-ДА!! request
  5. NickitaDembelnulsa 7 июля 2012 15:11
    Эх классный конструктор, а теперь одно из его детищ ВВА-14 - Гниет на задних площадках Музея Монино, В живую это видеть печально... recourse
    NickitaDembelnulsa
  6. 8 рота 7 июля 2012 16:13
    Бартини был настолько талантлив, насколько и наивен. Поверив не на шутку в коммунистическую идею, он вступил в итальянскую компартию, которой отдал все наследство - около 10 млн. долларов. После прихода к власти Муссолини его переправили в СССР, где он занялся конструированием самолетов. В 1938 его арестовали за участие в "заговоре Тухачевского и шпионаж в пользу фашистской Италии". С 1938 по 1946 трудился в "шарашках" НКВД. Хорошо еще, что не расстреляли и не замучили в лагере, ведь в то время быть иностранцем в СССР было смертельно опасно. Реабилитировали в 1956г.
    8 рота
    1. mind1954 8 июля 2012 03:10
      И, вообще, в стране, в тот исторический период, орудовала компания
      глупеньких наивных "троечников" !

      Так вот докладываю Вам, что в Коммунистическую Идею не верят.
      Её разделяют или нет !!! А верующим место в церкви !
      Из того, что я знаю о Бартини, что-то не очень следует, что он был
      верующим !
      mind1954
      1. Vadivak 9 июля 2012 09:57
        Цитата: mind1954
        Так вот докладываю Вам, что в Коммунистическую Идею не верят.


        Это ваше субъективное мнение, а еще бытует мнение, что кодекс строителя коммунизма списан с заповедей
    2. vpm 8 июля 2012 12:55
      Я бы сказал спасибо за Бартини за "наивность", живя в Италии при Муссолини он мог бы свой гений пустить совсем в другое русло.
      vpm
    3. AKuzenka 8 июля 2012 16:12
      Ну сколько можно стенать?! Прочитайте его биографию, воспоминания и включите голову, отключив истеричность (кроваягебняпитьсотмилльоновличнозамученных). Или вам за это приплачивают?
    4. апро 9 июля 2012 01:53
      Когда есть для чего работать творить всё остальное мелочи жизни.Гений Бартини опередил своё время .
  7. Chicot 1 7 июля 2012 17:07
    Можно долго спорить о том, нужны ли были эти "треугольные" стратеги или же напротив не нужны. Одного отрицать нельзя - Бартини был одним из тех немногих людей за всю историю человечества, кто смог опередить свое время...

    Кстати, есть достаточно обоснованное предположение, что прототипом Булгаковского Воланда послужил именно Бартини. Тем более, это предположение заслуживает полнейшего внимания, если учесть тот факт, что Булгаков был лично знаком с Бартини...
  8. duche 8 июля 2012 14:10
    В нашей стране все,очень передовое и сверх перспективное сразу прячут под сукно и вынимают только тогда, когда ну о-о-очень припечет. Жаль конечно.
  9. 8 рота 8 июля 2012 20:49
    Из воспоминаний Л.Кербера "Туполевская шарага":

    "Вот, задумавшись, склонив голову патриция, сидит Бартини. Вместо тоги
    он облачен в черную арестантскую робу. Сын состоятельных родителей, он
    увлекся марксизмом, когда Муссолини пришел к власти -- эмигрировал в
    отечество трудящихся. Тут его быстро разоблачили и за передачу итальянской разведке государственной тайны (sic!) дали 25 лет тюрьмы. Талантливый инженер-конструктор, он создал в СССР несколько самолетов. Несомненно, он сделал бы и больше, если бы не склонность к оригинальным решениям, казавшимся чинушам из госаппарата фантастическими {См. книгу В. В. Шаврова
    "История конструкций самолетов в СССР". Москва, 1968 г.}.
    Плохо владея русским языком, а надо сказать, что в СССР, как и во
    времена Петра I, к иностранцам относились весьма подозрительно, он пробился через все рогатки бюрократического аппарата и был назначен главным конструктором завода No 81 им. Гольцмана...
    ...Бартини посадили, а созданный им двухмоторный бомбардировщик переименовали по фамилии его зама инженера Ермолаева в ЕР-2.
    Понять Роберт ничего не мог, особенно его поражало, что он продал что-то
    Муссолини. Волнуясь, он переходил на итальянский и начинал быстро говорить на нем. Все время слышалось слово вроде inconcepibile (непостижимо)."
    8 рота
    1. Vadivak 8 июля 2012 21:39
      Цитата: 8 рота
      Из воспоминаний Л.Кербера "Туполевская шарага":


      Все верно, именно Туполевская, а не ЦКБ-29 имени Туполева

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня