Чехословацкий легкий танк «LT vz.34» образца 1934 года

История создания легкого танка образца 34-го года «LT vz.34», практически первого чехословацкого танка, похожа на историю создания танковой техники многих других государств и начинается с построения танкеток. Первую танкетку vz.33 «индекс P-I» взяли на вооружение чехословацкой армии в 1933 году. Основной разработчик – фирма «CKD». Танкетку создали на базе «Carden-Loyd Mk VI» (Англия), которую уже три года по лицензии собирали в Чехословакии. Работа над танкеткой привела конструкторов к идее установить 47 мм орудие «Vickers» и два пулемета на танкетку vz.33. Проект получил индекс Р-II и был рассмотрен генштабом чехословацкой армии в 1931 году. Проект получил одобрение, и конструкторы получили задание построить одну опытную модель – прототип.

Чехословацкий легкий танк «LT vz.34» образца 1934 года


Через год прототип был построен и отправлен на испытания в бронетанковый батальон. За четыре месяца испытаний опытная машина P-II прошла почти 3.5 километров не получив при этом каких-либо значительных повреждений или поломок. На середину апреля 1933 года фирма имела заказ на создание 50 танков. Первые танки армия должна была получить к октябрю этого же года, остальные - в течение двух лет.


Чехословацкий легкий танк «LT vz.34» образца 1934 года


Однако вследствие отказа от 47 мм орудия, пулеметов «ZB vz.26» и установки 37 мм шкодовского орудия с пулеметами калибра 7.92 мм «ZB vz.35», создание серийных машин задержалось почти на год. Первые серийные танки все равно вооружили 2-мя пулеметами «ZB vz.26», орудие главного калибра вообще не установили. К тому же обнаружилась проблема в изготовлении бронелистов – они получались слишком плохого качества и браковались приемной комиссией. Именно эти машины стали первыми в строй бронетанкового батальона в апреле 1934 года. Орудия эти танки получили лишь в 1936 году. Официально вооруженные силы Чехословакии взяли на вооружение новую машину 13.07.1935 года под названием «LT vz.34».

Чехословацкий легкий танк «LT vz.34» образца 1934 года


Характеристики новой машины:
- длина 4.6 метра;
- ширина 2.1 метра;
- высота 2.2 метра;
- вес 7.5 тонны;
- дальность хода по дороге оборудованной/не оборудованной – 160/129 километров;
- экипаж: командир/наводчик/заряжающий, радист/пулеметчик и водитель-механик.
- всего выпущено 50 серийных экземпляров и 1 опытный образец.

Конструкция
Корпус собирали из плоских бронелистов на каркасе и крепили их болтами и заклепками. Нижняя половина танка в метр высотою от земли делалась водонепроницаемой. Бортовые и лобовые вертикальные бронелисты устанавливали толщиной 15 мм. Бронелисты наклонного исполнения имели толщину 12 мм. Остальные бронелисты корпуса имели толщну от 8 до 10 мм. Башенная часть выполнена по полной аналогии с корпусом танка. Башенный погон имел диаметр 126 сантиметров. Сверху на башне установили башенку командира с 4-мя обзорными щелями, на ней разместили наблюдательный прибор перископического типа.

Вооружение и боекомплект
Основной калибр танка – 37 мм орудие «vz.34UV» (Skoda А3). Орудие могло пробить броню до 22 мм с дальности 1.5 километра. С ним спарили пулемет калибра 7.92 мм «ZB vz.35». Второй пулемет установили на лобовом бронелисте корпуса и выполненили его в шаровой установке. Боезапас орудия 60 боеприпасов, размещались в нише башни в спецмагазинах 6Х10. Боезапас пулеметов хранился в коробках лентами, рядом с пулеметами и составлял 2000 выстрелов (100Х20).

Силовая установка
В танке установили 4-х цилиндровый двигатель «Praga N-67» с жидкостным охлаждением карбюраторного типа. Мощность двигателя -62.5 л.с., 1350 обор/мин. Данный двигатель давал возможность танку развивать скорость почти 30 км/ч. По пересеченной местности скорость передвижения падала вдвое. 4-х скоростная коробка передач, размещенная в отделении управления, обеспечивала танку 4 скорости переднего хода и 1 заднего хода. Топливо хранилось в 2-х баках, общей емкостью 129 литров. Баки разместили по каждому борту силового отделения.

Ходовая легкого танка
Из-за размещения коробки передач в передней части танка в ОУ, ведущими становятся передние колеса. На каждый борт приходилось по 8 обрезиненных сдвоенных катков опорного типа, имевшие диаметр 340 мм. Парные блочные катки собрались в 4 тележки и устанавливались на листовых полуэллиптических рессорах. Для жесткости использовали продольную балку, соединявшую собой узлы подвески.

Дополнительное оборудование
Танки имели радиосвязь посредством установленных радиостанций vz.35 собственного производства.

Чехословацкий легкий танк «LT vz.34» образца 1934 года


За полгода с начала серийного производства легкими танками были оснащены все танковые подразделения чехословацкой армии. До 1936 года это был один из лучших танков во всем мире. Однако после 1936 года, к танковым машинам стали предъявлять большие требования по броневой защите. Поэтому было решено использовать легкие танки в разведподразделениях. Но выполнить решение не удалось – LT vz.34 для разведки были очень малоподвижны. Принимается решение сосредоточить все легкие танки в одном танковом подразделении, которое на тот момент дислоцировалось на территории Словакии. Однако до конца воплотить это решение, не удалось по причине начала немецкой оккупации. 1939 год. Мюнхенский договор снова разделил страну на несколько частей, и Словакии досталось 27 легких танков, 23 танка остались на территории Чехии. Во времена 2МВ 23 легких танка LT vz.34 использовали на вооружении немецкие войска, в 1944 году Словакия использовала 27 легких танков в вооруженном восстании против немецких оккупантов, в ходе чего 10 машин были захвачены немцами.

Источники информации:
http://ru.wikipedia.org/wiki/LT_vz.34
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/Lt35/bk49/?page=1
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Tirpitz 6 июля 2012 12:32
    в 1944 году Словакия использовала 27 легких танков в вооруженном восстании против немецких оккупантов, в ходе чего 10 машин были захвачены немцами.

    Мощно словаки выступили. wassat
    Tirpitz
  2. cth;fyn 6 июля 2012 12:33
    ни че такой, прикольный. по ходу уровня МС-1.
    1. Братец Сарыч 6 июля 2012 13:59
      Много лучше - это уже совсем другой уровень в танкостроении...
      Братец Сарыч
    2. Емеля 6 июля 2012 18:15
      По ТТХ не хуже Т-26, а учитывая качество изготавления и надёжность чехословацкой военной техники тех лет - то и намного лучше.
      Емеля
  3. Братец Сарыч 6 июля 2012 13:12
    Мне понравилась опечатка, что за четыре месяца испытаний танк прошел три с половиной километра - наверное, его толкал экипаж...
    Так-то танк чепуховый, но для первенца очень даже неплох, заботились изначально об удобстве наблюдения и о связи - в высшей степени правильный подход в танкостроении...
    Братец Сарыч
  4. x45ssdffsf 7 июля 2012 01:00
    Ну от до чего уже дошли, представляете есть сайт http://poisski.notlong.com
    В котором можно найти любого человека только по фамилии, или имени,
    Собрана информация из соц. сетей, милиции и т.д.
    Здесь даже замешаны наши спец. службы, не знаю, правда как - но здесь била вся информация обо мне, муже и моих детях.
    Даже фотографии, которые я никогда в интернет не закидывала, я в недоумении.
    Хорошо, что вовремя удалила, чего и вам советую
    x45ssdffsf
  5. mind1954 7 июля 2012 05:22
    А между прочим, утверждают, что Чехословакия перед войной очень
    активно поставляла танки на экспорт ! И то что они клёпанные
    объясняют этим же !
    mind1954

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня