В Норвегии разбился экспериментальный электросамолет

Первый норвежский самолет с электропитанием от батарей потерпел крушение.




Первый норвежский самолет с электропитанием от аккумуляторных батарей Alpha Electro G2, пилотируемый главным исполнительным директором компании Avinor, в прошлом профессиональным летчиком Дагом Фальк-Петерсеном, был вынужден совершить экстренную посадку на воду озера Норнестьон, расположенного близ города Арендал, Норвегия.

Согласно имеющимся сообщениям, в ходе полета у самолета отказал двигатель. При посадке Alpha Electro G2 опрокинулся, и пилот с пассажиром были вынуждены покинуть его через боковое окно разбившейся машины. Причина отказа электродвигателя пока неизвестна.

Alpha Electro зарегистрирован как экспериментальный самолет, что означает, что мы все делаем на свой страх и риск.

- подчеркнул Даг Фальк-Петерсен.

В последние дни экспериментальный летательный аппарат совершал полеты с высокопоставленными членами норвежского правительства. В частности, в последнем полете пассажиром выступала госсекретарь Министерства по делам местного самоуправления и модернизации Норвегии Оз Марте Хорригмо.

Первые коммерческие рейсы - в 2025 году


Avinor намеревается запустить первые коммерческие авиарейсы на электросамолетах в 2025 году. Кроме того, правительство Норвегии попросило компанию разработать программу электрификации всей авиации для местных перелетов к 2040 году.

Особенности рельефа Норвегии и климатические условия подтолкнули правительство страны к созданию множество малых аэропортов для небольших перелетов. Продолжительность таких полетов зачастую не более 15-30 минут, и электросамолеты подходят для них как нельзя лучше.

Alpha Electro G2 является экспериментальным аппаратом, разработанным словенской фирмой Pipistrel. Его первый прототип использовал небольшой электрический мотор мощностью 60 кВт (80 л.с.) от Siemens AG. Масса самолета – 550 кг, размах крыльев – 10 метров. Пополнение заряда аккумуляторов занимает 45 минут.

Предполагается, что к указанному 2025 году Норвегия запустит коммерческие рейсы на электросамолетах с 25-30 пассажирами на борту.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Svarog 15 августа 2019 11:55 Новый
    • 8
    • 3
    +5
    Дорогу осилит идущий..
    1. neri73-r 15 августа 2019 12:31 Новый
      • 3
      • 6
      -3
      Батарейки у них не той системы (С), вот мы скоро свою, ядерную, допилим, приведём в соответствие, можем продать,.......но не всем, а только странам из ТС, пусть вступают пока не поздно и из НАТы выходят.
      1. Shuttle 15 августа 2019 13:37 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Цитата: neri73-r
        Батарейки у них не той системы (С), вот мы скоро свою, ядерную, допилим, приведём в соответствие, можем продать,.......но не всем, а только странам из ТС, пусть вступают пока не поздно и из НАТы выходят.

        Да вот как раз похоже что той. Расчетное время пополнения заряда у этого пипистрельца всего 45 минут. Низкая стоимость лётного часа, низкая стоимость обслуживания.
        Когда в мире появятся в промышленных масштабах лёгкие и надежные батареи, которые можно будет либо легко менять на заряженные (как у Tesla, но только намного легче), либо быстро заряжать (какой-нибудь графеновый суперконденсатор, например), то электросамолёты станут доступны как сейчас автомобили. Но есть подозрение, что это будет ещё не завтра. А жаль.
        1. astepanov 15 августа 2019 15:30 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Цитата: Shuttle
          Когда в мире появятся в промышленных масштабах лёгкие и надежные батареи, которые можно будет либо легко менять на заряженные (как у Tesla, но только намного легче), либо быстро заряжать (какой-нибудь графеновый суперконденсатор, например), то электросамолёты станут доступны как сейчас автомобили. Но есть подозрение, что это будет ещё не завтра.

          И не послезавтра. И не... Поверьте старому разработчику химических источников тока, причем последние два десятка лет отдавшему именно суперконденсаторам. Нужны обоснования - отвечу.
          1. Shuttle 15 августа 2019 18:45 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Цитата: astepanov
            И не послезавтра. И не... Поверьте старому разработчику химических источников тока, причем последние два десятка лет отдавшему именно суперконденсаторам. Нужны обоснования - отвечу.

            Да, было бы весьма интересно особенно про суперконденсаторы из т.с. первых уст. Может где почитать можно?
            1. astepanov 15 августа 2019 18:59 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Можно в личной переписке. Но есть идея лучше: попробую написать статью для ВО - с акцентом на оборонные применения ХИТ и конденсаторов. Авось, примут.
        2. abc_alex 15 августа 2019 19:08 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: Shuttle
          которые можно будет либо легко менять на заряженные (как у Tesla, но только намного легче)

          А что мешает менять батареи сейчас? Сделать блок батареи съёмным не позволяет что?
          1. Shuttle 15 августа 2019 21:13 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Цитата: abc_alex
            Цитата: Shuttle
            которые можно будет либо легко менять на заряженные (как у Tesla, но только намного легче)

            А что мешает менять батареи сейчас? Сделать блок батареи съёмным не позволяет что?

            Вы знаете сколько весит блок батареек у Tesla? Как чугунный мост! Там даже жидкостное охлаждение встроено. С таким летать не получится
            1. astepanov 15 августа 2019 23:45 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Дело даже не в весе батареи. Дело в цене. Сейчас она составляет примерно 40% стоимости комплекта (машина + батарея). Добавьте еще одну (как минимум) батарею - и цена станет совсем неподъемной. Но беда в том, что дальше батареи не подешевеют: хороших месторождений лития мало, и они близки к исчерпанию, то же и с кобальтом. А ведь за электромобиль пока еще толком не взялись, основной литий съели гаджеты....
              1. Shuttle 16 августа 2019 07:59 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                Цитата: astepanov
                Дело даже не в весе батареи. Дело в цене. Сейчас она составляет примерно 40% стоимости комплекта (машина + батарея). Добавьте еще одну (как минимум) батарею - и цена станет совсем неподъемной. Но беда в том, что дальше батареи не подешевеют: хороших месторождений лития мало, и они близки к исчерпанию, то же и с кобальтом. А ведь за электромобиль пока еще толком не взялись, основной литий съели гаджеты....

                В авиации цена имеет значение. Но не первостепенное. По крайней мере не всегда. Есть даже такое расхожее выражение характеризующее традиционно высокую стоимость авиации - стоит как крыло от Боинга.
                Проблема действительно в весе. Точнее в удельном весе на единицу запасенной энергии. Ну или в количестве энергии которое можно выжать из килограмма батарей.
                Ведь тут какое дело. В самолёте все должно быть прежде всего лёгким до предела. Предел только один - безопасность. Из-за этого самолёты строили бы хоть из серебра, хоть из золота. Но они не устраивают по прочностным характеристикам. Потому строят из титана, из угле пластика, из чего угодно не сильно оглядываясь на цену. Подчёркиваю - оглядываясь, но не слишком сильно.
                Вы пишите что литий для батареек заканчивается? А я Вам отвечу японской подводной лодкой. У японцев на подводную лодку лития хватает, на автомобили гибридные и всякие ниссаны-лифы хватает. А вот на электросамолет не хватает почему-то. Нет, здесь дело в другом. Точно не в цене, не в редкоземельных металлах.
                Ну и да, пока с химическим двигателем бороться будет очень тяжко по нескольким причинам по крайней мере в авиации.
                Во-первых, это вес - традиционный самолёт берет только половину топливной пары на борт, т.е. только горючее. Вторую половину, т.е. кислород он черпает буквально из воздуха.
                Во-вторых, это тоже вес. Самолёт с химическим топливом постоянно теряет в весе по мере продолжения полёта. А вот самолёт с батарейками что при взлёте, что при посадке весит совершенно одинаково.
            2. abc_alex 16 августа 2019 07:33 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Как у теслы набран аккумулятор -- это отдельная песня, вы его в пример не приводите. Давайте говорить о технических, а не маркетинговых решениях.
              Очевидно, что блок аккумуляторов (для быстрой зарядки его нужно делить) это отдельный узел, который может быть съёмным. У автомобиля же он съёмный? Так что мешает сейчас его снимать и ставить на самолёт? Один борт, две батареи. Прилетели в аэропорт зашли в ангар, там специальным приспособлением заменили блоки и готово.
              Понятно, что сейчас далеко на современных батареях не улетишь. Но вот в конкретном этом случае коротких трасс, что мешает заменятт батареи?
  2. Горный стрелок 15 августа 2019 11:56 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Катастрофа - это когда жертвы! Меня так учили. Таким стрекозам можно было бы и аварийные парашюты поставить...
    1. Piramidon 15 августа 2019 12:07 Новый
      • 1
      • 1
      0
      А кто сказал, что это катастрофа? Написано -
      Первый норвежский самолет с электропитанием от батарей потерпел крушение.
  3. Mavrikiy 15 августа 2019 11:57 Новый
    • 0
    • 9
    -9
    Да, технологии утеряны. Электромобили Маска, Батареи Лошарика, батареи ракеты в Архангельске, самолетик в Норвегии, ПЛ Индии со своими аккумуляторами.Аварии, аварии....
    1. astepanov 15 августа 2019 12:15 Новый
      • 7
      • 0
      +7
      Цитата: Mavrikiy
      Да, технологии утеряны.

      Это вы о чем? Какие технологии утеряны и кем?
      1. Mavrikiy 15 августа 2019 12:30 Новый
        • 4
        • 7
        -3
        Цитата: astepanov
        Цитата: Mavrikiy
        Да, технологии утеряны.

        Это вы о чем? Какие технологии утеряны и кем?

        Это я об теории эфира. Была такая. Но Эйнштейн и компания вынесли ее на помойку. Теперь академики-электрики не знают как сознаться, что они не понимают, что такое электричество.
        Поэтому о нас всех.Если по ЕГЭ за электричество 5, это не значит что все о кей.
        1. astepanov 15 августа 2019 12:36 Новый
          • 5
          • 1
          +4
          Вы полагаете, что "теория" эфира - это технология? Вы вообще понимаете, чем технология отличается от теории, а теория - от гипотезы?
          Вы бы книжки почитали, что ли. Начните с Перышкина. И просветите нас, сирых: что такое электричество? Академиков заодно поучите. И санитаров заодно.
  4. Оби Ван Кеноби 15 августа 2019 11:59 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Где-то читал, что в Норвегии с 2018г. запрещена продажа автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Только на электричестве ездить будут.
    1. BlackMokona 15 августа 2019 15:13 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Планируют запретить в будущем, сейчас можно ездить сколько угодно на ДВС
  5. Никомед 15 августа 2019 12:00 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Для Норвегии с её рельефом, идея более чем жизненная.
    1. yehat 15 августа 2019 12:55 Новый
      • 1
      • 1
      0
      для норвегии с ее рельефом можно использовать не только батареи, но и тепловой накопитель
      и просто менять высоту полета, чтобы электричество появлялось. В сочетании эти 2 источника могут дать довольно полную зарядку.
      1. astepanov 15 августа 2019 15:15 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Что за тепловой накопитель? Хотелось бы подробностей. Это то же, что аккумулятор тепла? Как в нем тепло преобразуется в электроэнергию? Термопары? Турбина? Что-то иное?
        1. yehat 15 августа 2019 15:25 Новый
          • 0
          • 1
          -1
          радиаторы на крыльях + ВНЭУ
          1. astepanov 15 августа 2019 17:03 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Радиаторы отводят тепло от ВНЭУ? Или для чего-то еще? И о каком ВНЭУ вы толкуете? О двигателе Стирлинга? Хотелось бы внятного ответа.
            1. yehat 15 августа 2019 17:22 Новый
              • 0
              • 1
              -1
              о нем самом о Стирлинге
              1. astepanov 15 августа 2019 17:54 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                Ну, значит, это чушь собачья. И вы тоже чушь несете: откуда тепло брать будете? Из атмосферы? Посчитайте КПД, цикл Карно вам в руки. Из теплового аккумулятора? Посчитайте запас энергии, таблицу теплоемкостей вам в помощь - и тот же цикл Карно.
                1. yehat 16 августа 2019 09:45 Новый
                  • 0
                  • 2
                  -2
                  Цитата: astepanov
                  Посчитайте

                  а вы считали, сколько надо энергии?
                  если че, напомню, что аппарат близкой массы можно на педалях запустить
                  взлет - это одно, а поддержание полета с планированием вообще мизер требует.
                  1. astepanov 16 августа 2019 11:02 Новый
                    • 0
                    • 0
                    0

                    Вот этот крохотный самолетик Фоккера уже имел стосильный движок.
                    Ну, так поставьте движок от газонокосилки - он всяко мощнее педального привода, часами будете летать на литре бензина. Красота! И почему до сих пор никто не додумался?
                    Болтать - не мешки ворочать. Считать не умеете - так и скажите. Могу сделать за вас. Но результат расчета будет неутешительным. Удельная энергоемкость такой системы будет ниже, чем у свинцового аккумулятора. Слышали когда-нибудь про самолет на свинцовых аккумуляторах? Как полагаете, что будет раньше: взлет или окончание разряда батареи?
                    1. yehat 16 августа 2019 11:05 Новый
                      • 0
                      • 2
                      -2
                      не вешайте лапшу на уши! 100 сильный движок ... вы смешны!
                      уже есть летательные аппараты, которым вполне хватает 0.5 л.с.
                      даже вертолеты летают с движками не более 20 л.с.
                      1. astepanov 16 августа 2019 17:25 Новый
                        • 0
                        • 0
                        0
                        Авиамодели? Дроны? Вы на них пассажиров возить собираетесь? А вы возьмите и посчитайте расход энергии хотя бы на разгон для взлета со скоростью 72 км/час для описанного в статье самолета (масса - 500 кг, с пассажиром и пилотом, выходит, 660 кг). И пусть длина ВПП - 1 км. Слабо посчитать? Тогда я за вас сделаю.
                        Кинетическая энергия в момент отрыва = m*V^2/2= 20 (м/с)*20 (м/с)*660/2= 132000 Дж
                        Найдем среднее ускорение а при разгоне на ВПП длиной L:
                        а=V^2)/2/L= 20*20/1000//2=0,2 м/с/с
                        Найдем время разгона t: t=V/a=20(м/c)/0,2 (м/с/с) = 100 (с)
                        Найдем минимально необходимую мощность N: N=E/t = 132000 Дж/100 c = 1320 Дж/с = 1320 Вт. Заметьте, я не учитывал ни аэродинамическое сопротивление, ни КПД винтов, ни потери в трансмиссиях. Но: КПД винта около 0,85 https://megapredmet.ru/1-6370.html
                        Полагая, что лобовая проекция самолета такая же, как у автомобиля среднего класса (около 2 м кв.) для средней скорости 36 км/час по известным формулам найдем лобовое сопротивление F: 129 Н. Замечу, что у самолета сопротивление больше, чем у авто: крыло-с! Ситуация усугубляется тем, что сопротивление квадратично растет со скоростью, но -- плюнем. Найдем работу Е по преодолению сопротивления при разгоне: E=F*L= 129 Н * 1000 м = 129 000. Дж. Найдем мощность, затрачиваемую на преодоление лобового сопротивления: 129 000 Дж /100 с =1290 Вт. Итого, суммарно: 1290 Вт+1320 Вт=2610 Вт. Учтем КПД винта, получим 3,07 кВт. Это - 4,2 л.с.
                        Заметьте, все оценки выполнены с занижением (по эффективному сопротивлению, по КПД, без учета ряда потерь - например, на трение качения, лобовое сопротивление колес, потерь в моторе), безо всяких запасов...
                        Но еще хуже получается ситуация со скороподъемностью. Не более 0,2 м/с при риске сорваться в штопор из--за ничтожной скорости.
                        Вопрос: а он вообще сможет разогнаться при такой мощности до 20 м/с (72 км/ч)? Расчет прост: мощность, затрачиваемая на преодоление лобового сопротивления, при скорости 20 м/с в 4 раза больше, чем при 10 м/с и составляет 1290*4=5160 Вт. При скорости 130 км/час, как у того самолета, это уже 16821 Вт, с учетом КПД - 19800 Вт, или 27 л.с.
                        Но самолету нужно не только оторваться от земли, ему нужно еще и подниматься. При ничтожной скороподъемности 1 м/с (меньше, чем у древнего у-2) мощность, расходуемая на подъем, составит около 6000 Вт. Добавьте потери на аэродинамику (5160 Вт), учтите КПД - и получите суммарно 11, 6КВт, с учетом КПД - 13,6 кВт. Вы хотите при этом разгоняться, а не плестись на 72 км/ч? Что ж, наращивайте мощность. Хотя бы до 80 л.с. - как в статье.
                        Вот вам и 0,5 лошадиных силы...
                      2. yehat 19 августа 2019 11:19 Новый
                        • 0
                        • 0
                        0
                        приятно видеть нормальные выкладки по физике, но где-то вы заблудились
                        есть самолеты вроде Fi-156 шторх и др., которым совсем не нужен такой разгон летать. Шторху (правда при двигателе 240лс) требовалось только 40 метров для разгона, он взлетал уже на скоростях около 30 кмч.
                        К чему я это говорю - может шведы и сделали хороший самолет и ему нужно много мощности, но совершенно точно можно сделать такой, который требует в разы меньше энергетики для полета и есть 2 позиции - запас мощности и достаточная мощность. Я описывал лишь 2-ю. Причем очевидно, что КПД у Шторха далеко не лучший.
                        Теперь о том, какая мощность нужна.
                        вот например http://airwar.ru/enc/la/a11.html
                        максимальная мощность 40 лс(от мотоцикла че зет) и ведь летает зараза, а летал он ранее еще и с менее мощным "Вихрь-30" - всего 20 л.с.
                        так что я смею все-таки вашу оценку поправить - речь не о "хотя бы" 80 лс, а все-таки начиная от 20-30 - этого уже достаточно, чтобы летать лучше, чем многие этажерки в начале прошлого века.
    2. Григорий_45 15 августа 2019 19:27 Новый
      • 2
      • 2
      0
      Цитата: yehat
      для норвегии с ее рельефом можно использовать не только батареи, но и тепловой накопитель
      и просто менять высоту полета, чтобы электричество появлялось.

      вы о термогенераторе? Если так, то несете полную чушь. Чтоб появилась ЭДС, нужна разница температур проводников, постоянная во времени и существенная
  • zadorin1974 15 августа 2019 12:05 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Тема замечательная,единственно от подобных падений на такой маленький самолет нужно устанавливать парашют как на Cirrus SR-22
    1. zadorin1974 15 августа 2019 12:10 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Примерно как сдесь
  • yehat 15 августа 2019 12:09 Новый
    • 1
    • 1
    0
    как электродвигатель мог отказать???
    это же очень надежный механизм!
    1. Fregate 15 августа 2019 12:56 Новый
      • 1
      • 1
      0
      "Кина не будет, электричество кончилось."© )
    2. Tuzik 15 августа 2019 13:11 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Может какой-то клемник отгорел, токи ведь там большие.
      1. yehat 15 августа 2019 13:15 Новый
        • 1
        • 1
        0
        да ладно большие
        двигатель может на не плановом режиме работать, но перегореть - это должна молния в самолет шлепнуть. Например, в детстве мы экспериментировали - 12 вольтовые движки (гном) вполне нормально работали от 220, только грелись постепенно.
        Это я к тому, что там запас по неубиваемости обычно огромный.
    3. BlackMokona 15 августа 2019 15:14 Новый
      • 0
      • 0
      0
      И лом может сломатся, тут дело случая
    4. Piramidon 15 августа 2019 16:43 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: yehat
      как электродвигатель мог отказать???
      это же очень надежный механизм!

      Смотря что за движок. Если коллекторный, то могли и щетки разрушиться и ламели коллектора вылететь. Да и подшипники тоже ломаются.
  • Out
    Out 15 августа 2019 13:52 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Учитывая расстояния и низкую плотность населения, а так же неспешность местных сельских жителей такой транспорт вполне неплох, к сожалению для наших расстояний до появления более эффективных и долгоиграющих(хотя бы по количеству циклов заряд/разряд) и менее дорогих аккамуляторов электротранспорт будет игрушкой.
    1. astepanov 15 августа 2019 15:20 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Цитата: Out
      до появления более эффективных и долгоиграющих(хотя бы по количеству циклов заряд/разряд) и менее дорогих аккамуляторов

      Существенного прогресса не будет - это я вам как разработчик такой техники говорю. Хотите подробностей? Их есть у меня, причем в большом избытке, придется либо писать большую обзорную статью с тьмой выкладок, либо отвечать на отдельные вопросы. Есть вопросы? Задавайте.
      1. Out
        Out 15 августа 2019 17:09 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Вы занимаетесь аккамульторами? Физхимик?
        1. astepanov 15 августа 2019 18:01 Новый
          • 0
          • 0
          0
          По образованию - химик-неорганик (химфак университета), занимался в НИИ неорганикой применительно к источникам тока, потом - порошковой металлургией для получения пеноникеля и внедрением пеноникеля в производство аккумуляторов, последние лет двадцать - разработкой и технологическим обеспечением производства электрохимических конденсаторов (они же "суперконденсаторы"). Так что всего понемногу: неорганическая химия, порошковая металлургия, прикладная электрохимия.
          1. Out
            Out 15 августа 2019 18:36 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Про электрохимические конденсаторы есть какие то обзорные статьи в свободном доступе? Мне в целях общего развития.
            1. astepanov 15 августа 2019 19:04 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Завтра поищу, скину ссылки. Но преобладают либо реклама, либо узкоспециальные статьи, качающиеся частных вопросов: теории процессов, исследования материалов и т.д.
      2. Fikys 17 августа 2019 07:48 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: astepanov
        Есть вопросы? Задавайте.

        Есть. Чем не устраивают Toshiba SCiB? При заряде / разряде токами 3С кол-во циклов свыше 15000. Какие недостатки не позволяют их использовать в малой электроавиации?
  • Серый брат 15 августа 2019 14:35 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Посадка на воду, на электросамолёте, это более чем стрёмный процесс.
  • yehat 15 августа 2019 17:31 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: Piramidon
    Если коллекторный, то могли и щетки разрушиться и ламели коллектора вылететь. Да и подшипники тоже ломаются.

    вы правы, но подшипники на новом двигателе?
    и они что, списанный китайский двигатель поставили, что все так плохо?
  • yehat 16 августа 2019 09:54 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: Григорий_45
    Чтоб появилась ЭДС, нужна разница температур проводников, постоянная во времени и существенная

    знаете, я могу с ходу накидать штук 15 процессов, которые могут генерить ЭДС - от вихревых токов до каскадного нагревания длинных проводников с пн переходами.
    Каждый процесс в отдельности мал, но комбинированный эффект уже будет какой-то заметный итог выдавать. Если аппарат двигается в неравномерной среде, перепадов разных параметров столько, что собирать можно много чего.
    И я напоминаю - это вдобавок к наличию аккумулятора, чтобы меня не пытались троллить пиковой мощностью.