Боевые самолёты. Деревянная пощечина для Люфтваффе

55
История просто волшебная, иначе как чудесным превращением чуда в чудовище ее не назовешь. А в действительности для Германии «Москито» стали головной болью, которую так и не смогли нейтрализовать.





А ведь начиналось-то все весьма и весьма печально.

В середине 30-х годов, когда напряженность росла, как на дрожжах, в фирме «Де Хевилленд» начали работы над неким проектом, который получилось реализовать аккурат к 1938 году. То есть Европу уже вовсю делили те, кто мог себе это позволить, и до начала Второй мировой оставалось всего ничего. Но об этом еще не было известно, зато суть вопроса состояла совершенно в другом.

Самое интересное, что в разработке «Де Хевилленд» нужды не было вообще. На бумаге. У Великобритании было аж четыре двухмоторных бомбардировщика, теоретически закрывавших абсолютно всю нишу в королевских ВВС. "Бленхейм", "Уитли", "Веллингтон" и "Хемпден".

Тут можно сколько угодно кидать камнями в эту четверку (особенно в «Уитли» и «Хэмпден»), но они были. Проверенные, способные выполнять поставленные задачи (или не очень способные). Но цельнометаллические бомбовозы в Британии были.

А тут сэр Джеффри Де Хевилленд носится с проектом какой-то деревянной конструкции (фи, прошлый век), да еще с моторам от «Роллс-Ройса». Моторами недоведенными и весьма невнятными. Это потом бриллиант «Мерлина» засверкал всеми гранями, а в начале с ним весьма намучились.

Боевые самолёты. Деревянная пощечина для Люфтваффе

Сэр Джеффри Де Хэвилленд


Плюс сэр Джеффри постоянно давил на мозги чиновникам оборонного ведомства, доказывая, что в случае войны дюралюминий в воюющей стране на 100% станет дефицитным, а деревообрабатывающая промышленность, наоборот, окажется незагруженной. Правдивость выкладок сэра Де Хэвилленда подтвердилась очень скоро.

Как и то, что из вышеупомянутой четверки только «Веллингтон» оказался более-менее боевым самолетом. Остальные, как это ни прискорбно констатировать, оказались откровенным летающим барахлом. Особенно это показали японцы, вырезав все «Бленхеймы» в Юго-Восточной Азии буквально за месяц.

В общем, война для британской бомбардировочной авиации началась мягко говоря, не очень. А тут еще сэр Джеффри со своей деревяшкой…

Но Джеффри Де Хэвилленд был человеком весьма одаренным. И в 1938 году построил DH.95 «Фламинго».



«Фламинго», правда, был цельнометаллическим. Машина была рассчитана на перевозку 12-17 пассажиров и обладала дальностью полета более 2000 км, а максимальная скорость составляла 390 км/ч.

Ну и сэр Джеффри на всякий случай (ну да, почти случайно) дал указание выполнить прикидочные расчеты по переделке лайнера в бомбардировщик. Собственно, немцы так поступали вообще легко и непринужденно, чем англичане хуже?

Переделали. С 1000 кг бомб самолет мог пролететь 2400 км со средней скоростью 350 км/ч. Плюс 5 пулеметов для обороны. В общем, так получился «Албермаль», который хоть и пошел в серию, оказался, наверное, худшим британским бомбардировщиком.



Сэр Джеффри продолжал с упорством дятла долбить идею скоростного деревянного бомбардировщика. Более того, его замыслы получили новый виток благодаря работам по «Албермалю», и Де Хэвилленд решил вообще избавиться от бортового оборонительного вооружения в пользу скорости.

Кстати, кроме экономии веса, озвучивалась… экономия людей! Пулеметы могут защитить бомбардировщик от истребителей, но вот зенитная артиллерия – тут они бессильны. Между тем развитие именно зениток намекало на то, что легкой прогулки не будет. И тут прямой расчет: потеря двух человек экипажа такого бомбардировщика или 6-7 человек экипажа четырехмоторного бомбардировщика.

Между тем облегченный за счет изъятия оборонительных стрелковых установок и их стрелков, бомбардировщик станет более высотным, скоростным и маневренным, что позволит ему легко уклоняться как от атак истребителей, так и от зенитного огня противника.

Конечно, правильность расчетов Де Хэвилленда могла подтвердить только практика. То есть война.



И она не заставила себя ждать. А когда немецкое ПВО в лице зенитных батарей и истребителей слегка проредило строй британской бомбардировочной авиации, вот тут в военном ведомстве всерьез задумались над предложением Де Хевилленда. Ну слишком быстрыми оказались «мессершмитты».

В конце 1939 г. фирма «Де Хэвилленд» представила три новых проекта цельнодеревянного невооруженного бомбардировщика: два с моторами "Мерлин" и еще один с новейшими "Грифонами".

По расчетам, максимальная скорость любого из вариантов с грузом 454 кг бомб превосходила 640 км/ч. Фактически, единственным истребителем, который мог что-то противопоставить самолету Де Хэвилленда в плане скорости, как ни странно, в 1940 году был советский МиГ-1. Остальные – сомнительно.

В итоге – сработало. И самолет-прототип пошел в постройку с двумя моторами «Роллс-Ройс» "Мерлин" RM3SM мощностью 1280 л.с. на высоте 3700 м и 1215 л.с. на высоте 6150 м.

Была в конструкции небольшая хитрость, просто невозможная для конструкторов из других стран. Была применена конструкция трехслойной обивки крыла и фюзеляжа, позволявшей радикально уменьшить количество подкрепляющих стрингеров, шпангоутов и нервюр.

Верхний и нижний слои обшивки выполнялись из фанеры, а средний слой — из легкой бальзы со спрусовыми силовыми прокладками. Бальза – легчайшее дерево, произрастающее в Южной Америке (из него Тур Хейердал строил свой плот «Кон-Тики»), а спрус – канадская черная ель, вязкая и упругая древесина которой издавна используется в морском деле.

Все склеивалось под давлением формальдегидным клеем, обшивка машины легко шпатлевалась и вышкуривалась до покраски, вслед за этим ее оклеивали полотном. Так как швов практически не было, отсюда и прекрасные аэродинамические качества.



Свершилось, и в марте 1940 г. Министерство авиации заключило с «Де Хевилленд» контракт на постройку 50 бомбардировщиков-разведчиков. Однако вмешались обстоятельства непреодолимой силы в виде проблем в Северной Африке и Северной Европе и оглушительная плюха Дюнкерка.

Все усилия Британии сосредотачивались на производстве истребителей «Харрикейн» и «Спитфайр», и бомбардировщиков «Веллингтон», «Уитли» и «Бленхейм».

«Москито» тоже попали под раздачу. Де Хэвилленд фактически совершил чудо, уговорив министра Бивербрука не останавливать производство «Москито». Взамен сэр Джеффри пообещал настолько упростить конструкцию самолета, чтобы ничто не могло помешать строительству самолетов первой очереди, плюс Де Хевилленд в качестве своеобразной компенсации пообещал организовать ремонт самолетов «Харрикейн» и моторов «Мерлин» силами фирмы.

25 ноября 1940 года стал днем рождения «Москито». Именно в этот день шеф-пилот фирмы Джеффри Де Хевилленд-младший (пилотами-испытателями своих самолетов работали все три сына сэра Джеффри, двое погибли при испытаниях) поднял самолет в воздух на 30 минут.


Джеффри Де Хевилленд-младший


19 февраля 1941 г. самолет передали на государственные испытания в летно-исследовательский центр Боскомб Даун. Сперва к самолету было довольно несерьезное отношение, небольшая деревянная конструкция не вызвала уважения. Но когда выяснилось, что «Москито» летает быстрее «Спитфайра» (приблизительно на 30 км/ч), отношение резко поменялось.

В ходе испытаний в Боскомб Дауне максимальная истинная скорость полета 624 км/ч была зафиксирована на высоте 6600 м при полетной массе машины 7612 кг.



23 июля 1942 г. в одном из полетов самолет, оснащенный моторами «Мерлин-61», развил максимальную скорость 695 км/ч на высоте 5100 м. В октябре 1942 г. этот же самолет с еще более совершенными моторами «Мерлин-77» сумел достичь наивысшего абсолютного показателя "Москито" — 703 км/ч на высоте 8800 м. Обычные серийные машины летали, разумеется, немного медленнее, и все же головной серийный бомбардировщик B.IX на заводских испытаниях, проведенных в марте-апреле 1943 г., продемонстрировал скорость 680 км/ч на высоте 7900 м. Его силовая установка состояла из двух двигателей "Мерлин-72" мощностью по 1650 л.с. Быстрее "девятки" в то время не летал ни один серийный истребитель в мире.

В целом «Москито» смело можно назвать первым британским многоцелевым самолетом.



«Москито» работали в качестве «чистых» бомбардировщиков, тяжелых истребителей, разведчиков, привлекались для обеспечения ночных полетов четырехмоторных бомбардировщиков.

«Москито» ставили помехи радиолокаторам противника, лидировали большие группы самолетов на цели, маркировали цели цветными ориентирно-сигнальными бомбами. Фактически, совмещали функции самолетов-разведчиков и РЭБ.

Естественно, пригодились «Москито» и в королевском флоте. Они вполне нормально выслеживали подводные лодки противника и «угощали» их глубинными бомбами.

Локатор в носу «Москито» фактически прописался.

Но начало боевого пути «Москито» как бомбардировщика, вопреки широко распространенному мнению, вряд ли можно признать удачным. Несмотря на ошеломительную скорость, самолеты все-таки сбивались зенитной артиллерией. В первые месяцы боевого применения одна потеря приходилась в среднем на 9 боевых вылетов.



Но были и приятные моменты. Выяснилось, что FW-190 на малой высоте не могут догнать «Москито». Здесь следует подчеркнуть, что во всех случаях немецкие самолеты не имели преимущества в высоте. Когда немцы атаковали с преимуществом по высоте, британским летчикам приходилось очень непросто. Четыре пушки FW-190А превращали деревянную конструкцию в опилки.

Интересный факт: само существование нового бомбардировщика в Британии скрывали не только от противника, но и от своей публики. Летом 1942 г. в прессу просачивались лишь смутные сведения о некоем «чудо-самолете».

Сведения были очень скудны, в них в самых общих чертах обрисовывался облик машины. Более того, для введения немцев в заблуждение английская цензура тщательно устраняла всякие упоминания об отсутствии оборонительного вооружения на бомбардировочном варианте самолета. Наоборот, во всех статьях читателя ненавязчиво убеждали в том, что любой "Москито" несет 4 пулемета и 4 пушки. Это было правдой, но только в отношении истребителей и истребителей-бомбардировщиков.

Успех и слава, а также нешуточный пропагандистский успех принесло «Москито» уничтожение здания гестапо в Осло. Британцы утверждали, что при пожаре сгорело более 12 тысяч дел на норвежцев.

Но сама операция и ее исполнение было вполне: в здание из двенадцати сброшенных попало семь бомб, три пробили его навылет и взорвались в подвале.

Да, естественно были и немецкие истребители (все те же FW-190), которые ухитрились подбить одного из «Москито», который упал на территории Швеции. У немцев тоже были потери, в гонке преследования один из немцев не справился с управлением и разбился.

С 1 июня 1943 г. Бомбардировочное командование официально прекратило участвовать в дневных тактических бомбардировках вражеской территории. В связи с этим изменились и функции "Москито". Началась эпоха ночных беспокоящих немецкую систему ПВО налетов.

Собственно, опыт подобных действий имелся: еще в ночь на 21 апреля 1943 г. девятка «Москито» демонстративно атаковала Берлин, поздравив фюрера с днем рождения.

Одновременно большая группа тяжелых бомбардировщиков совершила налет на Штеттин. Успех был полным: англичане зафиксировали в сетях управления ПВО радиограммы, содержащие отказ в выделении дополнительных истребителей для обороны Штеттина, поскольку столица рейха сама подверглась атаке.

Такая тактика «растаскивания» дала неплохие результаты и впоследствии стала шаблонной. Немцы долгое время не могли найти ей эффективных контрмер, потому что их было очень сложно придумать из-за недостаточного уровня тогдашней техники.



Речь идет о тотально обмане немецкой системы обнаружения ПВО. Несколько «Москито» сбрасывали ленты из алюминиевой фольги определенной ширины, которые повисая в воздухе, нарушали работу радаров и практически исключали определение масштабов налета.

И так небольшая группа «Москито», поставившая помехи, на экранах радиолокаторов расплывалась в огромную засветку, правдоподобно имитирующую армаду четырехмоторных бомбардировщиков.

На перехват несуществующих соединений поднимались истребители, напрасно тратившие горючее и моторесурс. В то же время реальные "Ланкастеры" и "Галифаксы" превращали в пепелище совсем другой германский город.

Лучший пример – операция, проведенная в ночь на 22 июня 1943 г. Отвлекающая четверка «Москито» предварительно поставив помеху, отбомбилась по Кулони.

Естественно, перехватчики были направлены туда. Естественно, даже вооруженные «Лихтенштейнами» немецкие ночные истребители не нашли никого. Во-первых, «Москито» уже сбежали, а во-вторых, деревянную конструкцию с минимумом металла (только моторы) очень трудно было взять радарам того времени.

В это время основные силы бомбардировочного командования обрушили свой удар на предприятия в городе Мулхайм.

Иногда «Москито» привлекались к минированию акваторий с воздуха. Именно «Москито» смогли перегородить минами канал порта Киля. Да, на поставленных минах подорвался небольшой сухогруз, получивший небольшие повреждения. Но на разминирование потребовалась неделя, в течении которой порт не работал. Были фактически сорваны снабжение немецкой группировки в Норвегии и доставка легирующих материалов из Швеции.

Осенью 1944 г. в небе над Германией появились реактивные перехватчики Ме-163 и Ме-262. Первые вообще были не страшны из-за своей небольшой дальности полета, со вторыми было сложнее. Но «Ласточка» не смогла стать реальной угрозой для «Москито». Дело в маневренности самолетов. Да, 262-й был быстрее и мог вполне не напрягаясь догнать «Москито». Но турбины двигателей «мессершмитта» не обладали должной гибкостью и «Москито» запросто уходил именно за счет маневра в горизонте.

Нельзя сказать, что было изготовлено много этих самолетов. Всего было выпущено 7700 самолетов всех модификаций, что в целом не бог весть какой показатель.

Бомбардировщики «Москито» на Европейском ТВД выполнили 26255 боевых самолето-вылетов. На свои аэродромы из-за противодействия немцев не вернулись 108 машин, а еще 88 было списано по причине боевых повреждений.



Единственным недостатком «Мосси», отмеченным руководством Бомбардировочного командования в итоговом отчете за годы войны, оказалось то обстоятельство, что «этих самолетов всегда было слишком мало...»

Ознакомились в подробностях с «Москито» и у нас в стране. В 1944—1945 гг. с использованием "Москито" была налажена курьерская связь между правительствами СССР и Великобритании, а разведчики регулярно совершали посадки на наших северных аэродромах, когда шла охота за «Тирпитцем».

Один экземпляр попал в распоряжение летно-испытательного института (ЛИИ) НКАП, где ведущий летчик Н. С. Рыбко, летчики-испытатели П. Я. Федрови и А. И. Кабанов и ведущий инженер В. С. Панкратов тщательно изучили и облетали самолет.



Выяснилось, что по ЛТХ «Москито» фактически равен с Ту-2 с той разницей, что последний имел неплохое оборонительное вооружение, а британский самолет был несколько быстрее на всем диапазоне высот. Бомбовая нагрузка была примерно одинаковой.

«Москито» вполне нормально летел на одном моторе. Выяснилось, что на нем можно выполнять глубокие развороты с креном в сторону выключенного двигателя. Вообще управляемость британского самолета получила высокую оценку.

Были и негативные моменты. Оказалось, что бомбардировщик неустойчив в продольном отношении, а поперечная и путевая устойчивость его, по меркам ЛИИ, была недостаточна. Посадка оказалась сравнительно несложной, но на пробеге машина имела склонность к энергичному развороту.

В целом «Москито» был весьма хорошим самолетом, но требовал летчиков высокого уровня подготовки, что в военное время не совсем просто выполнимая задача.

Зато с точки зрения эксплуатации машина оказалась выше всяких похвал. Хороший доступ к основным агрегатам, простота замены мотора, продуманная и надежная бензо- и маслосистемы, обилие автоматов, облегчавших работу экипажа в полете – все это произвело впечатление на наших экспертов.

Понятно, что цель испытаний в ЛИИ была с подтекстом. Прорабатывалась возможность организации лицензионного (или нелицензионного, как с Ту-4) производства «Москито» в СССР.

Да, цельнодеревянная конструкция подкупала. Увы, но этим мечтам не суждено было сбыться, поскольку технология изготовления крыла и особенно фюзеляжа оказалась неприемлемой для советских авиазаводов.

В довершение ко всему у нас в стране отсутствовала бальза, не было и моторов, подобных «Мерлину». Поэтому от замыслов пришлось отказаться.

Странно, конечно, но деревянный самолет оказался весьма хорошей боевой машиной. И несмотря на архаичность материалов, оказал влияние на самолетостроителей других стран.

С небольшой натяжкой реально многоцелевые самолеты Ме-210 и Ме-410 можно считать немецкими копиями «Москито», да что там, сами немцы писали, что это ответ на появление у британцев такой машины. У нас Мясищев тоже создал проект Пе-2И, очень схожий с немцами, то есть цельнометаллический.

Но такую славу себе стяжал только британский Буратино «Мосси», прослуживший до 1955 года.

ЛТХ Mosquito B Mk.IV

Размах крыла, м: 16,51
Длина, м: 12,43
Высота, м: 4,65
Площадь крыла, м2: 42,18

Масса, кг:
— пустого самолета: 6 080
— нормальная взлетная: 9 900
— максимальная взлетная: 10 152

Двигатель: 2 х Rolls-Royce Merlin 21 х 1480 л.с.

Максимальная скорость, км/ч: 619
Крейсерская скорость, км/ч: 491
Практическая дальность, км: 2 570
Скороподъемность, м/мин: 816
Практический потолок, м: 10 400

Экипаж, чел: 2
Вооружение:
бомбовая нагрузка до 908 кг: одна 454-кг бомба и две 227-кг бомбы или четыре 227-кг бомбы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    17 августа 2019 09:36
    С небольшой натяжкой реально многоцелевые самолеты Ме-210 и Ме-410 можно считать немецкими копиями «Москито», да что там, сами немцы писали, что это ответ на появление у британцев такой машины
    Все же полноценным ответом было бы появление Та-154 Курта Танка
    1. AUL
      +12
      17 августа 2019 10:32
      Выяснилось, что по ЛТХ «Москито» фактически равен с Ту-2 с той разницей, что последний имел неплохое оборонительное вооружение, а британский самолет был несколько быстрее на всем диапазоне высот. Бомбовая нагрузка была примерно одинаковой.
      И в то же время:
      Вооружение: (Москито)
      бомбовая нагрузка до 908 кг: одна 454-кг бомба и две 227-кг бомбы или четыре 227-кг бомбы.
      А у Ту-2 до 2 т!
      В чем развод?
      1. +2
        17 августа 2019 10:54
        Цитата: AUL
        В чем развод?

        Ну сказано ж "ПРИМЕРНО"... wassat
      2. +4
        17 августа 2019 10:59
        В чем развод?

        Нормальная бомбовая нагрузка Ту-2 - 1000кг. А у Москито вся бомбовая нагрузка помещалась в бомбовый отсек фюзеляжа. Я думаю подвох в этом, испытывали в примерно одинаковой нагрузке 4 бомбы по 250 (227).
      3. +2
        18 августа 2019 10:15
        Просто Роман в очередной раз не вполне точно скопипастил. Без мысли "развести".
      4. 0
        27 августа 2019 23:08
        Ту-2с-44 3т. Правда "несколько быстрее" означает разницу в 100км/ч. Как у наших бывало постоянно они желаемое с действительным часто путали.
        1. 0
          28 сентября 2019 09:52
          Ту-2 выпускался в таком малом количестве, что о нем и говорить нечего
    2. 0
      17 августа 2019 16:47
      Цитата: svp67
      С небольшой натяжкой реально многоцелевые самолеты Ме-210 и Ме-410 можно считать немецкими копиями «Москито», да что там, сами немцы писали, что это ответ на появление у британцев такой машины
      Все же полноценным ответом было бы появление Та-154 Курта Танка


      Ar.440 были еще серьёзным аргументом.
      1. +1
        17 августа 2019 16:49
        Цитата: NF68
        Ar.440 были еще серьёзным аргументом.

        Да там их хватало, этих "аргументов", просто этот Та-154 имел имя собственное: "Москит"
        1. AUL
          +2
          17 августа 2019 20:11
          У нас в 30-е годы тоже был СБ, который превосходил по скорости тогдашние истребители. Увы, мы не сумели повторить такое на более высоком уровне.
          1. -1
            17 августа 2019 20:22
            Цитата: AUL
            Увы, мы не сумели повторить такое на более высоком уровн

            Почему же, а Ту-160...
            1. AUL
              +1
              17 августа 2019 22:14
              Ну, вообще-то речь шла о периоде ВОВ!
              Да и сейчас на М=1.84 далеко не от всякого истребителя убежишь.
  2. +8
    17 августа 2019 09:57
    Спасибо за статью,очень познавательно hi
  3. +7
    17 августа 2019 10:17
    Самое веселое, что в СССР при испытаниях его и сломали при неумелой посадке. И потом говорили, что конструкция хрупкая...
  4. +1
    17 августа 2019 10:21
    Отличная статья
    1. +1
      18 августа 2019 10:16
      Отличная от чего?
  5. +11
    17 августа 2019 10:21
    чем не "Стелс- бомбардировщик" Второй мировой...
    1. +2
      17 августа 2019 13:51
      Цитата: knn54
      чем не "Стелс- бомбардировщик" Второй мировой..

      Вообще-то ,среди "технарей" принято считать,что первым самолётом-"стелс" является Но-229 братьев Horten времён 2МВ...

      Создателями немецкого прототипа были братья Horten, которые 1 марта 1945 года представили руководству Германии описание конструкции двухместного варианта самолета Horten Н IX. Это первый турбореактивный самолет, построенный по аэродинамической схеме "Летающее Крыло" ("Unsichtbar"). Он представлял собой итог более чем десятилетней конструкторской деятельности братьев Реймара и Вальтера Хортенов, главной целью которых было создание самолета с минимальным сопротивлением. В результате Horten Ho 229 не имел фюзеляжа как такового. Толщина центроплана была достаточной для размещения в нем пилота и двигателя. Вертикальное оперение отсутствовало. Управление по курсу осуществлялось спойлерами, установленными на крыле.
      Анализ конструктивных особенностей самолета показывает, что Хортены разработали первый в мире самолeт-«невидимку», предназначенный для скрытного проникновения к цели. Они впервые целенаправленно применили концепцию «Unsichtbar», сутью которой являлось снижение радиолокационной и инфракрасной заметности самолета. Снижение РЛ заметности самолета осуществлялось путем выбора схемы «летающее крыло», расположения двигателей в центроплане, утопленных воздухозаборников и обшивки из радиопоглощающих материалов. В отличии от других самолетов того времени, прототип был сделан из стальных труб и фанеры. Инженеры считали, что дерево слабо отражает радиоволны, тем самым малозаметен для локаторов. Самолет так же отличался высокой скоростью, скороподъемностью и высокой продолжительностью полета. Эти характеристики делали его по истине уникальным. Самолет не успел пойти в серию по причине разгрома немецкой армии, и ее капитуляции. После войны самолет попал в руки к американцам и в последствии послужил основой для создания уже американских стелс-самолетов такие как Northrop B-2 Spirit.

      1. +1
        18 августа 2019 02:00
        Оказывается немцы не только пионеры реактивных истребителей, но и стелсов, не хило. Что скажут англофилы???
        1. +3
          18 августа 2019 07:03
          Ну,скажут,что "англосаксы" всё равно были первые ! yes Они первыми придумали слово "стелс" ! fellow
  6. +2
    17 августа 2019 10:44
    Всего было выпущено 7700 самолетов всех модификаций, что в целом не бог весть какой показатель.
    Бомбардировщики «Москито» на Европейском ТВД выполнили 26255 боевых самолето-вылетов

    хотя всего и бомбардировщики

    надо копать, чет то мало
    1. +1
      18 августа 2019 10:19
      Выпущено за 10 лет с 40го по 50й. А боевые вылеты делали самолеты , выпущенные в годы войны.
  7. +5
    17 августа 2019 10:49
    Большое спасибо, особенно за технологию производства крыла. Очень познавательно.
  8. +3
    17 августа 2019 11:02
    Мечта термита, Скоростное деревянное чудо-разные были прозвища! А вот израильские лётчики сложили про него поговорку-* Попал на *Москито*- гордись! Не попал- радуйся!*, Нет! Самолёт отличный! Просто в Израиль они попали в изношенном состоянии, книга была 20 лет назад*- Крылья возмездия, История ВВС Израиля*, Очень интересная!
    1. +1
      17 августа 2019 13:40
      Покажите мне того термита , что фанерой увлекается ! Пжлста !
      1. 0
        17 августа 2019 13:54
        придумал это не я, а фанера эта вдобавок пропитана фенолформальдегидными смолами, а термиты разные бывают! как и люди! те тоже ведь порой едят и пьют несъедобное!
        1. 0
          17 августа 2019 13:55
          Значит не покажите ...... crying
          1. +1
            17 августа 2019 14:43
            Могу показать только всеядного грузчика! он есть откровенный тухляк, крупу и макароны сгрызает не варёными, а пьёт всё, что горит со сверхсветовой скоростью! Но вряд ли его облик Вам понравится- наглядное подтверждение теории Дарвина!
  9. +1
    17 августа 2019 11:11
    А когда немецкое ПВО в лице зенитных батарей и истребителей слегка проредило строй британской бомбардировочной авиации, вот тут в военном ведомстве всерьез задумались над предложением Де Хевилленда. Ну слишком быстрыми оказались «мессершмитты».

    В конце 1939 г. фирма «Де Хэвилленд» представила три новых проекта цельнодеревянного невооруженного бомбардировщика: два с моторами "Мерлин" и еще один с новейшими "Грифонами".


    Автор что-то напутал: в конце 1939 г. вовсю шла "Странная война" и "Мессершмиты" еще не были "слишком быстрыми", а немецкое ПВО не успело еще "проредить строй британской бомбардировочной авиации".
    1. +6
      17 августа 2019 11:42
      У нас Мясищев тоже создал проект Пе-2И

      На самом деле, во вполне себе приказном порядке в августе 1941 г. Петляков разработал истребитель Пе-3, который и пошел в серию.
      Ну, и начинать надо с того, что "Сотка" изначально проектировалась как высотный истребитель-перехватчик и дальний истребитель сопровождения. "Довернули" её на прикировщик уже в процессе госиспытаний. Но, конечно, Пе-2/-3 на "Москито" не тянул ни разу...
      Автор, историю собственной авиации надо изучать прежде, чем начинать лабать статейки!
      1. +1
        17 августа 2019 12:46
        Пе-2/3 и Пе-2И немножко разные.
        1. +6
          17 августа 2019 13:50
          Пе-2И (Мясищева) разрабатывался и испытывался в 1943 - 1944г. именно под впечатлением от "Мосси", но, когда фактически он уже и не был так необходим, его не доработали, финансировали разработку не недостаточно , завод с предсериным выпуском в 5 единиц, в срок не справился, Мясищеву В.М. присвоили генерал-майора инженерно-технической службы и наградили орденом, а потом про самолет и забыли. А так самолетик был хорошим, хотя бы в самой идее.
          1. 0
            27 августа 2019 23:19
            Лучше тысячи слов.
        2. Комментарий был удален.
  10. +4
    17 августа 2019 12:12
    Речь идет о тотально обмане немецкой системы обнаружения ПВО. Несколько «Москито» сбрасывали ленты их алюминиевой фольги определенной ширины, которые повисая в воздухе, нарушали работу радаров и практически исключали определение масштабов налета.
    В своих воспоминаниях "Мы военные инженеры" М.М,Лобанов писал о том что некоторые районы Германии были буквально засыпаны диполями из фольги. Настолько широко союзники применяли пассивные помехи.
  11. +2
    17 августа 2019 17:01
    Одна потеря на 243 вылета....живучим оказался самолет. Или оптимальным способ его боевого применения.
  12. +7
    17 августа 2019 17:15
    Феноменальный самолёт для своего времени был.Попробуйте сделать и придумать лучшую форму для тех движков и тех заданий. У меня модель этого самолёта одной и первых была.Красивейшая машина.От немецкого Ме 262 Ласточка его отличало проторенность дороги.Тут было другое.Воспользоваться проторенной дорогой.И всё равно отдаю дань инженерной мысли.И мысли конструкторов.Браво. Ждём дальше про феноменальные самолёты той эпохи.Хочу посмотреть какую машину выберут для публикации из придуманной в СССР.
    1. 0
      20 августа 2019 09:16
      Не зря говорят- красивые самолеты хорошо и красиво летают!
  13. +3
    17 августа 2019 17:28
    Спасибо автору, в целом хорошая статья. Одна небольшая ошибочка: не «Албермаль», а «Албемарль» Armstrong Whitworth AW.41 ALBEMARLE. Рекомендую всем интересующимся книгу: А.Н. Медведь "Прославленный"Москито". Деревянный авиашедевр Черчилля" Москва: Яуза: Эксмо, 2014-(Война и мы. Авиаколлекция)
    1. 0
      18 августа 2019 13:10
      Упс! Вот я не самый большой знаток истории английской авиации, поэтому сходу-то и прозевал...
      А автор-то тут нам та-а-кую сову на глобус натягивает...

      Ну и сэр Джеффри на всякий случай (ну да, почти случайно) дал указание выполнить прикидочные расчеты по переделке лайнера в бомбардировщик. Собственно, немцы так поступали вообще легко и непринужденно, чем англичане хуже?

      Переделали. С 1000 кг бомб самолет мог пролететь 2400 км со средней скоростью 350 км/ч. Плюс 5 пулеметов для обороны. В общем, так получился «Албермаль», который хоть и пошел в серию, оказался, наверное, худшим британским бомбардировщиком.


      При этом в реальности
      In June 1938, mock-ups of both the AW.41 and Bristol 155 were examined and new specifications B.17/38 and B.18/38 were drawn up for the respective designs. De Havilland did not submit a design.
      ([media=https://en.wikipedia.org/wiki/Armstrong_Whitworth_Albemarle#Background]), То есть Де Хэвиленд на конкурс заявилась, но проекта своего даже не представила. А победила в нем Armstrong Whitworth с AW.41 Albemarle.
      1. 0
        18 августа 2019 13:21
        Ошибся чуток, с кем не бывает. А в целом статья не плохая.
  14. +1
    17 августа 2019 18:57
    Спасибо, было интересно почитать!
  15. +2
    17 августа 2019 19:03
    ,,,«Москито» был увековечен в фильме 1964 года «Эскадрилья 633», в котором использовались 10 оригинальных самолетов,а также подлинные военные транспортные средства и оборудование.
    ,,,1944 год. Летчики британской эскадрильи 633 получают опасное задание уничтожить сильнозащищенный оружейный завод нацистов в Норвегии


    стрельба из всего оружия good
    1. +5
      17 августа 2019 20:04
      ,,,хотелось бы отметить что с ноября 1943 года «Москито» также использовался против подводных лодок.
      Непосредственно ими были потоплены U-976,U-804 , U-843 и в кооперации с другими самолетами U-821 , U-998,U-1065, U-251 , U-2359.



      Атака на подводную лодку
  16. 0
    17 августа 2019 22:32
    Всё упёрлось-бы в отсутствие движков...
  17. +4
    18 августа 2019 09:26


    И несмотря на архаичность материалов, оказал влияние на самолетостроителей других стран.



    Хм... Судя по описанию не так уж архаичен был материал. Считай многослойный композит. И что, что в основе целлюлоза, стеелопластик тоже в основе обычное стекло имеет :)
    1. +4
      18 августа 2019 10:22
      Материал был новаторский. Композит на основе целлюлезных волокон. wink
  18. +3
    18 августа 2019 10:39
    Все склеивалось под давлением формальдегидным клеем, обшивка машины легко шпатлевалась и вышкуривалась до покраски, вслед за этим ее оклеивали полотном.

    ,,,завод De Havilland Aircraft Pty Ltd, Аннандейл, Новый Южный Уэльс,Австралия,на котором было собрано 212 «Москито».





  19. +1
    18 августа 2019 12:27
    Огромное спасибо за статью, и вообще за циклы статей о авиации второй мировой читаю с удовольствием. Еще раз спасибо.
  20. +3
    18 августа 2019 22:22
    Ну, в общем, цельнодеревянный - это показатель технической отсталости Англии - лакированный гарантированный гроб. ЛАГГ-3, а потом ЛА-5 - сделанные из композитного материала, экологического, модифицированной древесины! Так что у нас цельнодеревянный Москито - отстой и показатель технической технической отсталости или ЛАГГ-3 - показатель продвинутости и предвидения СССР, где понимали всю проблемность увеличения выпуска металлических самолётов во время войны?
    Серьезно - Мосси великолепный самолет, наряду со Спитфайрами одно из единственных светлых пятен в КВВС. Спасибо за старью. Пляс!
  21. +6
    19 августа 2019 01:49
    Когда речь заходит о самолете De Havilland Mosquito многие любители авиации,в первую очередь вспоминают что он был деревянный и проводят аналогию с очественными самолетами 30-и и начала 40-х годов. Мол и там и там основным материалом являлось дерево, а значит такая конструкция на том период априоре уже морально устарела. Кстати, автор стать тоже не избежал этой ошибки. Хотя с внешней стороны это дейстительно так но, по сути все совсем по другому:)
    Так в чем же секрет Москито и почему он является революционным самолетом, фактически открывший всему миру путь к высоким скоростям. Дело в том что почти 2/3 сопротивления создает крыло, и чем оно тоньше чем сопртивление меньше а занчит выше скорость. Но оборатная строна - в тонком крыле сложно обеспечить необходимую прочность. И если идти традициоными (для конца 30-х годов ) путем - одно-двух лонжеронное крыло с подкрепленной стрингерами обшивкой да еще сделать все это из дерева , то такая конструкция будет заведомо проигрывать металлу. Видимо, конструторы De Havilland это прекрасно понимали, и поэтому на Москито применили принципильно новую конструктивной силовую схему - ксессононе крыло. Т.е основным элементом крыла который воспринимал как нагружение от изгиба так и от кручения стал замкнутый контур, образованный мощной обшивкой и облегченными лонжеронами. Вопрос, а как можно сделать такую силовую обшивку- ответ простой - повысить ее момент инерции. И тут появлется второе революционное решение реализованное в Москито - трехслоные панели с наполнителем, в качестве которого выступала легкая бальза. Сейчас панели по аналогичному принципу применяются в авиации в огромном количестве, причем как металические так и композиционные. Но и это еще не все. Мало придумать новую конструктивно силовую схему, и не достаточно разработать для нее новые элементы. Для того что бы это все полетело необходимо выпонить расчет на прочность. А методик расчета кессоного крыла тогда еще не существовало, их пришлось создавать с нуля. Вот и получется, что инженеры De Havilland сделали три революции - разработали новую конструктивно силовую схему крыла, впервые применили трехслойные панели в качестве силового элемента, научились расчитывать моноблочное крыло на прочность. Вот как то так. А вы говорите - дерево:)
    1. +2
      19 августа 2019 08:34
      100500+
      Мол и там и там основным материалом являлось дерево, а значит такая конструкция на том период априоре уже морально устарела. Кстати, автор статьи тоже не избежал этой ошибки.

      По Сеньке и шапка. Пересказ мурзилок не может быть глубоким анализом.
  22. 0
    20 августа 2019 20:42
    Спасибо. Было интересно и познавательно. yes
  23. 0
    25 августа 2019 23:12
    0,4% потерь для бомбардировщика - это очень хорошо!
  24. +1
    26 августа 2019 10:08
    Неплохая статья и можно было бы отметить положительно, если бы не "остроумные" вставки автора вроде:
    Сэр Джеффри продолжал с упорством дятла долбить идею скоростного деревянного бомбардировщика

    Ну не солидно черпать идеи у посредственной журналистики: хаять умных, что бы сойти за умного...
  25. 0
    27 августа 2019 23:20
    Цитата: mark1
    Пе-2/3 и Пе-2И немножко разные.

    Не сильно, конструктивная разница по планеру меньше 50%.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»