Офицеры Армады. Хосе Антонио де Гастаньета

118
Истории о людях, принадлежащих к той или иной профессии, иногда являются своеобразным срезом того времени, когда они жили, его нравов и законов, иллюстрацией к событиям великим и малым, так или иначе повлиявших на судьбу этих самых людей, да и многих других тоже. Ранее я уже публиковал материал с историей про одного выдающегося человека – офицера испанской морской пехоты, дона Хосе Гонсалеса Онториа, инженера, артиллериста, организатора и реформатора, сделавшего большой вклад в развитие Армады. Сегодня, после длительного перерыва, я хочу продолжить цикл публикациями о выдающихся офицерах и адмиралах Армады Эспаньолы. Цикл будет охватывать времена от XVIII до XIX столетий и включать в себя не только боевых командиров, но и просто знаковых фигур, так или иначе отметившихся в истории. Здесь вы не увидите каких-либо глубоких подробностей, конкретных генеалогий, детальных описаний сражений – лишь биографии, которые при желании можно легко найти и в испанском сегменте Интернета, хоть бы и в той же Википедии. Но на русском об этих замечательных людях сказано поразительно мало, и потому считаю своим долгом рассказать о них несколько подробнее, переведя общедоступную информацию на понятный нам язык. И начну я с самой ранней из намеченных для цикла персоналий – дона Хосе Антонио де Гастаньеты и Итуррибальсаги.

Офицеры Армады. Хосе Антонио де Гастаньета

Дон Хосе Антонио де Гастаньета и Итуррибальсага




На службе у Габсбургов


Родился Хосе де Гастаньета в 1656 году, в городе Мотрико, что в Стране Басков, в семье, связанной с морем уже в течении многих поколений. Его отец, Франсиско де Гастаньета, владел собственным кораблем в составе Индийского флота, корабли которого возили грузы между колониями и метрополией. Уже в 12 лет Хосе на борту галеона отправился в свое первое плавание в Индии (т.е. Америку), с чего началось его системное обучение морскому делу. Совмещая теорию и практику, Гастаньета изучил точные науки вроде математики и астрономии, освоил азы штурманской науки, начал знакомится с технологиями строительства кораблей. В 16 лет на корабле «Aviso» он вместе с отцом отправился в мексиканский Веракрус, где почтенный Франсиско умер, и юному Хосе пришлось возвращаться домой уже командуя собственным кораблем. Несмотря на то, что это было первое его путешествие в качестве капитана корабля, а маршрут не был самым простым, Хосе впервые показал себя в качестве умелого и перспективного морехода – без всяких приключений «Aviso» вернулся домой в срок, а команда корабля прониклась уважением к молодому сеньору Гастаньете, который, помимо прочего, показал себя отменным штурманом. Так началась история одного из самых важных в истории Армады XVIII века персонажей, который успеет оставить свой след в ее развитие на многие годы вперед.

В возрасте 28 лет он уже был бывалым мореходом, совершившим 11 самостоятельных плаваний в Америку, включая совсем неблизкие и сложные – в Аргентину, к Огненной Земле и за мыс Горн. Все они были успешными, принесли ему прибыль и репутацию, и Гастаньета мог бы и дальше продолжать в том же духе – но душа моряка требовала большего. В 1684 году он вступает в ряды Армады, проходит обучение, и спустя два года получает звание capitan de mar – т.е., капитана моря. Надо заметить, что подобный поступок в конце XVII века был достаточно своеобразным, так как служба в Армаде не сулила ему больших успехов и перспектив – военно-морской флот Испании в правление короля Карлоса II пребывал в настолько жестоком кризисе, что раздавались голоса о том, что еще немного – и он вообще исчезнет с морей. Шутка ли – в то время, как ведущие морские державы имели по нескольку десятков, а то и до сотни линейных кораблей, составлявших ядро флотов того времени, Испания на момент смерти последнего Испанского Габсбурга имела всего 8 (восемь) таких судов, причем их состояние был столь печальным, что практически постоянно 5 их них проходили ремонт в доке, или находились в резерве! Даже у скандинавских стран вроде Швеции и Дании дела обстояли лучше. И именно в это время очередным капитаном Армады становится Хосе де Гастаньета. Сложно сказать, чем он руководствовался – патриотическим порывом, надеждами на то, что испанский флот все возродится, и вновь будет грозой морей, или еще чем-то. Но факт остается фактом – отказавшись от непыльной работы частного купца, он поступил на государственную службу в Армаду в очень тяжелые для нее времена.

Для Гастаньеты не нашлось в Армаде корабля для командования, потому в 1687 году его назначили в Кантабрию, на королевскую верфь в Колиндресе, где руководил постройкой различных судов. Здесь впервые ярко проявился талант дона Хосе к делам судостроения, ведь он не только знал теорию, но и умел использовать ее на практике, а главное – обладая пытливым аналитическим умом, он сразу же начал искать пути совершенствования постройки кораблей, и написал первый свой труд на эту тему – «Arte de fabricar Reales» (названия трудов оставлю без перевода), в котором рассматривались вопросы организации труды для постройки военных кораблей. В 1691 году его перевели в Кадис, где он также начал командовать отдельными кораблями или небольшими соединениями в Средиземном море, взаимодействуя с англо-голландскими союзниками в войне против Франции. Здесь он показал себя достаточно хорошо, чтобы получить вначале повышения до адмирала, а затем – до реал-адмирала (Almirante Real, Королевский адмирал, звание в конце XVII века в Армаде). В 1694-1695 он достаточно активно оперировал на море, где вновь проявил свой первый талант, штурманский, умело проведя под носом у французов из Неаполя в Маон конвой кораблей, еще и заманив под крепостные пушки отряд графа де Турвиля. Также в это время он пишет и издает в 1692 году еще одну книгу – «Norte de la Navegación hallado por el Cuadrante de Reducción». Этот труд целиком был посвящен штурманскому делу, и впервые вводил в использование усовершенствованного инструмента квадрант, который позднее будет модернизирован и внедрен после 1721 года во всем мире как секстант, а право первооткрывателей будет присвоено англичанам Джону Хэдли и Томасу Годфри. К 1697 году уже практически вся Армада перешла на использование квадранта Гастаньеты, упрощавшего навигацию, а сам Гастаньета считался выдающимся моряком и пользовался уважением не только у себя дома, но и за границей. Почивать на лаврах ему не довелось – в 1700-1701 годах он отправился в Новую Гранаду, и отвечал за сгон шотландских колонистов, которые попытались обосноваться на берегах залива Дариен, тем самым угрожая суверенитету Испании над регионом. Долго ему заниматься этим не пришлось – в начале 1701 года из метрополии пришли тревожные вести: король Карлос II умер бездетным, и теперь идет война между двумя претендентами, Фелипе де Бурбоном и Карлосом Габсбургом. Хосе Антонио де Гастаньета тут же вернулся домой и присягнул на верность французу. С этого момента начался самый активный и значимый период его жизни.

Адмирал Бурбонов


Так как испанское судостроение пребывало в глубоком упадке вместе с Армадой, а на нужды войны необходимы были и корабли, и матросы, то Гастаньету, как одного из наиболее авторитетных командующих Армадой, имеющего опыт нужных областях, назначили ответственным за возрождение этой отрасли. В 1702 году он стал суперинтендантом фабрик и плантаций Кантабрии, основав там верфи Гуарнисо близ Сантандера, рядом с которыми вырос поселок Эль Астильеро. С этого момента Хосе Антонио де Гастаньета начинает систематически выстраивать то, чем в будущем Испания сможет по праву гордиться – четко организованное централизованное судостроение, с широким употреблением стандартизированных элементов. Помимо верфей Гуарнисо, он также основал ряд предприятий на реках Сорроса, Орио и Пасехас, что в Стране Басков. Также дон Гастаньета отвечал за оборону берегов Бискайского залива, и стал мэром Мотрико, сосредоточив в своих руках власть во многих сферах жизни всего северного региона Испании. В 1712 году он опубликовал крупный трактат «Proporción de las medidas arregladas a la construcción de un bajel de guerra de setenta codos de quilla», в котором описывались все нюансы и подготовительные работы, необходимые для организации эффективного судостроения. В нем рассматривались в том числе такие важные вопросы, как правильные заготовка, сушка и обработка древесины. Этот трактат сразу же стали распространять по всей Испании, хоть с внедрением всех описанных в нем процессов возникли проблемы.


Сражение у Пассаро


События в Европе вскоре вынудили дона Хосе Антонио Гастаньету вернуться в действующий флот, и возглавить его. Филипп V, окончательно утвердившись в Испании по окончании войны за испанское наследство, стал проводить активную внешнюю политику, что подразумевало, помимо прочего, войны с оппонентами. Одним из его глобальных планов стало создание вокруг Испании государств-сателлитов, которыми будут управлять дети от его брака с Изабеллой Фарнезе, весьма яркой и политически активной женщиной, происходящей из Пармы. В рамках подготовки к войне Гастаньете пришлось в 1717 году ехать в Голландию, чтобы договориться там о покупке кораблей, а затем возглавил флот вторжения на Сицилию. Высадка прошла успешно, флотилия из 23 боевых кораблей (линейные корабли и фрегаты) находились на стоянке у Пассаро, когда туда явился британский флот (22 корабля) под началом адмирала Джорджа Бинга. Несмотря на политическую напряженность, война между Испанией и Великобританией не была объявлена, потому на появление чужаков не последовала какая-то особая реакция, и зря – вопреки миру между двумя государствами, Бинг обрушился на испанцев, и учинил форменную бойню. Два корабля были потоплены, 11 – захвачены англичанами и уведены в качестве призов, четырем кораблям и фрегатам удалось бежать. Основные силы Армады были разгромлены, адмирал Гастаньета попал в плен. Лишь спустя четыре месяца началась война Четверного альянса, которая спустя два года закончилась поражением Испании. Самого Гастаньету от крупных проблем из-за боя у Пассаро спасло то, что сам он и его корабль сражались храбро, адмирал получил тяжелое ранение в ногу, а англичане совершили свое нападение вероломно, без объявления войны – что, впрочем, можно было предугадать, зная характер самих англичан.

Вскоре 62-летний дон Хосе Антонио вернулся из плена, но из-за ранения и возраста на какое-то время покинул действующий флот, вернувшись к вопросам судостроения. В 1720 году был издан его новый масштабный трактат «Proporciones de las medidas más esenciales para la fábrica de navíos y fragatas», который касался уже непосредственно теории корабля – какие обводы лучше подходят для определенных целей, какое отношение длины к ширине должно быть у линейных кораблей и фрегатов, как их лучше строить, и т.д. Вместе с остальными трудами была сформирована система, которая в 1721 году особым королевским указом была признана обязательной для исполнения, а вскоре после этого отдельные элементы созданной системы стали использоваться не только в самой Испании, но и за рубежом. После этого Гастаньета вновь вернулся в действующий флот, став одним из адмиралов Флота Индий, который отвечал за перевозку колониальных богатств в метрополию. Во время очередной войны с Великобританией, в 1726-1727 годах, он, используя свои навыки штурмана, мастерски провел под носом английского флота конвой с золотом и серебром на общую стоимость в 31 миллион песо, причем в какой-то момент пришлось буквально прорываться через дозоры англичан среди ночи, но те даже не смогли обнаружить испанцев, свободно достигших берегов Галисии. Узнав об этом, король пришел в восторг, и даровал пожизненную пенсию размером в 1000 дукатов в год самому адмиралу, и 1500 дукатов в год сыну Хосе Антонио. Однако новости об этом Гастаньета уже не получил – пребывая в весьма почтенном возрасте (71 год), он умер в Мадриде 5 февраля 1728 года, вскоре после своего возвращения из Индий.

Наследие


В качестве адмирала дон Хосе Антонио де Гастаньета проявил себя достаточно своеобразно. Единственное крупное морское сражение с противником (у Пассаро) он проиграл, но здесь вряд ли здесь была его вина, ибо англичане напали без объявления войны, да и, строго говоря, при численном равенстве сил у них было больше пушек, и лучше подготовлены экипажи. Последнее было вообще крайне примечательно – в эпоху, когда все решал артиллерийский бой, испанцы «отстали», все еще делая на абордажи, а последствия упадка страны при последнем Габсбурге привели к тому, что и просто хороших моряков было не так много, так что даже если бы Гастаньета оказался готов к бою, исход его все равно был бы печальным. Но, в то же время, нельзя сказать, что как флотоводец он был плох – наоборот, проявив себя как великолепный штурман и мастер маневренных действий, он также явно был отличным организатором, так какие познания в навигации не смогли бы спасти его эскадры, если бы корабли не удалось сплавать. Между тем, действия в Средиземном море и на пути из Индий говорят обратное – флоты под началом Гастаньеты действовали достаточно решительно, как единое целое, четко выполняя приказы своего адмирала, что можно также поставить в его заслуги.


"Реал Фелипе" рядом с верфями Гуарнисе


Но никакие достижения на поприще командования флотами не могут перекрыть того вклада, который сделал Гастаньета в развитие судостроения Испании. Застав его практически в руинах, этот изобретательный бискаец заложил основу в его великолепное возрождение, произошедшее во 2-й половине XVIII столетия. Основанные им верфи Гуарнисо за все время своей работы ввели в строй 37 кораблей, не считая малых судов, и именно на них был построен «Реал Фелипе» — первый трехпалубный корабль в истории государства, который проектировался по заветам самого Гастаньеты. Сами эти заветы были оформлены в одну конкретную систему, которая четко определяла то, как запасать материалы для строительства кораблей, как их хранить и обрабатывать, какие характеристики должны быть у кораблей, какое отношение длины к ширине, и т.д. – короче говоря, это был целый свод законов для судостроения, «Библия корабела», при следовании которой можно было строить прекрасные суда, что у испанцев позднее и получилось. Он же заложил в конструкцию испанских кораблей то, что в дальнейшем стало "изюминкой" Армады — отличная бортовая защита кораблей, до четырех слоев дуба или красного дерева, толщиной вплоть до метра, и даже более, в результате чего пробить борта испанских кораблей иногда не получалось даже при огне вплотную из самых тяжелых пушек. Кроме того, отработанная и стандартизированная система судостроения позволяла строить корабли не только дешевле и качественнее, но и быстрее – в частности, именно благодаря «системе Гастаньеты» в Ферроле могли строить фрегаты за несколько месяцев после выдачи заказа, серийно и массово, и, главное – дешево. Правда, достигнуть этого удалось уже после смерти самого Гастаньеты – слишком много времени требовалось для наладки всей инфраструктуры, отработки нюансов механизма, выработки практически навыков, обучения кадров. Тот же «Реал Фелипе», будучи по проекту отличным кораблем, и достаточно хорошо построенный, из-за недостатков древесины, которую плохо заготовили и хранили, уже спустя пару лет после вступления в строй стал течь и рассыхаться – что, впрочем, не помешало ему прослужить вполне солидные для своего времени 18 лет. По сути, на работах Гастаньеты строилось все последующее судостроение Испании, да и за границей его наработки использовались и ценились.

В Мотрико, своем родном городе, Гастаньета построил усадьбу, в которой затем проживали его потомки. Одним из них оказался скромный и очень умный мальчик, который, вдохновившись рассказами про своего предка, также пошел служить в Армаду и добился впечатляющих достижений за время службы, во многом повторив путь Гастаньеты как организатор и аналитик. Но не был услышан властями и погиб в битве при Трафальгаре. Имя этому мальчику – Косме Дамиан Чуррука и Элорса, и фигура его оставила столь большой след в истории Армады, что ему требуется посвятить отдельную статью. А это значит, что история еще не закончена.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

118 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    16 августа 2019 18:24
    Спасибо за статью.
    1. +8
      16 августа 2019 20:43
      +++++++
      Давно не читал, статьи на ВО на одном вздохе!!! Огромное спасибо, с уважением Влад!
      1. +6
        16 августа 2019 20:56
        Артем умеет!
  2. +3
    16 августа 2019 19:07
    Спасибо, очень интересная статья. Нам есть чему поучиться у этого неординарного человека.
  3. +5
    16 августа 2019 20:58
    Артём! Нет слов! "Просто праздник какой-то!"
    1. +3
      16 августа 2019 21:03
      Та ладно, это мелочи. Я просто новой АИшкой по Испании занялся, а с моим нынешним подходом такой проект автоматом совмещается с масштабной просветительской работой laughing Т.е. статьи все еще продолжают быть "сопутствующим материалом".... Я, правда, слегка офигел, сколько тут тем появилось для написания этих дел. Составил отдельный список, и понял, что тут только "сопутствующие материалы" месяца два строчить ежедневно надо wassat
      1. +4
        16 августа 2019 21:16
        А так всегда. Берешься что-либо "ковырять" по интересующей тебя теме, выясняешь, что "мужики-то не знают", вообще, не знают!
        1. +3
          16 августа 2019 21:21
          Или знают, но не то yes Одна из тем, к примеру, которую думаю когда-то таки раскрутить - вопрос касательно причин революций в американских колониях Испании. Бо я видел пеструю подборку этих причин, которые обычно указывают, но вот по факту там что-то как-то оно все не прослеживается laughing И революции порой выглядят как-то, как бы это сказать... Вообще не революционно.
          1. +2
            16 августа 2019 21:31
            Для меня, причины ревдвижения в Латинской Америке, вообще "тайна за семью печатями"! Вот чего людям мирно не жилось?!
            1. +3
              16 августа 2019 21:40
              Цитата: 3x3zsave
              Вот чего людям мирно не жилось?!

              Я бы процитировал Бэрримора, но, боюсь, за эту цитату меня забанят с концами, ибо и так предупреждение висит laughing А если серьезно - то вполне мирно жилось. Но когда в метрополии ад и трэш, еще и на местах всякие-разные на Б и М (это фамилии, если что) дом-трубу шатают, тяжечко сохранить спокойствие...
              1. +3
                16 августа 2019 22:37
                Не забанят, слишком велика конкуренция.
                А что за фамилия на "М"? Про "Б", я знаю.
                1. +3
                  16 августа 2019 22:42
                  Цитата: 3x3zsave
                  Не забанят, слишком велика конкуренция.

                  Увы, забанят. Тут коллега Старший матрос недавно недельный бан получил за нечто, похожее на бан, причем в течении нескольких минут после комментария. Лучше перебдеть, чем недобдеть laughing
                  Цитата: 3x3zsave
                  А что за фамилия на "М"?

                  Себастьян Франсиско де Миранда и Родригес. Один из первых "настоящих" революционеров Латинской Америки, которого сдал роялистам Боливар, устраняя конкурента.
                  1. +3
                    16 августа 2019 22:51
                    Всё стеснялся спросить: это тот самый Старший Матрос... Вот и выяснилось!
                    Тут у всех, мною уважаемых людей (кроме Вас) по бану, порой даже не по одному.
                    "Тебе уже восемнадцать, а ты ещё живой, становится неприлично" (Е. Лукин "Слепые поводыри")
      2. +2
        16 августа 2019 21:41
        Артём, спасибо. good Вот и говори после этого о роли личности в истории, или, что "незаменимых людей нет". smile
        1. +3
          16 августа 2019 21:47
          Та мне уже про роль личности в истории в вину даже ставили, что слишком упираю временами на нее laughing Хотя порой все к личности и сводится...
          1. +3
            16 августа 2019 21:57
            Вот об этом и речь. О личности, в смысле. Меня всегда поражала разница в итогах первых двух кругосветок. Не знаю, правда, или нет, но по некоторым источникам Дрейк приказал выбросить за борт серебро, чтобы сохранить пушки. Это к тому, что хоть Магеллан и был первым, пользы от похода Дрейка было больше. Да и финал рейдов для них был различным.
            Ну это я так, чтобы встрять в разговор к знающим людям. wink
            1. +3
              16 августа 2019 22:05
              Ох, Дрейк... Что-то вспомнилась старая мысль о том, чтобы рассказать о том, о чем не любят вспоминать - о косяках и ошибках Дрейка. К примеру, когда он драпал от испанцев дальше, чем видел, бросив свои корабли laughing В русскоязычном интернете ведь принято считать, что у него все всегда получалось...
              1. +2
                16 августа 2019 22:14
                Я не об этом, Артём. У кого косяков не бывает? Только у того, кто и не делает ничего. Я именно о кругосветном рейде. Не потерять ни одного корабля в таком походе, это дорогого стоит. Я уже об остальном не буду.
                Я, к сожалению не помню фамилию одного "придворного" советского художника, но он из любви к теме, делал гравюры с портретами известных пиратов: Дампир, Довер и, конечно, Дрейк. Так вот, Дрейк у него был изображен на мостике, в руке стилет, а на стилет воткнута дымящаяся картофелина. Есть байка, что именно он привёз картофель в Европу.
                1. +4
                  16 августа 2019 22:22
                  К слову о "не потерять ни одного" в кругосветке. На эту тему тоже есть что сказать laughing Правда, про одну из первых кругосветных экспедиций, где не было потерь от цинги. Даже заболевших ЕМНИП не было. У нас про нее не особо и знают...
                  1. +2
                    16 августа 2019 22:28
                    Что за корабли, какая страна, кто командовал? Или будет отдельная статья?
                    1. +5
                      16 августа 2019 22:33
                      Планирую отдельно, но не знаю, когда именно - экспедиция Алехандро (Алессандро) Маласпины. Там вообще интересный вояж получился, они и на Аляску заплывали, и очень много чего делали.
                      1. +3
                        16 августа 2019 22:53
                        А время, когда это было? Я про этот поход вообще ничего не знаю. Хотя... я много чего не знаю. request
                      2. +3
                        16 августа 2019 22:58
                        1789-1794 годы. Чуть позднее Лаперуза. Его быстро предпочли "забыть" даже в самой Испании из-за того, что он участвовал в антиправительственном заговоре. Короче, испанские моряки успевали везде - и в политику, и в войну, и в научные исследования. У меня 20 фамилий в списке на этот цикл статей - там практически все такие.
                      3. +2
                        16 августа 2019 23:02
                        Интересно, стал быть заговор не удался? Странно, что эти ребята, испанские моряки, никоем образом не прославили себя в обеих мировых войнах. Место-то какое -- сам бог велел. smile
                      4. +3
                        16 августа 2019 23:06
                        К мировым войнам уже и моряки стали не те (хотя в моем списке есть и конца XIX века персонажи), и Армада сильно сократилась. Если Трафальгар испанский флот мог пережить без проблем (потери тяжелые, но не фатальные), то общий упадок всей Испании - увы... Но то, что был потом, абсолютно не означает, что так было и до того - что я, собственно, и хочу проиллюстрировать этим циклом статей. Причем персонажи конца XVIII века вызывают огромное уважение своей, кхм, многопрофильностью - и мореходы, и исследователи, и ученые, и еще много кто. Такого, ЕМНИП, в британском флоте не наблюдалось, у французов - да, было, но не в таких масштабах. Хотя я могу сильно ошибаться. Если не ошибаюсь - то морской офицерский корпус у Испании по сути были цветом нации.
                      5. +2
                        16 августа 2019 23:13
                        Да, это должно быть интересно. Я как-то вообще мало интересовался Испанскими делами, было такое ощущение, что после разгрома Непобедимой Армады Испания просто тихо сошла с мировой арены и притихла в потёмках. Включите свет. smile
                      6. +2
                        16 августа 2019 23:20
                        Та и не только вы - большая русского интернета так считает. У некоторых чуть лучше - до Рокруа, или середины XVII века, но уж точно XVIII век является темным и беспросветным, как и XIX. Хотя там огромная разница, и во времена ранних Испанских Бурбонов страна явно была на подъеме, и играла очень заметные роли, в том числе деля вдвоем, без привлечения третьих стран, Италию с Австрией request
                      7. +2
                        16 августа 2019 23:29
                        Так и напишите об этом, Артём, а то я только и знаю о том как гверильясы с французами воевали, а дальше тёмным лесом и в мутное болото.
                      8. +3
                        16 августа 2019 23:40
                        Испания при Карлосе III - один из запланированных циклов. Правда, я и по испано-американской войне планирую уже года три))) А так, планы мои сейчас выглядят вот так:

                        Цикл "Офицеры Армады"
                        Цикл "Испано-американская война"
                        Цикл "Испания при Карлосе III"
                        Цикл (?) "Причины революций в колониях Испанской империи"
                        Большая осада Гибралтара 1779-1783
                        Состояние Испанской Армады в 1805 году
                        Цикл "Офицеры армии Испании в 1808-1815 годах"


                        Причем список пополняется
                      9. +3
                        17 августа 2019 01:36
                        Вот-вот: "Испано-американская война". Это буду ждать с особым нетерпением. drinks
                      10. +3
                        17 августа 2019 01:41
                        Я к нему хочу этот цикл и с особым подходом написать, разобрав все нюансы касательно вооружения армии, состава флотов, и прочего-прочего. Учитывая все, то описание "декораций" может занять половину цикла wassat
                      11. +3
                        17 августа 2019 01:47
                        А вот это правильно! Если хватит терпения нужно буквально каждый пехотный ствол разобрать и снарягу вплоть до сменных портянок. С флотом посложней будет, но тема того стоит, много ли у нас было написано по этому поводу? Творите, Артём, я уже ручонки потираю от вожделения. fellow
                      12. +3
                        17 августа 2019 01:52
                        С флотом как раз проще, я его "раскуриваю" уже не первый год, знаю очень много, и могу без проблем составить характеристику испанскому флоту с описанием всего и вся. А вот с армией все хуже - даже способ комплектования под вопросом: видел, что воинский призыв в Испании уже существовал, но в то же время видел нарекания на то, что в Испании существовала устаревшая система вербовки личного состава, и полки, воевавшие на Кубе, как раз и были завербованными. И вот кому верить? request Впрочем, у меня по испано-американской войне есть несколько книжек на английском и испанском, там эта информация должна быть.
                      13. +3
                        17 августа 2019 02:03

                        Смеха ради залез сейчас и набрал "Испано-американская война оружие пехоты" . Вылезло до фига картинок, но путного описания к ним нет. Вот на этом рисунке затвор и магазин винтовки "Краг-Йоргенсена", а я ранее читал, что эта винтовка была на вооружении не в каждом штате САСШ. Вот и крутись и думай себе какой у них там был бардак в вооружением: каждый штат сам себе выбирал чем ему воевать супостата. wassat
                      14. +2
                        17 августа 2019 02:13
                        Добро пожаловать в США конца XIX века)) Там даже армии времен Гражданской войны были за гранью добра и зла. То, с чем начинали янки войну, часто больше смеха вызывало. Впрочем, против испанцев этого, с некоторыми затруднения и косяками, все же хватило - хотя надо понимать и то, что испанцы уже были истощены долгой войной с мятежными кубинцами. Но это все по памяти, детали надо будет смотреть отдельно. Я пока залил очередную статью на сайт, и проглядываю список офицеров Армады, дабы определить, кого писать следующим. Есть 3-4 "любимчика", двух из них уже описал, а вот дальше - глаза разбегаются... Все равны, как на подбор!
                      15. +3
                        17 августа 2019 02:17
                        Удачи, Артём и до завтра. Усё, уже носом по клаве работаю. smile drinks
                      16. +3
                        17 августа 2019 02:25
                        Удачи, коллега hi
                      17. +2
                        17 августа 2019 07:07
                        Предлагаю Артём в цикле затронуть тему наших линейных кораблей, которые мы «презентовали» Испании по итогами «Победы над Наполеоном»!
                      18. +1
                        17 августа 2019 12:27
                        Где-то в интернете видел готовый цикл статей на эту тему. Там все детально рассказано, и явно получше, чем я смогу. Постараюсь найти ссылку - может, оно даже на топваре было
    2. +3
      16 августа 2019 21:39
      Добрый вечер, Антон. hi

      Танк всё-таки выехал!!! laughing... в образе Апухтина. drinks
      1. +3
        16 августа 2019 21:48
        С помощью, и при участии подобных персонажей, танки не выезжают, они хоронятся, впрочем, как и государства.
        1. +3
          16 августа 2019 22:02
          Ваша жестокость порой меня поражает! fellow Никогда никому не посылали по почте пистолет с одним патроном? good
          1. +3
            16 августа 2019 22:17
            Нет, только записки:
            "Приличные женщины, после такого, вешаются.
            Достойные - рожают.
            Неприличные - требуют алиментов и пожизненного содержания" laughing
            1. +2
              16 августа 2019 22:21
              "Казаку всех важней добрый конь,
              Чтобы степь под копытами пела,
              Калёный клинок да гармонь,
              А бабы последнее дело!" soldier
              1. +2
                16 августа 2019 22:30
                Ой вэй! Таки я извиняюсь спросить, эта музыка сыграет за здоровье старого казака Розенбаума? laughing
                1. +3
                  16 августа 2019 22:57
                  Таки нет. О старом казаке с пятой графой тогда никто и слыхом не слыхивал. laughing Очень старая короткометражка по рассказам Шолохова. И снял её, Вы удивитесь, всем известный "Бывалый" - Моргунов, это по-моему единственное, что он снял, но мне всё понравилось. И песенка "про баб" оттуда.
                  1. +2
                    16 августа 2019 23:17
                    Не смотря на пятую графу, кто лучше него спел?
                    "Звёзд на небе россыпь
                    А я с гнедою сросся,
                    Стремена по росту
                    Да не жмет лука."
                    1. +1
                      16 августа 2019 23:25
                      А как лука жать может? Дас ист Розенбаум - фантастиш?
                      1. +2
                        16 августа 2019 23:31
                        Ну, как мне представляется, по "причандалам" laughing
                      2. +2
                        16 августа 2019 23:34
                        М-да... Ну что тут ответишь... Притчу про танцора помните? request
                      3. +2
                        16 августа 2019 23:39
                        Помню. "Кто девушку ужинает, тот её и танцует" laughing
                      4. +2
                        17 августа 2019 01:12
                        "Да, были времена" (С), А "теперь старый стал, ленивый..." (С). request smile
                      5. +1
                        17 августа 2019 07:11
                        Это про то, что хорошему танцору мешает? feel
                      6. +1
                        18 августа 2019 17:35
                        Ага, про энто самое. laughing
  4. +4
    16 августа 2019 21:29
    Отлично! Сам Нелсон говорил о испански флот: " Кастильские дон строят прекрасние корабли. Но не умеят воспитават матроси. После много часов усилия они не способни держать строй в кильватер." Армада стреляла с темп залп на 7 минут. Британски флот два залпа за 3 минути.
    1. +4
      16 августа 2019 21:44
      Но не умеят воспитават матроси. После много часов усилия они не способни держать строй в кильватер." Армада стреляла с темп залп на 7 минут. Британски флот два залпа за 3 минути.

      А чего еще ждать от кораблей, на которых опытных, сплаванных матросов - порой меньше половины от всего личного состава? На одних офицерах и "стариках" тяжело вытащить сражения, когда во врагах - англичане. Впрочем, испанцам порой таки удавалось что-то сделать - правда, про это не любят вспоминать англосаксы. Про вояж "Глориосо" там, или про то, как 74-летний старпер адмирал Кордова увел у Его Величества короля Англии, Шотландии и Ирландии конвой из более чем полусотни торговых судов с таким количеством товаров и денег, что в метрополии чуть коллапс не случился...
      1. +3
        16 августа 2019 21:50
        "Владычице морей" порой полезно получить щелчок по носу. Просто из справедливости. smile
        1. +5
          16 августа 2019 22:07
          Как раз про один такой щелчок по носу сейчас буду заливать статью hi Когда из-за деятельности испанского шпиона арестовывают премьер-министра Великобритании - это, однако, сильно!
          1. +3
            16 августа 2019 22:18
            Интригуете, Артём! Когда ждать-то? Хотелось бы попасть на выкладку вместе со всей "бандой". Маякните тогда, ладно? drinks
            1. +5
              16 августа 2019 22:24
              Ждать - теоретически, начиная с завтра. А когда конкретно - без понятия: это решать господам модераторам. Мое дело - залить на сайт и строчить дальше. Пока что поддерживаю темп "одна статья в день" hi
              1. +3
                16 августа 2019 22:26
                ПонЯл. Будем бдеть! hi
              2. +3
                17 августа 2019 00:15
                Буэнос ночи, Артём! А есть инфа о книгах героя на Руси? Он вроде как современник Петра (или Пётр его современник). Зная морские стремления амператора, такие знания не должны были пройти мимо Петра Лексеича (вроде бы в Испании были русские "табачные капитаны"?)
                1. +3
                  17 августа 2019 00:19
                  Какая-то информация о том, что испанские книги про эти дела попадали в Россию, я видел, но в "левых" местах, и уже давненько, так что увы, никакой конкретики. Вроде как труды переводились и издавались, но в небольших масштабах, и не обретали широкого распространения. Хотя военно-морская литература на Руси в XVIII веке - это вообще, по-моему, отдельная, и ни разу не маленькая тема, по которой копать и копать, бо там хватало писателей и из других стран, но о том, чтобы у нас активно читали - не припоминаю request
  5. +5
    16 августа 2019 22:13
    Хосе пришлось возвращаться домой уже командуя собственным кораблем
    ,,,романтика winked ,а с другой стороны почитаешь воспоминания
    голод, жажда, тошнота, холод, невозможность ни на минуту остаться одному, не говоря уж о том, что швыряет из стороны в сторону от страшных волн. Корабль кишит мелкими грызунами, питающимися печеньем и галетами и размножающимися так быстро, что очень скоро они бегают не только по каютам, кроватям и даже тарелкам, из которых едят люди, и даже по самим людям. Мухи падают в тарелки с супом, где также плавают и черви всех видов. Каждый кусок пищи кишит личинками. В рыбные дни обычно кормят тухлой рыбой, сваренной в соленой воде; днем едят суп из бобов, в котором так много личинок, что они плавают на поверхности. нет,нет не хочу no
    Уважаемый автор,если Вам не затруднительно, есть информация какая смертность в то время была на парусном флоте?
    1. +4
      16 августа 2019 22:31
      Уважаемый автор,если Вам не затруднительно, есть информация какая смертность в то время была на парусном флоте?

      Нет, ибо - что странно звучит - это не совсем моя тема. Про персоналий - запросто, про общую историю - тоже, конструкция кораблей - да, а вот в такие нюансы я не погружался, это уже скорее к Махову, он на эту тему нааамного больше моего расскажет. Но вообще, смертность была достаточно высокой - правда, зависела от капитана корабля и ситуации еще. У тех же испанцев есть совершенно противоположные истории, когда разумный капитан запасся нужными продуктами, и смотался несколько раз за сезон в Америку и обратно без потерь, а есть другая история - когда перегоняли с Кубы недавно построенный корабль, но не удалось запастись нужным продовольствием, в результате чего команда едва не вымерла в полном составе. Самые крупные потери приписываются Великобритании - из-за цинги, тропических болячек и прочих небоевых причин убыль матросов за весь XVIII век оценивается в ЕМНИП 1-2 миллиона человек. Но это скорее обратная сторона первого в мире судоходства - у испанцев смертность тоже была огого, но у них не было такого количества кораблей, как у англичан, а значит и команд.
      1. +1
        16 августа 2019 22:38
        Цитата: arturpraetor
        Самые крупные потери приписываются Великобритании - из-за цинги, тропических болячек и прочих небоевых причин убыль матросов за весь XVIII век оценивается в ЕМНИП 1-2 миллиона человек

        2 миллиона человек за 100 лет это 20.000 душ в год в среднем .При средней численности экипажей в несколько десятков человек в тот период...от 500 до 1000 судов в год...или от 50 до 100 в месяц..
        Может урежете хвост? Или фонарь потушите)
        1. +4
          16 августа 2019 22:51
          Я же сказал - ЕМНИП, и не 2 миллиона, а 1-2. Где конкретно эти цифры видел - не помню, и вообще я коллегу к Махову отправил, заодно сказав, что не совсем моя тема.

          К слову, несколько десятков человек экипажа - это мелочь. Крупные торговые суда имели по нескольку сотен человек экипажа, а таких у англичан было немало, да и самих кораблей торгового флота хватало, чтобы выгребать солидную долю от всего моб. потенциала страны.
          1. +1
            16 августа 2019 23:06
            От спеца ждешь более выверенной информации...Самые крупные торговые суда типичные для 18 века редко достигали 500/600 тонн водоизмещения..и экипаж -именно что несколько десятков человек.Рубежа в 100 человек экипажа торговые суда достигли лишь в 19 веке на 1000 тонных "монстрах"
            1. +4
              16 августа 2019 23:15
              Во-первых, я уже не раз говорил, что парусный флот не настолько моя тема, как флот броненосно-паровой. Потому могу ошибаться, особенно касательно торгового флота, которым я всегда интересуюсь в последнюю очередь.
              Во-вторых, крупные торговые суда еще в 1-й половине XVIII столетия при необходимости перевооружались в 60- или 70-пушечные линкоры, и это точная информация (те же испанцы это практиковали первое время). Столько артиллерии в 500-600 тонн вмостить несколько проблематично, даже если брать пушки небольших калибров.
              В-третьих, большие купеческие суда не всегда, но часто несли некоторое количество артиллерии. Для артиллерии нужна прислуга, от 3-4 человек и более. Торговый корабль даже с 12 пушками уже может по численности экипажа приблизиться к сотне человек.
              1. 0
                16 августа 2019 23:18
                Вы всерьез думаете что на ТОРГОВЫХ судах был отдельная артиллерийская прислуга?) Или пушкарями становились "обычные" матросы при необходимости?)
                1. +4
                  16 августа 2019 23:22
                  А вы всерьез думаете, что на крупных торговых судах на случай боя забивали на управление (т.е. работу с парусами), и загоняли весь экипаж к пушкам? Артиллерия на корабле - это, так или иначе, все равно дополнительный экипаж, иначе толку с нее, как с козла молока, если в бою придется или с парусами оставлять людей работать, или к пушкам их отправлять.
                  1. +1
                    16 августа 2019 23:27
                    Я не думаю..я знаю). "Чистые" пушкари были попросту нерентабельны...это все таки торговый флот.Там профит нужен.А стрелять статистически приходилось очень даже не часто и ораву бездельников при пушках никто содержать не собирался..это было эконлмически невыгодно как сейчас модно говорить)
                    1. +5
                      16 августа 2019 23:38
                      Я целиком согласен с вами, что экипажи большинства кораблей не превышали 30-50 человек. Но большие купцы были порой весьма и весьма вооружены, и явно не снабжены расчетами "абы как". Если хотите - пойдите почитайте про бой Данса, хотя бы на той же Википедии, и какая информация там приведена о кораблей (экипажи до 100-150 человек, до 1200 тонн водоизмещения, до 30-36 стволов артиллерии). Вот об ЭТИХ кораблях я и говорил, ост-индские "купцы" всегда были достаточно крупными, и именно их и переделывали в линейные корабли, если вдруг сильно припекало.
                      1. +1
                        16 августа 2019 23:43
                        Это уже 19 век.И такие судна-ооочень дорогое удовольствие в довольно таки ограниченном числе что бы их терять по 50 штук в месяц..почти по 2 в день).Сомневаюсь что тогда суда строились с такой скоростью)
                        Согласитесь что цифра в 1/2 миллиона только небоевых потерь -она даже не с потолка взята...кто бы ни был автор
                      2. +5
                        16 августа 2019 23:57
                        Во-первых, самое его начало. Сомневаюсь, что их строить начали строго после 1800 года.
                        Во-вторых, я уже указывал, что испанцы делали из своих ост-индских судов эрзац-линейные корабли, достаточно сильно вооружая их. Это подразумевает определенные размеры. Делали они так в 1-й половине XVIII столетия.
                        В-третьих, речь не шла о потерях кораблей, речь шла о потерях среди экипажей.
                        В-четвертых, я и не утверждал, что эта цифра верная. Если вы не заметили, там перед ней было столько оговорок, что ее на веру принять мог бы только ленивый. Я прямым текстом отправил человека к Махову, который лучше меня скажет, что там по потерям, и далее привел информацию из того, что помню на эту тему - но совершенно не обязательно, что помню правильно.
                        В-пятых, вы забываете о потерях экипажей в военное время. Там из-за необходимого скучивания людей потери порой зашкаливали, а это чудная атмосфера, благоприятная для кучи болячек. В одну Семилетку британский флот понес небоевые потери в 133,7 тысяч человек. Сколько раз воевала Британия за XVIII век?
                      3. 0
                        17 августа 2019 00:07
                        Или я невнимательно прочел или речь шла исключительно о потерях торгового флота изза голода и связанных с ним болезней.А та же цинга или дизинтерия если ударила по экипажу в условиях той ужасной скученности и антисанитарии в тогдашних условиях-обычно приговор для всех а значит и кораблю...если он не Летучий Голландец).В Генуе в Старом порте есть музей -точная копия судна той эпохи.Сделали для какого то исторического фильма.Нептун корабль называется если память не подводит.Я посещал его.Поверьте..там 10 человекам привыкшим к современным условиями негде уместиться...а они годами в 50/60 ютились там.Так что ангина простейшая-одна на вмех была.Антибиотиков и прочего естессно не было.Так что любая такая болячка-смерть всех и корабля тоже
                      4. +2
                        17 августа 2019 00:15
                        Нет, вам могло показаться из-за моей, кхм, не совсем рациональной манеры речи, что речь шла только о торговом флоте, когда я заикнулся о нем. Я упоминанием о большом торговом флоте хотел показать, что в дела морские была вовлечена прорва людей (честно, не помню даже приблизительно точные цифры, но ЕМНИП там сотни и сотни тысяч людей ежегодно, причем вербовали всех подряд, не зависимо даже от национальности - ЕМНИП в Трафальгаре на кораблях Нельсона даже русские были, но могу ошибиться с временем), гораздо больше, чем в других флотах. Следовательно, и потери там могли быть в цифрах больше - но в относительном плане не больше, чем у других.

                        Что же касается "небоевых" потерь флота - то вчера буквально где-то встречал цифры, что в далеком заморском плавании до 1790-х годов потери в 40-50% экипажа считались приемлемыми. Далекое - в смысле, в Индию, или Тихий океан, хотя даже сплавать в Америку и обратно, не потеряв никого от малярии или еще какой дряни, было проблематично. А если еще, не дай бог, матросов из тропиков взять в северные широты - то еще и от неподходящего климата умирать будут десятками.
                      5. +1
                        17 августа 2019 00:29
                        Ну если считать все-может быть..На военных кораблях скученность и соответственно смертность была на порядки выше чем на торговых....
                        Хотя понятие "небоевые потери" в тот период-понятие более чем относительное.В ту эпоху потопить корабль в бою -дело более чем сложное...В эпохальной Трафальгарской битве бриты потопили всего лишь 1 вражеский корабль...остальные-либо шторм либо в плен сдались.А сами англичане не потеряли ни одного корабля).В таких же эпохальных для россиян побед Ушакова над турками потери тоже исчислялись десятками человек....Так что в реальности 99,9% потерь флотов в те времена были "небоевыми" на самом деле)
                      6. +3
                        17 августа 2019 00:37
                        В ту эпоху потопить корабль в бою -дело более чем сложное...

                        В свое время даже статистику приводил, в статье по организации Армады в 1805-1808 годах, на 1 потопленный корабль - чуть ли не 10 захваченных.
                        Так что в реальности 99,9% потерь флотов в те времена были "небоевыми" на самом деле

                        Да как сказать... Потери в боях все же были достаточно велики, пускай и в относительном плане. Но уж куда меньше небоевых, особенно если флот действовал сразу по всему миру, в непривычных климатических условиях. Вон, англичане когда Картахену неудачно осаждали, ЕМНИП 2/3 всех потерь - даже не от цинги, а от дизентерии и малярии. Добро пожаловать в тропики!
                      7. +2
                        17 августа 2019 00:51
                        Кстати...для спора с Вами пролистал наискосок несколько работ по теме...Любопытная деталь...В конце 18 века в торговом флоте Англии по закону инстраннцев в экипаже не могло быть больше 25%..а в военном флоте такого ограничения не было).И зарплата торгового моряка была намного выше чем у военного.Соответственно лучшие были в торговом флоте)
                      8. +3
                        17 августа 2019 00:54
                        Это слышал, но конкретных цифр не видел. Впрочем, уверен, что торговым морякам расслабляться не приходилось - в случае войны англичане нередко набирали людей из торгового флота (правда, довольно ограничено), шанс загреметь в Роял Нэйви и под пение "Дубовых сердец" совершать подвиги во имя Отчизны у них все равно был laughing
                      9. +1
                        17 августа 2019 00:58
                        Там же нашел..на момент наполеоновских войн численность военного флота Британии была в районе 110/140 000 человек.В торговом предпологаю намного больше.При населении тогдашней Англии в 11 миллионов-были огромные трудности с набором
                      10. +3
                        17 августа 2019 01:02
                        Зато британцы к этому моменту побороли окончательно большинство болезней, в первую очередь - цингу. По Наполеоновским войнам статистику видел потерь флота - небоевые (т.е. не убитые и умершие от ран, не дезертиры, и т.д., только болезни) что-то в районе 4% от общих, что очень и очень неплохой уровень. Тот случай, когда остро необходимо "прокачивать" медицину и все, что с ней связано, в войне с 40-миллионной Французской империей это, мягко говоря, не лишнее и в армии, и на флоте.
                      11. +1
                        17 августа 2019 01:06
                        Кстати по дезертирам.Там же прочел.За 5 лет в конце 70-х начало 80-х того же 18 века в британском военном флоте было больше 40.000 дезертиров.по 10 тысяч в год...примерно 10% общей численности флота..
                        Веселые цифры для самого могучего и хорошооплачиваемого флота того периода)
                      12. +2
                        17 августа 2019 01:10
                        Учитывая работу вербовочных служб Роял Нэйви, у дезертиров был шанс попасть на флот во 2-й, 3-й, 5-й или даже 10-й раз laughing Полагаю, многие из них действительно так и мотались туда-сюда, периодически уходя в "неоплачиваемый отпуск". Вроде читал что-то такое в свое время, но уже не помню подробностей. Но, как бы то ни было, флот личным составом обеспечивался, и подготовка его была весьма неплохой. У испанцев тоже существовали проблемы с набором, но заметно большие, и подготовка рядового состава была не очень. Собственно, одна из главных проблем Армады в то время. Французов, как мне помнится, тоже, но после Революции - еще и проблемы с офицерскими кадрами.
                      13. +1
                        17 августа 2019 01:16
                        У французов и испанцем дела с набором матросов обстояли хуже чем у англичан изза системы вербовки.У англичал вербовали деньгами .

                        А у французов-насильно.Так называемая система classement которую.ввел еще Кольбер в 60-х годах 17 века.Упрощенно-жителей прибрежных регионов насильно приписывали к флоту.Такую же систему ввели и испанцы в 1737 году.
                      14. +2
                        17 августа 2019 01:21
                        Испанцы и Французы то ввели, но вот только система не работала в XVIII веке, как надо - не единожды встречал упоминания о том, как французские и испанские вербовщики флота проходились и по внутренним районам страны, чтобы набрать хоть кого-то, ибо прибрежные районы были вынесены подчистую. Ну а то, что платили немного - так и в Роял Нэйви матросы в деньгах не купались, и британский флот также проводил насильственные вербовки, но в Британии это крупнейший работодатель, а в Испании среди населения репутация флота была, мягко говоря, не очень - умереть шансов много, плата небольшая, еще и с 1795 года выплачивают изредка, требуют много. Плюс, хоть во Франции и Испании не было такого большого торгового флота - но была армия, которая тоже требовала людских ресурсов ой вей. Собсно, лучших рекрутов она обычно и выгребала точно так же, как выгребал лучших торговый флот Англии.
                      15. +2
                        17 августа 2019 01:23
                        Завтра на работу мне с утра..вернее сегодня уже)..Спасибо за дискуссию и хороших выходных hi
                      16. +2
                        17 августа 2019 01:25
                        И Вам успехов hi
                  2. 0
                    16 августа 2019 23:33
                    Вот типичное торговое судно начала 19-го уже века....Причем из самых крупных.А в 18 веке основу торгового флота составляли суда водоизмещением 300/600 тонн..то есть в 2/3 раза меньше этого

                    К 1800 году ост-индский корабль уже хорошо отличим на глаз от обычных «купцов». Например, 958-тонный HEICS Asia (1811) имел длину 149 футов 3 дюйма (45,5 м), ширину 38 футов 9 дюймов (11,8 м), 26 пушек, команду 118 человек[7]. Он больше, лучше вооружён, лучше содержится и более походит на военный корабль. К этому времени тоннаж самых крупных достиг 1400 тонн, и внешне они напоминали 64-пушечные линейные корабли. Однако их вооружение составляло не более 30−35 орудий, причём не пушек или карронад, а «канонад» — ещё одно изобретение Компании с целью сэкономить. Канонады не имели ни дальнобойности и точности пушек, ни разрушительной силы карронад, и против регулярного боевого корабля безусловно не годились. Численность команд редко превышала 100−150 человек, что для отражения абордажа было совершенно недостаточно
        2. +5
          16 августа 2019 23:04
          Напрасно Вы так, уважаемый Ратуш. Уж кого-кого, а Артёма сложно уличить в подлоге социально- демографических выкладок.
          1. +5
            16 августа 2019 23:17
            Подлог - нет, но я могу ошибаться. Особенно когда употребляю обороты "ЕМНИП", "не спец в этом вопросе" и "идите к такому-то специалисту, он лучше расскажет". Таки шо поделать, я не Гугл, чтобы знать абсолютно все, и не машина, чтобы все с точностью запоминать request
            1. +3
              16 августа 2019 23:44
              Я все жду, когда Вы напишете материал об исторической демографии
              1. +3
                16 августа 2019 23:59
                what А я такое разве собирался писать?
                1. +3
                  17 августа 2019 00:04
                  Нет, не собирались, но меня очень заинтриговали слова о собственном методе вычисления кол-ва войск в той, или иной битве. Надеюсь, когда-нибудь просветите...
                  1. +2
                    17 августа 2019 00:08
                    Не думаю, что этот материал подходит для топвара. Это разве что где-то на других ресурсах.
                    1. +3
                      17 августа 2019 00:16
                      То есть, статья о т/с "Уловка 22" для ресурса подходит, а материал о моделях исторической демографии - нет?
                      1. +3
                        17 августа 2019 00:21
                        Похоже, я не зря не захожу в другие разделы сайта, кроме "Вооружения" и "Истории" wassat Не, я подумаю, конечно, но такой статьи в планах пока не было. Мне ж, в конце концов, и про работу забывать нельзя, хотя я могу laughing
                      2. +3
                        17 августа 2019 00:30
                        Я тоже не заходил, пока не начал руководствоваться девизом Вашего интернет-образа. laughing
                        Материал буду ждать, очень интересно!
                        Сериал, действительно хороший!
          2. +1
            16 августа 2019 23:20
            Я и не говорю что это подлог.Это просто поверхностнось при подачи информации.А материалы пишет интересные,с удовольствием читаю)
            1. +4
              16 августа 2019 23:47
              Ну, блин, если уж Артем поверхностей, то как можно оценить другие подобные материалы?
              1. +1
                16 августа 2019 23:50
                Кому много дано,с того много и требуется) .К этой цифре он явно "легкомысленно" отнесся..она "режет" глаз даже неспециалиста как я..обыкновенный здравый смысл говорит что такого не могло быть
          3. +1
            16 августа 2019 23:23
            Приветствую ,кстати hi
            1. +2
              16 августа 2019 23:41
              Моё почтение! hi
              1. +1
                16 августа 2019 23:48
                Споры-соль дискуссий по мне и обогащают участников.Естессно если все- в уважительных к собеседнику тонах.
                1. +3
                  16 августа 2019 23:51
                  Вне всякого сомнения!
      2. +2
        16 августа 2019 22:58
        Спасибо за ответ hi значит Махов recourse
        ,,нет?будем искать,,(с)
    2. +3
      16 августа 2019 22:53
      И это еще первая стадия голода. А в плавании Магеллана цены до дуката за крысу доходили.

      А теснота - отдельная песня. Где гамаку место находится.
  6. +5
    16 августа 2019 22:35
    Замечательно. История в лицах сразу оживает.
  7. +6
    16 августа 2019 22:43
    Адмирал, вы разбиты. Как это ни грустно,
    Отвернулась удача сегодня от вас;
    В вашем сердце темно и пронзительно-пусто:
    Все как есть – без обид, без прикрас…
    Вам бы переиграть – только целься не целься,
    Не подменишь значков на игральных костях!
    Пусть вино при свечах романтично донельзя,
    Вы – в плену, хоть почти что в гостях!
    crying
    1. +5
      16 августа 2019 22:49
      Как же Канцлер Ги этой песней в цель попала.
      1. +4
        16 августа 2019 22:52
        ,,прям напрашивалась к этой статье сегодня wink
  8. +6
    16 августа 2019 22:56
    Замечательная статья, Артем, спасибо. Днём читать не стал, но вечернее чтение доставило удовольствие. Радует и то, что тема для меня совершенно незнакома, буду просвещаться. smile
    1. +6
      16 августа 2019 23:00
      Одна из причин, почему я этой теме уделяю много внимания - как раз ее неосвещенность в русском сегменте интернета. Мне как-то предлагали про РИФ написать цикл про моряков - не смог, ибо про них и так все знают, и все пишут. А вот про испанцев у нас если что и есть, то не факт, что корректное.
      1. +5
        17 августа 2019 08:38
        Констатация Артём редкого случая на ВО - ни одного «грязного» комментария к Вашей работе! Ещё раз спасибо!!!
        С уважением, Влад!
        1. +1
          17 августа 2019 12:28
          Еще не вечер, в смысле, статья меньше суток на главной, все еще впереди laughing Впрочем, сам в шоке.
  9. +4
    16 августа 2019 22:57
    Отличная статья! прочитал с огромным удовольствием!
  10. +2
    17 августа 2019 15:36
    Спасибо, познавательно.... hi

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»