Military Review

Mobile forces of Russia and Germany in the Baltic. 1915 summer of the year

11
In the spring and summer of 1915, the Baltic states became an arena for the actions of the mobile forces of the Russian and German armies. Both cavalrymen and scooters of opponents actively acted - and often they entered into a confrontation with each other. About interesting and revealing episodes that happened in June - this article.


Mobile forces of Russia and Germany in the Baltic. 1915 summer of the year


Kandangen Manor


By June 1915, German troops, advancing in Courland, captured Libau, advancing to the Sankenhausen line (north of Libava) - Gosenpot - st. Muravyovo, on which they are fixed.

On the right flank of the Russian Baltic front, the 4 separate cavalry brigade and 2 militia squads located in the cordon operated on - they covered directions to Vindava, Tukkum and Riga. The most important operational area was Gazenpot - Goldingen - Tukkum - Riga. The headquarters of the detachment and the general reserve were located in the village of Kurs-König - in 15 km northeast of the city of Gazenpot, on the Riga road.

To conduct combat reconnaissance, the head of the detachment sometimes advanced small horse detachments with a force of up to 2 squadrons with the support of an artillery platoon, and, in addition, officer patrols were periodically sent to some directions.

The patrolmen of one of such patrols, under the command of Lieutenant 20 of the Finland Dragoon Regiment Minakov, who was operating in the direction of Boehn Cape - Kandangen Creek - Vanegen Creek - Kursch-Koenig, discovered a group of German scooters (cyclists) of up to 30 people.


Officers of the 20 Dragoon Regiment in winter uniform


The group moved along the gazenpot road to Kandangen Manor. The head of the crossroads, assessing the favorable conditions of the tactical situation (neither sentinels, nor crossings were discovered by the enemy, the presence of folds of rough terrain, the carelessness of scooters who were guarded only at the forefront and at a short distance from the core of the group), decided to attack the enemy through the eastern exit of the manor.

Dragoons flew completely unexpectedly for the Germans - just at that moment when the scooters were pulled into the courtyard of the master’s court. Being taken by surprise, they did not have the opportunity to promptly jump off scooters and take up rifles, and therefore, having lost several people wounded and killed, they quickly surrendered. About twenty Germans were captured. Russian dragoons had no losses.


Battle plan


But at that moment, when the lieutenant was about to send prisoners and scooters to the rear, he received a message from the sentinels: another convoy of scooters was quickly approaching the estate - this time with about 100 people. Lieutenant Minakov, inspired by success, immediately decides to attack this column, despite the overwhelming numerical superiority of the enemy.

After waiting for the moment when the enemy was drawn into the alley leading to the estate, he throws himself with the dragoons into the attack. The head two or three dozen scooters were quickly shot down by the Russians, but the rest, moving at a distance in an extended column, managed to get off their scooters, take cover behind trees and in roadside ditches and open fire on the attackers. One of the very first shots was seriously injured by a bullet piercing Lieutenant Minakov, who was riding ahead of the dragoons; a horse not controlled by a wounded rider was stopped by the Germans, and the officer was captured. And his departure, having lost several people wounded, as well as his boss, all the Germans captured and taken scooters, was forced to retreat.


Dragoons of the 20 Finland Regiment. The soldiers are dressed in traditionally long cavalry overcoats (it was believed that such an overcoat protects not only the rider, but also the horse)


The capture of the head of the race by the Germans had the following consequences: Lieutenant Minakov wrote down passes and reviews for the whole week ahead in his field book. This was immediately used by the Germans. An hour later, after 2, after the events described above, some townsfolk appeared on the Russian outposts, who knew the pass and recall and assured the chiefs of the outposts that they were Russian agents. Thanks to timely reporting to the detachment chief about the capture of Lieutenant Minakov and notification that he had omissions and reviews written in his field book, the latter were changed, and this did not cause any undesirable consequences.

What do we see?

Reckless courage (and having already brought a positive result earlier) often leads to defeat if the current situation is not adequately taken into account - as happened with Lieutenant Minakov. Which could be satisfied with the initial success (all the more so since the task of obtaining his intelligence by the detachment was completed) and retreat, or ambush the enemy. We also see that the fights between cavalrymen and scooters proceeded with varying success, and the strength of the latter was the ability to dismount quickly (in the absence of the need for special care, unlike the cavalrymen, about their transport), entering into firefight. It was preferable for cavalry to attack the scooters not on the forehead, but from the flank - trying to cover the entire column in depth (the flank attack was facilitated by the fact that side guards were not always present on the scooters). In addition, since the scooters were quickly brought into combat condition, all of their part had to be (if possible) attacked with lightning speed.

The moral of this episode is that, speaking for reconnaissance, it is necessary to destroy all documents of value to the enemy, or at least not to take those with you.

The courtyard of the Eglinek


Another significant episode occurred on the Riga Highway, approximately 5 km from the city of Gazenpot. Here, at a separate yard of Eglinek, the main outpost of the 6 squadron of the 20 Finland Dragoons regiment was located. From the hill adjoining the courtyard, the road to the town of Gazenpot was clearly visible. There was a separate field guard in Chiba, and outpost No. 2 at Lansenden Manor.


scheme


Once an hour watch post set up from an outpost, discovered that from the enemy’s side from f. Nikiten on Eglinek some part moves quickly, gleaming in the sun with metal. The commander of a platoon of easel machine guns, located at the outpost, defined this part as a group of self-riders in the number of 10 - 12 people. Considering these scooters to be the advanced part of a larger detachment, the head of the outpost ordered the dragoons to prepare for battle (in addition to the machine-gun platoon, there were 8 dragoons on the outpost). Scooters, without decreasing the course, quickly approached. From a distance of 500 - 600 steps one of the machine guns fired at them. Two or three Germans, apparently struck by bullets, fell along with the scooters onto the road, while others, quickly jumping off the cars, scattered on both sides of the road and opened fire on the outpost, which entered into a lively shootout with them.


German Scooter and Folded Scooter


The head of a separate field guard in Chiba, having heard shots, with four walking dragoons, passing a grove between Chiba and Eglinek, went to the flank of the Germans - opening fire on the latter. The Germans fought as long as they were able to hold rifles in their hands. Most of the scooters were killed and the rest injured (some of them had several wounds).

When asked by the squadron commander to one of the relatively slightly wounded Germans, how to explain their actions, the German said that on the eve of their battalion he replaced the battalion, which stood here for about two weeks. The commander of the battalion, which consisted of most of the unshielded reservists, ordered that the company, which entered into the guard, receive more accurate information about the enemy no later than 12 hours. The company commander called volunteers from among those who know how to ride scooters - in order to go into reconnaissance. Those turned out to be 11 people. The lieutenant, who had information from local residents that the Russians were inattentively guarding, decided to capture the outpost on the spot, one of the forester of the landowner Baron Firks volunteered to indicate it. Scooters received a categorical order without information about the enemy not to return.


German scooter. The scooter is folded attached to the knapsack and worn on a scooter


In one of the murdered Latvians (residents of the Eglinek courtyard) did recognize the aforementioned forester. Incidentally, the Germans' conductor confidently declared that the Russians had no machine guns at the outpost (the latter were carefully disguised).

We see what miscalculations were made by the scouts (this time by German scooters) - moving without a watch and completely trusting the conductor from the local residents.
Author:
11 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Olgovich
    Olgovich 30 August 2019 06: 42
    +4
    We see what miscalculations were made by scouts (this time by German scooters) - moving without patrol

    Yeah, not like the Germans ....
    German scooter. The scooter is folded attached to the satchel and wearing a scooter

    It is unclear in what cases it is more profitable to carry a scooter than to roll: still, decent weight ....
    1. Albatroz
      Albatroz 30 August 2019 07: 11
      +6
      Yeah, not like Germans

      How many jambs they allowed, we must try.
      We strongly idealize the Germans Olgovich, there is such a sin.
      It is not clear in which cases it is more profitable to carry a scooter than to roll: after all, a decent weight

      Perhaps with some drill events. Then for sure when driving on the road.
      The guys were picked up strong, and the emphasis in the scooter parts on the sports component was very bright.
      1. Hunghuz
        Hunghuz 30 August 2019 08: 24
        +4
        By the way, I think the weight is not very large, especially the fold.
        But part of the infantry ammunition did not have to be dragged
        1. Albatroz
          Albatroz 30 August 2019 11: 55
          +3
          By the way, the motorcycle was called "motor scooter" in some places)
          1. Hunghuz
            Hunghuz 30 August 2019 14: 04
            +1
            I hope to read about the history of scooter parts
            Very rare and interesting topic.
    2. CTABEP
      CTABEP 31 August 2019 14: 43
      0
      Marshland, perhaps, or mountains. But you definitely won’t climb into the mountains with a scooter on your back, so there is a swamp or some drill.
      1. Adjutant
        Adjutant 31 August 2019 17: 34
        +1
        Well, off-road is not necessarily a swamp or mountains.
        Scooters got off the road (started moving over rough, wooded terrain or for example plowing) - threw a scooter behind your back, and implement your roundabout or some other maneuver
  2. Albatroz
    Albatroz 30 August 2019 07: 13
    +6
    Weekdays of war, and as usual with varying success.
    Maneuvering war did not forgive even the slightest oversights
  3. Hunghuz
    Hunghuz 30 August 2019 08: 25
    +4
    Little-known and very interesting combat episodes
  4. migrant
    migrant 30 August 2019 08: 45
    +2
    As a migrant, I envy mobility of cavalry and scooters.
  5. Kapitan a
    Kapitan a 30 August 2019 23: 13
    +2
    Yes, interesting information. Directly educational and practical materials for tactical lessons in military schools. burn author further !!!
  6. The comment was deleted.

Мобильные силы России и Германии в Прибалтике. Лето 1915 года

Весной-летом 1915 г. Прибалтика стала ареной для действий мобильных сил русской и германской армий. Активно действовали как кавалеристы, так и самокатчики противников – и зачастую они вступали в противоборство между собой. О интересных и показательных эпизодах, случившихся в июне – эта статья.


Мобильные силы России и Германии в Прибалтике. Лето 1915 года


Мыза Канданген


К июню 1915 года германские войска, наступая в Курляндии, захватили Либаву, продвинувшись до линии Санкенгаузен (севернее Либавы) - Газенпот - ст. Муравьево, на которой и закрепились.

На правом фланге русского прибалтийского фронта оперировали расположенные кордонно 4-я отдельная кавалерийская бригада и 2 ополченские дружины - они прикрывали направления на Виндаву, Туккум и Ригу. Наиболее важным операционным направлением являлось Газенпот — Гольдинген - Туккум - Рига. Штаб отряда и общий резерв находились в д. Курш-Кениг - в 15 км к северо-востоку от г. Газенпот, на рижской дороге.

Для проведения боевой разведки начальником отряда иногда выдвигались небольшие конные отряды силой до 2-х эскадронов при поддержке взвода артиллерии, и, кроме того, на некоторые направления периодически высылались офицерские разъезды.

Дозорные одного из таких разъездов, под командованием поручика 20-го Финляндского драгунского полка Минакова, который действовал на направлении мыза Боен - мыза Канданген - мыза Ванеген - Курш-Кениг, обнаружили группу германских самокатчиков (велосипедистов) численностью до 30 человек.


Офицеры 20-го драгунского полка в зимней форме


Группа двигалась по газенпотской дороге на мызу Канданген. Начальник разъезда, оценив благоприятные условия тактической обстановки (ни дозорные, ни разъезд не были обнаружены противником, наличие складок пересеченной местности, беспечность самокатчиков, имевших охранение лишь в авангарде и на небольшом расстоянии от ядра группы), решил через восточный выход мызы атаковать противника.

Драгуны налетели совершенно неожиданно для немцев - как раз в тот момент, когда самокатчики втягивались во двор господского двора. Будучи застигнуты врасплох, они не имели возможности своевременно соскочить с самокатов и взяться за винтовки, и поэтому, потеряв ранеными и убитыми несколько человек, быстро сдались. Человек двадцать немцев было пленено. Русские драгуны потерь не имели.


Схема боя


Но в тот момент, когда поручик собирался отправить пленных и самокаты в тыл, он получил от дозорных сообщение: к имению быстро приближается другая колонна самокатчиков – на этот раз численностью примерно в 100 человек. Поручик Минаков, окрыленный успехом, незамедлительно решает атаковать и эту колонну – несмотря на подавляющий численный перевес противника.

Выждав момента, когда противник втянулся в ведущую к имению аллею, он бросается с драгунами в атаку. Головные два-три десятка самокатчиков были быстро сбиты русскими, но остальные, двигавшиеся на дистанциях растянутой колонной, успели соскочить со своих самокатов, укрыться за деревьями и в придорожных рвах и открыть огонь по атакующим. Одним из первых же выстрелов был тяжело ранен навылет пулей в грудь поручик Минаков, скакавший впереди драгун; не управляемая раненым всадником лошадь была остановлена немцами, и офицер попал в плен. А его разъезд, потеряв ранеными несколько человек, а также своего начальника, всех захваченных в плен немцев и взятые самокаты, был вынужден отойти.


Драгуны 20-го Финляндского полка. Бойцы одеты в традиционно длинные кавалерийские шинели (считалось что такая шинель защищает не только всадника, но и лошадь)


Пленение немцами начальника разъезда имело следующие последствия: поручик Минаков записал в свою полевую книжку пропуски и отзывы на целую неделю вперед. Это немедленно использовали немцы. Часа через 2 после описанных событий на русских заставах появились какие-то обыватели, знавшие пропуск и отзыв и уверявшие начальников застав, что они русские агенты. Благодаря своевременному донесению начальнику отряда о пленении поручика Минакова и уведомлению, что у него в полевой книжке были записаны пропуски и отзывы, последние были изменены, и особых нежелательных последствий это обстоятельство не повлекло.

Что же мы видим?

Безрассудная смелость (причем уже ранее принесшая положительный результат) зачастую приводит к поражению, если в должной мере не учитывается текущая обстановка – как это произошло с «зарвавшимся» поручиком Минаковым. Который мог удовольствоваться первоначальным успехом (тем более что задача получения его разъездом разведданных была выполнена) и отойти, либо заманить противника в засаду. Мы также видим, что схватки кавалеристов с самокатчиками протекали с переменным успехом, и силой последних была возможность быстро спешиваться (при отсутствии необходимости особой заботы, в отличие от кавалеристов, о своем транспорте), вступая в огневой бой. Коннице предпочтительнее было атаковать самокатчиков не в лоб, а с фланга - стремясь покрыть всю колонну в глубину (фланговая атака облегчалась тем, что боковое охранение у самокатчиков присутствовало не всегда). Кроме того, т. к. самокатчики быстро приводились в боевое состояние, вся их часть должна была быть (по возможности) атакована молниеносно.

Моралью данного эпизода является и то, что, выступая на разведку, необходимо уничтожить все документы, представляющие ценность для противника, или, по крайней мере, не брать таковые с собой.

Господский двор Эглинек


Другой показательный эпизод произошел на большой рижской дороге, примерно в 5 км от г. Газенпота. Здесь, у отдельного двора Эглинек, была расположена главная застава 6-го эскадрона 20-го Финляндского драгунского полка. С прилегающей ко двору возвышенности была хорошо видна дорога на г. Газенпот. В Тибе находился отдельный полевой караул, а в мызе Ланседен - застава № 2.


Схема


Однажды часовой сторожевого поста, выставленного от заставы, обнаружил, что со стороны противника от ф. Никитен на Эглинек быстро движется какая-то часть, поблескивая на солнце металлом. Командир взвода станковых пулеметов, находившегося при заставе, определил эту часть как группу самокатчиков численностью в 10 - 12 человек. Считая этих самокатчиков передовой частью более крупного отряда, начальник заставы приказал драгунам приготовиться к бою (на заставе, кроме пулеметного взвода, находилось еще 8 драгун). Самокатчики, не уменьшая хода, быстро приближались. С расстояния 500 - 600 шагов одним из пулеметов по ним был открыт огонь. Два-три немца, по-видимому пораженные пулями, упали вместе с самокатами на дорогу, тогда как другие, быстро соскочив с машин, рассыпались по обе стороны дороги и открыли огонь по заставе, вступившей с ними в оживленную перестрелку.


Германский самокатчик и самокат в сложенном виде


Начальник отдельного полевого караула в Тибе, услышав выстрелы, с четырьмя пешими драгунами, пройдя рощу между Тибе и Эглинек, вышел во фланг немцам - открыв по последним огонь. Немцы вели огневой бой до тех пор, пока были в состоянии держать в руках винтовки. Большинство самокатчиков было убито, а остальные ранены (причем некоторые имели по несколько ран).

На вопрос командира эскадрона к одному из сравнительно легко раненых немцев, чем объяснить их действия, немец сообщил, что накануне их батальон прибыл на смену батальону, стоявшему здесь около двух недель. Командир батальона, состоявшего в большинстве из необстрелянных резервистов, отдал распоряжение, чтобы рота, заступившая в охранение, не позже 12-ти часов сама добыла более точные сведения о противнике. Командир роты вызвал добровольцев из числа умеющих ездить на самокатах – для того чтобы идти в разведку. Таковых оказалось 11 человек. Лейтенант, имевший от местных жителей сведения, что русские невнимательно несут службу охранения, решил налетом захватить заставу, месторасположение которой вызвался указать один из лесников помещика барона Фиркса. Самокатчики получили категорический приказ без сведений о противнике не возвращаться.


Германский самокатчик. Самокат в сложенном виде прикреплен к ранцу и надет на самокатчика


В одном из убитых латыши (жители господского двора Эглинек) действительно признали вышеупомянутого лесника. Между прочим, проводник немцев уверенно заявлял, что у русских на заставе нет пулеметов (последние были тщательно замаскированы).

Мы видим, какие просчеты были допущены разведчиками (на этот раз германскими самокатчиками) - двигавшимися без дозора и всецело доверившимися проводнику из местных жителей.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Ольгович 30 августа 2019 06:42 Новый
    • 5
    • 1
    +4
    Мы видим, какие просчеты были допущены разведчиками (на этот раз германскими самокатчиками) - двигавшимися без дозора

    Да уж, не похоже на немцев....
    Германский самокатчик. Самокат в сложенном виде прикреплен к ранцу и надет на самокатчика

    Непонятно, в каких случаях самокат выгоднее нести , чем катить: все-таки, вес приличный....
    1. Albatroz 30 августа 2019 07:11 Новый
      • 6
      • 0
      +6
      Да уж, не похоже на немцев

      Сколько они допускали косяков, надо постараться.
      Идеализируем мы сильно немцев Ольгович, есть такой грех.
      Непонятно, в каких случаях самокат выгоднее нести , чем катить: все-таки, вес приличный

      Возможно при каких-то строевых мероприятиях. Потом наверняка при движении по бездорожью.
      Ребят подбирали крепких, и упор в самокатных частях на спортивную составляющую был очень ярок.
      1. Хунхуз 30 августа 2019 08:24 Новый
        • 5
        • 1
        +4
        Вес кстати думаю не очень большой, тем более складыш.
        Зато пехотную амуницию частично таскать не надо было
        1. Albatroz 30 августа 2019 11:55 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          Между прочим мотоцикл кое-где именовался "моторный самокат")
          1. Хунхуз 30 августа 2019 14:04 Новый
            • 2
            • 1
            +1
            Об истории самокатных частей надеюсь почитать
            Очень редкая и интересная тема
    2. CTABEP 31 августа 2019 14:43 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Болотистая местность разве что, или горы. Но в горы с самокатом на спине точно не полезешь, так что остается болото или какой строевой смотр.
      1. Адьютант 31 августа 2019 17:34 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Ну, бездорожье не обязательно болото или горы.
        Сошли самокатчики с дороги (начали движение по пересеченной, лесистой местности или например пахоте) - закинули самокат за спину, и реализуй свой обходной или какой другой маневр
  2. Albatroz 30 августа 2019 07:13 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Будни войны, и как водится с переменным успехом.
    Маневренная война не прощала даже малейших оплошностей
  3. Хунхуз 30 августа 2019 08:25 Новый
    • 5
    • 1
    +4
    Малоизвестные и очень интересные боевые эпизоды
  4. мигрант 30 августа 2019 08:45 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Как мигрант завидую мобильности кавалерии и самокатчикам.
  5. Kapitan A 30 августа 2019 23:13 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Да, интересные сведения. Прям учебно-практические материалы на уроки тактики в военные учебные заведения. автор жги дальше!!!
  6. Комментарий был удален.