Федерико Карлос Гравина и Наполи: адмирал из высшего общества

49
Наполеон говорил про него, что если бы Вильнев обладал его качествами, бой при мысе Финистерре был бы англичанами проигран. Про этого человека ходят не совсем понятные слухи, что он был бастардом короля Карлоса III, а на момент рождения нашего героя – королем Неаполя и Сицилии. Одни люди его проклинают, называя полной бездарью и ничтожеством, другие – прославляют, утверждая, что если бы он отвечал за операции, в которых участвовал, то и высадка Наполеона в Британии могла бы состояться, и при Трафальгаре союзники как минимум не проиграли бы. Зовут этого человека Федерико Гравина, и именно о нем пойдет сегодня рассказ.





Мальчик из хорошей семьи


С самого рождения Федерико Гравина был «звездным мальчиком». Его отцом был Хуан Гравина и Монкада, герцог Сан-Мигель, гранд Испании 1-го класса, матерью – донья Леонор Наполи и Монтеапорто, дочь принца Ресетены, еще одного гранда. Родившись в 1756 году в Палермо, он получил начальное образование в одном из самых престижных в мире учебных заведений, связанных с церковью – католическом коллегиуме Клементина в Риме. О детских и юношеских годах его известно мало, вся информация о нем начинает поступать с 1775 года, когда он становится гардемарином, и начинает свой долгий путь по иерархии чинов Армады.

На флот Гравину определил его дядя, посол Неаполя в Мадриде, а сам мальчик, судя по всему, не особо сопротивлялся такой судьбе, тем более что успех сопутствовал ему – специальное военно-морское обучение он закончил с отличием, причем, судя по всему, не из-за своего происхождения. Тогда проявились не только задатки хорошего морского офицера, но и дипломата, так как Федерико всегда умел находить общий язык с абсолютно разными людьми, и стал достаточно популярной фигурой в высшем свете Испании.

Первое назначение он получил на корабль «Сан-Хосе», но вскоре его перевели на фрегат «Санта-Клара», повысив до мичмана фрегата (alferez de fragata). Шла война с Португалией, и «Санта-Клару» отправили в плавание к берегам Бразилии, где Гравина достиг успеха в своем первом самостоятельном задании – взятии крепости Ассенсион на острове Санта-Каталина. Но на обратном пути «Санта-Клару» постигла ужасная катастрофа – корабль разбился о скалы, погиб практически весь экипаж. Здесь впервые ярко зарекомендовал еще один талант Гравины, который в дальнейшем будут замечать многие, и который иссякнет лишь после Трафальгарского сражения. Несмотря на критическую ситуацию, он смог спастись, и даже выбраться из передряги без особого ущерба для своего здоровья. В дальнейшем не раз ему в подобных ситуациях сильно везло, и он вновь и вновь выходил целым или с минимальными потерями из сложнейших передряг где, казалось, потери могли бы быть гораздо больше.

В 1778 году Гравина вернулся в Испанию, где поступил на службу береговой охраны, ответственной за защиту испанских берегов от набегов алжирских пиратов. Получив звание лейтенанта фрегата (teniente de fragata) и должность командира шебеки «Сан-Луис», он принял участие в Большой осаде Гибралтара. И хотя та закончилась неудачно, а легкие силы Армады показали себя не самым лучшим образом, Гравина был отмечен повышением в звании до лейтенанта корабля (teniente de navio), и назначен командующим морской станции в Альхесирасе. Но тут он пробыл недолго, и успел в конце войны с англичанами отметиться во взятии форта Сан-Фелипе на Менорке, где вновь ему сопутствовала удача и внимание высших чинов, благодаря чему он получил еще одно повышение – до капитана.

В середине 1780-х годов Гравина уже командовал небольшим отрядом кораблей, который вместе с остальными силами Армады воевал с алжирскими пиратами в Средиземном море, а в 1788 году сопровождал испанского посла в Константинополь, где он впервые занялся детальным изучением астрономии, вел долгие наблюдения за звездами и составил несколько отчетов, которые, впрочем, не внесли большой вклад в развитие науки. По возвращении в Испанию он был повышен до звания бригадира, получил под свое начало фрегат «Пас», и взял на себя обязательства выполнить достаточно мрачное задание – как можно скорее известить колонии о смерти короля Карлоса III. И вновь удача сопутствовала Гравине, наполняя паруса «Паса» ветром, и отгоняя болезни – без особых потерь, всего за 3 месяца он выполнил задание, после чего вернулся домой и принял под командование свой первый линейный корабль «Паула».

С этого момента он начинает постоянно совмещать дипломатическую работу и военное дело, не переставая при этом вести себя как типичный выходец из высших слоев общества, посещая балы и светские собрания, будучи лично знаком с фаворитом Мануэлем Годоем и королем Карлосом IV. За это он получил в Армаде репутацию «паркетного шаркуна», и заслужил довольно пренебрежительное отношение со стороны многих своих соотечественников и союзных англичан с французами, но такие люди всегда были в меньшинстве – несмотря на все, Гравина оставался боевым офицером, и хоть и не покрывал себя славой столь регулярно, как некоторые, но все же оставался одним из самых активных и удачливых флотоводцев Испании.

Его «Паула» участвовал в эвакуации испанской армии из-под Орана, а после очередного повышения Гравина отправился в Англию, совмещая дипломатическую миссию с разведывательными целями. Встретили его жители Туманного Альбиона с почетом, как союзника и бывалого моряка. Изучив особенности современных морских тактики и стратегии Великобритании, он вернулся домой и получил под свое начало эскадру из четырех кораблей, подняв свой флаг на «Сан-Эрменехильдо» (112 орудий, тип «Санта-Ана»). Во главе этого отряда он принял активное участие в ходе войны с Францией на Средиземном море, где вновь и вновь показывал себя достаточно неплохо, отметившись в нескольких боевых эпизодах.

В 1796 году Испания подписана с Францией договор в Сан-Ильдефонсо, и все вновь перевернулось – теперь уже врагом вновь были англичане, а французы – союзниками и друзьями. После этого Гравина поступил под начало адмирала Масарреды, и был отмечен им как один из лучших младших флагманов. Вновь достаточно удачливым командиром Гравина показал себя во время блокады Кадиса англичанами в 1797-1802 годах, когда, вернувшись к активным действиям легкими силами флота, удалось отстоять город и доставить серьезные проблемы флоту адмирала Джервиса, в результате чего кольцо блокады оказалось неплотным и в город постоянно прорывались военные и торговые суда.

В 1801 году Гравина даже возглавил экспедицию в Вест-Индию, которая, впрочем, не добилась больших результатов. Но в 1802 году последовало подписание мирного договора с англичанами, и военные действия прекратились, а нужда в боевых офицерах в составе действующего флота отпала. Гравине предложили стать дипломатом в Париже, что было по-своему престижным поручением, и он согласился выполнить его, но лишь с одним условием – в случае новой войны его вернут на флот. Будучи дипломатом, он оказался достаточно близок к Наполеону, и даже присутствовал при его коронации императором 18 мая 1804 года.

Мыс Финистерре и Трафальгар


В конце 1804 года вновь началась война с Великобританией, и Гравину вернули на флот. Так как он пользовался большой популярностью во Франции и был знаком лично императору, а в Испании пользовался репутацией опытного моряка, то его назначили командующим флотом, несмотря на наличие более подходящих кандидатур вроде того же Масарреды. Однако вся эта избранность в глазах Наполеона была сведена на нет подчинением Гравины французскому адмиралу Вильневу, человеку спорному и в глазах испанцев не обладающему какими-либо задатками флотоводца хотя бы потому, что опыта активных военных действий на море у него было достаточно мало. Кроме того, французы, как и всегда, вели себя достаточно высокомерно, не слушали мнений испанских капитанов, имевших значительно большую морскую практику, в результате чего отношения между союзниками сразу не заладились.

Гравина, подняв флаг на 80-пушечном «Аргонавте» в феврале 1805 года, выступил своеобразным передаточным звеном между французами и испанцами, и пытался как-то сгладить возникающие трения, но удавалось это ему с трудом. Кроме того, на нем лежала ответственность за мобилизацию флота и формирование боеспособной эскадры из того сброда, которым на тот момент являлась Армада. Годы мира, системной выкачки денег из Испании Наполеоном и отвратительного управления Годоя негативно сказались на состоянии дел. Армада и раньше уступала по качеству общей подготовки личного состава англичанам, выделяясь лишь своим прекрасным офицерским корпусом и кораблями, но в 1804 году ситуация вообще находилась на грани катастрофы – экипажи расформированы, корабли на консервации, денег нет даже на вывод их из резерва, не говоря уже о нормальной боевой подготовке. Формировать флот приходилось едва ли не с нуля, и здесь Гравина проявил недюжинное терпение и организаторские способности, сумев к середине лета 1805 года найти финансирование, сформировать боевую эскадру, способную хотя бы более или менее держать строй, и практически завершив формирование еще нескольких отрядов.

А вскоре последовал выход в море под началом Вильнева, отвлекающий маневр в Карибском море и возвращение домой, когда у мыса Финистерре союзный флот из 6 испанских и 14 французских кораблей был перехвачен 15 английскими во главе с адмиралом Колдером. Произошло сражение в сложных метеорологических условиях (море покрывал густой туман), в которых сложно было разобраться, где и кто находится. Вильнев, решив, что важнее всего выполнить приказ и идти в Брест, решил проигнорировать тот факт, что часть его эскадры сражается с англичанами, и фактически бросил ее на произвол судьбы. Этой частью эскадры оказались шесть испанских линейных кораблей Гравины, которым оказали поддержку несколько французских, которым пришлось в меньшинстве сражаться против англичан.

В тумане, не зная, где свои, а где чужие, силы испанского адмирала бились до последнего, и нанесли ряд повреждений своим британским визави, но, в конце концов, корабли «Фирме» и «Сан-Рафаэль» (оба испанские) сдались после разрушения рангоута и лишения хода, и уведены англичанами на буксире. На следующий день, словно опомнившись, Вильнев решил преследовать англичан всеми силами, но якобы слабый ветер помешал ему сделать это. Наконец, достигнув Испании, он решил идти не в Брест, как это требовалось, а на юг, в Кадис, чем французский адмирал окончательно обесценил свои действия в бою, и сорвал планы Наполеона по вторжению в Англию, заявив при этом, что в прошедшем сражении он еще и одержал верх. Испанцы были, мягко говоря, недовольны действиями своих французских союзников, которые фактически бросили их в бою, и лишь некоторые корабли и капитаны заслужили почет и уважение. Сам Гравина был подавлен, а Наполеон, получив известия о случившемся, изрек свою знаменитую речь, дающую оценку произошедшему:
«Гравина вел себя в бою гениально и решительно. Если бы Вильнев обладал такими качествами, битва при Финистерре завершилась бы полной победой».


Впрочем, это заявление не помешало Наполеону из соображений национального престижа оставить французского адмирала главным, а испанского – подчиненным в составе флота, который стал собираться в Кадисе.


"Принсипе де Астуриас" в Трафальгарском сражении


Четыре месяца испано-французский флот простоял в Кадисе, и стояние это нанесло огромный ущерб и без того не самой высокой боеспособности Армады. Жалование офицерам и матросам не выплачивали по 4-8 месяцев, из-за чего те «слегка» пообносились, и не могли даже купить себе сменное обмундирование. Само собой, денег не хватало и на поддержание в нормальном виде находящихся в строю кораблей, из-за чего то тут, то там встречается информация, может целиком выдуманная, а может и вполне достоверная, что некоторые корабли содержались в более или менее приемлемом виде за счет… Сбора средств с офицеров, а точнее тех из них, кто обладал доходом помимо офицерского жалования, и мог внести свой вклад в покупку хотя бы краски и нитей для штопки прохудившихся парусов. Ко всему прочему, по Андалусии прокатилась эпидемия, которая забрала огромное количество людей из состава команд, к чему добавилось дезертирство – в результате чего в октябре, когда Вильнев решил выходить в море, пришлось объявлять по всей провинции мобилизацию населения, насильно сгонять на корабли кого попало, буквально хватая людей прямо на улицах и рыночных площадях дабы хоть так восполнить потери, и получить нужное количество рабочих рук для обслуживания кораблей.

Времени на подготовку рекрутов хотя бы азам военно-морского искусства не было, хоть Гравина и сделал все возможное, чтобы повысить боеспособность своих кораблей хотя бы чуть выше катастрофической. Пришлось даже снять часть орудийных расчетов с укреплений Кадиса и поставить их к орудиям на палубах кораблей. Сам он перенес свой флаг на «Принсипе де Астуриас» - один из самых сильных и боеспособных кораблей, оставшихся в строю, хотя и на нем дела обстояли далеко не самым лучшим образом. На почве будущего выхода в море возник конфликт с французами – испанцы не желали выходить с настолько небоеготовыми кораблями в море, тем более что барометр предсказывал скорый шторм, но Вильнев заупрямился, и решил действовать вопреки всему. Не исключено, что французский адмирал, предчувствуя неприятности из-за своего поведения и зная, что уже скоро его заменят адмиралом Россильи и отправят «на ковер» к императору, решил в последний раз показать, что есть у него порох в пороховницах, и его не надо расстреливать, гильотинировать или наказывать каким-либо иным способом, чреватым фатальными последствиями для его здоровья. Голос разума со стороны испанцев, да и своих собственных офицеров он уже не слышал.

Результат всего этого оказался вполне предсказуем. Английский флот обрушился на испано-французский, и хоть и понес большие потери, включая великого адмирала Нельсона, но добился победы, нанеся колоссальный ущерб союзникам. «Принсипе де Астуриас» в ходе сражения понес немалые потери – 50 человек убитыми и 110 раненными, из экипажа численностью более чем тысячу человек, но лишился всех мачт и получил немалые повреждения корпуса.

Существуют английские и французские свидетельства того, что во время боя этот корабль вместо того, чтобы оказывать поддержку союзникам, закрыл орудийные порты, и попросту дрейфовал, получая раз за разом снаряды в свои толстые борта из красного дерева. Явление возмутительное, позорное – но совершенно не удивительное с учетом того, что как минимум треть экипажа составляли люди, не получившие толком даже базовых навыков, необходимых для сражения, не успевших впитать флотскую дисциплину, и вообще в гробу видевших это море и эти корабли, ибо попали они сюда прямо с улиц и площадей Кадиса против своей воли. Впрочем, есть вероятность, что подобные свидетельства не имеют под собой реальных оснований, ибо хаос боя был таковым, что с полной уверенностью говорить о чем-то было невозможно, а «закрытые орудийные порты» означали лишь очень невысокую эффективность огня, развитую линейным кораблем. Несмотря на все это, «Принсипе де Астуриас» не сдался, и, выдержав обстрел и лишившись рангоута, был отбуксирован в Кадис французским фрегатом «Темис». Сам Федерико Гравина в сражении был ранен, но еще не растерял свою удачу и разум, оставшись при холодном рассудке. Приближался шторм, где-то там англичане буксировали в Гибралтар захваченные корабли, а ряд поврежденных испанских кораблей выбросился на берег Андалусии или дрейфовал, лишившись парусов, в открытом море.

Собравшись с силами в Кадисе и наскоро починив имеющиеся корабли, Гравина вскоре вывел их в море, и даже сумел отбить у англичан «Санта-Ану». Увы, на этом удача адмирала закончилась – шторм разбушевался не на шутку, пришлось отводить корабли обратно в Кадис, а самое главное – рана, полученная в сражении, доставляла массу проблем, и вскоре он стал совсем плох. Умер Федерико Гравина 6 марта 1806 года, получив незадолго до этого повышение до звания генерал-капитана флота. Останки его похоронены в Пантеоне в Сан-Фернандо, большого следа в национальной истории Испании он, увы, так и не оставил, если не считать острова на Аляске, названного в его честь.

Казнить нельзя помиловать?


Какую же оценку можно дать Федерико Гравине после всего выше сказанного? Был ли он непризнанным гением, или же наоборот – полной бездарностью и посредственностью? Увы и ах, но в оценках этого человека сталкиваются различные субъективные точки зрения. Англичане и французы, возводя в абсолют свое противостояние, относились к испанцам пренебрежительно, а нынче, увы, преобладает именно их историческая точка зрения, и Федерико Гравина страдает от нее, как и многие другие.

Люди, не испытывающие особых симпатий к англичанам и французам, наоборот прославляют Гравину, приписывая ему порой те черты, которые в действительности за ним не наблюдались. Сами испанцы достаточно сдержанно оценивают этого адмирала, с чем согласен и я. Конечно, он не был гениальным флотоводцем – ни единого признака этого не прослеживается на протяжении всей его карьеры. Однако при этом он был профессионалом высшего сорта, умелым и опытным моряком, который не один год провел в море, и не раз нюхал порох в реальных сражениях, пускай и не масштабов того же Трафальгара.

Изучив историю службы Гравины, можно четко заявить, что этот человек был и удачлив, и решителен, и мужествен – чего во многих случаях вполне хватало для командования кораблем или небольшими соединениями. Наконец, он являлся неплохим организатором и дипломатом, что особенно пригодилось ему во время действий вместе с французскими союзниками, и формирования практически из ничего боевых эскадр. И при Финистерре, и при Трафальгаре он проявил достаточно инициативы, мужества и смекалки, чтобы не называть его посредственным командиром. В плане решительности и инициативности он проявил себя гораздо лучше, чем достаточно пассивный Вильнев, и, что еще важнее – он элементарно обладал куда большим практическим опытом действий в открытом море, банально проведя там больше времени. Не исключено, что, командуя союзным флотом он, а не француз, события могли бы принять совершенно иной ход – при Финистерре Колдер как минимум понес бы большие потери, и может даже не увел бы с собой «Сан-Рафаэля» и «Фирме», а Трафальгар попросту не случился бы потому, что Гравине и в голову не пришло бы, имея приказ идти в Брест, отправляться в Кадис – уж что-что, а приказы выполнять он умел.

Собственно, именно в роли младшего флагмана Гравина обычно показывал себя лучше всего – причем флагмана инициативного, удачливого, умелого, но все же лишенного сколь-либо значительной творческой жилки. Но если говорить именно про Трафальгар, то там испанский флот из-за комплекса выше указанных проблем был попросту обречен, командуй им хоть Федерико, хоть Вильнев, хоть Россильи, хоть какой-то испанский Горасио де Нельсон, ведь причина была не в неэффективном командовании, а в системном кризисе всей Испании, недостаточном финансировании, проблемами с личным составом и стечении ряда неблагоприятных обстоятельств вроде той же эпидемии. Тем более несправедливо выглядят попытки некоторых франкофилов выставить все так, будто Гравина был дураком, испанский флот не представлял никакой ценности, и вообще, если бы не эти благородные доны с Пиреней – уж они бы показали англичанам, где раки зимуют!.. Впрочем, здесь, как и в других случаях, история не знает сослагательного наклонения, и к поражению союзный флот привел именно Вильнев. А Гравина, каким бы профессиональным и храбрым моряком он не был, так и останется одним и тех, кто проиграл сражение при Трафальгаре, покрыв себя славой, пускай и трагической, и хронологически став его последней жертвой. К слову, англичане достаточно высоко оценивали профессионализм Гравины, и потому вскоре после Трафальгарской битвы газета «Хроники Гибралтара» написала следующие строки, которые как нельзя лучше характеризуют этого человека:
«Испания в лице Гравины потеряла своего самого выдающегося морского офицера; того, под чьим командованием ее флоты, пускай иногда и побежденные, всегда сражались так, что заслуживали глубокое уважение со стороны своих победителей».


Продолжение следует….
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 августа 2019 18:07
    Пиршество!Утром статья о *джентльмене удачи* Моргане,а вечером об сеньоре Гравине!Авторам спасибо и уважение!!!
    1. 0
      17 апреля 2022 03:48
      A great article on Gravina, many thanks. Has a follow up been written? Are there any links to reference material - I would love to do some more reading on this character.
  2. +9
    21 августа 2019 18:36
    Что-то в этот раз модераторы и статьи из цикла не привели списком, и указание автора тойво, ну тойво recourse
    1. +8
      21 августа 2019 19:32
      Артём я боюсь Вас поздравлять! В утренней статье Валерия меня забанили за мат. Поэтому скромное спасибо!
      С уважением, Владислав!
      Нижайше извиняюсь господа и госпожи модераторы если, что либо вышеизложенное является нецензурной бранью на ресурсе.
      Слова! Артём браво, брависсимо, аплодирую всеми лапами, ушами и хвостом! Спасибо за статью Владислав! В комментарии выше не применял, хотя это в полном и исчерпывающем объеме ее касается!!!
      1. +6
        21 августа 2019 19:36
        ,,,рискнул предположить recourse что Ваш коменнтарий удалили как самый лучший good что бы другие не завидовали wink
        1. +5
          21 августа 2019 19:44
          А Вы знаете этот комментарий действительно был лучшим!Красиво,стильно,изящно.И по делу!Сам в недоумении за что удалили???
          1. +5
            21 августа 2019 19:49
            Знаю hi утром,когда прочитал статью ,комментарий Владислава был ещё единственным.

            Р.S.,,,сейчас нам Анастасия, за флуд влепит what crying
            1. +3
              21 августа 2019 20:05
              Флуд,не флуд.Но ошибка не в пользу Владислава стопудово,стопроцентно!Настаиваю на этом!Как в спорте:явная судейская ошибка.
              1. +3
                21 августа 2019 20:11
                судейская ошибка
                ,,судью на "мыло" ?feel
                1. +2
                  21 августа 2019 20:15
                  Точно!Настаиваю на реабилитации достойного форумчанина!Свободу Юрию Деточкину!!!
      2. +7
        21 августа 2019 19:36
        Вам спасибо hi Что ж вы так, коллега, от всего сердца поздравляете-то, что вас банят? laughing
        1. +6
          21 августа 2019 19:39
          Ребята не знаю! Артём я его рискнул адресовать Вам, где 4 бана, там и 5 под хвост!
          Впрочем ещё малёхонько и надо будет открывать конкурс на ник вашему покорному блохастому.
          hi
          1. +2
            21 августа 2019 19:45
            Владислав!Не отчаивайтесь!Я с Вами(тоже из кошачьих good good!)
      3. +2
        21 августа 2019 20:24
        Нижайше извиняюсь господа и госпожи модераторы если, что либо вышеизложенное является нецензурной бранью на ресурсе.

        Идёте по пути нашего доктора Людоведа Душелюбовича? Он в кажонном своём посте добавлял что-то подобное. Да вот пропал уже несколько дней и даже в личке не отвечает.
        Добрый вечер, Влад! Я попросил бы Вас быть... по-аккуратней, что ли. Не стоит лишать нашу компанию Вашего присутствия из-за... ну сами понимаете чего. drinks
        1. +1
          22 августа 2019 07:18
          Цитата: Морской Кот
          Я попросил бы Вас быть... по-аккуратней, что ли. Не стоит лишать нашу компанию Вашего присутствия из-за... ну сами понимаете чего

          Утра Вам доброго Константин!Оч.даже Вы правы насчёт осторожности!Сам грешен-люблю многоточие!Но!теперь с этим надо бдить!ибо??Кто знает как там сие растолкуют? laughing
          1. +1
            22 августа 2019 11:36
            И Вам, доброго утра, Сергей! Фиг тут угадаешь у кого какое настроение, особливо с утра в понедельник. laughing
    2. +5
      21 августа 2019 19:47
      Что -то пошло не так?Хьюстон,Хьюстон!У нас проблемы. fellow
      1. +7
        21 августа 2019 19:57
        Да может упустили из виду просто. Я их так пригрузил, что вчера вечером четыре моих статьи в очереди на модерацию и публикацию висели laughing Теперь уже, правда, три.
  3. +4
    21 августа 2019 20:00
    Читая цикл про испанских флотоводцев, восхищаюсь англичанами). Почему у них всегда был такой сильный флот, вспоминая прочитанные в юношестве книги про пиратов, за проклятие считалось попасть матросом на английский военный корабль, где была строжайшая дисциплина, может в этом успех англичан?
    1. +5
      21 августа 2019 20:16
      Там комплекс причин, некоторые из них могли сложиться конкретно у англичан, а некоторые - сложились у них, но могли быть и у многих. Среди них:
      - географическое положение. Англичане могли позволить себе вкладываться преимущественно во флот, игнорируя армию, которая, за исключением некоторых промежутков времени, была достаточно маленькой;
      - подготовка рядового состава. Это и дисциплина, и отработанные схемы того, как из вчерашнего сброда сколотить дружную толпу гопников, которая за короля/королеву (и не важно, почему на самом деле) порвет кого угодно, не спрашивая, сколько там врагов;
      - отработанная и жесткая система отбраковки высшего командного состава. Это, правда, действительно уже где-то с XVIII века, до этого были проблемы, но потом - посредственности попросту не могли пробиться наверх, в то время как выдающиеся личности вопреки всему делали быструю карьеру и возглавляли свои эскадры и флоты;
      - массовость. Какими бы не были потери, у короля всегда находились еще корабли и матросы. Едва ли не единственное исключение - война 1779-1783 года, когда эскадры англичан оказались рассеяны по всему земному шару, в результате чего в метрополии испытывался острый недостаток кораблей, который пришлось перекрывать кровью и потом.
      - некоторые особенности их традиционных противников. Так уж случилось, что и по численности, и по совокупности качественных характеристик равных англичанам с XVIII века практически не было. Французский флот, как бы его не нахваливали некоторые франкофилы, постепенно скатывался в упадок, испанский имел ряд хронических проблем, которые никто не смог решить, и при назначении командующих в этих странах политика решала больше, чем прагматичность - никакие Вильневы и прочие посредственности у англичан не попали бы на должности командующих флотами, а если бы и попали - то продержались бы на своих постах очень недолго. В следующих статьях будут примеры выдающихся флотоводцев из Испании - но которые из-за политоты или других причин попросту не смогли проявить себя, или так и не получили самостоятельное командование. Гравина, кстати, тоже сам практически ничем и никогда не командовал.

      При этом идеализировать англичан не стоит - десантные операции у них получались отвратно, на каждую удачную найдется десяток провальных, причем с треском, корабли были достаточно средними, существовала проблема дезертирства, и т.д., но все эти проблемы перекрывались преимуществами. Подобной системы не удалось создать ни одному континентальному государству, хотя Франция с Испанией были наиболее близки к ней, плюс японцев можно натянуть на эти условия. Единственная страна, которая действительно превзошла англичан в плане флота - это США, используя по сути те же методы, но на новом технологическим о экономическом уровне.
  4. +3
    21 августа 2019 20:08
    ,,,уважаемый автор hi ,не могли бы подсказать,что за шикарный орден на груди адмирала и за что?
    Заранее спасибо yes
    1. +6
      21 августа 2019 20:26
      Судя по всему, это Большой крест ордена Карлоса III, награжден в 1802 году. По-моему, в честь окончания войны с Великобританией, но я не уверен.
  5. +3
    21 августа 2019 20:15
    Надеюсь, это не выглядит цеплянием, но все же откуда информация о " прекрасном " офицерском корпусе испанского флота?. Я не про отдельных капитанов, а в целом. Англичане и французы на полном серьезе писали как порой испанцы того времени не выходили в море т.к. офицеры страдали от морской болезни.
    1. +5
      21 августа 2019 20:37
      Цитата: Engineer
      Надеюсь, это не выглядит цеплянием, но все же откуда информация о " прекрасном " офицерском корпусе испанского флота?

      Биографии большого количества офицеров + некоторые сторонние мнения, которые, правда, не вяжутся с "общепризнанной информацией", о которой вы говорите далее.
      Цитата: Engineer
      Англичане и французы на полном серьезе писали как порой испанцы того времени не выходили в море т.к. офицеры страдали от морской болезни.

      Конечно, как же иначе - ведь главное противостояние на море шло между французами и англичанами. Французы постоянно жаловались на испанцев, что те мешали им побеждать англичан, а англичане жаловались на испанцев в плане того, что эти неучи своими кораблями и моряками только отвлекают их от главной цели - уничтожения французского флота, иначе бы они уже давно этих французишек разгромили! Удобно сваливать все на третью сторону, особенно когда она не в состоянии ответить (после смерти Карлоса III) laughing Вот только на поверку оказывается, что среди офицеров Армады огромное количество людей так или иначе вели научную деятельность, обладали реальным многолетним опытом нахождения в море и дальних плаваний, а во время войн действовали пускай и не всегда грамотно, но достаточно активно и разумно, в отличие от французов, и становились серьезной проблемой для англичан. В одной из последующих статей будет пример из войны 1779-1783 года, как будет действовать франко-испанский флот под началом французских адмиралов, и как - под началом испанских. Две большие разницы, и у меня плохие новости для франкофилов. Кроме того, Армада ежегодно в XVIII веке отправляла военные и мирные экспедиции за моря-океаны, а если копнуть детально по деятельности тех или иных кораблей или капитанов - корабли очень редко простаивали на якоре в одном месте, постоянно находясь в море и выполняя те или иные поручения. Потому очень сомнительно, чтобы описанная картина с офицерами, страдающими от морской болезни и сидящими на берегу, имела что-то общее с действительностью.

      Но да, такая информация имеется. Отчасти это - проявление "Черной Легенды" про Испанию, отчасти - результат того, что в истории куда более явственным осталось противостояние в XVIII-XIX веках Англии и Франции, без учета испанцев, а отчасти потому, что Испания банально не смогла внести свою лепту в общий информационный фон планеты, рухнув в жесточайший кризис и упадок, из которого выбралась лишь во 2-й половине XX века. Знаете точку зрения, что никакой великой Древней Греции не было, потому что современные греки никакого величия не демонстрируют? Вот это где-то из той же оперы. Кто-то в те времена по каким-то причинам написал подобные сказки, а их ничем не перебили - вот и остались в широком общественном сознании эти сказки как истина. Но я не склонен верить в сказки, мне нужны конкретные доказательства - а конкретных доказательств отстойности испанского офицерского корпуса Армады как-то не завезли hi
      1. +2
        21 августа 2019 20:44
        Благодарю за развернутый ответ.
        Возможно вам удастся разрушить расхожий миф. Но в головах, зараза, засел прочно. По крайней мере в моей. Испанцы-мореходы??? Хах , да неужели? Ну если только баски...[i][/i]
        Тогда за счет чего произошел рост? Ведь в 16,17 веках все было очень печально для испанцев в плане мореходства. Или это тоже часть мифа?)
        1. +3
          21 августа 2019 20:52
          Цитата: Engineer
          Возможно вам удастся разрушить расхожий миф.

          Возможно, лет через надцать laughing Слишком много придется перелопатить. Причем ладно Черная Легенда - она, в основном, про XVI-XVII века, а про XVIII на русском просто информации кот наплакал, очень мало, и зачастую - сильно сокращена, или базируется на тех же сказках из разряда "вот так вот у них происходит в Испании, а в России тем временем пьют водку с медведями и сутками играют на балалайке" wassat
          Цитата: Engineer
          Ведь в 16,17 веках все было очень печально для испанцев в плане мореходства. Или это тоже часть мифа?)

          По-моему, даже сторонники "Черной Легенды" признают, что в XVI и начале XVII века испанцы на морях были как раз очень крутыми, хоть и умалчивают очень много фактов. Не знаю, где вы вычитали, что у них там все плохо было в это время request Полистайте блог Махова в ЖЖшечке по тегу "флот Испании", там как раз про этот период рассказано много всякого, очень плохого. Но это все - из практически неизвестной истории. Мы то, к примеру, знаем, что англичане за счет грабежа судоходства и чужих колоний огромные суммы денег отнимали у короля Испании, и присваивали себе, но вот о том, что испанцы при этом не сильно отставали от аналогичного грабежа англичан в цивилизованном обществе джентльменов принято не вспоминать laughing Все помнят победы Хокинса, Дрейка и прочих, и не помнят как часто они лажали - но, в то же время, не знают и не хотят знать победы испанцев, при этом смакуя как лучшее вино их мельчайшие поражения.
          1. +2
            21 августа 2019 20:59
            А вот за 16-17 век упрусь до конца. Я еще лет с 14 пока про путешественников читал обратил внимание насколько испанцы бледно на море выглядели. Колумб, Магеллан- все иностранцы. Шокирующее впечатление производило их сравнение с соседями-португальцами, которые на их фоне выглядели настоящим морским народом.
            Последним что читал по теме была книга Кеймена Испания Путь к империи. Автор убедительно показал, что всю работу на море в тот период за них делали баски, португальцы и фламандцы.
            1. +2
              21 августа 2019 21:09
              laughing Коллега, вы жжоте. В то время вопрос национальностей даже не поднимался, смотрите на то, кто чьим поданным был - а поданных испанских королей и королев было более чем достаточно среди первооткрывателей и конкистадоров. Маласпина вон тоже итальянец, но никто его экспедицию к научным достижениям Италии не пристегивает. Итальянцы, баски, фламандцы, короткий период времени португальцы - все они были поданными испанской короны, и эти достижения принадлежат ей так же, как и этим национальностям в не меньшей степени, а то и большей. Или хотите сказать, что будь на карте мира маленькая, но гордая Баскония - она бы достигла таких же успехов на море? Тут не Испания бледно смотрится, тут вы странно судите request Тогда давайте сразу выкинем за борт всех полководцев, ученых, мореходов и прочих, которые жили и творили в России, но по национальности были представителями меньшинств (остзейскими дворянами, к примеру) или даже понаехавшими наемниками. Тогда у меня для вас ОЧЕНЬ плохие новости, ибо без Крузенштерна, Беллинсгаузена, Эссена, всяких Остен-Сакенов, на суше - Барклаев-де-Толии, Багратионов картина тоже будет выглядеть... Бледно.
              1. 0
                21 августа 2019 21:26
                Ну тут уж у нас методологическое различие. Я оцениваю достижения именно с точки зрения нации. А вы с точки зрения страны или даже империи как в случае с Испанией. Тогда уж не про Испанию говорим, а про государство Габсбургов в тот период. Это все его достижения, не испанские
                Я именно пытаюсь выделить национальный вклад. Зачем- это уже другой вопрос. ДЛя меня существование наций в 16 веке- факт. На ум приходит фраза Карла Смелого (сказана задолго до 16 века) : "мы- другие португальцы". Люди уже тогда осознавали свою национальную идентичность.
                Баски были мореходами и без Испании. Ходили в Атлантику, ловили сельдь, били китов. Я кстати, уверен что эти рыбаки в погоне за треской, открыли бы Америку и без Колумба. Испания лишь давала некоторое новое приложение их усилиям. ПРи этом изоляция баскского общества сохранилась до сих пор.
                1. +1
                  21 августа 2019 21:42
                  Цитата: Engineer
                  Ну тут уж у нас методологическое различие. Я оцениваю достижения именно с точки зрения нации.

                  Что делают обычно для совершения разного рода манипуляций laughing Нет, я не осуждаю, просто эта методика несколько... Своеобразна. Да. получится, что титульные кастильцы мало засветились на флоте - ну так и баски с прочими не так сильно спешили в служить в терциях, как жители центральных регионов страны. В многонациональных государствах, коим, по сути, была и есть Испания, подобная методология обречена на манипуляции и манипулятивные выводы, ибо абсолютно не учитывает структуру всего государства и общества, а лишь руководствуется лишь одним выборочным параметром, который, к тому же, в те времена не был столь актуальным, как сейчас. Вот, к примеру, может попробовать так же пройтись по флоту Великобритании - там отметилось очень малое количество ирландцев. Что мы можем этим сказать? Что ирландцы - отстойные мореходы? А как быть с дискриминационными законами, которые мешали ирландцам-католикам занимать высокие должности? И так далее.
                  Цитата: Engineer
                  Тогда уж не про Испанию говорим, а про государство Габсбургов в тот период.

                  Мы говорим про Корону Испании. Это вполне научный и юридический термин, еще ЕМНИП с XIV века. Габсбурги - лишь одна из правящих династий, ее короли - лишь правители и главные защитники интересов оной Короны, если рассуждать по законам того времени. Америку, к слову, открывал поданный не Габсбургов, а Трастамара.
                  Цитата: Engineer
                  Люди уже тогда осознавали свою национальную идентичность.

                  Не далее чем на уровне аристократии, и то - не всегда. О национальном вопросе в широком народном сознании речь еще не шла, хотя я согласен, что в Испании эти вопросы стали прогрессировать раньше прочих.
                  Цитата: Engineer
                  Баски были мореходами и без Испании.

                  Да, но нашлось бы у какой-то предполагаемой независимой Басконии столько ресурсов, чтобы обеспечить такое же количество условных рабочих мест, как у большой Испании? Да, многие из выдающихся моряков Армады как раз и были басками, но они так успешно проявили себя в том числе потому, что большое государство могло обеспечить большой флот, а значит - и много возможностей для службы. Самостоятельная Баскония не смогла бы этого добиться, и тогда пришлось бы баскским морякам-наемникам наниматься в соседние государства.... И чем бы тогда это отличалось от службы Короне Испании, в том разрезе, в каком смотрим мы? Да никак.

                  И да, еще бы у басков не было столько выдающихся офицеров Армады - сами живут у моря, при этом ЕМНИП с XV века почти 100% населения - дворяне laughing Само собой местные могли забить много должностей, их же так много!. А что, кстати, делать с рядовыми членами команд? Они все тоже сплошь и рядом были иностранцами? Если капитан - баск, то и команда тоже на 100% - баски? А как тогда судить, если на корабле, допустим, капитан и дюжина моряков - итальянцы, и полсотни кастильцев, в чьи достижения запишем такое плавание, кастильское или итальянское? Или, может, все-таки не будем судить с одной лишь точки зрения национальностей там, где это неприменимо (в многонациональных государствах, в достаточно интернациональной Европе)? smile
                  1. 0
                    21 августа 2019 21:59
                    Мои выводы такие:
                    Собственно испанцы (кастильцы, астурийцы, галисийцы, леонцы, наваррцы и т.д.) так себе мореходы. Если добавить басков, фламандцев и португальцев в товарных количествах то будет некоторый толк.
                    Баски хорошие мореходы. Без Испании или с ней независимо. С Испанией они носили расшитые мундиры и управляли корабля\ми на 100 пушек без нее-драные штаны и управляли утлыми рыбацкими кораблями. Даже под властью Испании они поколениями жили морем и большей частью плевали на королей, если только не шла насильственная вербовка. Тогда плевали вдвойне и матерились.
                    Английский флот хорош и с ирландцами, валлийцами и шотланцами и без них.

                    Что тут манипуляционного? Мне интересно выделить некую потенцию нации сравнить империи, постимперии, национальные государства в разных аспектах. Без поспешных обощений. Те же испанцы слабы на море, но долгое время давали жару на суше. Вот и все.
                    1. +1
                      21 августа 2019 22:13
                      Цитата: Engineer
                      Мне интересно выделить некую потенцию нации

                      Потенции нации - понятие слишком расплывчатое и, зачастую, оторванное от реалий окружающей обстановки. Кроме того, попытка определить потенции наций может быть первым шагом к оценке их как лучшим, худшим, самым лучшим, унтерменшам.... Впрочем, не думаю, что вы пойдете так далеко. В любом случае, судить отдельные национальности в отрыве от общего фона единого многонационального государства - ИМХО, ошибочно, как и приравнивать сравнение наций и сравнение государств. В подавляющем большинстве обсуждений, включая это, речь идет именно о государстве и его поданных. Я, говоря об испанцах, подразумеваю поданных Короны Испании, а не конкретно титульных кастильцев, говоря об Испании - говорю про многонациональное государство, которым оно было, есть и, наверное, будет в дальнейшем.
                      1. 0
                        21 августа 2019 22:22
                        Ну раз в моей писанине не нашлось намека на Майн Кампф, то отлично))
                        А вообще, на фоне этого цикла напрашивается статья про личный состав испанского флота того времени: офицеры, матросы. Вербовка, подготовка, продвижение. Ну с аналогиями у французов или англичан. Что думаете?
                      2. 0
                        21 августа 2019 22:29
                        Вкратце я по этому вопросу уже прошелся в статье ЕМНИП двухгодичной давности. А так, вообще планировал описать состояние испанского флота в 1805 году подробно, хоть и не с богатыми аналогиями про англичан)) Но все же с кое-каким сравнениям, дабы ясно было, в чем были сильные и слабые стороны испанцев, и почему так плохо все получалось. Хотя о последнем я уже вкратце прошелся в статьях и обсуждениях.
                      3. 0
                        21 августа 2019 22:32
                        Тут скорее надо с французами сравнивать. На фоне англичан того времени все выглядят бледно
                      4. 0
                        21 августа 2019 22:42
                        Это если сравнивать поверхностно smile Если же углубляться, смотреть по отдельным статьям, то сильные и слабые стороны есть у всех, как и всех найдется преимущество над остальными. Другое дело, что косяки английского флота с лихвой перекрывались преимуществами, а у испанцев и французов - нет.
          2. +1
            21 августа 2019 22:32
            Цитата: arturpraetor
            Все помнят победы Хокинса, Дрейка и прочих, и не помнят как часто они лажали - но, в то же время, не знают и не хотят знать победы испанцев, при этом смакуя как лучшее вино их мельчайшие поражения.

            Артем, приветствую.Спасибо за статью. Хотя сегодняшний герой и уступает, на мой взгляд, предыдущему как в плане свершений, так и в плане драматичности судьбы, но само повествование от этого не стало менее увлекательным. hi
            Не так давно где-то то ли прочитал, то ли услышал (наверное, от Клима Жукова) про т.н. "Английскую армаду", разгромленную испанцами через год после разгрома "Непобедимой армады" англичанами. Командовал "Английской армадой" именно Дрейк и почему-то в нашей историографии этому эпизоду, в отличие от разгрома испанцев уделяется катастрофически мало места. Настолько мало, что я, например, хоть и интересуюсь историей предметно уже достаточно давно (хотя больше меня интересует история отечественная), узнал об этом эпизоде меньше года назад или около того.
            Полагаю, что в советский период этот эпизод особо не афишировался так как не очень вписывался в общую концепцию исторического развития, насаждавшуюся в СССР (передовая буржуазная Англия побеждает реакционную Испанию, сколотившую богатство на грабеже бедных индейцев), но почему сегодня, в эпоху тотального англофобства эти темы не муссируются самым активным образом мне непонятно.
            1. +2
              21 августа 2019 22:38
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Не так давно где-то то ли прочитал, то ли услышал (наверное, от Клима Жукова) про т.н. "Английскую армаду", разгромленную испанцами через год после разгрома "Непобедимой армады" англичанами. Командовал "Английской армадой" именно Дрейк и почему-то в нашей историографии этому эпизоду, в отличие от разгрома испанцев уделяется катастрофически мало места.

              Ага, один из моментов, который очень не любят вспоминать англичане)) И который не так часто вспоминается у нас, хотя и чаще, чем многое другое. Дрейк, к слову, и до этого был бит испанцами, за компанию с Хокинсом, когда решили пограбить испанские колонии, и нарвались на боевую эскадру. Но это тоже из того, что узнать тяжело, и помнить тоже - я вот этот эпизод знаю, но детали сейчас уже не вспомню.
              Цитата: Хозяин Трилобита
              но почему сегодня, в эпоху тотального англофобства эти темы не муссируются самым активным образом мне непонятно.

              Так у нас практически вся история западных держав, за редким исключением, грубо говоря написана английскими историками smile Испанцам просто досталось больше прочих, ибо их мало кто в Западной Европе любил. Истории остальных государств тоже лучше всего изучать по трудам разных историков, прежде всего - отечественных (в смысле, испанцев про Испанию, и т.д.). А то ведь у нас и другие байки ходят - к примеру, что Фландрия и Голландия кормили Испанскую империю в плане налогов, хотя на деле, при проверке информации испанскими историками, выплывает совершенно другая картина laughing Но, к слову, ситуация сейчас лучше, чем раньше - про Испанию пишут все больше и больше, хоть и не так много, как можно было бы.
  6. +1
    21 августа 2019 20:41
    Умер Федерико Гравина 6 марта 1806 года
    "I am a dying man, but I die happy; I am going, I hope and trust, to join Nelson, the greatest hero that the world perhaps has produced."
    "Я умираю, но я умираю счастливым и надеюсь, что присоединюсь к Нельсону , величайшему герою, которого когда-либо создавал мир".
    1. +4
      21 августа 2019 20:45
      Не видел этой информации, когда писал статью. Благодарю за дополнение hi
      1. +5
        21 августа 2019 20:53
        Тут есть один интересный момент. В англоязычной биографии Гравины приводятся эти его слова.
        Однако в испанской биографии умирая он говорит своему пастору Пэдро Буэно : " “Yo estoy sumamente tranquilo y conforme con la voluntad de Dios en mi interior. No me es sensible dejar este mundo; deseo morir como buen cristiano: sólo temo la presencia del Divino Juez que me ha de sentenciar en muriendo”.
        Испанский - не мой конек и нет поблизости переводчика, но гуглетранслейтор позволяет примерно понять смысл: "Я чрезвычайно спокоен и удовлетворен волей Бога. Я хочу умереть как хороший христианин: и меня страшит только присутствия Божественного Судьи, который должен приговорить меня к смерти."
        1. +4
          21 августа 2019 20:57
          Этого я тоже не нашел recourse Впрочем, я и не слишком глубоко копал, как было указано в первом посту по Гастаньете - только самая общая и общедоступная информация из испанского сегмента интернетов, коей на русском или ничтожно мало, или в принципе нет. К слову, про того же Гравину пришлось сильно урезать количество упоминаний о боевых эпизодах и участии в тех или иных "больших дел", иначе статья вышла бы слишком длинной - человек действительно имел огромный практический опыт моряка и флотоводца.
  7. 0
    21 августа 2019 21:59
    Спасибо, Артём. hi Красиво написано и читается легко. Но вот не могу отделаться от одной дурацкой песенки, что всё время вертится в голове:
    "Что они ни делают, не идут дела..." (С)
    Нет, правда, и корабли хороши, и офицеры толковые, а толку нет. Нет, я всё понимаю: финансирование, проблемы с командами, но...
    Существуют английские и французские свидетельства того, что во время боя этот корабль вместо того, чтобы оказывать поддержку союзникам, закрыл орудийные порты, и попросту дрейфовал, получая раз за разом снаряды в свои толстые борта из красного дерева.

    Но вот это объяснить невозможно! Вы подобные случаи в других флотах наблюдали? Я не очень хорошо знаком с тем временем, возможно это не единичный случай, но за такое поведение в бою командиров отдают под суд независимо от причины произошедшего.
    С уважением М.Кот. hi
    1. 0
      21 августа 2019 22:26
      Цитата: Морской Кот
      Но вот это объяснить невозможно!

      Коллега, укомплектуйте команду где-то на треть насильными рекрутскими наборами людей, которые до того не тянули лямку в качестве крепостных, а были лично свободными, и поведите их через неделю в бой, толком не пояснив, что и как делается. Подобный результат будет вполне предсказуем. Собственно, предбоевое положение, в котором находились не только испанцы, но и французы, я уже описал в статье:

      Жалование офицерам и матросам не выплачивали по 4-8 месяцев, из-за чего те «слегка» пообносились, и не могли даже купить себе сменное обмундирование. Само собой, денег не хватало и на поддержание в нормальном виде находящихся в строю кораблей, из-за чего то тут, то там встречается информация, может целиком выдуманная, а может и вполне достоверная, что некоторые корабли содержались в более или менее приемлемом виде за счет… Сбора средств с офицеров, а точнее тех из них, кто обладал доходом помимо офицерского жалования, и мог внести свой вклад в покупку хотя бы краски и нитей для штопки прохудившихся парусов. Ко всему прочему, по Андалусии прокатилась эпидемия, которая забрала огромное количество людей из состава команд, к чему добавилось дезертирство – в результате чего в октябре, когда Вильнев решил выходить в море, пришлось объявлять по всей провинции мобилизацию населения, насильно сгонять на корабли кого попало, буквально хватая людей прямо на улицах и рыночных площадях дабы хоть так восполнить потери, и получить нужное количество рабочих рук для обслуживания кораблей.


      В такой ситуации вообще выходить в море опасно. Уверен, что происходи такое в Великобритании или России - то флот попросту объявили бы небоеспособным, и оставили в порту. Но не в тех условиях, что сложились в рамках испано-французского союза! Да если б не костяк из "старожилов" - там большинство испанских и французских кораблей белый флаг выкинули бы еще в начале боя! И, с другой стороны, экипаж "Сан-Хуан Непомусено", насколько я могу судить, понес малые потери от эпидемии - и проявил себя лучше всего в бою. Практически на равных. К слову, был еще один подобный корабль, и там тоже схожая ситуация. Так что судить весь флот по Трафальгару - это так себе занятие, ибо к Трафальгару Испания шла в течении 17 лет, а до того все было не так плохо, я бы сказал - даже с переменным успехом, о чем и будут следующие статьи.
      1. 0
        21 августа 2019 23:17
        Те времена сложно судить, люди были немного другими. У нас в СА набор был тоже "добровольно-принудительным" и бОльшая часть призывников предпочла бы остаться дома при своих девках. Но в карантине всех быстро "приводили в чувство", сам был таким на первом году в учебке, потом, уже сержантом, гонял молодых в карантине. Правда без всякого фанатизма. Я понимаю, что нелепо сравнивать тогдашний испанский флот и СА конца шестидесятых, но ведь политика "кнута и пряника" существовала с древнейших времён.
        Как бы то ни было, мне интересно читать Вас и узнавать то, что без ваших статей не узнал бы. smile drinks
        1. +2
          21 августа 2019 23:25
          Цитата: Морской Кот
          У нас в СА набор был тоже "добровольно-принудительным" и бОльшая часть призывников предпочла бы остаться дома при своих девках.

          В Советской Армии это происходило не в военное время. Насильно рекрутированные были абсолютно уверены, что их поведут на убой если не завтра, то на следующей неделе. И, что характерно, оказались правы. Плюс, эпизод с "Принсипе де Астуриас" хоть и весьма вероятен, но не факт, что имел место быть в реальности - как я указал в статье, увидеть такие детали во время боя, когда все нахрен заволокло дымом, с другого корабля - несколько проблематично, тем более что там, помимо деталей по орудийным портикам, были еще и такие вещи, которые ВООБЩЕ с другого корабля никак не увидишь (прислуга закрыла порты и перешла к другому борту, чтобы не быть раненной деревянной щепой).
          Цитата: Морской Кот
          но ведь политика "кнута и пряника" существовала с древнейших времён.

          Коллега, за пару недель из всякого сброда можно сделать лишь пушечное мясо. В том то и дело, что все происходило быстро - в начале октября Вильнёв решил таки выйти в море, испанцы максимально тянули время, чтобы набрать рекрутов и подготовить их, но уже 21 числа случился Трафальгар. При том что рекрутов за это время надо было еще собрать чуть ли не со всей Андалусии, доставить в Кадис, распределить по кораблям, сами корабли вывести из "спячки", в которую они погрузились за 4 месяца стояния на месте... Ах да, не забывайте, что денег - кот наплакал, "старикам" жалование не платили черт знает сколько, а боевая подготовка, как правило, таки требует некоторых средств. Чтобы после этого получилось что-то хорошее - так не бывает.
          1. +2
            21 августа 2019 23:30
            Со всем почти согласен, а вот это:
            сами корабли вывести из "спячки", в которую они погрузились за 4 месяца стояния на месте... Ах да, не забывайте, что денег - кот наплакал, "старикам" жалование
            Это системный кризис в стране, который, в общем-то решил всё заранее и независимо от Трафальгара? Остаётся сожалеть о тех, кто мог и хотел, но не имел возможности.
            1. +2
              21 августа 2019 23:39
              Цитата: Морской Кот
              Это системный кризис в стране, который, в общем-то решил всё заранее и независимо от Трафальгара? Остаётся сожалеть о тех, кто мог и хотел, но не имел возможности.

              Да, это системный кризис, причем и экономический, и политический. При Карлосе III дела шли не образцово, но в общем и целом успешно, а вот едва корону унаследовал Карлос IV - как сразу началось нечто матерное. Правительство сформировалось слабое и погрязло в адской коррупции, в 1793-1795 годах испанская армия, воюя с французами на испанской же земле, ВНЕЗАПНО оказалась плохо одета, практически без снабжения, и малочисленна - на мобилизацию больших сил не хватало средств. Флот кое-как действовал, но количество вымпелов в строю постоянно сокращалось, а во время перемирия 1802-1804 годов Армада и вовсе процентов на 95 ушла в резерв, откуда ее потом пришлось доставать с огромными затруднениями - и все из-за того, что в достаточно богатой Испании неожиданно стало не хватать средств. Деньги были, но пока попилят на коррупционных схемах, пока выплатят Наполеону деньги (тот безбожно доил союзное государство, пользуясь податливостью Годоя), пока потратят на всякие-разные излишества, которые себе не позволял даже Карлос III, пока то, пока се.... И деньги до армии с флотом уже не доходят. Расписывать масштаб проблем можно долго, но если вкратце - благодаря стечению обстоятельств государство за какие-то 20 лет после смерти Карлоса III превратилось из одной из ведущих держав Европы в марионетку, а спустя 40 лет вообще превратилось в богом забытую окраину Европы. За все это стоит благодарить Карлоса IV и Фернандо VII - в любое другое время они бы стали просто плохими монархами, но конкретно в тот исторический период они оказались ведром никотина, разрывающего хомячка на атомы.
              1. +2
                21 августа 2019 23:42
                Что поделаешь, не только мы такие "везучие". request