Лучший военно-исторический музей России и его история

76

«Укрепление в виде короны»


В настоящее время Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) располагается в исторической части северной столицы в так называемом Кронверке – вспомогательном укреплении Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости. В переводе с немецкого Кронверк означает – «укрепление в виде короны» и строение действительно с высоты птичьего полета очень походит на королевский головной убор. Основной задачей Кронверка была защита Петропавловской крепости от нападения шведов с севера, однако, ни одно из этих фортификационных укреплений не успело поучаствовать в боевых действиях. Правда, есть мнение, что в 1705 году шведы безуспешно пытались овладеть только что построенной Петропавловской крепостью и именно этот эпизод стал толчком к постройке в северной части земляного Кронверка.





Новое фортификационное сооружение располагалось на искусственном острове, который получил название Артиллерийского, и должно было помешать атакующим сосредоточить силы для удара по основной крепости на Заячьем острове. Фронты Кронверка имеют бастионное начертание французской школы с небольшими орильонами (от французского orillon - «ушко»), позволяющими вести с укрепления продольный огонь, то есть защищать стены от фланговых ударов. В соответствии со всеми правилами перед фронтами расположили равелины, или отдельные от основного строения треугольные укрепления, располагающиеся перед водной протокой. Эскарпы, контрэскарпы и «капуниры» Кронверка были в те времена сооружены из земли и дерева.


План Кронверка и Петропавловской крепости



Вестибюль Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи






У входа в музей есть пара экспонатов, имеющих не самое прямое отношению к артиллерийской тематике собрания


С 1706 года для строительства стали привлекать камень – ограды для защиты от размыва водой защитили гранитными эскарпами. На Кронверке с внутренней стороны также разместили казематы для жилья, а под каждым фланком (укрепление, расположенное перпендикулярно фронту крепости) были двухярусные оборонительные казематы. Весь XVII век северный защитник Петропавловской крепости модернизировался и перестраивался по инициативе как самого Петра I, так и его сподвижников. Так или иначе в развитие Кронверка вложили свои силы граф и генерал Бурхард Кристоф фон Мюнних, принц Людвиг Гессен-Гомбургский, граф Петр Иванович Шувалов, а также военный инженер и генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Пушкина. Спустя уже несколько десятилетий после возведения и Санкт-Петербургская крепость, и её северный защитник устарели и стали частью великолепной петербургской панорамы. Однако, основная крепость затмила собой Кронверк как в плане исторической ценности, так и буквально – для того, чтобы увидеть укрепление из центра города, необходимо обходить петропавловские стены.

Музей Петра Великого


Если сравнивать возраст Кронверка, в котором сейчас расположен музей артиллерии, с возрастом пушечного собрания, то окажется, что первые артиллерийские орудия стали коллекционировать еще в 1703 году. То есть за два года до закладки первого деревянноземляного Кронверка. И гораздо раньше, чем знаменитую Кунсткамеру, которую Петр I заложил в 1714 году, и которую многие ошибочно считают самым возрастным музеем России. Где же располагались первые экспонаты будущего артиллерийского собрания? В Петропавловской крепости в деревянном цейхгаузе по приказу самого Петра I. А первым заведующим и хранителем экспозиции стал Сергей Леонтьевич Бухвостов, которого русский царь в молодости называл «первым российским солдатом». В потешных войсках юного Петра Великого Бухвостов занимал в своё время должность «потешного пушкаря».

Лучший военно-исторический музей России и его история

Сергей Леонтьевич Бухвостов


Для наполнения экспозиции требовались немалые усилия, так как в бытность того времени все отработавшие свое и устаревшие орудия переплавлялись для создания новых пушек или колоколов. Все-таки, медь, железо и бронза были не самим доступными материалами. В указах Петра I можно увидеть в связи с этим требования к военноначальникам всех городов России о необходимости строгого учета, описи и хранения всех пушек и масжеров (мортир). Самые выдающиеся орудия предписывалось высылать в экспозицию зародившегося музея в Петропавловский цейхгауз. Так, в первые годы из Смоленска прибыло сразу 30 пушек с 7 мортирами. Нередко и сам царь осматривал подготовленные для утилизации орудия, из которых самые интересные направлял в музей. И даже в переломный момент после битвы под Нарвой, когда армия остро нуждалась в оружейных металлах, накопленные в цейхгаузе пушки не пошли на тотальную переплавку. О тяжести положения говорят многочисленные факты переплавки колоколов, изъятых из действующих храмов и церквей. На этот шаг государство пошло только после одобрения церкви.

Со временем, для пополнения коллекции «инверторскими, курьёзными и достопамятными» экспонатами, стали привлекать купцов, которые закупали оружие за рубежом. Примечательной историей в этой связи служит пример шведского купца Иоганна Прима, который приобрел для коллекции в 1723 году в Стокгольме старинную русскую пушку «Инрог» и привез эту махину на родину. В артиллерийской управе написали тогда:
«Оная пушка в артиллерию не требована и впредь не может быть действительна, но куплена оная только для курьёзу и видя, что она русская старинная».




96-мм бронзовая пушка "Красный лев" из эстонского Ревеля. Отлита в 1559 году. Масса 1597 килограмм, длина 4 метра. Лафет не родной, изготовлен в 1850 году


В 1776 году в Петербурге на Литейном проспекте появился трехэтажный артиллерийский арсенал графа Орлова, в котором второй этаж полностью перешел под нужды музея из петропавловского цейхгауза. Уже к концу XVIII века самый старый музей России становится еще и самым крупным военно-историческим музеем мира. Правда, для свободного доступа посетителей он закрыт до 1808 года, когда вместе с первыми посетителями начинается новая жизнь собрания военных ценностей. Составляются каталоги, путеводители, приступают к кропотливой работе классификации и реставрации экспонатов. Достопамятный зал в артиллерийском арсенале Петербурга первое время справлялся с наплывом посетителей, пока войны начала-середины XIX века не наполнили коллекцию трофейным оружием. Уникальное собрание ценностей требовало новых площадей, но тут неожиданно здание орловского арсенала передали министерству юстиции для размещения суда. Случилось это в 1864 году и всю коллекцию оружия в течение четырех лет держали в подвалах и неприспособленных для этого складах. Именно в этот момент Россия могла потерять ценные экспонаты артиллерийского собрания Петра. Но очень вовремя в дело вмешался сам император Александр II, который в 1868 году распорядился перенести многотысячное собрание в каменный, к тому времени, Кронверк Петропавловской крепости. С этого времени официальное название петровского музея стало «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления».






Тяжелая 122-мм пушка «Собака» из Саксонии. Название оружие получило, как и во многих других случаях, по форме дельфинов - фигурных петель на стволе, предназначенных для перемещения пушки. Изготовлена в 1618 году. Масса – 1898 кг, длина – 3620 мм. Лафет бутафорский, датируется 1850 годом



Вот в таком состоянии расположена часть экспозиции. Нет даже описаний к орудиям


Кроверк стал каменным по достаточно парадоксальной причине – в Европе начались революции, приведшие к свержению королевских династий. В связи с этим, Николай I решил обезопасить себя и государство от «революционной заразы» постройкой массы крепостей по всей России. В 1848 году приступили к возведению двухэтажного здания арсенала на месте деревянноземляного Кронверка. В 1860 году все работы были закончены и мощное краснокаменное фортификационное сооружение получило официальное название «Новый арсенал в Кронверке». Спустя 8 лет в стенах крепости нашли место для экспонатов петровского собрания, которому к тому времени стукнуло более 150 лет.

В начале XX века на долю артиллерийского музея выпало немало испытаний. Сначала его хотели перенести в Петропавловскую крепость, а на месте собрания планировали размещение Монетного двора. В 1917 году, когда немцы рвались к столице, экспонаты музея пришлось эвакуировать в Ярославль. Во многом это было вызвано огромным количеством орудийной бронзы, на которую у немцев были особые планы – для них это был стратегически важный ресурс. Революция также не пощадила экспонаты. И в Ярославле, и в Петрограде сгорело множество архивных данных, коллекции знамен, коллекции трофеев и документов. 1924 год принес еще одно бедствие – разрушительное наводнение, которое затопило немалую часть экспозиции.

Новейшая история музея


После Великой Отечественной войны и периода сложнейшего восстановления музея, коллекции собрания непрерывно пополнялись новыми экспонатами. Это были как трофейные образцы, так и новейшие разработки советской военной промышленности, многие из которых носили статус опытных экземпляров. Именно в послевоенный период музей окончательно ориентируется на артиллерийский профиль и из состава собрания выводятся экспонаты Интендантской коллекции и множество исторической военно-медицинской техники. Также по мелким музеям распыляются коллекции головных уборов, военного обмундирования, Суворовское собрание и предметы религиозного культа. В 1963 году к экспозиции в Кронверке присоединился Центральный исторический военно-инженерный музей, а спустя два года и Военный музей связи.
Сейчас в экспозиции Артиллерийского музея более 630 тыс. экспонатов из которых 447 располагаются на внешней площадке под открытым небом. Само собрание, с которым мне удалось познакомиться в середине августа, оставляет достаточно противоречивое впечатление. С одной стороны, музей наполнен уникальной техникой и оружием, многое из которых датируется XVI-XVII веками. Всего насчитывает 13 залов на общей площади около 17 тыс. кв. м. Здание Кронверка и само по себе составляет немалую историческую ценность, а уж его содержание и подавно. Музей доступен – его легко найти в Санкт-Петербурге и он открыт пять дней в неделю, а на открытую экспозицию можно попасть абсолютно бесплатно.






Огромная немецкая противотанковая 8,8-см пушка PAK 43/41. Масса орудия более 4 тонн. Примечательно, что все немецко-фашистские орудия в музее стоят с опущенными стволами


С другой стороны, для современного музея оформление уж совсем скромное. Особенно, если сравнивать с современнейшими ангарами музейного комплекса в подмосковном парке Патриот. Во многих залах не хватает элементарного освещения экспонатов, а ценнейшие стволы средневековых пушек навалены словно бревна на территории музея. К тому же залы артиллерийского собрания находятся в перманентном состоянии ремонта и вам вряд ли удастся посетить их все единовременно. Во-первых, часть будет закрыта на ремонт, а во-вторых, для тщательного осмотра не хватит времени – музей работает с 11.00 до 17.00. Несмотря на это, собрания музея и атмосфера внутри него уникальны. Нигде в России вы не встретите столь крупного собрания свидетелей мировой пушечной и военно-инженерной истории. Каждый зал музея требует отдельного внимания и отдельного повествования.
76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    23 августа 2019 04:52
    Спасибо автору за интересную статью!
    1. +3
      23 августа 2019 11:58
      Цитата: RuSFr
      Спасибо автору за интересную статью!

      Присоединяюсь с надеждой на дальнейшее!!!!!!
    2. +1
      23 августа 2019 14:44
      Подскажите, а экспонаты по внешнему обводу кронверка, доступны для посещения? Судя по снимкам, там много чего интересного.

      1. +3
        23 августа 2019 14:52
        Сомневаюсь, что доступны. Посетителей точно там не было. Да и состояние техники там не самое свежее. Они все-таки не из бронзы... Кстати, один-единственный экспонат в открытой экспозиции прикрыт все-таки навесом. Это СУ-76.
        1. +1
          23 августа 2019 14:56
          Я слышал, что эта часть Кронверка доступна для курсантов военных (или только артиллерийских) училищ, для учебных и патриотических мероприятий. Верно это?
          1. +3
            23 августа 2019 15:04
            Здесь вряд ли поясню. Знаю только, что два дня в неделю (понедельник, вторник) музей закрыт. В это время работает уникальная историческая библиотека музея. И вот туда как-раз много посетителей из военных учебных заведений и тд.
  2. +6
    23 августа 2019 06:46
    Спасибо Евгений за интересную статью!Но вопросы...Первый:а не лучше ли музею закрыться(условно) на годик-два и нормально произвести ремонт,нежели пребывать в состоянии перманентного ремонта?Второй:пушки на земле?Ну это как-то не совсем правильно,нет?А экспозиция конечно шикарная!И вдогонку ещё!А почему стволы у немецких орудий опущены? Какой-то идейный смысл?
    1. +13
      23 августа 2019 07:43
      ствол опущен как знамя противника при сдаче в плен
      1. +2
        23 августа 2019 08:50
        Да,наверное в этом какой-то символизм наблюдается!
        1. +3
          23 августа 2019 10:04
          Это означает: горе побежденным. Vae victis.
          1. +2
            23 августа 2019 10:15
            Принято!Спасибо за ответ!
    2. +1
      23 августа 2019 08:38
      Цитата: Фил77
      Второй:пушки на земле?Ну это как-то не совсем правильно,нет?

      Для бронзовых пушек расположение на открытых площадках-обычное дело во всем мире.
      Бронза -материал для памятников на открытом воздухе и благородная патина считается украшением их

      Например, пушки музея Бородино-тоже на открытой площадке :
      1. +2
        23 августа 2019 08:48
        Андрей!Приветствую Вас!Вы ведь сами ответили на мой вопрос,сравните как располагаются пушки в Бородино и в этом музее.Разница ведь есть?Да,по поводу свойств бронзы я в курсе, Царицыно недалеко!
        1. -2
          23 августа 2019 08:54
          Цитата: Фил77
          Андрей!Приветствую Вас!Вы ведь сами ответили на мой вопрос,сравните как располагаются пушки в Бородино и в этом музее.Разница ведь есть?Да,по поводу свойств бронзы я в курсе, Царицыно недалеко!

          Здравствуйте, Сергей! Принцип один-на открытой площадке, не в зале, без табличек, большой массой.
          Сами площадки -да, разные, но Бородино , насколько знаю, после ремонта
          Цитата: Фил77
          Царицыно недалеко!

          Соседи, значит: когда бываю в Москве живу в Климовске
          1. +2
            23 августа 2019 08:59
            Земляяяккк!У меня на фабричке несколько ребят из Климовска работают.Но по теме:насчёт хранения можно и поспорить :музей Советской Армии,открытая экспозиция,все экспонаты с табличками!И опять:пушки на земле?ну не комильфо просто!
      2. -5
        23 августа 2019 16:21
        Ничего хорошего в этом нет. ,,Инопланетянам,, не интересна история России. Поэтому пушки под открытым небом, самолеты, танки, боевые машины ...Людям интересна история людей. Нелюди к ней безразличны
        1. +1
          23 августа 2019 17:19
          Во дворе Музея всегда много людей.Можно близко подходить, трогать.Фотографироваться.
    3. +1
      23 августа 2019 14:50
      Фил,, с языка сняли вопрос: почему у немецких пушек опущены стволы. Может как знак,что больше не угрожают?
      1. 0
        24 августа 2019 11:31
        ПО аналогии с вражескими знаменами - признак поражения.
    4. -1
      23 августа 2019 19:03
      Цитата: Фил77
      Первый:а не лучше ли музею закрыться(условно) на годик-два и нормально произвести ремонт,нежели пребывать в состоянии перманентного ремонта?

      Как правило, основная и единственная причина перманентного ремонта-отсутствие постоянного финансирования, это же не любимая игрушка Шойгу в виде Патриота.
      1. 0
        24 августа 2019 15:17
        Цитата: Альф
        это же не любимая игрушка

        И сюда ожидаемо приплели... laughing То есть, в Советское время у властей тоже были "другие игрушки", если и тогда часть залов постоянно была закрыта, в т.ч. в связи с ремонтом, а внешняя экспозиция также находилась... не поверите... под открытым небом. yes
        1. +1
          25 августа 2019 14:49
          Цитата: Paranoid50
          То есть, в Советское время у властей тоже были "другие игрушки",

          В СССР музеи тоже финансировались "по остаточному принципу".
  3. +3
    23 августа 2019 07:05
    Был я там, очень интересно и познавательно!
    1. +6
      23 августа 2019 07:23
      Бывал, не раз. Но каждый раз уходил с мыслью "Нельзя объять необъятное"
      1. +2
        23 августа 2019 12:52
        Насчёт пушки ""Собака"" и др.пушек. Ну какие же там дельфины? Типичные собачьи морды! Ну а тело--- какого-то морского чудовища, украшенное деталями растительного орнамента!!! Кстати, на многих других пушках этого музея изображены в виде ручек, самые разные животные, преимущественно морские--- змеи, рыбы, волки, драконы, чудовища и т.д. Животные все отличаются друг от друга, хоть чуть-чуть! Каждая пушка---ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!!!
        Ещё Алексей Николаевич Толстой в романе ""Пётр I"" упоминал русские пушки с самостоятельными ИМЕНАМИ---Медведь, Олень и др., по именам животных, выгравированных на стволах пушек. Я бы сказал, что там, на улице я видел не гравировки (!), а невысокие рельефы фантастических животных, языческих! Удивительное чувство!!! По моему, сделать невысокий рельеф---дело технически трудное. Зачем-то это было нужно??? Делали же!
        1. +1
          23 августа 2019 13:02
          Рискну предположить:для красоты и благолепия! hi
          1. +1
            23 августа 2019 19:04
            Цитата: Фил77
            Рискну предположить:для красоты и благолепия! hi

            Тем более, что пушки тогда были штучным товаром.
            1. 0
              23 августа 2019 19:15
              Да,так же как и мастера по их изготовлению.Просто литейщиками я б не рискнул их назвать.Круче!Намного круче!
        2. +3
          23 августа 2019 13:38
          Дельфины - это те самые ушки посередине пушечного ствола за которые орудия перемещали. А на указанной пушке дельфины в виде собак. Такая вот игра слов
          1. +2
            23 августа 2019 13:53
            Понятно, спасибо! Там есть и птицеголовые, только не помню, ушки или рельефы! Бываю каждый год, если в ++++погоду, то буквально каждую зверушку поглажу., хоть рельефную, хоть объёмную! И начинается волшебство: провал пространственно-временной в ДРУГОЙ МИР
            1. +3
              23 августа 2019 15:14
              Сейчас вряд-ли получится погладить. Огородили экспозицию во внутреннем дворе.

              Кстати, вот еще фото "бережного" отношения к оружейной истории

              1. +2
                23 августа 2019 17:07
                Замечательные фото!!!!! Уважаемый Автор!!!!!В прошлом году был зимой, а в этом ещё не был. И Музей Политической Истории отложил, и Музей Истории Медицины на Каменноостровском надолго отложил.....
                1. 0
                  28 сентября 2019 12:56
                  я еле из музея паровозов ушел... настолько впечатлило..
        3. +3
          23 августа 2019 13:46
          Цитата: Reptiloid
          По моему, сделать невысокий рельеф---дело технически трудное.

          Вовсе нет. Из глины лепили фигурки на модель пушки, а потом форму делали для отливки.
          1. +1
            23 августа 2019 17:04
            Да, Владимир, понял. Всё равно это было более трудоёмко, чем без рельефов. Была у наших предков такая потребность---украшать пушки изображениями диких сильных зверей!! Древнейшие языческие символы, тотемы, символ и мифический первопредок рода, талисман, амулет, оберег! Для древних русичей такие огромные, звери считались носителями страшной силы!!! Как-то так.
            1. +2
              23 августа 2019 17:19
              Цитата: Reptiloid
              . Всё равно это было более трудоёмко, чем без рельефов.

              Да это как бы последний штрих для завершения работы. И показать класс мастерства. Прекрасно понимаю литейщиков, не хотели они однообразия. Бажов ещё вроде написал про шашку с конём и с крыльями?
              1. +1
                23 августа 2019 17:25
                Цитата: мордвин 3
                ....Да это как бы последний штрих для завершения работы. И показать класс мастерства. Прекрасно понимаю литейщиков, не хотели они однообразия. Бажов ещё вроде написал про шашку с конём и с крыльями?
                Вот такие наши предки были!!!!! Наверно, сегодняшняя утилитарность им не понравилась бы?
                1. +2
                  23 августа 2019 17:30
                  Цитата: Reptiloid
                  Наверно, сегодняшняя утилитарность им не понравилась бы?

                  Так ведь и литейка - не станок с ЧПУ. У нас на предприятии отливали сковородки для себя, так украшали, от нечего делать.
                  1. +1
                    23 августа 2019 17:35
                    Нууу может, не совсем от нечего делать, а осуществить свою какую-то good мечту, попробовать что новое, что никто не делал?
                    1. +2
                      23 августа 2019 18:08
                      Цитата: Reptiloid
                      попробовать что новое, что никто не делал?

                      Ну, я например, деньги выплавлял как то, печатки пробовал, кто то - подсвечники, изображения Сталина, или там кузнеца какого. У дядьки был на Урале, он мне крест отдал, сам плавил:
                      1. +2
                        23 августа 2019 21:05
                        Замечательно просто! Вам и Вашему дяде----респект!+++++
                        Не сосчитать талантов Земли Русской!
        4. +3
          23 августа 2019 14:55
          Сразу видно,что человек внимательно читал Алексея Толстого, а то есть такие"читатели",что :" смотрит в книгу,а видет фигу"
          1. 0
            23 августа 2019 17:09
            Очень давно читал, в детстве, а сейчас после статьи и комментов---аамо вспомнилось!!!!! На эмоциях, видимо!
  4. +3
    23 августа 2019 07:05
    Ростов Великий тоже стоит на звездночном бастионе на картах его хорошо видно. И таких место полно
    1. +4
      23 августа 2019 08:42
      Иван,
      это не так,
      Ростов Великий - прямо классический русский (древнерусский) город, а звезды бастионы (Петропавловка) изобретение французской военно-инженерной мысли XVII века. Совпадение случайное.
      А таких мест полно, правда, там где в XVIII - крепости возводили на звездый манер.
      Даже турецкая крепость Еникале в Керчи звездная)
      1. +3
        23 августа 2019 12:40
        В те времена многие, даже "классические русские", крепости усиливались бастионным построением.

        1. +1
          24 августа 2019 11:35
          Добавлю, что бастионы получили практически все крепости на Западе в период Северной войны.
          Тот же Орешек после взятия дополнили бастионами и они тоже до сих пор видны.
  5. +5
    23 августа 2019 08:39
    Отличная статья, спасибо!
    реально лучший музей оружия в нашей стране,
    к сожалению экспозиции сильно устарели, все таки не 1950 г., а 2019, особенно по фантастической древнерусской коллекции. Чего стоит стрелы от осадного самострела!
    ремонт конечно необходим.
    У нас как обычно, на фоне, не побоюсь этого слова лучших в мире коллекций по оружию, по многим видам собраний (те же танки) отвратительная современная презентация.
    А автору спасибо!
    1. +2
      23 августа 2019 08:54
      Интересный музей, но очень неудачно оформлены витрины. Подписи на прозрачном фоне читаются очень тяжело.
      1. +2
        23 августа 2019 09:03
        Вот и я к чему!Патронаж мощнейший:Минобороны,минкульт(значит на глупейшие фильмы деньги есть?).Ну неужели нельзя привести в порядок такой замечательный музей?
        1. +4
          23 августа 2019 09:44
          Совершенно с Вами согласен,
          правда патронаж ничего не меняет.
          Музеи к Минбороне отношения не имеют теперь, убрать Музей ВМФ со стрелки Васильевского острова, такой бред сложно придумать. В музее в запасниках было колоссальное количество экспонатов (был там на практике) - надо было расширять экспозицию, а его убрали.
          Даже музей ВС в Москве, конечно, стал намного лучше за последнее время, но с помпезным музеем Армии в Стамбуле не сравните: вот где чувствуется уважение к армии и её истории.
          А у нас даже 200 летие Бородинской битвы организовывал Минкульт, а не Армия, типа "дела давно минувших дней, преданнее старины далекой"...
          1. +4
            23 августа 2019 10:10
            Здравствуйте Эдуард!Ну Вы знаете вот в моей голове это просто не укладывается!Музеи имеют прямое(ну не бывает прямее!!!) отношение к российским вооруженным силам и такое отношение минобороны?!А куда они музей флота переносить собираются?(ну причина ясна-золотая питерская центровая земля,хотя-историческое здание?нет.не посмеют,надеюсь,ну Вы поняли.)
            1. +3
              23 августа 2019 13:08
              Здравствуйте Сергей, музей выведен - там экспозиция просторная,
              что написали правильно здесь в комментариях.
              Но я с благоговением с детства относился к этому Музею к Бирже, все-таки весь комплекс с Рострами, а по современной техники естественно нужно было делать современную экспозицию-филиал.
              Кстати говоря, то что узнал на практике, в далекие 90-е: все новые образцы техники в обязанном порядке отправляли в музей, помню таскали огромные мины.
              Но в загашниках много картин на флотскую тему, естественно оригиналы+ все рабочие макеты судов с ХVIII века, представляете! Этого нет нигде, в Лондоне было, Петр Великий подсмотрел и решил тоже делать у нас, а в Англии здание сгорело, и такие чертежи корпуса судна без такелажа и оснастки только у нас.
              1. +3
                23 августа 2019 13:25
                Значит утёрли нос англам спесивым?!Это радует!А вообще я вам питерским завидую!Исторический центр города сохранили!красиво и прекрасно!
          2. +3
            23 августа 2019 11:39
            Цитата: Эдуард Ващенко
            убрать Музей ВМФ со стрелки Васильевского острова, такой бред сложно придумать. В музее в запасниках было колоссальное количество экспонатов (был там на практике) - надо было расширять экспозицию, а его убрали.

            А куда можно было расширять экспозицию в прежнем здании? Биржа не резиновая - Тома де Томон не рассчитывал, что в здании будет музей. smile
            А вот по поводу организации переезда - там да, вопросов множество. 9 лет лишения свободы директору музея и 3 года директору компании, осуществлявшей перевозку - это уже о многом говорит.
          3. +3
            23 августа 2019 12:16
            Когда убиралиМузей ВМФ были разговоры об дореволюционной истории и принадлежности здания. А не очень -то это здание оказалось по силам новым хозяевам.!Товарносырьевая биржа как-то не очень захотела заботиться о здании и приводить его в порядок. В декабре 2013 года губернатор принял решение о передаче здания Эрмитажу для Музея Русской Гвардии и Геральдики.
            Поскольку это центр архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского Остова, имеет скульптуры---- символы Мореплавания и торговли. В этот архитектурный ансамбль входят Ростральные колоны, символизирующие Победы Русского Флота. По моему, естественно, что и Музей ВМФ там находился . При СССР.
            По моему, можно было не думать расширять этот Музей, а сделать его филиал, как есть теперь у разных музеев.
      2. +1
        23 августа 2019 23:17
        Тоже на это обратил внимание, работники музея обьяснили, что непрозрачный текст будет закрывать много места на витринах, перекрывая экспонаты.
        Все таки чувствуется что места мало! Весь музей обошёл за 2 дня, за 1 - не успеть по хорошему.
        Открытая выставка в Пышме больше и лучше! В закрытые павильоны в прошлый раз не попал. Не рабочие дни были.
        1. 0
          24 августа 2019 11:51
          Соглашусь.
          Недавно побывал в Музее стрелкового оружия в Туле (или как его правильно). Вот там действительно современная экспозиция: У каждого экспоната табличка, есть интересные макеты. На каждом этаже есть ПОЛНАЯ энциклопедия оружия (даже тех, которые не представлены в живую). Есть места с видеорядом. Много других интерактивных вещей типа тренажеров от тренажера ПТУР до тренажеров Вертолета и Урагана. Можно в тире пострелять от арбалета до пулемета.
          Очень интересно и современно. При этом музей может неплохо зарабатывать на этом интерактиве (тренажеры и тир платные).

          Но это совершенно новый музей, который только недавно открыли. Со старыми музеями сложнее - есть значительна инерция. Да и некоторые экспонаты просто так не сдвинешь с места ,т.к. можно их разрушить. Плюс не надо забывать, что музей это не только экспозиция, но и то что находиться вне ее (запасники, реставрационные мастерские и тп).
          По хорошему практически все музеи страны нуждаются более современном преставлении экспозиции.

          Мое мнение, что, как минимум все главные музеи должны иметь свою версию в Интернете ,чтобы можно было получить преставление о музеи. И делать это в рамках обыкновенной школьной (да и институтской) программы. Ведь и там (в программе обучения) есть что проиллюстрировать экспонатами из наших музеев. Да взять туже Панораму Боронино или Оборона Севастополя. Чем не классная иллюстрация соответствующих событий?
        2. 0
          29 августа 2019 21:45
          Тоже в прошлом году с женой два дня потратили на этом музей. Интересно, тем более что он не только артиллерии, но и еще и инженерных войск и войск связи. Так что увидел немало образцов техники на которых ездил-работал и спал в них месяцами. Кстати, еще понравилась действовавшая в августе прошлого года выставка посвященная Калашникову.
    2. +3
      23 августа 2019 10:52
      Да, некоторые экспозиции серьезно устарели, особенно на фоне вот таких примеров из парка Патриот.


      Но в музее Артиллерии, такое оформление, по-моему, недостижимо. Элементарная нехватка площадей. Экспозиция в Патриоте вывезена из тесных ангаров Кубинки. Поэтому даже ремонт тут не особо поможет. Но облагородить коллекцию и эффектно подсветить никто не помешает.
      1. +2
        23 августа 2019 13:03
        С Патриотом с Вами согласен на 1000%. В Кубинки все было по делу, хотя и далековато, а под коньячок и с другом специалистом по техники ВОВ и 2 мировой.... эх...с Патриотом много вопросов, но то, что читал про экспозицию и то, что Вы приводите - слов нет.
  6. +3
    23 августа 2019 11:24
    Ну что касается музея, выскажусь, что не нравится. Ну во-первых, некоторые экспозиции (в частности "Артиллерия СССР 1925-1941 гг."), действительно интересные, было там и много экспериментальных разработок, стоят закрытыми, без преувеличения, десятилетиями. Во-вторых, за музеем стоит множество трофейных экспонатов со всех войн, которые просто брошены в безобразном состоянии и ржавеют, а часть наверняка уже сдали в металлолом.
  7. +6
    23 августа 2019 12:14
    На этих бронзовых пушках я изрядно посидел верхом, когда был маленьким
    Я там жил невдалеке, и в музее был раз 100 не меньше good
  8. +5
    23 августа 2019 12:35
    Спасибо автору. Но... в начале сентября сам планирую сходить в этот музей. Каждая поездка в Питер посвящена каким нибудь историческим местам или музеям. В прошлом году главный Музей ВМФ, в этом хочу посетить Петропавловку и Музей артиллерии.
    1. +3
      23 августа 2019 13:39
      Здорово, что будете в Питере. Я в Музее Артиллерии ежегодно бываю, в Петропавловке----реже. А вот в Музее Политической Истории, бывший Музей Революции---ни разу не был. Хотя он находится недалеко, на этой же станции метро. Я в этом году и в Планетарий ходил там же, детство вспоминал.
      1. +3
        23 августа 2019 15:04
        Дико завидую: вообще СПб уникальный город сам по себе, а столько музеев
  9. +5
    23 августа 2019 14:03
    я помню немецкую 88мм противотанковую пушку с поднятым стволом - в СССР она так стояла.
    музей шикарен, но есть в нем некоторые моменты спорные и странные.
    Например, как-то тускло сделан раздел связи. Или делайте его нормально, или нафиг он такой нужен.

    ps насчет старых пушек вываленных на землю около музея
    им нужен хотя бы нормальный постамент из элементарного бетона. Стоит очень дешево.
    Очень неудобно смотреть на орудия под ногами. А еще лучше постамент с навесной крышей - стоит это тоже очень не дорого.
  10. +4
    23 августа 2019 14:28
    Цитата: Shkodnik65
    Спасибо автору. Но... в начале сентября сам планирую сходить в этот музей. Каждая поездка в Питер посвящена каким нибудь историческим местам или музеям. В прошлом году главный Музей ВМФ, в этом хочу посетить Петропавловку и Музей артиллерии.

    музей артиллерии, чтобы просто обойти и все посмотреть не останавливаясь нужно не меньше 4 часов.
    я как-то устроил там экскурсию своей знакомой и несколько шокировал тем, сколько могу рассказать об экспонатах. раньше бывал там часто, теперь не получается.
    жалко, что по тяжелой артиллерии там маловато информации.
  11. +2
    23 августа 2019 18:57
    для тщательного осмотра не хватит времени
    тут согласен: сам пробыл там часа два, бежать пришлось едва ли не бегом ... потому что на улице ждали, так бы точно часов на 5 завис бы...
  12. +2
    23 августа 2019 21:56
    Здравствуйте, Евгений! Хорошая обзорная статья про музей, с достаточной долей критики. Однако, замечу, у любого явления должен быть лидер, импульс, приводящий в движение аморфное нечто. В этом месте его нету.
  13. +3
    23 августа 2019 23:05
    С детства обожаю этот музей. Пацаном лазил по пушкам во дворе. Ни в каком музее я не был столько раз сколько в нем. Статье плюс - узнал про него кое что новое.
  14. -1
    24 августа 2019 19:04
    Естественно я был в том музее. В тот день на Аврору не пускали, а в музей зато удалось попасть(да еще и по скидке). Учитывая что все знакомо-с интересом стал искать некоторые экспонаты..
    Как раз пищаль Лев и пушка Медведь заинтересовали. Участвовали в осаде Нарвы, взяты шведами в Нарвской битве.Представлял их огромными пушками... видимо современному человеку по другому кажется чем современникам.
    Хороший музей, приятные воспоминания от всей Санкт Петербургской эпопеи/посещений.
  15. 0
    26 августа 2019 01:40
    Да музей очень хороший, но вот экскурсоводы не всегда настоящие профи. Некоторые не могут ответить на элементарные вопросы, или дают ложную информацию. Был там этим летом в августе и был неприятно разочарован.
    1. 0
      26 августа 2019 01:43
      Да и сами экскурсии стоят довольно дорого. Думаю для просвещения нашей молодежи, которой нужно все хорошенько объяснять нужно не жадничать на стоимости экскурсии и повысить уровень экскурсоводов. Думаю это принесет музею немалый доход и польза государству немалая.
      1. 0
        26 августа 2019 20:23
        Это сложно. Для этого надо напрягаться. А зачем? И так сойдёт!
        Вообще в Питере, где живёт целый ряд известных военных историков и тысячи любителей военной истории, не говоря уж о гостях города, наверное можно проводить и интересные мероприятия на базе музея, и выставки стендовых моделей (недавно в соседней ветке вспоминали), и т.д. и т.п. Но для этого надо работать. А начать, желательно, с создания нормального сайта музея.
  16. +1
    26 августа 2019 20:10
    К Артиллерийскому музею чувства двойственные... С одной стороны музей классный. Мальчишками ещё часто туда ездили (в те тоталитарные времена вход был бесплатный). Состав экспозиций впечатляющий. Обычно вспоминают только про артиллерию, но это же ещё и музей инженерных войск и войск связи. А сколько всего у них запрятано по запасникам! Площадей катастрофически не хватает. Библиотека потрясающая.
    С другой стороны за последние лет 20-25 были упущены многие возможности. Например, музей мог стать центром военно-исторической реконструкции и объединять под своей крышей клубы любителей истории. Тем более, что в нём работали Соколов О.В. (тот самый, основатель движения военно-исторической реконструкции, кавалер ордена Почётного легиона), Степанов Б.Ю., Суслов Павел... Люди энергичные, фанаты военной истории, специалисты своего дела, которые объединяли вокруг себя заинтересованную молодёжь. Во внутреннем дворе музея можно было соорудить блиндажи времён ВОВ и установить в них средства связи тех времён. Желающим давать развернуть между ними проводную линию связи (П-274) с установкой телефонов (ТА-57). Много чего можно было придумать... Но, подозреваю, руководству музея всякие новые формы работы ещё тогда были не нужны и не интересны. В результате все перечисленные выше люди уволились, а музей пребывает в том же состоянии, что и при СССР. Кстати, директор музея руководит им более 30 лет, поэтому преобразований не ждите. Разве что регулярные выставки, интересные очень узкому кругу людей.