Польский гонор и… союзная честь

40

А где же немцы?


22 августа 1939 года, всего за сутки до подписания небезызвестного советско-германского пакта о ненападении, Румыния открыла свою границу с Польшей (330 км). Посольство Польши в Бухаресте было извещено тогда же румынским МИДом о "высокой вероятности военного вторжения Германии в Польшу, границы которой с Германией занимают преобладающую часть польских внешних границ".

Протест германского МИДа в адрес Румынии остался без ответа. Но уже через три недели именно этот пограничный коридор фактически спас от гибели и плена многие десятки тысяч польских военных и гражданских лиц.



Польский гонор и… союзная честь

Польская пехота уходит в Румынию, сентябрь 1939 года


Более того: не только Румыния, но даже прогерманская Венгрия и даже Литва, не признававшая польский захват в 1920-м Вильнюса и едва избежавшая, благодаря СССР в 1938-м польской оккупации, оказали Польше косвенную военно-политическую помощь в ходе нацистского вторжения. Притом Румыния с Венгрией советовали Польше не пренебрегать советской военной помощью. Но тщетно...

Польско-румынский договор о ненападении 1921 г., подписанный в Бухаресте, провозглашал в том числе незыблемость именно восточных границ Польши и Румынии. То есть, их границ с СССР и военную взаимопомощь при советской агрессии против этих стран. Это при том, что Румыния с 1918 г., напомним, оккупировала российскую Бессарабию, что не признавалось ни Советской Россией, ни СССР.

А 27 марта 1926 г. в Варшаве была подписана польско-румынская военная конвенция, не имевшая конкретного срока действия. В числе её положений было и обязательство Румынии выставить в помощь союзнице 19 дивизий в случае польско-советской войны, если в ней на стороне СССР будет участвовать Германия.

Если же Германия останется нейтральной, Румыния обещала в помощь полякам всего 9 дивизий. Польша в ответ обязывалась направить минимум 10 дивизий в случае войны Румынии с СССР, Болгарией или Венгрией. Характерно, что сценарий польско-германской войны в договоре вообще не рассматривался.

Но опасаясь, что союзная с Германией Венгрия вторгнется в Румынию для восстановления венгерского статуса Северной Трансильвании (ставшей румынской с 1921 года) и ввиду обострения румыно-болгарских противоречий из-за северной Добруджи (румынской с 1920 г.), Бухарест воздержался от прямой военной помощи Польше в 1939-м.

Георге Гафенку, министр иностранных дел Румынии в феврале 1939 г. - июне 1940-го, в беседе с польским коллегой Юзефом Беком в июле 1939 г. в Бухаресте посоветовал ему "не отвергать с порога вариант пропуска советских войск к границам Польши с Германией, Богемией и прогерманской Словакией. Географические факторы таковы, что Ваша страна вряд ли сможет самостоятельно отразить германское вторжение".



Вдобавок, по мнению Г. Гафенку, военная география Польши такова, что даже ввод в страну румынских войск не изменит военную ситуацию почти по всей Польше. Но и может спровоцировать советскую агрессию в Бессарабии.

Вот такой лояльный Бухарест


Польская же сторона не прислушивалась и к румынским аргументам. Зато поставки румынских нефти и нефтепродуктов в Германию увеличивались уже с весны 1939 года. А к концу августа 1939-го они составили почти 40% объема германского потребления нефти и нефтепродуктов против 25% в середине 30-х годов, причём нефтяные цены для Германии румынская сторона не повышала с 1938 года. Поставки же эти увеличивались и в дальнейшем.

Тем самым Бухарест демонстрировал свою лояльность Берлину ещё в канун германского вторжения в Польшу. А многие румынские СМИ в тот период отмечали, что Берлин согласился "удерживать" Москву, Будапешт и Софию от активных действий против Бухареста в адрес ряда румынских сопредельных регионов. Если Румыния не окажет помощи Польше в случае её военного конфликта с Германией. При этом все такого рода сообщения и комментарии в прессе официально не опровергались румынскими властями.

А 27 августа 1939 г. румынское правительство в своей не афишируемой дипломатической ноте Берлину заверило, что "...стремится идти рука об руку с Германией в русском вопросе". И останется «нейтральной в любом конфликте между Германией и Польшей, даже если Великобритания с Францией вмешаются в него».

Но 28 августа Румыния дала согласие Англии и Франции на транзит военных материалов в Польшу, хотя эти поставки были лишь 40-процентными от ранее оговоренных объемов и графика. К тому же они, похоже, безнадёжно запоздали. Уже к середине сентября они, начавшись 31 августа, полностью прекратились ввиду оккупации Польши.


Маршал Рыдз-Смиглы оказался не лучшим наследником пана Пилсудского


Тем временем, польский главком маршал Э.Рыдз-Смиглы объявил 17 сентября приказ «...Советы тоже вторглись. Приказываю осуществить отход в Румынию и Венгрию кратчайшими путями. С Советами боевых действий не вести, только в случае их попытки разоружения наших частей. Задача для Варшавы и Модлина (цитадель севернее Варшавы. - Прим. ред.), которые должны защищаться от немцев, - без изменений. Части, к расположению которых подошли Советы, должны вести с ними переговоры с целью выхода частей и гарнизонов в Румынию или Венгрию. Частям, прикрывавшим румынское предмостье (юго-восточное приграничье Польши. - Прим. ред.), - продолжать сопротивление".

16 -21 сентября 1939 г., вопреки германским протестам, не меньше 85 тысяч поляков, в том числе правительство и военные чины, перешли румынскую границу. Эвакуирован был и польский золотой государственный запас в 80 тонн. Уже 19 сентября 77 тонн было доставлено в румынский порт Констанца и оттуда переправлено в Южную Францию (Анжер).

Затем, в мае 1940-го это золото переправили в Лондон. А три тонны из польского золотого запаса остались в Румынии на расходы по содержанию поляков и их "перенаправлению" в другие страны. Причем эти три тонны Румыния вернула социалистической Польше уже в 1948 году без какой бы то ни было компенсации. Косвенная румынская помощь Польше выражалась осенью 1939 г. и в том, что Румыния обменивала польские злотые на местные леи по весьма выгодному для поляков курсу.

Но уже 21 сентября тогдашний румынский премьер А.Келинэску был уничтожен германской разведкой...

Литва выбирает нейтралитет


Что касается позиции Литвы в тот период, она была схожей с румынской. Она объявила нейтралитет 1 сентября, а 30 августа литовское минобороны заверило Варшаву, что литовские войска не вступят в Вильнюсский регион (всего около 16 тыс. кв. км), включавший, напомним, приграничный с Литвой и Латвией Браславский район, если тамошние польские войска будут перенаправлены на фронт с Германией. Но Берлин воздержался с протестом, полагая, что Литва поддастся соблазну вернуть себе Вильнюс.



Посол Германии в Литве Р.Цехлин 9 сентября предложил командующему литовской армией генералу С.Раштикису направить войска в Польшу для занятия Вильно. В ответ Раштикис сообщил, что "...Литва всегда была заинтересована в возвращении Вильно и Виленщины, но, объявив свой нейтралитет, она не может открыто выдвинуть это предложение, опасаясь негативной реакции как западных держав, так и СССР".

Тем временем, польские войска оттуда были в первую неделю сентября переправлены к Варшаве и близлежащей Модлинской цитадели. Что продлило польское сопротивление в Варшаве и Молдине до конца сентября.

Характерно, в этой связи, и донесение временного поверенного в делах СССР в Литве Н.Позднякова от 13 сентября в Москву: "...Германские представители в Литве всячески внушают литовскому правительству мысль о необходимости воспользоваться благоприятным случаем и вернуть г. Вильно, захваченный в 1920 г. Польшей. Но литовские власти пока отказываются".

В тот же день военный атташе СССР в Каунасе майор И.Коротких сообщил в Москву, что "...правящие круги Литвы, включая и военных, не идут на соблазн присоединения Вильно, хотя это можно было бы сейчас легко сделать. Со слов начальника 2-го отдела генштаба литовской армии полковника Дулксниса, литовцы не хотят получать Вильно из рук немцев. Другое дело, по его словам, если бы здесь был причастен Советский Союз".

Так, собственно, и случилось с Виленщиной в середине октября 1939-го.

Венгерская рапсодия не прозвучала в Варшаве


Что же касается Венгрии, ее власти, хотя и прогерманские, не были предрасположены к разгрому Польши и, соответственно, к господству Германии в Восточной Европе. Получив в 1938-39 гг. "из рук" Берлина бывшее чехословацкое Закарпатье и многие районы словацкого приграничья с Венгрией, в Будапеште вознамерились, что называется, играть свою игру в регионе.

Весной 1939-го Венгрия получила, благодаря Закарпатью, границу с Польшей протяжённостью в 180 км. А польские власти в 1938-39 годах не раз предлагали Будапешту посредничество в урегулировании трансильванского спора с Румынией.



Как отмечал позднее в своих воспоминаниях Матиас Ракоши, ставший во главе Венгрии уже в 1947 году, "Будапешт и Бухарест согласились с таким посредничеством вскоре после германской оккупации Чехословакии в марте 1939 г. Но последующие события в Восточной Европе привели к тому, что было только два раунда посреднических консультаций в Польше. Ибо Берлин всё сильнее препятствовал самостоятельной внешней политике Венгрии".

Наиболее чётко и лаконично о проблемах Берлина с Будапештом сказано в хорошо известном германском плане "Вайс", утвержденном Гитлером ещё 11 апреля 1939 г.: "...Германская сторона не может рассчитывать на Венгрию как на безоговорочного союзника".

Что же касается тогдашней венгерской оценки политики Варшавы в отношении Берлина и Москвы, «Польша своим самовлюбленным безрассудством подписала себе приговор гораздо раньше 1 сентября 1939 года. Уже географически она не могла отразить германское вторжение без помощи от СССР», – отмечал премьер-министр Венгрии (в феврале 1939 г. - марте 1941 г.) Пал Телеки де Секи.


Премьер Телеки - один из тех, кому не нравилось прогибаться "под немцев"


«Но Варшава, - по его едкому замечанию, - предпочла самоубийство, а выхода вермахта к крупным советским городам вблизи польско-советской границы СССР не мог допустить. Потому советско-германский пакт был неизбежным. Его бы не было, если бы Варшава учитывала реальные планы, действия нацистов и соседство с СССР, не заинтересованным в германской агрессии вблизи своих границ».

Сообразно такой вполне объяснимой политической логике, венгерские власти 7 сентября отказали Берлину в транзите к границе с Польшей и в Словакию двух (в целом) дивизий вермахта. Этот факт был учтён в вышеупомянутом приказе маршала Рыдз-Смиглы 17 сентября - "...Приказываю осуществить отход в Румынию и Венгрию кратчайшими путями"

При этом, как раз через Венгрию, несмотря на все протесты Берлина, переправились в Румынию и Югославию в середине сентября всего до 25 тыс. польских военных и гражданских лиц. Иными словами, поистине маниакальный польский гонор привёл, разве что, лишь к "эвакуации" Польши в 1939-м. В прямом и переносном смысле...
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    26 августа 2019 04:04
    Cпасибо Алексеям за статью... весьма познавательно. hiсколько еще скелетов в этом европейском гадюшнике хранится...очень интересно.
  2. +26
    26 августа 2019 04:49
    Уж сколько раз поляки "стреляли себе в ногу"...... Всё логично и исторически верно. Что всегда мешало полякам жить в мире с соседями? Великопольский гонор,ничем не подтверждённое высокое самомнение,высокомерие и надменность. Ах,да! Ещё зависть и агрессия. Как только намечался какой-либо шухер в сторону России,поляки были первыми,кто отправлял войска в надежде на большой куш. За что и платили неоднократным разделом страны,потерей государственности.
    1. +9
      26 августа 2019 11:18
      Цитата: Borz
      Уж сколько раз поляки "стреляли себе в ногу"

      да, судя по статье, они стреляли себе в мозг. Все страны, даже прогермански настроенные и пострадавшие от территориальных амбиций Польши предупреждали её, тот же СССР предлагал помощь, но как говорил наш старшина" "оно как об стенку горохом". На что рассчитывали?
      1. +7
        26 августа 2019 11:26
        Расчитывали,судя по всему,на поддержку Англии и Франции,с согласия которых позволяли себе выпендриваться или на великопольскую шляхетскую доблесть(как они сами её понимают). С саблями на танки бросаться,конечно смелость нужна,но делать это,когда правительство и генералитет сбежали?!Зачем?! Грамотное отступление суть не позор,а манёвр.
        1. +2
          26 августа 2019 11:39
          Цитата: Borz
          Расчитывали,судя по всему,на поддержку Англии и Франции

          которые находились "с той стороны" и имели репутацию "миротоворцев" за счёт чужих земель. А ведь поляков все предупреждали, что их географическое положение не способствует долгой обороне Польши.
          Цитата: Borz
          Грамотное отступление суть не позор,а манёвр.

          Да, только отступать то было некуда, разве только бежать в Венгрию и Румынию
          1. -1
            27 августа 2019 08:26
            А можете описать по-подробнее, почему география Польши не способствовала долгой обороне? Имею в виду, если бы действовала только германская армия на протяжении всего конфликта.
            1. 0
              27 августа 2019 12:09
              Цитата: Тарелка
              А можете описать по-подробнее, почему география Польши не способствовала долгой обороне?
              Из статьи:
              Что же касается тогдашней венгерской оценки политики Варшавы в отношении Берлина и Москвы, «Польша своим самовлюбленным безрассудством подписала себе приговор гораздо раньше 1 сентября 1939 года. Уже географически она не могла отразить германское вторжение без помощи от СССР», – отмечал премьер-министр Венгрии (в феврале 1939 г. - марте 1941 г.) Пал Телеки де Секи.

              А от себя, вы посмотрите на карту 1939 г и оцените сами, дуга, немного рассечённая Данцигским коридором.
    2. +1
      27 августа 2019 00:26
      Цитата: Borz
      Уж сколько раз поляки "стреляли себе в ногу"

      Да,похоже,что "теперича" поляки готовы выстрелить себе в голову ! Вот такие они "супер.мазохисты"..."стрелять в ногу" им уже "надоело"!
  3. +8
    26 августа 2019 05:10
    Спасибо , хорошая статья , гоноровую гиену ни чего не учит .
  4. +7
    26 августа 2019 05:17
    М,да...главное, что сейчас у них в этом разгроме виноваты "русские". И конечно логика приглашения и не приглашения гостей на мероприятия к 80-ти летию начала войны, это нечто... Пригласить Германию и нынешнюю Украину, поддерживающую идеи Бандеры и Шухевича, это верх цинизма.
    1. +7
      26 августа 2019 06:17
      Всему Вами перечисленному есть объяснение-русофобия. Отдай Россия полякам(гипотетически,конечно) половину своих земель,то и тогда " высокородная шляхта" будет тявкать и верещать об исторической несправедливости. Ибо менталитет таков.
  5. +3
    26 августа 2019 06:58

    Невилл Чемберлен, 1938 год.
    Вот кто спровоцировал 2МВ
    1. +1
      26 августа 2019 11:24
      Цитата: Дилетант
      Невилл Чемберлен, 1938 год.
      Вот кто спровоцировал 2МВ

      Да ладно. К моменту прихода Чемберлена к власти война уже была неминуема. И главной задачей "миротворца" было выиграть хоть немного времени для своей страны и её вооружённых сил, чтобы исправить последствия двадцати мирных лет.
      По сути дела, на 1938 год воевать с рейхом на суше и в воздухе Британии было нечем. Да, немцы отчаянно блефовали, надувая пузырь вермахта и люфтваффе. Но этот блеф удался только потому, что у Союзников дела обстояли не лучше.
      1. +5
        26 августа 2019 17:06
        Цитата: Alexey RA
        По сути дела, на 1938 год воевать с рейхом на суше и в воздухе Британии было нечем.

        Тем не менее, в 1936 году Гитлер при занятии Рейнской области отчаянно боялся реакции Франции. Гитлер позже сказал: «48 часов после марша в Рейнскую область были самыми изматывающими в моей жизни. Если бы французы вошли в Рейнскую область, нам пришлось бы ретироваться с поджатыми хвостами. Военные ресурсы, находившиеся в нашем распоряжении, были неадекватны даже для оказания умеренного сопротивления». А Франция в 30-х во внешней политике шла в кильватере Лондона. Да и в 1938 году у них была реальная возможность остановить Германию. Но у них не было этой цели. По сути, они+Польша и есть поджигатели второй мировой. Хотя по моему мнению, она (ВМВ) в 1938 году уже шла.
        1. +1
          27 августа 2019 16:05
          Цитата: Den717
          А Франция в 30-х во внешней политике шла в кильватере Лондона. Да и в 1938 году у них была реальная возможность остановить Германию.

          Да ладно, после ремилитаризации Рейнской области в 1936 году с Францией было всё ясно - Республика не будет воевать до тех пор, пока на неё прямо не нападут. Да, понадувает щёки, грозно стукнет кулачком по столу - и всё.
          Гаранты Версаля спустили немцам с рук нарушение всех статей Версальского договора - кто после этого будет воспринимать их всерьёз?
          Причём если бы они готовили рейх к походу на Восток, как об этом твердила советская пропаганда - то такое наплевательское отношение ещё можно было бы понять. Но ведь та же Британия умудрилась подписать с немцами договор по флоту, который разрешал Кригсмарине иметь подводные лодки! Те самые лодки, которые устроили террор на морских коммуникациях Островной Империи в прошлую войну, которые были категорически запрещены для Германии Версальским договором - и которые против СССР были бы абсолютно бесполезны.
          1. +2
            27 августа 2019 16:12
            Цитата: Alexey RA
            Гаранты Версаля спустили немцам с рук нарушение всех статей Версальского договора - кто после этого будет воспринимать их всерьёз?

            Это мы все сегодня такие умные. А поляки весной 1939 повелись на гарантии Англии. Уповая на то, что "джентльмены" не кинут...
  6. 0
    26 августа 2019 08:27
    Вот и результат-гонор привел ко Второй мировой войне.
  7. +3
    26 августа 2019 08:48
    ,,,может кому интересно будет feel




    1. 0
      26 августа 2019 13:07

      Заседание рейхстага 1 сентября 1939г.


      Переговоры о передачи столицы немецким войскам.В 8-ми км от Варшавы.


      Марш войск перед фюрером.Варшава.
  8. +8
    26 августа 2019 09:14
    Сегодня проскользнуло сообщение о том что Польша требует от Германии за оккупацию почти миллиард евро . И это невзирая на то , что они получили огромные территории после войны .
    Сталин совершил ошибку настояв на этом . Ведь , насколько мне известно , англичане были против .
    Аппетит приходит во время еды , они ненасытны .
  9. +10
    26 августа 2019 09:30
    выхода вермахта к крупным советским городам вблизи польско-советской границы СССР не мог допустить.

    Совершенно верно венгр сказал.
    То же самое заявил и У. Черчилль. И Франция. Польша НЕ объявляла войны СССР.
    Т.е. весь мир тогда принял правильность позиции СССР.

    И только СЕГОДНЯ Запад говорит о ....равнозначности вторжения Германии и СССР в 1939 г. Мерзавцы....
  10. +4
    26 августа 2019 10:12
    СССР в сентябре 1939 года освободил от польской оккупации Западную Белоруссию и Западную Украину.

    В 1945 году по решению победителей во ВМВ в состав Польши вошли исторические польские земли и западная часть Порусья - исторической земли русов. Последнее было ошибкой.
    1. +1
      26 августа 2019 11:20
      Цитата: Оператор
      в состав Польши вошли исторические польские земли и западная часть Порусья - исторической земли русов. Последнее было ошибкой.

      Не отдали бы Полякам, прицепили бы к Украине, в настоящее время разницы нет.
  11. +1
    26 августа 2019 13:07
    Цитата: Borz
    Расчитывали,судя по всему,на поддержку Англии и Франции,с согласия которых позволяли себе выпендриваться

    Что то мне это напоминает :)
  12. 0
    26 августа 2019 16:05
    Прочитал с интересом, много чего не знал. Особенно про Румынию, ну а поляки как всегда, отморожу уши назло бабушке, но помощи от русских не примем. Как это, дикари и нас спасут? Нее не можно.
  13. +2
    26 августа 2019 17:26
    интересная статья. как говорится век живи век учись о позиции румынии интересно было узнать. смотри как спелись румыны с польской шляхтой.и всё на почве русофобии- антисоветчины. в принципе сейчас такой же расклад с одной разницей нет СССР и нет И.В. СТАЛИНА который пользовался малейшей возможностью чтоб поссорить так называемых,, союзников,, ради безопасности союза.
  14. +1
    26 августа 2019 18:44
    Спасибо за статью!
  15. +1
    26 августа 2019 18:48
    Именно так ! Но странно, что российские офиц. структуры и об этом не говорят... Загодя "толерантность" в угоду Западу и польской надменности. Может, связано (скорее всего) с Северным Потоком-2, с другими нюансами. Но от такой косвенной трусости ТЕ наглеют всё больше.
  16. +1
    27 августа 2019 02:34
    Познавательная статья, вот только небольшая ошибка - румыно-болгарские противоречия возникли не из-за Северной, а из-за Южной Добруджи, которую в 1913 г. (во время Второй Балканской войны) оккупировала Румыния. В 1940 г. Румыния была вынуждена возвратить эти земли Болгарии.
  17. +2
    27 августа 2019 04:03
    Исторические "приключения" Польши прекратятся только с ликвидацией этого русофобского НЕДОРАЗУМЕНИЯ.
    1. -3
      27 августа 2019 09:51
      Стоит ли удивляться русофобским настроениям в Польше, если достаточно большая часть нашего населения считают Польшу недоразумением? Вы то как сами думаете.Кстати, сам в Польше я с русофобией не сталкивался. Вот с отрицательным отношением к путину и политике России - да. Но не надо путать эти 2 понятия.
      1. -1
        27 августа 2019 10:43
        Стоит ли удивляться русофобским настроениям в Польше, если достаточно большая часть нашего населения считают Польшу недоразумением? Вы то как сами думаете.

        Не надо переворачивать с ног на голову.
        Речь идёт не о каждом отдельно взятом поляке "белом" и "пушистом", а о стране и её внешней политике в целом. И это не Россия ведёт антипольскую политику, а Польша антироссийскую.
        Причём это уже стало исторической традицией для Польши.
        И поэтому многие мои соотечественники справедливо считают Польшу враждебным образованием.
        Так зачем нам такой сосед? От таких соседней обычно стараются избавится.
      2. +1
        27 августа 2019 12:14
        Цитата: DoctorOleg
        Кстати, сам в Польше я с русофобией не сталкивался. Вот с отрицательным отношением к путину и политике России - да.

        А накануне второй мировой русофобии не было? Или они лучше относились к СССР?
        Изучите мнение специалиста и историка по поводу действий Польши в канун Великой Отечественной - может тогда узнаете что такое отрицательное отношение поляков к нам, когда даже угроза оккупации немцами не заставила их идти на предложения Франции и СССР (во второй части фильма об этом подробнее рассказывают)

        https://russia.tv/video/show/brand_id/60650/episode_id/2179623/video_id/2194656/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
  18. -1
    27 августа 2019 06:11
    Непонятно ...-а чего это польская армия тогда так быстро была разбита и капитулировала..? -Тогда польская армия была достаточно сильна и вполне сопоставима с немецкой... -Ну , уступала она немецкой в бронетехнике , но у неё была неплохая артиллерия ; хорошо подготовленная маневренная конница ; авиация тоже была ; да и бронетехника была тоже... -И сама польская армия была неплохо вооружена...
    -Если бы поляки тогда воевали бы против немцем , как финны ( а уж финская армия была намного слабее и гораздо хуже вооружена , чем польская) воевали против регулярной Красной Армии в1939—1940 годах , то у немцев тогда получился бы полный облом в Польше...
    1. -2
      27 августа 2019 09:48
      Потому же почему и мы летом 1941 потерпели поражение. Наши ВС тоже были сопоставимы если не больше.А территорию которую немцы оккупировали в первые месяцы войны были не меньше чем вся Польша.
      Ну а по поводу того, что Польша отказалась от помощи СССР, то хрен редьки не слаще. Это было доказано позже с прибалтийскими государствами. После ввода советских войск они перестали быть самостоятельными, а потом и просто государствами.
      1. +2
        27 августа 2019 10:43
        -Да , нет ...-это две большие разницы...
        -Когда Германия напала на Польшу , то у неё не было ещё ни такого военного опыта , ни такой военной мощи , она ещё не была так отмобилизована ...как в 1941 году...
        -И , если бы " та гитлеровская армия" , которая напала на Польшу "схлестнулась" бы с Красной Армией .., то Красная Армия "наваляла" бы ей...
        -Но Красной Армии пришлось уже сражаться с той гитлеровской армией , которая запросто победила Францию и союзнические британские войска... -К тому времени немецкая армия была уже
        отмобилизована , многочисленна , вышколена и вооружена до зубов..., с богатым боевым опытом...
        -А когда она воевала с поляками , то у немцев ещё не было таких мощных ресурсов ; в польской кампании немцы израсходовали все авиабомбы (под конец уже нечем было бомбить) ; да и немецкие танковые войска ещё не были такими мобильными...-А вот через два года гитлеровская армия набрала уже совсем иную мощь и опиралась уже на весь экономический и технический потенциал всей Зап Европы...
        1. -1
          27 августа 2019 16:47
          К 1941 году мы тоже стали посильнее. И новые танки и новые самолеты появились. И боевой опыт какой-никакой появился- Финляндия, Япония. Да не Франция, но все же. И опять же между Польшей и Францией прошло менее года - а результат тот же - полное поражение
          1. 0
            31 августа 2019 23:12
            К моменту вторжения во Францию Германия была в состоянии войны уже девять месяцев. С соответствующими приготовлениями и планами. И бросила в бой всё, что под рукой. СССР в свою очередь, воевал уже с отмобилизованной против себя Европой, большая территория не только была плюсом, но и проблемой. По всему периметру надо охранять, против Японии менее 40(!) дивизий не было на ДВ, расстояния для переброски войск, ПВО и береговая оборона на разных концах страны, охрана протяженнейших коммуникаций и т.д. Где-то встречалась аналитика, было подсчитано, что для того чтобы выставить против немцев сопоставимую по численности и обеспеченности группировку, нам нужно было минимум ещё 24 суток, несмотря на то, что переброска войск к западной границе уже велась до 22 июня. И многое что ещё.
  19. 0
    16 октября 2020 18:00
    Весьма интересная тема, о которой мало пишется в наших источниках. Респект автору. Хотелось бы еще чтобы поляки не забывали о холокосте евреев на их территории во Вторую мировую, в котором они активно участвовали, об окончательном изгнании евреев из Польши в 1968 году. За изгнание извинились через двадцать лет, а за холокост?
    1. 0
      16 октября 2020 18:14
      Не сомневаюсь с русскими поступили бы как с евреями, если бы мы не выстояли.