БТР-4 и «Дозор-Б». Скандальная остановка производства

Украинское производство боевых бронированных машин постоянно сталкивается с проблемами финансового, технологического или организационного характера, что приводит к весьма неприятным последствиям. Прямо сейчас можно наблюдать пару очередных историй такого рода. Одновременно развиваются сразу две скандальные ситуации – они связаны с производством бронетранспортеров БТР-4 и бронеавтомобилей «Дозор-Б».



Бронетранспортер БТР-4. Фото ГК "Укроборонпром" / ukroboronprom.com.ua


БТР-4 и обвинения


Бронетранспортер БТР-4 в прошлом неоднократно становился главным героем неприятных историй, и сейчас опять оказывается в центре скандала. В последние дни произошел обмен мнениями и обвинениями, в котором участвовали концерн «Укроборонпром», министерство обороны и ряд других организаций. Совместными усилиями они пытаются найти виновников сложившейся ситуации. Впрочем, этот процесс больше похож на перекладывание ответственности друг на друга.

14 августа ГК «Укроборонпром» заявил о проблемах с производством БТР-4 и их последствиях. Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова вынуждено перейти на двухдневную рабочую неделю, поскольку Минобороны приняло ряд сомнительных решений.

Концерн указывает, что министерство прекратило финансирование производства БТР-4 по причине невозможности выпуска требуемого количества техники. Темпы производства недостаточны из-за неспособности предприятия «Лозівський ковальсько-механічний завод» поставлять необходимые бронекорпуса. При этом отмечается, что после указаний Минобороны только ЛКМЗ может выпускать корпуса из стали марки «71».

Из-за срыва контракта Минобороны требует от ХКБМ уплатить штраф в 82,3 млн гривен (ок. 220 млн рублей). Кроме того, военные без объяснения причин прекратили финансирование работ по созданию и модернизации боевых бронированных машин. Отсутствие заказов и штрафы могут полностью заблокировать работу ХКБМ.

15 августа военное ведомство опубликовало свой ответ на обвинения «Укроборонпрома», в котором назвало их безосновательными. Министерство напомнило, что с 2014 г. в государственном оборонном заказе предусматриваются средства на закупку машин семейства БТР-4; контракты на эту технику предусматривают предоплату 70-80 проц. При этом выполнение сроков большинства контрактов было сорвано.

Последний такой контракт был подписан в 2017 г., и его пришлось разорвать. За два года ХКБМ получило предусмотренное финансирование, но сдало заказчику только 7 бронемашин. Еще несколько изделий находятся в производстве, но около половины даже не закладывалось. При всем этом ХКБМ не закупило или не получило значительную часть требуемых узлов и агрегатов. В частности, корпуса поставляются в недостаточных количествах из-за того, что ХКБМ несвоевременно платит ЛКМЗ.


Корпус для БТР-4. Фото ГК "Укроборонпром" / ukroboronprom.com.ua


В последние месяцы Минобороны провело несколько заседаний, в ходе которых пыталось найти способы выхода из сложившейся ситуации. Все эти меры не дали результата, и 15 августа министерство отправило соответствующее обращение к высшему руководству Украины.

15 августа ЛКМЗ направил свое письмо президенту Украины. В нем указывалось, что ХКБМ должно заводу ок. 75 млн грн в виде авансовых платежей или оплаты готовой продукции. При этом речь идет только об уже изготовленных корпусах.

ЛКМЗ затронул тему брони. По настоянию «Укроборонпрома» при строительстве БТР-4 теперь используется финская сталь MiiluxProtection 500. Завод утверждает, что такое сырье предназначено для производства сейфов и инкассаторских машин, причем закупалось через фирму-посредника в Польше. Бронетехника из такого материала не соответствует предъявляемым требованиям, но позволяет строить коррупционные схемы. Так, корпус из финской стали оказывается примерно на 1 млн грн дороже изготовленного из собственного сырья.

Ответный ход


16 августа ГК «Укроборонпром» ответил министерству и опубликовал любопытную информацию о производстве бронекорпусов. Концерн обвинил Лозовской кузнечно-механический завод в обмане. ЛКМЗ утверждает, что использование в строительстве бронекорпусов стали финского производства приводит к увеличению стоимости изделия на 1 млн грн. Однако ХКБМ за такой же корпус требует на 400 тыс. меньше, чем ЛКМЗ. Серийное производство позволит сэкономить миллионы. Все это называют признаком нечестной конкуренции.

Также «Укроборонпром» напомнил о невозможности сборки корпусов. 85-е военное представительство Минобороны временно заблокировало использование импортной брони, используемой на БТР-4. При этом даже наличие такой стали не решает всех проблем. В ноябре прошлого года 85-е представительство сообщило ХКБМ, что Лозовской завод способен выпускать всего 1,45 бронекорпуса в месяц.

Подобные вещи могут свидетельствовать о наличии сговора 85-го представительства и ЛКМЗ, направленного на освоение бюджетных средств. Кроме того, «Укроборонпром» указал, что финская сталь MiiluxProtection 500 активно используется при строительстве зарубежной бронетехники и соответствует стандартам. Также указали на способность ЛКМЗ производить необходимое количество качественных корпусов.

Суета вокруг БТР-4


Таким образом, производство бронетранспортеров БТР-4 – и без того не самое простое и успешное – столкнулось с новыми проблемами организационного и финансового характера. Участники производства и заказчик обмениваются различными обвинениями и пытаются найти виновного в срыве программы производства, а также выявить коррупционные схемы, приводящие к излишним тратам.


Броневик "Дозор-Б". Фото Wikimedia Commons


Незадолго до нынешнего обмена заявлениями строительство БТР-4 фактически остановилось. Выпуск техники осуществлялся в рамках контракта 2017 г., предусматривавшего поставку 45 бронемашин. Из них заказчик за два года получил только семь. Некоторое количество техники остается недостроенным, а сборка другого невозможна из-за отсутствия агрегатов, в т.ч. бронекорпусов.

Что будет дальше – неясно. Для возобновления сборки бронетранспортеров требуется обеспечить финансирование, решить организационные проблемы и помирить подрядчиков. Все это может быть крайне сложной задачей, особенно в текущих условиях. По всей видимости, в ближайшее время история с БТР-4 получит продолжение, и вряд ли это будет счастливый финал. Вне зависимости от дальнейшего развития ситуации, производство БТР-4 временно остановлено.

Замена для «Дозора»


Почти одновременно с событиями вокруг БТР-4 развивается не менее интересная ситуация с производством бронеавтомобилей «Дозор-Б». В начале августа «Радио Свобода» сообщило, что в государственном оборонном заказе на 2018 и 2019 г. отсутствуют планы по закупке таких броневиков. В то же время, армия получает машины Oncilla польского производства.

Эта ситуация выглядит крайне интересно, поскольку польский броневик Oncilla является доработанной версией «Дозора-Б», созданной при участии украинских предприятий. Базовый броневик был создан в середине прошлого десятилетия, и затем несколько лет ушло на организацию серийного производства. Лишь в 2016 г. армия получила десяток броневиков, после чего их строительство остановилось.

В 2013 г. ХКБМ и польская компания Mista создали доработанный вариант машины «Дозор-Б» под названием Oncilla. Вскоре Польша запустила его серийное производство своими силами. Едва ли не первым заказчиком польских броневиков стала украинская армия. Сообщается, что первые машины Oncilla уже переданы в эксплуатацию, и за ними могут последовать новые.

Польский вариант «Дозора-Б» имеет некоторые отличия от базовой машины. На нем используется более мощный 210-сильный двигатель, корпус доработан, а внутренние отсеки отличаются улучшенной эргономикой. Предлагается другое боевое оснащение. Также Oncilla отличается более высоким качеством сборки.


Броневик Oncilla. Фото Mil.in.ua


Вероятно, на выбор армии повлияли технические особенности броневиков. Однако нельзя исключать и другие факторы, в т.ч. экономические и коррупционные. Впрочем, вне зависимости от реальных предпосылок, нынешняя ситуация выглядит странно. Броневик «Дозор-Б» впервые показали 15 лет назад, а затем долго и безуспешно ставили в серию. В последние годы постоянно говорили о скором массовом выпуске такой техники, но собрали лишь десяток отечественных броневиков, после чего перешли на закупку их импортной версии.

Кто виноват и что делать


Всего за несколько недель стали известны новые неприятные подробности строительства украинской бронетехники. Выпуск одного образца оказался невозможным, а другой решили заменить импортной техникой. Подобная ситуация с БТР-4 и «Дозором-Б» вызывает закономерные вопросы, и ответы на них очевидны.

Главная причина – отсутствие четких и ясных планов по развитию бронетанковых вооружений и техники с учетом финансовых и организационных возможностей министерства обороны, а также технологического потенциала промышленности. Регулярно звучат громкие заявления о тех или иных намерениях по выпуску техники, но необходимые для их реализации шаги не делаются.

Данные о закупках комплектующих у третьих стран, в том числе через различных посредников, могут говорить о наличии сговоров коррупционного характера. Завышение цен в сочетании с ограниченными финансовыми возможностями Минобороны известным образом бьет по выпуску техники, по перевооружению армии и по состоянию оборонных предприятий.

В итоге Украина сталкивается с характерными проблемами. Она временно не может выпускать требуемые бронетранспортеры, а в производстве броневиков приходится полагаться на зарубежных поставщиков. По всей видимости, сложившаяся ситуация получит развитие, но оптимистичный сценарий не выглядит самым вероятным.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. armata_armata 20 августа 2019 05:16 Новый
    • 5
    • 5
    0
    По всей видимости, сложившаяся ситуация получит развитие, но оптимистичный сценарий не выглядит самым вероятным

    Что конечно не может не радовать, а вообще уже пора что-то делать весь этот гадюшник под боком России уже слишком активно стал вооружение наращивать, может и аукнуться если сидеть сложа руки
    1. Glenni 20 августа 2019 07:50 Новый
      • 5
      • 4
      +1
      Так и не сидите, АК в руки и вперед!
  2. ВАШ 20 августа 2019 08:59 Новый
    • 5
    • 3
    +2
    Этого и следовало ожидать, если инженеров конструкторов бронетехники собирают на какой-то симпозиум где на полном серьёзе их начинает обучать пацан склеившей из картона какую-то модельку.
  3. Magic Archer 20 августа 2019 09:08 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Дозор превратился в очередной позор... Походу это лебединая песня Харьковского завода
    1. Avior 20 августа 2019 09:21 Новый
      • 1
      • 1
      0
      Речь в статье не о заводе, а о КБ Морозова
      1. Серый брат 20 августа 2019 16:14 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Цитата: Avior
        Речь в статье не о заводе, а о КБ Морозова

        Это КБ Морозова спроектировало "Позор-Б" и БТР "Трещинка"? Ах-ха-ха!
        Бедный Морозов, он наверное сейчас в гробу переворачивается от чубатых "наследников".
    2. yehat 20 августа 2019 16:51 Новый
      • 0
      • 0
      0
      скоро предприятие полностью перейдет на выпуск позор-Б
      1. Серый брат 21 августа 2019 16:48 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: yehat
        полностью перейдет на выпуск позор-Б

        Они его у поляков покупают.
  4. Strashila 20 августа 2019 09:27 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Как там в песне... "Всё идет по плану". Задача Запада лишить Украину любой самостоятельности, страна в недавнем прошлом бывшая экспортером, становиться потребителем собственной продукции по импорту.
  5. Fitter65 20 августа 2019 13:57 Новый
    • 3
    • 2
    +1
    БТР-4 и «Дозор-Б». Скандальная остановка производства
    только прочитал заглавие и сразу появилась смутная мысль, а не случилось ли чего нехорошего в российском ВПК, не сорвался ли какой ГОЗ, или опять какой-то чиновник ответственный за выполнение наших военностроительных планов попался на взятке, или ещё что случилось в российском военном строительстве. Застучали как дятлы короеда, кого из россиян волнуют проблемы украинского ВПК, когда в своём не всё в норме?
    1. Серый брат 20 августа 2019 16:16 Новый
      • 3
      • 2
      +1
      Цитата: Fitter65
      когда в своём не всё в норме?

      Последние котракты как раз показывают что всё в норме. У вас императивы сместились - переверните.
      1. Fitter65 20 августа 2019 16:19 Новый
        • 1
        • 2
        -1
        Цитата: Серый брат
        Последние котракты как раз показывают что всё в норме.

        Ну по докладам и отчётам у нас вообще всё прекрасно, правда Шарик сдох, мяса обожрался...
        1. Серый брат 20 августа 2019 16:25 Новый
          • 3
          • 1
          +2
          Цитата: Fitter65
          Ну по докладам и отчётам у нас вообще всё прекрасно,

          Вы обладаете другой информацией?
          Ну давайте - раскройте источники, рвите правду-матку.
          1. Red_Baron 20 августа 2019 21:16 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Цитата: Серый брат
            Вы обладаете другой информацией?
            Ну давайте - раскройте источники, рвите правду-матку.

            "Не надо рефлексировать, распространяйте."
            А. Навальный
    2. Red_Baron 20 августа 2019 20:06 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Fitter65
      кого из россиян волнуют проблемы украинского ВПК, когда в своём не всё в норме?

      А можно мы сами будем выбирать что нас волнует, что нам интересно. Почему всегда находятся "умники", которые с рвением бегут указывать кому чем можно интересоваться.
      Вы, если хватит "умности" напишите статью про наш ВПК, мы с удовольствием почитаем и будет баланс. Но почему то более чем уверен что вы, как и любой подобный разоблачитель и указыватель кому как жить, руководствуется одним понятием - где то что то не так, аааа ну у нас то еще хуже это же у нас. Так это не оппозиционность, это просто нытье и всепропало...
      Цитата: Fitter65
      Ну по докладам и отчётам у нас вообще всё прекрасно, правда Шарик сдох, мяса обожрался...

      У нас ничего не может быть хорошо. Вы же тогда кушать не сможете.
  6. Димка75 20 августа 2019 16:06 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Долго же ув. автор воздерживался от хлебного "украинского вопроса" в своих статьях (хороших кстати).
    Добро пожаловать в круг украинознавцев. Так их, салоедов, со всех сторон, даже в разделе "Вооружение" украинский вопрос животрепещет..
    1. Серый брат 20 августа 2019 18:51 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Цитата: Димка75
      , даже в разделе "Вооружение" украинский вопрос животрепещет..

      Я тоже негодую - ведь из вооружения у них есть только луки и стрелы. Ну о чём тут можно разговаривать вообще!?
  7. Den717 20 августа 2019 19:46 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    стали известны новые неприятные подробности строительства украинской бронетехники. Выпуск одного образца оказался невозможным

    Неприятные для кого? Для автора? Меня вот вполне удовлетворяют "успехи" украинского оборонпрома. Чем там хуже, тем мне спокойнее и приятнее... laughing
  8. Red_Baron 20 августа 2019 20:38 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    "Ответный ход"
    Вот этот абзац не сильно понял.
    16 августа ГК «Укроборонпром» ответил министерству и опубликовал любопытную информацию о производстве бронекорпусов.

    ЛКМЗ утверждает, что использование в строительстве бронекорпусов стали финского производства приводит к увеличению стоимости изделия на 1 млн грн. Однако ХКБМ за такой же корпус требует на 400 тыс. меньше, чем ЛКМЗ.

    Так в чем разоблачение то? Если закупается точно такая же марка стали по такой же цене, производство такое же тогда понятно. Если был конкурс и на нем выиграл ЛКМЗ с большей ценой тогда тоже понятно.
    А сейчас я не вижу где обман.

    Кроме того, «Укроборонпром» указал, что финская сталь MiiluxProtection 500 активно используется при строительстве зарубежной бронетехники и соответствует стандартам. Также указали на способность ЛКМЗ производить необходимое количество качественных корпусов.

    В ноябре прошлого года 85-е представительство сообщило ХКБМ, что Лозовской завод способен выпускать всего 1,45 бронекорпуса в месяц.

    Во-первых почему 85-е представительство отчитывается перед ХКБМ? Во-вторых на основании чего оно делает вывод о возможном выпуске изделий и на основании чего ГК «Укроборонпром» заявляет обратное.
    По написанному я вижу такую картину ЛКМЗ совершенно могут выпускать много корпусов и заработать на этом, но выпускают мало и не зарабатывают. Это какая то новая схема ведения бизнеса?

    Я опять же не хочу задевать автора, но возможно сокращая расследование перепетий между этими представителями он сократил некий смысл, который должен быть очевиден. Или это я не могу понять, а все остальные поняли. Печально и то и то.
  9. Red_Baron 20 августа 2019 21:14 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Онцилла, если я правильно прочитал, вообще фееричная техника. Такое ощущение что делалась с оглядкой на французский VBL. Только крупнее, по принципу Таврии пикапа с жестким верхом. В итоге вместо изящных линий грубые, аморфные формы.
    Ладно, как я понимаю, машина типа нашего Тигр - легкого многофункционального армейского внедорожника. Вещь нужная.
    А теперь то чего не понимаю. По некоторым статьям видно, что для армии Украины технику стараются удешевлять, используют ПТУРы на квадрациклах и что то еще. Понятно было что Дозор этот не пойдет в массу, а он и нужен только как массовый автомобиль. Ну тогда вообще зачем с ним возиться, не проще сразу разрабатывать крайне удешевленную версию. Ну будет в армии их 2 десятка - запчасти, ремонт и так далее? Зачем это нужно с таким подходом, это же выльется в еще более дорогое обслуживание. Кстати в 17 году написано что польская версия стоит 500 тыс долларов.
    А теперь самое фееричное и постыдное. Собрали сами с десяток, не уточняется из каких комплектующих. И перешли на закупку польской версии, которая вся из импортных комплектующих. Зачем в армии такая машина? Вот просто от слова вообще? Это не просто чистейшая коррупция а я не знаю как назвать.
    Даже более убогая и менее современная техника, но собирающаяся на Украине, из украинских запчастей в разы лучше, дает и работу и деньги отрасли, а конструкцию осовременить можно в процессе производства. И стоить это будет в разы дешевле.
    В общем в одной статье нам писали как Украина дала толчок производству и промышленности за счет военных заказов. Частично это так. Но частично это все то же разграбление.
  10. Прохоров 21 августа 2019 01:48 Новый
    • 0
    • 0
    0
    У львовского завода тупо не хватает площадей;
    Максимум, что он может, это восстановить после консервации (по-украински, полного разграбления) один танк, или пару БМП в месяц, + текущий ремонт техники, пришедшей из войск.
    Им надо строить новый цех (а лучше два), но земля во Львове слишком дорога, а правительство денег "гройсманит"