Программа Naval Reactors. Атомная энергия для ВМС США

19
На данный момент военно-морские силы США располагают самым большим в мире числом кораблей и подлодок с ядерными энергетическими установками, дающими флоту особые возможности. Подготовка к строительству атомного флота велась с конца сороковых годов, а в пятидесятых и шестидесятых были получены реальные результаты, ставшие основой для дальнейшего роста.


Американские корабли с ЯЭУ. На дальнем плане - крейсер USS Bainbridge, в середине - USS Long Beach, на переднем плане - авианосец USS Enterprise




Военно-морская группа


Идея создания ядерной энергоустановки (ЯЭУ) для корабля появилась еще в конце тридцатых годов, но в течение нескольких лет не получала должного внимания. Ученые исследовали другие способы применения атомной энергии, и флот пока не мог рассчитывать на принципиально новые источники энергии. Однако ситуация изменилась сразу после окончания Второй мировой войны.

Главным энтузиастом атомной энергии для флота тогда являлся капитан Хайман Дж. Риковер, начальник отдела электрических систем Управления кораблестроения. Он понял перспективы ЯЭУ и стал выступать с предложениями и создании подобных систем. Весной 1946 г. «наверху» услышали его мнение, следствием чего стала командировка в научный центр Оак-Ридж. Риковер и семь других специалистов ВМС должны были ознакомиться с результатами Манхэттенского проекта и изучить его перспективы в контексте развития флота.

Представители ВМС работали в составе отдельной группы, возглавляемой Х. Риковером. Фактически с этого момента офицер стал руководителем программы ЯЭУ для флота. Работы начались с изучения достижений коллег и определения путей развития собственного проекта. Впоследствии все это переросло в программу Naval Reactors.


Подлодка USS Nautilus после церемонии крещения, 21 января 1954 г.


Параллельно Военно-морской группе пришлось изучать особенности взаимодействия разных организаций и отделов, а также отстаивать свои идеи. На тот момент далеко не все военно-политическое руководство страны было согласно с необходимостью разработки ЯЭУ для флота. Так, принципиальное решение о создании атомной подводной лодки было принято только в конце 1947 г., а разработку ЯЭУ для надводных кораблей одобрили еще позже.

Три реактора


Достаточно быстро удалось определить круг основных задач для дальнейшего решения. Исследования показали, что для применения на флоте наибольший интерес представляют водо-водяные реакторы, а также системы с жидким металлическим теплоносителем и газоохлаждаемые установки. Эти три направления следовало изучать и развивать в направлении сокращения габаритов в соответствии с ограничениями конструкции надводных и подводных кораблей.

Продолжались споры об очередности разработки реакторов для кораблей и подлодок. Часть флотоводцев и ученых считала, что разработка атомного корабля будет проще и позволит отработать новые технологии. Х. Риковер отстаивал приоритет подлодок, поскольку это сулило больший прирост боеспособности флота. Эта точка зрения в итоге победила, и надводные корабли с ЯЭУ появились позже подлодок.

Отработка конструкции реактора была связана с материаловедческими и технологическими задачами. Конструкциям ЯЭУ предстояло работать в открытом море, в т.ч. под водой, а также подвергаться воздействию давления и радиации. Для поиска необходимых технологий и инженерных решений пришлось привлекать различные научные организации и коммерческие предприятия.


Хайман Дж. Риковер на борту "Наутилуса"


Основными участниками программы, которым предстояло создать реакторы, стали компании Westinghouse и General Electric. Они взялись за разработку ЯЭУ с водяным и металлическим теплоносителем соответственно. До определенного времени оба варианта ЯЭУ имели шанс попасть на борт будущей подлодки.

В августе 1949 г. на фоне смены высшего командования флота появился важнейший документ. Программа разработки флотских ЯЭУ получала официальный статус. Этот же документ требовал до 1955 г. построить и сдать первую АПЛ.

Атомный «Наутилус»


Весной 1950 г. состоялось несколько важнейших заседаний, определивших дальнейший ход программы. Было решено построить две новейшие АПЛ по разным проектам, оснащенные отличающимися реакторами. Первый корабль USS Nautilus предлагалось оснастить водо-водяным реактором разработки «Дженерал Электрик». Параллельно следовало создать ЯЭУ с жидким натриевым теплоносителем – она предназначалась для будущей второй АПЛ USS Seawolf.


USS Long Beach в походе


В течение нескольких следующих месяцев коллектив Х. Риковера успел подготовить необходимые документы, что позволило внести проект «Наутилуса» с ЯЭУ в кораблестроительную программу на 1952 финансовый год. После некоторых споров проект получил одобрение и был принят к реализации.

Подлодка USS Nautilus (SSN-571) должна была иметь водоизмещение 4,1 тыс.т и отличалась рядом характерных конструкторских решений, впоследствии ставших стандартом для АПЛ. Для нее на фирме Westinghouse разработали реактор STR (позже переименован в S2W) тепловой мощностью 9860 кВт. Реактор имел длину 4,6 м при диаметре 6 м. Активную зону выполнили в виде цилиндра диаметром 1 м с загрузкой ок. 100 кг.

«Наутилус» заложили в июне 1952 г. Корабль приняли в состав флота в сентябре 1954-го. ВМС США получил первую в мире атомную подводную лодку. Корабль мог развивать подводную скорость 23 узла и имел практически неограниченную дальность хода. Освоение подлодки с ЯЭУ было связано с рядом серьезных проблем, но она показала принципиальную возможность строительства и эксплуатации АПЛ.

«Лонг-Бич» с реактором


К середине пятидесятых годов было принято решение о разработке ЯЭУ для надводных кораблей. Исследования показали, что такие системы могут быть полезными для авианосцев и крейсеров. Командование ВМС решило разрабатывать и строить новые корабли двух классов, которые могли бы работать совместно.


Авианосец USS Enterprise и его авиагруппа, 20 июля 1998 г.


Первым надводным кораблем с ЯЭУ стал крейсер USS Long Beach (CLGN-160 / CGN-160 / CGN-9). Корабль с полным водоизмещением 16,6 тыс.т предлагалось оснастить двумя реакторами типа C1W компании Westinghouse и двумя турбозубчатыми агрегатами. Общая мощность такой энергоустановки – 80 МВт. С помощью такой энергоустановки крейсер мог развивать скорость до 30 узлов при практически неограниченной дальности хода. Следует отметить, что помимо ЯЭУ на борту корабля присутствовала масса других нововведений разного рода.

Заказ на «Лонг-Бич» появился в октябре 1956 г. В конце следующего года состоялась закладка, а в июле 1959-го корабль спустили на воду. В сентябре 1961 г. USS Long Beach (CGN-9) пополнил боевой состав ВМС. Служба корабля продолжалась до начала девяностых годов. В 1994-м его вывели из боевого состава, а годом позже списали. Следует отметить, что USS Long Beach был единственным представителем своего проекта. Следующий атомный крейсер USS Bainbridge (CGN-25) строился по другому проекту.

Авианосный атом


В ноябре 1961 г. ВМС США приняли свой первый атомный авианосец USS Enterprise (CVN-65). Этот корабль был заказан в 1957-м и строился с 1958 по 1960 г. Как и «Лонг-Бич», «Энтерпрайз» стал единственным представителем своего проекта. Следующий атомный авианосец стал головным в новой серии.

USS Enterprise получил энергоустановку на основе восьми водо-водяных реакторов A2W. С их помощью вырабатывался пар для турбинных агрегатов и для паровых катапульт полетной палубы. Для движения использовались четыре гребных вала. Общая мощность энергоустановки – 210 МВт. Корабль мог развивать скорость 33 узла и удерживать ее в течение длительного времени, необходимого для обеспечения работы авиации.


Площадка хранения реакторов со списанных подлодок и кораблей


Несмотря на появление более новых и совершенных авианосцев, USS Enterprise (CVN-65) оставался на службе в течение полувека. Его списали только в 2012 г., а в 2017-м отправили на разделку.

Прошлое и настоящее


Атомная подлодка USS Nautilus, атомный ракетный крейсер USS Long Beach и атомный авианосец USS Enterprise стали первыми результатами программы Naval Reactors и заложили основу для дальнейшего развития атомного флота. За ними последовали новые АПЛ, крейсера и авианосцы разных классов и проектов, оснащенные ЯЭУ более новых и совершенных типов. Со времен «Наутилуса» ядерные реакторы получило несколько сотен кораблей и подлодок.

Со временем приоритеты и взгляды командования изменились, что сказалось на составе атомного флота. Сейчас ЯЭУ используются на подлодках и на авианосцах. До начала восьмидесятых включительно было построено девять атомных крейсеров; служба этих кораблей продолжалась до конца девяностых годов.

На данный момент ВМС США располагают самым крупным атомных надводных и подводных кораблей. В списочном составе флота имеется 11 атомных авианосцев двух проектов, 14 стратегических подводных ракетоносцев и более 50 АПЛ с крылатыми ракетами трех типов. Это в разы больше, чем у любой другой страны. По всей видимости, США и впредь сохранят свой рекордный атомный флот, построенный на основе достижений сороковых-пятидесятых годов.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 августа 2019 18:10
    Да уж, мирный атом там и близко не стоял!
    Теоретически могут, да и практически, пожалуй, тоже. Вот и посмотрим, к чему это все приведет в конце концов.
  2. +3
    20 августа 2019 18:31
    Атом никогда и не был мирным, не все то, что делается на АЭС известно всем.
    1. +1
      20 августа 2019 20:00
      что там делается-электричество
      1. 0
        21 августа 2019 12:23
        и еще там производится оружейный плутоний
        1. 0
          22 августа 2019 14:38
          Не производится нигде кроме тяжеловодных реакторов CANDU. Раньше производился на реакторах MAGNOX. А вообще, плутоний - взрывчатка капризная и скоропортящаяся, высокообогащенный уран - другое дело.
  3. -2
    20 августа 2019 18:36
    Да уж, впечатляет... angry
  4. 0
    20 августа 2019 18:37
    Более 50 АПЛ 4х типов. Огайо же переделанные.
  5. +3
    20 августа 2019 19:18
    Что можно сказать: Саймон Риковер был, не побоюсь сказать: гением заложившим всё это. В мемуарах американских подводников о нём отзываются с уважением и ужасом.
  6. -4
    20 августа 2019 23:29
    "Главным энтузиастом атомной энергии для флота тогда являлся капитан Хайман Дж. Риковер, начальник отдела электрических систем Управления кораблестроения."
    А вот интересно, почему на ведущих флотах "революционные" решения принимали отнюдь не адмиралы. То же самое было и с принятием угловой палубы на авианосцах.
  7. 0
    21 августа 2019 01:43
    Цитата: Никомед
    "Главным энтузиастом атомной энергии для флота тогда являлся капитан Хайман Дж. Риковер, начальник отдела электрических систем Управления кораблестроения."
    А вот интересно, почему на ведущих флотах "революционные" решения принимали отнюдь не адмиралы. То же самое было и с принятием угловой палубы на авианосцах.

    Интересно кто сочиняет такие басни и для кого?
    В любой армии любой страны решения уровня "выбор типа энергоустановки для ПЛ и авианосца" приримает не капитан и даде не контр-адмирал.
    Капитам может только бегать по кабинетам, махать крыльями и писать служебные записки. Это может повлиять на решение, но ни коим образом не является принятием решения.
    1. -1
      23 августа 2019 20:05
      Вот он и повлиял.
  8. -1
    21 августа 2019 01:47
    А самое волшебное во всей этой истории с атомными авианосцами то, что без эскорта он практически безоружен, а надводных кораблей эскорта с ядерной силовой установкой сейчас нет.
    Поэтому имеется мега-корапь с неограниченной автономностью, который вынужден ходить как все т.к. без эскорта ему может стать очень грустно
    1. 0
      21 августа 2019 09:06
      Нет была же попытка сделать атомную ауг с атомный авианосцем фрегатом крейсером и подводной лодкой. Но к сожалению команда хочет жрат и ходить на берег а самолёты отказываются летать на пару так что все это надо либо подвозить либо таскать с собой что не выгодно поэтому бортовая АЭС прописалась только на авианосцах которые жрут кучу пара (наши орланы не в счёт не от хорошей жизни там ядрёный реактор появился()
    2. -2
      23 августа 2019 20:04
      Нет смысла и атомоходы иметь для эскорта. У них баз полно.
      Там отнюдь не дураки планируют.
  9. 0
    21 августа 2019 11:30
    Интересно взгляд у Риковера очень мне напомнил Джеки Фишера, да и влияние на развитие ВМС мира похожее.
  10. -3
    23 августа 2019 20:02
    Молодцы. Еще и нашим помогли всю эту пакость утилизировать.
    Помню вначале 90-х что творилось в бухте Павловского,куда собрали все лодки ТОФ под разборку. Управились лет за пять.
  11. -1
    23 августа 2019 20:08
    Классное фото старого Энтерпрайза. Видел его уже в 80-х после ремонта,заходил в Японское море. Нас поднимали дней пять подряд. Ну полк конечно ,я один раз слетал.
    Со старыми РЛС он солиднее смотрелся.
    1. 0
      24 августа 2019 09:02
      Он в первом после ремонта выходе еще с Фантомами был.
  12. 0
    31 октября 2019 14:12
    Человек опять в ожидании пока новый гений не предложит , что -либо новое. А новое это реактор динамического действия в котором реактор не греет теплоноситель а преобразовывает его сразу в момент импульса вращения ротора.