Незнаменитая знаменитость: Хуан Каэтано де Лангара

38
Люди бывают совершенно разные, даже выдающиеся. Выдающийся человек может совершать разные поступки, великие и оставшиеся в истории, может никогда не совершать ошибок, может стать выдающимся лишь из-за ошибок, сделанных им во время важных исторических событий. Но есть ряд выдающихся людей, которые, лишенные амбиций и тяги к славе, просто делают свою работу, делают качественно и упорно, развивая науку, воспитывая новое поколение специалистов, мужественно сражаясь в сражениях, пускай и не выигрывая больших баталий. Таким человеком в Армаде 2-й половины XVIII столетия можно смело назвать дона Хуана де Лангару, капитан-генерала, флотоводца, картографа и даже политика.

Незнаменитая знаменитость: Хуан Каэтано де Лангара




Протеже Хорхе Хуана


Хуан Каэтано де Лангара и Уарте родился в 1736 году в знатной баскской семье, которая проживала в Ла-Корунье, но происходила из Андалусии. Его отец, Хуан де Лангара и Аритсменди, также был моряком, представителем первых «бурбоновских» поколений офицеров Армады, сражался при Пассаро под началом адмирала Гастаньеты и дослужился до звания капитан-генерала флота. Сын решил пойти по стопам отца, и уже в 14 лет получил звание гардемарина, проходя обучение в Кадисе. Там его сразу заприметил недавно вернувшийся из Англии Хорхе Хуан, которого удивили показанные Лангарой таланты в области математики и точных наук. В результате этого Хуан Каэтано получил возможность продолжить свое обучение в Париже, которое он также завершил с успехом. За это время он уже успел составить о себе определенную репутацию ученого мужа, скромного, но достаточно деятельного и храброго. После завершения учебы в Париже началось время активной морской практики и получения реального опыта морехода.

Поначалу Лангара участвовал в плаваниях вдоль берегов Испании и Африки, совершенствуя свои навыки в качестве младшего офицера, но уже к 30 годам считался опытным и надежным ветераном, особо искусным в навигации. В 1766-1771 годах он совершил ряд плаваний на Филиппины, где подтвердил свою репутацию, а также стал постепенно совершенствовать навыки в картографии. В 1773 году Лангара совершил четвертое плавание в Манилу, на сей раз вместе с другой будущей знаменитостью Армады – Хосе де Масарредой. Вместе они занимались вопросами астронавигации и определения расстояний по звездам. Вслед за этим последовало новое плавание, уже в 1774 году, с новым специальным заданием – нанести на карту точные очертания берегов Атлантического побережья Испании и Америки. В этот раз, помимо Масарреды, на борту фрегата «Росалия» с Лангарой плыли и другие выдающиеся моряки Армады – Хуан Хосе Руис де Аподака (будущий тесть Косме Дамиана Чурруки), Хосе Варела Ульоа, Диего де Альвеар и Понсе де Леон.

Как и многие другие яркие фигуры военно-морского флота того времени, Лангара начинал свой путь с научной работы, где добился значительных успехов и достаточно широкого признания, хоть и не такого, как, к примеру, у Хорхе Хуана. Но, как и многим другим ученым, связанным с Армадой, ему предстояло также выполнять и военные миссии. Впервые в полный рост на боевую службу он заступил в 1776 году, оказавшись командиром линейного корабля «Подеросо» под началом адмирала маркиза де Касатильи (Casa-Tilly). Там он принял самое деятельное участие в захвате колонии Сакраменто, взятии крепости Ассенсион на острове Санта-Каталина (где познакомился с Федерико Гравиной), и при обороне острова Мартин-Гарсия. Действуя на суше и на море, Лангара отметился в десятках мелких стычек, и прослыл теперь не только ученым, но и отважным солдатом, не теряющим самообладание в любой ситуации, даже в непривычном для него положении морского пехотинца. Это быстро выдвинуло его из числа прочих офицеров, и в 1779 году, когда началась война с Великобританией, он получил под свое командование целый дивизион в Вест-Индии, состоящий из двух линейных кораблей («Подеросо» и «Леандро») и двух фрегатов. Судьба при этом решила испытать Лангару, так как из-за штормовой погоды «Подеросо» вскоре сел на камни, и лишь благодаря организаторским способностям своего командира удалось избежать больших жертв и потерь – экипаж был спасен и переведен на «Леандро». Остальные корабли тем временем действовали достаточно эффективно, отгоняя английских каперов, а вскоре последовал крупный успех – захват английского фрегата «Виншеон» у острова Санта-Мария. За эти успехи Лангара был повышен в звании до бригадира и переведен в метрополию, получив под свое командование целую эскадру.

Дела военные


Важнейшим событием войны 1779-1783 года для метрополии стала Большая осада Гибралтара, превратившаяся во впечатляющее действо с привлечением больших сил, растянувшаяся на все четыре года и ставшая наглядной иллюстрацией всех сильных и слабых сторон Испании на то время. Лангара получил под свое командование эскадру, состоявшую из 9 линейных кораблей и 2 фрегатов, которая должна была обеспечивать дальнюю блокаду британской твердыни. Назначенный 11 декабря 1779 года, уже спустя месяц, 14 января 1780 года, ему пришлось сражаться с англичанами в весьма невыгодной обстановке. Как раз в это время в Гибралтар шел крупный конвой со снабжением, ведомый адмиралом Джорджем Родни. В охранении находились 18 линейных кораблей и 6 фрегатов, но численное преимущество не было главным их козырем. Лангара, увидев превосходящие силы противника, тут же повернул свои корабли по направлению к базе, но англичане стали постепенно нагонять их. Причиной тому было то, что большинство кораблей Родни имели новшество в технологиях того времени – медную обшивку днища, из-за чего обрастание было сведено к минимуму, в то время как испанские корабли не имели такой обшивки, днище давно не чистили, в результате чего сильно потеряли в скорости.

Ясной лунной ночью разгорелось сражение, в котором двукратно превосходящие силы англичан навалились на испанскую эскадру. Это был едва ли не единственный ночной бой за весь XVIII век, который завершился полным разгромом эскадры Лангары. Оба фрегата и два линейных корабля испанцев спаслись бегством; один корабль, «Санто-Доминго», взорвался. Остальные шесть линейных кораблей были захвачены англичанами, но два («Сан-Эухенио» и «Сан-Хулиан») из них каким-то образом «пропали» из истории – испанцы настаивают на том, что после сражения, когда англичане уже буксировали трофеи к себе, сильно избитые и отставшие от общего строя корабли сносило ветром и течением к береговым скалам, и находившиеся на их борту англичане были вынуждены освободить испанские экипажи дабы спасти свои жизни, в результате чего стороны быстро поменялись местами, и корабли вернулись под начало испанской короны. Среди четырех трофеев, которые адмирал Родни все же довел до своей базы, находился и сильно избитый флагманский «Реал Феникс» (спущен на воду в 1749 году, введен в строй Роял Нэйви как «Гибралтар», прослужил до 1836 года). Бригадир Лангара мужественно сражался, но получил три тяжелые раны, его корабль понес большие потери, лишился всех мачт и был вынужден сдаться. Англичане весьма уважительно отнеслись к пленному бригадиру и вскоре даже отпустили обратно в Испанию. На карьере Лангары это поражение никак не сказалось – слишком неравными были условия боя, а о том, что англичане обшивают днище своих кораблей медью, было известно еще со времен шпионской истории Хорхе Хуана, но никакой реакции от высших чинов Армады на это не последовало. Более того – его обласкали при дворе, повысив до звания вице-адмирала.



Уже в 1783 году Лангара был назначен командовать отрядом, который в составе союзной франко-испанской эскадры должен был осуществить вторжение на Ямайку, но окончание войны привело к отмене экспедиции. Следующие десять лет он провел в рутине, занимаясь вопросами организации флота, картографии и многого другого. В 1793 году, когда началась война с Революционной Францией, он оказался одним из тех, кто был популярен и при дворе, и на флоте, в результате чего именно Хуан де Лангара становится командующим испанской эскадрой из 18 вымпелов, которая начинает действовать вместе с союзными англичанами в Средиземноморье. Здесь Лангаре, поднявшему флаг на 112-пушечном «Рейна Луиза», пришлось действовать не только как флотоводец, но и как дипломат, и даже как политик. Вместе со своим младшим флагманом, Федерико Гравиной, он принял участие в обороне роялистского Тулона от республиканской армии. Когда стало ясно, что дело дрянь и город вскоре падет, англичане адмирала Худа бросились грабить город (по сведениям испанцев) и сжигать французские корабли, стоявшие в порту, дабы ликвидировать опасность со стороны республики на море в будущем. Лангара же встал на защиту французского флота, ибо понимал, что война с Францией – явление временное, и сохранение французского флота в интересах Испании. Потому он, действуя дипломатией и угрозами, свел ущерб к минимуму – лишь 9 кораблей были сожжены англичанами, а 12 покинули Тулон вместе с союзниками, и фактически перешли под их командование. Еще 25 кораблей остались в Тулоне, и были в результате захвачены республиканцами.

После этого союзнические отношения испанцев с англичанами заметно испортились, и Лангара увел свои корабли в Каталонию, где оказывал повсеместную поддержку действующей армии, сражавшейся в то время с французами на суше. В частности, его корабли помогали оборонять приморский город Росас, а также мешали оказывать поддержку французским судам, захватив во время скоротечного боя фрегат «Ифигения». Однако война уже сходила на нет, и вскоре был подписан мир в Сан-Ильдефонсо. Лангару сначала повысили до генерал-капитана департамента Кадиса, затем назначили министром Армады, а с 1797 года – капитан-генералом Армады и ее директором (то, как часто реформировалось испанское морское министерство в это время, достойно отдельных саркастичных оваций), получив пост в Государственном совете. Это было вполне логичный результат всей его деятельности, все видели в нем достойного главу морского министерства, но долго он им не пробыл, уйдя в отставку в 1799 году. Причины этого не совсем ясны – с одной стороны, Лангара находился уже в достаточно почтенном возрасте (63 года), имел проблемы со здоровьем, которые как раз могли вызвать вполне осознанную отставку. В то же время, как военный моряк и патриот, он не мог наблюдать то, как поступало правительство Годоя с Армадой, и отставка могла быть знаком протеста – причем, если оно так и есть, это был совершенно не уникальный случай. Как бы то ни было, Хуан де Лангара, рыцарь орденов Сантьяго и Карлоса III, после этого отправился на покой, не вмешивался в дела политики, жил частной жизнью в свое удовольствие, и умер в 1806 году. О его детях информации мне найти не удалось, но у него точно была супруга, причем не простая – а сама маркиза Мария Лутгарда де Ульоа, дочь знаменитого дона Антонио де Ульоа.

Незнаменитая знаменитость


Отдельно стоит рассказать о том, как этого человека воспринимали современники, насколько он известен в наше время, и какой след оставил в истории. Со всем этим одновременно и сложно, и просто. Так, в современной Испании имя Лангары достаточно известно, но не так чтобы широко – в его честь не называются корабли, улицы, школы, ему не ставят памятников. За границами Испании ситуация еще скромнее – даже многие флотофилы и любители истории времен XVIII века могут попросту не знать о существовании такого человека, как Хуан Каэтано де Лангара и Уарте. Между тем, при жизни он был достаточно популярным человеком за границей, заслужив уважительную репутацию среди врагов, а в самой Испании являлся одной из фигур Армады первого плана. Прежде всего он был одним из наследников идей Хорхе Хуана, его протеже и помощником. Во время своих плаваний на Филиппины и в Америку Лангара не раз проверял его идеи на практике, фактически возглавил после смерти Хуана движение испанских картографистов, сделав неоценимый собственный вклад в развитие этого дело. Сам Лангара не единожды контактировал с другими выдающимися моряками Испании своего времени, дружил с Масарредой и приходился родственником дону Антонио де Ульоа.

Под его крылом были воспитаны многие офицеры нового поколения Армады – последнего поколения Испании времен ее величия перед тем, как она рухнула в глубокий кризис и лишилась статуса одной из ведущих держав мира. Среди его учеников, к примеру, числится Федерико Гравина, который действовал под его началом во время войны с Революционной Францией, ставший своеобразным наследником манеры сражений своего учителя – мужественно и с максимальной отдачей, даже в случае поражения, дабы заслужить хотя бы уважение со стороны победителей. Не имея за собой никаких выдающихся достижений мирового масштаба, Хуан де Лангара стал «рабочей лошадкой» Армады и в качестве офицера, и в качестве флотоводца, добиваясь выполнения задания практически во всех случаях – провал с Битвой при лунном свете оказался едва ли не единственным подобным в его карьере. Наконец, когда в 1804 году вновь настало время воевать с англичанами, он был одним из двух «стариков» (помимо Масарреды), которых Армада пророчила в качестве своих главнокомандующих, с которыми можно было идти хоть к черту в пасть. Но и Лангара уже был стар, и политически более выгодным был «франкофильский» Гравина, в результате чего ему уже не суждено было возглавить флот и повести его в бой в почти безнадежных условиях упадка страны, флота и доминирования французов. Ну а что о нем нынче помнит не так много людей – так это дело ныне живущих, а не Хуана де Лангары, который до последнего выполнял свой долг перед королем и Испанией, хоть и не овеял себя вечной славой больших побед или великой горечью разгромных поражений.

Продолжение следует….
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    22 августа 2019 18:47
    А ведь Вы уважаемый автор абсолютно правильно обозначили де Лангару!Незнаменитая знаменитость!Оценить его деятельность можно наверное и так:широко известен в узких кругах.Тем не менее как всегда интересно и главное-познавательно!Однозначно:спасибо!
    1. +6
      22 августа 2019 18:51
      Всегда пожалуйста hi Вообще, Лангара - это к теме того, какие хорошие флотоводцы были у Испании в конце XVIII столетия. Он хоть и не блистал, но и задних явно не пас в плане эффективности - скорее судьба не подбросила ему возможностей проявить себя, чем он не обладал какими-то способностями. Единственный самостоятельный бой с серьезным противником - и тот при двукратном превосходстве оного....
      1. +3
        22 августа 2019 18:56
        А кстати говоря,отчего же испанцы так наплевательски относились к матчасти своих кораблей?Имею в виду нечищенные днища?Разгильдяйство?Может отсюда и ноги растут корни их неуспехов?
      2. +3
        22 августа 2019 19:01
        Добавлю:и к техническим новинкам того времени(обшивание днищ) ну невероятно наплевательское отношение!Финансирование флота по остаточному принципу? laughing Маловероятно,согласитесь?Ведь флот у них был неплохой,но..но...и ещё раз но.Что-то у них пошло не так.
        1. +2
          22 августа 2019 19:15
          Есть незабываемая фраза Черномырдина (С) :"Хотели как лучше, а получилось, как всегда!"
        2. +5
          22 августа 2019 19:36
          Ох как вас понесло, коллега))) По пунктам:
          Цитата: Фил77
          А кстати говоря,отчего же испанцы так наплевательски относились к матчасти своих кораблей?Имею в виду нечищенные днища?

          А с чего вдруг разгильдяйство? Вы думаете, что это возможно, содержать флот из сотни с лишним вымпелов с постоянно очищенными днищами? Та на это не то что доков - денег не хватит laughing Беда не в том, что испанские корабли не проходили докование, а в том, что соревноваться в скорости с кораблями, чье днище обшито медью, они могли только непосредственно после выхода из сухого дока, с абсолютно чистым днищем. Пара месяцев в море - и все, скорость падает. А как вы себе представляете регулярное докование всего флота в военное время? Тем более что эскадра Лангары почти постоянно в море находилась.
          Цитата: Фил77
          Добавлю:и к техническим новинкам того времени(обшивание днищ) ну невероятно наплевательское отношение!

          Это вы судите по одному-единственному примеру с днищем? laughing Не показатель. К тому же надо глянуть, когда строились корабли Лангары - знаю точно, что корабли постройки конца 1770-х и позднее если не все, то значительная часть уже обшивались медью. А в такой маленькой новинке, как корабельные барометры, и в плане предсказания погоды испанцы были одними из лучших, значительно опережая французов и по сути идя ноздря в ноздрю с англичанами. Теоретический чертеж корпуса - одни из передовых, развитие парусов - одни из передовых, конструкции корпусов - одни из передовых, пушки - одни из лучших (отличались тем, что не разрывались внезапно, а сначала начинали "сыпаться", и лишь затем, при продолжении стрельбы, уже разрывались, фирменная "фишка" пушек Ла Кавады), где ж тут отставание? Я обо всем этом пишу как раз в статьях.
          Цитата: Фил77
          Ведь флот у них был неплохой,но..но...и ещё раз но.Что-то у них пошло не так.

          Но надо читать внимательнее статьи laughing Я же на фоне биографий пытаюсь расписать, какие проблемы реально были, каких не было, какие возникли со временем. Проблемы собственно Армады - экономия на жаловании матросам, и сильная политизированность при выборе адмиралов-флотоводцев. В остальном проблемы были или не особо трагические, или надуманные. Но к моменту Наполеоники у Армады уже куча проблем, ибо куча проблем у самой Испании, которая стремительно скатывается в упадок.
          1. +3
            22 августа 2019 19:49
            Значит поднакопились проблемы,жаль.Благодарю за убедительный ответ!
            1. +4
              22 августа 2019 20:00
              Тут скорее тесная связь между судьбой флота и судьбой государства и тем фактом, что сильный флот нового образца уже в XVIII веке за короткое время не создается. Пока государство стабильно развивалось - флот креп, хоть и не мог еще сравниться с британским флотом, который развивался издавна, и не переживал такого упадка, который пережила Армада во 2-й половине XVII века (практически полное исчезновение ее как вменяемой военной силы). Да, были косяки, но во многом это можно было объяснить проблемами роста или временными упущениями - те же Чуррука, Ретамоса и другие активно занимались развитием Армады, их слышали, их планы реализовывали. Но то, что случилось после смерти Карлоса III, является, вероятно, просто уникальным стечением внутренних и внешних факторов, которые обрушили Испанию всего за треть столетия, при том что как раз в это время специально вопросом разрушения Испании никто не занимался.

              Эх, надо писать статьи про Испанию при Карлосе III, и при Карлосе IV, чтобы был понятен тот провал, который случился после 1788 года, и почему Испания до этой даты и после - три большие разницы.
          2. +2
            22 августа 2019 20:19
            А ведь везде и всегда в истории получается так: где верховная власть ограничена - там успех где власть абсолютна там всегда приходят к разбитому корыту.
            1. +2
              22 августа 2019 20:29
              Строго говоря, в Испании власть и не была абсолютной - куча ограничений, значительный элемент самоуправления, во Франции с абсолютизмом дела обстояли куда развитее. 1808 год тут вообще показателен - короля украли, а государство продолжило жить и сражаться, пускай и распалось на местные хунты. Но вот когда звезды встают в ряд, и во главе государства встают оголтелые афрансесадос как раз в то время, когда во Франции к власти приходит Наполеон, и это не считая прочего... Граната, брошенная в выгребную яму - очень слабое сравнение.
          3. +3
            22 августа 2019 21:19
            Вы думаете, что это возможно, содержать флот из сотни с лишним вымпелов с постоянно очищенными днищами? Та на это не то что доков - денег не хватит
            Артем, во времена парусных флотов для очистки днища доки были не нужны. Для этого применялось килевание - наклон судна с целью осмотра и ремонта его подводной части. Килевание производится до появления киля над водой. Разновидностью килевания является кренгование — наклон судна без выхода киля из воды, применяемый для чистки подводной части от обрастаний и для мелкого ремонта обшивки корпуса.
            Выглядело это примерно так.

            На этой фотографии корабли Дюмон-Дюрвиля "Астролябия" и "Усердный" проходят килевание во время его второго кругосветного плавания 1838 г. примерно в районе нынешнего Квинсленда.
            1. +3
              22 августа 2019 21:22
              Цитата: Undecim
              Артем, во времена парусных флотов для очистки днища доки были не нужны.

              Я в курсе, но килевание было чревато повреждением корпусных конструкций, и его старались лишний раз не делать. Конечно, если доков не хватает, а почистить днище остро необходимо, то можно и так, но согласитесь, что и кренгование делать настолько часто, чтобы держать днище постоянно в чистоте, в военное время не получится - тем более у блокадной эскадры, которая практически все время находится в море или в состоянии первой готовности выхода в море.
              1. +3
                22 августа 2019 21:33
                Часто - понятие относительное. Если в тропиках - примерно раз в пол года. В более холодных водах реже.
                1. +3
                  22 августа 2019 21:37
                  Осада Гибралтара, вместе с блокадой, длилась 4 года, при этом главные силы флота там были от силы несколько месяцев - на момент конкретно обсуждаемого сражения при лунном свете главными силами флота там и не пахло, 9 (точнее, 11) линейных кораблей Лангары - это все, что там имелось из океанских судов. В таких обстоятельствах сложно выкроить время под килевание/кренгование, да и все же корабли с медной обшивкой днища таки быстрее будут даже в сравнении с только что "почищенными" кораблями.
                  1. +3
                    22 августа 2019 21:47
                    Согласен, правда есть один момент. "Битва при лунном свете" - январь - 1780 г. А весь Royal Navy британцы обшили медью в 1883 году.
                    Кстати, участвовавший в этой битве Royal George через два года утонул в Гибралтаре именно при килевании.
                    1. +2
                      22 августа 2019 22:02
                      Цитата: Undecim
                      А весь Royal Navy британцы обшили медью в 1883 году.

                      Англичанам хватило и нескольких обшитых медью, чтобы догнать и связать боем испанцев, а затем навалиться уже и остальными силами. Причем я рассказал все сильно упрощенно - на самом деле, там бой от момента завязки до конца длился несколько суток с учетом всего маневрирования и погони, непосредственно боевая фаза - ЕМНИП с 4 дня до 2 ночи, что как бы очень много.

                      Кстати, есть один нюанс smile Не стоит исключать, что "медная обшивка у англичан" стала своеобразной отмазкой испанцев на тему того, почему они не смогли разорвать контакт и убежать от численно превосходящего противника. В рапортах, как я понял, Лангара ни слова о медной обшивке не говорил, это уже более поздняя трактовка того, почему англичане оказались быстрее. И если это притянутое за уши объяснение, то действительные причины отставания могут быть какими угодно. К примеру, ЕМНИП, перед боем эскадру Лангары сильно потрепало штормом, и из-за повреждений корабли могли не выдавать полную скорость. В идеале - надо детальнее копнуть про сам бой, но это явно не в ближайшее время, тут мне предстоит еще про Большую Осаду Гибралтара писать - испанцы там, оказывается, пытались изобрести броненосец!
  2. +4
    22 августа 2019 20:03
    "...но долго он им не пробыл, уйдя в отставку в 1799 году. Причины этого не совсем ясны – с одной стороны, Лангара находился уже в достаточно почтенном возрасте (63 года), имел проблемы со здоровьем, которые как раз могли вызвать вполне осознанную отставку. В то же время, как военный моряк и патриот, он не мог наблюдать то, как поступало правительство Годоя с Армадой, и отставка могла быть знаком протеста – причем, если оно так и есть, это был совершенно не уникальный случай."
    Вряд ли это был знак протеста. Дело в том, что в 1798 году Мануэля Годоя придворные интриганы самого отправили в отставку и вернулся к власти он в 1801 году.
    Кроме того, Лангара не был отправлен на пенсию, а назначен членом Consejo de Estado - Государственного совета Испании. Это высший консультативный орган, консультировавший короля по вопросам внешней политики.
    Так что причиной, пожалуй, было все же здоровье.
    1. +3
      22 августа 2019 20:12
      Таки благодарю за коррективы hi По тому, что видел в интернете, подумал, что Лангара совсем от власти удалился. Ну что ж - это был еще не самый худший вариант, с Масарредой (герой одной из следующих статей) поступили жестче.
      1. +4
        22 августа 2019 20:22
        Как ни странно, из Википедий - самая подробная о Лангаре - итальянская. Парадокс.
        1. +4
          22 августа 2019 20:26
          Вот куда-куда, а в итальянскую я и не заглянул belay Искал в английской, испанской, русской, плюс шерстил разные статьи на испанском языке. Надо будет в следующий раз внимательно смотреть...

          Кстаааати! Если хотите, скажем так, впечатлиться - сравните испанскую и английскую Вики по Масарреде. Местами там 10 из 10! В смысле, несовпадений между разными версиями)) Пришлось на свой страх и риск выбирать, у кого написано правдоподобнее.
          1. +2
            22 августа 2019 20:38
            Попробую посмотреть.
          2. +1
            22 августа 2019 21:26
            А интересно, на фоне Ваших героев и статей провести параллель с нашим флотом, балтийский в эти годы как-то не особо блещет (но шведам накостеляли!). Ну а черноморский - война за войною, победа за победою, но это всё благодаря Ушакову (не он один, но всёже).
            1. +2
              22 августа 2019 21:53
              Цитата: Соло2503
              А интересно, на фоне Ваших героев и статей провести параллель с нашим флотом

              Как и в случае сравнения любых других флотов, имеет смысл провести детальный разбор по разным статьям, ибо объявлять один лучше, а другой хуже по средней температуре по больнице - моветон. Но, в общем и целом, из того. что я знаю про наш парусный флот (а знаю я нынче уже меньше, чем про испанский), то:
              - корабли у нас объективно хуже. Проекты зачастую использовались устаревшие, качество постройки частенько было вполне себе ничего - но все портило качество материалов, древесину у нас заготавливать в нужных количествах и нужного качества не умели. От картин лесосплава к Архангельску и Николаеву у испанских и английских корабелов волосы бы дыбом встали, включая интимные места.
              - офицерский корпус - сложно сказать однозначно. Что точно - непрофессионалами наши офицеры не были. Может, они и уступали представителям отдельных стран, но не так чтобы катастрофически. Конечно, научной работы как испанцы они не проводили - ну так и Россия не обладала такими обширными колониями, и вообще в океан еще корабли практически не посылала. Вот когда начнет посылать (Крузенштерн-Лисянский, и далее), то наши офицеры и как научные деятели себя проявят очень даже недурно.
              - рядовой состав - а вот здесь, пожалуй, у нас уровень был достаточно высоким. Я много нелестного читал про шведский флот и его боеспособность, про низкую боеспособность турецкого флота ходят легенды, но как бы и у тех, и у тех был хороший корабельный состав, а у нас корабли были не очень - но мы все же побеждали (не беру в расчет времена Петра Великого - там своя атмосфера). Следовательно, рядовой состав был подготовлен в достаточных количествах и в достаточном качестве, чтобы компенсировать недостатки наших кораблей. Не могу сказать с уверенностью, но где-то в 1788 году наши матросы в боевом плане были, пожалуй, лучше подготовлены, чем испанские (но испанские были лучше как мореходы из-за обильной океанской практики - это не в "Маркизовой луже" стоять).
              - артиллерия. Затрудняюсь сказать, у кого лучше, у кого лучше - у нас пушки вроде как были очень даже неплохими, но и у испанцев детища Ла Кавады были отличного качества, многие из них подвергались неоднократным переделкам, в том числе и под эрзац-нарезные казнозарядные (!) спустя 100-200 лет после отливки (!!!).

              Как-то так. Это очень поверхностное и беглое сравнение. Возможно, что я сильно ошибаюсь, ибо мысленно я весь в Испании, а парусный флот России для меня никогда не был в приоритете по интересам - мне у нас больше сталь и пар по вкусу.
              1. +2
                22 августа 2019 23:08
                "большое мышкино попискивание от вкусняшек!" (имею ввиду Ваши статьи и коментарии. Меня тоже больше прельщает век железа и пара. А мышка - это от аватарки. На ней памятник лабораторным мышам в Новосибирске. Ну и девочек своих-3 дочери, частенько мышками зову. Они у меня ещё маленькие - 15,7 и 5 лет. (а мне вообще-то 54). Благодарствуем! Пи-пи.
              2. +1
                23 августа 2019 07:07
                Цитата: arturpraetor
                мне у нас больше сталь и пар по вкусу.

                Утра Вам доброго Артём!Так если сталь и пар по душе,не замахнуться ли Вам на тему Голубой ленты Атлантики?Тема-то шикарная!В этом *состязании* ведь не только англичане участвовали,но и немцы,и французы.
                1. +1
                  23 августа 2019 12:20
                  Цитата: Фил77
                  Так если сталь и пар по душе,не замахнуться ли Вам на тему Голубой ленты Атлантики?

                  Не, мне по вкусу те сталь и пар, которые с пушками smile А на эту тему очень много чего на русском языке сказано. Максимум, что из этого я пока предполагаю - это, если таки возьмусь за цикл по испано-американской войне, детально рассмотреть состояние флотов Испании и США к 1898 году, и морские сражения войны между ними.
                  1. +1
                    23 августа 2019 12:55
                    Жаль!Ну если испано-американская война то уверен и о крейсере *Мэн* упомянёте.
                    1. +2
                      23 августа 2019 13:05
                      Само собой, как же не затронуть конспирологию, которую развели вокруг "Мэна" laughing
  3. +2
    22 августа 2019 21:52
    Добрый вечер, Артём. hi
    Почитал, как всегда, с интересом, но как-то уже перестаю удивляться, что эти испанские ребята, хоть старательны, умны и храбры, но всякий "блин у них -- комом выходит". Я ещё до прочтения догадался чем закончится их бой с эскадрой Родни. Имена и фамилии звучные, заслуг (?) масса, кораблей много, а толку -- пшик. Но я это не к тому чтобы спорить. Мы в прошлый раз поговорили и Вы мне многое объяснили. Только как-то грустно всё это. request
    Есть вопрос по поводу такой ситуации
    из-за штормовой погоды «Подеросо» вскоре сел на камни
    Так его сняли с камней, или так и бросили, уйдя восвояси? Да, и кто посадил его на камни?
    1. +3
      22 августа 2019 22:07
      Добрый вечер. Не снимали его с камней. Он был так поврежден штормом, что в этом не было смысла. Сняв экипаж его, по приказу Лангара, сожгли.
      Источник - Naufragios de la Armada Española. 1867 Escrito por don Cesáreo Fernandez Duro.
      1. +1
        22 августа 2019 22:17
        Виктор, спасибо! Ну, хоть английский фрегат захватили, с медной обшивкой, надеюсь. smile
    2. +3
      22 августа 2019 22:11
      Цитата: Морской Кот
      олько как-то грустно всё это.

      Есть такое. Но, как АИшник, я научился видеть потенциал и возможности там, где в реале были одни косяки. Потому там, где другие видят в испанцах лишь систематических неудачников, я вижу их хорошие и плохие черты, и конкретные причины тех или иных поражений, а не стандартное "проиграли, бо лузеры".
      Цитата: Морской Кот
      Так его сняли с камней, или так и бросили, уйдя восвояси? Да, и кто посадил его на камни?

      Насколько я понял, то его посадили на камни в шторм, как говорится, "от души". Лангара какое-то время пытался спасти корабль, но приливы-отливы лишь продолжали разрушать корпус линейного корабля, "теребя" его об скалы, в результате чего было решено все ценное забрать с собой, а оставшийся корпус сжечь. Лангара за это под суд не попал - навигационные потери в эпоху паруса были весьма велики, и не всегда даже умелые моряки могли избежать подобного ЧП.
      1. +2
        22 августа 2019 22:20
        Да это понятно, я просто подумал, что им повезло не служить в ВМФ СССР -- во где любили искать козлов отпущения! И, что характерно, завсегда находили. Правда, большей частью не того, кого нужно.
        1. +2
          22 августа 2019 22:21
          Ну, это вообще наша вечная проблема, не только в ВМФ, и не только в СССР - виновных не ищут, виновных назначают request
          1. +1
            23 августа 2019 09:46
            Утро доброе. Позвольте высказать пожелание. Мне сдаётся, что необходима отдельная статья посвещённая исключительно технической стороне-корпус, паруса, пушки, а если с иллюстрациями, то вообще будет супер. Хотя бы в общих чертах, так, как понятно, что с заглублением это несколько томов. А, как вы на это смотрите?
            1. +1
              23 августа 2019 12:41
              Ох, это точно не в ближайшее время, и, возможно, вообще никогда. Я стараюсь писать статьи так, чтобы понимание всех этих вещей не было необходимым, упоминая лишь самые общие и понятные элементы, но тратить время на еще один "сопутствующий материал", который мне сейчас не очень нужен, я не хочу. Я ведь и по биографиям персонажей прохожусь сейчас исключительно потому, что мне самому надо их как можно больше изучить, а нет лучше способа для этого, чем написать по ним статьи smile А раз так и так пишу статьи - то и опубликовать можно. Но это все равно второстепенная для меня работа, а не главная, я и так ей уделил очень много внимания и времени при том, что мне еще писать и писать статьи только про офицеров Армады - а есть ведь еще и армия, которую мне тоже надо охватить request
              1. +1
                23 августа 2019 14:01
                Так я и написал, что в общих чертах. Чтоб сравнить с англами и франка и Вашим читателям стало ясно в чем опережение испанцев конкурентов.
                К стати диагональные связи корпуса, позволившие удлинить корпус, скорее всего это тоже испанская идея, а не английская.
                Но все равно спасибо. Хотя, как всегда охота побольше, побольше.
                1. +2
                  23 августа 2019 14:10
                  Цитата: Олег Кольский 051
                  Хотя, как всегда охота побольше, побольше.

                  Это как раз понятно. Мне тоже хочется как можно больше всего осветить. Просто "скромнее, скромнее надо быть" laughing В смысле, времени сразу на все не хватает. Тем более что статьи по реальной истории для меня, как я уже говорил - сопутствующий материал. Полезно, интересно, но все же в приоритете у меня другое, тем более что я чем дальше, тем больше становлюсь занудой, и пытаюсь расписывать больше деталей - а это, опять же, время, время, время...