Танки Советского Союза периода Великой Отечественной войны

46


История советского танкостроения в предвоенные и военные года имела как серьезные достижения, так и впечатляющие неудачи. На первом этапе войны с появлением Т-34 немцам пришлось догонять нас и создавать образцы танков и противотанковой артиллерии, способные противостоять угрозам, создаваемым Т-34.Они довольно быстро решили эту задачу и уже к концу 1942 году у вермахта были более совершенные танки и средства борьбы с советской танковой угрозой. На втором этапе войны уже советским танкостроителям пришлось догонять немцев, но достичь полного паритета с ними по основным тактико–техническим характеристикам танков до конца войны так и не удалось.

Этапы становления советских легких танков в предвоенный период, в том числе семейства БТ и легкого танка Т-50 изложены в материале, а становление средних таков Т-28, Т-34 и тяжелых Т-35, КВ-1, КВ-2 в материале. В настоящей статье рассматриваются советские танки, которые разрабатывались и выпускались в период Великой Отечественной войны.



Легкие танки Т-60, Т-70, Т-80


Весьма поучительна и трагична история создания советских легких танков первого этапа Великой Отечественной войны. По результатам Советско - финской войны и испытаний купленного в Германии образца среднего танка PzKpfw III Ausf F в 1939-1940 годах на ленинградском заводе №174 началась разработка легкого танка поддержки пехоты Т-50. В начале 1941 года были успешно испытаны опытные образцы танка, он был принят на вооружение, но до начала Великой Отечественной войны серийное производство развернуть не успели.

Через несколько дней посла начала войны московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства плавающего танка Т-40 и переоборудовании завода под выпуск лёгкого танка Т-50.


Легкий танк Т-50


Для организации производства этого довольно сложного танка требовалась полная реконструкция завода, приспособленного только под выпуск простенького Т-40, в связи с этим руководство завода не очень-то стремилось готовить производство под выпуск нового танка. Под руководством главного конструктора линейки советских плавающих танков Астрова уже в июле разрабатывается и изготавливается образец легкого танка на базе хорошо освоенного в производстве плавающего Т-40 и предлагается организовать производство этого танка. Сталин утвердил это предложение и так вместо удачного легкого танка Т-50 в производство пошел Т-60, который по своим характеристикам был намного хуже. Такое решение основывалось на необходимости в экстремальных условиях военного времени и колоссальных потерь танков в первые месяцы войны быстро освоить массовое производство конструктивно и технологически простого танка на базе агрегатов грузовых автомобилей. Танк Т-60 серийно производился с сентября 1941 года по февраль 1943 года, всего было выпущено 5839 танков.


Легкий танк Т-40


Конечно Т-60 никак не мог заменить Т-50, который на то время был одним из лучших в мире легких танков весом 13,8 тонн, экипажем четыре человека, вооруженный 45-мм полуавтоматической пушкой, имеющий противоснарядное бронирование, и с мощной силовой установкой на базе дизельного двигателя В-3 мощностью 300 л.с. Внешне он был как уменьшенная копия Т-34 и обладал великолепными тактико-техническими характеристиками для своего класса машин.


Легкий танк Т-60


Танк Т-60, как говорится, и «рядом с ним не стоял», его характеристики и близко не приближались к Т-50. Т-60 был «сухопутным» вариантом плавающего танка Т-40 со всеми его недостатками. Т-60 принял концепцию и компоновку Т-40 с максимальным использованием узлов и агрегатов последнего. Так вместо достойного легкого танка был запущен в серию простенький и суррогатный Т-60, о котором потом недобрым словом отзывались многие советские танкисты.

Трансмиссионное отделение танка располагалось впереди, за ним отделение управления с бронированной рубкой механика –водителя, по центру корпуса боевое отделение со смещенной влево башней и справа двигателем, в корме танка топливные баки и радиаторы двигателя. Экипаж танка был два человека – командир и механик-водитель.

Конструкция корпуса и башни была сварной из катаных броневых листов. При весе танка 6.4 тонны он имел противопульное бронирование, толщина лба корпуса: верха - 35мм, низа - 30мм, рубки - 15мм, бортов - 15мм; лба и бортов башни - 25мм, крыши - 13мм, днища - 10мм. Броня лба корпуса имела рациональные углы наклона. Башня была восьмиугольной с наклонным расположением броневых листов и смещена влево от продольной оси танка, поскольку справа размещался двигатель.

Вооружение танка состояло из 20мм автоматической пушки ТНШ-1 L/82,4 и спаренного 7,62мм пулемета ДТ.

В качестве силовой установки использовался двигатель ГАЗ-202 мощностью 70 л.с., являющийся модификацией дефорсированного двигателя ГАЗ-11 с плавающего танка Т-40 мощностью 85 л.с. с целью повышения его надежности. Двигатель запускался с помощью механической рукоятки. Использование стартера разрешалось только при прогретом двигателе. Для прогрева двигателя использовался котел, который разогревался с помощью паяльной лампы. Танк развивал скорость по шоссе 42 км/час и обеспечивал запас хода 450 км.

Ходовая часть была унаследована от танка Т-40 и на каждый борт содержала четыре односкатных обрезиненных катка малого диаметра и три поддерживающих катка. Подвеска была индивидуальная торсионная без амортизаторов.

По своим характеристикам Т-60 серьезно уступал легкому танку Т-50. Бронезащищенность у того была выше –толщина брони верхнего лобового листа - 37мм, нижнего - 45мм, бортов - 37мм, башни - 37мм, крыши - 15мм, днища - 12-15мм и в качестве вооружения использовалась куда более мощная 45-мм полуавтоматическая пушка 20-К L/46, а в качестве силовой установки использовался дизельный двигатель мощностью 300 л.с.

То есть танк Т-50 по огневой мощи, защищенности и подвижности существенно превосходил танк Т-60, но в серию пошел «смертник» Т-60, поскольку легко было организовать его серийное производство.

Дальнейшим развитием Т-60 стал танк Т-70, разработанный в ноябре 1941 года и принятый на вооружение в январе 1942 года. С февраля 1942 года по осень 1943 года выпущено 8226 танков. Разработка Т-70 была направлена на повышение огневой мощи путем установки полуавтоматической 45-мм пушки 20-К L/46, повышение подвижности за счет установки силового агрегат ГАЗ-203, содержащего спарку двигателей ГАЗ – 202 мощностью по 70 л.с. и усиления бронирования лба корпуса низа до 45мм и лба и бортов башни до 35мм.


Легкий танк Т-70


Установка спарки двигателей потребовала удлинение корпуса танка и введение еще одного опорного катка в ходовой части. Вес танка увеличился до 9,8 тонн, экипаж сохранился два человека.

Увеличение веса танка привело к резкому снижения надежности ходовой части, в связи с этим ходовая была модернизирована и запущена в серию модификация танка Т-70М.

Самым главным недостатком танков Т-60 и Т-70 был наличие экипажа из двух человек. Командир был перегружен возложенными на него функциями командира, наводчика и заряжающего и не справлялся с ними. Даже сейчас, при совершенно другом уровне развития техники, танк с экипажем два человека пока что не реализуем из-за принципиальной несовместимости функций командира и наводчика.

Для устранения основного недостатка танка Т-70 была разработана следующая модификация - Т-80 с двухместной башней и экипажем три человека.

Танки Советского Союза периода Великой Отечественной войны

Легкий танк Т-80


Для двухместной башни диаметр погона был увеличен с 966мм до 1112мм, в связи с увеличением внутреннего объема башни увеличились ее габариты и вес, при этом вес танка достиг 11,6 тонн и требовалась более мощная силовая установка. Было принято решение форсировать силовую установку ГАЗ-203 до мощности 170 л.с., что привело к резкому снижению ее надежности при эксплуатации танка.

Танк Т-80 просуществовал недолго, в апреле 1943 года было начато его серийное производство и в августе прекращено, всего было выпущено 70 танков Т-80. Причин для этого было несколько.

Танк по своим низким характеристикам в 1943 году никак не удовлетворял возросшие требования к танку, а по результатам боев на Курской дуге всем стало ясно, что не только Т-70 (Т-80), но и Т-34-76 не могут противостоять новым немецким танкам, и требуется разработка нового более мощного танка. К этому времени было отлажено и оптимизировано массовое производство Т-34, снижена его стоимость и обеспечено удовлетворительное качество, а армии требовалось большое количество самоходных установок СУ-76М, созданных на базе танка Т-70 и заводские мощности были переориентированы на производство самоходок СУ-76М.

Танки Т-60, Т-70 и Т-80 обладали невысокой боевой эффективностью как против вражеской бронетехники, так и при поддержке пехоты. Они не могли бороться с наиболее распространёнными немецкими танками того времени Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV и штурмовыми САУ StuG III, а в качестве танка непосредственной поддержки пехоты у них была недостаточная броневая защита. Немецкие 75-мм противотанковые пушки Pak 40 поражали его первым выстрелом с любых дистанций и ракурсов.

По сравнению с уже устаревшим легким немецким Pz.Kpfw.II Т-70 имел несколько лучшую бронезащиту, но из-за наличия экипажа в количестве двух человек значительно уступал ему в управляемости на поле боя.

Бронезащищенность танка была низкая и он легко поражался практически всеми танками и противотанковыми средствами, имеющимися на вооружении в то время в немецкой армии. Вооружение танка было недостаточным для поражений танков противника, на 1943 год в немецкой армии были уже хорошо защищенные танки Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV и Pz.Kpfw.V, 45-мм пушка Т-70 никак не могла их поразить. Мощь 45-мм пушки была явно недостаточной как для борьбы с вражескими противотанковыми орудиями, так и с немецкой бронетехникой, лобовая броня даже средних модернизированных PzKpfw III и PzKpfw IV могла быть пробита только с предельно малых дистанций.

Это объяснялось и тем, что с появлением на поле боя в больших количествах Т-34 вермахт качественно усилил танковую и противотанковую артиллерию. В течение 1942 года в вермахт начали поступать танки, САУ и противотанковые пушки, вооруженные длинноствольными 75-мм пушками, поражающие Т-70 на любых ракурсах и дистанциях боя. Особенно были уязвимы борта танка даже для артиллерии меньших калибров, вплоть до устаревшей 37-мм пушки Pak 35/36. В таком противостоянии Т-70 не имел никаких шансов, при хорошо подготовленной противотанковой обороне подразделения Т-70 были обречены на высокие потери. Из-за низкой эффективности и высоких потерь Т-70 пользовался в армии нелестной репутацией и к нему было в основном негативное отношение.

Апогеем боевого применения Т-70 стала битва на Курской дуге. В Прохоровском сражении в двух корпусах первого эшелона из 368 танков было 38,8% танков Т-70. В результате боя наши танкисты понесли страшные потери, 29-й танковый корпус потерял 77% участвующих в атаке танков, а 18-й танковый корпус 56% танков. Во многом это объяснялось и наличием в ряду атакующих танков практически незащищенных от мощных немецких противотанковых средств легких танков Т-70. После Курской битвы Т-70 был снят с производства.

Средний танк Т-34-85


Средний танк Т-34-76 на первом этапе войны вполне был конкурентноспособен со средними и немецкими танками PzKpfw III и PzKpfw IV. С установкой на танк PzKpfw IV длинноствольной 75-мм пушки KwK 40 L/48 и особенно с появлением Pz.Kpfw.V «Panther» с мощной длинноствольной 75-мм пушкой KwK 42 L/70 и Pz.Kpfw.VI Tiger с длинноствольной 88-мм пушкой KwK 36 L/56, танк Т-34-76 стал поражаем этими танками с дистанции 1000-1500 м, а поразить их он мог с дистанции не более 500 м. В связи с этим серьезно встал вопрос установки на танк более мощной пушки.


Средний танк Т-34-85


Рассматривалось два варианта установки 85-мм пушки, уже применяемой на тяжелых танках КВ-85 и ИС-1 пушки Д-5Т и 85-мм пушки С-53. Для установки новой пушки требовалось увеличение погона башни с 1420мм до 1600мм и разработка более вместительной башни.

За основу была взята башня опытного среднего танка Т-43. Башня проектировалась для двух вариантов пушек. Пушка Д-5Т была более громоздкая и затрудняла работу заряжающего в ограниченном объеме башни, в итоге танк был принят на вооружение с пушкой С-53, но первые партии танков выпускались и с пушкой Д-5Т.

Одновременно с разработкой новой трехместной башни устранялся еще один существенный недостаток Т-34-76, связанный с перегрузкой командира в связи с возлагаемыми на него функциями наводчика. В более просторной башне размещался пятый член экипажа - наводчик. В танке улучшалось обзорность командира за счет установки командирской башенки с вращающимся люком и более совершенными приборами наблюдения. Также усиливалось бронирование башни. толщина брони лба башни была увеличена до 90мм и стенок башни до 75мм.

Увеличение огневой мощи и защищенности танка не помогло поставить его в один ряд с немецкими Pz.Kpfw.V «Panther»и Pz.Kpfw.VI Tiger. Лобовая броня у Pz.Kpfw.VI Tiger была толщиной 100мм, а у Pz.Kpfw.V «Panther» 60-80мм, и их пушки могли поражать Т-34-85 с дистанции 1000-1500м, а последний пробивал их броню только на дистанции 800—1000 метров и только на дистанции около 500 метров самые толстые места лба башни.

Недостаточность огневой мощи и защищенности Т-34-85 приходилось компенсировать за счет их массированного и грамотного применения, улучшения управления танковыми войсками и налаживанием взаимодействия с другими родами войск. Ведущая роль в борьбе с танками противника в значительной мере перешла к тяжёлым танкам семейства ИС и САУ.

Тяжелые танки КВ-85 и ИС-1


С появлением в 1942 году немецких тяжелых танков Pz.Kpfw.V «Panther» и Pz.Kpfw.VI Tiger советский тяжелый танк КВ-1 с недостаточной лобовой защитой и вооруженный 76,2-мм пушкой ЗИС-5 L/ 41,6 уже не мог на равных противостоять им. Pz.Kpfw.VI Tiger поражал КВ-1 практически на всех дистанциях реального боя, а 76,2-мм пушка КВ-1 могла пробить только бортовую и кормовую броню этого танка с дистанций, не превышающих 200 м.

Встал вопрос разработки нового тяжелого танка, вооруженного 85-мм пушкой и в феврале 1942 года было принято решение разработать новый тяжелый танк ИС-1, для него была разработана 85-мм пушка Д-5Т и, для ее установки в танке, новая башня с увеличенным до 1800мм диаметром погона башни.

Танк КВ-85 был переходной моделью между КВ-1 и ИС-1, от первого была заимствована ходовая часть и многие элементы бронирования корпуса, а от второго увеличенная башня.

После проведения сокращенного цикла испытаний танк КВ-85 в августе 1943 года был принят на вооружение. Танк производился с августа по ноябрь 1943 года и был снят с производства в связи запуском в серию более совершенного танка ИС-1. Всего было выпущено 148 танков.


Тяжелый танк КВ-85


Танк КВ-85 был классической компоновки с экипажем 4 человека. Стрелка-радиста пришлось исключить из экипажа, поскольку установка более крупной башни не позволяла разместить его в корпусе. Лобовой лист оказался ломанным, так как для новой башни пришлось устанавливать подбашенную коробку. Башня была сварной, броневые листы располагались с рациональными углами наклона. На крыше башни имелась командирская башенка. В связи с исключением из состава экипажа стрелка-радиста, курсовой пулемет устанавливался неподвижно в корпусе танка и управлялся механиком-водителем.

При весе танка 46 тонн корпус танка имел такую же защиту, как и КВ-1: толщина брони лба корпуса - 75мм, бортов - 60мм, лба и бортов башни - 100мм, крыши и днища - 30мм, была только увеличена толщина бронирования башни до 100мм. Защищенность танка была недостаточной, чтобы противостоять новым немецким Pz.Kpfw.V «Panther» и Pz.Kpfw.VI Tiger.

Вооружение танка состояло из длинноствольной 85-мм пушки Д-5Т L/52 и трех 7,62мм пулеметов ДТ.

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2К мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 42 км/час и запас хода 330 км.

Ходовая часть была заимствована с танка КВ-1 со всеми ее недостатками и содержала на один борт шесть сдвоенных опорных катков небольшого диаметра с торсионной подвеской и три поддерживающих катка. Использование ходовой КВ-1 приводило к ее перегрузке и частым поломкам.

Танк КВ-85 по огневой мощи и защищенности проигрывал немецким Pz.Kpfw.V «Panther» и Pz.Kpfw.VI Tiger и использовался в основном для прорыва заранее подготовленной обороны противника, при этом он нес большие потери.

Защита танка могла противостоять только от огня немецких пушек калибром менее 75 мм, наиболее распространённая на тот период немецкая противотанковая 75-мм пушка Pak 40 успешно поражала его. Любое немецкое 88-мм орудие легко пробивало броню корпуса КВ-85 с любой дистанции. Пушка танка КВ-85 могла бороться с новыми немецкими тяжёлыми танками только на дистанциях до 1000м. Тем не менее, как временное решение, возникшее в 1943 году, КВ-85 был удачной конструкцией в качестве переходной модели к более мощным тяжёлым танкам семейства ИС.

С проверкой на КВ-85 новой башни с 85-мм пушкой продолжалась разработка и испытания танка ИС-1. На этом танке была установлена башня танка КВ-85 и разработан новый корпус с усиленным бронированием. Танк ИС-1 был принят на вооружение в сентябре 1943 года, его серийное производство продолжалось с октября 1943 по январь 1944, всего было выпущено 107 танков.


Тяжелый танк ИС-1


Компоновка танка была аналогична КВ-85 с экипажем 4 человека. За счет более плотной компоновки танка его вес уменьшился до 44,2 тонны, что облегчило работоспособность ходовой и повысило ее надежность

Танк имел более мощную броню корпуса, толщина брони лба корпуса верха - 120мм, низа - 100мм, подбашенного лобового листа - 60мм, бортов корпуса - 60-90 мм, днища и крыши - 30мм. Бронирование танка сравнялось и даже превосходило бронирование немецкого Pz.Kpfw.VI Tiger и здесь они выступали на равных.

В качестве силовой установки использовался двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с.. обеспечивающий скорость по шоссе 37 км/час и запас хода 150 км. Ходовая часть использовалась от танка КВ-85.

Танк ИС-1 стал переходной моделью к ИС-2 с более мощным вооружением

Тяжелые танки ИС-2 и ИС-3


Танк ИС-2 по сути был модернизацией ИС-1, направленной на дальнейшее повышение его огневой мощи. По компоновке он принципиально не отличался от ИС-1 и КВ-85. За счет более плотной компоновки пришлось отказаться от люка механика-водителя, что зачастую приводило к его гибели при поражении танка.

При весе танка 46 тонн его бронезащищенность была очень высокой, толщина брони лба корпуса верха - 120мм, низа - 100мм, бортов - 90мм, лба и бортов башни - 100мм, крыши - 30мм, днища - 20мм. Бронестойкость лба корпуса была также увеличена за счет исключения ломаного верхнего лобового листа.


Тяжелый танк ИС-2


Для танка ИС-2 специально была разработана 122-мм пушка Д-25Т, башня ИС-1 имела резерв по модернизации и позволяла без серьезных переделок поставить более мощную пушку.

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2-ИС мощностью 520 л.с. обеспечивающий скорость по шоссе 37 км/час и запас хода 240 км.

Танк ИС-2 был гораздо сильнее защищён, чем Pz.Kpfw.V «Panther» и Pz.Kpfw.VI Tiger и незначительно уступал только Pz.Kpfw.VI Tiger II. Тем не менее, 88-мм пушка KwK 36 L/56 пробивала нижний лобовой лист с дистанции 450 м, а противотанковая 88-мм пушка Pak 43 L/71 на средних и дальних дистанциях пробивала башню с дистанции порядка 1000 м. При этом 122-мм пушка ИС-2 пробивала верхнюю лобовую деталь Pz.Kpfw.VI Tiger II только с дистанции до 600 м.

Поскольку основным назначением советских тяжёлых танков был прорыв сильно укреплённых полос обороны противника, насыщенных долговременными и полевыми фортификационными сооружениями, то серьезное внимание уделялось осколочно-фугасному действию снарядов 85-мм пушки.

Танк ИС-2 был самым мощным советским танком, принимавшим участие в войне, и одной из сильнейших машин в классе тяжёлых танков. Он был единственным советским тяжёлым танком, который по совокупности своих характеристик мог противостоять немецким танкам второй половины войны и обеспечивал проведение наступательных операций с преодолением мощной и глубоко эшелонированной обороны.

Танк ИС-3 был последней моделью в этой серии тяжелых танков. Он был разработан уже в конце войны и в боевых действиях участие не принимал, он только прошел на параде в Берлине в сентябре 1945 года в честь победы союзных войск во Второй мировой войне.


Тяжелый танк ИС-3


По компоновке и вооружению это был танк ИС-2. Основная задача ставилась в существенном повышении его бронезащищенности. При разработке танка были учтены выводы и рекомендации по результатам использования танков во время войны, особое внимание было обращено на массовое поражение лобовых частей защиты корпуса и башни. На базе ИС-2 были разработаны новые корпус и башня обтекаемой формы.

Был разработан новый лобовой узел корпуса танка с приданием ему трехскатной формы типа «щучий нос», также был возвращен люк механика-водителя, который отсутствовал на ИС-2. Башня была литой, ей придавалась каплевидная обтекаемая форма. Танк имел хорошую бронезащищенность, толщина брони лба корпуса - 110мм, бортов - 90мм, крыши и днища - 20мм. Толщина брони лба башни доходила до 255мм, а толщина стенок в нижней части была 225мм и в верхней 110мм.

Силовая установка, вооружение и ходовая были заимствованы у танка ИС-2. В связи с множеством конструктивных недостатков танка, которые так и не удалось устранить, ИС-3 в 1946 году был снят с вооружения.
  • Юрий Апухтин
  • warspot.ru imgprx.livejournal.net cdn.fishki.net tanki-tut.ru alternathistory.com armedman.ru topwar.ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 августа 2019 18:31
    Это краткий пересказ
    Свирин Михаил, recourse Стальной кулак Сталина
  2. +7
    21 августа 2019 18:31
    Замечаний после беглого прочтения 2 (два):
    1 - на заводе №37 безусловно хороший танк Т-50 никак не мог выпускаться, в силу технического оснащения завода (ну только если Автор совершит путешествие в прошлое и подарит ему необходимое оборудование и станки). Вот посему и родился Т-60.
    2 - Вместо фото танка ИС-1 вставлять фото его пластиковой модели? Не смешно ли?
    В целом анализ хороший и достаточный, не противоречит общепринятой точке зрения.
    1. +3
      22 августа 2019 06:36
      Цитата: Гончар
      Не смешно ли?
      Нет. Изучать историю собирая хорошую модель - хорошая практика.
    2. 0
      12 сентября 2019 17:38
      Цитата: Гончар
      на заводе №37 безусловно хороший танк Т-50 никак не мог выпускаться, в силу технического оснащения завода

      Производство В-4 отсутствовало, без него танк поехать не мог
  3. +7
    21 августа 2019 18:35
    "...Т-50, который на то время был одним из лучших в мире легких танков" При всех плюсах машины, выпуск ее совсем не массовый.
    "Валентайн", который выпускался с 40-го года, конечно уступает по удельной мощности, но по защищенности и вооружению точно не хуже. И дизель понадежнее.
  4. +5
    21 августа 2019 18:35
    Дальнейшим развитием Т-60 стал танк Т-70
    Была еще "промежуточная" попытка - танк Т-45.

    В отличие от Т-60 танк имел несколько усиленное бронирование и пушку 45 мм, а так же даигатель ЗИС-5. Единственный экземпляр после испытаний отправили на фронт, где его следы теряются.
  5. +5
    21 августа 2019 18:41
    Тяжелый танк ИС-1
    Вряд ли фото пластиковой модели уместно в такой статье.
    Тем более, что с фото ИС-1 проблем нет.
    1. +4
      21 августа 2019 21:55
      Цитата: Undecim
      с фото ИС-1 проблем нет.

      Да? А что же у орудия танка на приведенном фото маска пушки от Ф-34? А чего это ствол коротковат? И катков всего пять, а не шесть. Ой! Так это же КВ-1c! Хотя... Он и послужил базой для КВ-85, а многие решения от КВ перешли к ИС. До кучи они внешне похожи, а если в поисковике под запросом нажать "картинки", то запрос и результат не всегда соответствуют друг другу. hi
      1. +4
        21 августа 2019 22:11
        "Ой" - это сильно. А где Вы там маску Ф-34 узрели?

        Маска Ф-34 слева, Д-5Т справа. Найдите отличия.
      2. 0
        12 сентября 2019 17:41
        Цитата: Ил-18
        До кучи они внешне похожи

        До кучи ИС-1 похож на КВ-13, который совсем не КВ-1С
    2. +6
      21 августа 2019 23:12
      Ето снимок кв 13 а не Ис 1
      1. +1
        21 августа 2019 23:15
        Вот это правильно.
    3. +1
      22 августа 2019 08:47
      Это случайно не фото КВ-13?

      Вот ИС-1!
      1. +1
        22 августа 2019 08:48
        Да я уже выше написал, что КВ-13.
  6. +12
    21 августа 2019 19:00
    ИС-3 в 1946 году был снят с вооружения.
    В 1946 году ИС-3 был снят с производства. А с вооружения его сняли к середине семидесятых.
    В 1974 году в составе 80-й запасной танковой дивизии ЗабВО при её создании имелось 270 танков ИС-ЗМ,
    1. +10
      21 августа 2019 19:33
      Цитата: Undecim
      В 1946 году ИС-3 был снят с производства. А с вооружения его сняли к середине семидесятых.

      ЕМНИП, формально ИС-3 сняли с вооружения аж в 1993 году - вместе с ИС-2М и Т-10. А до этого "старички" находились на вооружении запасных дивизий.
    2. +4
      21 августа 2019 23:54
      Во второй половине шестидесятых ИС-3 эшелонами гнали с запада на восток. Сам видел, когда ездили из части получать новые машины. Ходили слухи, что их закапывают вдоль Амура как доты, но на нашем участке Нижне-Ленинское -- Унгун их не было. Может быть позже.
      1. +2
        23 августа 2019 01:13
        Цитата: Морской Кот
        Во второй половине шестидесятых ИС-3 эшелонами гнали с запада на восток.

        Не знаю как у вас, в Благовещенском УРе они были, со снятой трансмиссией. На месте МТО лежали ящики со снарядами. ИС-3 видел только тогда, когда их перегоняли на территорию УР, причём своим ходом. В основном это были ИС-2. ИС-3 было мало.
        Примерно так выглядели эти ТОД
        И ещё, на территории бывшего БВТККУ. есть мемориал с танком ИС-3. Танк на ходу.

        1. +1
          23 августа 2019 11:15
          В городе Россошь стоит памятник танкистам, героические освобождавшим город, на постаменте тоже ИС-3, правда не ходовой.
        2. +1
          25 августа 2019 08:50
          В Ульяновске есть ИС-3 в качестве памятника. Красавец.
  7. +9
    21 августа 2019 19:00
    Уже несколько лет подряд 21 августа, в преддверии Дня государственного флага, значительное число людей в нашей стране отмечают День офицера России.
    С праздником товарищи офицеры! Честь имею!
  8. +4
    21 августа 2019 19:01
    ИС-3 в 1946 году был снят с вооружения.
    Да вы что, Юрий! belay А на подавление путча в Венгрии в 1956-м он что делал? wink
  9. +1
    21 августа 2019 19:40
    С проверкой на КВ-85 новой башни с 85-мм пушкой продолжалась разработка и испытания танка ИС-1. На этом танке была установлена башня танка КВ-85 и разработан новый корпус с усиленным бронированием.

    С точностью до наоборот: это на КВ-85 (Объект 239) поставили башню от ИС-1, потому что другой башни в наличии не было, а танк нужно было сдавать срочно. А поскольку для этой башни требовался диаметр погона крыши БО 1800 мм, то пришлось расширять подбашенную коробку КВ, заменив плоские борта в районе погона башни на цилиндрические.
  10. Комментарий был удален.
    1. +2
      22 августа 2019 10:37
      Цитата: Альф
      Гениально ! Автор, Вы открыли новую страницу в танкостроении ! Оказывается, СРЕДНИЙ танк не может сравняться по вооружению и бронированию с ТЯЖЕЛЫМ !

      Ну... справедливости ради, средний танк нового поколения таки может сравняться по вооружению и бронированию с тяжёлым танком предыдущего поколения. wink
      1. +1
        22 августа 2019 20:24
        Цитата: Alexey RA
        Ну... справедливости ради, средний танк нового поколения таки может сравняться по вооружению и бронированию с тяжёлым танком предыдущего поколения.

        Согласен. Но ! Т-34 был создан еще до войны, а Пантера и Тигр уже в ходе ее, что дает определенные шансы причислить гансов к следующему поколению.
    2. +3
      22 августа 2019 17:03
      Апухтин Юрий Михайлович родился в 1948 году в Курской области.Имеет два высших образования.Двадцать четыре года отработал ведущим конструктором в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению им. А.А.Морозова.Кандидат технических наук.Автор многих публикаций и книг, на его счету несколько изобретений в области систем управления танками.С 1995 года был депутатом Харьковского областного совета.Убежденный сторонник единства России,Украины и Белоруссии.
      Хохмач

      Регистрация: 5.06.14
      Сообщений: 632
      он действительно конструктор

      Апухтин Юрий Михайлович. Родился в 1948 г в г.Обоянь Курской области, русский.
      Образование:
      В 1972 закончил Харьковский политехнический институт по специальности «Автоматизация и комплексная механизация», в 1976 Харьковский институт радиоэлектроники по специальности «Системы автоматического управления», в 1983 аспирантуру Московского института электронной техники, в 1986 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Принципы построения танковой информационно-управляюшей системы».
      Работа:
      1972 – 1995 - Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А.Морозова конструктор, начальник отдела, начальник отделения систем управления перспективного танка. С 1995 депутат Харьковского областного совета и работа в бизнесе по руководству коммерческими структурами.
      1973-1974 – ведущий по комплексу постановки дымовой завесы «Туча», впоследствии комплекс оптико-электронного противодействия «Штора».
      1975 – 1977 – ведущий по прицельному комплексу наводчика «Обь» с управляемым вооружением «Кобра» на танке Т-64Б.
      1975 – участие в установке на танке Т-64Б малокалиберной пушки Р-23.
      1976–1978 – работы по системе управления огнем танка Т-80УД, отработка системы дублированного управления огнем командира, проведение работ по панорамическому и упрощенному прицелу командира.
      1976 -1979 – руководитель работ по созданию танковой информационно-управляющей системы (ТИУС) «Ирис-К» и «Альтернатива» для танка Т-64Б.
      1980–1993 - руководитель работ по комплексу управления на базе ТИУС перспективного танка «Боксер».
      Основные публикации:
      В 1975 – 1980 ряд публикаций в закрытых вестниках по оружию сухопутных войск по системам управления огнем танка и перспективам создания танковой информационно-управляюшей системы. Автор и соавтор 8 изобретений по системам управления танком.
      Автор книги «Последний рывок советских танкостроителей» (дневник участника разработки танка Боксер), Харьков, 2009. ТАК.ЧТО СИДИ И СОПИ В ДВЕ ДЫРКИ!!!!И ГЛАВНОЕ!!!ЭТОТ ЧЕЛОВЕК.НЕ ЯЗЫКОМ..А ДЕЛОМ ДОКАЗАЛ СВОЮ ВЕРНОСТЬ ИДЕАЛАМ РОССИИ.
  11. +8
    21 августа 2019 22:17
    Автор сделал много поспешных выводов и акцентов на основе своего же, весьма поверхностного обзора. Статья словно в страшной спешке написана. В комментариях уже напомнили вкратце что:

    Т-60 запустили не потому что он лучше Т-50 а потому что для него было производство узлов и агрегатов а для Т-50 ничего не светило.

    Су-76 не делали на основе Т-70 а конструировали в то же время что и Т-60 на основе тех же агрегатов.

    Т-34 не хуже и не лучше PzV или PzVI, это машины разного назначения.

    Ну и так далее.. Не знаю куда автор спешил, но печальный итог налицо. Такую статью только ленивый не попинает. И ведь куча уже статей о танках здесь же на топваре была недавно! Все это разбирали много раз. Автор что ли только себя читает?
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      22 августа 2019 00:16
      Автор сделал много поспешных выводов и акцентов на основе своего же, весьма поверхностного обзора.

      Во народ пошёл ... и всё то они про всё знают , хоть статью не пиши )))
      Люди и так знающие тему , статью бегло просмотрят , а не знающим и так будет интересно.
      В последнее время нездоровая критика пошла авторов.
      Хочется ответить словами - критикуешь ? Предлагай !
  12. +6
    22 августа 2019 01:08
    В качестве силовой установки использовался двигатель ГАЗ-202 мощностью 70 л.с., являющийся модификацией дефорсированного двигателя ГАЗ-11 с плавающего танка Т-40 мощностью 85 л.с. с целью повышения его надежности. Двигатель запускался с помощью механической рукоятки. Использование стартера разрешалось только при прогретом двигателе. Для прогрева двигателя использовался котел, который разогревался с помощью паяльной лампы.
    Спасибо горьковчанам, что они этот двигатель и его спаренный агрегат ГАЗ-203 сумели соранить в производстве.В 1939 г. для производства шестицилиндро-
    вого мотора на Горьковском автозаводе был
    организован цех № 1, оборудованный новей-
    шими станками, привезенными из США. В кон-
    це 1940 г., после выпуска небольшой партии
    продукции, моторный цех № 1 был передан
    Наркомату авиационной промышленности. В
    корпусе разместился завод № 466 по изготовле-
    нию авиационных моторов М-105. Почти все
    оборудование и весь личный состав моторного
    цеха № 1, за исключением руководящего звена,
    были переданы этому заводу. Уникальные стан-
    ки, которые нельзя было приспособить для про-
    изводства авиационных моторов, отправили на
    склад запчастей для консервации. По существу,
    огромная работа, проделанная автозаводцами по
    созданию производства перспективного шести-
    цилиндрового двигателя, оказалась свернутой. Мотор-
    щики – вероятно, при негласной поддержке ди-
    ректора и главного конструктора – вывезли
    часть станков из цеха, отданного заводу № 466.
    Авиационники, в свою очередь, подняли вопрос
    о краже имущества, и в дело вмешались органы
    НКВД. Ситуация складывалась крайне опасная.
    Поддержку автозаводцам оказали военные. Ко-
    мандование ГАБТУ Красной армии в категори-
    ческой форме заявило о необходимости сохра-
    нения производства шестицилиндровых двига-
    телей на автогиганте. Эти моторы поставлялись
    заводу № 37 (Москва), на котором выпускались
    танки. После обращения военных моторщиков
    перевели в помещение цеха запчастей. Только
    перед началом войны моторный цех, выпускав-
    ший шестицилиндровые двигатели, заработал на
    полную мощность. Подвиг, совершенный группой
    энтузиастов накануне войны по сохранению про-
    изводства моторов, позволил автозаводцам нала-
    дить выпуск боевой техники [2, с. 85–86]. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
    ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
    ВОЙНЫ (июнь 1941 – ноябрь 1942 г.)
     2015 г. Е.И. Подрепный, И.А. Калмыков
    Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
  13. +3
    22 августа 2019 11:39
    Как минимум две Pak-35/36, стреляя в упор, в реальном бою пытаются остановить Т-34/76 (судя по башне выпущен не ранее 41-42г.) К сожалению ни времени, ни места Я не знаю но вполне наглядно, как проходили схватки 41-42 г. наших т34 и противотанковой артиллерии немцев.
  14. +1
    22 августа 2019 12:47
    Цитата: Гончар
    В целом анализ хороший и достаточный, не противоречит общепринятой точке зрения.

    не вполне согласен с вашими выводами.
    легкие танки довольно часто использовались для поддержки пехоты наравне с немецкими ганомагами и другими бронетранспортерами. Автор говорит, что они были бесполезны, но их вполне нормально использовали для разведки, огневой поддержки, патрулирования, охраны пунктов (штабы, важные узлы дорог). К тому же, на легких танках готовились будущие экипажи более серьезных машин.
    насчет кв-85 довольно странно рассказано. Не сказано ни слова, что это был самый зрячий танк РККА.
    про могущество немецких танков явный перебор.
    все крутится вокруг пантер и тигров, а то, что мы куда чаще видели т4 и штуги3, как-то "забылось".
    А между тем, этот танк был вполне уязвим для всех основных типов наших танков.
    Даже бой под прохоровкой немцы начали именно на т4, а не тиграми или другими машинами.
    не сказано про то, что ис-1 формально имея даже несколько лучшую чем у тигра броню, сильно ему проигрывал в обзоре, дальности эффективного прицеливания, реакции, скорости поворота башни и наведения, скорострельности. Все это на Ис-2 нивелировали только тактикой, а до этого потери были высоки.
    1. 0
      12 сентября 2019 17:47
      Цитата: yehat
      сильно ему проигрывал в обзоре

      Это не факт. КВ-85 и ИС-1 имели хорошее оборудования для обзора.
      КВ-85 можно вообще назвать лучшим в мире танком своего времени с точки зрения обзорности.
  15. 0
    22 августа 2019 14:37

    В освобождении Крыма весной 1944 года принял участие 1452-й самоходно-артиллерийский полк в составе 11 КВ-85, 5 КВ-1с, 6 СУ-152 и 3 СУ-76. Это был скорее уже танко-самоходный полк. Полк действовал под Армянском, освобождал города Евпатория, Саки, Бахчисарай, а 9 мая два оставшихся в строю КВ-85 ворвались в Севастополь.
  16. +1
    23 августа 2019 09:29
    "Танк КВ-85 был переходной моделью между КВ-1 и ИС-1, от первого была заимствована ходовая часть и многие элементы бронирования корпуса, а от второго увеличенная башня."
    "...продолжалась разработка и испытания танка ИС-1. На этом танке была установлена башня танка КВ-85 и разработан новый корпус с усиленным бронированием."
    Стоит уже определиться, чья башня.
    Абзац: "Поскольку основным назначением советских тяжёлых танков был прорыв сильно укреплённых полос обороны противника, насыщенных долговременными и полевыми фортификационными сооружениями, то серьезное внимание уделялось осколочно-фугасному действию снарядов 85-мм пушки." присутствующий в описании ИС-2, говорит о том, что автор явно торопился.
    1. +1
      23 августа 2019 11:07
      Цитата: volodimer
      Стоит уже определиться, чья башня.

      Башню КВ-85 позаимствовал у ИСа.
      Согласно постановлению ГКО №3289 нужно было изготовить два образца КВ-1С с 85-мм орудиями и два образца ИС-1 с 85-мм орудиями. Реально же вместо двух образцов КВ-1С с 85-мм пушкой получились два разных танка.
      Первый из них - Объект 238 разработки СКБ-2 - полностью соответствовал ТЗ: это был КВ-1С, в штатной башне которого была установлена 85-мм С-31 Грабина.
      Второй - Объект 239 разработки Опытного завода №100 - представлял собой модернизированный корпус КВ-1С с башней танка ИС-3 (Объект 237) и 85-мм пушкой Д-5Т. Нет, это не опечатка - на этапе НИОКР предок будущего ИС-1 имел индекс ИС-3.
      Причём, судя по статье ув. Ю.Пашолока на Warspot, первым комплектную башню с Д-85Т получил как раз Объект 239, а оба образца Объекта 237 поначалу получили пушки С-31.
      1. +1
        23 августа 2019 12:49
        Спасибо за Ваш комментарий, это как раз то, что должен был написать автор. Мой вопрос был больше риторическим, дабы следующий материал Юрия был более подготовленным. hi
  17. +1
    23 августа 2019 11:20
    На втором этапе войны уже советским танкостроителям пришлось догонять немцев, но достичь полного паритета с ними по основным тактико–техническим характеристикам танков до конца войны так и не удалось.
    Вот тут не согласен, ИС-2 превосходил Тигра и на равных бодался с Тигр 2, если тигр 2 считать "доделанным", по факту многие немцы отказывались от него из за того что был "сырой" и предпочитали доведенный до совершенства тигр.
    Опять же если берем ТИГР2, то давайте и ИС-3 считать как полноправного участника, тогда опять же наши впереди!
    Вот еще что:
    При этом 122-мм пушка ИС-2 пробивала верхнюю лобовую деталь Pz.Kpfw.VI Tiger II только с дистанции до 600 м.
    даже если и не пробивала, от прилета 122ой болванки продолжать бой уже мало кто мог, а если фугасом влепить то и пробивать не нужно, окалены от внутренней стенки брони и все что намертво не приварено в корпусе танка превращалось в шрапнель
    1. +3
      23 августа 2019 14:33
      Цитата: Romka47
      даже если и не пробивала, от прилета 122ой болванки продолжать бой уже мало кто мог, а если фугасом влепить то и пробивать не нужно, окалены от внутренней стенки брони и все что намертво не приварено в корпусе танка превращалось в шрапнель

      Вторичные осколки - это ещё не самое страшное. Как писал ув. М.Свирин, при попадании 122-мм фугаса в лобовую проекцию корпуса "немца" даже при отсутствии пробития танк вставал - выходили из строя расположенные спереди коробка передач и механизм поворота.
      1. +1
        23 августа 2019 15:02
        Вторичные осколки - это ещё не самое страшное. Как писал ув. М.Свирин, при попадании 122-мм фугаса в лобовую проекцию корпуса "немца" даже при отсутствии пробития танк вставал - выходили из строя расположенные спереди коробка передач и механизм поворота.
        Тем более hi
      2. 0
        12 сентября 2019 17:48
        Цитата: Alexey RA
        выходили из строя расположенные спереди коробка передач и механизм поворота

        + Длительная контузия всего экипажа
  18. 0
    25 августа 2019 16:36
    Я правильно понял, что ходовая часть с КВ-1 перекочевала в итоге на ИС-3 без значительных изменений? Верится с трудом, но по статье выходит что так.
    1. +2
      26 августа 2019 10:56
      Цитата: totoro21
      Я правильно понял, что ходовая часть с КВ-1 перекочевала в итоге на ИС-3 без значительных изменений? Верится с трудом, но по статье выходит что так.

      Ух ты ж... это как же это я такое пропустил? А ведь действительно, в статье написано:
      Танк ИС-1 был принят на вооружение в сентябре 1943 года, его серийное производство продолжалось с октября 1943 по январь 1944, всего было выпущено 107 танков.
      (...)
      Ходовая часть использовалась от танка КВ-85.

      В то время как в реале ИС заимствовал от КВ-85 только поддерживающие катки. В остальном же конструкция подвески ИС была схожей, но не заимствованной.
      На танке ИС была применена подвеска такой же конструкции, как и на КВ - шесть узлов торсионной подвески на борт с резиновыми ограничителями хода катка без амортизаторов. В отличие от КВ-1, опорные катки которого имели внутреннюю амортизацию, опорные катки ИС были выполнены цельнометаллическими.
      © Чобиток
      Вообще странно - как ИС мог использовать ходовую часть КВ-85, если базой для создания ИС стал средний танк тяжёлого бронирования КВ-13.
  19. 0
    6 сентября 2019 08:01
    лучше реальный десяток Т-60 или Т-70, чем сто отсутствующих отличных Т-50. В отношении снятия ИС-3 с вооружения в 1946 г. - сам живу на Дальнем Востоке и 70-е 80-е видел этот танк в Амурской области и не в музее.
  20. 0
    13 сентября 2019 10:29
    Цитата: goose
    и ИС-1 имели хорошее оборудования для обзора

    а в чем хорошее? угловых смотровых приборов с перископами как на кв-1 на нем не было
    скворечник командира был аналогичен пантеровкому или на т4.
    смотровые приборы были все-таки похуже, чем на тигре.
    количество человек эпипажа, которые могли смотреть тоже не впечатляет.
    можно наверное только сказать, что мехвод там чувствовал себя уверенно, за броней не хуже чем на черчиле, но с гораздо лучшим обзором, да и танк был подвижный.
  21. 0
    18 сентября 2019 14:37
    Увеличение огневой мощи и защищенности танка не помогло поставить его в один ряд с немецкими Pz.Kpfw.V «Panther»и Pz.Kpfw.VI Tiger. Лобовая броня у Pz.Kpfw.VI Tiger была толщиной 100мм, а у Pz.Kpfw.V «Panther» 60-80мм, и их пушки могли поражать Т-34-85 с дистанции 1000-1500м, а последний пробивал их броню только на дистанции 800—1000 метров и только на дистанции около 500 метров самые толстые места лба башни.

    Сного те же самие сравнения, кто кого и откуда пробивает. Старая песня повторяющая несостоятельная немецкая концепция использование танка как противотанковое орудие, которая привела немецких танкових войск к поражение.
    1. Огневая мощь танка ето на первом месте его ОФ снаряд против пехоту и пт орудия противника. Он же и главное средство для защиту танка, а не броня.
    2. На второе место цена танка. Он должен бить дешев и производится в большие количества.
    3. Проходимость чрез мостов, дорог и на местности, дальность хода с одной зарядки и т.д. В противном случае лучше делай бункер из бетона.
    4. Броня только в разумних пределах - для защиту от близких попадания ОФ снарядов больших калибров и авиабомб и от бронебойних снарядов автоматических пушек. Если заботишся на первом месте о вьиживания екипажа танка тогда лучше не начинай войну.
    Как ефективность на поле боя Т-34 наголову превосходил "Пантеру" и "Тигр".
    1. ОФ снаряд Т-34/85 мощнее чем у Пантеру и равен с Тигра.
    2. Цена Т-34 несколько раз меньше.
    3. Проходимость несравнено лучше.
    1. 0
      21 ноября 2019 23:33
      Абсолютно верно. И ведь Вас в ура-патриотизме не обвинишь)
      Советская концепция применения танков доказала свою правоту, во-первых, 2-й Мировой Войне, а, во-вторых, в многочисленных послевоенных конфликтах, в которых советские танки участвовали многократно больше западных машин.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»