Военное обозрение

Причины успеха MOWAG Piranha

21
С начала семидесятых годов швейцарская компания MOWAG (ныне General Dynamics European Land Systems – MOWAG) выпускает боевые бронированные машины семейства Piranha. Также подобная техника строится в третьих странах по лицензии. К настоящему времени по заказу нескольких десятков стран было построено более 11 тыс. подобных машин, и это, вероятно, не предел. Кроме того, «Пираньи» оказали заметное влияние на развитие колесной бронетехники, и разные их черты можно увидеть у множества современных образцов.



Один из современных вариантов Piranha III в версии БТР. Фото GDELS-MOWAG / gdels.com


Революционный подход


Основы для будущего коммерческого успеха семейства Piranha закладывались еще на стадии формирования общего облика и требований к новой технике. Компания MOWAG планировала использовать некоторые новые решения, доработать уже известные идеи, а также применить хорошо освоенные наработки. Схожим образом осуществлялся подбор узлов и технологий.

С самого начала «Пиранья» создавалась как универсальная платформа, способная с незначительными доработками нести любое требуемое оснащение или вооружение. Также прорабатывалась возможность использования такой платформы для строительства техники с разной колесной формулой и соответствующими возможностями. Впоследствии именно эти идеи обеспечили развитие базового проекта и создание техники с высоким коммерческим потенциалом.

Изначально семейство MOWAG Piranha включало два варианта бронемашины на трех- и четырехосном шасси. Позже появилась машина с колесной формулой 4х4, а самый крупный образец имел удлиненное шасси 10х10. Шасси Piranha IIIC 10x10 не заинтересовало клиентов, тогда как прочие образцы пошли в серию. По ряду причин, наибольшей популярностью на рынке пользовались и пользуются восьмиколесные бронемашины.

Причины успеха MOWAG Piranha
Санитарный вариант "Пираньи". Фото Tanks-encyclopeia.com


Любопытно, что после появления машин Piranha на рынке появился целый ряд схожих образцов. Некоторые решения швейцарских конструкторов, реализованные на их платформе, в дальнейшем стали фактическим стандартом для колесных бронированных машин и используются повсеместно.

Преимущества платформы


Одной из предпосылок к техническим преимуществам и модернизационному потенциалу «Пираньи» следует считать удачную компоновку в сочетании с правильным выбором систем и агрегатов. Носовая часть корпуса отдается под моторный отсек и отделение водителя, тогда как почти все прочие объемы выделяются под полезную нагрузку. Агрегаты трансмиссии и подвески помещаются рядом с грузопассажирским отсеком и не сказываются на его вместимости.

Компания-производитель в качестве одного из преимуществ Piranha называет оптимальное соотношение внутренних объемов, полезной нагрузки и внешних габаритов. Утверждается, что по этим параметрам их машина превосходит другие современные образцы. По мере развития семейства рост полезной нагрузки и свободных объемов даже опережал увеличение внешних размеров.


Бронемашина военной полиции Швейцарии. Фото Wikimedia Commons


Имеющееся моторное отделение изначально позволяло использовать двигатели разных типов. Это позволяло заказчику выбирать силовую установку, а также оставляло возможности для дальнейшей модернизации. Предусматривается использование двигателей мощностью до 400-500 л.с., способных обеспечить высокую подвижность технике с разной боевой массой и различной нагрузкой.

Изначально «Пираньи» комплектовались подвеской с пружинами на передних осях и торсионами на задних. Впоследствии от таких систем отказались в пользу управляемой гидропневматической подвески. Утверждается, что новая ходовая часть отличается мягкостью хода и позволяет наращивать грузоподъемность без серьезных переделок конструкции.

Первые версии Piranha имели бронирование, обеспечивавшее всеракурсную защиту от пуль нормального калибра. В дальнейшем защита совершенствовалась. Поздние машины семейства за счет собственной брони и навесных элементов могут выдерживать попадание малокалиберных снарядов или подрыв мин.


Датский бронетранспортер Piranha V. Фото Минобороны Дании / forsvarsgalleriet.dk


Боевая масса машин Pirahna, в зависимости от типа и оснащения, превышает 9-10 т. Наиболее тяжелым представителем семейства был 18-тонный пятиосный бронетранспортер. Габариты техники соответствуют размерам кабин наиболее распространенных военно-транспортных самолетов.

Вооружение и оснащение


«Пиранью» проектировали как потенциальный носитель разных систем вооружения или специальной аппаратуры. Эти возможности успешно использовали на практике, благодаря чему бронированное шасси смогло стать основой для техники самых разных классов.

Первыми появились проекты бронетранспортеров и колесных боевых машин пехоты. В этом случае часть внутренних отсека отдавалась под боевое отделение, а в остальных объемах помещались места для десанта. В зависимости от длины корпуса и типа боевого модуля, десантный отсек может вмещать не менее 4-5 человек. Piranha IIIC 10x10 в конфигурации БТР могла бы перевозить увеличенный десант.

Изначально БТР и БМП на базе «Пираньи» комплектовались турелями или башнями с пулеметами и малокалиберными пушками. Более поздние модификации получали дистанционно управляемые боевые модули с требуемым оружием. Ряд заказчиков пожелал дополнить ствольное вооружение противотанковыми ракетами. Эксплуатируются и полноценные самоходные ПТРК на таким шасси.


"Колесный танк" с 105-мм пушкой для армии Саудовской Аравии. Фото Defence.pk


Большой интерес представляют эксперименты с артиллерией больших калибров. Несколько стран приобрели четырехосные машины Piranha, оснащенные башнями с 90-мм орудиями. Пятиосное шасси использовалось в качестве опытного носителя 105-мм танковой пушки. Велась проработка перспективной колесной артиллерийской самоходки с гаубицей калибра 155 мм.

На базе «Пираний» строятся не только боевые бронированные машины. В каталоге продукции MOWAG присутствует масса техники иного назначения. Защищенные шасси с объемными внутренними отсеками использовались для строительства командно-штабных и санитарных машин, выпускались машины артиллерийской разведки, техника для частей РХБЗ, инженерная техника и т.д. Во всех случаях удавалось максимально раскрыть потенциал имеющегося колесного шасси.

Потенциал и успехи


По сути, швейцарская компания предложила заказчикам базовую платформу для создания бронированных машин желаемого облика. Путем несложных переработок такая платформа превращалась в необходимый образец и тут же ставилась в серию. В семидесятых годах такой модульный подход к производству бронетехники еще не был привычным, что и стало одной из причин успеха проекта Piranha.


Мостоукладчик на четырехосном шасси "Пиранья". Фото Deagel.com


За прошедшие десятилетия технику семейства Piranha закупили почти два десятка стран. Некоторые государства пожелали развернуть лицензионное производство таких машин на своих предприятиях. Так, в Канаде еще в семидесятых запустили строительство лицензионных бронемашин AGVP. Несколькими годами позже на базе канадского AGVP создали проект LAV-25 для Корпуса морской пехоты США. В дальнейшем опыт производства и эксплуатации LAV-25 был использован при создании платформы Stryker.

Коммерческие успехи проекта «Пиранья» наглядно показывают, насколько удачной для своего времени были разработки компании MOWAG. Первый вариант платформы Piranha появился в нужное время и смог заинтересовать некоторых потенциальных покупателей. Это послужило своеобразной рекламой и поспособствовало появлению следующих заказам. Интерес со стороны новых покупателей помогал развитию проекта и появлению новых образцов техники в семействе и за его пределами.

В контексте проекта MOWAG Piranha можно даже говорить о влиянии и создании новых тенденций. Именно в рамках этого семейства появился и закрепился облик современного БТР или колесной БМП, используемый и развиваемый до сих пор. Все современные образцы такого рода, несмотря на те или иные нововведения, сохраняют немало знакомых и узнаваемых черт.


LAV-25 - канадско-американская версия "Пираньи" для морской пехоты США. Фото US MC


Компания GDELS-MOWAG продолжает развитие семейства Piranha и регулярно представляет новые образцы разного рода. Последняя из платформ семейства Piranha V, уже пошла в серию и поставляется зарубежным заказчикам. Возможно, уже идет разработка следующего образца.

За прошедшие десятилетия компания MOWAG показала впечатляющие успехи и заметно повлияла на развитие боевых бронированных машин. Что будет в дальнейшем – покажет время. За счет новых «Пираний» GDELS-MOWAG может укрепить свои позиции, но возможен и негативный сценарий, при котором компания уступит место другим производителям схожей бронетехники. Однако достижения прошлого не зависят от событий будущего. Проект MOWAG Piranha уже занял особое место в истории боевых машин.
Автор:
21 комментарий
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ФЕОДОР
    ФЕОДОР 24 августа 2019 05:25
    +1
    Красивая в принципе коробочка ! Но на первом фото трипирель больно высоко выглядит ! По ухабам не сломалась бы !
    1. Рядовой-К
      Рядовой-К 24 августа 2019 10:01
      0
      Не а. Некрасивая. "Ноги" короткие - колёса выглядят непропорционально маленькими по сравнению с высоким корпусом. Это, кстати, характерная внешняя отличительная черта моваговских машин.
      1. ФЕОДОР
        ФЕОДОР 24 августа 2019 17:34
        +1
        Зато там сидеть удобнее !
  2. andrewkor
    andrewkor 24 августа 2019 06:47
    +1
    Ура!Закончился БАН! "Замуровали демоны" за цитату Лаврова в двух буквах! Модераторша узрела криминал!
    А по теме,вспомнились тяжелые немецкие 4-х осные броневики времён
  3. Рядовой-К
    Рядовой-К 24 августа 2019 09:59
    0
    Я так понимаю, это вольный перевод их рекламного буклета. Включая даже характерную сентенцию по поводу не приглянувшегося покупателям 10-колёсного варианта.
    1. Лопатов
      Лопатов 24 августа 2019 10:54
      +5
      Цитата: Рядовой-К
      Я так понимаю, это вольный перевод их рекламного буклета.

      Тем не менее, тем не менее....
      По факту- классика. Даже наш "Бумеранг" делают в такой же компоновке. А не, к примеру, в "мотолыжной". Как у КамАЗовских броневичков или украинских БТР-4
      1. Рядовой-К
        Рядовой-К 24 августа 2019 16:49
        +3
        Скажем так: успех был обеспечен тем, что в кон. 80 - 90-е годы, у Мовага было единственное годное для применения в качестве БТР шасси 8х8 среди западных стран; у всех остальных были образцы только 6х6. Вот и всё. Вот те причина успеха. А отнюдь не какие-то выдающиеся характеристики, компоновка и пр. словесная лабуда.
        Компоновка с переднем расположением двигуна была у чехословацкого колёсного 8х8 БТР ОТ-64 задолго до моваговского - опаньки!
        Как только западники прохавали тему с 8х8, так сразу взялись за дело и сконструировали несколько образцов куда как лучших чем моваговская Пирана 2 пок. Что привело моваговцев к необходимости изметь своим принципам и основательно переконструировать свою машину выдав на гора т.н. "Пирану-5"; у которой со стороны, от дяди, куда больше чем родного.
        Чуваки! Я технарь, а тактик. Но матчасть надо знать! И историю развития матчасти надо знать. Ага.
        1. garri-lin
          garri-lin 24 августа 2019 17:28
          0
          Оптимальное расположение двигателя а центре массы. И ДУМ над ним.
          1. Лопатов
            Лопатов 24 августа 2019 17:48
            +2
            Цитата: garri-lin
            Оптимальное расположение двигателя а центре массы.

            ?
            Двигатель смещён влево (вправо)относительно оси машины, и смещён вперёд от центра масс.
            1. garri-lin
              garri-lin 24 августа 2019 18:04
              -1
              Ну я имел ввиду идеальное расположение. Сферического так сказать коня в вакумме с технической точки зрения. Подобным требованиям если не ошибаюсь не соответствует не одна машина.
              1. Лопатов
                Лопатов 24 августа 2019 18:27
                +2
                Цитата: garri-lin
                Ну я имел ввиду идеальное расположение.

                Я так думаю. что по идее ближе всего к идеальному "мотолыжное" расположение.
                1. garri-lin
                  garri-lin 24 августа 2019 18:40
                  0
                  Двигун между отделением управления и грузовым отделением? Почти. А если поиграть с толщиной/весом лобовой брони то можно довести до идеала. Из минусов почтии нереально получить единый большой внутренний обьем.
                  1. Лопатов
                    Лопатов 24 августа 2019 18:51
                    +2
                    Цитата: garri-lin
                    Из минусов почтии нереально получить единый большой внутренний обьем.

                    ... и проблемы с размещением вооружения.
                    Тут вообще адекватной компоновки нет и не предвидится. Пока на электромеханическую трансмиссию не перейдут
                    1. garri-lin
                      garri-lin 24 августа 2019 19:21
                      0
                      Электромеханическая трансмиссия не отменяет необходимость двигателя. Прибавляется еще и генератор и возможно аккумуляторы. Просто разместить можно компактней.
                    2. garri-lin
                      garri-lin 25 августа 2019 18:01
                      0
                      Кстати самой компактной и логичной на бронетехнике смотрится прямая гидравлика( не помню как по научному) вот уж где простор для игры скомпоновкою. Но увы даже в иннете ничего нет.
        2. Лопатов
          Лопатов 24 августа 2019 17:58
          +1
          Цитата: Рядовой-К
          Компоновка с переднем расположением двигуна была у чехословацкого колёсного 8х8 БТР ОТ-64 задолго до моваговского - опаньки!

          Нет, у чехословацкого компоновка "мотолыжная", двигатель между отделением управления и десантом. У "Пираньи" двигатель справа от отделения управления.

          Цитата: Рядовой-К
          Как только западники прохавали тему с 8х8,

          "Пираньи" изначально клепались в 4х4, 6х6 и 8х8 А тему про "8Х8" прочухали ещё немцы в 20-е.
  4. Saxahorse
    Saxahorse 24 августа 2019 20:08
    0
    Неплохой обзор на актуальную тему. Автору спасибо! Машин на этой базе сегодня море, давно пора покопаться в их плюсах и минусах.
  5. thekhohol
    thekhohol 24 августа 2019 22:53
    0
    Еще ни разу не ошибся в авторе, прочитав типа "пули нормального калибра", "имеет характерную внешность", "с помощью специального устройства" и остальная характерная вода.
  6. Red_Baron
    Red_Baron 25 августа 2019 19:45
    0
    Спасибо за статью, будем знать о корнях этих прекрасных машин. Хотя для меня идеалом почему то всегда являлась Патрия.

    Ну разве она не шикарна?

    А по поводу статьи хочется показать следующие варианты, что бы, кому интересно, искать не пришлось.
    это та самая не понравившаяся никому 10 колесная вариация.


    Мне больше понравилась 4 на 4 каракатица, хотя отношения к статье она не сильно имеет. Хотя тоже пиранья.



    Ну и для кучи 3 осный
  7. Red_Baron
    Red_Baron 25 августа 2019 19:51
    -1
    Что самое интересное. Одна из самых не воюющих стран поставляет своих гарных гвардейцев. И вот, пожалуйста, боевые машины, по сути родоначальники. И пригодившиеся в войнах. Что то в этой стране так :)
  8. NBV
    NBV 8 октября 2019 22:43
    0
    Румыния и Хорватия приняли Пиран. Пиранья является вероятным победителем и болгарского тендера на перевооружение армии, в который также входят немецкий Боксер, французский Nexter, финская Патрия и американский Мастиф 3 из TAG.