Авиация сил специальных операций ВВС США

57
Во время войны в Юго-Восточной Азии руководство Министерства обороны США пришло к пониманию, что для поддержки подразделений, выполняющих специальные миссии в тылу противника, необходима модифицированная авиатехника, отличающаяся от эксплуатируемой в линейных подразделениях. Авиационные части, предназначенные для обеспечения действий спецназа, организационно входили в состав Тактического авиационного командования. 10 февраля 1983 года для управления авиацией специального назначения было сформировано 23-е авиационное командование, штаб которого разместили на авиабазе Скотт в штате Иллинойс. 22 мая 1990 года сформировано Главное Командование специальных операций ВВС США (англ. United States Air Force Special Operations Command - AFSOC). AFSOC - является высшим командным и административным органом войск специального назначения, осуществляющим оперативное планирование и управление боевым применением частей и подразделений специального назначения в составе ВВС. Главные его органы управления и подчиненные части войск специального назначения расквартированы на территории военной базы Гёрлберт-Филд в штате Флорида.

Авиация сил специальных операций ВВС США

Самолет психологической войны EC-130J Commando Solo III




Задачи, возлагаемые на авиацию специального назначения


В 1980-е годы на 23-е авиационное командование возлагались следующие обязанности: доставка и эвакуация спецназовцев, действующих на вражеской территории, нелегальная доставка грузов, авиационное обеспечение безопасности баллистических ракет, метеорологическая разведка, парашютная подготовка бойцов. В настоящее время авиация сил специальных операций располагает уникальными возможностями по обеспечению диверсионно-разведывательных действий, специальной разведки, психологических, поисково-спасательных и других операций. Помимо авиационных формирований в ее составе есть специальные тактические эскадрильи, личный состав которых подготовлен для непосредственного участия в поисково-спасательных операциях, а также для решения задач боевого управления, передового наведения авиации, подготовки районов десантирования, метеорологического обеспечения.

Структура, численный состав и места базирования авиации специального назначения


Согласно американским данным в настоящее время численность персонала ССО ВВС превышает 15 тыс. военнослужащих, из которых 3 тыс. - в резервных компонентах. На вооружении в 2017 году имелось 136 самолетов и конвертопланов специального назначения, в том числе: 31 ударный АС-130 и 105 многоцелевых: 49 CV-22 и 56 МС-130. Авиационные крылья авиации ССО базируются как на континентальной части США, так и на передовых авиабазах (Великобритания и Япония). Оперативно они подчинены Объединенному командованию сил специальных операций, штаб которого находится на авиабазе Мак-Дилл, штат Флорида.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты сил специальных операций ВВС США на авиабазе Гёрлберт-Филд

В составе 1-го авиакрыла приписанного к авиабазе Гёрлберт-Филд имеется 9 эскадрилий, оснащённых самолётами AC-130U, МС-130Н, U-28A, конвертопланами CV-22 и вооруженными беспилотниками MQ-9.

На авиабазе Кэннон в Нью-Мексико дислоцировано 27-е авиационное крыло специальных операций, в составе которого 7 эскадрилий, имеющих на вооружении: MC-130J, AC-130W, HC-130J, U-28A, CV-22B, MQ-9. Перед личным составом 1-го и 27-го акр ставятся следующие задачи: оказание непосредственной авиационной поддержки подразделениям спецназа, доставка в тыл противника разведывательно-диверсионных отрядов, организация материально-технического обеспечения и эвакуация специальных подразделений после выполнения задач, ведение разведки, поиск и спасение экипажей самолетов и вертолетов, потерпевших бедствие в тылу противника, а также другого личного состава, оказавшегося в чрезвычайной ситуации.

24-е авиационное крыло специальных операций включает в себя восемь тактических эскадрилий, основными задачами которых является: управление боевыми действиями авиации при нанесении авиаударов, взаимодействие авиации ССО и наземных войск, координация эвакуации спецназа из района боевых действий, навигационное обеспечение при помощи временных маяков, подбор и подготовка районов десантирования, метеорологическое обеспечение. Часть личного состава специальных тактических эскадрилий подготовлена для использования в поисково-спасательных операциях.

В зону ответственности 352-го авиационного крыла специальных операций, дислоцированного на британской авиабазе Милденхолл, входит Европа, Африка и Ближний Восток. Две эскадрильи летают на MC-130J и CV-22B, ещё одна является тактической – то есть укомплектована военнослужащими, имеющими специальную подготовку.

353-я авиационная группа специальных операций состоит из трех авиационных эскадрилий, эскадрильи технического обслуживания и специальной технической эскадрильи. Она предназначена для действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе со штабом на японской авиабазе Кадена. До недавнего времени группа была вооружена самолётами MC-130H/Р, и сейчас находится в процессе перевооружения.

492-й авиационное крыло специальных операций, дислоцированное в Гёрлберт-Филд, во многом является уникальным подразделением, предназначенным для действий в странах «третьего мира» и на территориях бывших советских республик. Эта авиационная часть является единственной в ВВС США, где в составе 6-й специальной операционной эскадрильи эксплуатируются поршневые самолёты С-47Т (DC-3), Ан-26 советского производства, двухдвигательные С-41 (испанские C-212), CN-235 и средние военно-транспортные С-130Е, а также вертолёты: UH-1Н/N и российские Ми-8/17.


Авиатехника 6-й специальной операционной эскадрильи


На вооружении ещё трёх эскадрилий специальных операций стоят «ганшипы» AC-130Н/U/W и самолёты, обеспечения действий спецназа МС-130Н/J. 492-й авиационное крыло также участвует в процессе обучения военнослужащих, проходящих подготовку в Учебном центре специальных операций ВВС США, находящемся в Гёрлберт-Филд. Значительное внимание при подготовке личного состава ССО ВВС уделяется действиям ночью в сложных метеоусловиях на малых и предельно малых высотах. Особое значение при выполнении специальных операций придается достижению внезапности и скрытности действий.

Оперативным резервом и центром подготовки персонала AFSOC является 919-е авиакрыло, дислоцированное в окрестностях авиабазы Эглин, на аэродроме Герцог-Фильд (Вспомогательном поле № 3). Пилоты двух эскадрилий 919-го акр летают на C-145A, U-28А и C-146A. Ещё одна эскадрилья оснащена БПЛА MQ-9.

193-е крыло специальных операций ВВС национальной гвардии, развёрнутое на авиабазе Гарисберг в штате Пенсильвания, призвано решать задачи информационного обеспечения боевых действий. На вооружении двух эскадрилий этого авиакрыла самолёты психологической войны EC-130J Commando Solo III и пассажирские С-32В (Boeing 757) с оборудованием для дозаправки в воздухе. Также в составе ССО ВВС имеются отдельные подразделения материально-технического, медицинского и метеорологического и навигационно-связного обеспечения.

Самолёты специального назначения на базе военно-транспортного С-130 Hercules


На вооружении СОО ВВС имеются специально модифицированные самолеты, вертолеты, конвертопланы и БПЛА. Их общими конструктивными отличиями от стандартных образцов являются: применение более мощных двигателей, оснащение системами снижения заметности, увеличенный запас топлива и наличие системы дозаправки топливом в воздухе.

Наиболее известными самолётами AFSOC, безусловно, являются «ганшипы», построенные на базе четырёхмоторного турбовинтового самолёта С-130 Hercules. В настоящее время в США эксплуатируются самолёты AC-130U Spooky (17 единиц), AC-130W Stinger II (14 единиц) и AC-130J Ghostrider (планируется закупить 32 самолёта). Последний AC-130H выведен из боевого состава и отправлен на базу хранения Дэвис Монтен в 2015 году.


AC-130J Ghostrider


Боевая биография «канонерок», созданных на базе различных модификаций военно-транспортного «Геркулеса», очень насыщена. Первые модификации АС-130 использовались в ходе Вьетнамской войны. Затем «Ганшипы» участвовали в военных операциях США по всему миру. В 1983 году они отметились в ходе американского вторжения на Гренаду. С 1983 по 1990 года АС-130Н, базирующиеся в Гондурасе тайно, в ночное время наносили удары по лагерям партизан в Сальвадоре. В 1989 года в ходе операции «Правое дело» огнём 105-мм авиационных орудий была разрушена штаб-квартира Сил обороны Панамы. «Ганшипы» активно применялись в ходе двух кампаний против Ирака. В январе 1991 года АС-130Н, действующий в светлое время суток, был поражен ПЗРК «Стрела-2М», все 14 членов экипажа, находившиеся на его борту, погибли. Это была первая и последняя потеря «летающей канонерки» со времён войны в Юго-Восточной Азии. Впоследствии АС-130 различных модификаций активно применялись на территории бывшей Югославии, в Сомали и Афганистане. По состоянию на июль 2010 года восемь AC-130H и 17 AC-130U находились на военной службе. К сентябрю 2013 года 14 самолетов MC-130W Dragon Spear были экстренно переоборудованы в AC-130W Stinger II. Эти самолёты предназначались для замены в Афганистане стареющего AC-130H. Процесс списания AC-130U начался в 2019 году.

Помимо пушечного вооружения, переделанные в «ганшипы» самолёты поддержки спецназа получили возможность применения авиационных боеприпасов с лазерным наведением. В состав БРЭО вошли дополнительные инфракрасные и электронно-оптические датчики, и появилась возможность подвески под крылом в 250-фунтовые авиабомб. Основным вооружением AC-130U Spooky II являются пятиствольная 25-мм автоматическая пушка, 40-мм автомат с кассетным заряжанием L / 60 Бофорс и 105-мм гаубица M102. Более современные AC-130W Stinger II вооружены 30-мм пушкой GAU-23 / A, а AC-130J Ghostrider 30-мм автоматической пушкой и 105-мм гаубицей. В фюзеляже новых «ганшипов» установлены трубчатые пусковые для управляемых боеприпасов AGM-176 Griffin и GBU-44 / B Viper Strike. Под крылом могут быть подвешены ПТУР AGM-114 Hellfire, управляемые бомбы GBU-39 и GBU-53/В.

Для снижения уязвимости крупного и медлительного самолёта от средств ПВО установлен комплекс противодействия. В его состав входит приёмник радиолокационного облучения AN / ALR-69, аппаратура предупреждения о ракетной атаке AN / AAR-44, станции постановки радиоэлектронных помех AN / ALQ-172 и AN / ALQ-196, система отстрела тепловых и радиолокационных ловушек. Большие надежды возлагаются на лазерную аппаратуру AN / AAQ-24 Nemesis, которая должна подавлять ИК-ГСН атакующей самолёт ракеты. Вся аппаратура оборонительного комплекса управляется единой вычислительной системой, работающей в автоматическом или полуавтоматическом режиме. С учётом того, что «ганшипы» предназначены в основном для работы в тёмное время суток, использование современных средств самообороны должно гарантировать их неуязвимость.

В 21-м веке американские «Ганшипы» отметились в Афганистане (с 2001 по 2010 год - операция «Несокрушимая свобода»), в Ираке (с 2003 по 2011 год – операция «Свобода Ирака»). В 2007 году силы специальных операций США также использовали АС-130 для нанесения ударов по исламским боевикам в Сомали. В марте 2011 года ВВС развернули две «канонерки» AC-130U для участия в операции «Рассвет Одиссеи» против Ливии. В ноябре 2015 года в Сирии «Ганшип» и звено штурмовиков А-10С Thunderbolt II в ходе операции «Приливная волна II» уничтожили более 100 автоцистерн с нефтью и вооруженных пикапов радикальных исламских боевиков. В ночь с 7 на 8 февраля 2018 года АС-130, взаимодействовавшие с истребителями-бомбардировщиками F-15Е, БПЛА MQ-9 и вертолётами огневой поддержки АН-64 нанесли удар по правительственным сирийским силам, пытавшимися взять под контроль газоперерабатывающий завод и газовое месторождение Хашам, в провинции Дейр-эз-Зор. Согласно ряду источников, в ходе авиаудара пострадали также российские граждане.

Гораздо менее известными, но не менее важными по сравнению с «ганшипами» для американского спецназа являются самолёты MC-130H Combat Talon II / MC-130J Commando II / MC-130P Combat Shadow. Как и АС-130 семейство самолётов, предназначенных для обеспечения действий спецназа, создано на базе «Геркулеса». Основными задачами многоцелевых МС-130 являются скрытое проникновение на территорию противника. Эта машина предназначена для снабжения подразделений ССО, поиска и эвакуации разведывательно-диверсионных групп в тылу противника, дозаправки вертолетов и самолётов, в том числе над его территорией.



Самыми старыми в семействе специальных транспортных и заправщиков являются четыре MC-130Р Combat Shadow, принятых на вооружение более 40 лет назад. Эти самолёты предназначены для поиска экипажей сбитых самолётов, использования в качестве воздушного командного пункта при проведении поисково-спасательных операций и дозаправки в воздухе спасательных вертолётов. Последний из 24 МС-130Е Combat Talon I построенных в годы Вьетнамской войны списан в 2015 году.


MC-130H Combat Talon II


Предназначенный для замены этих машин МС-130Н Combat Talon II принят на вооружение в 1991 году. К особенностям MC-130H можно отнести возможность беспосадочной эвакуации людей и имущества при помощи системы Fulton, посадки на слабоподготовленные грунтовые площадки, десантирования грузов с помощью системы точного сброса JPADS и применение авиабомб - GBU-43/B MOAB (англ. Massive Ordnance Air Blast - тяжёлый боеприпас воздушного взрыва) массой 9,5 т. Бомба MOAB снабжена системой наведения KMU-593/B, включающей в себя системы инерциальной и спутниковой навигации.


Макет бомбы GBU-43/B с системой решётчатых рулей-стабилизаторов


МС-130Н в отличие от транспортного С-130Н оснащен системой дозаправки топливом в воздухе, взрывобезопасными топливными баками, системой десантирования с малых-высот при больших скоростях полета и более совершенным радиоэлектронным оборудованием. БРЛС AN/APQ-170 и ИК-станция AN/AAQ-15, обеспечивают полет самолета в режиме следования рельефу местности и облета препятствий. БРЛС может также работать в режимах картографирования местности с высокой разрешающей способностью и вести разведку погоды. Масса пустого самолета по сравнению с С-130Н возросла примерно на 4000 кг и составляет около 40,4 т (максимальный взлётный 69 750 кг). За счёт установки носового обтекателя РЛС длина по сравнению с транспортником С-130Н увеличилась на 0,9 м. МС-130Н может транспортировать 52 полностью экипированных десантника.

В настоящее время МС-130Н уже считается устаревающим, в основном привлекается к выполнению второстепенных задач и рутинным транспортным перевозкам. В ближайшие 10 лет МС-130Н должны быть вытеснены MC-130J. Однако в связи с тем, что создание MC-130J затянулось, а сам самолёт был весьма дорог, командование ССО ВВС приняло решение заменить списываемые МС-130Е/Р модификацией MC-130W Combat Spear. Первый MC-130W был передан AFSOC в 2006 году. В 2010 году все заказанные 14 машин достигли оперативной готовности. Самолёты построены на базе С-130Н выпуска 1987-1991 годов, которые были выкуплены у Резервного командования ВВС США и ВВС Национальной гвардии. Это позволило сэкономить около $8 млн. при покупке каждой машины. МС-130W получили стандартный набор специального назначения: спутниковую связь с использованием пакетной передачи данных, спутниковые и инерциальные навигационные системы, метеорологический и навигационный радар AN / APN-241, системы РЭБ и устройства отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей, оборудование, позволяющее принимать и передавать авиационное топливо в полёте. В то же время МС-130W лишен возможности выполнять полёт на предельно малой высоте в условиях плохой видимости и ночью, что ограничивает сферу применения этой машины.

Начавшаяся компания по борьбе с «международным терроризмом» потребовала срочной замены сильно изношенных «ганшипов» АС-130Н. В связи с этим в мае 2009 года AFSOC начало программу по превращению в «воздушные канонерки» самолётов МС-130W.


MC-130W Dragon Spear


Модификация, вооруженная 30-мм пушкой GAU-23 / A, управляемыми боеприпасами GBU-44 / B Viper Strike или AGM-176 Griffin, а также ПТУР AGM-114 Hellfire, получила обозначение MC-130W Dragon Spear. Также на самолёте было установлено дополнительное поисково-разведывательное и прицельное оборудование.


30-мм пушка GAU-23 / A


Первый MC-130W Dragon Spear прибыл в Афганистан в конце 2010 года, и действовал весьма успешно. По итогам боевого применения все MC-130W решили переоборудовать в вооруженный вариант, переименовав MC-130W Dragon Spear в AC-130W Stinger II. Успех MC-130W Dragon Spear стал решающим аргументом для реализации программы «ганшипа» нового поколения AC-130J Ghostrider.

В середине 1990-х командование ССО ВВС стало выражать озабоченность тем, что имеющиеся МС-130 имеют высокую уязвимость от современных систем ПВО, включая ПЗРК. Несмотря на эти опасения ВВС США решили продолжить модернизацию машин специального назначения на базе турбовинтового «Геркулеса». При этом ставка была сделана на маловысотные ночные полёты с огибанием рельефа местности, и оснащение самолётов самыми совершенными средствами противодействия ЗРК. В отчете Министерства обороны США за 2006 год, на основании анализа использования авиации ССО была отмечена озабоченность, в которой утверждалось, что министерство обороны США «должно расширить возможности для поддержки, внедрения и эвакуации сил специальных операций в запрещенные зоны на стратегических расстояниях». Несмотря на эти опасения, ВВС США решили продолжить модернизацию нынешних сил. Руководство ВВС приняло решение построить 37 новых MC-130J для замены своих MC-130E и MC-130P, построенных более 40 лет назад.


MC-130J Commando II


Самолёт MC-130J Commando II создан на базе летающего танкера КС-130J, эксплуатируемого КМП США. Многоцелевой самолёт-заправщик КС-130J, способный также нести вооружение, в свою очередь проектировался на основе нового военно-транспортного самолёта C-130J с удлинённым фюзеляжем и более экономичными двигателями Rolls-Royce AE 2100 D3 мощностью 4591 с шестилопастными винтами увеличенной тяги. По сравнению с МС-130Н у нового MC-130J благодаря более объёмным топливным бакам и снижению удельного расхода топлива дальность полёта возросла с 4300 км до 5500 км.


Кабина MC-130J


Помимо кабины с современной авионикой и аппаратуры приёма и передачи топлива заимствованных от КС-130J, новый самолёт спецназа получил усиленное крыло, более подходящее для полётов на малой высоте в условиях повышенной турбулентности. Также MC-130J оснастили усовершенствованным погрузочно-разгрузочным оборудованием. Самолёт получил аппаратуру связи, навигации и самооброны, как на новом «ганшипе» AC-130J. Отличием от AC-130J и КС-130J является наличие на борту системы, позволяющей в условиях плохой видимости выполнять полёты с огибанием рельефа местности и комплекта аппаратуры, позволяющей действовать с неподготовленных площадок. С учётом того, что MC-130J может действовать на малой высоте над вражеской территорией, кабина экипажа и наиболее уязвимые узлы прикрыты бронёй, а протектированные баки заполняются нейтральным газом. Помимо удлинённого фюзеляжа и турбовинтовых двигателей с шестилопастными винтами, визуально MC-130J можно отличить от других модификаций МС-130 по небольшой сферической «бороде» обзорной оптоэлектронной системы AN/AAQ-15 в носовой части самолёта.



Первый MC-130J, поступивший в 522-ю эскадрилью специальных операций из состава 27-го авиационного крыла, достиг операционной готовности в сентябре 2011 года. В общей сложности AFSOC заказало 37 MC-130J, которыми уже начали заменять другие варианты МС-130 на передовых базах в Японии и Великобритании.



В связи с тем, что самолёты МС-130 часто совершают маловысотные полёты и совершают посадки на необорудованные взлётно-посадочные полосы, их потери выше, чем у других самолётов ССО, построенных на базе С-130. Только 21-м веке было потеряно 5 самолётов. В Афганистане в 2002 году уничтожено два самолёта MC-130P и МС-130Н. Причём согласно информации, обнародованной в 2018 году, МС-130Н, официально числившийся разбившемся в результате лётного происшествия, на самом деле взорван боевиками на полевом аэродроме в окрестностях Гардеза. При этом два члена экипажа и пассажир самолёта погибли. В августе 2004 года разбился МС-130Н, выполнявший полёт ночью в сложных метеорологических условиях. Под его обломками были похоронены 9 человек. В декабре 2004 года командование ВВС США в Ираке отдало приказ уничтожить МС-130Н, повреждённый под Мосулом. Это было сделано для предотвращения компрометации секретного бортового оборудования. В конце марта 2005 года МС-130Н во время ночного полёта врезался в гору в 80 км к юго-востоку от Тираны. Четырнадцать человек, находившиеся в самолёте, погибли.

Ещё одним самолётом, действующим в интересах ССО, является поисково-спасательный HC-130J Combat King II. Эта машина заменила в поисково-спасательных эскадрильях устаревшие HC-130P / N Combat King. HC-130J способен одновременно производить заправку в воздухе двух других летательных аппаратов и сам заправляться в полете танкерами, оснащенными штангами, такими как KC-135, KC-10 и KC-46.



На борту HC-130J установлена аппаратура, позволяющая использовать его в качестве командного пункта в ходе выполнения поисково-спасательной операции, а также пеленговать местоположение аварийных маяков и устанавливать связь с рациями, входящими в аварийный комплект. Для выполнения взлёта и посадки в ночное время в распоряжении экипажа имеются очки ночного видения и обзорная ИК-станция. В самолёте достаточно места для размещения парашютистов-спасателей и сбрасываемых на парашютах спасательных катеров.

Первый HC-130J был передан 15 ноября 2012 года 563-й спасательной группе, дислоцированной на авиабазе Дэвис-Монтан, штат Аризона. Всего ВВС США планируют приобрести 78 поисково-спасательных самолётов HC-130J. В отличие от АС-130 и МС-130 их планируется использовать не только в авиации сил специальных операций, но и в Резервном командовании ВВС и Воздушной национальной гвардии США.

Во многом уникальным самолётом, созданным на базе «Геркулеса», является EC-130J Commando Solo III. Эта машина пришла на смену EC-130E Commando Solo II, выведенному из эксплуатации в 2006 году. Использование С-130J в качестве базы для "радиоэлектронного" самолета хорошо тем, что транспортник имеет большие значительные внутренние объемы для размещения аппаратуры и рабочих мест операторов, а также изрядный запас мощности силовой установки. В просторном фюзеляже можно разместить широкий спектр оборудования и обеспечить комфортные условия работы обслуживающим специалистам, а запас мощности - использовать для выработки электроэнергии для весьма "прожорливых" передающих станций.


EC-130J


EC-130J внешне отличается от других машин семейства С-130 наличием на киле антенн. Шесть передатчиков, работающих в частотном диапазоне от 450 кГц до 350 мГц, излучают сигналы с помощью 9 передающих антенн, установленных в разных частях самолёта. Продольная антенна над фюзеляжем обеспечивает максимальную мощность радиовещания в боковых направлениях, а комплекс из четырех телевизионных антенн на киле - в стороны вниз. Выпускаемая из хвостовой части передающая антенна переменной длины предназначена для работы на различных частотах. На борту имеется восемь радиоприемников, принимающих сигналы в диапазоне 200 кГц - 1000 мГц. Улавливаемое ими излучение поступает на анализаторы спектра частот, определяющих параметры принятых сигналов и позволяющих с высокой точностью настроить собственные передачи на частоту работающих радио и телевизионных передатчиков противника. Оборудование для дозаправки в полете позволяет находиться над зоной вещания по 10-12 часов непрерывно.


Рабочее место операторов EC-130J


В состав БРЭО также входят связные КВ и УКВ радиостанции, аппаратура спутниковой связи, инерциальные и спутниковые навигационные системы, аппаратура предупреждения о радиолокационном облучении и РЭБ, устройства отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей. Специализированное оборудование позволяет самолету вести радиопередачи и передавать цветные телевизионные сигналы различных стандартов в разных диапазонах частот. Помимо своего прямого назначения - ведения психологических операций - ЕС-130J можно использовать в качестве самолета радиоэлектронной разведки и РЭБ, для нарушения работы радиолокаторов, систем связи, телевидения и радиовещания противника. Самолеты «психологической войны» вполне могут применяться и для сугубо гражданских целей - обеспечения местного вещания в случае стихийных бедствий и катастроф, доведения до пострадавшего населения инструкций и рекомендаций по эвакуации, временной замены региональных телевизионных и радиостанций, либо расширения спектра их вещания.

В большинстве случаев, «летающие телевизионные станции» прибывали в зону назревающего конфликта еще до начала военной фазы, чтобы в спокойной обстановке определить рабочие частоты военных линий связи и вещательных теле и радиостанций противника. После изучения местных особенностей формировалась общая стратегия психологических операций, и в наземных студиях готовились конкретные, направленные на определенные социальные группы передачи. Затем они транслировались на всех языках, на которых говорят в данном регионе. В прошлом, в ряде случаев перед началом трансляции по телевизионным и радиовещательным центрам противника наносились удары высокоточными средствами поражения.

ЕС-130J обычно ведут вещание с максимальной высоты, летая по замкнутой эллиптической траектории. Этим достигается наилучшее "покрытие" сигналом, так как наиболее мощное излучение направлено вниз и в стороны от самолета. В случае возможного огневого противодействия зоны вещания располагались вдоль границ, вне досягаемости средств ПВО. При отсутствии угрозы самолеты могут действовать непосредственно над территорией страны. Заняв эшелон в зоне, ЕС-130J включает приемники и выпускает хвостовую антенну. После точной настройки на диапазоны, используемые армией, местным радиовещанием и телевидением, начинается трансляция собственных передач, причем сразу на разных частотах. Вещание ведется в прямом эфире, в записи либо в режиме ретрансляции. Как сказал один из офицеров 193-го авиакрыла: "Мы можем принимать речь президента из Белого дома через спутник и немедленно транслировать ее в прямом эфире".

Продолжение следует…
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    23 августа 2019 05:40
    Ничего не сказано о наземной компоненте ССО ВВС США.
    Наземный компонент ССО ВВС США насчитывает порядка 800 человек и включает в себя:
    720-ю специальную тактическую группу в составе четырех тактических эскадрилий, 17-ой эскадрильи управления авиационной поддержкой и 10-й эскадрильи разведки погоды.
    320-ю специальную тактическую эскадрилью из состава 353 авиагруппы СО.
    321-ю специальную тактическую эскадрилью из состава 352 авиагруппы СО.
    В типовой состав специальной тактической эскадрильи входят три группы по 20 человек различных специальностей: команды боевого управления ("алые береты"), команды поиска и спасения ("каштановые береты"), специалисты метеорологической разведки ("серые береты"), команды наведения авиации ("темно-коричневые береты").

    http://www.sinor.ru/~bukren21/VDV_Russia.doc
    1. +14
      23 августа 2019 07:11
      Цитата: riwas
      Ничего не сказано о наземной компоненте ССО ВВС США

      Нельзя "объять необъятное". no Публикация называется Авиация сил специальных операций ВВС США - т.е. посвящена именно авиационной компоненте.
  2. +8
    23 августа 2019 06:22
    спасибо, Сергей, за хороший обзор. Ждем продолжения.
    p.s. будучи в командировке в одной из жарких стран повезло видеть Combat Talon в воздухе. Во всяком случае показалось что именно он, судя по характерному "клюву"
  3. +6
    23 августа 2019 06:23
    А самолеты для эвакуации людей с земли, не входят в авиацию ССО? Что-то типа такого.

    1. +11
      23 августа 2019 07:17
      Цитата: igordok
      А самолеты для эвакуации людей с земли, не входят в авиацию ССО?

      Для этого были предназначены МС-130Н Combat Talon II и более ранние модификации МС-130 снятые с вооружения. В публикации это упомянуто: "к особенностям MC-130H можно отнести возможность беспосадочной эвакуации людей и имущества при помощи системы Fulton". В настоящее время в связи с высоким риском и сложностью использования системы Fulton от неё отказались и эвакуацией в основном занимаются CV-22B способные садиться "по вертолётному".
  4. +14
    23 августа 2019 06:53
    Отличная статья автор!

    Дополню, что современные аэро-канонерки:
    —- работают в режиме максимально эффективного огневого воздействия ( и самосохранения) с высоты не превышающей ~2000-2500 метров
    —-сократили экипаж артрасчета с 7 до 2 человек вследствие автоматизации
    —- работают в снайперском режиме: “один выстрел / залп == цель поражена!»
    —- это достигается наличием постоянно растущего набора бортовых датчиков, методов и алгоритмом обнаружения и распознавания информации от датчиков
    —-тактика применения не всегда требует воздушного прикрытия
    —- обладают адаптивной системой постановкой тепловых ловушек
    —- по факту обновления и 50-ти летнего развития флота канонерок в США, несомненно признание их НЕОБХОДИМОСТИ в боевых действиях Америки на перспективу.
    —- ВО писало о озвученных намерениях ВС России «построить воздушные канонерки со схожими с ганшипами функциями. Была статья об «ассиметричном ответе» России на базе нового самолета. В этот проект входить БЕЗ ИМЕЮЩЕЙСЯ ПЛАТФОРМЫ - авантюризм. «Партнер» имеет массивный, тысячелетний в человеко-годах, опыт использования и разработок на уровне инженеров в рядах ВВС Америки. После наличия, ОПРОБОВАННЫХ ВВС И ПОСТРОЕННЫХ НА БАЗАХ СПЕЦОПЕРАЦИЙ (непосредственными эксплуататорами) ПРОТОТИПОВ, серийный заказ передается ОПК. Т.е. разработка шла и идет «снизу вверх» в ответ на необходимость.
    —- Для России лучшим ответом является «масштабирование к уменьшению» функций артиллерийской поддержки с учетом выбранной турбовинтовой платформы, и с максимально развитыми средствами самосохранения аппарата и малочисленного экипажа.
    1. +8
      23 августа 2019 07:23
      Цитата: Михаил Драбкин
      Отличная статья автор!

      Михаил, благодарю за высокую оценку моего скромного труда! drinks
      Цитата: Михаил Драбкин
      ВО писало о озвученных намерениях ВС России «построить воздушные канонерки со схожими с ганшипами функциями. Была статья об «ассиметричном ответе» России на базе нового самолета. В этот проект входить БЕЗ ИМЕЮЩЕЙСЯ ПЛАТФОРМЫ - авантюризм.

      Абсолютно с вами согласен. yes Парк Ан-12 изношен, а сама платформа безнадёжно устарела. Как мне представляется, нам не нужна "канонерка" размерности АС-130, можно обойтись более лёгкой и недорогой двухдвигательной турбовинтовой машиной. При том, что если "ганшипы" у нас и будут строить, их парк вряд ли превысит численность одной эскадрильи.
      1. +3
        23 августа 2019 08:05
        Цитата: Bongo
        можно обойтись более лёгкой и недорогой двухдвигательной турбовинтовой машиной.

        Привет Серега! hi А нам вообще нужна она, канонерка в воздухе? Ведь работать она может только при полном отсутствии ПВО на земле, 4-5 ПЗРК в разных точках на земле и почти одновременный пуск не оставит шансов ганшипу. request
        1. +6
          23 августа 2019 08:15
          Цитата: Ингвар 72
          Цитата: Bongo
          можно обойтись более лёгкой и недорогой двухдвигательной турбовинтовой машиной.

          Привет Серега! hi А нам вообще нужна она, канонерка в воздухе? Ведь работать она может только при полном отсутствии ПВО на земле, 4-5 ПЗРК в разных точках на земле и почти одновременный пуск не оставит шансов ганшипу. request

          Привет, Игорь! drinks
          Хороший вопрос! good
          Но ты видимо не слишком внимательно эту публикацию читал. Там сказано, когда последний раз АС-130 был поражен ЗУР и при каких обстоятельствах. Может я чего и не знаю, но мне не известен тип ПЗРК способный эффективно работать ночью request Кроме того, на современных американских "ганшипах" очень мощный комплекс противодействия зенитным ракетам, в том числе и лазерная аппаратура выжигающая ИК-ГСН.
          1. +2
            23 августа 2019 08:16
            Цитата: Bongo
            Но ты видимо не слишком внимательно эту публикацию читал

            Наверное.... feel
            1. +4
              23 августа 2019 08:18
              Цитата: Ингвар 72
              Наверное....

              Ничего, бывает, wink я тоже на соседней ветке про иранский ЗРК затупил.
              1. +2
                23 августа 2019 08:20
                Но и ты меня зацепил. Сейчас ворошу интернет по по возможности и практике применения ПЗРК ночью. laughing
                1. +2
                  23 августа 2019 09:08
                  Цитата: Ингвар 72
                  возможности и практике применения ПЗРК ночью.

                  На современном уровне развития техники- без проблем.
                  Но есть и обратная сторона- это весьма и весьма дорого. Особенно в случае ПЗРК, запускаемых с плеча.
                  1. +1
                    23 августа 2019 10:46
                    Но есть и обратная сторона- это весьма и весьма дорого. Особенно в случае ПЗРК, запускаемых с плеча.
                    тепловизор давно уже не роскошь, а элементарная необходимость.
                    1. +8
                      23 августа 2019 10:54
                      Цитата: Кукуруза
                      тепловизор давно уже не роскошь, а элементарная необходимость.

                      На каком расстоянии тепловизор способен обнаружить АС-130, сколько он весит, какова его стоимость, и сколько он может проработать неприрывно на автомномной батарее?
                      После ответа на эти вопросы станет понятно, почему тепловизоры не используются в комплекте с ПЗРК. А "хотелки" и фантазии адептов "секты всех посбиваем из ПЗРК", остаются "хотелками" и фантазиями. Как говориться, практика - критерий истины. Ни одного "ганшипа" после 1991 не сбито, в основном по причине того, что днём они не действуют.
                      1. 0
                        23 августа 2019 11:24
                        На каком расстоянии тепловизор способен обнаружить АС-130
                        цель типа “гражданский авиалайнер” на 10км эшелоне виден без проблем
                        сколько он весит
                        зависит от комплектации, например в исполнении прицела на стрелковку весит около 100-200 грамм.
                        и сколько он может проработать неприрывно на автомномной батарее?
                        без понятия, если честно
                        какова его стоимость
                        вот единственная преграда самого широчайшего распространения на данный момент, но их цена за последние 10 лет уже упала в 5 раз, уже сейчас их активно используют на Донбасе и ставят на джихадмобили в Сирии.
                      2. +3
                        23 августа 2019 11:33
                        Цитата: Кукуруза
                        цель типа “гражданский авиалайнер” на 10км эшелоне виден без проблем

                        Какой российский теполовизор видит его на таком расстоянии?
                        Цитата: Кукуруза
                        зависит от комплектации, например в исполнении прицела на стрелковку весит около 100-200 грамм.

                        Видимо мы друг-друга неверно поняли. Сколько весит тепловизор способный обнаружить самолёт на расстоянии 10 км ?
                    2. +2
                      23 августа 2019 11:07
                      Цитата: Кукуруза
                      тепловизор давно уже не роскошь, а элементарная необходимость.

                      Смотря какой тепловизор. Это же не стрелковка.

                      Вот сами прикиньте: дальность "Вербы" заявляют в 6 с копейками, плюс большое поле зрения, иначе даже с внешним целеуказанием цель быстро не поймать, плюс неохлаждаемый, плюс габариты и вес в пределах, позволяющих установить этот прибор на запускаемый с плеча ПЗРК.
                      Получается очень дорого, как не крути.
                      Можно удешевить, но только за счёт характеристик.

                      И этого мало.
                      Даже с хорошим тепловизором на ПЗРК быстро найти цель ночью очень сложно ( как пример, попробуйте быстро навести на летящий самолёт бинокль )
                      Появляется необходимость во внешнем целеуказании.

                      Во-первых, необходима система, отправляющая в АСУ координаты огневой позиции стрелка-зенитчика. Там, имея координаты стрелка и цели, получают дирекционный и угол места по цели, их передают на аппаратуру стрелка и начинается "выборка углов рассогласования".
                      Для чего необходимо во-вторых определять в реальном времени направление и угол места для "линии визирования" ПЗРК.
                      Эта аппаратура тоже стоит дорого. Ибо должна быть точной, лёгкой и не требовать большого времени на запуск
          2. 0
            23 августа 2019 08:44
            Цитата: Bongo
            но мне не известен тип ПЗРК способный эффективно работать ночью

            По идее- практически все современные.
            По британским и шведским с лазерно-лучевым- там понятно. Точное внешнее целеуказание, тепловизор, система АСЦ. Последняя, насколько знаю. у британцев всё же есть на носимо-возимом варианте "Старстрика"
            Для остальных современных- ночник/тепловизор плюс внешнее целеуказание с согласованием. Так что тут тоже не должно возникать проблем с применением ночью.
            1. +2
              23 августа 2019 09:00
              Цитата: Лопатов
              По идее- практически все современные.

              Надо пологать это ваше сугубо субьектвное мнение. Пуск, конечно ночью произвести можно, а вот попасть? Было бы замечательно, если бы вы сумели подтвердить способность ПЗРК эффективно бороться с воздушным противником ночью данными от компаний производителей.
              1. +1
                23 августа 2019 09:22
                Цитата: zyablik.olga
                Пуск, конечно ночью произвести можно, а вот попасть?

                laughing
                Ни разу не слышал, что ночью появляются особые проблемы с прохождением волн в ИК диапазоне.

                Всё с точностью до наоборот. Попасть-не проблема, по крайней мере особых отличий от дневного времени нет. А вот с захватом цели и пуском- всё не так радужно. laughing


                Цитата: zyablik.olga
                Было бы замечательно, если бы вы сумели подтвердить способность ПЗРК эффективно бороться с воздушным противником ночью данными от компаний производителей.

                Вам нужны данные "от компаний производителей". чтобы узнать то, что тепловизор или РЛС одинаково хорошо работают и днём и ночью? Боюсь, производители считают это само собой разумеющимся...
                Хотя... компания СААБ для особо.. сомневающихся на своём сайте указала. что "Integrated high resolution thermal imager allows for 24/7 capability" (с) Видимо, чтобы ни у кого странных сомнений не возникало.
                https://saab.com/land/weapon-systems/ground-based-air-defence-missile-systems/rbs_70_ng/

                Этого достаточно?
                1. 0
                  23 августа 2019 09:27
                  Цитата: Лопатов
                  Ни разу не слышал, что ночью появляются особые проблемы с прохождением волн в ИК диапазоне.

                  Не увиливайте пожалуйста, вам конкретный вопрос задали.
                  Цитата: Лопатов
                  Этого достаточно?

                  К сожалению на телефоне у меня перводчика нет, но я так полагаю речь идёт о шведском RDS-70? Давно это возимый комплекс стал переносным ? И сколько ПЗРК сбили целей ночью вообще?
                  1. +2
                    23 августа 2019 09:41
                    Цитата: zyablik.olga
                    Давно это возимый комплекс стал переносным ?

                    С тех пор, как его начали переносить. То есть с момента своего создания
                    laughing laughing laughing



                    Цитата: zyablik.olga
                    Не увиливайте пожалуйста, вам конкретный вопрос задали.

                    Конкретно указать источники, подтверждающие то, что тепловизоры ночью могут работать?
                    Озадачили... laughing


                    Цитата: zyablik.olga
                    К сожалению на телефоне у меня перводчика нет,

                    Скопировать => зайти на страницу Гуглопереводчика => вставить в левую колонку => узнать, что наличие тепловизора шведы считают достаточным условием для работы "24/7"
                    Впрочем, это понятно и без перевода, по одним этим цифрам.
          3. +3
            23 августа 2019 10:45
            Мне стало интересно, почему ПЗРК с ИК ГСН не могут работать ночью. Вроде должно быть наоборот. Звезды мешают захвату цели, что ли? Или ИК ловушки ефективнее чем днем?
            А продолжения материала буду ждать - интересно очень.
            1. +2
              23 августа 2019 10:49
              Цитата: dzvero
              Мне стало интересно, почему ПЗРК с ИК ГСН не могут работать ночью.

              Могут конечно, дело в том, что обнаружение цели днём происходит стрелком визуально. А ночью возможности человеческого зрения намного меньше.
              1. +3
                23 августа 2019 11:02
                Т.е. основная проблема в способности оператора найти цель. И если сумел навести, то ракета отработает. Понятно, и, спасибо!
              2. 0
                24 августа 2019 04:18
                Я думаю заметить выстрел 105мм гаубицы в ночном небе не составит большого труда.
                1. 0
                  24 августа 2019 04:35
                  Цитата: dokusib
                  Я думаю заметить выстрел 105мм гаубицы в ночном небе не составит большого труда.

                  Простите, а какую часть от времени нахождения самолёта на патрулировании занимает стрельба из орудий?
                  1. 0
                    24 августа 2019 05:41
                    Я полагаю не совсем правильно пытаться сбить каждый "Геркулес" пролетающий над головой из опасения что он может оказаться ганшипом, ведь тогда надо быстренько делать ноги из этого района. А во вторых хоть я и не являюсь специалистом по тактике применения АС-130 не думаю что они занимаются патрулированием ка во Въетнаме. Скорее их задачей является выйти в чётко означенный район в чётко означенное время, где они начинают выполнять доволно предсказуемые циркуляции на небольшой высоте
                    1. 0
                      24 августа 2019 06:02
                      Цитата: dokusib
                      Я полагаю не совсем правильно пытаться сбить каждый "Геркулес" пролетающий над головой из опасения что он может оказаться ганшипом, ведь тогда надо быстренько делать ноги из этого района. А во вторых хоть я и не являюсь специалистом по тактике применения АС-130 не думаю что они занимаются патрулированием ка во Въетнаме. Скорее их задачей является выйти в чётко означенный район в чётко означенное время, где они начинают выполнять доволно предсказуемые циркуляции на небольшой высоте

                      Задача поддержки сил спецназа и охота за транспортными средствами боевиков, как это происходило в Ираке, Афганистане и Сирии, предпологает длительное нахождение самолёта в заданном районе. И дело даже не в том, какой "Геркулес" летает у вас над головой ночью, а в неспособности оператора ПЗРК в тёмное время суток его визуально обнаружить и произвести прицельныей пуск.
        2. +6
          23 августа 2019 09:13
          Немного статистики.
          Америкосы применяли эти самолеты во многих б/д. И продолжают наращивать их количество сейчас их около 30 единиц. С 1967 года различных модификаций построено полсотни самолетов. За все время с 1969 года в боевых столкновениях потеряно 7 штук. Больше всего потеряно во Вьетнаме 5 самолетов. Всего ПЗРК сбито 2 самолета.
          Сбить самолет с помощью ПЗРК не так уж легко.
          Количество потерь говорит само за себя. Применение летающих батарей оправдано. Сколько б спасли наших ребят в Чечне, будь такие самолеты у нас на вооружении, а то там послали в качестве поддержки Ми-8 вооруженные пулеметами. В проёме дверей ставили обычный пехотный ПКМ и то с таким допотопным вооружением где не комп вычислитель стоит а стрелок визуально обнаруживает цель и обстреливает, наводили ужас на бандюков.
          Нужны такие самолеты, но пока только слова.
  5. +2
    23 августа 2019 09:51
    Цитата: Лопатов
    С тех пор, как его начали переносить. То есть с момента своего создания

    И далего они его в боеготовом положении унесут? Один боец может с ним передвигаться?
    Цитата: Лопатов
    Конкретно указать источники, подтверждающие то, что тепловизоры ночью могут работать?

    Не передёргивайте. Конкретные источники подтверждающие способность ПЗРК оснащенных тепловизорами эффективно действовать ночью?
    Цитата: Лопатов
    Скопировать => зайти на страницу Гуглопереводчика => вставить в левую колонку => узнать, что наличие тепловизора шведы считают достаточным условием для работы "24/7"
    Впрочем, это понятно и без перевода, по одним этим цифрам.

    На телефоне это не просто, но я справилась. Конкретики там мало. Шведы могут считать,что угодно. Если ПЗРК ночью также эффективны как и днём, почему их ночью не применяют? И почему "ганшип" растрелял бойцов ЧВК Вагнера безнаказанно? В сирийской армии нет ПЗРК ?
    1. 0
      23 августа 2019 10:06
      Цитата: zyablik.olga
      И далего они его в боеготовом положении унесут? Один боец может с ним передвигаться?

      А его "в боеготовом" не носят. Это не за чем. И число бойцов, его переносящих не влияет тем более.
      Его переносят, так что это всё равно ПЗРК. Переносной.

      Цитата: zyablik.olga
      Конкретные источники подтверждающие способность ПЗРК оснащенных тепловизорами эффективно действовать ночью?

      Ну я же ссылку уже дал. Впрочем, она Вам конечно же не понравилась laughing

      Цитата: zyablik.olga
      Если ПЗРК ночью также эффективны как и днём, почему их ночью не применяют?

      А кто их применять будет и против кого? Назовите хоть один конфликт, в котором могут применяться современные ПЗРК. Которые с тепловизорами и системами получения точного внешнего целеуказания.

      Цитата: zyablik.olga
      И почему "ганшип" растрелял бойцов ЧВК Вагнера безнаказанно? В сирийской армии нет ПЗРК ?

      Современных- нет И не будет ещё очень долго. Ну а почему у бойцов ЧВК не было современных ПЗРК вроде Вербы- вопрос, мягко говоря, очень странный.
      1. +1
        24 августа 2019 03:09
        Цитата: Лопатов
        А его "в боеготовом" не носят. Это не за чем. И число бойцов, его переносящих не влияет тем более.
        Его переносят, так что это всё равно ПЗРК. Переносной.

        Фактически нет. Его в основном возят, и для приведение RВS-70 в боевое положение времени необходимо в разы больше чем у ПЗРК с ИК-ГСН. На боевой позиции RВS-70 если он не установлен на транспортное средство фактически является стационарным и для переноски непригоден.
        Цитата: Лопатов
        А кто их применять будет и против кого? Назовите хоть один конфликт, в котором могут применяться современные ПЗРК. Которые с тепловизорами и системами получения точного внешнего целеуказания.

        Таких конфликтов с участием современной авиации западных стран было не мало. Наличие у противников достаточно современных ПЗРК ни как не сказалось на ходе боевых действий.
        Лопатов, вы кстати так и не смогли предоставить список ПЗРК оснащенных тепловизорами и характеристики ночных обзорно-поисковых систем. Скорей всего это произошло по причине того, что такие переносные комплексы, способные работать ночью с такой же результативностью как и днём в природе просто не существуют. Как мне известно, реально существующие пассивные обзорно-поисковые оптоэлектронные системы с характеристиками позволяющими своевременно обнаруживать воздушные цели весят десятки кг и используются в составе самоходных войсковых ЗРК малой дальности.
        Цитата: Лопатов
        Современных- нет И не будет ещё очень долго.

        Докладываю: основным современным ПЗРК в нашей армии является семейство "Игла", и останутся таковыми ещё очень долго. С "Вербой" я дела не имел, но был бы вам очень благодарен, если бы вы сочли возможным раскрыть её ночные возможности. Тоже самое можно сказать про "Стингер", ничего более современного в США нет.
        1. Комментарий был удален.
          1. +2
            24 августа 2019 08:19
            Цитата: Лопатов
            Дурачка включаете?

            Поаккуратней пожалуйста, можно и на ответку нарваться!
            Цитата: Лопатов
            Вместо десятка секунд пару десятков?

            К сожалению Серёжа на показательных полётах, и я не знаю сколько времени занимает перевод шведского комплекса в боевое положение, но как мне кажется для того, чтобы его собрать времени надо намного больше чем для ПЗРК.
            Цитата: Лопатов
            "Стингер".

            Цитата: Лопатов
            "Верба"

            Это массовые варианты в войсках? И на каком расстоянии они видят цель?
            Цитата: Лопатов
            А внешнее целеуказание применять религия не позволяет?

            Мы атеисты...что касается внешнего целеуказания, то в артиллерии наверное не слышали, что для этого необходимо радиолокационное поле и организованные радиосети. Так где это есть, "Ганшипы" использоваться не будут, не стоит считать противника глупей себя.
            1. 0
              24 августа 2019 08:36
              Цитата: zyablik.olga
              К сожалению Серёжа на показательных полётах, и я не знаю сколько времени занимает перевод шведского комплекса в боевое положение, но как мне кажется для того, чтобы его собрать времени надо намного больше чем для ПЗРК.

              Но это ведь не переводит его в какую-то новую категорию "неПЗРК, которую вы ткт на пару на ровном месте выдумываете.

              Цитата: zyablik.olga
              Это массовые варианты в войсках? И на каком расстоянии они видят цель?

              Будут массовыми.
              На расстоянии, достаточном для применения ПЗРК ночью

              .
              Цитата: zyablik.olga
              Мы атеисты...что касается внешнего целеуказания, то в артиллерии наверное не слышали, что для этого необходимо радиолокационное поле и организованные радиосети.

              laughing laughing laughing
              Естественно не слышали. В артиллерии народ в основном не тупой собирается, посему считает, что в самом крайнем случае для "внешнего целеуказания" достаточно голосовой связи. То есть того, чтобы получающий целеуказание услышал его. Всё остальное всего лишь "надстройки", повышающие эффективность.
              1. +1
                24 августа 2019 16:47
                Цитата: Лопатов
                Но это ведь не переводит его в какую-то новую категорию "неПЗРК, которую вы ткт на пару на ровном месте выдумываете.

                Это фактичкски возимый комлекс, котрый невозможно переносить в боевом положении. Будете с этим спорить?
                Цитата: Лопатов
                Будут массовыми.

                Когда будут, тогда и поговорим, а пока это ваши фантазии.
                Цитата: Лопатов
                Естественно не слышали. В артиллерии народ в основном не тупой собирается

                Но некоторые с очень завышеннвм самомнением, и берущиеся судить о том, в чём мало смыслят. request
                1. 0
                  24 августа 2019 18:25
                  Цитата: zyablik.olga
                  Это фактичкски возимый комлекс

                  Я даже фотографию нашёл с его переноской.... Короче, несерьёзно.


                  Цитата: zyablik.olga
                  Когда будут, тогда и поговорим

                  Уже есть.
                  Блин, даже у прибалтов такие появились при всей их бедности.... Ваше упорство в попытках доказать, что вода на самом деле сухая становится даже странным.


                  Цитата: zyablik.olga
                  Но некоторые с очень завышеннвм самомнением

                  Именно. Самомнение завышено, а знаний не хватает. Приходится на личности переходить, не так ли?

                  Запомните, внешнее целеуказание это не так уж и сложно. И его применяют с самого момента появления зенитчиков ещё в Первую Мировую... потому что первыми зенитчиками были артиллеристы. laughing Где тема внешнего целеуказания отработана как ни у кого другого.

                  Кстати, угадайте, откуда я знаю, что боец на фотографии повернул лицо на север?
                  1. +2
                    25 августа 2019 02:55
                    Цитата: Лопатов
                    Я даже фотографию нашёл с его переноской.... Короче, несерьёзно.

                    Если вы хотите считать переносным комплекс который обычно возят и который для перевода в боевое положение необходимо собрать из нескольких частей, после чего он делается на позиции стационарным - воля ваша.
                    Цитата: Лопатов
                    Блин, даже у прибалтов такие появились при всей их бедности....

                    Вы прекрасно отдаёте себе отчёт, что при помощи тех тепловизоров, что устанавливают на переносные зенитные комплексы вести поиск целей крайне сложно. Да и вообще, разговор изначально был о том, почему "ганшипы" не поражаются ПЗРК.
                    Цитата: Лопатов
                    Именно. Самомнение завышено, а знаний не хватает. Приходится на личности переходить, не так ли?

                    Оля может в некоторых вопросах информирована поменьше чем я, но упрекать её в переходе на личности как-то странно. Вы порой " в своём глазу бревна не замечаете". Вам ведь это не просто так написали:
                    Цитата: zyablik.olga
                    Поаккуратней пожалуйста, можно и на ответку нарваться!

                    Цитата: Лопатов
                    Запомните, внешнее целеуказание это не так уж и сложно.

                    Не уверен, что в диалоге с оппонентом, стоит кому-то указывать и писать "Запомните". no Понимания это не найдет. На сайте есть люди которые как минимум не глупей вас.
                    Внешнее целеуказание возможно только там, где имеется централизованное руководство системой ПВО, что подразумевает наличие постов радиолокационного и визуального наблюдения, радиосетей и командного пункта где обрабатывается информация. Там где действуют "ганшипы" это имеется?
                    1. 0
                      25 августа 2019 07:45
                      Цитата: Bongo
                      Если вы хотите считать переносным комплекс который обычно возят и который для перевода в боевое положение необходимо собрать из нескольких частей, после чего он делается на позиции стационарным - воля ваша.

                      Это не "моя воля", это международная классификация. Которая с учётом номерного контроля ПЗРК со стороны как ОБСЕ, так и ООН, есть штука точная и имеющая юридические последствия такой классификации. И уж точно она не может быть изменена на основании неких прикидок некой дамы.

                      Цитата: Bongo
                      Вы прекрасно отдаёте себе отчёт, что при помощи тех тепловизоров, что устанавливают на переносные зенитные комплексы вести поиск целей крайне сложно.

                      Но возможно. А при наличии внешнего целеуказания, характерного для всех современных ПЗРК, это "сложно" становится вполне решаемой проблемой.
                      И "Верба", и "Стингкр", и "Мистраль", и "Старстрик" и RBS-70 по умолчанию способны включаться в АСУ и получать от неё внешнее целеуказание. А, к примеру, те же прибалты кроме шведских ПЗРК для обеспечения их работы купили ещё и "Жирафа" То есть как Вы не пытаетесь уверить всех в обратном, ПЗРК всё же получают возможность бороться с воздушными целями ночью. Даже у сравнительно небогатых государств.

                      Цитата: Bongo
                      Оля может в некоторых вопросах информирована поменьше

                      И это не стоит пытаться компенсировать переходом на личности. Я об этом намекал и в прошлый раз, и в позапрошлый. Но видимо для неё иного метода спора не существует.

                      Цитата: Bongo
                      Не уверен, что в диалоге с оппонентом, стоит кому-то указывать и писать "Запомните". no Понимания это не найдет.

                      Вы уверены, что необходимо вместо этого тоже перейти на личности?
                      Считайте это "запомните" простой реакцией на попытку перевести спор в обмен оскорблениями.

                      Цитата: Bongo
                      Внешнее целеуказание возможно только там, где имеется централизованное руководство системой ПВО, что подразумевает наличие постов радиолокационного и визуального наблюдения, радиосетей и командного пункта где обрабатывается информация.

                      И вот опять.... Уже Вы начинаете глупости писать ради попытки доказать то, что вода на самом деле сухая.
                      1993, Могадишо, внешнее целеуказание в виде подростков, поджигавших покрышки. Эффективное настолько, что американцы потеряли два вертолёта, сбитых при помощи РПГ-7

                      Цитата: Bongo
                      Там где действуют "ганшипы" это имеется?

                      Вот...
                      Что и требовалось доказать.
                      "Ганшипы" не сбивают при помощи ПЗРК только потому что этих ПЗРК нет в наличии у противоборствующей стороны.
                      Что является по сути временной ситуацией. В том числе и по вине самих США, не особо адекватно подходящих к процессу вооружения своих ситуационных союзников среди террористов.
                      1. +1
                        25 августа 2019 08:57
                        Цитата: Лопатов
                        Это не "моя воля", это международная классификация.

                        Юридические казусы не меняют сути. С таким же успехом к ПЗРК можно отнести и "Джигит", тем более что вес у них близок. Если не учитывать того, что в вооруженных силах стран использующих последние варианты RBS 70 они размещаются исключительно на транспортных средствах, а для для электропитания комплексов используются бензоагрегаты, то он конечно переносной. yes
                        Цитата: Лопатов
                        И "Верба", и "Стингкр", и "Мистраль", и "Старстрик" и RBS-70 по умолчанию способны включаться в АСУ и получать от неё внешнее целеуказание.

                        А кто с этим спорит?
                        Цитата: Лопатов
                        То есть как Вы не пытаетесь уверить всех в обратном, ПЗРК всё же получают возможность бороться с воздушными целями ночью.

                        Лопатов, вы сам себе противоречите:
                        Цитата: Лопатов
                        Даже с хорошим тепловизором на ПЗРК быстро найти цель ночью очень сложно ( как пример, попробуйте быстро навести на летящий самолёт бинокль )
                        Появляется необходимость во внешнем целеуказании.

                        Во-первых, необходима система, отправляющая в АСУ координаты огневой позиции стрелка-зенитчика. Там, имея координаты стрелка и цели, получают дирекционный и угол места по цели, их передают на аппаратуру стрелка и начинается "выборка углов рассогласования".
                        Для чего необходимо во-вторых определять в реальном времени направление и угол места для "линии визирования" ПЗРК.
                        Эта аппаратура тоже стоит дорого. Ибо должна быть точной, лёгкой и не требовать большого времени на запуск

                        У многих стран это есть на практике? Даже в нашей армии ПЗРК ночью эффективно применяться не могут.
                        Цитата: Лопатов
                        И вот опять.... Уже Вы начинаете глупости писать ради попытки доказать то, что вода на самом деле сухая.

                        Лопатов, и после этого вы пишите:
                        Цитата: Лопатов
                        Вы уверены, что необходимо вместо этого тоже перейти на личности?
                        Считайте это "запомните" простой реакцией на попытку перевести спор в обмен оскорблениями.
                        wassat Не я и не Оля первыми перешли черту. no
                        Цитата: Лопатов
                        1993, Могадишо, внешнее целеуказание в виде подростков, поджигавших покрышки. Эффективное настолько, что американцы потеряли два вертолёта, сбитых при помощи РПГ-7

                        Ночью? wink
                        Цитата: Лопатов
                        "Ганшипы" не сбивают при помощи ПЗРК только потому что этих ПЗРК нет в наличии у противоборствующей стороны.

                        В Ираке и Сирии не было "Стрел" и "Игл", вы в этом уверены?
                      2. 0
                        25 августа 2019 10:23
                        Цитата: Bongo
                        Юридические казусы не меняют сути.

                        А суть в том что RBS-70 переносят три человека. Чему существует множество фото и видео подтверждений. Посему это ПЕРЕНОСНОЙ зенитно-ракетный комплекс. Больше спорить на эту глупую тему я не буду.
                        Хотите несмотря на реальность утверждать, что этот ПЗРК на самом деле невозможно переносить- Ваше дело

                        Цитата: Bongo
                        Лопатов, вы сам себе противоречите:

                        Если включить мозги, то нет.
                        Потому что возможность целеуказания это одно, а его эффективность это другое.


                        Цитата: Bongo
                        А кто с этим спорит?

                        Тот, кто написал про "мне не известен тип ПЗРК способный эффективно работать ночью"


                        Цитата: Bongo
                        Не я и не Оля первыми перешли черту.

                        А вот это враньё в чистейшем виде.
                        Для вас на пару это обычно. Вначале агрессия, потом "а нас за что". Просто обратите внимание на первый же ответ на мой пост, в котором есть всего две вещи- агрессия и незнание. И абсолютный ноль информации
                        Так дискуссии не ведут.


                        Цитата: Bongo
                        Ночью?

                        Какая разница?
                        Все придирки не могут опровергнуть железобетонного факта: внешнее целеуказание это понятие намного более широкое, чем Вы пытаетесь это представить.

                        Нужна ночь? Можно вспомнить "Апач-шоу" под Кербелой в ночь с 23 на 24 марта 2003. Наблюдатели, докладывавшие о воздушных целях по гражданским проводным телефонным линиям и по сотовой связи, сигнал об открытии огня- отключение и включение подачи электроэнергии...
                        Американцам просто очень повезло, что у иракцев самым мощным зен. вооружением оказались 57-мм орудия. Без всяких ночников и прочего. Тем не менее- из 34-х участвовавших вертолётов боеготовыми остались три, один сбит и экипаж в плену, только 11 из повреждённых удалось привести в бг состояние своими силами.

                        Есть пост воздушного наблюдения, есть стартовая позиция зен. отделения, есть единая система целеуказания, к примеру, по сторонам света, есть связь между постом и позицией. И внешнее целеуказание возможно. Пусть оно будет намного менее эффективно, пусть цель в секторе искать при помощи тепловизора дольше, чем при получении дирекционного угла и угла места. Но целеуказание есть.
                      3. +2
                        25 августа 2019 11:43
                        Цитата: Лопатов
                        А суть в том что RBS-70 переносят три человека.

                        На ранних вариантах так и есть yes
                        А сколько человек несёт бензогенератор?
                        Цитата: Лопатов
                        Тот, кто написал про "мне не известен тип ПЗРК способный эффективно работать ночью"
                        Ну по крайней мере мне не известен отечественный ПЗРК способный самостоятельно работать с такой же эффективностью как и днём. Более того, в при мне никогда не проводились ночные тренировочные пуски.
                        Цитата: Лопатов
                        А вот это враньё в чистейшем виде.

                        Лопатов, вы обвинили меня в том, что я лжец? Я почему-то сразу вспомнил одного посетителя сайта, пытавшегося доказать мне, что в американской армейской авиации до сих пор используется ОН-58 "Кайова". Когда ему предложили поспорить на бутылку вискаря, это уважаемый мной человек повёл себя странно. wink
                        Оля конечно временами чрезмерно эмоциональна. Но если вы считаете, что вас оскорбили, вы всегда можете призвать нас к порядку через администрацию сайта. По крайней мере, ни моя жена, не я такого себе не позволяем:
                        Цитата: Лопатов
                        Если включить мозги
                        no
                        Цитата: Лопатов
                        Какая разница?

                        Большая. Речь изначально шла о противодействии АС-130.

                        Что касается остального. Так получилось, что уволившись из вооруженных сил, я продолжил свою трудовую деятельность в другом ведомстве по своей воинской специальности. Ежегодно мне приходится проходить очень жесткую медкомиссию(гораздо более жесткую чем в МО РФ). Я не знаю, что с вами происходит и каково состояние вашего здоровья, но в последнее время вы стали проявлять такие черты как чрезмерная категоричность, обидчивость, авторитарность в общении с собеседником и высокомерие. В прошлом с вами было приятно и интересно общаться, но в последний год стало очень сложно. К сожалению, не только я, но некоторые другие посетители сайта отмечают это.
  6. 0
    23 августа 2019 11:12
    Всегда критично относился к ганшипам из за недостаточной эффективности относительно стоимости и риска.
    В январе 1991 года АС-130Н, действующий в светлое время суток, был поражен ПЗРК «Стрела-2М», все 14 членов экипажа, находившиеся на его борту, погибли. Это была первая и последняя потеря «летающей канонерки» со времён войны в Юго-Восточной Азии.
    это был первый и последний лучай применения ганшипа в условиях наличия ПЗРК у противника. Поэтому с тех пор и применяются ганшипы крайне выборочно, как заявляют сами американцы, исключительно после тщательной разведки, благо до поры до времени ПЗРК были продукцией штучной и легкоотслеживаемой.
    Может я чего и не знаю, но мне не известен тип ПЗРК способный эффективно работать ночью
    даже морально устаревшие советские ночники без особых затруднений могут видеть подобную цель, а с тех пор аппаратура шагнула далеко вперед, насколько я знаю, даже гражданские тепловизоры легко однаруживают авиалайнер за облаками.
    Кроме того, на современных американских "ганшипах" очень мощный комплекс противодействия зенитным ракетам, в том числе и лазерная аппаратура выжигающая ИК-ГСН.
    даже в чечне и грузии пуски зур зачастую произвощятся дуплетом для олее вероятного поражения, сколько ракет на подлете сможет сбить израильский лазер?
    ИМХО, попытка сделать из самолета танк ущербна по своей сути, противоповстанческая игрушка для богатых, не более.
    1. +1
      24 августа 2019 04:43
      Цитата: Кукуруза
      это был первый и последний лучай применения ганшипа в условиях наличия ПЗРК у противника. Поэтому с тех пор и применяются ганшипы крайне выборочно, как заявляют сами американцы

      Можно ссылку на эти заявления? И это притом, что АС-130 провели в воздухе над Ираком, Афганистаном, Сирией и Ливией тысячи часов.
      Цитата: Кукуруза
      благо до поры до времени ПЗРК были продукцией штучной и легкоотслеживаемой.

      Да вы, что? А американцы неоднократно выражали "крайнюю озабоченность" широким распостранением ПЗРК, и даже заключили с нашей страной договор о контроле над ими. Как уже писал автор в комментариях:
      Цитата: Bongo
      это оружие имеет широкое распространение. Старые модели ПЗРК можно купить на "черном рынке" за несколько тысяч долларов.В исключительных обстоятельствах цена может упасть до нескольких сот долларов. ПЗРК, украденные из огромных арсеналов Саддама Хусейна, американцы в Ираке выкупали по 500 долларов за штуку. Большое количество ПЗРК оказалось на "чёрном рынке" оружия после "арабской весны", больше всего их поступило с разграбленных складов в Ливии.

      Цитата: Кукуруза
      даже в чечне и грузии пуски зур зачастую произвощятся дуплетом для олее вероятного поражения

      Ночью? wassat
      Цитата: Кукуруза
      даже морально устаревшие советские ночники без особых затруднений могут видеть подобную цель, а с тех пор аппаратура шагнула далеко вперед, насколько я знаю, даже гражданские тепловизоры легко однаруживают авиалайнер за облаками.

      Тип этого ночника назовите пожалуйста?
      1. 0
        24 августа 2019 05:15
        Цитата: zyablik.olga
        ПЗРК, украденные из огромных арсеналов Саддама Хусейна, американцы в Ираке выкупали по 500 долларов за штуку.

        Интересно, мне вспомнился репортаж НТВ середины нулевых примерно, наши сотрудники ФСБ арестовали араба, который хотел купить уран, а заодно и ПЗРК Игла в количестве 20 штук за миллион долларов, т.е. по 50 тыс. за штуку.
        1. +1
          24 августа 2019 05:22
          А, нет, прошу прошения, память в дырках. crying 50 штук ПЗРК он покупал за миллион, т.е. по 20 тыс. за штуку. sad Я попутал всё.
          1. +2
            24 августа 2019 05:27
            Цитата: мордвин 3
            50 штук ПЗРК он покупал за миллион, т.е. по 20 тыс. за штуку.

            Это относительно недорого. Как рассказывал мой муж, мало иметь ПЗРК, к ним нужны еще и одноразовые батареи питания. Они имеют ограниченный срок хранения и требуют замены после каждого включения и зачастую, из-за отсутвия элементов питания ПЗРК оказываются небоеспособны.
            К тому же для ПЗРК необходимо на тренажерах готовить стрелков, в противном случае результативность их применения очень низкая.
            1. +2
              24 августа 2019 05:51
              Цитата: zyablik.olga
              Они имеют ограниченный срок хранения и требуют замены после каждого включения и зачастую, из-за отсутвия элементов питания ПЗРК оказываются небоеспособны.

              Так можно, наверно, батарейки новые присобачить. recourse Ну, я бы попытался, во всяком случае.
              Цитата: zyablik.olga
              К тому же для ПЗРК необходимо на тренажерах готовить стрелков,

              Как пишут в талмуде:
              "комплект 9Ф663 предназначен для психофизиологической подготовки стрелков-зенитчиков"...
              Во как! "Психофизиологической"! fellow
              Кстати, а маму-бомбу на Тора-Бора с какого самолета скидывали, не помните?
              1. +2
                24 августа 2019 05:57
                Цитата: мордвин 3
                Так можно, наверно, батарейки новые присобачить.

                Там используется очень специфичная одноразовая батарея, срок работы которой около 1 минуты.
                Цитата: мордвин 3
                Как пишут в талмуде:
                "комплект 9Ф663 предназначен для психофизиологической подготовки стрелков-зенитчиков"...
                Во как! "Психофизиологической"!

                Если не готовить, то ракета скорей всего уйдет в молоко, или стрелок поджарит себе тятую точку. На самом деле, ПЗРК это не такое простое в применении оружие как показывают в кино.
  7. +2
    23 августа 2019 13:24
    hi
    Прекрасная статья как всегда, плюс поставил!
    Еще 10 лет назад беспилотники и АС 130 достаточно обыденно обменивались в текущем режиме информацией о целях с подразделениями на земле и могли компенсировать недостаток огневой мощи и боеприпасов на земле в стиле «3 магазина для винтовки и граната на одного, но у нас есть АС130». К сожалению, и у нас 40 лет как есть необходимость в CAS именно в таком виде, как это делают ганшипы, но ...
    Дальше много копипасты:
    «...бежал что было сил вверх по склону и чувствовал боль в ногах и жжение в легких.
    Дело было летом 2009 года. Мы находились в горах на высоте около двух с половиной километров, в двух часах лёта на юг от Кабула. ...
    Я видел луч инфракрасного лазера, с помощью которого беспилотный разведчик следил за передвижениями восьми боевиков, выбежавших из дома при нашем появлении. Едва покинув вертолет, наша команда начала их преследование.
    ... – Пять человек движутся в северном направлении вниз по склону, – услышал я голос оператора беспилотного разведчика. Мне был виден луч лазера, ощупывавший обратный склон возвышенности.
    ... Добравшись до гребня, мы остановились, чтобы впопыхах не налететь на засаду. Перед нами лежало три тела. Рядом с одним находился пулемет, второй был вооружен ручным гранатометом РПГ. Нам повезло: мы выключили из игры боевиков с самым тяжелым вооружением.
    Убитые боевики были одеты в широкие рубахи и мешковатые штаны. На ногах у них были калоши с острыми загнутыми вверх носами, которые обычно носили талибы. У нас в эскадроне говорили, что в Афганистане любой человек в черных калошах уже должен вызывать подозрение. И действительно, мне не приходилось видеть, чтобы кто-нибудь, кроме моджахедов, носил такую обувь.
    ...по радио сообщили, что на подходе огневая поддержка с воздуха. К нам приближался штурмовик АС-130.
    – Поддержка идет, – во весь голос крикнул мне Фил, хотя я стоял всего в полуметре от него.
    С гребня было видно, как 20-миллиметровые пушки АС-130 решетят остатки боевиков
    . Мы выслали вперед служебную собаку, которую Фил шутливо называл «волосатой ракетой», и начали поиск беглецов. Все они оказались либо смертельно раненными, либо убитыми.
    В это время Фил с группой бойцов заблокировали одного боевика в здании, а мы начали прочесывать окружающую местность, поросшую высокой травой, так как с АС-130 доложили, что видели еще несколько человек. «Волосатая ракета» вдруг метнулась вправо, почуяв запах противника. Я услышал, как он закричал метрах в пятнадцати от меня, когда на него напала собака.
    Отозвав собаку, мы забросали ручными гранатами канаву, где он сидел в засаде, и осторожно двинулись вперед...
    Лазерным прицелом винтовки я пытался хоть как-то подсвечивать себе дорогу в траве. Отчетливо были видны выгоревшие пятна в тех местах, куда попали 20-миллиметровые снаряды.
    Каждый шаг давался с трудом.
    И тут прямо под ногами я заметил какую-то черную тень. Решив, что это бревно, я наступил на него и тут же услышал человеческий хрип. Я отскочил назад и выстрелил. Надо сказать, что перепуган я был не на шутку.
    Придя в себя через пару секунд, я подошел, чтобы осмотреть труп. Похоже, он был мертв еще до моего выстрела. Просто, когда я наступил ему на грудь, вес моего тела выдавил из легких остатки воздуха. Труп был прошит осколками пушечных снарядов. Поискав вокруг, я нашел АК-47 и патронташ с запасными магазинами.
    ////////////////
    По данным беспилотных разведчиков, вокруг нескольких домов в месте проведения операции была выставлена вооруженная охрана. ...
    Снимки с беспилотника сами по себе выглядят не очень впечатляюще. Люди на экране напоминают муравьев, но для нас со Стивом была важна любая информация. Никому не придет в голову охранять обычные дома. Если же добавить сюда особую обстановку в Кунаре и данные разведки о предполагаемом сборище главарей, то складывалась картина, позволяющая сделать определенные выводы.
    В большинстве случаев талибы, завидев нас, предпочитали не вступать в бой, а убегать и прятаться в лесополосах и горах. Именно поэтому мы и решили устроить засаду на вершине, чтобы не дать им уйти. Там мы могли без особого труда перехватить и уничтожить их.
    Расстояние до цели составляло семь километров. На первый взгляд это не так много, но необходимо учитывать перепад высот. Моя группа большую часть пути должна была карабкаться в ночных условиях по камням. Зная это, я решил оставить дома пуленепробиваемые пластины своего жилета и взять только три запасных магазина, одну ручную гранату, рацию и аптечку. Все остальные тоже постарались максимально облегчить свое снаряжение. Поговорка «запас карман не тянет» в данном случае нам явно не подходила.
    Но если уж ты отказываешься от бронепластин, то надо быть готовым и к последствиям такого решения. ...
    Цель была слишком лакомая, чтобы просто так от нее отказаться. Даже несмотря на то, что у нас уже выбыли из строя три человека и собака, сил для выполнения задачи было достаточно. Беспилотники, по-прежнему висевшие над объектом, докладывали, что какой-то экстраординарной активности там не наблюдается, поэтому у нас все еще сохранялся фактор внезапности. Мы решили изменить план. Теперь моей группе предстояло не карабкаться козьими тропами по вершинам, а идти вместе со всеми по дну долины и в самом конце отделиться от остальных, подняться по склону и атаковать цель сверху.
    Конечно, нам было бы легче идти по дороге и дальше, но мы знали, что там расставлены наблюдательные посты талибов. Нельзя было допустить, чтобы нас обнаружили. С беспилотников по-прежнему поступали данные, что боевики сидят под деревьями вдоль дороги и патрулируют здания.
    – Противник приближается с севера, – услышал я по рации.
    Начали поступать доклады, что мелкие группы боевиков выходят из долины и направляются к нашей позиции. Мы и так уже вели бой в трех точках, а тут еще противник неожиданно получал подкрепление со стороны.
    Через несколько минут послышался шум двигателей АС-130. В наушниках было слышно, как наш командир взвода дает целеуказания экипажу самолета, наводя его на группы боевиков, приближавшихся с севера.
    – Если меня сегодня убьют, не говори моей маме, что я не взял с собой бронепластин, – шепнул я Чарли.
    – Договорились, – ответил он. – Я хотел попросить тебя о том же.
    Спустя некоторое время мы услышали по радио: «Все чисто».
    Объект был полностью под нашим контролем, но теперь еще предстоял тщательный осмотр и сбор улик. Как правило, мы фотографировали трупы, сносили в одну кучу оружие и боеприпасы, а также забирали с собой все флэшки, компьютеры и документы.
    Эта процедура была отработана годами. Она имела целью обезопасить себя от ложных обвинений, будто мы убиваем невиновных крестьян. Мы знали, что через несколько дней после рейда старейшины деревни обязательно придут в ближайший опорный пункт войск НАТО, чтобы обвинить нас в убийстве мирных жителей. Эти «мирные жители» лежали сейчас перед нами, вооруженные РПГ и АК-47. Чем больше доказательств мы соберем, тем легче будет отметать все обвинения.
    – Время поджимает, ребята. Заканчивайте быстрее, – крикнул взводный. – К нам еще подходит противник с севера.
    Его голос заглушил грохот 120-миллиметровых (видимо, ошибка перевода) пушек с АС-130. Снаряды ложились в нескольких сотнях метров от нас ниже по долине.
    Я взглянул на часы. Было уже начало пятого. Скоро должно светать. От беспилотных разведчиков были получены данные, что все больше боевиков движется в нашем направлении.
    Идти обратно было намного легче. У нас в крови бурлил адреналин от осознания того, какое дело мы только что провернули. По пути несколько раз приходилось останавливаться и наводить самолет на группы боевиков, которые пытались нас преследовать. Нам не хотелось оставаться в долине дольше, чем нужно, тем более при свете дня.
    – Лично мы ликвидировали семнадцать боевиков, – доложил взводный капитану, – еще семь-восемь уложил АС-130.
    Капитан был явно доволен тем, что мы уничтожили столько боевиков, которые постоянно терзали его опорный пункт своими нападениями.»
    https://royallib.com/book/ouen_mark/nelegkiy_den_iz_pervih_ust_ob_operatsii_morskih_kotikov_po_likvidatsii_usami_ben_ladena.html
  8. +5
    23 августа 2019 13:54
    Вот такие статьи и должны быть превалирующими на ВО! А не приколы, типа "как отдаются команды в украинской армии"!
  9. +2
    23 августа 2019 16:36
    Нужны ганшипы.. Не нужны..
    Ключевое слово - Специальные операции. А там вариантов может быть масса..
    Поэтому, согласен с автором, сказавшем в комментарии, что эскадрилья ганшипов не помешала бы.
  10. +2
    23 августа 2019 19:59
    Доброго дня Сергей,спасибо за интересную работу,заждались мы таких работ,читать практически нечего.Есть просьба,если можно более подробно по целевому РЭО и вооружению,этих уникальных машин.Большое спасибо.
  11. 0
    23 августа 2019 20:17
    На ПЗРК наложен международный запрет "не распространения", как на атомное оружие. А потенциал развития у него очень большой.
    1. +3
      24 августа 2019 03:18
      Цитата: Денимакс
      На ПЗРК наложен международный запрет "не распространения", как на атомное оружие. А потенциал развития у него очень большой.

      Вы немного утрируете. ПЗРК поставлялись и поставляются основными производителями на экспорт. В начале 2000-х США и РФ подписали Соглашение о контроле за распространением ПЗРК. Тем не менее, это оружие имеет широкое распространение. Старые модели ПЗРК можно купить на "черном рынке" за несколько тысяч долларов.В исключительных обстоятельствах цена может упасть до нескольких сот долларов. ПЗРК, украденные из огромных арсеналов Саддама Хусейна, американцы в Ираке выкупали по 500 долларов за штуку. Большое количество ПЗРК оказалось на "чёрном рынке" оружия после "арабской весны", больше всего их поступило с разграбленных складов в Ливии.
      1. -1
        24 августа 2019 08:25
        Цитата: Bongo
        Вы немного утрируете.

        а Вы подменяете понятия.
        Мы обсуждаем современные ПЗРК. с системами автоматизированного внешнего целеуказания и тепловизионными прицелами. Такие есть у тех, против кого американцы применяют "Ганшипы"? Нет, и не предвидится. Ни купить, ни украсть их не получится.

        Точка. Остальное так, слова...