Много-много «железных ребят». Один день в Музее Армии в Париже
(«Мой Париж» Илья Эренбург, 1931)
Доспехи и музеи. Итак, вы – мужчина, а все мужчины в душе хотя бы немного убийцы, и вот вам нужно знакомиться с его красотами. А поскольку вы с детства читали Дюма, то вы в курсе, что есть там и Новый мост, и Лувр, и Люксембургский дворец — бывшая резиденция Марии Медичи («Решат, что это намек на королеву-мать… - усмехнулся Атос), и много чего еще. Понятно, что нельзя не побывать у Эйфелевой башни, нельзя не попытаться хотя бы войти в Лувр (стоять там в очереди среди толп китайцев в жаркий летний день испытание не для слабонервных!), нельзя не посмотреть на огороженный забором Нотр-Дам («Ишь как сгорел!»). Но что дальше, а дальше так – нужно идти в Музей Армии, который находится в Доме Инвалидов, который учредил сам Людовик XIV для проживания на всем готовом ветеранов своих войн.
Вот они – «рыцари». Типичные, так сказать, в нашем представлении воины Средних веков, «закованные в металл», из учебника для 6-ого класса. Но увы, все не так на самом деле. Перед нами доспехи латников (хотя может быть и вполне рыцарей по своему социальному статусу!) XVI века, а тот, что строит справа, и вовсе XVII-ого, потому что на нем шлем бургиньот.
Добраться туда несложно. В Париже есть метро, а музей этот есть на всех туристических картах. Некоторые советуют купить единый туристический билет и ездить на нем на метро весь день. Да, так можно. Но… опыт показывает, что эти билеты почему-то часто размагничиваются. И… вам придется объяснять в кассах, что вот вы купили, но эта «штука» почему-то не действует. Так что лучше быть «как все».
Подходишь к зданию, а… бронзовые, позеленевшие от времени пушки смотрят на тебя по обе стороны от входа. Входить внутрь. Там огромный двор. Поскольку моя тема рыцари, то есть «железные ребята», то… и рассказ будет про них. Вход в их экспозицию находится в конце двора справа. А там… там находятся огромные длинные залы, очень величественного вида, в центре которых находятся стеклянные витрины очень старого образца («Мать, мать, мать…») в которых находятся доспехи и всадники. Кони под ними не такие, как в нашем Эрмитаже, то есть «шкуркой» не покрыты, а просто раскрашены, однако и проплешин на них тоже нет.
Но начинаем мы с небольшой комнаты, где экспонируются доспехи и оружие бронзового века и раннего железного. И тут, хотя экспонатов в зале и немного, нам будет на что посмотреть.
Причем, обратите внимание, что ни у всех кинжалов в том месте, где клинок переходит в рукоять, видны выпуклые шишечки заклепок. Зачем они, ведь клинок отлит заодно с рукояткой? А это свидетельство инерции, страшной инерции человеческого мышления. Сначала металлическим был только сам клинок, а рукоятка – деревянной. И клинок вставляли в прорезь рукояти и крепили заклепками с выпуклыми головками. Но… когда металла стала много и рукоятки стали отливать заодно с клинком, заклепки остались. И тысячелетия конструкция бронзовых мечей и кинжалов не менялась!
И вот еще, что мне всегда очень нравится и что пора бы сделать обязательным элементом экспозиции КАЖДОГО МУЗЕЯ, в том числе и музеев в нашей стране: здесь имеется новодел вот такого древнегреческого шлема. То есть можно посмотреть, как вот это нечто, позеленевшее от времени, выглядело внове. И, согласитесь, сразу же начинаешь иначе относиться ко всем этим находкам. Ну и, конечно, было бы идеально, если бы тут же имелся адрес фирмы, которая копию любого из выставленных здесь экспонатов может сделать вам за соответствующую плату.
Проблема и здесь и во всех других музеях повсеместно та, что если мы пойдем от настоящего в прошлое все дальше и дальше, то у нас появится проблема с экспонатами. Ведь почему, например, в музеях так много бронзы? Потому, что людей хоронили вместе с ней! А в Средние века было христианство и людей погребали в саванах. Поэтому железных изделий Раннего Средневековья очень мало.
К большому сожалению, оформление музея старое. То есть старые, пусть и красивые, витрины, отвратительная, старая, подсветка и… традиционное выполненные подписи, где, правда, есть текст не только на французском, но и на английском, и на немецких языках, но… но – само описание экспоната сделано на французском.
И если ты не знаешь французского и истории рыцарства, то краткие надписи на английском мало что посетителю скажут. Вот это большой недостаток этого музея. Очень большой! Не так устроен Венский арсенал, где основная масса доспехов экспонируется отрыто и подсветка прекрасная. Правда, здесь тоже есть конные фигуры рыцарей, но… они почему-то крайне неудачно стоят. То есть никак к ним не подберешься.
1500 год. Своего рода начало «переходного периода» (очередного!) в истории доспехов. Исчезают остроносые башмаки и появляются башмаки в стиле «медвежья лапа». Происходит массовое распространение латных рукавиц в виде именно рукавиц («варежек»), а не перчаток. Наконец, появляются знаменитые «максимилиановские доспехи» с характерными бороздками по всей их поверхности и… гладкими поножами ниже колен! Там бороздки, видимо, уже не требовались. Появляются и первые «костюмные доспехи», но они заслуживают отдельного рассказа…
Конечно, в музее Армии очень много доспехов для турниров и опять-таки именно тех, что появились после 1500 года. И понятно почему! Стоимость их просто зашкаливала. Поэтому-то их очень берегли и… именно так они до нашего времени и сохранились. Можно сравнивать их с теми, что экспонируются в Венском арсенале и станет очевидно, что если раньше все доспехи были строго индивидуальны, то теперь их стали делать чуть ли не поточным методом. А почему? Да потому, что на сами доспехи для того же гештеха или реннена никто уже особо-то и не смотрел! Смотрели на нашлемные украшения, пышные страусовые перья, конские попоны и… плиссированные юбочки самих всадников. За всем этим великолепием металл практически не было видно. Зато у тех турнирных доспехов, что использовались так сказать в «голом виде» можно видеть в оформлении и травление, и гравировку, и чернение, и золочение – все виды отделки, лишь бы… «было красиво»!
Как известно, со временем приобрел большую популярность так называемый «итальянский реннен», то есть реннен с барьером. Копья для этого поединка были легкими, из древесины тополя. Поэтому они легко ломались. Именно во время подобного состязания 30 июня 1559 года и получил свое ранение король Франции Генрих II. Он уже победил своих трех противников, но пожелал сразиться еще и с Габриэлем де Монтгомери, сеньором де Лорж. И вот тут уже после столкновения осколок копья Монтгомери попал в смотровую щель шлем короля и вошел ему глубоко под правую бровь. Конечно, ее извлекли, но началось заражение, от которого Генрих и умер 10 июля этого же года. Впрочем, немецкие турниры были еще опаснее. Например, тот же «свободный турнир», на котором использовался «тарч с решеткой». Тут острый наконечник уже не мог с нее соскользнуть, в результате чего всадник от правильно направленного удара непременно вылетал из седла.
Чтобы при падении проигравший не повредил себе почки, седло для этого вида турнира задней луки не имело. Ни что, таким образом, грохнуться с лошади ему не мешало. Но вот каково ему было падать на землю (пусть даже на песок!) в доспехах весом до 50 кг?
Около 1515 года ноги на турнирах совсем перестали защищать, используя для их прикрытия щитки дильже, крепившиеся к седлу. Но… вес самого доспеха при этом не уменьшился. Лилиана и Фред Функены, например, пишут, что вес таких доспехов стал достигать 70 и даже 80 кг. А вот вес копья мог быть равен 12-15 кг!
Что касается генезиса боевых доспехов, то от рифленых лат в Италии отказались уже около 1520 года, а около 1540-ого – в Германии. Зато около 1530 года опять входят в моду латные перчатки с подвижными пальцами, чтобы было бы удобнее стрелять из пистолета. Около 1550 года передняя часть кирасы приобретает характерную клиновидную форму, а вместо прежней «юбки» появляются разрезные набедренники. То есть отличить поздние доспехи от ранних очень легко. Есть «юбка» из обручей, делающих ее похожей на некое подобие туристического складного стаканчика – доспех XV в. Есть набедренники с вырезом для «мужского достоинства» - значит уже XVI в. и не просто XVI-ый, а после 1550 года!
Примерно около этого времени или даже несколько раньше в моду входят доспехи, покрытые черной либо синей краской.
Информация