Много-много «железных ребят». Один день в Музее Армии в Париже

54
«Увидеть Париж и умереть!»
(«Мой Париж» Илья Эренбург, 1931)


Доспехи и музеи. Итак, вы – мужчина, а все мужчины в душе хотя бы немного убийцы, и вот вам нужно знакомиться с его красотами. А поскольку вы с детства читали Дюма, то вы в курсе, что есть там и Новый мост, и Лувр, и Люксембургский дворец — бывшая резиденция Марии Медичи («Решат, что это намек на королеву-мать… - усмехнулся Атос), и много чего еще. Понятно, что нельзя не побывать у Эйфелевой башни, нельзя не попытаться хотя бы войти в Лувр (стоять там в очереди среди толп китайцев в жаркий летний день испытание не для слабонервных!), нельзя не посмотреть на огороженный забором Нотр-Дам («Ишь как сгорел!»). Но что дальше, а дальше так – нужно идти в Музей Армии, который находится в Доме Инвалидов, который учредил сам Людовик XIV для проживания на всем готовом ветеранов своих войн.




Вот они – «рыцари». Типичные, так сказать, в нашем представлении воины Средних веков, «закованные в металл», из учебника для 6-ого класса. Но увы, все не так на самом деле. Перед нами доспехи латников (хотя может быть и вполне рыцарей по своему социальному статусу!) XVI века, а тот, что строит справа, и вовсе XVII-ого, потому что на нем шлем бургиньот.

Добраться туда несложно. В Париже есть метро, а музей этот есть на всех туристических картах. Некоторые советуют купить единый туристический билет и ездить на нем на метро весь день. Да, так можно. Но… опыт показывает, что эти билеты почему-то часто размагничиваются. И… вам придется объяснять в кассах, что вот вы купили, но эта «штука» почему-то не действует. Так что лучше быть «как все».


Здание музея видно издали. Вид со стороны входа.



Здесь покоится прах Наполеона. Это Инвалиды с обратной стороны.


Подходишь к зданию, а… бронзовые, позеленевшие от времени пушки смотрят на тебя по обе стороны от входа. Входить внутрь. Там огромный двор. Поскольку моя тема рыцари, то есть «железные ребята», то… и рассказ будет про них. Вход в их экспозицию находится в конце двора справа. А там… там находятся огромные длинные залы, очень величественного вида, в центре которых находятся стеклянные витрины очень старого образца («Мать, мать, мать…») в которых находятся доспехи и всадники. Кони под ними не такие, как в нашем Эрмитаже, то есть «шкуркой» не покрыты, а просто раскрашены, однако и проплешин на них тоже нет.

Но начинаем мы с небольшой комнаты, где экспонируются доспехи и оружие бронзового века и раннего железного. И тут, хотя экспонатов в зале и немного, нам будет на что посмотреть.


Вот они наконечники копий и кинжалы бронзового века.


Причем, обратите внимание, что ни у всех кинжалов в том месте, где клинок переходит в рукоять, видны выпуклые шишечки заклепок. Зачем они, ведь клинок отлит заодно с рукояткой? А это свидетельство инерции, страшной инерции человеческого мышления. Сначала металлическим был только сам клинок, а рукоятка – деревянной. И клинок вставляли в прорезь рукояти и крепили заклепками с выпуклыми головками. Но… когда металла стала много и рукоятки стали отливать заодно с клинком, заклепки остались. И тысячелетия конструкция бронзовых мечей и кинжалов не менялась!


А это кираса бронзового века. Украшена выпуклостями. Их наличие эстетизировало внешний вид кирасы, поскольку функционала в них нет ни малейшего!



В этой витрине мы видим и шлемы, и поножи, и конские удила, и мечи… Интересно, сколько у них этого добра в запасниках? Понятно, что до запасников Афинского музея им далеко, но… во всех-то музеях, представляете, сколько таких вот бронзовых изделий?!



И вот еще, что мне всегда очень нравится и что пора бы сделать обязательным элементом экспозиции КАЖДОГО МУЗЕЯ, в том числе и музеев в нашей стране: здесь имеется новодел вот такого древнегреческого шлема. То есть можно посмотреть, как вот это нечто, позеленевшее от времени, выглядело внове. И, согласитесь, сразу же начинаешь иначе относиться ко всем этим находкам. Ну и, конечно, было бы идеально, если бы тут же имелся адрес фирмы, которая копию любого из выставленных здесь экспонатов может сделать вам за соответствующую плату.

Проблема и здесь и во всех других музеях повсеместно та, что если мы пойдем от настоящего в прошлое все дальше и дальше, то у нас появится проблема с экспонатами. Ведь почему, например, в музеях так много бронзы? Потому, что людей хоронили вместе с ней! А в Средние века было христианство и людей погребали в саванах. Поэтому железных изделий Раннего Средневековья очень мало.


Вот, например, снаряжение арбалетчика Столетней войны. Шлем, баклер, арбалет – все нашли. А вот уже бригандный доспех – это настоящая проблема, так мало их сохранилось. А все потому, что ткань портится быстрее железа. И моль ее ест!



А это рыцарские доспехи также этого периода. Шлем – бундхугель («собачья морда»), ноги и руки в латах, но торс все еще закрывают кольчуга и бригандина.


К большому сожалению, оформление музея старое. То есть старые, пусть и красивые, витрины, отвратительная, старая, подсветка и… традиционное выполненные подписи, где, правда, есть текст не только на французском, но и на английском, и на немецких языках, но… но – само описание экспоната сделано на французском.


Образец «информативной» подписи под одним из экспонатов. Сегодня так уже нельзя.


И если ты не знаешь французского и истории рыцарства, то краткие надписи на английском мало что посетителю скажут. Вот это большой недостаток этого музея. Очень большой! Не так устроен Венский арсенал, где основная масса доспехов экспонируется отрыто и подсветка прекрасная. Правда, здесь тоже есть конные фигуры рыцарей, но… они почему-то крайне неудачно стоят. То есть никак к ним не подберешься.


Одна из таких конных фигур. Ее зачем-то поставили в угол. То есть сзади сфотографировать ее нельзя.



Правда, ее можно сфотографировать справа. Но вот фон для такого прекрасного экспоната просто ужасный. А нужно бы поставить такую фигуру на постамент в центре зала, чтобы люди могли бы рассматривать ее со всех сторон.



А эта фотография ну просто… образец мастерства. Чтобы ее сделать пришлось буквально вжиматься в стену.



Замечательный доспех турецкого сипахи. Но… опять же стоит он так, что фотографировать его можно только сбоку.



Зерцальные доспехи турецких сипахи висят опять-таки слишком высоко.


1500 год. Своего рода начало «переходного периода» (очередного!) в истории доспехов. Исчезают остроносые башмаки и появляются башмаки в стиле «медвежья лапа». Происходит массовое распространение латных рукавиц в виде именно рукавиц («варежек»), а не перчаток. Наконец, появляются знаменитые «максимилиановские доспехи» с характерными бороздками по всей их поверхности и… гладкими поножами ниже колен! Там бороздки, видимо, уже не требовались. Появляются и первые «костюмные доспехи», но они заслуживают отдельного рассказа…


И вот мы видим такие доспехи в коллекции Музея Армии. Но стоят они перед окнами, свет из которых падает им в спину. Итог такой установки столь ценных экспонатов перед вами.



«Максимилиановкий доспех», фото которого пришлось обрезать, чтобы хоть как-то показать этот образчик оружейного мастерства во всех деталях. А что там у него на спине? А вот этого нам и не узнать!



Конский чеканный нагрудник.


Конечно, в музее Армии очень много доспехов для турниров и опять-таки именно тех, что появились после 1500 года. И понятно почему! Стоимость их просто зашкаливала. Поэтому-то их очень берегли и… именно так они до нашего времени и сохранились. Можно сравнивать их с теми, что экспонируются в Венском арсенале и станет очевидно, что если раньше все доспехи были строго индивидуальны, то теперь их стали делать чуть ли не поточным методом. А почему? Да потому, что на сами доспехи для того же гештеха или реннена никто уже особо-то и не смотрел! Смотрели на нашлемные украшения, пышные страусовые перья, конские попоны и… плиссированные юбочки самих всадников. За всем этим великолепием металл практически не было видно. Зато у тех турнирных доспехов, что использовались так сказать в «голом виде» можно видеть в оформлении и травление, и гравировку, и чернение, и золочение – все виды отделки, лишь бы… «было красиво»!


В центре турнирный доспешный гарнитур с грангардой.



Турнирные доспехи 1560 года.



Доспехи типа штехцойг отличал необычный шлем «жабья голова» и тарч особой конструкции, привязывавшийся на грудь пенковой веревкой! Вокруг лежат вамплейты – копейные диски для защиты правой руки. Справа – манифер, «панцирная» рука для турнирного доспеха.



Доспех для «механического» реннена. Здесь он тоже есть. Внизу нагрудная пластина с механизмом для «выбивания» тарча.


Как известно, со временем приобрел большую популярность так называемый «итальянский реннен», то есть реннен с барьером. Копья для этого поединка были легкими, из древесины тополя. Поэтому они легко ломались. Именно во время подобного состязания 30 июня 1559 года и получил свое ранение король Франции Генрих II. Он уже победил своих трех противников, но пожелал сразиться еще и с Габриэлем де Монтгомери, сеньором де Лорж. И вот тут уже после столкновения осколок копья Монтгомери попал в смотровую щель шлем короля и вошел ему глубоко под правую бровь. Конечно, ее извлекли, но началось заражение, от которого Генрих и умер 10 июля этого же года. Впрочем, немецкие турниры были еще опаснее. Например, тот же «свободный турнир», на котором использовался «тарч с решеткой». Тут острый наконечник уже не мог с нее соскользнуть, в результате чего всадник от правильно направленного удара непременно вылетал из седла.

Чтобы при падении проигравший не повредил себе почки, седло для этого вида турнира задней луки не имело. Ни что, таким образом, грохнуться с лошади ему не мешало. Но вот каково ему было падать на землю (пусть даже на песок!) в доспехах весом до 50 кг?

Около 1515 года ноги на турнирах совсем перестали защищать, используя для их прикрытия щитки дильже, крепившиеся к седлу. Но… вес самого доспеха при этом не уменьшился. Лилиана и Фред Функены, например, пишут, что вес таких доспехов стал достигать 70 и даже 80 кг. А вот вес копья мог быть равен 12-15 кг!


Вот они какие – копья для турниров! Третье слева ну просто самое настоящее бревно!



Турнирный доспех с «тарчем с решеткой».


Что касается генезиса боевых доспехов, то от рифленых лат в Италии отказались уже около 1520 года, а около 1540-ого – в Германии. Зато около 1530 года опять входят в моду латные перчатки с подвижными пальцами, чтобы было бы удобнее стрелять из пистолета. Около 1550 года передняя часть кирасы приобретает характерную клиновидную форму, а вместо прежней «юбки» появляются разрезные набедренники. То есть отличить поздние доспехи от ранних очень легко. Есть «юбка» из обручей, делающих ее похожей на некое подобие туристического складного стаканчика – доспех XV в. Есть набедренники с вырезом для «мужского достоинства» - значит уже XVI в. и не просто XVI-ый, а после 1550 года!


Доспехи с набедренниками, прикрепленными к кирасе и шлемами армэ.


Примерно около этого времени или даже несколько раньше в моду входят доспехи, покрытые черной либо синей краской.


А это уже доспехи всадника XVII в. и справа от него тяжелая всадническая валлонская шпага.



Со временем кирасы начали делать из полос. Оказалось, что так проще. Но это уже ближе к концу XVII в.



Впечатляет обширная коллекция детских доспехов на детей 7-12 лет. Как более ранних – вот на этом снимке…



Так и более поздних – вот на этом!



А вот это запасник с доспехами и там их не просто «много», а очень много. Но чтобы туда попасть нужно было… решить очень много вопросов, а времени для этого у меня не было совсем.



Зал «наполеоники». Много раз находил в Интернете фотографию вот этой кирасы французского кирасира, пробитой пушечным ядром. Фантазия у меня… развитая, скажем так, но все равно я не мог себе представить, а что там у него сзади. Очень мне это хотелось увидеть и… вот удалось!



Вид на эту же кирасу сзади. А теперь давайте себе представим, что там внутри был человек из мяса и костей…



Оружие средневековой пехоты: луки и арбалеты.



А это ранний огнестрел – фитильные мушкеты, причем ружье внизу хотя и фитильное, но зато… восьмизарядное!



Фотография… «кого-то там» XIX в., и он тоже стоит под стеклом. Все они стоят под стеклом, включая всадников армии Наполеона в роскошных мундирах. Поэтому дальше уже не пошел…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    7 сентября 2019 05:48
    Вячеслав Олегович - доброго дня и спасибо за статью!
    Готов по дискутировать со следующим Вашим тезисом:
    . Причем, обратите внимание, что ни у всех кинжалов в том месте, где клинок переходит в рукоять, видны выпуклые шишечки заклепок. Зачем они, ведь клинок отлит заодно с рукояткой? А это свидетельство инерции, страшной инерции человеческого мышления. Сначала металлическим был только сам клинок, а рукоятка – деревянной. И клинок вставляли в прорезь рукояти и крепили заклепками с выпуклыми головками. Но… когда металла стала много и рукоятки стали отливать заодно с клинком, заклепки остались.

    Думаю дело не в инертности, а в том что рукоятка обтягивалась тканью или кожей, на которой заклепки выглядели эстетично.
    С уважением, Владислав!
    1. +5
      7 сентября 2019 07:53
      Очень может быть... Ах, где моя машина времени?
      1. +8
        7 сентября 2019 08:40
        Для примера выкладываю реплику ножа-новгородки.

        Рукоятка обтягивалась кожаным или льняным шнуром. Сегодня такую форму рукоятки уже не встретишь. Но именно для «мотанки» рукоять лучше не придумаешь.
        Так что Ваш тезис об инертности и мой о функциональности упирается в упомянутую выше машинку времени!
        С уважением!
    2. +4
      7 сентября 2019 22:59
      Я думаю, это связано с отливкой. Какой-то технологический остаток металла
      после отливки.
      1. +4
        8 сентября 2019 00:19
        Цитата: voyaka uh
        Я думаю, это связано с отливкой. Какой-то технологический остаток металла
        после отливки.

        Нет нож железный, кованый! Известны находки с остатками намотанного кожаного ремня. Реконструктивно даже спорят о способах его намотки, в зависимости от локализации находок.
        С уважением, Владислав!
        1. +2
          8 сентября 2019 01:14
          Автор вообще-то писал о бронзовых кинжалах с такими "шишечками".
          И мое предположение относится к ним.
    3. 0
      8 сентября 2019 13:55
      "Выглядели эстетично" - это аргумент! Так и представляю себе человека, идущего в бой смертный и заботящегося о том, чтобы эстетично выглядеть. Может быть попробовать так: кожаная оплетка крепилась на заклепки? Ну например потому, что скрытые крепления во первых были малодоступны из за сложности изготовления, а во вторых недостаточно прочны?
  2. +11
    7 сентября 2019 06:08
    И вот еще, что мне всегда очень нравится и что пора бы сделать обязательным элементом экспозиции КАЖДОГО МУЗЕЯ, в том числе и музеев в нашей стране: здесь имеется новодел вот такого древнегреческого шлема. То есть можно посмотреть, как вот это нечто, позеленевшее от времени, выглядело внове. И, согласитесь, сразу же начинаешь иначе относиться ко всем этим находкам. Ну и, конечно, было бы идеально, если бы тут же имелся адрес фирмы, которая копию любого из выставленных здесь экспонатов может сделать вам за соответствующую плату.

    Ну про адрес фирмы, думаю это лишнее. А вот про новодел и массогаборитные макеты, в принципе с Вами согласен, особенно если они такие!

    Первый Бенц - в Автомобильном музее г.Верхняя Пышма!
    Или такая восстановленная машинка - на базе оригинальных и «новых» узлов и агрегатов!

    Т-35 Музей Боевой славы Урала. г. Верхняя Пышма. По сути от «35» настоящие только три башни, орудия и часть элементов брони и ходовки! Зато в все в сборе, да ещё имея возможность к нему прикоснуться, заглянуть в смотровую щель, подергать за тракт и катки! Единственно свою «пятую точку» просто так на него не бросишь - нужна лесенка!!!
    Не, это классно, очень классно - даже для мужиков которые разменивают свой пятый десяток! А для детей!!!
    1. +2
      7 сентября 2019 19:12
      Котя, а Вы не знаете: настоящие Бенцы, где-то сохранились? Кто-то говорил,что в музее Политехническго института, хранятся подлинные экспонаты первых автомобилей
      1. +5
        7 сентября 2019 20:06
        Экскурсовод из музея называл цифры от 5 до 7 машин в музеях и частных коллекциях. К слову на первом этаже Автомобильного музея в Верхней Пышме «бенц» был единственным макетом, но макетом рабочим! Нам даже показывали принцип его работы его двигателя, трансмиссии и управления!!!
        Остальные автомобили просто песня!




        Красота одним словом!
        1. +5
          7 сентября 2019 20:18
          Ещё на закваску! love




          Это только десятая часть первого этажа! А всего этажей четыре!!! Со второго - раритеты Советского автопрома, в том числе кортежи Сталина, Хрущева, Брежнева и Горбачева. И это только легковые автомобили и мототехники! Грузовики стоят на улице + строится ещё только два новых автопавильона. А если учесть ещё залы с военной техникой и открытую площадку!!! И это не все - солится здание для техники парадного расчета, космические павильоны, пристраивается музей истории.....
          если честно, все это достойно посещения!!!
          С уважением!
          1. +1
            9 сентября 2019 21:09
            Котенька, Вы душка. Спасибо за Ваш комментарий. Я хоть и женщина, но мне интересно рассматривать такие автомобили. Второй и четвёртый снизу- просто игрушка. Такие красивые
  3. +8
    7 сентября 2019 07:41
    Спасибо. А конные рыцари все равно очень хороши.
    1. +6
      7 сентября 2019 08:02
      Уважаемый Сергей, они не просто хороши - они шикарны!
      Причём это говорю я - ярый противник манекенов в форме. Есть такая фишка в современных музеях. Возможно из-за того, что шлем с забралом полного рыцарского доспеха закрывает лицо, а боевые перчатки - пальцы.
      С другой стороны одевать восковые фигуры в доспехи и форму, удовольствие сверхзатратное, но то что мне доводилось видеть - изюминка!
      С уважением, Влад!
      1. +6
        7 сентября 2019 08:29
        Да. Наверное, в любой экспозиции есть то, за что глаз сразу цепляется. Но это еще и от склонностей зависит.
  4. +8
    7 сентября 2019 08:36
    Спасибо за статью, Вячеслав Олегович!
    Замечу, что хоть в Эрмитаже "лошадки" с проплешинами, за то в рыцарской экспозиции Артиллерийского музея есть конь работы Клодта. Вряд ли какой европейский музей можат подобным похвалиться.
    1. +6
      7 сентября 2019 10:53
      Да ладно Антон, думаю даже лошадки Эрмитажа, уже сами являются экспонатами. Им всем не менее полвека, с гаком!
      С уважением, Влад!
  5. +5
    7 сентября 2019 09:00
    Цитата: Коте пане Коханка
    Но именно для «мотанки» рукоять лучше не придумаешь.

    А могли бы и не обтягивать. Люди ленивы. "И так сойдет! Режет и ладно!"
    1. +5
      7 сентября 2019 10:56
      Думаю в 9-10 веке такой нож был вещью статусной и недешевой в сравнении с куском кожи или шнура из пакли или льна. Так что думаю рукоятку обматывали.
  6. +5
    7 сентября 2019 09:01
    Цитата: 3x3zsave
    в рыцарской экспозиции Артиллерийского музея

    Доброе утро, Антон! У них вообще очень хорошая экспозиция...
  7. +6
    7 сентября 2019 09:38
    Круто!
    А если представить что ещё доспехи и шлемы подвергались тактическому окрашиванию, то ваще.
    Автору спасибо
  8. +6
    7 сентября 2019 09:43
    "Увидеть Неаполь и умереть"
    Все остальные "Увидеть" - поздняя подделка этого выражения.
    "Одноногий" рыцарь в кольчуге левую ногу видимо длинным щитом закрывал?
    1. +4
      7 сентября 2019 10:59
      Хочешь сберечь последнее, точнее последнюю не так раскорячился! Хотя может просто гаджет «набор» левой ноги был утрачен...
      hi
  9. +7
    7 сентября 2019 11:33
    эти билеты почему-то часто размагничиваются.
    да просто не надо их около мобильного телефона держать wink
  10. +5
    7 сентября 2019 12:04
    Очень интересно и наглядно, спасибо автору, за труд, как говориться , "снимаю шляпу" hi
    А что там у него на спине?
    Видимо как у Портоса - НИЧЕГО
    что там внутри был человек из мяса и костей…
    нет, в этот момент, человека там уже не было, а был кричащий обрубок и мешанина из мяса, костей и крови
  11. +6
    7 сентября 2019 13:50
    К большому сожалению, оформление музея старое. То есть старые, пусть и красивые, витрины, отвратительная, старая, подсветка и… традиционное выполненные подписи, где, правда, есть текст не только на французском, но и на английском, и на немецких языках, но… но – само описание экспоната сделано на французском.
    Вячеслав Олегович! Раз уж Вы занялись путешествиями, постарайтесь перед поездкой в какую либо страну ознакомиться, хотя бы кратко, со "средой обитания". Это помогает избежать массы проблем.
    Одной из особенностей Франции является ее языковая политика и отношение к английскому языку.
    Закон Франции 1994 г. об употреблении французского языка требует обязательного использовании французского языка в названиях, объявлениях, рекламе, описаниях товаров и услуг, а также в финансовых отчетах (для сведения местных хомячков, исходящих мылом по поводу языковой политики Украины).
    Во Франции существует квота на обязательный показ французских фильмов по телевидению и во Франции заставляют законодательно передавать по радио и телевидению столько французских песен, стихов, пьес и радиопостановок, сколько необходимо для того, чтобы французская культура выдержала конкуренцию голливудских и прочих американских фабрик массовой культуры.
    И во Франции НЕ ЛЮБЯТ английский язык. И не считают нужным дублировать даже информацию в аэропортах. Хотя Франция - мировой лидер туризма, самая посещаемая страна. Поэтому, если Вы в гостинице, заговорив по английски. намекнете, что это исключительно по необходимости и Британию Вы не любите - уважение персонала вам обеспечено.
    И вот мы видим такие доспехи в коллекции Музея Армии. Но стоят они перед окнами, свет из которых падает им в спину. Итог такой установки столь ценных экспонатов перед вами.
    Раз уж Вы фотографируете в музеях для своих статей, то из уровня "глубокого чайника" (простите великодушно) с мыльницей надо расти над собой. Есть отработанные способы фотосъемки в музейных помещениях сквозь стекло и с различными видами освещения. Они не особо сложны и не требуют больших затрат, но позволяют значительно улучшить уровень фотоматериалов.
    1. +7
      7 сентября 2019 17:00
      Вы очень строгий критик. laughing Это же впечатления.

      У меня похожие, связанны с этим музей, хотя был в нем, пожалуй, несколько раз и за это время сменил давно "мыльницу" некоторые доспехи реально трудно сфотографировать, только при обработке фото что-то улучшается. Уже свыкся. К мечам викингов ну никак не подобраться.
      Кстати Вячеслав Олегович писал про Ховбург, там такая же проблема, на мой взгляд laughing
    2. +4
      7 сентября 2019 19:00
      Виктор Николаевич, Вы так подробно рассказали о Франции, что у меня вопрос: Вы там часто бывали?
      По поводу фотографирования в музее, видимо, это делали
  12. +7
    7 сентября 2019 14:28
    Вячеслав Олегович, спасибо за материал.
    Коллеги, мне одному показалось, что луки, которые рядом с арбалетами на фото, сделаны из металлического прута? Вглядывался, убеждал себя, что такого не может быть, но ощущение осталось.
    Позабавили детские доспехи. Почему-то представился звонок на перемену в большой школе, двери классов распахиваются и а коридор вылетают детишки - все в различных доспехах от мала до велика, начинают носиться, играть в футбол стирательной резинкой, орать из-под забрал, толкаться, тянуть друг у друга портфели... Паровозик, чехарда, "конный бой", можно ещё в "слона и Мильтона" представить...
    Весело! laughing
    1. +4
      7 сентября 2019 14:57
      а на сл. год маме новую форму покупать crying
      Конный бой в детстве - это да, вещь !
      1. +5
        7 сентября 2019 18:25
        Был легковесом - в роли рыцаря.
        1. +5
          7 сентября 2019 20:44
          А я наоборот, всегда был лошадью.
    2. +4
      7 сентября 2019 20:46
      А портфели тоже "максимилиановские"?
    3. +4
      7 сентября 2019 20:55
      Михаил, какой металлический пруток в XXI веке?! Чистый карбон армированный стекловолокном!!!
    4. +4
      8 сентября 2019 14:45
      Коллеги, мне одному показалось, что луки, которые рядом с арбалетами на фото, сделаны из металлического прута?
      Стальные луки действительно изготавливались.

      Это стандартный могольский лук - каман (империя Великих Моголов существовала на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш и Афганистана в 1526—1540 и 1555—1858 гг).
      Изготовлен из стали.
      В данном случае автор не представил фото описания экспонатов, поэтому судить трудно, что за луки и чьи они.
      1. +2
        8 сентября 2019 15:57
        Цитата: Undecim
        Стальные луки действительно изготавливались.

        Добрый день, Виктор Николаевич. hi
        Не слышал о таком, только о стальных дугах для арбалетов.
        Хотя, теоретически, будучи наслышан о булате с его непревзойденной упругостью, должен был предположить, что такое возможно, и, скорее всего, как раз в указанном вами регионе. smile
  13. +2
    7 сентября 2019 16:03
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Вячеслав Олегович, спасибо за материал.
    Коллеги, мне одному показалось, что луки, которые рядом с арбалетами на фото, сделаны из металлического прута? Вглядывался, убеждал себя, что такого не может быть, но ощущение осталось.

    В Индии такие делали. И турки наверно , о турецких стальных луках писали но фотографий я не разу не видел.
  14. +1
    7 сентября 2019 16:39
    какое количество музеев где хотелось бы побывать но надо время и деньги поэтому пока осваиваю москву советую побывать на пл проекта 641 в тушино
  15. +4
    7 сентября 2019 19:51
    Видно там ничего не меняется. Как было ничего не видать , так и осталось. Самые интересные комнаты с доспехами не поглядеть - закрыты. Стекла витрин бликукют. Освещение особенно в наполеоновских залах такое, что даже глаз не видит, не то что фотик. Негр бегает и не дает фотографировать. В общем хороший, но жлобский музей. Бывал там не раз.Информативных табличек нет и смотришь просто на экспонаты без понятия...Видели бы вы там лошадь Наполеона! :)
  16. +5
    7 сентября 2019 21:38
    ,,,нехотелось бы получить "поджопетник" от владельца таких доспехов laughing
    1. +5
      7 сентября 2019 22:12
      Доспех явно боевой, не турнирный.
      1. +5
        7 сентября 2019 22:23
        3x3zsave
        Сегодня, 23:12
        Антон hi
        Доспех явно боевой
        ,,,почему вы так думаете? Я в них не разбираюсь request
        1. +5
          8 сентября 2019 06:07
          Моё почтение, Сергей!
          Полная защита ног указывает на то что доспех боевой.
          1. +2
            8 сентября 2019 16:17
            Как хорошо Антон во всех рыцарских делах разбирается!
            1. +1
              8 сентября 2019 16:35
              Вашими трудами, Вячеслав Олегович! Но, если честно, мне больше интересно "сколько стоила курица в Париже, во времена Жанны д'Арк". Помните эту дискуссию?
  17. Комментарий был удален.
  18. +6
    8 сентября 2019 03:13
    здесь имеется новодел вот такого древнегреческого шлема.
    Конечно, было бы идеально, если бы тут же имелся адрес фирмы, которая копию любого из выставленных здесь экспонатов может сделать вам за соответствующую плату.

    Как гласит подпись, реплику шлема изготовил мастер Тома Пажэ по прозвищу Бюги лё Валёрё (Thomas Pagès dit Bugey le Valeureux). На сайте музея имеется несколько контактов, на один из них попробую отправить сообщение с вопросом, нельзя ли с ним и другими подобными мастерами связаться ?
    К большому сожалению, оформление музея старое. То есть старые, пусть и красивые, витрины, отвратительная, старая, подсветка

    Увы, насколько можно судить по информации с сайта музея, последний находится в стеснённых обстоятельствах, нет денег даже на элементарные вещи.
    К годовщине смерти Наполеона музеем совместно с Фондом Наполеона объявлена международная подписка, имеющая цель собрать за полтора года восемьсот тысяч евро, дабы реставрировать места, посвящённые памяти императора. В самом музее есть экспонаты, связанные с Наполеоном, и нуждающиеся в срочной реставрации. Увы, у государства Франции денег на это нет (зато каждый год находятся двенадцать миллиардов евро на содержание беженцев), и поэтому музей просит помощи у неравнодушных людей.
    Список жертвователей на сайте есть, и он периодически пополняется.
  19. +1
    8 сентября 2019 16:16
    Цитата: Товарищ
    На сайте музея имеется несколько контактов, на один из них попробую отправить сообщение с вопросом, нельзя ли с ним и другими подобными мастерами связаться ?

    Было бы очень здорово если бы это удалось и Вы в итоге здесь бы рассказали о результатах.
    1. +1
      8 сентября 2019 18:58
      Добрый вечер, Вячеслав Олегыч hi . Я как всегда с благодарностью за статью. Только вот обида: больше половины фотографий из статьи куда-то исчезли, одни подписи остались, а в комментариях пропало вообще всё. Сколько ни перезагружался, толку -- ноль! Я ведь только сейчас зашел на статью, и вот такие дела. На остальных разделах полный порядок, специально проверил.
      Несправедливо!
      1. +2
        8 сентября 2019 23:21
        У вас что-то с инетом. Только-что без проблем скачал все фото к себе.Огромное спасибо автору!
        1. +1
          8 сентября 2019 23:39
          Спасибо, Виктор! hi С Вашей лёгкой руки у меня сразу всё проявилось, стоило только кликнуть на Ваш ответ и выскочить на статью.
          Ещё раз спасибо! drinks
      2. +1
        9 сентября 2019 06:30
        Я не виноват, это что-то с Сетью...
    2. +1
      9 сентября 2019 04:47
      Цитата: kalibr
      Было бы очень здорово если бы это удалось и Вы в итоге здесь бы рассказали о результатах.

      Постараюсь добиться, если не получится в одном источнике, попытаюсь в других. Плохо, что e-mail там даны только тех, кто собирает материальную помощь для музея, в остальных случаях номер телефона.
  20. +1
    9 сентября 2019 04:43
    Вот, например, снаряжение арбалетчика Столетней войны. А это рыцарские доспехи также этого периода.

    Нашёл несколько цифр, иллюстрирующих стоимость снаряжения периода Столетней войны. Во Франции оно стоило дороже, чем, скажем, в Англии или Вестфалии в середине XIV века.
    Полный комплект рыцарских доспехов дворянина, в зависимости от качества, обходился в сумму от 125 до 250 туврских ливров, что было эквивалентно жалованью рядового пехотинца за восемь-шестнадцать месяцев. Комплект вооружения - от 70 до 80 туврских ливров.
    Шлем сале стоил 3-4 туврских ливра, а бригантина около одиннадцати туврских ливров.
    Полный набор обычных доспехов и вооружения (обычного бойца) стоил примерно сорок туврских ливров.

    По турскому ливру есть следующая информация.
    Денежной реформой 1262 г. турский ливр был приравнен к 20 су (20 x 4,044 = 80,88 грамма чистого серебра, или около 6,74 грамма золота). Возможно позже, во время Столетней войны, содержание серебра в турском ливре менялась, так что, может быть, данная информация подходит лишь для общего представления. Может, кто-то сумеет уточнить или дополнить.
  21. 0
    10 сентября 2019 01:13
    нельзя не попытаться хотя бы войти в Лувр (стоять там в очереди среди толп китайцев в жаркий летний день испытание не для слабонервных!),

    Прошел в Лувр утром за полчаса. И китайцев не очень много, как по мне.
    А вот реально лидеры по очередям и количеству китайцев- это Эрмитаж и Петергоф.
    Да и вообще, столько китайцев, сколько в Питере, не видел нигде.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»