Исторический детектив. Четыре флага и пять имен одного эсминца

57
Не зря о самолетах или танках никогда не написать так, как о кораблях. Корабль – вещь в себе, как бы долгоиграющая на сцене истории, если повезет. Потому зачастую судьба устраивала им такие испытания, что просто диву даешься, как могло вообще такое произойти.





Вот сегодняшний герой моего повествования – один из эсминцев типа «Новик». Проект корабля был просто шикарен, и Россия в те годы стала законодательницей эсминцевой моды, если можно так выразиться.

Наверное, стоит сказать о кораблях в цифрах.



Водоизмещение полное: 1260 тонн
Длина: 98 метров
Ширина: 9,3 метра
Осадка: 3 метра

Двигатели: 2 х 16 000 л.с. на мазуте
Скорость: 35 узлов
Дальность плавания: 2800 миль

Вооружение:
4 орудия 102-мм, 1 орудие 37-мм, 2 пулемета «Максим», 3 трехтрубных торпедных аппарата 457-мм., мины – 80 штук.

Экипаж: 150 человек.

Кораблик, как видите, небольшой, но быстрый и зубастый.

И вот один из «Новиков», который был заложен на судоверфи "Общества Путиловских заводов" в Санкт-Петербурге в сентябре 1913 года, 11 октября получил название "Капитан Кинсберген".

Вот воистину, «как вы яхту назовете, так…»

Большое дело – имя, данное кораблю.

Начинаем с истоков, а именно, кто такой был капитан Кинсберген и почему его именем назвали корабль Российского флота?

Исторический детектив. Четыре флага и пять имен одного эсминца


По имени ясно, что голландец. Ян Хендрик ван Кинсберген, если точно. По примеру многих своих соотечественников в 1771 году поступил на службу в российский флот в чине капитан-лейтенанта. Забегая вперед, до капитана первого ранга дослужился.

В 1772 году, в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов, получил назначение в Дунайскую флотилию, где принял под командование галеот «Перемиреносец».

В 1773 году Ян Хендрик ван Кинсберген возглавлял эскадру Азовской флотилии.

23 июня 1773 года, командуя двумя новоизобретёнными кораблями, одержал первую победу русского флота на Чёрном море в сражении у Балаклавы.

30 июля 1773 года за сражение под Балаклавой был награждён орденом св. Георгия 4-й степени. Потом было удачное сражение с турками у Суджук-Кале и еще один орден св. Георгия, 3-й степени.

А вот потом началось…

В 1775 году Кинсберген вроде бы как уволился с русской службы, уехал на родину и продолжил морскую карьеру в голландском флоте. В 1777 году был исключен из списков российских офицеров вследствие неявки. Но попытки вернуть Кинсбергена в лоно русского флота продолжались, его реально ценили.

С 1780 года командовал одним из кораблей эскадры адмирала Зутмана и 5 августа 1781 года принял участие в сражении при Доггер-банке. То есть, сражался на стороне голландцев против англичан.

Дослужился до полного адмирала, стал командующим военно-морскими силами Голландии.
Организовывал укрепление голландских портов против вторжения французов. После установления в 1795 году Батавской республики был лишён адмиральского звания и посажен в тюрьму, однако вскоре был освобождён (без восстановления в звании).

Обидевшись на свою родину, Кинсберген оказался на службе у соседей, в Дании. После Дании каким-то образом повоевал за тех, против кого строил оборону в Голландии, то есть, во флоте Бонапарта. Получил титул графа ван де Доггерсбанк от Луи Бонапарта.

Вернулся в Голландию, но не успел ничего толком совершить, так как после падения Наполеона опять был уволен со службы (но хоть не посадили), вышел в полную отставку и мирно скончался в 1819 году.

Почему я так подробно рассказал о жизни адмирала? Все просто. «Как вы яхту назовете…» Давайте посмотрим, какая судьба была уготована кораблю имени графа ван де Доггерсбанк.

А с кораблем творилась мистика. Вообще кроме нашего эсминца голландцы трижды называли в честь Кинсбергена свои корабли, но проследить их судьбу не удалось. Но нам хватит и своего «Новика».



В июне 1915 года строящийся эсминец был переименован по просьбе экипажа и стал именоваться «Капитан 1 ранга Миклуха-Маклай». Конечно, кривовато, поскольку «Маклай» - это было прозвище, ставшее частью фамилии у старшего из трех братьев Миклуха, известного этнографа, Николая Николаевича.

А капитан первого ранга Владимир Николаевич носил, как его отец, фамилию Миклуха. Но назвали эсминец именно так.

После октября 1917 года эсминец сменил флаг, так как оказался в составе флота уже другого государства - Советской России. Естественно, тут же пришлось менять и имя, потому как разве это нормально, если корабль будет носить имя русского офицера, да еще и героически погибшего в бою? Конечно, нет.

Потому через год (наверное, долго название выбирали) корабль назвали «Спартак». Очень морское имя, но ничего не поделаешь.



Переименование случилось 18 декабря 1918 года, а уже 26 декабря «Спартак» вместе с однотипным эсминцем «Автроил» вышел на свое первое боевое задание: разведывательный рейд к Ревельскому порту.

Вообще об этой откровенно дурацкой операции стоит рассказать отдельно, поскольку в ней весьма ярко проявились организационные таланты митингующих флотоводцев типа Ф. Ф. Ильина/Раскольникова, подарившего два боевых корабля противнику.

Итогом операции стал захват британцами двух отличных кораблей и позор для Балтийского флота. «Автроил» мы трогать не будем, а что случилось со «Спартаком»?

Ожидая подхода «Автроила» с крейсером «Олег», «Спартак» занялся обстрелом эстонских островов, но увидев идущий в его сторону отряд британских кораблей (2 крейсера и 4 эсминца), экипаж устроил короткий митинг (так было тогда принято) и, развернув корабль, начал уходить от противника.

Что было дальше – предмет особого изучения, поскольку существует несколько версий происшедшего.

Я склонен придерживаться той, в которой говорится, что в «Спартак» попал один-единственный снаряд. Британские моряки всегда умели это – попадать снарядами в чужие корабли.

Но этот снаряд разнес штурманскую рубку, штурман Н. Н. Струйский был контужен и легко ранен осколками, его отнесли в каюту, а рубка оказалась… слегка разгромленной. Говорят, что карта, на которой Струйский прокладывал маршрут, оказалась «скомканной и изорванной».

Как итог – единственный человек, который мог вести корабль, оказался выведен из строя, заменить штурмана было некому (это не митинговать на юте), потому вполне себе нормально корабль сел на банку Курадиума.

Англичане приблизились, флаг корабля был уже спущен. Экипаж сдался, много матросов было расстреляно англичанами на острове Найсаар, сам же глава похода Раскольников был обменен на английских офицеров, попавших в плен при атаке Кронштадта на торпедных катерах.

Британцы спокойно сняли корабль с мели и уже 3 января 1919 года передали эсминец в состав эстонского военного флота. Здесь он получил имя "Вамбола".



Под новым флагом и с новым именем корабль успел поучаствовать совместно с британским флотом в боевых действиях против кораблей и сухопутных частей Советской России.

«Вамбола» участвовал в обстрелах фортов «Красная горка» и «Серая лошадь», постановке минных заграждений (на которых, кстати, подорвались и погибли три эсминца Балтийского флота: «Гавриил», «Константин» и «Свобода») и высадке десантов в тылу у красных войск.

Но после окончания гражданской войны дел у него, в общем-то не было. Корабль с сокращенной командой в основном стоял у причала. Помните, «хотите разорить маленькую страну – подарите ей крейсер»? Вот так и случилось.



В основном корабль стоял у причала имея на борту подобие команды, а в 1933 году был продан Перу. В военно-морских силах этого государства он получил название «Альмиранте Виллар».



Понятно, что именем простого служащего корабль бы не нарекли. Контр-адмирал Мануэль Оливейра Виллар был в 1881 году главнокомандующим объединенной чилийско-перуанской эскадры во время сражения с испанцами у Абтао.

Один из авторов нового военно-морского устава Перу. Кстати, эсминец «Альмиранте Виллар» — первый из трех кораблей перуанского флота, носивших это имя. Почти как в истории с Кинсбергеном.



И вот, на другом конце мира, бывшему российскому эсминцу пришлось повоевать. «Виллар» участвовал в двух войнах. Подробностей его действий в колумбийско-перуанской войне 1932-33 года мне найти не удалось, а вот бой с эквадорской канонеркой «Абдон Кальдерон» в 1941 году описывается довольно подробно.

Вообще войны в Латинской Америке – явление скучнейшее и ординарное. Я бы сказал, что там главное не результат, а сам процесс. Зато погибших было не в пример Европе. Например, в описываемой войне 1941-42 года (сцепились под шумок за спорные земли) погибло чуть менее 1200 человек, а почти 300 тысяч квадратных километров территории отошли к Перу.

По версии эквадорских военных «Адмирал Виллар» получил большие повреждения, по версии перуанских – победителем из боя вышел, естественно, эсминец. Но скорее всего, бой закончился ничьей, причем нулевой.

Хотя бы потому, что после заключения очередного мирного договора в 1942 году «Адмирал Виллар» находился на службе аж до 1955 года. Это много для корабля такого класса, тем более, что на месте он не стоял.

40 лет, несколько войн, дальние походы…



Срок службы корабля подошел к концу в 1955 году, когда «Альмиранте Виллар» был разрезан на металл. Этот эсминец оказался самым долгоживущим из всех «Новиков».

Воистину, как назвать корабль, так он будет и жить.

Капитан Кинсберген служил под флагами России, Голландии, Дании, Франции. Эсминец, первоначально названный его именем, служил Российской империи, Советской России, Эстонии, Перу.

Ну вот как не удивиться таким странным совпадениям?
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    24 августа 2019 06:18
    Удивительные встречаются судьбы у людей и у кораблей. Классная статья с множеством фото! Спасибо!
  2. +4
    24 августа 2019 06:28
    Вот интересно, в Южной Америке осело, какая то часть нашей "белой" эмиграции, служил ли кто из её представителей на этом "Новике" в Перу?
    1. +5
      24 августа 2019 07:16
      Цитата: svp67
      Вот интересно, в Южной Америке осело, какая то часть нашей "белой" эмиграции, служил ли кто из её представителей на этом "Новике" в Перу?

      Увы, читал историю эсминца "Миклухо-Маклай" до этой статьи, но ни разу мне не попадалось, что бы в Перу русские служили на этом корабле. Это о продаже и перегоне эсминцев в Перу "Выполнение задания по комплектованию экипажей эсминцев сильно затянулось из-за
      долгой подготовки и согласования списков, так что путешественники на борту "Париньяса"
      смогли покинуть Кальяо не 8 июля, а лишь 20 августа 1933 г.
      К этому времени оба корабля уже были осмотрены, в доке исследованы их днища. Все
      это выполнялось под руководством капитана Фадра и эксперта с фирмы Виккерса, который
      принимал участие как технический советник.
      Несмотря на трудности с комплектованием, контрактные условия покупки (заключен-
      ные с фирмой Виккерса как с посредником) выполнялись в срок. Для оценки состояния ма-
      шин были проведены ходовые испытания. По появившейся информации, 22 августа "Виль-
      яр" показал максимальную скорость 30,1 уз, а "Гуиссе" - 31,5 уз. Спустя два дня, 24 августа,
      состоялась церемония поднятия Национального флага.
      Поскольку эсминцы были недоукомплектованы, а время поджимало, было признано
      целесообразным перуанских офицеров использовать пока как стажеров, а на эсминцах оста-
      вить эстонские команды для первого этапа плавания – перехода к Англии. Тем самым мож-
      но было бы частично перенять знания и опыт в эксплуатации бортовых систем.http://ejournal37.com/journals_n/1444802640.pdf
    2. +3
      24 августа 2019 10:25
      Вполне , возможно, что какой- нибудь штурман, механик. Уже давно по ТВ слышала, что в Парагвае и Чили в начале 20 в был острый дефицит на флотских штурманов ,а чем лучше Перу?
      1. 0
        24 августа 2019 20:45
        Открытый океан для Перу и весьма запутанная система прибрежных островов южного Чили...Мне кажется, что проблема в том,что Парагвай находится внутри континента, без выхода к морю wink lol smile smile smile
    3. 0
      25 августа 2019 01:54
      Цитата: svp67
      Вот интересно, в Южной Америке осело, какая то часть нашей "белой" эмиграции, служил ли кто из её представителей на этом "Новике" в Перу?


      Достоверно известно лишь об участии русских моряков, в этой войне, на стороне Колумбии.

      По данным, опубликованным в эмиграции, приглашение поступить на колумбийскую службу получили шесть проживавших во Франции русских морских офицеров. Нам известны лишь четверо из них: капитаны 2-го ранга К.Г. Люби, Н.И. Бутковский, В.К. Пашкевич и лейтенант Е.А. Гирс. Различные эмигрантские газеты опубликовали очерк одного из участников экспедиции, скрывшегося под инициалами Н.П.В., озаглавленный «Как мы воевали с Перу»

      Основной задачей русских инструкторов стало приведение в боевую готовность, вооружение и перегон из Франции транспорта «Москэра», купленного Колумбией в Англии в 1933 г., а также канонерских лодок «Кордоба» и «Богота». 21 декабря 1932 г. «Москэра» прибыл к берегам Южной Америки. Меньше чем через месяц вспомогательный крейсер в сопровождении транспорта «Бойака» и канонерской лодки «Пингвин» вышел в верховья Амазонки. «Москэра», участвуя в перевозке войск экспедиционного корпуса под командованием генерала А. Васкеса Кобо (который был также главнокомандующим вооруженными силами Колумбии), прошла по Амазонке более 4-х тысячи километров. Об этом удивительном походе Люби написал книгу, озаглавленную «Под Колумбийском флагом». Увы, из печати она так и не вышла (во всяком случае, достоверная информация об этом отсутствует), лишь отрывки из нее были опубликованы на страницах пражского «Морского журнала» и парижской газеты «Возрождение».

      Участие в «заморской экспедиции» русские моряки описывали в юмористических тонах. Дело в том, что на колумбийском флоте царили такие порядки, которые не могли присниться им в период службы в Императорском флоте даже в страшном сне. Вот что пишет ... П.Н.В.: «…у меня на корабле было 14 языков. Мировой сброд, как на золотых приисках. Здоровые, крепкие, зубастые, мускулистые, в морском деле ничего не понимают».
      К.Г. Люби написал, что один из «новообращенных» флотских артиллеристов (бывший сухопутный солдат) почистил стекла прицела орудия наждачной бумагой, после чего в них не стало видно ничего; в другом случае «для солидности» стволы 88-мм орудий транспорта «Москэры» удлинили с помощью… вентиляционных труб, и о многих других необычных фактах.

      https://history.wikireading.ru/177082
  3. +2
    24 августа 2019 07:12
    Далеко его занесла судьба
  4. +3
    24 августа 2019 07:26
    Насчет флота Перу не известно, но точно русские военные эмигранты участвовали в войне Чако-Гранде. Ещё и А.Бушков в одной из "Пираний" мимоходом прошелся по ним. А то, что большевики, вместо продолжения развития серии "НовИк", замутили с лидерами "Ленинград", а потом с практически итальянскими "7-ми" это на мой взгляд большой минус. Качественно флот не вырос, не смотря на то, что Черноморские "НовИки" были подняты со дна морского, да вот не все вступили в строй. Что мешало от серии к серии прибавлять в водоизмещении и в размерах? Увеличивать мощность энергетической установки, развивать паротурбинные установки, новые винты, стволы ГК в 130 мм. итальянские либо шведские зенитки. Для наших морей корабли самое то. На Альтистории много проЭктов таких "АльтНовИков" создали, ничё так, здорово, обоснованно и красиво.
    1. +6
      24 августа 2019 09:35
      Цитата: Попов Константин Иванович
      А то, что большевики, вместо продолжения развития серии "НовИк", замутили с лидерами "Ленинград", а потом с практически итальянскими "7-ми" это на мой взгляд большой минус.

      "Самое главное, в услових Севера и Тихого океана у Новиков в сильный шторм, не трескались и не ломались корпуса кораблей.
      Маломарганцовистая сталь обладала повышенной хрупкостью и была использована конструкторами с целью облегчения корпуса, но без необходимой проверки. В ходе войны выяснилось, что выбранный материал оказался неудачным. Листы, изготовленные из него, при попадании осколков бомб и снарядов раскалывались и сами давали большое количество осколков, поражавших личный состав, приборы и механизмы. Обычная же сталь 3, применявшаяся в конструкции палуб и надстроек, не растрескивалась и таких осколков не давала.
      «Хлипкость» чрезмерно облегченных корпусов и надстроек советских эсминцев привела к тому, что они не только постоянно получали повреждения от штормовых волн, но и нередко страдали от сотрясений при стрельбе собственных орудий (такое происходило со «Стойким», «Строгим», «Стройным»). Особенно неприятными были случаи, когда от стрельбы из 130-мм орудий № 2 выходили из строя приборы, установленные на носовой переборке штурманской рубки."
      1. +1
        24 августа 2019 10:00
        если я Вас. Николай правильно понял, революция - т.е. "семеркии", это враг эволюции - линия развития "НовИков". Не, ну а чё, Черноморские НовИки" были вершиной развития, но практически в том же водоизмещении, без увеличения размеров, сгубила их политика и гражданская война. Развитие эсминцев как класса в СССР наверное должно было идти по линии "Ушаковской серии", как и потом по линии развития проектов "56" либо "61" без извращенных инсинуаций типа БПК. 61-й изначально же был СКР-ом. "Поющий дестроер" это звучит круто.
        1. +3
          24 августа 2019 10:57
          Цитата: Попов Константин Иванович
          если я Вас. Николай правильно понял, революция - т.е. "семеркии", это враг эволюции - линия развития "НовИков".
          ИМХО так оно и есть. Ушаковские серии были заточены под Азово- Черноморский театр, так их и надо было развивать. Балтика,Север, ТОФ ,больше бы подошли эсминцы типа "Изяслав". Они были крупнее."Эскадренные миноносцы типа «Изяслав» отличались от остальных турбинных эсминцев типа «Новик» тем, что имели более длинный полубак и противокреновые цистерны Фрама, а также вертикальные образования бортов корпуса. Корабли данного типа были наиболее мощными по вооружению и крупными по размерам среди эсминцев русского флота того времени, по сути они являлись лидерами, несмотря на то, что официально такого класса боевых кораблей в России до революции ещё не существовало. "
          https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%98%D0%B7%D1%8F%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_(1914)
          1. Да. забыл как-то про недостроенных балтийцев, сапсем забиль request
    2. +2
      25 августа 2019 15:38
      Цитата: Попов Константин Иванович
      А то, что большевики, вместо продолжения развития серии "НовИк", замутили с лидерами "Ленинград", а потом с практически итальянскими "7-ми" это на мой взгляд большой минус.

      Засада была в том, что в то время, когда можно было продолжать проектирование и постройку "Новиков" с эволюцией их от серии к серии, у страны просто не было на это ни денег, ни промышленности. Максимум возможного - достройка из задела наиболее готовых недостроек. Проекты новых ЭМ, в том числе и на базе "улучшенных "Новиков" были - но построить их было не по силам.
      А когда промышленности и бюджету оказались по силам постройка что-то крупнее СКР, то эволюционировать уже было поздно - нужно было перескакивать через 15 лет перерыва. Потому как даже лимитрофы начали усиливать свои флоты "пятидюймовыми" ЭМ нового типа.
      Румыния предполагала ввести в состав своих ВМС в 1930 году два больших эсмин­ца («Regele Ferdinand» и «Regina Maria»), строившихся в Италии. Они имели воору­жение из пяти 120-мм, одного 76-мм ору­дия, двух 40-мм зенитных автоматов, двух пулеметов, двух 533-мм трехтрубных тор­педных аппаратов, 50 мин; стандартное во­доизмещение составляло 1 900 т, скорость хода — 35 уз. Ранее, в 1925 году, румынс­кий флот пополнился двумя приобретенны­ми в Италии эсминцами типа «Nibbio», по­строенными в 1918—1919 годах и модер­низированными там же в 1926—1927 годах (вооружение: четыре 120-мм и два 76-мм орудия, два пулемета, два 450-мм двух­трубных торпедных аппарата, водоизмеще­ние — 1430 т, скорость хода — 34 уз).
      Турция заказала на итальянских верфях четыре эсминца с 120-мм артиллерией, водоизмещением 1 250 т и скоростью хода 36—38 уз. Закладка их планировалась в 1930, а вступление в строй — в 1932 году.
      На Балтике намечалось вступление в 1930 году в состав ВМС Польши двух эс­минцев («Wicher» и «Burza»), строившихся во Франции (типа «Bourrasque»). Они име­ли вооружение из четырех 130-мм и двух 47-мм орудий, четырех пулеметов, двух 533-мм трехтрубных торпедных аппаратов, 60 мин, водоизмещение — 1540 т, скорость хода — 33 уз.
      © П.И.Качур, А.Б.Морин. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР
  5. +7
    24 августа 2019 08:01
    Вообще кроме нашего эсминца голландцы трижды называли в честь Кинсбергена свои корабли

    Первый из этих трех - шлюп Van Kinsbergen. В период между войнами в британском и голландском флотах существовал такой класс эскортных кораблей.
    Корабль хорошо прослужил, участвовал активно во второй мировой войне в составе британского флота и получил прозвище "Летучий голландец". С конца 1950-х использовался в качестве плавучей казармы и был разобран на металл в 1974 году.
    1. +9
      24 августа 2019 08:08
      Вторым стал фрегат типа "Kortenaer", заложенный в 1975 году. В 1995 году продан Греции, где получил имя "Наварин". В строю и сегодня.
      1. +4
        24 августа 2019 08:23
        Третьим был учебный корабль, построенный уже этом веке.
        1. +6
          24 августа 2019 09:47
          Прошу прощения, ошибся. Заложен в 1999 году.
  6. +2
    24 августа 2019 08:18
    ПРЕКРАСНАЯ статья...благодаря таким авторам я зависаю на сайте...респект и уважуха автору...ЕЩЁ хочу!!!!! hi hi hi
  7. -3
    24 августа 2019 08:26
    Естественно, тут же пришлось менять и имя, потому как разве это нормально, если корабль будет носить имя русского офицера, да еще и героически погибшего в бою? Конечно, нет.

    Естественно - к власти то, в октябре 1917г пришли не русские ....
  8. +6
    24 августа 2019 10:09
    Вообще-то эсминец с двумя орудиями на носу"Автроил" носил в перуанском флоте наименование "Альмиранте Гиссе",но если учесть,что статья о ДВУХ эсминцах,то простительно. А ежели об одном, то фотки надо подписывать. С у,я hi
    1. +4
      24 августа 2019 10:54
      Вот тоже, увидев фотку эсминца, в моём подсознании, помимо воли, мгновенно высветилось "Автроил".... yes
  9. +1
    24 августа 2019 10:25
    Хорошая статья с неизвестной ранее информацией... Спасибо автору hi
  10. +1
    24 августа 2019 10:40
    "заменить штурмана было некому" вообще- то Ф. Ф. Раскольников- Ильин окончил Гардемаринские курсы, а там среди прочих дисциплин было штурманское дело. Так по крайней я читала
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      24 августа 2019 13:22
      Цитата: Astra wild
      "заменить штурмана было некому" вообще- то Ф. Ф. Раскольников- Ильин окончил Гардемаринские курсы, а там среди прочих дисциплин было штурманское дело. Так по крайней я читала

      Корабли водить-не митиговать. Здесь знания нужны.
  11. +2
    24 августа 2019 10:47
    "Новики"-это моя первая "военно-морская любовь", с детства, наравне с "мошками"-катерами "МО-4" и "щуками"-подлодками этого типа. yes
    Всегда интересно узнавать о них подробнее.

    Но вот лишь сейчас заметил два больших белых циферблата над кормовым мостиком эсминца-вначале подумал, что это механический репитер наведения кормовых "соток", потом усомнился...а что это на самом деле, может ли кто-нибудь из компетентных коллег объяснить действительное назначение этих двух "табло"??!
    1. +3
      24 августа 2019 13:43
      Цитата: пищак
      а что это на самом деле, может ли кто-нибудь из компетентных коллег объяснить действительное назначение этих двух "табло"??!

      Вообще говоря, это циферблат дальности, градуированный цифрами 1-9, при этом у англичан для малой стрелки они обозначали тысячи ярдов, а для большой - соответственно, сотни ярдов. Таким образом, циферблат показывал дистанцию до 10 000 ярдов (или чего-то еще, тут от единиц измерения зависит, они могут быть любыми), но вот зачем их водрузили два - сия загадка велика есть
      1. 0
        24 августа 2019 13:48
        Цитата: Андрей из Челябинска
        о вот зачем их водрузили два - сия загадка велика есть

        Может просто, как нониус? В смысле, второй.
        1. +2
          24 августа 2019 14:56
          Цитата: мордвин 3
          Может просто, как нониус?

          Вообще говоря, сомнительно, Ведь и основной циферблат покажет с точностью до десяков ярдов или метров - более точно для стрельбы и не нужно. Единственно, что приходит на ум - второй циферблат может показать дальность до другой цели, но зачем "Новику" стрелять по двум кораблям сразу? Это даже для линкора плохая идея, не говоря уже об эсминце.
          1. +2
            24 августа 2019 15:12
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Ведь и основной циферблат покажет с точностью до десяков ярдов или метров

            Там один показывает на 9-50, а другой 12-00. Убираю первое предположение, выдвигаю другое, один из циферблатов - просто часы. wink
            1. +2
              24 августа 2019 16:20
              Благодарю за пояснения, уважаемый aka Мордвин 3! good
              Тоже заметил различные показания, но на двух фотоснимках с разных ракурсов-на левом циферблате одно и то же положение стрелок-в случае "функции часов" оно бы изменилось на время, необходимое фотографу для перемещения относительно объекта съёмки?! winked
              Скорее всего в тот день левый циферблат "прицельной дальности" моряки не вернули в исходное положение?!
            2. +2
              25 августа 2019 00:09
              Цитата: мордвин 3
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Ведь и основной циферблат покажет с точностью до десяков ярдов или метров

              Там один показывает на 9-50, а другой 12-00. Убираю первое предположение, выдвигаю другое, один из циферблатов - просто часы. wink

              Циферблаты несколько различаются. На левом ( 9:50 ), ещё дополнительная разметка на 3/4, 1/2 и 1/4. Видимо для стрельбы на дистанцию меньше 10000 ярдов.

              Это прибор компании Vickers ( но это не точно ).

              фото в высоком разрешении:
              http://vfl.ru/fotos/ee24b4f94118696.html
              / после перехода, сделать "клик" по фото /
              1. 0
                25 августа 2019 00:41
                Цитата: Вольнопёр
                Циферблаты несколько различаются.

                Да уж. Это точно не часы и явно два немного разных прибора. recourse
      2. +1
        24 августа 2019 16:12
        Благодарю за пояснение, уважаемый aka Андрей из Челябинска! good
        Два орудия-два циферблата?! winked
        1. +2
          24 августа 2019 16:39
          Цитата: пищак
          Два орудия-два циферблата?!

          Думал об этом, но вообще это излишне. Эсминцу дай Бог отстреляться по одной цели, если их две, то рассредоточение огня снизит количество попаданий очень существенно, то есть стрельба из 2 орудий по разным целям в общем бессмысленна.
          1. +1
            24 августа 2019 16:45
            Может и так, а возможно-дублирование, на случай повреждений в бою?!
            На тот момент "новики" ведь считались "суперминоносцами" с достаточно крупным главным калибром и, как на всех "больших кораблях", каждому такому крупнокалиберному орудию полагался( на всякий случай, например, на случай рассредоточения огня по разным целям) свой репитер дальности??! winked
            Да и внешняя эстетика( в данном случае гармоничная симметричность внешне красивых-заметных "приборов") на корабле играет( тогда играла) ведь не последнюю роль?! smile
          2. +1
            26 августа 2019 02:10
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Думал об этом, но вообще это излишне.

            Именно.
            Вот, например, французский эскадренный миноносец "Bourrasque", под Дюнкерком тонет. Два орудия - один циферблат.
            1. 0
              26 августа 2019 13:23
              hi Уважаемый Товарищ, смысл этого артиллерийского репитера в том, что его видит наводчик дальности стрельбы и так понимаю, что на тонущем миноносце -это полубашня, полностью открытая сзади, как и на советских "семёрках"?!
              То есть, расчёт полубашни "А", находясь на своих местах, никак( из-за нависающего волноотбойника) не сможет видеть репитер размещённый на ограждении ходовой рубки-наверное, их такой же репитер размещён рядом-на носовой переборке подбашенной надстройки второго орудия???
              1. +1
                27 августа 2019 00:41
                Цитата: пищак
                расчёт полубашни "А", находясь на своих местах, никак ( из-за нависающего волноотбойника) не сможет видеть репитер размещённый на ограждении ходовой рубки-наверное, их такой же репитер размещён рядом-на носовой переборке подбашенной надстройки второго орудия?

                Уважаемый пищак,
                вот фрагмент фотографии французского эскадренного миноносца типа "Aigle", не настаиваю, но, по-моему, второй циферблат там отсутствует.
                1. +1
                  27 августа 2019 02:15
                  hi Уважаемый Товарищ, Вы совершенно правы! Тоже второго циферблата( и даже намёка на него) не наблюдаю и уже склоняюсь к мысли, что в данном случае с французскими эсминцами-не корабельные часы ли это( ведь время на циферблате вполне совпадает с полуденной тенью на фото в целом), по тогдашней архитектурной моде на "биг" башенные часы, такскать, "прогрессивное решение" вместо( или дублирование) классического корабельного колокола и "склянок"??!
                  Благодарю Вас и всех камрадов за участие и разъяснения! good
                  В общем, понял уже, что мне нужно этот интересный "вопросик" ещё "провентилировать" детально, при случае, по своим каналам и буду заострять внимание на фотографиях того времени! yes
                  1. +1
                    27 августа 2019 03:17
                    Цитата: пищак
                    нужно этот интересный "вопросик" ещё "провентилировать" детально, при случае, по своим каналам и буду заострять внимание на фотографиях того времени!

                    Уважаемый пищак,
                    обратил внимание, что на фотографии американских линейных кораблей, например, "New Mexico", также можно видеть циферблат. Это 1935 г., проход Панамским каналом.

                    И на английских они также были установлены. А на одном из снимков есть американский линейный корабль 1930-х, где на одной мачте минимум три циферблата, причём все повернуты в разные стороны.
      3. +1
        25 августа 2019 00:35
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Цитата: пищак
        а что это на самом деле, может ли кто-нибудь из компетентных коллег объяснить действительное назначение этих двух "табло"??!

        Вообще говоря, это циферблат дальности, градуированный цифрами 1-9, при этом у англичан для малой стрелки они обозначали тысячи ярдов, а для большой - соответственно, сотни ярдов. Таким образом, циферблат показывал дистанцию до 10 000 ярдов (или чего-то еще, тут от единиц измерения зависит, они могут быть любыми), но вот зачем их водрузили два - сия загадка велика есть

        Осмелюсь предположить, что один циферблат дублирует данные которые передаёт корабль осуществляющий пристрелку по цели, при действии в составе отряда кораблей.
        А другой передаёт показания собственных дальномеров.
      4. 0
        25 августа 2019 01:06
        Уважаемый Андрей! Мы соскучились по Вашим новым статьям. Вы в отпуске? Когда ждать свежего материала?
    2. +1
      26 августа 2019 11:44
      Артиллерийский офицер корабля с их помощью передает комендорам дальность, рассчитанную на дальномерах

      угол горизонтального наведения расчетам и так понятен - цели видимые, а вот по вертикали сколько - им дальномерщики считали

      это было до введения центральной наводки

      т.е. с помощью пары циферблатов можно было задать дистанцию до 99 кабельтовых включительно а это почти 10 миль или чуть больше 18 км
  12. +2
    24 августа 2019 11:26
    Эстонцы в своем амплуа, бесплатно получили русский корабль от англичан, 15 лет думали, что с ним делать и продали в Перу.
  13. +3
    24 августа 2019 13:27
    Превосходная статья, спасибо!
  14. +2
    24 августа 2019 17:22
    Спасибо за информацию! Обычно об этой позорной странице не пишут...
  15. -1
    24 августа 2019 18:53
    интересная статья и интересная судьба. Корабль с такой судьбой...
  16. +2
    24 августа 2019 20:18
    Англичане приблизились, флаг корабля был уже спущен. Экипаж сдался, много матросов было расстреляно англичанами на острове Найсаар, сам же глава похода Раскольников был обменен на английских офицеров, попавших в плен при атаке Кронштадта на торпедных катерах.

    Любопытный нюанс между прочим. Очень сильно повлиял на моральный дух Красного флота в лучшую сторону. Дураков, сдаваться англичанам больше не было. Да и в целом, отношение к интервентам стало нетерпимым. Британцы откровенно продемонстрировали свою непревзойденную глупость.
  17. +3
    24 августа 2019 22:09
    Потому через год (наверное, долго название выбирали) корабль назвали «Спартак». Очень морское имя, но ничего не поделаешь.

    Чем не устраивает название корабля "Спартаком"?
    Назвали же англичане лёгкий крейсер "Леандром" - Подобный льву!
    Так по греческим мифам парень с подобным именем УТОНУЛ...
    А крейсер ничего так плавал!
    И после была построена целая серия лёгких крейсеров с именами из древнегреческой мифологии -
    Леандр (утонул плывя к свое возлюбленной Геро)
    Ахиллес (без комментариев)
    Нептун (понятно - БОГ морей)
    Орион (по мифам был охотником, укушен скорпионом и помер)
    Аякс (покончил с собой).
    И чем тогда плохо имя Спартака?
    Он вроде бы в бою пал! А то, что его банально сдала команда - во времена революций и прочих социальных потрясений и не такое случалось и ещё будет случаться!
  18. +1
    25 августа 2019 04:05
    В основном корабль стоял у причала имея на борту подобие команды, а в 1933 году был продан Перу.

    Корабль был продан латиноамериканцам за 410 000,00 американских долларов.
    Для сравнения, стоимость американского эскадренного миноносца типа "Tucker" в 1934 г. составила 5 864 000,00 американских долларов.
  19. +4
    25 августа 2019 15:22
    Что было дальше – предмет особого изучения, поскольку существует несколько версий происшедшего.

    Я склонен придерживаться той, в которой говорится, что в «Спартак» попал один-единственный снаряд. Британские моряки всегда умели это – попадать снарядами в чужие корабли.

    Но этот снаряд разнес штурманскую рубку, штурман Н. Н. Струйский был контужен и легко ранен осколками, его отнесли в каюту, а рубка оказалась… слегка разгромленной. Говорят, что карта, на которой Струйский прокладывал маршрут, оказалась «скомканной и изорванной».

    Если бы снаряд попал в штурманскую (ходовую) рубку - то писать мемуары Раскольникову уже не пришлось бы. Потому как ходовая рубка располагается сразу за боевой, и разрыв снаряда в ней хлестнул бы осколками по мостику и боевой рубке, выведя из строя находившихся там.
    Сам Раскольников пишет про близкий разрыв промахнувшегося по ЭМ снаряда, который привёл в беспорядок карты и привёл к осколочным ранениям и контузии штурмана.
    Если же взять современные работы по этим двум "Новикам", то, например. ув. Н.В.Митюков в статье "Одиссея балтийских эсминцев" (журнал Гангут, №№ 45-48) приводит версию "самострела":
    Примерно в 13 ч 30 мин преследующий противник попал в сектор обстрела носового орудия, из которого удалось произвести всего один выстрел, но лучше бы его не было. Он стал роковым для своего корабля, поскольку орудие стреляло в корму под слишком острым углом, и воздушной волной от вылетевшего снаряда получил контузию штурман эсминца Н.Н. Струйский, карта, на которой велась прокладка курса, оказалась скомканной и изорванной, а ящик с навигационными картами был попросту уничтожен. Работа на мостике дезорганизовалась: все приняли выстрел за накрытие. Рулевой стал беспрерывно вертеться, ожидая новых попаданий в корабль.
  20. +1
    25 августа 2019 18:54
    В своё время мне в руки попал "Справочник по иностранным флотам за 1943 год", именно из него я узнал о том, что Эстония продала ДВА эсминца типа "Новик" Перу. Именно два. Вряд ли в справочнике была ошибка. К сожалению у меня его сейчас нет под рукой. Быть может автор в курсе дела и расскажет нам как оно там было во флоте Перу?
    Англичане приблизились, флаг корабля был уже спущен. Экипаж сдался, много матросов было расстреляно англичанами на острове Найсаар

    Домитинговались, что заработали, то и получили. Жаль Раскольникова до кучи не шлёпнули -- тот ещё был персонаж.
    Роману спасибо, не ожидал, что эта история всплывёт из "пучины мрака", может попробуйте прояснить и о втором корабле, было бы интересно.
    1. +2
      26 августа 2019 02:27
      Цитата: Морской Кот
      В своё время мне в руки попал "Справочник по иностранным флотам за 1943 год", Быть может автор в курсе дела и расскажет нам как оно там было во флоте Перу?

      Судя по фотографии из справочника "Военные флоты. 1940 г.", эти два миноносца типа "Новик" были там наиболее современными надводными кораблями.
  21. 0
    25 августа 2019 18:58
    вот бы про его переход из эстляндии до перу почитать бы не двадцать миль чай прошло ...
  22. +2
    26 августа 2019 08:58
    Этот эсминец оказался самым долгоживущим из всех «Новиков».

    Отнюдь! Эсминец "Корфу" (Ушаковская серия), имел 3 названия, служил двум государствам, разрезан на металлолом в 1957-м году на базе "Главвторчермета" в Поти!
  23. +1
    26 августа 2019 10:05
    «хотите разорить маленькую страну – подарите ей крейсер»

    В случае с Украиной, ей немалую часть Черноморского флота подарили!)))
  24. +3
    26 августа 2019 14:43
    Не примите за РЕКЛАМУ!
    Роясь в интернете наткнулся вот на этот фотоальбом!
    naukatehnika.com
    Под чужим флагом. Эсминцы «Спартак» и «Автроил» в ВМС Эстонии и Перу. Фотоальбом
    Цена: 1 500 руб.
    Седьмой выпуск серии посвящен всего двум кораблям, захваченным в 1918 году англичанами и переданными Эстонии, а позже проданным в Перу. Несмотря на это, выпуск получился больше других по объему, за счет огромного количества фотографий. На каждый из эсминцев приходится более 200 фотографий с общими видами, элементами деталировки, членами экипажа и других связанных с кораблями фото.
    Помимо этого, как и в предыдущих выпусках на обложке «цветная» фотография, на форзацах - 4 цветных варианта окраски кораблей. Внутри 2 крупноформатных (на 2 страницы) схем эсминцев.
    В описании дана подробная история службы кораблей в составе ВМС Эстонии и Перу. Как и в предыдущих выпусках в конце книги даны сводные таблицы командного состава и ТТЭ эсминцев.