В атаку идет штрафбат

Во времена перестройки было рождено множество различных мифов и слухов, связанных с периодом Великой Отечественной войны. Один из них - о штрафных батальонах, о том, что туда набирали одних уголовников, что бойцов безоружными, раздетыми и голодными гнали на немецкие пулеметы и множество других домыслов и размышлений, так ли все это было на самом деле? Что это были за штрафные подразделения, какие они выполняли задачи, кто в них служил и воевал?

В атаку идет штрафбат


Штрафные подразделения батальоны и роты появились в Красной Армии только в июле 1942 года после выхода знаменитого приказа наркома обороны СССР N 227 от 28 июля 1942 года, знаменитого приказа «Ни шагу назад». Это было время, когда над нашей страной нависла смертельная опасность, германские войска рвались к Сталинграду.


Согласно приказу №227 в Красной Армии для лиц среднего и старшего командного и политического состава, виновных в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, в пределах фронта создавались от 1 до 3 штрафных батальонов (по 800 человек в каждом). Для рядовых бойцов и младших командиров, виновных в аналогичных нарушениях, в пределах армии создавалось от 5 до 10 штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой). Штрафные части полагалось направлять на наиболее трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью преступления перед Родиной.

В атаку идет штрафбат


Как мы видим, главное отличие штрафных батальонов это то, что в них проходил службу командный состав (старшие и средние командиры, позднее офицеры), а в штрафных ротах рядовые бойцы и младшие командиры (позднее рядовые, сержанты и старшины).

Срок наказания исчислялся от месяца до трех, ранение, полученное даже в первый день пребывания в штрафном подразделении, автоматически возвращало бойца в часть на ту же должность, в том же воинском звании, так что служба в штрафниках когда шли бои, считалась даже не сутками, а часами, так она была опасна.

Штрафные батальоны находились в ведении военных советов фронтов, штрафные роты - военных советов армий. Для непосредственного ведения военных действий штрафные части придавались стрелковым дивизиям, бригадам, полкам.

Военнослужащие направлялись в штрафные батальоны приказом по дивизии (корпусу, армии, фронту - в отношении частей соответствующего подчинения), а в штрафные роты - приказом по полку (отдельной части) на срок от 1 до 3 месяцев. На тот же срок могли направить в штрафную часть лиц, осужденных военным трибуналом с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны (на основании ст. 28-2 уголовного кодекса РСФСР, 1926 года). Все направлявшиеся в штрафные части подлежали разжалованию в рядовые, их награды на время нахождения в штрафной части подлежали передаче на хранение в отдел кадров фронта (армии). Командиры и комиссары батальонов и полков могли быть направлены в штрафной батальон только по приговору военного трибунала.

Позднее 28 сентября 1942 года заместитель народного комиссара обороны СССР армейский комиссар 1-го ранга Е.Щаденко отдал приказ №298, в котором объявлялись положения о штрафных батальонах и штрафных ротах, а также штаты штрафного батальона, штрафной роты и заградительного отряда.

Согласно этим документам, военнослужащие штрафных частей подразделялись на постоянный и переменный состав. Постоянный состав комплектовался «из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников». За особые условия прохождения воинской службы они получали соответственные льготы. К постоянному составу штрафбата относилось командование батальона, офицеры штаба и управления, командиры рот, взводов, политические руководители рот и взводов, старшины, писари и санинструкторы рот. В штрафной роте к постоянному составу принадлежали командир и военный комиссар роты, писарь роты, командиры, политруки, старшины и санинструкторы взводов. То есть командный состав штрафных подразделений состоял не из штрафников, а из специально подобранных командиров и политработников, так как далеко не каждый командир был способен управлять таким специфическим подразделением каким являлись штрафные батальоны и роты, где необходимо было не только уметь правильно скомандовать, но и в решающий момент боя поднять и повести за собой в атаку штрафников.

Что же касается переменного состава, то есть штрафников, то вне зависимости от прежнего воинского звания они служили рядовыми, а также могли быть назначены на должности младшего командного состава. Так что бывшие полковники и капитаны с винтовками и пулеметами в руках четко выполняли приказы лейтенантов, командиров штрафных взводов и рот.

В штрафные части попадали не только провинившиеся военнослужащие. Туда же направлялись и лица, осуждённые судебными органами, однако судам и военным трибуналам было запрещено направлять в штрафные части осужденных за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, грабежи, воров-рецидивистов, лиц, имевших уже в прошлом судимость за перечисленные выше преступления, а также неоднократно дезертировавших из Красной Армии. По остальным категориям дел при решении вопроса об отсрочке исполнения приговора с направлением осуждённого в действующую армию суды и военные трибуналы при вынесении решения учитывали личность осуждённого, характер совершённого преступления и другие обстоятельства дела. Не всем оказывается давалась такая возможность как искупить свою вину кровью на фронте.

Год спустя уже в 1943 году в Красной Армии появилась ещё одна разновидность штрафных подразделений, это так называемые отдельные штурмовые стрелковые батальоны, о них мы почему то знаем гораздо меньше. Так 1 августа 1943 года вышел приказ наркома обороны №Орг/2/1348 "О формировании отдельных штурмовых стрелковых батальонов" в котором предписывалось: "В целях предоставления возможности командно-начальствующего составу, находившемуся длительное время на территории, оккупированной противником, и не принимавшему участия в партизанских отрядах, с оружием в руках доказать свою преданность Родине" Данные штрафные подразделения формировались только из контингентов командно-начальствующего состава,содержащегося в специальных лагерях НКВД. В начале было сформировано 4 таких штурмовых батальона численностью 927 человек каждый. Штурмовые батальоны предназначались для использования на наиболее активных, участках фронта. Срок пребывания личного состава в отдельных штурмовых стрелковых батальонах было установлено два месяца участия в боях, либо до награждения орденом за проявленную доблесть в бою или до первого ранения, после чего личный состав при наличии хороших аттестаций может быть назначен в полевые войска на соответствующие должности командно-начальствующего состава». Впоследствии формирование штурмовых батальонов было продолжено. Их боевое применение, в принципе, не отличалось от штрафных батальонов, хотя имелись и существенные особенности, Так, в отличие от штрафников, те, кто направлялся в штурмовые батальоны, не были осуждены и лишены офицерских званий. Как это не странно звучит, но семьям личного состава, назначенного в батальоны из спец лагерей НКВД, были предоставлены все права и преимущества, определённые законом для семей начальствующего состава РККА. Еще было одно отличие штурмовых батальонов от обыкновенных штрафных, так если в штрафбатах (как и в штрафных ротах) постоянный состав занимал все должности, начиная с командиров взводов, то в штурмовых батальонах к постоянному составу относились лишь должности командира батальона, его заместителя по политической части, начальника штаба и командиров рот. Остальные должности среднего начсостава занимали сами бойцы из личного состава штурмового батальона. И в штурмовых батальонах также назначение на должности начальствующего состава, как младшего, так и среднего производились после тщательного отбора командиров из спец контингента.

Срок пребывания в штурмовом батальоне составлял два месяца (в штрафбате — до трёх месяцев), после чего личный состав восстанавливался в правах. На практике это нередко происходило даже раньше.

В атаку идет штрафбат
Cправа — Николай Иванович Лобахин, старший сержант, помощник командира взвода. Взвод разведки, 338-й полк НКВД.
Фото из семейного архива Николая Ивановича Лобахина. Николай Иванович на фронте с первых дней войны, 2 раза был в штрафном батальоне, имел несколько ранений. После войны в составе войск НКВД ликвидировал бандитов в Прибалтике и на Украине.


По воспоминаниям фронтовиков, тех кто прошел через штрафбаты, вооружение данных подразделений ничем не отличалось от вооружения обыкновенных стрелковых подразделений. Так, например, батальон состоял из трёх стрелковых рот, в которых на каждое отделение стрелковых взводов был ручной пулемёт, в состав роты входил также взвод ротных (50 мм) миномётов. Были в батальоне ещё и рота автоматчиков, вооружённая автоматами ППД, постепенно заменяемыми более современными ППШ, и пулемётная рота, на вооружении которой были не только известные станковые «Максимы», но и более современные, облегчённые станковые пулемёты системы Горюнова. В составе б-на была и рота ПТР, имевшая на вооружении в том числе и многозарядные «Симоновские» ружья, была в составе б-на и миномётная рота - 82 мм минометов. Снабжение боеприпасами также было бесперебойным, штрафники перед наступлением часто выбрасывали противогазы, чтобы набить освободившуюся сумку до предела гранатами или патронами. То же самое следует сказать и об организации питании, все штрафники состояли на котловом довольствии, аналогично любой другой воинской организации.

Всего в Красной Армии с 1943 по май 1945 года, в отдельные периоды насчитывалось до 65 штрафных батальонов и до 1037 штрафных рот, однако эти цифры нельзя считать точными, так как число штрафбатов и рот постоянно менялось, они не были постоянными подразделениями, одни расформировывались, другие переформировывались и т.д.

Штрафные подразделения существовали в Красной Армии с сентября 1942 по май 1945 года. Всего за всю войну в штрафные части было направлено 427 910 человек. С другой стороны, через советские Вооружённые силы за время войны прошли 34 476,7 тыс. человек. Получается, что доля военнослужащих, побывавших в штрафных ротах и батальонах, составляет всего лишь 1,24% от всего личного состава РККА.

В ходе боевых действий штрафные подразделения как правило выполняли следующие задачи:
— проведение разведки боем с целью выявления огневых точек, рубежей и разграничительных линий обороны противника;
— прорыв линий обороны врага для овладения и удержания заданных рубежей, стратегически важных высот и плацдармов;
— штурм линий обороны противника с целью совершения отвлекающих манёвров, создания благоприятных условий для наступления частей Красной Армии на других направлениях;
— ведение «беспокоящих» позиционных боев, сковывающих силы противника на определённом направлении;
— выполнение боевых задач в составе арьергарда для прикрытия частей Красной Армии при отходе на ранее подготовленные позиции.

Поскольку штрафникам поручались наиболее сложные боевые задачи, поэтому и потери у них как у постоянного, так и у переменного состава штрафных подразделений были довольно высокими. Так, в 1944 году среднемесячные потери переменного состава убитыми, умершими, ранеными и заболевшими достигали 10 506 человек, постоянного — 3685 человек. Это в 3—6 раз больше, чем уровень потерь личного состава обычных войск в тех же наступательных операциях.

Штрафники, получившие ранение в бою, считались отбывшими наказание, восстанавливались в звании и во всех правах и по выздоровлению направлялись для дальнейшего прохождения службы в обычные части, а инвалидам назначались пенсии из оклада содержания по последней должности перед зачислением в штрафной батальон.

Семьям погибших штрафников назначалась пенсия на общих основаниях со всеми семьями командиров из оклада содержания по последней должности до направления в штрафной батальон. После окончания Великой Отечественной войны все штрафные подразделения в Красной Армии были расформированы.

Вот такая история штрафбатов. Люди прошедшие через эти батальоны и роты вынесли на себе все тяготы, лишения и ужасы войны, проявив при этом мужество и героизм. Вечная им память за это!
Автор: Андрей Лебедев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 26
  1. Сахалинец 9 июля 2012 09:12
    По больше надо правды о страницах нашей истории, чтобы поменьше сказок было и тупых пропагандистских фильмов на экранах.
    1. carver 9 июля 2012 09:55
      я бы сказал побольше правды в пропагандистских фильмах нужно, а то млин михалковщина одна
    2. Кадет787 9 июля 2012 14:26
      Из-за отсуствия правдивой информации появляются такие "шедевры", как "штафбат", признаный опорочить советский строй, хотя артисты играли прекрасно.
      Кадет787
      1. 755962 9 июля 2012 18:13
        Да уж спекуляций на эту тему хватало.Фальсификаций истории хватает с избытком.Лучше горькая ,но правда.
        755962
  2. party3AH 9 июля 2012 09:48
    Мда,были времена лихие....
    party3AH
  3. AK-74-1 9 июля 2012 09:55
    Хорошая статья. Много читал о таких подразделениях. Считаю тему незаслуженно умалчиваемой, а в случае тиражирования публикуемую информацию абсолютно тенденциозной и порочащей достоинство Совесткого Война.
  4. tank64rus 9 июля 2012 10:17
    Первыми штрафные части сформировали немцы зимой 1941 года во время разгрома под Москвой.Туда стали отправлять офицеров,которые отступали без приказа.Это было личное указание Гитлера. Система штрафных частей немцев основывалась на подобных принципах.Первые штрафные подразделения в германской армии были созданы в конце Перовой Мировой войны.Также в то время были созданы штурмовые подразделения.И те и другие применялись в основном на Западном фронте для пурорыва особо укреплённых рубежей,сооружений и т.д.
    1. byrnas 9 июля 2012 10:39
      В отличии от наших штрафников, у германских не было такой возможности как искупить свою вину кровью, если кто из немецких солдат попадал в эту категорию то навсегда.
      Численность немецких штрафников на Восточном фронте была строго определённой - 16 500 человек, что соответствовало штату пехотной дивизии. 100 штрафных рот равномерно распределили по всему советско-германскому фронту. При этом неукоснительно соблюдался принцип кастовости: существовали офицерские штрафные роты, унтер-офицерские и солдатские. Иногда из тактических соображений их объединяли в батальон. Понятно, что эти части посылали в самое пекло, без прикрытия артиллерии, танков и авиации.

      http://history-forum.ru/viewtopic.php?f=8&t=172
      1. ФИМУК 9 июля 2012 11:33
        у немцев на восточном фронте кроме штрафников еще была дивизия сс Дилерваген, полностью состоящяя из уголовного элемента.
        ........
        На счет послыки немецких частей в атаку без прикрытие имхо ересь.
        Немцы такогое не могли себе позволить ни в начале не в конце войны....хотя в конце войны может и складывалось ощущение атак и прорывов без прекрытие но это всего лишь видимость продиктованная отсутсвием средсв поддержи как таковых.
        ФИМУК
        1. byrnas 9 июля 2012 11:50
          Из некоторых источников известно, что на восточном фронте это была бригада дилерваген, сформированная в основном из уголовного элемента, а дивизией она стала уже на африканском фронте где в 1943г. в Тунисе попала в окружение и сдалась союзникам в плен................
          1. Lazer 9 июля 2012 12:31
            Уркалыгам, какая разница где сидеть.(диперваген)
  5. revnagan 9 июля 2012 12:31
    Хорошая и полезная статья .Вот было бы полезно после каждой серии "Штрафбата" по экрану телевизора шли эти факты.А то ложь торжествует, а Правда стыдливо забилась в уголок, и испуганно вздрагивает,когда о ней упоминают.
  6. Rashid 9 июля 2012 13:24
    Автор в начале статьи упомянул, но так и не рассказал о заградительных отрядах, а то наша либерастически настроенная публика считает, что злодеи-НКВДешники расстреливали солдат пачками.
    Немцы ещё и приковывали солдат-штрафников к пулемётам.
  7. byrnas 9 июля 2012 13:38
    Да, было дело, при обороне на Днепре, германцы ручными кандалами приковали своих штрафников к пулемётам и закрыли их в дотах. Практически все они вынуждены были отстреливаться до последнего патрона и погибли, после того как советским частям удалось форсировать Днепр.
    1. loc.bejenari 9 июля 2012 16:35
      1.где вы доты на Днепре видели
      нет там ни одного
      были только ДЗОТы
      2.сказки это все про прикованных или закрытых в дотах пулеметчиках
      то же самое рассказывали про закрытых командирами на замок в 41 в киевских дотах бойцах
      там один каким то образом в этих мифах досидел до декабря 41 го
      loc.bejenari
  8. itr 9 июля 2012 14:29
    А кто знает а сейчас Дисбаты остались
    itr
    1. chistii20 9 июля 2012 15:32
      Цитата: itr

      А кто знает а сейчас Дисбаты остались

      Да не то что остались есть Два дисциплинарных батальона и одна дисциплинарная рота на всю страну 1) Мулино 2) Каштак Действующие 3)Новосибирск расформирован недавно 4) Уссурийск дисциплинарная рота
      chistii20
  9. Братец Сарыч 9 июля 2012 14:38
    По-моему, в воспоминаниях Горбатова описан случай, когда шли тяжелые бои и срочно были нужны подкрепления, тогда ему пообещали прислать штрафную роту на подмогу - ему показалось, что это был н особо серьезный разговор. Велико же было его удивление. когда он узнал, что в присланной штрафной роте числилось больше трех тысяч бойцов! (по памяти пишу, может есть какая-то неточность, но порядок цифры запомнился)...
    Братец Сарыч
  10. Каа 9 июля 2012 15:24
    Ну, допустим, заградотряд (теоретически) в тылу поставить можно, приковать к пулемету - тоже, а как быть в небе? " Как известно воинские штрафные подразделения в Красной Армии создавались согласно приказу № 227 Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 года. В то же время начали создаваться и штрафные эскадрильи, но в отличие от мотострелковых подразделений, командование 8-й воздушной армии самостоятельно обратилось к Верховному командованию с просьбой разрешить создание подобной воинской единицы. Задачу организации штрафных боевых эскадрилий положение разработанное командованием 8-й воздушной армии определило так: предоставить определенную возможность летчикам, техникам и механикам, стрелкам-бомбардирам, уличенным в саботаже, проявлении трусости и элементов шкурничества, уклонении от боевых полетов, путем выполнения наиболее ответственных боевых заданий на опасных участках и направлениях и тем самым искупить свою вину и доказать смелость перед Родиной. Как и в штрафном батальоне, руководящий состав подобной эскадрильи подбирался из не штрафников. Он включал 5 человек: командира и комиссара эскадрильи, замкомандира, адъютанта старшего и старшего техника. Остальной командный, рядовой технический и летный состав укомплектовывался только за счет штрафников. Положением не разрешалось представлять штрафников к государственным наградам, лишало их обязательного для других летчиков денежного вознаграждения за значительные боевые успехи в порядке приказов Народного Комиссариата Обороны СССР № 0299, 0489 и 0490. Пребывание в штрафной эскадрилье не учитывалось в срок, определяющий предоставление к очередному воинскому званию. Штрафники, в независимости от должности, которую до этого занимали в строевой части, обеспечивались денежным содержанием согласно должности, которую им предоставляли в штрафной эскадрилье, с обязательной процентной надбавкой за нахождение на фронте. Потери среди авиаторов-штрафников были сопоставимыми с теми потерями, которые несли строевые эскадрильи. http://newzz.in.ua/histori/1148868361-shtrafnye-yeskadrili.html
    Может, просто людям, попавшим в сложное положение (по разным причинам) давали шанс восстановить свое доброе имя, что они и делали?
  11. лис 9 июля 2012 17:33
    хороший материал...жаль михалковы и говорухины читать не умеют...
  12. Ragnarov 9 июля 2012 17:39
    Шикарная статья, без политики, только историческая достоверность и рациональные доводы! Спасибо автору.
    Ragnarov
  13. cth;fyn 9 июля 2012 18:40
    нифигассе, у них вооружение было!
    Семьям погибших штрафников назначалась пенсия на общих основаниях со всеми семьями командиров из оклада содержания по последней должности до направления в штрафной батальон.

    нифига себе, однако ж!
    это реально был вариант, даже если погибнешь, то семья уже не будет считаться семьей предателя или изменника.
  14. amper 9 июля 2012 21:19
    Отличная статья! Нынешний отечественный кинематограф составил довольно предвзятое и искажённое представление о данном вопросе и вообще о том периоде нашей истории.
    amper
  15. IGR 9 июля 2012 22:05
    Штрафников, кстати, часто награждали орденом Славы III степени, что радовало не всех. Ведь этот орден на груди майора, подполковника рождал вопросы: в сухопутных войсках им награждали только рядовых и сержантов. Зато медаль «За отвагу» и для офицеров постоянного состава, и для штрафников была желанной.....
    В 21 год Пыльцын носил погоны майора, два ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войныII степени, Красного Знамени и ту самую, особо почитаемую медаль - «За отвагу». А еще имел выслугу почти в 10 лет: для офицеров постоянного состава штрафбатов день числили за шесть.....
    Искусство - не зеркальное отражение жизни. Вымысел часто несет в себе правды не меньше, чем исторические хроники. Но в творчестве есть пределы. Когда показывают новые фильмы о войне, рассказывала в одной из недавних телепередач девочка-школьница, она садится между креслом дедушки, прошедшего Отечественную от звонка до звонка, и телевизором. Чтобы ловить тапочки, летящие в сторону экрана...
    http://www.warmech.ru/batalion/moroz1.html
    спасибо за статью. добавить нечего.
    IGR
  16. fktrctqxbr 9 июля 2012 23:33
    Мой прадет погиб в первом же бою. Из письма предсмертной записки - "Сейчас поднимают в атаку прорыва оборонительной линии, первый отряд весь положили, сейчас наша очередь из окоп выпрыгивать. Как голову поднять не знаю, пули над головой рой. Люблю тебя Маша, обними детей за меня"
    sad
    Это было первое и последнее письмо после зачисление его в штрафбат
    fktrctqxbr
  17. Comrade1945 10 июля 2012 01:21
    Спасибо огромное за статью. Ведь так надоели все эти неграмотные быдловатые псевдоисторики.
    P.S
    Воспоминания бойца штрафбата, очень советую!
    http://www.youtube.com/watch?v=vpdKmWMtvMY&list=FLAStoa5ijaR0_Pcl8T6Z5sw&index=2
    6&feature=plpp_video
  18. schta 10 июля 2012 11:54
    Система штрафбатов была очень гибкая, и позволяла по-разному действовать в разных ситуациях тактических ситуациях. Роты и батальоны создавались и расформировывались, вооружались соответствующе ситуации, передавались в подчинение, выводились из подчинения.

    Бесспорно, степень риска службы в штрафных частях выше чем в линейной пехоте. Но война - это не постоянные бои. Можно было удачно "оттарабанить срок", копая траншеи и живым и здоровым вернуться в часть с чистой совестью.
    schta
  19. Альф 11 июля 2012 23:24
    Насколько я знаю, все было с точностью до наоборот-штрафные роты комплектовались офицерами, а штрафбаты-рядовыми.
  20. xomaNN 19 апреля 2013 17:44
    Менее полутора процентов от общей численности. А посмотреть некоторые фильмы и скоронаписанные в 90-е годы книги, так чуть не половина армии была в штрафниках.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня