Шлем пилота F-35 дешевеет только "на бумаге"

60
В США заявили, что им удалось снизить стоимость шлема пилота истребителя 5-го поколения F-35. Если сразу же после разработки стоимость лётного шлема составляла около 700 тысяч долларов, то теперь, как заявлено, она стала «существенно меньше» - ниже 400 тысяч долларов США. На секунду, это около 26,2 млн рублей!

Шлем пилота F-35 дешевеет только "на бумаге"




Шлем приспособлен под вывод информации на активную жидкокристаллическую матрицу визуализации. О какой конкретно информации идёт речь?

А речь идёт о визуализации данных с камер и параметрических датчиков бортовых систем, включая систему управления вооружениями. Также шлем использует интегрированные камеры ночного видения и систему распознавания состояния пилота. Утверждается, что последняя способна существенно снизить риски, возникающие в случае ухудшения самочувствия пилота во время полёта. Эту систему американские производители начали модернизировать в связи с тем, что было выявлено несколько случаев потери сознания пилотами при сбоях комплекса подачи воздуха. Решена ли проблема с самим этим комплексом, не сообщается.

Какая технология в системе контроля самочувствия пилота используется в шлеме? На самом деле, та же, что использовалась в США и ранее с некоторой доработкой. Система отслеживает время, в течение которого глаза пилота остаются закрытыми (например, при моргании). Если время выше контрольного, то срабатывает система оповещения, в том числе и оповещения самого пилота.

Озвучена информация о том, что «удешевлённый» и обновлённый шлем пилота F-35 уже прошёл тестирование в лётных частях ВВС США и других стран. При этом, как и с первыми версиями шлемов, осуществлялась индивидуальная подгонка под пилота.

Однако, как выяснили в самих США, с удешевлением шлема на самом деле "не всё однозначно". Производители фактически умалчивают о том, что при снижении цены на шлем не учитывается цена на обновления, которые постоянно требуются для программного обеспечения как лётного шлема, так и бортовых систем F-35, с которыми тот интегрирован. При любых обновлениях бортового ПО возникает необходимость обновлять и софт шлема пилота. В итоге удешевление шлема происходит только "на бумаге".

В Норвегии ранее в мягкой форме раскритиковали производителей F-35 за то, что не успели они поставить эти истребители в части норвежских ВВС, как выяснилось, что программный комплекс бортового оборудования уже "необходимо обновлять" и, соответственно, снова платить за это деньги.

Так в 2015 году выглядела «примерка» шлема пилотом F-35 ВВС Норвегии:
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    24 августа 2019 18:35
    Стоимость МиГ-29 в в девяностые годы!
  2. +3
    24 августа 2019 18:45
    А если шлем уронить.. все, пилота того.. what
  3. -5
    24 августа 2019 18:47
    кто бы сомневался в пингвине теперь понятно почему даже в СГА только 30% пингвинов боеготовны
  4. -2
    24 августа 2019 18:51
    -При этом, как и с первыми версиями шлемов, осуществлялась индивидуальная подгонка под пилота.
    В этих шлемах их и будут,видимо, хоронить, если нарвутся.
    1. +16
      24 августа 2019 20:26
      При этом, как и с первыми версиями шлемов, осуществлялась индивидуальная подгонка под пилота.

      Я вам минуса не ставил (если что).
      Но индивидуальное летное снаряжение с индивидуальной подгонкой (будь это кислородная маска, противоперегрузочный или высотно-компенсирующий костюм), является неотъемлемым и само собой разумеющимся.
      Скажу вам более того, если наши шлема ЗШ-7 и новые ЗШ-10 имеют 3 основных размера (4й только на бумаге), то израилитяне вообще индивидуально под каждого летчика не ленятся делать пенополиуретановую отливку, которая затем уже вставляется в стандартную каску. И хочу вас сказать, индивидуальный шлем сидит на голове как литой не болтаясь ни на один миллиметр даже на перегрузках.
      Другое дело, что у израиля компактная армия и они могут себе позволить отлить несколько сотен шлемов в отличии от нас, где счет идет тысячами.
      В этих шлемах их и будут,видимо, хоронить, если нарвутся.

      А вот это слишком самоуверенно, никто друг-друга за вымя еще не щупал, у них и у нас разная философия и разная тактика. Где и какие "ошибки" всплывут у них и у нас во время реальных массовых воздушных боев, одному Богу известно.
      1. -7
        24 августа 2019 22:25
        Давно известно. Когда в одном бою завалили пять самолетов с советскими инструкторами. Сами не потеряли ни одного. Трое наших погибло.
        1. +3
          25 августа 2019 06:01
          Ваших это каких? Судя по вашим типичным комментам ваши это те, кто в ближайшем изломе рельефа (овраге) заканчивают приём пищи, главным блюдом которого является тягловое парнокопытное
  5. +4
    24 августа 2019 18:52
    Есть разные способы "доить" заказчика... Постоянное платное обновление софта - самый правильный из них... Поскольку проверить реальный объем обновления крайне затруднительно. Нужна только регулярность обновлений... Каждый, кто попадал в такую "мясокрутку", согласится со мной...
    1. -1
      26 августа 2019 23:47
      Цитата: Горный стрелок
      Есть разные способы "доить" заказчика... Постоянное платное обновление софта - самый правильный из них...

      Что за бред?? Вообще поражает тупость многих комментаторов, готовых любую чушь постить, лишь бы не по теме. А по теме сказать нечего, зато про "матрасные распилы", их "тупость" и "технологическую отсталость" от ВПК РФ все темы загадили.
  6. -2
    24 августа 2019 18:59
    Вспоминается сразу наш шлем с прицелом один монокль laughing ,а тут чуть ли не «системник»на репу пилоту одели.
  7. -1
    24 августа 2019 19:41
    а вот откуда у Боинга платный софт отвечающий за безопасность
  8. -9
    24 августа 2019 19:49
    Странная логика. К чему обсирать то,что не в состоянии сделать ВООБЩЕ!
    1. +1
      24 августа 2019 20:08
      Нави -его не нужно делать именно таким излишне сложным и чувствительным, тем более, что ещё и постоянно обновлять ПО, и, дорабатывать сам шлем придется все время его эксплуатации! А , это тоже расходы, и, существенные!
      1. 0
        25 августа 2019 12:01
        Цитата: Бережливый
        постоянно обновлять ПО, и, дорабатывать сам шлем придется все время его эксплуатации!

        а как вы хотели, если шлем является не просто "каской", а одной из боевых систем самолета, интегрированным (причем серьезно) в его БРЭО? У шлема есть обратная связь, он компьютеризирован? Вот вам и ответ. В данном случае применима поговорка "любишь кататься - люби и саночки возить"

        Кстати, отечественный шлем для Су-57 - ничуть не проще.
    2. +1
      24 августа 2019 20:51
      Цитата: NAVI
      Странная логика. К чему обсирать то,что не в состоянии сделать ВООБЩЕ!

      Действительно... Что только не плели на западе,про гиперзвуковые ракеты России....
      1. -11
        24 августа 2019 22:15
        Я о шлеме.
        Классика. Признак ватника-Отвечать о Ереме,на вопрос о Фоме.
        1. +4
          24 августа 2019 23:01
          Цитата: NAVI
          Я о шлеме.
          Классика. Признак ватника-Отвечать о Ереме,на вопрос о Фоме.

          Признак либерала взахлёб нахваливать запад.
          1. Комментарий был удален.
        2. Uhu
          +4
          25 августа 2019 02:59
          А признак бота из министерства правды им. Стыця - врать. Шлем РФ с дополненой реальностью

          А вот что пингвины сделать не умеют - так это принятый на вооружение истребитель. Эти все шлемы их - фуфло нерабочее, о чем лучше всего знает минобороны США, ибо их вместе с Ф-35 забраковало и на вооружение по сей день не приняло laughing
          1. -1
            27 августа 2019 00:03
            Цитата: Uhu
            А вот что пингвины сделать не умеют - так это принятый на вооружение истребитель.

            Цитата: Uhu
            Эти все шлемы их - фуфло нерабочее, о чем лучше всего знает минобороны США,

            Ну да, конечно не умеют.. Особенно это заметно по сухим цифрам боевого применения ВВС США за последние 50 лет. Кстати, этот шлем с "дополненной реальностью", испытания прошёл и принят на вооружение?
    3. +3
      24 августа 2019 21:34
      А что ты в состоянии сделать для нашей страны? Или юнгой в каботажный уже записался с громким названием navi!!?
      1. -12
        24 августа 2019 22:17
        Я записался в 70-х в авиационное училище штурманов и прослужил в морской авиации. Все что нужно,я уже сделал :-)
        1. 0
          24 августа 2019 23:58
          Моё почтение!
        2. +4
          25 августа 2019 06:09
          Записался? Сразу видно кто врет. В ЧВВАКУШ нельзя записаться, туда можно поступить. Где служили в "морской авиации"? Номер части и место базирования?
          1. -4
            25 августа 2019 10:46
            Набери в поиске Александр Семенов "Противолодочная борьба. Взгляд из С.С.С.Р."
            77 ОПЛАП, 317 ОСАП, штаб Камчатской флотилии. Штаб ТОФ.
            http://samlib.ru/s/semenow_aleksandr_sergeewich333/protivolodochnaioborona-2019.shtml
            1. +4
              25 августа 2019 19:29
              Зачем мне статьи?
              Если 77 ОПЛАП, то вопрос: кто базировался в 70х гг в Н-ке?
              1. 0
                29 августа 2019 13:59
                Сынок,молод ты еще меня проверять :-)
                Надеюсь хватит ума найти что такое вч 70053
                Летная книжка.  https://ibb.co/n8XHHBY
      2. Uhu
        +5
        25 августа 2019 03:09
        Нет, ник - сокращение от "Наврал". Посты его почитайте. Сколько раз уже ловили на вранье.
        1. Комментарий был удален.
        2. +2
          25 августа 2019 17:13
          Цитата: Uhu
          Нет, ник - сокращение от "Наврал". Посты его почитайте. Сколько раз уже ловили на вранье.

          Наконец то модеры забанили этого бандерлога. Обратите внимание на его рейтинг. Это сколько же нужно было испражниться всего за неделю со дня регистрации? Но, думаю, он реинкарнируется. Такие просто так не уходят. Ждите под новым ником.
          1. 0
            25 августа 2019 19:34
            Жаль, хотел его вывести на чистую воду. Потому что интересно - пишет что служил в 77 ОПЛАП, место базирования не указал. Хотя не знать гарнизон в Никллаевке просто странно
            1. 0
              29 августа 2019 16:14
              Выводитель:-)
              Это ты мне скажи кто был НШ при Ивкине,Сафонове,Ткаче?
              На каком этаже биллиард в ДОФе?
              В летной столовой где рукомойник?
              На каком этаже в Верхней гостинице самая большая комната?
              На каком этаже в штабе полка кабинет нач.разведки и его инициалы.
              Где фотослужба полка?
              Фамилия начальника политотдела?
              Особенности камеры задержанных в гарнизонной комендатуре.

              Ответишь правильно,зачет:-):-):-)
      3. +3
        25 августа 2019 08:43
        Цитата: Местный с Волги
        А что ты в состоянии сделать для нашей страны?

        А зачем ему, такому свидомому хлопцу, что то делать для России? Он для своей "батькивщины" старается - гадит на российских сайтах.
  9. +2
    24 августа 2019 19:52
    А куда подевался этот замечательный шлем ?
    Kopin received $50M from DARPA to develop micro LCDs with very high pixel density to enable wearable computers for soldiers. Since then, Kopin has become the leading supplier for AR HMDs for military applications, including those used in the F35 Joint Strike Fighter, for which Kopin provides microdisplays. Their clients include not only defense contractors like Rockwell Collins, Elbit, Thales and DRS, but also enterprise partners (Vuzix, Google, Fujitsu, Lenovo New Vision, and RealWear) and consumer (Intel/Recon, Garmin, and more)

    https://virtualrealitypop.com/kopin-is-first-to-market-stylish-ar-glasses-754bf424367b

    1. +7
      24 августа 2019 20:02
      Это шлем Локхида. Он проиграл в тендере израильскому шлему
      фирмы Эльбит.
      1. +2
        24 августа 2019 20:07
        Цитата: voyaka uh
        Это шлем Локхида. Он проиграл в тендере израильскому шлему
        фирмы Эльбит.

        Так это получается,что вся программа F-35 зависит от фирмы Эльбит ? Круто ,я думал американцы немного дальновиднее
        1. +7
          24 августа 2019 20:17
          У Эльбит немало совместных проектов с Локхид, Боинг, Рэйзеон.
          Ее системы установлены в самолетах, кораблях LSC, ракетах.
          Это крупная оборонная фирма. Как английская BAE Systems.
      2. 0
        26 августа 2019 01:19
        Я только подумал,что американцы знают толк в дизайне,а оказался шлем израильский.
    2. Uhu
      -1
      25 августа 2019 03:10
      Распилили уже. Придумали новый проект - чтоб дальше пилить
  10. +1
    24 августа 2019 19:59
    интересно проблему частых обмороков от нехватки кислорода решили или это доб.функция за отдельные деньги а laughing
    1. +2
      24 августа 2019 20:04
      Эта проблема не связана с типом шлема. К любому шлему подключается
      одна и та же система подачи кислорода на всех американских истребителях.
      1. 0
        24 августа 2019 21:44
        ну новость не только о шлеме не правда ли но и о доение покупателя. Так, что насчет кислорода таки все в обмороки падают пилоты
    2. +3
      24 августа 2019 20:39
      интересно проблему частых обмороков от нехватки кислорода решили или это доб.функция за отдельные деньги а

      Обморок - это у девушек при сдачи крови, надо быть серьезней;)
      от нехватки кислорода
      - в авиации это называется гипоксия, которая бывает двух видов:
      1-гипоксическая гипоксия вызывается снижением парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, и как следствии снижение насыщения гемоглобина кислородом. Причина разряженная атмосфера.
      1-циркуляторная гипоксия при ней фактическое содержание кислорода в гемоглобине может быть хоть все 100%, но засада в том, что кровь не поступает в мозг. Такой тип гипоксии возникает при перегрузках, когда вся кровь уходит в нижние конечности.
      P.S. voyaka uh правильно сказал:
      К любому шлему подключается
      одна и та же система подачи кислорода на всех американских истребителях.

      Кислородная система - это совершенно независимая от шлема и маски штука, главное, что бы совпадали рабочие режимы и соединительные разъемы.
      1. -9
        24 августа 2019 22:20
        Как независимая? Если я не одел КМ, то кислородная система меня спасет?
        КМ это прикладываемая к легким пилота фигня:-) так понятно?
        1. +1
          25 августа 2019 09:24
          Как независимая? Если я не одел КМ, то кислородная система меня спасет?

          Наверно я не совсем правильно и точно выразился, либо вы не совсем поняли что я имел в виду.
          "независимая", имеется в виду что эта кислородная система в целом имеет условно кислородный баллон, автомат давления. от которого кислород идет к блоку кислородной системе (это в общих чертах, принципиальная схема намного сложней). Блок КС расположен уже на катапультном кресле и имеет байонетные разъемы, к которым собственно подключается маска, линия ППК/ВКК и вентиляция для ВМСК.
          Маску же можно подключить совершенно любую (КМ-34, КМ-35, Км-36 и разные вариации типа КМ-37П). В наших ВВС все маски унифицированы по байонетному разъему (который подключается к кислородной системе) и по ригелям крепления к защитному шлему).
          Таким образом, вы можете сесть практически на любой современный тип самолета, взять любой тип маски, а так же любой тип защитного шлема ЗШ-5, ЗШ-7 ЗШ-10 и ЗШ-17 и спокойно на нем летать.
          Модернизация кислородной системы, отдельно взятого типа кислородной маски или шлема не требует полной переделки всех взаимосвязей КС-КМ-ЗШ, что существенно удешевляет эксплуатацию:
          Выбрал нужный размер КМ и ЗШ, провел их дополнительную индивидуальную подгонку и вперед...
          Такова отечественная философия.
      2. -1
        24 августа 2019 22:29
        Ну дык решили или нет проблему или только как в Боинге за доп. функция за отдельные деньги
  11. +4
    24 августа 2019 20:06
    Очень странно.
    Эту систему американские производители начали модернизировать в связи с тем, что было выявлено несколько случаев потери сознания пилотами при сбоях комплекса подачи воздуха.

    Это все понятно, по поводу проблем с регенераторами кислорода (можно назвать концентратором, можно кислородно-добывающей установкой, у них и у нас разная терменология), всем давно известно, система новая, хорошая но со своими особенностями и недостатками, которые еще никто не устранил (и у них и у нас).
    Какая технология в системе контроля самочувствия пилота используется в шлеме? На самом деле, та же, что использовалась в США и ранее с некоторой доработкой


    Да, только раньше они на Ф-22 использовали в качестве контроля пульсоксиметрию со встроенным в перчатку датчиком. Система проста до безобразия, как автомат Калашникова. Тут любому школьнику из кружка юннатов понятно, что при снижении SPO2 до 85% должен подаваться сигнал о развивающейся гипоксии и включаться аварийный кислород от заботливо припасенного баллона литра на 2-5 (которого естественно не у них, не у нас не предусмотрено на самолете 5го поколения :/). При показателе в районе 75- 65% Система должна принудительно выводить самолет в безопасный режим и блокировать ручное управление на основании глубокого предоброчного состояния или состоявшейся потери.
    Ну не хотят перчатку, можно хоть в области лба или лица поставить датчик отражающего типа, я подобную штуку на коленях из китайского пульсоксиметра за 20 минут мастерил разобрав корпус прищепки и переставив к липкому электроду ЭКГ, оно хоть и кустарно, но цена вопроса - копейки.
    Нафига городить заведомо сложнейшую систему?
    1. 0
      24 августа 2019 20:37
      Цитата: Бшкаус
      Нафига городить заведомо сложнейшую систему?

      Капитализм,батенька,капитализм!Во главе угла стоит прибыль и если для этого нужно фуфло завернуть в сверкающую обертку,то нечему удивляться программе F-35 wink lol
      Живи здесь и сейчас, а будущее пусть подождет - девиз современных либеральных капиталистов wink laughing
      1. +5
        24 августа 2019 21:07
        Капитализм,батенька,капитализм

        Именно так.
        Вот при СССР сидит ученый, получает оклад 250 рублей в месяц и работает по 8 часов в день. Получает фиксированную зарплату, а то, что он в это время делает НИР, ОКР и т.д. - это собственно его прямая обязанность делать то, что сказали. Ну надо дополнительно иногда оборудование закупить, даже лабораторию сделать - это конечно расходы тоже, но в целом человек сидит на рабочем месте и делает.
        А сейчас?
        Я в смежном институте провожу совместную работу раз 5-6 в год, платим каждый раз по 300-400 тыс!!! А в счете они чуть ли не каждый раз новое оборудование закупают, 7% в прибыль закидывают. А когда приезжаю к ним, то еще и работу за них выполняю т.к. там тупо некому ее выполнять (потеря кадров) - просто БЛЕСК. Так ведь они в счет вставляют трудодни своих рабочих, которые мы им оплачиваем.
        Многие скажут что все правильно, это же доп-соглашение, но простите, работают то они по своему графику и в основное рабочее время! т.е. им платит и их институт и мы, хотя когда они пришли на работу, то сами подписали договор работать условно 8 часов в день и выполнять то, что дают.
        Я психанул жестко, доходчиво объяснил начальству, что создать собственную лабораторию с нуля нам обойдется в 200 - 500тыс!, и даже если мы будем платить больше исполнителям (мне и команде), то все равно это намного дешевле.
        Вот довольный на этой неделе начал пуско-наладочные работы, правда из акционеров спасибо все равно никто не скажет((((
        1. +1
          24 августа 2019 21:13
          Цитата: Бшкаус
          правда из акционеров спасибо все равно никто не скажет((((

          Любой акционер будет заточен на краткосросную(по времени ) прибыль! "Здесь и сейчас"!
          Но Вас я понимаю drinks hi
          1. -1
            27 августа 2019 00:39
            Цитата: рюрикович
            Любой акционер будет заточен на краткосросную(по времени ) прибыль! "Здесь и сейчас"!

            Да ладно?! Любой?? Разберитесь с темой акции и акционеры, прежде чем всякое постить.
        2. А где трудитесь?)
      2. -2
        27 августа 2019 00:34
        Цитата: рюрикович
        Во главе угла стоит прибыль и если для этого нужно фуфло завернуть в сверкающую обертку,то нечему удивляться программе F-35

        Для того чтоб фуфло протолкнуть МО США, там должна быть коррупция, откаты и полное отсутствие общественного контроля, как это принято в РФ. Назовите хоть один вид вооружения, который, по Вашему "фуфло в сверкающей обёртке", который ВПК США смог втюхать МО США?! Тут буквально на каждой ветке мусолят матрасные откаты, буквально про любую разработку и тип вооружения, но не приводя ни одного факта. В то же время что под носом творится, где действительно мрак и днище, откаты, воровство, дефицит специалистов, отсутствие ответственности отвечающих за процессы чиновников, а самое главное, на прямую касается и должно интересовать тех, кто себя "патриотами" называют, вообще никогда не обсуждается. Вот мне интересно, если программа Ф-35 фуфло, то что тогда не фуфло?? Ведь ни у кого ничего и близко, даже в планах нет, уровня Ф-35, который уже давно поступает и интегрируется в ВВС НАТО и союзников.
    2. 0
      24 августа 2019 22:26
      Как нафига? Зачем делать дешево, если можно сделать дорого. Госзаказ же. Бюджет все стерпит. Бизнес, ничего личного.
  12. 0
    24 августа 2019 22:00
    Люди деньги зарабатывают. А вам лишь бы покритиковать. Это же золотое дно. Просто продаешь что-то с необходимостью постоянного обновления. Механизмы, как ни старайся, но имеют какой-то срок службы, а тут хоть каждый день апдейты накатывай.
  13. -1
    25 августа 2019 04:40
    то теперь, как заявлено, она стала «существенно меньше» - ниже 400 тысяч долларов США. На секунду, это около 26,2 млн рублей!

    Мерикатосовская национальная забава - рубить бабло на ВСЁМ!!! laughing
  14. -3
    25 августа 2019 10:07
    А шлем японского летчика ,так и не нашли ,после аварии... Явно наши его прихватили !