Беспилотный «Stingrey» – «крылатая бензоколонка» для Пентагона

21

В поисках идеала


В 1997 году с авианосцев ВМС США пропал самолет-заправщик KA-6D Intruder – его сняли с вооружения, а полноценной замены не предусмотрели. Для этой цели приспособили истребители F/A-18 Super Hornet, которые вместо вооружения получили подвесные топливные баки. Конечно, это было неудобно как по оперативным соображениям (до 30% самолетов вынуждены были выполнять несвойственные им функции), так и по экономическим (такие «Шершни» не отличались особенной топливной вместимостью). Именно по этой причине руководству ВМС так не терпелось заполучить более эффективную машину, естественно, в модной сейчас беспилотной конфигурации. В самом ближайшем будущем авианосцы Соединенных Штатов будут применять самолеты F-35C (на пару с «Супер Шершнями») с дальностью эффективной работы не более 1110 км. Естественно, для увеличение боевого радиуса применения такого оружия, необходима дозаправка в воздухе. Так появилась программа СBARS (Carrier Based Aerial Refueling System) по разработке беспилотного топливозаправщика палубного базирования.


Будущий палубный беспилотный топливозаправщик MQ-25 от Boeing




Немного парадоксальная ситуация, не правда ли? Сама беспилотная идеология направлена прежде всего на снижение потерь личного состава от вражеского огня. Пилот в самолете – самое ценное и потеря высококвалифицированного летчика — это не только трагедия в общечеловеческом плане, но и ощутимый удар по боеспособности соединения. При этом американцы ударные и разведывательные функции возлагают на пилотируемые машины типа F-35C и F/A-18E/F, а второстепенный топливозаправщик, который чаще всего даже не будет заходить в зону поражения, вдруг становится беспилотным. Почему так? Все из-за не успешной программы UCLASS, в ходе которой разрабатывался ударный X-47В. В начале 2016 году пришло осознание, что машина не отвечает всем требованиям и пока пилотируемые машины справляются с задачами воздушного боя гораздо успешнее. Да и заметность на экранах радаром потенциальных противников у X-47B была слишком высока.





Х-47B от Northrop Grumman - неудавшийся проект ударно-разведывательного дрона для ВМС


Палубный топливозаправщик KA-6D Intruder - в 1997 году его сняли с вооружения и ниша специализированных машин такого типа оказалась вакантной


Это, кстати, сыграло на руку Lockheed Martin – разочарованный в дистанционно-управляемых игрушках Пентагон ускорил закупку палубной версии F-35С. Но за потраченные миллиарды на беспилотную ударную «невидимку» надо как-то отчитываться перед налогоплательщиками. И тут рождается идея создания топливозаправщика в беспилотном варианте, да еще и на базе технологий Stealth. Стоит отметить, что по новой программе требования к малозаметности стали не столь жесткими – все-таки аппарат несет второстепенные функции и не будет задействован в зоне предполагаемого поражения. Новый проект получил шифр RAQ-25 «Stingray» и потребовал очередных многомиллиардных вложений.

3,6 миллиарда долларов


Для освоения 3,6 миллиардов долларов в рамках программы MQ-25 был организован конкурс, в котором приняли участие киты оборонного комплекса США - General Atomics, Skunk Works (подразделение Lockheed Martin Corporation), Boeing и Northrop Grumman Corporation. Пентагон перед конкурсантами выдвинул требования подготовить готовый демонстратор технологий не позже августа 2018 года. Изначально среди требований к новой машине была возможность морской разведки с выделением соответствующих объемов под аппаратуру внутри фюзеляжа. Но уже в 2015 году в оборонном ведомстве пришло понимание, что создать достаточно компактный заправщик, да еще и с разведывательными функциями будет проблематично. Поэтому, остался только скромный летающий танкер.


"Летающая бензоколонка" в исполнении "летающего крыла". Революционная идея Skunk Works. Как оказалось, не нашедшая понимания в Пентагоне


Что же предложили государству участники тендера? Northrop Grumman попыталась переделать свой многострадальный ударный X-47B в топливозаправщик, но ничего толкового не вышло, и корпорация отказалась от конкурса. Lockheed Martin в лице Skunk Works разработала новую машину по схеме летающего крыла, что позволяло высвободить много места под топливные баки крылатого танкера. Правда вот летать представленная машина к августу 2018 года так и не научилась. Да и сама концепция машины была слишком революционная для реализации на палубном топливозаправщике. General Atomics основательно подошла к новой работе и представила беспилотник, оснащенный новейшим турбореактивным двигателем PW815, что делало его самым экономичным в классе. У компании большой опыт в области постройки ударных и разведывательных БПЛА для армии США (MQ-9 Reaper, MQ-1 Predator и другие), но вот со спецификой ВМС контора не особо знакома, да и столь крупные машины General Atomics ранее не разрабатывала. В качестве платформы будущего топливозаправщика представили модификацию Sea Avenger, неудачного палубного ударного БПЛА, и по многим показателям перекрыли требования ВМС. Однако, не смотря на уверенность ребят из General Atomics в своей победе, в августе 2018 года победителем тендера оказались инженеры из Phantom Works подразделения авиационного гиганта Boeing.





Представив проект тяжелого палубного топливозаправщика на базе дрона Sea Avenger, специалисты из General Atomics были уверены в победе. Но не сложилось...

Одним из главных плюсов машины от Phantom Works является интеграция в бортовые системы авианосцев. Фактически, для обслуживающей команды не придется особенно переучиваться в случае использования новинки – многие технические решения пришли от Super Hornet. В частности, носовая и основные стойки шасси с небольшими изменениями взяты от «Шершня». В общей сложности на борт самолет может брать 6800 литров топлива и на дальности до 800 км обеспечивать керосином 4-6 самолетов. Среди основных реципиентов топливозаправщика выступают упоминаемые F-35C, F/A-17 и самолет РЭБ EA-18G Growler. Самолет построен по классической схеме с крылом нормальной стреловидности.







Если все сложится, то именно эта машина станет первым в мире беспилотным палубным топливозаправщиком MQ-25 Stingray

Специфический внешний вид дрону придает V-образное хвостовое оперение, расположенное под углом в 60 градусов. Управление по рысканью и тангажу, очевидно, осуществляется с помощью изменения направления потока реактивной струи двигателя. Воздухозаборник двигателя расположен сверху фюзеляжа за гаргротом (выступающий элемент обшивки фюзеляжа). В носовой части можно видеть еще один небольшой воздухозаборник, который, очевидно, предназначен для охлаждения бортовой электроники. На MQ-25 Stingray предполагается установка одного турбовентилярного двигателя Rolls-Royce AE3007, разгоняющего летающий танкер до 620 км/ч. Максимальная взлетная масса достигает 20 тонн, из которых около 13-14 тонн приходится на топливо. По требованиям Пентагона беспилотные машины MQ-25 Stingray должны быть в состоянии оперативной готовности к 2026 году. Первые машины для полноценных войсковых испытаний предполагается создать в металле в 2020-2021 годах. В общей сложности, если вся история в Boeing удастся, то ВМС закажет не менее 72 летающих топливозаправщиков.
Фактически, из неудачной программы создания ударно-разведывательного палубного беспилотника, родился гораздо менее сложный летающий танкер. Можно предположить, что технологии, обкатанные на новинке через пять-шесть лет, будут положены в основу второй попытке Пентагона создать ударную машину для авианосцев.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=44&v=7POLZNPdQBs
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    26 августа 2019 18:18
    Интересно у китайцев скоро такой появится?
    Stingrey
    и чем он на ската похож?
  2. -3
    26 августа 2019 18:35
    Фактически, из неудачной программы создания ударно-разведывательного палубного беспилотника, родился гораздо менее сложный летающий танкер.

    Ну, что тут скажешь, удачно вышли из положения
    1. +1
      27 августа 2019 02:17
      удачно вышли из положения

      Фигасе, удачно!
      на борт самолет может брать 6800 литров топлива

      Это лучше, чем ничего, но на удачу не тянет!
      А вот это
      идея создания топливозаправщика в беспилотном варианте, да еще и на базе технологий Stealth

      вообще непонятно. Возможно, имелось в виду "с использованием технологий стелс", но и в таком варианте странно — нафига козе, которая от дома не отходит, /s такой баян s/ такая маскировка.
  3. +3
    26 августа 2019 18:41
    Управление по рысканию и тангаж осуществляется с помощью V-образного оперения. Прочитайте статью в Вики, как это происходит )
  4. -3
    26 августа 2019 18:42
    Сколько забот сразу отпадает, когда нет авианосцев и АУГ! Когда то американцы это поймут, но будет поздно, госдолг зашкалит, а расплачиваться уже будет нечем.
    1. +1
      26 августа 2019 18:46
      Госдолг не проблема. Богатая, имеющая технологии и опыт эксплуатации сторона вольнА иметь дорогую технику.
      1. -2
        27 августа 2019 02:11
        Богатая, от слова станок...
    2. -1
      27 августа 2019 04:23
      Цитата: Воронеж-90
      Когда то американцы это поймут, но будет поздно, госдолг зашкалит, а расплачиваться уже будет нечем.

      когда рак на горе свистнет, вспоминаем последний кризис в США... ну тогда когда в России случился дефолт. Не рой другому могилу, это называется, в глобальной деревне wink
  5. 0
    26 августа 2019 18:44
    Кроме того, поинтересуйтесь количеством воздушных топливозаправщиков ВВС США.
  6. +2
    26 августа 2019 19:00
    Только Ф-35 В,Ф-35 С адаптировали под авианосцы,а теперь еще и беспилотник-заправщик.Это не с "бетонки" запускать.Вообщем "головняк" для флотских еще тот.
  7. +3
    26 августа 2019 19:38
    Суперхорнет во внешних баках берет столько же топлива, что и Интрудер- 7200 кг.
    такие «Шершни» не отличались особенной топливной вместимостью
  8. 0
    26 августа 2019 22:17
    Автору стоило бы все же изучить вопрос, прежде чем писать. Хотя для этого автора как раз дилетантизм - фирменный стиль.
    В 1997 году с авианосцев ВМС США пропал самолет-заправщик KA-6D Intruder – его сняли с вооружения, а полноценной замены не предусмотрели. Для этой цели приспособили истребители F/A-18 Super Hornet, которые вместо вооружения получили подвесные топливные баки.
    К сведению автора - KA-6D Intruder - это палубный штурмовик Grumman A-6 Intruder, который приспособили к роли тактического заправщика в далеком 1966 году, сняв со штурмовика комплексное прицельно-навигационное оборудование DIANE и РЛС, а вместо него поставили лебедку со шлангом и конусом.
    А был еще EКA-3 Skywarrior - палубный самолет РЭБ и самолет-заправщик, разработанный американской фирмой McDonnell Douglas, на базе палубного штурмовика A-3 Skywarrior.
    То есть использование палубных самолетов, переоборудованных в тактические заправщики - это в американском ВМФ - давняя нормальная практика.
    Конечно, это было неудобно как по оперативным соображениям (до 30% самолетов вынуждены были выполнять несвойственные им функции), так и по экономическим (такие «Шершни» не отличались особенной топливной вместимостью).
    Для начала автору надо бы сравнить весовые и габаритные характеристики KA-6D Intruder и F/A-18 Super Hornet, чтобы понять, что в составе авиакрыла снятый с вооружения Интрудер может быть заменен Супершершнем и замена на численности авиакрыла, выполняющего "свойственные функции" не уменьшится.
    Кроме того, использование тактического заправщика позволяет патрульным самолетам дольше оставаться в воздухе, тем самым уменьшая количество самолетов, необходимых для выполнения данной задачи.
    Ну и по топливовместимости. F/A-18 Super Hornet в варианте заправщика, оборудованный системой ARS или "buddy store" несет 13000 литров топлива во всех баках.
    1. +2
      27 августа 2019 05:44
      Здравствуйте! Спасибо за комментарий.
      К сведению автора - KA-6D Intruder - это палубный штурмовик Grumman A-6 Intruder, который приспособили к роли тактического заправщика в далеком 1966 году

      Думаю, абсолютному большинству читателей ВО понятно, что KA-6D Intruder - это модернизация штурмовика A-6. Не понимаю, зачем в тексте статьи отдельно рассказывать про судьбы A-6 Intruder. На его базе ведь не только топливозаправщик собрали. Но все-равно спасибо. Только вот почему вы не поправили меня относительно F/A-18 Super Hornet? Ведь это не просто истребитель, а американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик? И, кстати, Grumman A-6 Intruder в 1970 году встал в строй как топливозаправщик, а в 1966 году по этой теме лишь началась работа. Внимательней будьте, когда работаете с airwar.ru wink
      Далее вы утверждаете, что
      Для начала автору надо бы сравнить весовые и габаритные характеристики KA-6D Intruder и F/A-18 Super Hornet,
      Сравнил. F/A-18 Super Hornet - максимальная взлетная почти 30 тонн. KA-6D Intruder - 24,7 тонны. Разница существенная. При том, что обе машины берут для дозаправки около 7 тонн топлива. И вообще использование в качестве тактического танкера сверхзвукового истребителя-бомбардировщика не самая выгодная идея.
      в составе авиакрыла снятый с вооружения Интрудер может быть заменен Супершершнем и замена на численности авиакрыла, выполняющего "свойственные функции" не уменьшится.
      Комментатору стоит понять, что F/A-18 Super Hornet - это гораздо более эффективная боевая единица, чем Intruder, поэтому его использование в качестве топливозаправщика совсем не эффективно. Он другим должен заниматься.
      Кроме того, использование тактического заправщика позволяет патрульным самолетам дольше оставаться в воздухе, тем самым уменьшая количество самолетов, необходимых для выполнения данной задачи.

      Еще раз - во время крупномасштабной операции до 30% всех тяжелых самолетов F/A-18 Super Hornet не будут задействованы в нанесении ударов по противнику. А боевая нагрузка машины может составлять до 8 тонн. Вот и считайте, выгодно это или нет.
      F/A-18 Super Hornet в варианте заправщика, оборудованный системой ARS или "buddy store" несет 13000 литров топлива во всех баках.
      Не вводите в заблуждение, как летающий танкер он несет только 7,2 тонны топлива. Остальное для себя.
      1. 0
        27 августа 2019 12:01
        Здравствуйте! Спасибо за комментарий.
        И Вам спасибо за ответ. Сайтовские "публицисты" не часто этим радуют.
        Теперь по существу.
        Думаю, абсолютному большинству читателей ВО понятно, что KA-6D Intruder - это модернизация штурмовика A-6.
        Думаю, что минимум 80% нынешних читателей ВО это не совсем понятно и с историей создания и применения топливозаправщиков в военно-морской авиации США они вряд ли знакомы.
        Внимательней будьте, когда работаете с airwar.ru
        Спасибо за совет, но о том, что информация на airwar.ru не всегда достоверна, я знаю, поэтому стараюсь пользоваться другими источниками.
        В данном случае это Airborne Retrofit & Modernization Forecast
        KA-6D. Tanker version. First flew in May 1966. Total of 78 A-6As and seven A-6Es modified to KA-6D
        standard.

        Сравнил.
        Так как речь шла о возможности размещения на авианосце вместо KA -6D F/A-18 Super Hornet, то сравнить надо вес пустого. KA-6D Intruder - 12600 кг, F/A-18E - 14600 кг. Габариты посмотрите сами.
        Комментатору стоит понять, что F/A-18 Super Hornet - это гораздо более эффективная боевая единица, чем Intruder, поэтому его использование в качестве топливозаправщика совсем не эффективно. Он другим должен заниматься.
        Автору стоит понять, что размещение на авианосце любого вспомогательного самолета отнимает возможность разместить боевой. Поэтому американцы предпочитают разместить боевой, который при необходимости выполнит функции тактического заправщика.
        Еще раз - во время крупномасштабной операции до 30% всех тяжелых самолетов F/A-18 Super Hornet не будут задействованы в нанесении ударов по противнику.
        А разве операции бываю только крупномасштабные?
        В любом случае палубный заправщик будет иметь ограниченную грузоподъемность и вряд ли значительно в этом плане превзойдет переоборудованные в заправщики самолеты.
        Однако в случае не крупномасштабной операции Вы будете иметь на борту балласт.
        Не вводите в заблуждение, как летающий танкер он несет только 7,2 тонны топлива. Остальное для себя.
        Не ввожу. Super Hornet имеет возможность при необходимости отдавать топливо и из внутренних баков - http://amfuel.com/defense-f-18-hornet.html.
        1. +2
          27 августа 2019 16:00
          Еще раз здравствуйте! Рад, что ответили. Ваша логика мне понятна. В споре, как говорится, рождается истина.
          С Вами согласен из всего вышеприведенного только в том, что ВМС США устраивает тактический топливозаправщик с возможностью его боевого применения типа F/A-18. Тут Вы, скорее всего, правы. Тогда абсолютно непонятна логика самого проекта Stingrey. Видимо, плюсы от размещения специализированного палубного заправщика все-таки перевешивают.
          В любом случае палубный заправщик будет иметь ограниченную грузоподъемность и вряд ли значительно в этом плане превзойдет переоборудованные в заправщики самолеты.

          Это как же так? MQ-25 при полной массе в 20 тонн, около 14 тащит топливом. У него и вес, и габариты значительно меньше, чем у F/A-18. Подозреваю, что три Stingray в трюме авианосца займут место всего двух F/A-18. Соответственно, и в небо они поднимут гораздо больше топлива. А учитывая то, что для не требуется отвлечение строевых летчиков, так проект вообще кажется золотым.
          Не ввожу. Super Hornet имеет возможность при необходимости отдавать топливо и из внутренних баков

          Такая ситуация скорее исключение, чем правило. Этим можно пренебречь.
          1. 0
            27 августа 2019 21:38
            "Тогда абсолютно непонятна логика самого проекта Stingrey. "
            Логика как раз понятна. И в США стали считать деньги. И ресурс. И выяснилось, что ресурс многих Супершершней приблизился к 6000 часов, а программа SLAP оказалась не такой простой, как ожидалось. Выяснилось, что каждый самолет требует индивидуальных технических решений, а это - время и деньги. На продление ресурса образовалась очередь, а американцам банально стало не хватать самолетов.
            А оставшиеся при использовании в варианте заправщика ресурс расходуют еще быстрее, так как и фюзеляж и шасси при взлете с подвесными баками испытывают дополнительные нагрузки.
            То есть дифицит самолетов увеличиаается.
            Кроме того, возникли проблемы при запуске с подвесными баками с электромагнитной катапульты.
            Выходов из ситуации два. Первый - строить новые палубные боевые самолеты для пополнения парка и часть из них переоборудовать в заправщики. Флот этот вариант устроил бы. Но времена изменились и самолеты сильно вздорожали. Тот же Супершершень уже давно перевалил за 70 млн. долларов.
            Поэтому расширять программу закупок не дают.
            Второй вариант - раз не дают дорогие самолеты, заполучить что то подешевле.
            Вот и весь смысл. Не всегда хотелки военных находят понимание у государства. Даже в США.
            Что касается "донорской емкости" нового заправщика, то все источники указывают цифру в 15 000 фунтов.
  9. -1
    27 августа 2019 01:46
    Похоже USAF уже всё поняли и попросили выкопать новые F-15, такие же как старые, только новые, а то упаси Бог воевать придется.
    Теперь ждем, когда USNAVY попросят выкопать F-14, если не F-4 :-))
  10. +1
    27 августа 2019 07:43
    Вполне адекватный подход, все что не будут встречаться с врагом и системами РЭБ в бою можно автоматизировать тем самым убрав дополнительную нагрузку с пилотов и высвободить боевые самолеты по назначению
  11. -1
    27 августа 2019 12:35
    А что трудно просто взять старый Боинг707 , например, и , переделать его в топливозаправщик ???
    1. 0
      2 сентября 2019 19:53
      Наверное то, что, во-первых, боинг 707 целиком устаревшая машина, не актуальная в современных реалиях, а во-вторых, приспособить огромный четырехдвигательный лайнер под эксплуатацию на авианосцах невозможно.
  12. 0
    27 августа 2019 15:43
    X-47B пришел немного раньше своего времени. Он прошел все испытаня: взлеты, посадки. Провал был: что ему делать в воздухе?
    Беспилотнику не с кем было взаимодействовать в воздухе.
    Испытания F-35C затянулись, а это был единственный вариант по поколению связи, с которым Х-47B мог работать вместе.