Грозный оппонент «Хибин» выдвигает новые требования к бортовым РЛС российских истребителей

41
Заявление вице-президента подразделения «Raytheon Electronic Warfare Systems» о начале работ по интеграции перспективного подвесного контейнерного комплекса РЭБ NGJ-MB («Next Generation Jammer Mid-Band») в состав бортового радиоэлектронного оборудования многофункционального палубного истребителя F/A-18E/F «Super Hornet» спровоцировало достаточно острые дискуссии в российских экспертных сообществах и на любительских аналитических площадках военно-технической направленности.





И ничего удивительного здесь нет, ведь грядущее обретение оперативной боевой готовности данным инструментом радиоэлектронного противодействия не только выдвигает более жесткие требования к уровню помехозащищённости бортовых РЛС, установленных на тактических истребителях ВКС России, а также разрабатываемых специалистами корпорации «Фазатрон-НИИР» перспективных АФАР-РЛС «Жук-АМЭ» (для оснащения многоцелевых истребителей МиГ-35), но и оспаривает конкурентный потенциал наиболее продвинутого отечественного контейнерого комплекса РЭБ Л-175/265 «Хибины» в различных его модификациях. Возникает вполне адекватный вопрос: каким спектром уникальных технологических решений, отсутствующих у комплекса «Хибины», обладает радиоэлектронная элементная база контейнерных комплексов РЭБ NGJ-MB?

Инновационная элементная база на основе АФАР-излучателей, запитываемых индивидуальным турбогенератором - главное достоинство комплекса РЭБ AN/ALQ-249 NGJ перед зарубежными аналогами


Ответ на этот вопрос можно получить в ходе кропотливой работы по изучению рекламно-справочного материала, размещённого на ресурсах militaryleak.com, thedrive.com и raytheon.com, а также анализа достаточно дефицитной информации, опубликованной майором С. Яшиным в статье «Перспективы развития авиационных групповых средств радиоэлектронной борьбы ВС» на портале pentagonus.ru со ссылкой на западные военно-аналитические источники. И как бы это не резало слух некоторым нашим обозревателям, но предоставленные вышеуказанными источниками данные способны буквально в одночасье сорвать «розовые очки» даже с закоренелых ура-патриотических кругов, не говоря уже о трезво осмысляющих объективную реальность экспертных сообществах.

В первую очередь стоит отметить, что перспективное детище от «Raytheon», также известное под индексом AN/ALQ-249 NGJ («Next Generation Jammer»), получило в качестве энергоузла мощнейший интегрированный 635-мм турбогенератор набегающего потока воздуха типа HiRAT («High-Power Ram Air Turbine») мощностью порядка 120 - 140 кВт, в то время как устаревший контейнерный комплекс РЭБ AN/ALQ-99 может «выжать» из своего носового турбогенератора открытой архитектуры не более 27 кВт. «Хибины» и вовсе используют в качестве энергоузлов вспомогательные силовые установки ВК-100 и ВК-150, приданные турбореактивным двухконтурным форсажным двигателям семейств АЛ-31Ф/41Ф, потребляя при этом всего 3,6 - 4 кВт из бортовой электрической сети самолёта-носителя. Об этом свидетельствует информация, размещённая на страницах многочисленных отечественных военно-технических онлайн-справочников, включая militaryrussia.ru.


Изображение узлов элементной базы контейнера РЭБ NGJ-MB


Таким образом, контейнерный комплекс РЭБ AN/ALQ-249 NGJ (NGJ-MB), запитываемый мощным 140-киловаттным внутрекорпусным турбогенератором HiRAT, способен дать существенную «энергетическую» фору большинству современных российских, американских и китайских станций РЭБ, использующих как собственные (интегрированные), так и сторонние источники энергии. Выбор специалистов «Ratheon» в пользу 635-мм «крыльчатки» с соответствующим генератором был сделан не случайно, ведь наиболее «прожорливыми» и изобилующими критическими технологиям потребителями в радиоэлектронной «начинке» NGJ-MB, впервые в истории становления средств РЭБ воздушного базирования, стали высокоэнергетические излучатели радиоэлектронных помех на базе АФАР с использованием нитрид-галлиевых (GaN) приёмо-передающих модулей.

Применение АФАР-излучателей, в сочетании с использованием стойкого к высокотемпературным режимам работы полупроводникового нитрида-галлия, позволяет контейнерам AN/ALQ-249 NGJ-MB формировать один или несколько высокоэнергетических помеховых лучей шириной около 0,5 - 1° (прицельных по частоте и заградительных по направлению) в направлении подавляемых радаров противника, обеспечивая двух-четырёхкратное снижение эффективной дальности действия последних на дистанции 100 км и более. К сожалению, менее мощные и располагающие более «древними» излучателями на базе волноводно-щелевых антенных решеток «Хибины» и «Хибины-2» на столь филигранное и избирательное подавление вражеских РЛС, да ещё и на значительном расстоянии, вряд ли способны.

Не менее технически важной особенностью контейнерных комплексов РЭБ NGJ-MB является присутствие в составе их БРЭО дополнительных антенных модулей радиотехнической разведки / предупреждения об облучении, которые расположены над основными антеннами-излучателями и также представлены ФАР. Их наличие позволяет в пассивном режиме пеленговать радиоизлучающие объекты противника (с гораздо меньшей погрешностью по углу места и азимуту, нежели у бортовых средств РТР тех же самолётов РЭБ EA-18G «Growler»), анализировать частотные параметры излучения, а затем моделировать «помеховые лучи» с соответствующей спектральной плотностью в необходимых диапазонах волн. Более того, два антенных блока комплекса AN/ALQ-249, представленных модулями РТР и излучателями помех, располагают ещё и вспомогательными электромеханическими приводами доворота антенных полотен по азимуту и углу места (+/- 30 и +/- 15 градусов соответственно), что позволяет более эффективно подавлять бортовые РЛС истребителей противника и радары подсвета зенитно-ракетных комплексов, находящихся в боковых полусферах. Данная конструктивная особенность антенной архитектуры NGJ-MB избавляет экипаж самолёта-носителя от необходимости опасного сближения с подавляемыми объектами, в то время как «помеховые лучи» теряют лишь небольшую часть энергетического потенциала.

Противостоять перспективному «инструменту» РЭБ ВВС и ВМС США можно будет лишь после начала и интенсификации работ по переоснащению истребительного авиапарка на АФАР-радары «Жук-АЭ/АМЭ»


Что касается способности бортовых РЛС отечественных многофункциональных истребителей нивелировать помеховое воздействие со стороны контейнерных комплексов радиопротиводействия AN/ALQ-249 NGJ, то на сегодняшний день подобным «козырем» располагают лишь радары Н036 «Белка» (Ш-121) истребителей 5-го поколения Су-57, представленные активными ФАР, каждый приёмо-передающий модуль которых может похвастаться наличием собственного малошумящего сверхвысокочастотного транзистора-усилителя и аттенюатора.

В перспективе парировать возможности передовых американских станций РЭБ «Next Generation Jammer» смогут и бортовые радары «Жук-АЭ/АМЭ» истребителей МиГ-35, над разработкой и доведением до ума которых специалисты «Фазатрона» бьются на протяжении последнего десятилетия. Но и здесь всё ещё вилами по воде писано. Заметное трёх-четырёхлетнее отставание в области серийного производства монолитных интегральных схем (МИС) привело к тому, что уникальные тестовые экземпляры «Жук-АЭ» и «Жук-АМЭ» продолжают оставаться героями громких заявлений высокопоставленных представителей РСК «МиГ» и Концерна «Радиоэлектронные технологии», в то время как за океаном уже давно налажено крупносерийное производство РЛС AN/APG-63(V)3 и APG-82(V)1 для переоснащения огромного авиапарка истребителей F-15C «Eagle» и его ударной модификации F-15E «Strike Eagle».
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    27 августа 2019 15:10
    Заявлено МНОГО!
    А как проверишь?
    Всё равно очевидно, что работы по системам разведки, контроля воздушного и прочего пространства надо ускорять и искать новые методы, да и принципы!
  2. +6
    27 августа 2019 15:48
    Мощный генератор за счёт набегающего потока воздуха, это наверняка и мощный аэродинамический тормаз. Как следствие повышенный расход топлива несущем его самолётом.
    1. +8
      27 августа 2019 16:41
      у любой медали 2 стороны - большая мощность - это большая мишень для ПРР.
      Да и светится ярко и издалека.
    2. 0
      27 августа 2019 18:13
      Цитата: Chaldon48
      Мощный генератор за счёт набегающего потока воздуха, это наверняка и мощный аэродинамический тормаз. Как следствие повышенный расход топлива несущем его самолётом.

      ну увеличится немного потребление топлива, вообще не принципиально учитывая что как правило этот самолет специально выделен для РЭБ.
      1. 0
        28 августа 2019 11:53
        Вы хотите что заранее было известно что на него навесят этот "тормаз"?
        1. 0
          29 августа 2019 00:48
          Да, известно.
          https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_EA-18G_Growler
  3. +8
    27 августа 2019 16:01
    О, точно Даманцев!
    Итак:
    1) Энергодефицита на современном борту нет. От слова "совсем".
    2) 140-квт крыльчатка говорит о том, что п. 1) относится только в ВКС РФ
    3) Реализовать всю мощь 140квт генератора в помехи крайне затрулнительно, ибо опухнешь тепло отводить даже от высокотемпературной электроники, пингвинья БРЛС в максимуме и до 20 квт не дотягивает, а для охлаждение требуется прокачать ведер пять - семь жидкости с минуту.
    4) Для формирования диаграммы в пол-градуса необходима антенна диаметром больше, чем антенна БРЛС, такой контейнер скорости точно не добавит
    5) Фетишизация АФАР (в т.ч. РЛС Жук с АФАР) выдает пострадавшего от маркетинга и пиара. Ибо на сегодняшний день возможности бланкировать сектор направления на источник помех выше у БРЛС с ПФАР
    1. 0
      27 августа 2019 16:18
      Кабель к источнику потребления в 140 квт уже неплохой источник помех wassat
    2. -1
      27 августа 2019 16:33
      Интересно что в авиации принято указывать тяговую силу самолета. Но вроде бы у современного истребителя около 400 квт. Знать бы хотелось. Это не все равно что кондиционер на запорожец поставить request
    3. 0
      27 августа 2019 16:34
      О, точно Даманцев!

      Что я сейчас только что у него прочитал :
      американцы готовят новый РЭБ контейнер , с потенциальной мощностью излучения в 120-140 кВт, что вызвано установкой нового мощного генератора , способного выдать 120-140 кВт.
      Тогда как наш отечественная установка Хибина потребляет мощности не более 4 кВт. И на основании этого автор делает вывод , что всё пропало .)))
      Лично я не вижу проблем поставить на самолёт новый генератор ( хотя бы и с
      ДВС) мощностью хоть в 500 кВт. Вопрос в том , что выдержат ли лётчики, излучение такой мощности на борту .....
    4. +1
      27 августа 2019 18:18
      Цитата: Е.С.
      Реализовать всю мощь 140квт генератора в помехи крайне затрулнительно, ибо опухнешь тепло отводить даже от высокотемпературной электроники

      вы точно знаете какой техпроцесс у этой электроники и тепловыделение что уверенно так это все утверждаете? Поразите нас своими знаниями.
      Цитата: Е.С.
      Для формирования диаграммы в пол-градуса необходима антенна диаметром больше, чем антенна БРЛС, такой контейнер скорости точно не добавит
      5) Фетишизация АФАР (в т.ч. РЛС Жук с АФАР) выдает пострадавшего от маркетинга и пиара.

      Потому и ставят АФАР, Для того в том числе дабы не понадобилась огромная антенна...
      1. +1
        28 августа 2019 11:34
        А что , на ФАР вообще и АФАР в частности , законы физики не распространяются ? Хочешь узкий луч - делай апертуру поширше и наоборот - маленький диаметр - широкий луч (ну и , конечно , меньше ППМ)
  4. +12
    27 августа 2019 16:13
    Уважаемый Евгений ! Прошу вас осознать создавшиеся тяжёлое положение, в котором я оказался по вашей вине ! Я чувствую себя счастливым (и не пью...почти !) в те периоды,когда на стр-х ВО отсутствуют ваши статьи и я читаю,как с "каждым днём" растёт число ракет,танков,самолётов в наших ВС ! Как только появляется ваша статья, то я,прочитав её, сразу же осознаю, как у нас плохо или всего недостаточно ,и в какой опасности находится наша страна ! Чтобы не настигла "кондрашка" от большого огорчения,приходится спасаться коньяком ...и чем больше огорчение,тем бОльший расход коньяка ! Но скрывать от жены такие мероприятия уже не удаётся и я стал подвергаться жестким санкциям ! Для создания более или менее эффективной системы противодействия приходится организовывать уже 2 "заначки"(!) : 1."ложную"( про которую знает жена и к которой приходится прибегать изредка...; 2. и "действующую" ..."законспирированную".. В результате чего ,расходы мои на противодействие санкциям значительно возросли и ложатся тяжким бременем на мою экономическую деятельность ! Что явно не способствует укреплению моего здоровья и потенциала, в связи с вынужденным сокращением расходов на закуску ! Ведь я пенсионер ,а вы должны знать,как трудно живётся ноне пенсионерам ! Как известно, в Голливуде любимой "фишкой" в фильмах является " happy end'' ! Глав.злодей в фильме может весь сеанс злорадствовать и всех "гнобить"; но ,под конец, всё равно на "старуху находит проруха" и злодея настигает "нежданчик; а всех -"счастье"! Очень прошу использовать в ваших статьях такую "фишку"! Пусть всю статью плохо,но в конце-"луч света в темном царстве"..."выигрыш рубля в советской лотерее" ! Ведь тогда ,при пребывании в трудной экономической ситуации, можно читать только концовку,оставляя всю статью на день зарплаты ... Измученный минералкой, ваш Никалаич под санкциями...
    1. +4
      27 августа 2019 16:36
      Я большую часть статей минералкой по утрам запиваю. Это невыносимо am
      И это в то время, когда кризис в стране.
    2. +4
      27 августа 2019 17:43
      "Измученный минералкой, ваш Никалаич под санкциями..."
      Спасибо ,повесилили !
      Но согласитесь ,не взирая на перерасход конька ,и м.б. перегрузку печени ,без Даманцева ВО было бы куда скучнее ..!
      1. +4
        28 августа 2019 02:15
        Цитата: Ehanatone
        без Даманцева ВО было бы куда скучнее ..!

        Согласен-не спорю ! Я Даманцева "люблю,ценю и уважаю" ! А эта "лёгкая" критика - "почти родственное" отношение,чтобы не "заносило" ! wink А то у Евгения бывает,как у писателя Иванова:Все называли ее Пашечкой из-за нездорового румянца, который был у нее с детства. Она страдала рахитом, эпилепсией, слуховыми галлюцинациями и аневризмой аорты. И ходила поэтому с трудом.
        На лесной тропинке встретился ей Алексей Сергеевич Волк, лучший в лесу хирург - золотые зубы, резавший безболезненно и мгновенно.
        У него было размягчение мозга, и он знал это. Жить оставалось считанные минуты.
        Еле передвигая ноги, Волк подошел к упавшей от изнеможения Красной Пашечке. Она слабо улыбнулась.
        – К бабушке? – тихо спросил Волк.
        – К ней.
        – Поздно, – сказал Волк и, привалившись к березе, дал дуба.
    3. +1
      28 августа 2019 08:47
      Вам статей от других авторов мало?
      Не нравится - не читайте. Вас же никто не заставляет читать автора, который вам не нравится.
      Но не пройти ж мимо, надо тыкнуть, правда?..
    4. Комментарий был удален.
    5. 0
      1 сентября 2019 14:01
      Бывают три типа алкоголиков: выносливые, застенчивые и малопьющие))) вы четвёртый окрыли: САНКЦИОННЫЙ) здоровья вам, берегите себя)))
  5. 0
    27 августа 2019 16:30
    Цитата: igorbrsv
    Кабель к источнику потребления в 140 квт уже неплохой источник помех wassat

    О, кстати ЭМСовместимость это отдельный вид спорта, мало сделать источник помех, надо чтобы при включении этой приблуды сохранилась работоспособность хотя-бы половины бортовой электроники.
    Пока же мы видим, что в РЭБ отряжают специально обученые леталки, задача которых - только РЭБ. Причем судя потнарядам сил помехи ставит аж треть (!) выделенных самолетов. Так что разговоры о американской крутизне в рэб смешны
  6. 0
    27 августа 2019 17:01
    Нам надо научиться у китайцев успешно воровать технологии, зачем биться десятилетиями и снова изобретать велосипед, если можно наиболее важные и необходимые технологии позаимствовать у наших "горячо любимых партнёров" пусть и не совсем честным образом, ведь на кону стоит очень многое и тут уже не до рассуждений о чести и совести. Нужно усиливать и развивать промышленный шпионаж, опять же всем в пример Китай, там это дело хорошо отлажено и поставлено на поток.
  7. +1
    27 августа 2019 17:13
    Цитата: lucul
    О, точно Даманцев!

    Что я сейчас только что у него прочитал :
    американцы готовят новый РЭБ контейнер , с потенциальной мощностью излучения в 120-140 кВт, что вызвано установкой нового мощного генератора , способного выдать 120-140 кВт.
    Тогда как наш отечественная установка Хибина потребляет мощности не более 4 кВт. И на основании этого автор делает вывод , что всё пропало .)))
    Лично я не вижу проблем поставить на самолёт новый генератор ( хотя бы и с
    ДВС) мощностью хоть в 500 кВт. Вопрос в том , что выдержат ли лётчики, излучение такой мощности на борту .....

    Американские летуны уже подняли кипишь, что ненормально высокая заболеваемость онкологией в молодом возрасте, катят балон на БРЛС, а там в среднем киловатт пять-десять в типовом режиме. Так что ждем-с с нетерпением появления новых контейнеров на 140 квт :)
  8. +3
    27 августа 2019 17:35
    "Применение АФАР-излучателей, в сочетании с использованием стойкого к высокотемпературным режимам работы полупроводникового нитрида-галлия, позволяет контейнерам AN/ALQ-249 NGJ-MB формировать один или несколько высокоэнергетических помеховых лучей шириной около 0,5 - 1° (прицельных по частоте и заградительных по направлению) в направлении ПОДАВЛЯЕМЫХ РАДАРОВ противника, обеспечивая двух-четырёхкратное снижение эффективной дальности действия последних на дистанции 100 км и более. К сожалению, менее мощные и располагающие более «древними» излучателями на базе волноводно-щелевых антенных решеток «Хибины» и «Хибины-2» на столь филигранное и избирательное ПОДАВЛЕНИЕ вражеских РЛС, да ещё и на значительном расстоянии, вряд ли способны."

    Уважаемый Евгений Даманцев! Я в виду своей непросвещенности, не понимаю как будет такой комплекс ПОДАВЛЯТЬ другие комплексы??? какой механизм подавления? да мощность устройства вроде нормальная, а когда в широком спектре излучения и на большом расстоянии лучи долетят до нашего самолета (причем как Вы указали - за 100 км), они что, не ослабнут, не рассеются? или он бьет точно и узким лучом как лазер причем на одной точно частоте и мощность с расстоянием не теряют? так радары самолетов не работают как радиоволны на определенной частоте и оборудование таким импульсом не потушишь-на порядок сильнее надо, а то и на 2... не понимаю.. разъясните уж пожалуйста..

    Всегда был уверен, что данный тип устройств - станции активных помех, чтоб в самолет не попали, не навелись, не обнаружили, а оказывается ими можно еще и атаковать и сбивать?

    Ведь вот например про Хибины (назначение):
    Предназначен для радиопеленгации зондирующего сигнала РЛС противника, с последующим искажением параметров отражённого сигнала, а именно для:
    задержки обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
    маскировки истинного объекта на фоне ложных;
    затруднения измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
    ухудшения характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
    увеличения времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

    т.е нигде ПОДАВЛЕНИЯ радаров никого не вижу, по сути то же самое что и Хибины концептуально (причем пока в теории)... наверное я что-то не знаю и матрасники получили технологию с "звезды смерти", ведь если они действительно теперь все радары наши подавить одним самолетом могут- нам можно "белые тапочки" мерять..
  9. +1
    27 августа 2019 18:45
    Цитата: Nestorovich
    Цитата: Е.С.
    Реализовать всю мощь 140квт генератора в помехи крайне затрулнительно, ибо опухнешь тепло отводить даже от высокотемпературной электроники

    вы точно знаете какой техпроцесс у этой электроники и тепловыделение что уверенно так это все утверждаете? Поразите нас своими знаниями.
    Цитата: Е.С.
    Для формирования диаграммы в пол-градуса необходима антенна диаметром больше, чем антенна БРЛС, такой контейнер скорости точно не добавит
    5) Фетишизация АФАР (в т.ч. РЛС Жук с АФАР) выдает пострадавшего от маркетинга и пиара.

    Потому и ставят АФАР, Для того в том числе дабы не понадобилась огромная антенна...

    Ладно, поражу: есть какая штука, даже две, одна называктся закон Джоуля-Ленца, вторая - закон сохранения энергии. Даже ссылку дам, см. школьный курс физики СССР, 6-8 классы.
    По поводу АФАР огорчу еще одной штукой, называется "Уравнения Максвелла", см. учебник по АФУ ща 2 курс профильного вуза.
    Беда в том, что фундаментальные законы физики неподвластны законам маркетинга и PR'а
  10. -1
    27 августа 2019 18:47
    Цитата: советник 2 уровня
    "Применение АФАР-излучателей, в сочетании с использованием стойкого к высокотемпературным режимам работы полупроводникового нитрида-галлия, позволяет контейнерам AN/ALQ-249 NGJ-MB формировать один или несколько высокоэнергетических помеховых лучей шириной около 0,5 - 1° (прицельных по частоте и заградительных по направлению) в направлении ПОДАВЛЯЕМЫХ РАДАРОВ противника, обеспечивая двух-четырёхкратное снижение эффективной дальности действия последних на дистанции 100 км и более. К сожалению, менее мощные и располагающие более «древними» излучателями на базе волноводно-щелевых антенных решеток «Хибины» и «Хибины-2» на столь филигранное и избирательное ПОДАВЛЕНИЕ вражеских РЛС, да ещё и на значительном расстоянии, вряд ли способны."

    Уважаемый Евгений Даманцев! Я в виду своей непросвещенности, не понимаю как будет такой комплекс ПОДАВЛЯТЬ другие комплексы??? какой механизм подавления? да мощность устройства вроде нормальная, а когда в широком спектре излучения и на большом расстоянии лучи долетят до нашего самолета (причем как Вы указали - за 100 км), они что, не ослабнут, не рассеются? или он бьет точно и узким лучом как лазер причем на одной точно частоте и мощность с расстоянием не теряют? так радары самолетов не работают как радиоволны на определенной частоте и оборудование таким импульсом не потушишь-на порядок сильнее надо, а то и на 2... не понимаю.. разъясните уж пожалуйста..

    Всегда был уверен, что данный тип устройств - станции активных помех, чтоб в самолет не попали, не навелись, не обнаружили, а оказывается ими можно еще и атаковать и сбивать?

    Ведь вот например про Хибины (назначение):
    Предназначен для радиопеленгации зондирующего сигнала РЛС противника, с последующим искажением параметров отражённого сигнала, а именно для:
    задержки обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
    маскировки истинного объекта на фоне ложных;
    затруднения измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
    ухудшения характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
    увеличения времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

    т.е нигде ПОДАВЛЕНИЯ радаров никого не вижу, по сути то же самое что и Хибины концептуально (причем пока в теории)... наверное я что-то не знаю и матрасники получили технологию с "звезды смерти", ведь если они действительно теперь все радары наши подавить одним самолетом могут- нам можно "белые тапочки" мерять..

    Подавить мощностью перегрузив АРУ во всей полосе частот? Как бы не потребовался фольфрамовый самолет, боюсь алюминевый расплавится от такой мощности
  11. 0
    27 августа 2019 19:36
    Цитата: igorbrsv
    Интересно что в авиации принято указывать тяговую силу самолета. Но вроде бы у современного истребителя около 400 квт. Знать бы хотелось. Это не все равно что кондиционер на запорожец поставить request

    Тут всё зависит от того, какой самолет:
    Если, к примеру говорить о посконно-ватной Сушке или МиГе, то тут нужен учебник Тоталиторной Физики, тогда мощность двигателя равна произведению тяги на скорость и, на вскидку, если двигло тягой 10 тонн разгоняет самолет до 300 м/сек, то тут мощность 30 мегаватт вынь да положь, никуда не денешься. Тогда какие-то паршивые 200-400 квт это вообще ни о чес
    А если к примеру речь о Пингвине, то тут совсем другое дело, тут нужен курс Либерально-Демократической Физики, там все сложно, там, говорят ечли денег занести можно даже законы сохранения обойти, летит такой Пингвин на крейсерском сверзхвуке и тратит энергии как садовая газонокосилка. Наверное, я точно не знаю, но думаю что за деньги так можно, хотя лучше у ребят с Методичкой уточнить, они лучше знают Демократическую Физику.
    Насчет Запорожца: там моторчик порядка 20-25 КВт, на кондей хватило бы ватт 500 ибо кондиционируемый объес там ничтожный. Нет кондея там по другим причинам :-)
    1. 0
      28 августа 2019 03:41
      Цитата: Е.С.
      Нет кондея там по другим причинам

      Дырок много?
    2. +1
      29 августа 2019 06:38
      тогда мощность двигателя равна произведению тяги на скорость и, на вскидку, если двигло тягой 10 тонн разгоняет самолет до 300 м/сек, то тут мощность 30 мегаватт вынь да положь, никуда не денешься. Тогда какие-то паршивые 200-400 квт это вообще ни о чес

      тяга двигателя измеряется в килограмм силы (можно в ньютонах, тоже самое по сути). Если мы берем вашими словами тоталитарный АЛ-31Ф, то при тяга 7700кгс это будет 75кН. а вот мощность двигателя в ваттах это другое, не одно и то же по понятиям что и тяга. Мощность АЛ-31Ф порядка 12МВт
      для понимания: метрическая лошадиная сила определяется как мощность, развиваемая силой 75 кгс, приложенной в направлении движения к телу, движущемуся со скоростью 1 м/с: 1 л. с. = 75 кг х м/с. Или 735 Вт. Кто хочет может дальше сам на калькуляторе посчитать
  12. +2
    27 августа 2019 20:58
    получило в качестве энергоузла мощнейший интегрированный 635-мм турбогенератор набегающего потока воздуха типа HiRAT («High-Power Ram Air Turbine») мощностью порядка 120 - 140 кВт,

    Интересно. как в 60-ти сантиметровую трубу вдуть 200 кВт, с учётом пограничного слоя от "прилипающего" к поверхностям воздуха и КПД? Даже в 20 кВт не поверю, с какой бы скоростью самолёт бы не пилил. Выше скорость - ниже КПД.
  13. -3
    28 августа 2019 07:25
    Цитата: besik
    Цитата: Е.С.
    Нет кондея там по другим причинам

    Дырок много?

    По чину не положено :-)
  14. 0
    28 августа 2019 09:21
    Более того, два антенных блока комплекса AN/ALQ-249, представленных модулями РТР и излучателями помех, располагают ещё и вспомогательными электромеханическими приводами доворота антенных полотен по азимуту и углу места (+/- 30 и +/- 15 градусов соответственно), что позволяет более эффективно подавлять бортовые РЛС истребителей противника и радары подсвета зенитно-ракетных комплексов, находящихся в боковых полусферах.

    Интересная штуковина получается, для системы РЭБ использовали доворот полотен, чтобы "эффективно работать в боковых полусферах". Но на тех же F-22, F-35 полотна неподвижные, следовательно сделаем вывод, что они "не будут эффективно работать по целям в боковых полусферах". Это и так понятно для тех, кто понимает, вот такие они "чуда техники"... wink
  15. 0
    28 августа 2019 11:55
    Цитата: Е.С.

    Ладно, поражу: есть какая штука, даже две, одна называктся закон Джоуля-Ленца, вторая - закон сохранения энергии. Даже ссылку дам, см. школьный курс физики СССР, 6-8 классы.
    По поводу АФАР огорчу еще одной штукой, называется "Уравнения Максвелла", см. учебник по АФУ ща 2 курс профильного вуза.
    Беда в том, что фундаментальные законы физики неподвластны законам маркетинга и PR'а

    Теоретическую электродинамику, я думаю, большинство изучали. И зависимость напряжённости ЭМП от куба расстояния помним... А вот АФУ видимо был у не многих, формулы приводить не стоит но основные выводы могли бы и озвучить, а то как то голословно и неубедительно.... А причём Джоуль с Ленцем уже и не соображу.
  16. 0
    28 августа 2019 11:57
    Цитата: Е.С.
    О, точно Даманцев!
    " Ибо на сегодняшний день возможности бланкировать сектор направления на источник помех выше у БРЛС с ПФАР"

    В двух словах, для общего так сказать представления, поясните. Пожалуйста.
  17. 0
    28 августа 2019 15:28
    Всё это здорово и замечательно, но как нам говорили отцы-командиры: "Товарищи курсанты, забудьте о красивой исправной технике. В условиях боевых действий фары разобьются, приборы ночного видения выйдут из строя при отсутствии ЗиП, радиосвязь будет ненадёжной, но никто не снимет с вас обязанности выполнить приказ. Вы будете использовать то, что есть под рукой, и должны будете вывести вверенное вам подразделение в заданный район, и выполнить задачу".
    Все эти навороты только до первого выстрела, дальше начнётся обычная свалка, где энергетическое превосходство комплексов РЭБ не даст американцам никаких преимуществ. Там, где война морда в морду, это не имеет никакого значения.
    Вот прямая аналогия, хотя, как известно, "любое сравнение хромает": все видели красивые техничные показательные и формальные выступления каратистов, бойцов ММА и типа того. Бойцы машут руками, дрыгают ногами, высоко прыгают, и вообще наводят жуть. Как только начинается бой, то вся красивая разнообразная техника сводится к схождению вплотную, переводу в партер, и банальную борьбу с
    некоторым намёком на попытки нанести удар. ТАК У ВСЕХ, независимо от направления и стиля.
    Поэтому хватит уже драматизировать ситуацию, это просто смешно.
    1. MSN
      0
      29 августа 2019 10:55
      Отцы командиры Вам не рассказали, что есть рода войск боеготовность которых на 100% зависит от исправной техники? И в боевых действиях замечательно участвуют.
      1. -1
        1 сентября 2019 13:46
        "Рода" - не "рода"... Демагогия это. В жизни всё проще, а потому не надо биться в падучей, вредно для здоровья laughing
  18. 0
    29 августа 2019 12:28
    этож раколет :) будет... ну самолет на котором летчик точно заболеет раком если вся мощность что заявлена действительно излучается, а не греет воздух для лучшей радиозаметности носителя :)
  19. 0
    29 августа 2019 13:30
    Цитата: Ка-52
    тогда мощность двигателя равна произведению тяги на скорость и, на вскидку, если двигло тягой 10 тонн разгоняет самолет до 300 м/сек, то тут мощность 30 мегаватт вынь да положь, никуда не денешься. Тогда какие-то паршивые 200-400 квт это вообще ни о чес

    тяга двигателя измеряется в килограмм силы (можно в ньютонах, тоже самое по сути). Если мы берем вашими словами тоталитарный АЛ-31Ф, то при тяга 7700кгс это будет 75кН. а вот мощность двигателя в ваттах это другое, не одно и то же по понятиям что и тяга. Мощность АЛ-31Ф порядка 12МВт
    для понимания: метрическая лошадиная сила определяется как мощность, развиваемая силой 75 кгс, приложенной в направлении движения к телу, движущемуся со скоростью 1 м/с: 1 л. с. = 75 кг х м/с. Или 735 Вт. Кто хочет может дальше сам на калькуляторе посчитать

    Товарищ! Вы и сами лучше меня знаете, что
    Тяга - это сила, в системе Си - Ньютон
    Скорость - это метры в секунду в той же системе Си
    Джоуль - это Ньютон*Метр
    Ватт - это Джоуль/Сек.
    Произведение тяги на скорость будет Ньютон*Метр/Сек=Джоуль/Сек=Ватт.
    И ваш пример с мощностью посконного движка в 12 МВт говорит о том, что порядок мощности двигателя истребителя на пальцах прикинут правильно.
  20. -1
    29 августа 2019 13:34
    Цитата: MSN
    Отцы командиры Вам не рассказали, что есть рода войск боеготовность которых на 100% зависит от исправной техники? И в боевых действиях замечательно участвуют.


    Страшная Военная Тайна Красной Армии в том, что
    "Наличие неисправности не означает потери работоспособности!"
    Мальчил-Кибальчиш погиб, но тайну эту не выдал.
    А сейчас гриф сняли т.к. никто из современных экспертов и аналитиков не может понять смысл этой фразы
  21. -2
    29 августа 2019 13:40
    Цитата: Кариб
    Цитата: Е.С.
    О, точно Даманцев!
    " Ибо на сегодняшний день возможности бланкировать сектор направления на источник помех выше у БРЛС с ПФАР"

    В двух словах, для общего так сказать представления, поясните. Пожалуйста.


    ПФАР может направить провал диаграммы направленности (практически "Ноль") на источник помехи без ущерба для сопровождения захваченной цели.
    Речь о бортовых РЛС
  22. -1
    29 августа 2019 13:48
    Цитата: Hexenmeister
    Более того, два антенных блока комплекса AN/ALQ-249, представленных модулями РТР и излучателями помех, располагают ещё и вспомогательными электромеханическими приводами доворота антенных полотен по азимуту и углу места (+/- 30 и +/- 15 градусов соответственно), что позволяет более эффективно подавлять бортовые РЛС истребителей противника и радары подсвета зенитно-ракетных комплексов, находящихся в боковых полусферах.

    Интересная штуковина получается, для системы РЭБ использовали доворот полотен, чтобы "эффективно работать в боковых полусферах". Но на тех же F-22, F-35 полотна неподвижные, следовательно сделаем вывод, что они "не будут эффективно работать по целям в боковых полусферах". Это и так понятно для тех, кто понимает, вот такие они "чуда техники"... wink

    В Ф-22 наконец-то поставил еще по паре АФАР по бокам - там место было зарезервировано еще от рождения, мероприятие на 170 Рапторов встало ярдов в семь нерублей. Если что - последнтй авианосец стоит четырнадцать ярдов.
    С Пингвином же все плохо, поэтому ждем открытий на тему " РЛС тоже нафиг не нужна, она еще вреднее сверхманевренности, Сетецентричность наше фсё, и вааще нафиг РЛС если у них есть Шлем (!) и весь самаль облеплен дверными глазками и все виднт на 360°!"
  23. 0
    29 августа 2019 13:52
    Цитата: Кариб
    Цитата: Е.С.

    Ладно, поражу: есть какая штука, даже две, одна называктся закон Джоуля-Ленца, вторая - закон сохранения энергии. Даже ссылку дам, см. школьный курс физики СССР, 6-8 классы.
    По поводу АФАР огорчу еще одной штукой, называется "Уравнения Максвелла", см. учебник по АФУ ща 2 курс профильного вуза.
    Беда в том, что фундаментальные законы физики неподвластны законам маркетинга и PR'а

    Теоретическую электродинамику, я думаю, большинство изучали. И зависимость напряжённости ЭМП от куба расстояния помним... А вот АФУ видимо был у не многих, формулы приводить не стоит но основные выводы могли бы и озвучить, а то как то голословно и неубедительно.... А причём Джоуль с Ленцем уже и не соображу.

    Я выводы озвучил, попросили источники сокровенных знаний. Я озвучил источники - попросили выводы