Стало актуальным переиздание советских учебников

76
В свете разрушительных либеральных нововведений, которые на себе испытала в последние несколько десятилетий и продолжает испытывать сфера отечественного образования, вполне объясним повышенный интерес многих россиян, которым небезразлична судьба будущих поколений и страны в целом, к советскому опыту.





Не секрет, что в 50-60-е годы 20 века образование наряду с другими сферами советского общества, находилось на высочайшем уровне, что отмечали и наши противники. Однако вместо того, чтобы взять за основу всё самое лучшее и передовое для того времени, мы, фактически молчаливо теряя Советский Союз, растеряли и богатейшие наследие и опыт, накопленные отечественной системой образования. Как результат – наличие в современных учебниках ошибок, искажений, неточностей формулировок и откровенной дезинформации. Если смотреть глубже - ухудшение качества образования, воспитание не будущих борцов и творцов, а потребителей, серой массы с завышенной самооценкой.

Именно поэтому в последнее время стал актуальным вопрос переиздания старых советских учебников. Историк и энциклопедист Фёдор Лисицын предлагает рассмотреть несколько замечательных образцов книг прошлого, на которые в наше время стоит обратить своё внимание.

76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    25 августа 2019 19:39
    Комплект советских учебников вручить бы гаранту,по которым он же и обучался,и задать вопрос,как страну довел до такой жизни и когда лгать перестанет!
    1. +13
      25 августа 2019 19:41
      Цитата: Palagecha
      Комплект советских учебников вручить бы гаранту,по которым он же и обучался,и задать вопрос,как страну довел до такой жизни и когда лгать перестанет!

      Ответ будет спокойным, долгим, будут исторические справки, цитаты, шутки.. в итоге вы забудете о чем его спрашивали, а он забудет о чем говорит.. Есть еще другой вариант, просто сразу перейдет к сказкам..
      1. Комментарий был удален.
      2. +7
        25 августа 2019 20:53
        в итоге вы забудете о чем его спрашивали, а он забудет о чем говорит..
        Если кто помнит, именно в таком стиле говорил Горбачёв.
    2. -1
      25 августа 2019 19:50
      Никогда. Как же ему тогда жить? Говорить правду его не учили.
    3. +17
      25 августа 2019 19:53
      Нужно возвращать не только советские учебники, но и советское обучение в наших школах. И как можно быстрее.
      1. +5
        25 августа 2019 22:13
        Образование и нынешняя власть несовместимые вещи. Баранами проще руководить,но даже и здесь у этой проблемы.
      2. +10
        26 августа 2019 01:00
        Я учился в Москве в 1972-1985 гг (студенчество, стажировка, аспирантура). По знаниям и способностям мододых специалистов, получивших дипломы РФ в последние 20 лет, могу сделать вывод о колоссальной разнице в качестве образования в бывшем СССР и нынешней РФ.
        1. +10
          26 августа 2019 01:17
          Я закончил школу в 1977 г. в районном центре. Нас было два класса - 73 выпускника. В этом же году из 73 человек в ВУЗы и Военные Училища нас поступило 54, в техникумы 9 человек. Золотых медалистов у нас не было. В результате из нас вышло: 2 доктора наук, 4 кандидата, 7 директоров предприятий и заводов, 5 заслуженных учителей и один генерал-майор. Этот выпуск до сих пор рекордный. Вот оно образование, факт.
        2. +3
          27 августа 2019 11:31
          Цитата: Vivan
          могу сделать вывод о колоссальной разнице в качестве образования в бывшем СССР и нынешней РФ.

          Я заканчивал школу при закате Союза, и учился очень скромно, на троечку. Жена училась уже при РФ, и на 4-5. Но вот парадокс - уровень знаний у меня выше, чем у неё. laughing Сейчас я её периодически троллю, тыкая незнание ею элементарных вещей.
          1. +2
            27 августа 2019 13:03
            У нас на факультете человек 6-7, которые получили диплом канд. техн. наук в РФ после 2000-го года. У нас традиция такая – всем коллективом факультета отдыхать вместе на море летом (всего 3-4 дня). Однажды как-то случайно сидели в кафешке сразу все кандидаты наук, которые учились в СССР или РФ. Я спросил своих коллег (самому старшему из них – 46 лет): “А вы смотрите какие-нибудь фильмы на русском?”. Выяснилось, что никто художественные фильмы на русском не смотрит, но выпуски последних новостей иногда смотрят трое. Я спросил у этих троих ребят: “И на сколько процентов понимаете?”. Отвечают: “Процентов на 80 наверно”. Я говорю: “Эх, как вам не стыдно! Я покинул Союз в 1985 году, то есть 32 года назад, но я понимаю выпуски новостей на русском на 100% (могу записать на бумаге все предложения в выпуске до единого слова), а художественные фильмы понимаю на 99,5%, то есть возможны отдельные слова, которые не знаю”. Еще спросил: “А вы могли бы читать лекции по специальности на русском?”. Кто говорит, что не мог бы, а кто – “нужно время, чтобы подготовиться”. А я говорю: “Вот я читаю лекцию на вьетнамском, а если бы вдруг мне велели продолжать читать лекцию на русском – я бы спокойно перешел на русский без всякого труда”.
            Проверил также их знание русского жаргона (кемарить, вальнуть, жомкнуть, жукнуть и т.д.) – ни малейшего понятия!
      3. +4
        26 августа 2019 11:42
        Цитата: Egorovich
        Нужно возвращать не только советские учебники, но и советское обучение в наших школах. И как можно быстрее.

        И школах, и ГПТУ и РУ , техникумах и институтах, и даже в УМЛ. Раньше было достойное слово "инженер", а сейчас "бакалавр, магистр" что то напоминает "чёрную магию".
    4. +3
      27 августа 2019 02:19
      Цитата: Palagecha
      когда лгать перестанет!

      Никогда! После стольких плевков в Советскую власть назад отыгрывать поздно. Теперь, даже если на колени встанет, никто не поверит.
  2. +12
    25 августа 2019 19:40
    Логику нужно вернуть в школу!!! 53 года, если не ошибаюсь....
    1. +11
      25 августа 2019 20:19
      Двумя руками за!
      Отсутствие знания логики и критического анализа в обществе вредит обществу. Но зато им проще управлять.... До поры до времени.
    2. +4
      25 августа 2019 23:46
      Цитата: nycsson
      Логику нужно вернуть в школу!!! 53 года, если не ошибаюсь....

      После 53 года пришел Хрущ, и логика ушла.
      1. 0
        26 августа 2019 11:53
        Цитата: Наган
        После 53 года пришел Хрущ, и логика ушла.

        Да ! Натворил "чудотворец".
  3. +8
    25 августа 2019 19:42
    Если учить думать, то количество убежденных потреблятелей ведь может и сократиться... Ну, во всяком случае очень хочется на это надеяться.
    А для капитализма, в котором мы пребываем, сжатие рынка смерти подобно.
    1. +6
      25 августа 2019 19:58
      Цитата: Aleksandre
      А для капитализма, в котором мы пребываем, сжатие рынка смерти подобно.

      Дело в том, что капитализм -это эгоизм, со всеми вытекающими, а эгоизм, одна из причин уменьшения населения, что в нашем случае, потеря государства и русской нации, так как такую территорию не удержать малым населением, да еще и с соседями с миллиардным населением, которым всем нужны ресурсы.. А если еще и учесть, что у нас сам по себе капитализм очень извращен и капитализмом его назвать нельзя, скорее олигархический или государственно корпоративный...то скорость с которой мы движемся в пропасть будет только расти. Единственный выход это возвращение к социально ориентированному государству, с учетом предыдущего опыта, анализа ошибок.
      1. +6
        25 августа 2019 20:22
        Эгоизм это приятно и полезно в тактическом плане. Типа хапну и будет мне хорошо. А в стратегической перспективе хана тебе детям государству....
  4. 0
    25 августа 2019 19:50
    гоблинов навыращивали-хватились
    1. +8
      25 августа 2019 20:33
      Цитата: aries2200
      гоблинов навыращивали-хватились

      А , вы, в сторонке стояли? смотрели как из вашего дитя гоблина растили?
      1. +4
        25 августа 2019 20:45
        так понимаю, что кто минуса поставил с себя ответственность за воспитание своих же детей сняли, переложили на школу... да чего там мелочится? лично на Путина! laughing
        1. +2
          26 августа 2019 11:56
          Цитата: Mouse
          так понимаю, что кто минуса поставил с себя ответственность за воспитание своих же детей сняли

          Так легче жить, перевалил на дядю и живи спокойно.
  5. +4
    25 августа 2019 19:53
    Давно пора. Обаранили два поколения, ввели в морок, дальше только тьма и тупое потребительство. И "Логику" Виноградова обязательно вводить надо: новым юным вряд-ли кто из прежних помочь сможет - придется самим зерна от плевел отделять.
  6. +6
    25 августа 2019 19:56
    Скажу коротко: достали ошибки, искажения/неточности формулировок и просто откровенная "деза.".
  7. +12
    25 августа 2019 19:59
    Достаточно сравнить старый учебник физики под редакцией Ландсберга с нынешней макулатурой, чтобы понять - смысл в переиздании советских учебников есть точно. Умели же раньше объяснять сложные вещи простыми словами. К сожалению со временем возобладал тяжёлый для восприятия псевдонаукообразный стиль изложения. Отсюда и снижение качества обучения.
    1. 0
      26 августа 2019 11:58
      Цитата: асура
      Достаточно сравнить старый учебник физики под редакцией Ландсберга с нынешней макулатурой

      А математические науки, это же день и ночь.
  8. -9
    25 августа 2019 20:00
    Даааа... уж. Вот что заголовок животворящий делает laughing
    1. +3
      25 августа 2019 20:13
      Да ... уж. как мухи на экскременты... а при ком то тоже ЕГЭ было введено никто уже и не помнит...
      1. -2
        25 августа 2019 20:17
        Статью просто никто из комментаторов (воспитанных в СССР, ога) дальше заголовка не прочел.

        Цитата: Офицер запаса
        В СССР из молодых людей растили творческую личность, умеющую думать и созидать

        Растили... только вот что в итоге выросло - легко видно по комменаторам... бр-р-ррр request
        1. -1
          25 августа 2019 20:23
          Цитата: Cat Man Null
          Статью просто никто из комментаторов (воспитанных в СССР, ога)

          зачем читать? это же думать надо... а так похаял власть и в плюсе, что на этом сайте тенденция однако...
          1. -4
            25 августа 2019 20:35
            Цитата: Маша
            похаял власть и в плюсе, что на этом сайте тенденция однако...

            да не тот сайт стал, не тот....
        2. +1
          25 августа 2019 22:35
          В итоге люди с великолепным советским образованием заряжали воду перед телевизором. И раскачивались на сеансах Кашпировского.
          1. +7
            26 августа 2019 00:25
            Цитата: АС Иванов.
            В итоге люди с великолепным советским образованием заряжали воду перед телевизором. И раскачивались на сеансах Кашпировского.

            Чуть позже и вовсе толпы недавних ярых атеистов ломанулись в церкви или секты, превращаясь из "прогрессивной части человечества" в одурманенных мракобесов. Иные, словно зомби, понесли в новые "прибежища"(особый тип финансовых пирамид) и все свои сбережения. am
          2. +1
            26 августа 2019 12:02
            Цитата: АС Иванов.
            В итоге люди с великолепным советским образованием заряжали воду перед телевизором.

            Ох как это не хочется слушать и читать про себя любимого. "Ну это же все делали, но не я, я же умный и грамотный". Но всё же и ты был вместе со всеми.
            1. +2
              26 августа 2019 13:12
              А вы заряжали воду по методу Чумака? Соболезную. Говорят кто то даже пытался таким макаром автомобильную АКБ зарядить. А сеансы Кашпировского да - смотрел. Бесплатный цирк, предтеча нынешних телешоу. Поржать над недоумками - это бесценно!
      2. +3
        25 августа 2019 20:31
        Мнение некоего историка с мнением партии и правительства вряд ли совпадает...
        К тому же есть достаточное количество яйцеголовых, которые так и мечтают выпустить свой учебник в реалиях сегодняшнего дня, хотя законы точных наук почему то не меняются. crying
  9. +7
    25 августа 2019 20:03
    В СССР из молодых людей растили творческую личность, умеющую думать и созидать. Сейчас - потребителя, умеющего, образно говоря, считать до десяти, смотреть телерекламу, расписываться, где скажут, и голосовать, за кого скажут.
    Не будет никакого возврата к советскому образованию. Ибо на фоне грамотного думающего молодого поколения весьма многие алчные и некомпетентные представители нынешней власти будут смотреться весьма убого.
    1. 0
      25 августа 2019 20:09
      Цитата: Офицер запаса
      бо на фоне грамотного думающего молодого поколения весьма многие алчные и некомпетентные представители нынешней власти будут смотреться весьма убого.

      Так и смотрятся в глазах большинства.
  10. +5
    25 августа 2019 20:28
    «…Сегодня усваивают математику около 20% учащихся (геометрию — 1%). В 40-х годах (сразу после войны!) полноценно усваивали все разделы математики 80% школьников, учившихся "по Киселеву"» (Учительская газета. 2001, №44). В Израиле учат математику по дореволюционному Киселёву. http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36366.php
    1. -8
      25 августа 2019 20:32
      Цитата: Александр Ра
      Сегодня усваивают математику около 20% учащихся (геометрию — 1%)

      На ЯПлакаль прочитали? Достойный источник yes

      Автор - Костенко Игорь Петрович, Кандидат физмат наук, доцент кафедры "Высшая математика -1" Ростовского государственного университета путей сообщения.

      Скажите, вы точно знаете, что этот кандидат точно знает, чего, кто и сколько "усваивает"? wink
      1. +2
        26 августа 2019 04:42
        Цель Ваших наскоков - тыгдык-тыгдык - не интересна.
        1. -4
          26 августа 2019 07:05
          Цитата: Александр Ра
          тыгдык-тыгдык

          - это у вас, дружище. Собирать всякий мусор по инету, а потом выдавать его за непредожную истину - вот ваше амплуа.

          Малопочтенное, замечу, занятие negative
  11. -4
    25 августа 2019 20:34
    Цитата: Palagecha
    Комплект советских учебников вручить бы гаранту,по которым он же и обучался,и задать вопрос,как страну довел до такой жизни и когда лгать перестанет!

    А свой ответ он по бумажке зачитает. Вот уже 20 лет читает. Видать в школе стихотворения не учил наизусть.
  12. +2
    25 августа 2019 20:34
    ухудшение качества образования, воспитание не будущих борцов и творцов, а потребителей, серой массы с завышенной самооценкой.
    good good good Вследствие этой самооценки, сия масса становится агрессивной, ежели видит некое ограничение собственных хотелок. И тогда давай шатать-пошатывать - ярчайший пример бешенства с жиру. am
    1. +2
      26 августа 2019 09:15
      Это про какой жир вы говорите? Пальмовый?
      Бешенство от жиру наверху,у них просто от "возможностей" рынка крышу снесло давно. Ельцин начал,а эти мизерабли продолжили.
  13. +5
    25 августа 2019 20:36
    Цитата: Svarog
    Цитата: Офицер запаса
    бо на фоне грамотного думающего молодого поколения весьма многие алчные и некомпетентные представители нынешней власти будут смотреться весьма убого.

    Так и смотрятся в глазах большинства.

    Ну не совсем большинства. Вижу молодых школьного возраста и постарше, для которых лозунг "секас,жвачка,бабло" это все, а думают пусть ботаны. Выборы 2024 покажут реально сколько из молодых думают сегодня о завтрашнем дне не только о своем, но и страны.
    1. -3
      25 августа 2019 20:57
      Цитата: Влад5307
      Ну не совсем большинства. Вижу молодых школьного возраста и постарше, для которых лозунг "секас,жвачка,бабло" это все, а думают пусть ботаны.

      Вы правы, забыл добавить-большинства думающего населения.
      1. -4
        25 августа 2019 21:02
        Цитата: Svarog
        забыл добавить-большинства думающего населения

        Сварог, а вы что, тоже из этого "думающего населения"? wink

        Как-то вы смело за всё это большинство говорить пытаетесь, не опасаетесь обидеть кого ненароком, например?
        1. +2
          26 августа 2019 09:27
          Нет,блин большинство будет за воров,жуликов и миллиардеров голосовать в здравом уме и ясной памяти.Ох, Поражают глубиной толлерантности апологеты нынешнего властного безумия,готовые из соображений "кабы чего не вышло" бесконечно поддерживать власть,которой полученные блага уже давно крышу снесло.
    2. +5
      25 августа 2019 21:08
      Не ждать нужно а настраивать уже сейчас в нужном направлении. Будущее рождается сегодня.
  14. +7
    25 августа 2019 21:06
    Учебники можно переиздать, а где взять советских преподавателей?
    1. 0
      25 августа 2019 22:32
      Ага - одна такая орала и махала свои партбилетом. Закончила уборщицей
  15. +6
    25 августа 2019 21:17
    Самый долгий процесс - обучение детей.
    Требуется 10 лет.
    А для того, чтобы учить детей, нужны учителя.
    Которым учиться еще 15.
    Вот вам и вывод - вымрет старое поколение, обучавшееся по советской методике и все.
    Фурсенко и Ливанов выполнили поставленные задачи. Адью.
    1. +1
      25 августа 2019 23:20
      Цитата: demo
      Вот вам и вывод - вымрет старое поколение, обучавшееся по советской методике и все.

      Цитата: АС Иванов.
      В итоге люди с великолепным советским образованием заряжали воду перед телевизором. И раскачивались на сеансах Кашпировского.
      -тут даже комментировать лень-достаточно копировать комменты...все давным-давно сказано....
  16. +3
    25 августа 2019 21:18
    "Образование" "приехало": станция "Вылезайка". Обратно надо ехать другим поездом. Совсем другим.
  17. +4
    25 августа 2019 21:20
    Как бы мы не старались уберечь своих потомков, от того мусора, которым изобилуют современные учебники, в конце концов мы проиграем. Слишком массированное давление на неокрепшие мозги везде и всюду!
    Максимум, нивелировать самое отвратительное!
    Советские учебники тоже не эталон, но там нет столь мерзких, противоестественных, учений, которые могут привести к деградации всех и вся.
  18. +3
    25 августа 2019 22:09
    Советские учебники остались, как минимум, в одном из суворовских училищ. Результат обнадеживает
  19. -5
    25 августа 2019 22:30
    Еще краткий курс ВКП(б) перепечатайте. Ну кстати физику с математикой может быть, хотя и то не факт
    1. -1
      25 августа 2019 22:56
      Возврат к учебникам тридцатилетней давности? Наука тридцать лет не развивается?
      1. +2
        25 августа 2019 23:21
        В школе дают основы наук, которые практически не затрлнуты развитием науки
      2. +1
        25 августа 2019 23:22
        Старые учебники на плохой бумаги были куда легче чем сейчас. Современный портфель школьника весит рюкзак туриста на две недели
  20. +7
    25 августа 2019 22:41
    Современные учебники по физике и математике, это перепечатка со старых советских. Причём не лучшая перепечатка: Главы перетасованы, темы разбиты или напротив обеднены в непонятные блоки. По видимому современные авторы, таким образом пытались откреститься от плагиата.... Или по другому работать не умеют.
  21. 0
    25 августа 2019 22:59
    Странно, я думал нынешний режим пытается максимально дистанцироваться от СССР
  22. +6
    25 августа 2019 23:19
    Есть такой чекист Фурсенко. Под его чутким, последовательным и планомерным руководством вводился ЕГЭ в стране, под матюки и стоны большинства населения. Какие советские учебники, пока эти люди с довольными лицами строят нам с экранов ТВ стеклянные рыбьи глазки!?! БЕЗНАКАЗАННОСТЬ ПООЩРЯЕТ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗРУШЕНИЕ. И образования, и здравоохранения и пр. государствообразующих сфер жизни...
  23. +8
    25 августа 2019 23:33
    Учебники- это проблема, но главная проблема не в этом.
    Разорвали связь между полученным образованием и родом занятий.
    Можно получить диплом журналиста и отправлять космические корабли бороздить просторы вселенной.
    Можно получить диплом инженера и пойти в коммерцию, и доход будет гораздо выше чем у инженера.
    Тем самым просто обесценивается процесс получения специальных знаний как основы дальнейшей карьеры.
    Если вы закончили политехнический, и нашли прекрасную работу в рекламном агенстве, то те, кто знает о вашем опыте, задают себе вопрос- какой смысл всерьез учить специальные знания, если дальнейшая карьера во многих случаях от их уровня не зависит?
    И никакой самый лучший учебник это проблему- увы! - не исправить.
    Она за стенами школы или университета.
    Как только государство так организует экономику, что залогом карьеры и высокой зарплаты будут специальные для вашей области работы знания, а не умение хитрить и изворачиваться, новые- старые учебники не дадут нужного эффекта......
  24. +4
    26 августа 2019 05:36
    Внук нахватал двоек по математике, физике, истории. После того, как оказалось, что с репетиторов толку нет, сын попросил меня заняться внуком. Достал учебники Перышкина, Киселева, Рыбкина. Разобрал с внуком все темы и на каждую из тем прорешали десятки задач. А что делать, господа (бывшие товарищи)? Только упорный труд дает результат. Был рад от того, что внук стал отличником по этим предметам и сейчас готовится в ВУЗ. С историей внук занялся уже сам. Книги я ему подобрал - благо, в свое время, на полках в книжных магазинах был выбор. И спасибо Л.Н. Гумилеву за его книгу "ОТ Руси до России" - очень помогла. Современную историю скачал с Интернета - советские учебники пока еще есть в доступе. Библиотека спасает, без нее в нынешние времена - просто беда!
  25. +3
    26 августа 2019 06:07
    в моём городе есть православная гимназия, она не связана программами Минобра, поэтому закупила в частном порядке те учебники, которые сочла нужным- старые советские по точным и естественным наукам!
  26. +2
    26 августа 2019 07:21
    Вернуть систему советского образования просто острейшая необходимость для народа, но это невозможно для нашего верхнего, начиная с директоров и крупных чиновников, эшелона власти. Ведь по сути что такое потребитель, это животное которому подкинули материальную, причем зачастую дерьмо в красивой упаковке, жвачку и он стоит жует эту либералистическую лабуду. Причем зачастую не отличая Достоевского от Добролюбова.
  27. +1
    26 августа 2019 09:47
    Поддерживаю тов. Ли Си Цына
  28. +1
    26 августа 2019 11:21
    Согласен и давно об этом говорил, но этого еще недостаточно, да еще с учетом нескольких "потерянных" поколений с извращенными представлениями о свободе и творчестве. Не только советское обучение,а восстанавливать СИСТЕМУ обучения и воспитания, которая начиналась с детского сада и проводилась воспитателями профессионалами, а главное, вся политика государства,всей расплодившейся бюрократической армии,должна быть направлена на создание и развитие российской,жаль что не социалистической,общности людей, патриотичной, культурной. Объединённой общей идеей,способного возродить страну и вытащить из этого болота куда ее загнали наши продажные и и жадные, амбициозные, но бездарные и бесталанные властители.
  29. +2
    26 августа 2019 15:23
    Все это хорошо, советские учебники, книжки, логики, чистописание, нет советского ученика, нет советских ценностей, целей... С родителями учиться, ерунда. Только в школе в коллективе, соревнуясь и учась у товарищей. На государственный уровень.
  30. 0
    27 августа 2019 12:44
    Цитата: Egorovich
    Нужно возвращать не только советские учебники, но и советское обучение в наших школах. И как можно быстрее.

    Александр! Вы работник системы образования, у Вас большой педагогический стаж,да?
  31. 0
    27 августа 2019 12:49
    Цитата: Chaldon48
    а настраивать уже сейчас в нужном направлении

    Идите в школу и... работайте в нужном направлении! Успехов! Мысленно вместе!
  32. 0
    30 августа 2019 15:16
    Слишком поздно хватились.
  33. 0
    18 сентября 2019 09:27
    Переиздание этих книг, это такой удар по этой продажной и гнилой "элите" и сидящих в высоких креслах их же корёжит от всего СОВЕТСКОГО, корёжит от того, что они "выдающиеся" руководители и трёп-менеджеры не могут повторить того, что сделал СССР, в экономике, социальном развитии, науки, образовании и т.д.. Ну ни дано им творить, создавать, приумножать, их удел пилить, делить, тырить. Процветает серость и бездарность.