Минобороны закупит больше полутора тысяч итальянских броневиков

Часть 1. Куплю оружие. Дорого

Совсем недавно всех нас обрадовали одной интересной новостью, а именно тем, что Министерство Обороны России окончательно определилось с закупкой итальянских броневиков IVECO LMV M65 для российской армии, отказавшись, при этом, от отечественного аналога (ГАЗ-2330 «Тигр»), принятого на вооружение три года назад. Кроме того, по сообщениям ряда СМИ, новыми итальянскими броневиками планируется, в перспективе, снабдить МВД и ФСБ, хотя представители данных ведомств пока никак не прокомментировали такие предположения.

В ОАО «Ростехнологии», где будет организована сборка машин, подтвердили информацию о том, что компания ведёт переговоры с IVECO. По словам представителя компании, в этом году будет создана пробная партия, а со следующего начнётся серийное производство. Предполагается, что минимальный оборот составит 500 машин в год.


Минобороны закупит больше полутора тысяч итальянских броневиков


Объём поставок для Минобороны уже согласован, пишет газета «Коммерсант». В ближайшие пять лет оборонное ведомство хочет приобрести 1775 машин IVECO LMV M65. В 2011-2012 годах планируется закупать по 278 машин в год, на протяжении следующих двух лет - по 458 единиц в год, в 2015 году — 228, а в 2016 году — 75 броневиков.

При этом сообщается, что, в общей сложности, Минобороны выделяет на это 30 млрд рублей. В «Ростехнологии» уточнили, что каждая единица техники будет стоить не больше 300 тысяч евро.

По оценкам разных наблюдателей, а также околовоенных аналитиков, Россия попросту «подсела» на иностранное оружие. Не исключено, что Минобороны РФ в ближайшие 5-6 лет закупит вооружений у европейских стран и Израиля на 10 млрд евро. Одним из самых масштабных и обсуждаемых заказов станет покупка вертолётоносцев «Мистраль» у Франции. Сейчас рассматривается схема «2+2», которая подразумевает, что 2 корабля Россия купит в готовом виде, а ещё 2 соберёт на своих верфях.

Кроме того, идёт работа над заключением контракта с израильской компанией IAI («Израильская авиационная промышленность») о лицензионном производстве в России беспилотных летательных аппаратов. Наряду с этим, РФ ведёт переговоры с французскими группами Thales и Safran о поставках дополнительных партий для сборки в России тепловизионных систем и авиационных контейнеров целеуказания. Сообщалось также, что Минобороны РФ собирается закупить у корпорации Safran ограниченную партию экипировки «солдата будущего» FELIN для спецназа ГРУ.

Минобороны закупит больше полутора тысяч итальянских броневиков


Часть 2. Немного об армии или «Кто к нам с мечом...», того мы этим!

Ни для кого из нас, кто хоть немного интересуется Вооружёнными Силами (ВС) России, не секрет, что их состав и стратегия применения определяется текущей военной доктриной, принятой в государстве на основе закона. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» и вступившим в силу с момента подписания (опубликован в «Российской газете» 10 февраля 2010 г.), основными задачами Вооружённых Сил РФ в период непосредственной угрозы военной агрессии является:

а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооружённых Сил и других войск в целях проведения мобилизационного и стратегического развёртывания;

б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;

в) участие в обеспечении режима военного положения;

г) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;

д) выполнение международных обязательств РФ по коллективной обороне, отражение или предотвращение, в соответствии с нормами международного права, вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой.

Кроме того, в военное время Основными задачами Вооружённых Сил являются:
– отражение агрессии против Российской Федерации и её союзников;
– нанесение поражения войскам (силам) агрессора;
– принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам РФ и её союзников.

То есть, не считая задач мирного времени, основным назначением вооружённых сил является быть «карающим мечом» в руках государства, который призван обеспечить свободу и независимость для всех граждан Российской Федерации от внешнего агрессора.

Правда, в современную доктрину РФ, среди задач мирного времени затесался ряд пунктов, которые в былые времена были не то, что «несвойственны» вооружённым силам — никто даже и не думал нагружать подобными задачами Армию.

Так, например, одними из основных задач Вооружённых Сил в мирное время являются:
– борьба с терроризмом;
– участие в охране общественного порядка;
– обеспечение общественной безопасности.

Участие регулярной армии в пресечении несанкционированных митингов и демонстраций, беспорядков и даже различного рода вооружённых конфликтов на территории самого государства противоречит самой природе и предназначению вооружённых сил, что особенно ясно становится видно при рассмотрении их не изолированно, а в совокупности с другими элементами силового механизма государства. Подобное использование войск ведёт к обострению их отношений с народом, подрывает авторитет человека в погонах.

Применение армейских частей для несвойственных им целей хотелось бы рассматривать как вынужденную, временную меру по компенсации слабости других инструментов поддержания или восстановления порядка и стабильности внутри страны. Тем более что в нашем государстве предостаточно других силовых ведомств, которым такие функции близки, а самое главное именно они и призваны решать данные задачи.

Например, внутренние войска (ВВ). Основными задачами внутренних войск МВД России являются:

– участие, совместно с органами внутренних дел, в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооружённых конфликтов, пресечении в указанных районах вооружённых столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооружённых формирований, а в случае оказания ими вооружённого сопротивления — в их ликвидации;

– участие, совместно с органами внутренних дел, в принятии мер по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах, примыкающих к районам чрезвычайного положения или районам вооружённых конфликтов;

– участие в пресечении массовых беспорядков в населённых пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях;

– участие, совместно с органами внутренних дел, в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения;

– участие, совместно с органами внутренних дел, в борьбе с преступностью в порядке, определяемом настоящим Федеральным Законом;

- участие, совместно с органами внутренних дел, в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населённых пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;

– выделение пограничным органам ФСБ сил и средств для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями министра внутренних дел и Директора ФСБ.

– соединения и воинские части (подразделения) внутренних войск, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, участвуют в контртеррористических операциях и обеспечении правового режима контртеррористических операций.

Отдельный вопрос — роль и место армии в силовом механизме. Международный опыт подтверждает, что государства используют вооружённые силы для пресечения незаконных попыток изменения государственного строя, территориальной целостности, а в некоторых случаях для вторжения в соседние государства для свержения существующего там государственного строя. Можно предположить, что использование вооружённых сил не по своему прямому назначению таит в себе опасность превращения их в активное средство разрешения внутриполитического и внутригосударственного противоборства, особенно в напряжённых для страны ситуациях.

Другими словами кто-то очень настойчиво и заботливо решил продублировать функции внутренних войск в задачах мирного времени вооружёнными силами РФ.

Часть3. «Щит и меч», или каждой IVECO по мине

Но мне бы хотелось поговорить не о стоимости IVECO LMV M65, не о преимуществах или недостатках данной техники по сравнению с отечественными разработками или о качестве написания законов которые регламентируют применение Вооружённых Сил РФ. Мне бы хотелось поговорить о месте и уместности использования техники типа IVECO LMV M65 в рядах ВС РФ.

Было бы несправедливо ничего не сказать о тех конструктивных особенностях данного типа техники, которые так заинтересовали нашего министра обороны Сердюкова А.Э. и его верного заместителя по вооружению, Поповкина. Например, бронетранспортёр LMV выдерживает подрыв взрывного устройства под колесом или днищем, соответствующего по мощности 6 килограммам тринитротолуола, и отличается 6-м классом защиты. Причём некоторое время назад компания Iveco опубликовала список случаев подрыва LMV, которые находятся в Афганистане: машины обстреливали автоматами и гранатомётами, подрывали минами и фугасами — погибших нет, бойцы обходились только лёгкими ранениями.

Как говорят специалисты Iveco, это заслуга конструкции: для обеспечения максимальной защиты экипажа «обитаемый» отсек отделён от моторного и грузового, чтобы при подрыве ударной волной разрушались только передняя или задняя части машины. Причём сиденья экипажа закреплены упруго, чтобы амортизировать удар, а снизу бойцов защищает U-образное днище (такая форма гарантирует хорошее отражение осколков), выполненное из двух видов брони: стальной и композитной. Дополняют картину вставки в колёсах, которые позволяют передвигаться на простреленных шинах.

Но раз продавцы IVECO LMV M65 заговорили о достоинствах такого типа машин при подрывах на минах и фугасах, то стоит вспомнить немного исторического опыта полученного нашими вооружёнными силами в Афганистане.

Война в Афганистане была очень жестокой для наших солдат, в том числе, из-за частых подрывов на минах. Минная война в Афганистане — это, прежде всего война на путях движения. Как правило, местами установки минно-взрывных заграждений моджахеды выбирали дорожные сооружения: горные перевалы, узкие входы в долины, крутые повороты дорог, подъёмы и спуски на них, пешеходные и вьючные тропы, входы в пещеры и в заброшенные постройки, подходы к источникам воды, входы в кяризы, оазисы и рощи, тоннели. Взрыв заряда должен был не только нанести урон, но и задержать продвижение войск на максимально длительное время, а при устройстве засады — лишить манёвра. Имея хорошую разведку, моджахеды нередко заранее знали о предстоящем продвижении колонн, что позволяло им проводить соответствующую подготовку своих действий. Но не следует забывать, что все вопросы минно-взрывного дела и тактику минной войны афганским моджахедам преподавали западные инструкторы в пакистанских лагерях.

Справедливо было бы заметить и то, что в Афганистане советские войска получили беспрецедентный опыт современной борьбы с минами и фугасами, а так же с теми, кто их закладывает на дорогах. Да, безусловно, потери в личном составе и технике были, это секрет Полишинеля. Но, если почитать мемуары участников тех событий или военно-научную литературу тех времён, то можно проследить очень интересную картину. Как правило, моджахеды нападали на те колонны, которые либо были сформированы из небольшого количества техники, либо на те, которые не имели достаточных сил и средств для прикрытия флангов колонны, авангарда и арьергарда. Другими словами — это были отдельно передвигающиеся группы техники, а не боевые подразделения.

Сами понимаете, уничтожить колонну из двух КамАЗов и одной БМП намного проще, чем нанести серьёзный вред колонне мотострелкового батальона с достаточным количеством тяжёлого вооружением, средствами траления, радиоподавления, имеющую в своём составе от сапёров до химика-дозиметриста, идущую с походным охранением, в точном соответствии с боевым уставом сухопутных войск (нынче этот документ называется немного по-другому, но суть от этого не меняется). В условиях гористой местности организовать выполнение и соблюдение всех мероприятий, обеспечивающих максимальный уровень безопасности колонны невероятно сложно, но всё-таки можно, а для того, чтобы, по-глупому, не терять технику и людей — ещё и нужно. Но, по нашему народному обычаю, точное, «буквальное» выполнение всех предписанных мероприятий считается необязательным, а в Чечне, особенно в период первой кампании, подобные мероприятия зачастую не проводились вовсе. То есть, несмотря на то, что «устав написан кровью», у нас - всё по-прежнему. «Бардак — это не беспорядок, это такой порядок».

Если обратится к первоисточнику — боевому уставу, то, при угрозе столкновения с противником (каковая в Афганистане была постоянно), войска вообще должны передвигаться («совершать марш», если быть совсем точным в военной терминологии) исключительно в составе подразделений.

Дабы не быть голословным:

«Марш — организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж. Он является основным способом передвижения батальона (роты). Марш может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником, а по направлению движения — к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл. Во всех случаях марш совершается скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в боевой обстановке и в глубоком тылу своих войск — и днём. В любых условиях подразделения должны прибыть в назначенный район или на указанный рубеж своевременно, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи.

При угрозе нападения наземного противника, в зависимости от характера местности, высылаются головные и замыкающие дозоры, или дозорные отделения на удаление, обеспечивающее наблюдение за ними, поддержку их огнём и исключающее внезапность нападения наземного противника на охраняемую колонну».

Возникает вопрос: почему всё так здорово на бумаге и так плохо в реальной боевой обстановке?

А наверное потому, что в той же Чечне, как правило, действовали не слаженные войсковые подразделения, «заточенные» на войну с внешним агрессором, а наспех сформированные сводные воинские части, которые не имели не то что вооружения по полному штату, но зачастую были слишком ограничены как в способах, так и в методах борьбы с бандитами которые устраивали засады на дорогах.

Часто из новостных репортажей СМИ мы слышали: то там, то сям в Чечне произошло нападение на колонну ОМОНа.
А ОМОН — это всё-таки милиция, хоть и особого назначения. Действиям в боевой обстановке, которые регламентируются боевым уставом, не обучена.

Специфика у неё совсем другая. А те мероприятия, которые осуществлялись в Чечне, явно требовали от руководителей сводных подразделений МВД соответствующих (отсутствующих) знаний, опыта и умений. Если бы сообщили, например, что стратегическая ядерная ракета, запущенная начальником РОВД, в цель не попала, кто-нибудь удивился бы?

Как видно — возникает противоречие. С одной стороны — боевые (по боевому уставу) действия должны вести подразделения Министерства Обороны, которое существует для отражения нападения извне, и действовать против граждан своей страны не может. С другой стороны — наведение общественного и конституционного порядка внутри страны — функция МВД, но «действовать по боевому уставу», в «боевой обстановке» подразделения милиции и её командование не подготовлены, да и что скрывать, не умеют. Приплюсовывается ещё один негативный фактор. Зачастую МВД отправляло в Чечню абсолютно «штатских» руководителей из всяких ГОВД и РОВД единственно с целью получения «боевого» стажа и, соответствующих этому стажу, привилегий. Так что потери наполовину на их совести.

Часть 4. «Оргвыводы»

Так о чём это я? Всё-таки нужна или не нужна российской армии IVECO LMV M65? Можно ответить смело и без оглядки — машины подобного класса в вооружённых силах были бы не лишними и, возможно, заняли бы свою нишу.

К слову сказать, те же подразделения НАТО, дислоцированные в Ираке, вынуждены использовать данный тип техники, ибо то, чем они там занимаются, вполне обоснованно предполагает широкое использование подобного типа машин.

Например: на очередном патрулировании улиц Багдада, постреляют американские пехотинцы очередные попутно двигающиеся машины мирных иракцев, убьют с десяток человек, которые виноваты только в том, что живут в Ираке, а волею судеб в их государстве есть большие запасы нефти. Ведь в таком случае, стоит опасаться, что какой-то обиженный житель Ирака, из ненависти к сеющим демократию американским солдатам, закопает на дороге фугас и подорвёт очередной джип-броневичок. Из такого расчёта, конечно же, стоит закупать машины с бронекапсулами и ставить их на вооружение для защиты своих солдат.

Но, насколько я знаю, в отличие от американской, российская армия вроде бы не собирается кататься, например, по Ираку и не развлекается «пострелушками» по гражданским сооружениям и гражданскому автотранспорту, вызывая, тем самым, справедливое негодование мирных граждан ближневосточного государства.

Другими словами: крути — не крути, а при наличии всего ныне существующего спектра военной техники в Вооружённых Силах РФ максимум, для чего машины класса IVECO LMV M65 могут пригодиться — это возить командира бригады (батальона) и других армейских командиров. А вот для ВВ и других подразделений, которые призваны, в первую очередь, принимать меры по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах, примыкающих к районам чрезвычайного положения и районах вооружённых конфликтов и бороться с терроризмом (а также участвующих в пресечении массовых беспорядков в населённых пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях), техника подобного класса весьма бы пригодилась.
Автор: SOLDIER
Первоисточник: http://inoforum.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://inoforum.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 2
  1. djjn 2 декабря 2010 21:06
    А не пора-ли Сердюкову в отставку?
    djjn
  2. inej2 10 мая 2011 14:03
    Гнать поганой метлой вместе с главкомом сухопутных войск....
    inej2
  3. TeR 30 декабря 2014 08:30
    Цитата: djjn
    А не пора-ли Сердюкову в отставку?

    А ведь сбылось! laughing
    TeR

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня