Первый построенный с нуля Ту-160М выйдет на испытания в конце 2020 года

64
Первый построенный с нуля стратегический бомбардировщик Ту-160М "Белый лебедь" выйдет на испытания в конце следующего года. Параллельно ведется строительство первой партии серийных стратегов по контракту с Минобороны. Об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

Первый построенный с нуля Ту-160М выйдет на испытания в конце 2020 года




Выкатка первого построенного с нуля самолёта Ту-160М произойдет в конце 2020 года, заявил министр. По его словам, в настоящее время идет строительство первой серийной партии стратегов, согласно заключенному с Минобороны на контракту на постройку 10 новых стратегических бомбардировщиков. Одновременно с постройкой новых Ту-160М, ведется глубокая модернизация строевых самолетов Ту-160. Министр подчеркнул, что работы будут закончены в установленные военным ведомством сроки, однако точные сроки и количество машин назвать отказался.

В состоявшемся разговоре были затронуты темы, касающиеся и других самолетов, стоящих на вооружении ВКС РФ. По словам Мантурова, уже в этом году начнутся испытания первого глубоко модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-95МСМ и одновременно с этим планируется заключить контракт с Минобороны на модернизацию всех строевых Ту-95МС.

В отношении глубоко модернизированного дальнего бомбардировщика Ту-22М3М министр пояснил, что первая опытная машина находится на заводских летных испытаниях, к концу года к ней присоединится вторая. На третий квартал следующего года запланированы совместные с Минобороны государственные испытания. В настоящее время готовится контракт с военным ведомством на модернизацию всего парка строевых Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М.

Также, по словам министра, ведутся работы по созданию нового дальнего противолодочного самолета, который в перспективе заменит Ту-142 и Ил-38. Окончательный выбор будет сделан до конца этого года.
  • Минобороны РФ
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    26 августа 2019 11:41
    А говорили, что компетенцию и технологию тю-тю???
    Врут всё, жив ещё курилка!!!
    1. +10
      26 августа 2019 11:53
      Цитата: rocket757
      А говорили, что компетенцию и технологию тю-тю???
      Врут всё, жив ещё курилка!!!

      Ага, а ещё постоянно говорят, что все разворовано Володей..
      1. +8
        26 августа 2019 12:10
        Цитата: НасРать
        Ага, а ещё постоянно говорят, что все разворовано Володей..

        Спорный вопрос, а истина как всегда, где то там, за углом.
        Восстановили б весь наш авиапром!!! тогда и разговоров пустых стало б много меньше!
        1. -24
          26 августа 2019 12:46
          Выкатка первого построенного с нуля самолёта Ту-160М произойдет в конце 2020 года, заявил министр.

          Меня терзают смутные сомнения....А корпус самолёта разве не из заделов ?
          Кто может дать ссылку на 10 самолётов? На хрена этот мастадонт нужен ? Старый самолёт, точнее летающий стадион , со старыми нерациональным схемами....Тем более в предверии ПАК ДА...Больше 3 штук, ну может 5 не надо....Ну потренировались, восстановили производство и хватит...
          1. +2
            26 августа 2019 13:44
            Цитата: VO3A
            Выкатка первого построенного с нуля самолёта Ту-160М произойдет в конце 2020 года, заявил министр.

            Меня терзают смутные сомнения....А корпус самолёта разве не из заделов ?
            Кто может дать ссылку на 10 самолётов? На хрена этот мастадонт нужен ? Старый самолёт, точнее летающий стадион , со старыми нерациональным схемами....Тем более в предверии ПАК ДА...Больше 3 штук, ну может 5 не надо....Ну потренировались, восстановили производство и хватит...

            Да красивый он, КРАСИВЫЙ!!! хоть и орудие ..."миротворчества" очень условное.
            Как, такой аргумент пойдёт?
            1. 0
              26 августа 2019 13:51
              С вами согласен, в первую очередь флаг ...Его видно, их можно отслеживать, спрятать их нельзя, простая дешёвая программа ,которая считает их каждую секунду.
              1. +5
                26 августа 2019 14:06
                Что и когда получится с новым самолётом, это пока вопрос! А 160 это реальная боевая, грозная машина. Флагман всего воздушного флота! Потенциал модернизации он имеет.
                1. -3
                  26 августа 2019 15:18
                  На борту самолета имеется большое количество электронно-вычислительных цифровых устройств. Общее число цифровых процессоров, автономных и в сетевой структуре, обеспечивающих работу систем и оборудования, превышает 100 единиц


                  http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu160.html
                  1. -2
                    26 августа 2019 16:45
                    Цитата: VO3A
                    На борту самолета имеется большое количество электронно-вычислительных цифровых устройств. Общее число цифровых процессоров, автономных и в сетевой структуре, обеспечивающих работу систем и оборудования, превышает 100 единиц

                    и? К чему приводить данные Ту-160, когда как новый борт будет почти во всем (кроме планера) новым?
          2. +13
            26 августа 2019 14:37
            На хрена этот мастадонт нужен ? Старый самолёт, точнее летающий стадион , со старыми нерациональным схемами....Тем более в предверии ПАК ДА

            прям в предверии? Где оно, это "дверие" и когда будет? Одни говорят Ту-95 не нужен, вы говорите Ту-160 не нужен. Вообще ракетоносцы не нужны. Все готовы в утиль списать. Вас Горбачев в детстве покусал?
            1. +3
              26 августа 2019 17:36
              Цитата: Ка-52
              Вас Горбачев в детстве покусал?

              laughing good
          3. +3
            26 августа 2019 14:38
            Цитата: VO3A
            Меня терзают смутные сомнения....А корпус самолёта разве не из заделов ?

            Как я понял, заделы (там, вроде бы, и был всего один комплект) пошли на строительство самолета для испытаний. А этот, судя по информации - "нулевый"
            1. 0
              26 августа 2019 16:44
              Цитата: Piramidon
              там, вроде бы, и был всего один комплект

              их было четыре.
              Цитата: Piramidon
              пошли на строительство самолета для испытаний

              не для самолета для испытаний, а на предсерийный образец
              1. -1
                26 августа 2019 17:42
                Цитата: Григорий_45
                не для самолета для испытаний, а на предсерийный образец

                И испытывать его не будут?
                1. -2
                  27 августа 2019 13:43
                  Цитата: Piramidon
                  И испытывать его не будут?

                  испытывают абсолютно все самолеты hi
          4. 0
            26 августа 2019 16:42
            Цитата: VO3A
            А корпус самолёта разве не из заделов ?

            нет. Он кончился.
            Из имевшегося задела построили три самолета: два Ту-160 в 2000 и 2008 году, и один Ту-160М (сер. №804) - в 2018.

            Цитата: VO3A
            Кто может дать ссылку на 10 самолётов?

            https://bmpd.livejournal.com/3065544.html

            Цитата: VO3A
            На хрена этот мастадонт нужен ?

            есть что предложить взамен, здесь и сейчас?
            1. -6
              26 августа 2019 16:53
              Цитата: Григорий_45
              Цитата: VO3A
              На хрена этот мастадонт нужен ?

              есть что предложить взамен, здесь и сейчас?

              Взамен чего? Зачем вообще нужен этот класс самолетов?
              1. +1
                26 августа 2019 17:20
                Цитата: Ратуш
                Зачем вообще нужен этот класс самолетов?

                Стратегический бомбардировщик - боевой самолёт, способный нести авиационное оружие (авиационные бомбы, крылатые и баллистические ракеты), в том числе ядерное, предназначенный для нанесения бомбовых и ракетных ударов по стратегически значимым объектам, расположенным на территории враждебного государства, с целью подрыва его военного и промышленного потенциала.

                Стратеги - составная часть ядерной триады.

                Они же - оружие сдерживания.

                Но лучше бы деньги пенсионерам раздали, вы к тому речь завели?
                1. -8
                  26 августа 2019 17:38
                  Нет.Я к тому что летящие стадионы с ЭПР в сотни метров -пережитки 60 летней давности ...деньги на ветер
          5. 0
            26 августа 2019 17:53
            Цитата: VO3A
            А корпус самолёта разве не из заделов ?

            Корпус тоже новый.Ясно же написано-с нуля. И чем вам это корпус не угодил?Стелс технологии нет? А с чего вы взяли,что нет?

            Цитата: VO3A
            Старый самолёт, точнее летающий стадион , со старыми нерациональным схемами..

            Угу...взяли и поставили схемы 80-х годов. fool
            Цитата: VO3A
            На хрена этот мастадонт нужен ?

            А нахрена нужны Бореи? А давайте и их на иголки пустим? Я уж не говорю о том,что под ТУ-160 уже разрабатывается ракета повышенной дальности,в сравнении с Х-101/102. Это ладно...вам же важен вопрос-на хрена? fellow
            Цитата: VO3A
            Тем более в предверии ПАК ДА...

            А вы даты серийного производства ПАК ДА знаете? Сколько ждать не расскажите этот ПАК ДА и сидеть,слушать ваши слова о том,что нафига нам вообще стратег надо?
            Цитата: VO3A
            Больше 3 штук, ну может 5 не надо....

            Скорее 10-15 бортов. При том,что при СССР в самые хлебные годы выпускали по 4 борта в год. То есть лет на 5-7 работы. А там глядишь и с ПАК ДА разродятся.
            Цитата: VO3A
            Ну потренировались, восстановили производство и хватит...

            Вы это серьезно?То есть ради 4 бортов,и тренировки,надо было восстанавливать миллиардное производство? Мда...тяжелый случай.
        2. +2
          26 августа 2019 14:36
          Цитата: rocket757
          Восстановили б весь наш авиапром!!!

          Прям так быстренько? Ломать намного проще, чем строить.
          1. +1
            26 августа 2019 17:17
            Цитата: Piramidon
            Цитата: rocket757
            Восстановили б весь наш авиапром!!!

            Прям так быстренько? Ломать намного проще, чем строить.

            Начинать строить надо было ВЧЕРА! Ладно, не получилось, так хватит ПЛАНЫ СТРОИТЬ, РЕШЕНИЯ ПРИНИМАТЬ, надо дело делать, иначе и послезавтра мало что сами делать не будем!
        3. +2
          26 августа 2019 15:21
          Цитата: rocket757
          тогда и разговоров пустых стало б много меньше!

          да как же их меньше то станет? они на то и "пустые" чтоб к делу не относиться wink
          1. +2
            26 августа 2019 17:19
            Цитата: SanichSan
            Цитата: rocket757
            тогда и разговоров пустых стало б много меньше!

            да как же их меньше то станет? они на то и "пустые" чтоб к делу не относиться wink

            Простая истина! Перестаешь впустую болтать, реальное дело делаешь, так и о тебе пустых разговоров мно-о-ого меньше! Не с чего!
    2. +9
      26 августа 2019 12:08
      Технологии, на самом деле, да, тю-тю. Бо повторить старые технологии, в связи с развитием Науки и Техники и изменением станочного парка невозможно. Возможно повторить и усовершенствовать изделие на новой научно-технической базе. И Самолет производится на современном оборудовании а не на том, что было изначально.

      Пример: Средневековый доспех рыцаря, создать сегодня можно. Но это будет сегодняшний доспех, бо этих кузнецов как и средневековой стали / металла как и технологии уже нет, а есть сегодняшние материалы и сегодняшние кузнецы с сегодняшним инструментом и технологиями обработки
      1. +4
        26 августа 2019 12:57
        Скорее рыцарь современности будет уже в кевларовых доспехах или из какой-нибудь металлокерамики и углеволокна))
        1. +3
          26 августа 2019 13:55
          Современные рыцари, сиречь воины, в кевларовые доспехи уже одеты. Я же о сегодняшнем изготовлении доспехов средневековых.
          1. +4
            26 августа 2019 14:41
            Вы обозвали Лебедя "средневековым"? Ну тогда американский B-52 времен вымерших динозавров. laughing
            1. +1
              26 августа 2019 17:00
              Мне почему-то запомнилась фраза амерской Кондолизы о "ржавых советских" Ту-160, когда они еще в Венесуэлу летали лет 10 назад или около того.
      2. +3
        26 августа 2019 13:43
        Цитата: Светлан
        Технологии, на самом деле, да, тю-тю. Бо повторить старые технологии,

        Всё правильно. Если можно ПО НОВОМУ сделать изделие выполняющее необходимые функции!!! да хоть как, но по новым технологиям прагматичнее во всех отношениях!
        1. +1
          26 августа 2019 19:10
          А какие новые технологии появились за последние 30 лет? Практически все как было, так и осталось. Попробуете сделать по новому, из других материалов, или даже слегка изменив конструкцию, получится новый самолёт, со всеми вытекающими. Так что остаётся два варианта - либо все по старому и без особых проблем, либо по новому со всем букетом испытаний нового изделия. Третьего не дано.
          1. 0
            26 августа 2019 20:30
            Все таки применение новых материалов и улучшенных технологий, это не создание чего то на новых физических принципах! Конструкторские изменения, модернизация есть и будет всегда.
  2. +7
    26 августа 2019 11:42
    Хорошая новость! good
  3. +7
    26 августа 2019 11:46
    Почему пишут в статье просто: Ту-160М? Разве не было модернизации этих машин в течении срока эксплуатации? Одно время слышал и читал так: Ту-160М2. Путаница какая-то.
    Ведь тот же Ту-95МС доводят до уровня Ту-95МСМ .
    1. -1
      26 августа 2019 11:52
      Так и В-52 уже давно никаких новых индексов не присваивают. winked
    2. +1
      26 августа 2019 12:24
      Цитата: Невский_ЗУ
      Почему пишут в статье просто: Ту-160М? Разве не было модернизации этих машин в течении срока эксплуатации?

      Вы "правомочны" в своих сомнениях ! Мне тоже приходилось "слышать" о модернизации некоторых "стратегов" в начале этого века...но это касалось уже произведённых самолётов.А тут идёт разговор о "недавно произведенном" аппарате...(хотя мне "кааажется",что ,как минимум, один модернизированный "стратег" был произведён в конце 20-го -начале 21-го столетий...). Отсюда,можно сделать вывод,что авиагруппа "бомберов" в Энгельсе состоит из Ту-160 и Ту-160М...А известная история с будущим производством "старого нового" бомбера связана с Ту-160М2 !
      P.S.Я допускаю даже то,что "официально" Ту-160М не принимался на вооружение...но ранее в специализированных источниках говорилось именно о модернизации и упоминался модернизируемый самолёт,как Ту-160М !
    3. 0
      26 августа 2019 12:24
      Ну да, Ту 160М нет уже вроде, так как их модернизировали до М1, а М2 это уже новый про который говорится в статье.
    4. -5
      26 августа 2019 12:55
      Не было никакой модернизации , оборудование было неисправно, летало пару штук, за счёт всех остальных ...Модернизация до 160М позволила создать заново производство электронного оборудования в России...Но самолётов мало, это же оборудование влепили на Ту-22М3М , которые ещё не развалились, заодно решили сделать из оставшихся корпусов "новые" ТУ-160М ...Не удивительно , что и на новые модификации старых Ту-95 , тоже вариант такого же оборудования ставят...
      1. -1
        26 августа 2019 13:02
        Цитата: VO3A
        Не было никакой модернизации , оборудование было неисправно, летало пару штук, за счёт всех остальных .

        Значит у меня эффект Манделы wassat laughing
    5. 0
      26 августа 2019 13:49
      Цитата: Невский_ЗУ
      Почему пишут в статье просто: Ту-160М? Разве не было модернизации этих машин в течении срока эксплуатации? Одно время слышал и читал так: Ту-160М2. Путаница какая-то.
      Ведь тот же Ту-95МС доводят до уровня Ту-95МСМ .

      Все дело в уровне модернизации машин. В советский период обновление оборудования Ту-160 было незначительным, т.к. эти машины и так были новые и буквенные символы не присваивались. Сейчас степень отличия в оборудовании гораздо больше и эти машины заслуживают измененного индекса Ту-160М и Ту-160М2
    6. -1
      26 августа 2019 16:51
      Цитата: Невский_ЗУ
      Одно время слышал и читал так: Ту-160М2

      Ту-160М2 только строят. О нем речь в статье.
      Предсерийный М2 совершил полет в январе 2018 года, это тот самолет, что был собран из оставшегося от Союза задела
      Цитата: Невский_ЗУ
      Путаница какая-то.

      есть такое. Многие журналисты и остальные писаки выдают желаемое за действительное, или просто ошибаются по незнанию.
      1. 0
        26 августа 2019 17:01
        Та же хрень долгие годы творилась с путаницей двигателей для Т-50: 117 и 117С. Мол у Т-50 точно такие же движки, как у Су-35...
  4. +7
    26 августа 2019 11:46
    Важность этой новости трудно переоценить. Я чрезвычайно рад.
    1. +5
      26 августа 2019 11:51
      Трудно переоценить будет, когда эта новость будет о ПАК ДА.
      1. +4
        26 августа 2019 13:57
        Цитата: Слон
        Трудно переоценить будет, когда эта новость будет о ПАК ДА.

        Мы еще не знаем что и когда получится из ПАК ДА, давайте не будем делить шкуру неубитого медведя, а Ту-160 реален и очень эффективен и даже один Ту-160М сегодня, гораздо важнее 10 ПАК ДА, которые появятся когда нибудь.
      2. +2
        26 августа 2019 17:34
        Цитата: Слон
        Трудно переоценить будет, когда эта новость будет о ПАК ДА.

        Нет, именно сейчас.
        Дело в том, что состояние отечественного авиапрома в части создания тяжелых боевых самолетов внушало очень большие опасения. И вполне могло получиться так, что к моменту готовности к серии ПАК ДА его банально некому было бы делать. Строительство "с нуля" Ту-160М обеспечит восстановление и сохранение производственной базы, и это действительно ОЧЕНЬ хорошая новость
  5. -4
    26 августа 2019 11:50
    Постепенно сходим с "мёртвого" якаря.
  6. -1
    26 августа 2019 11:59
    -
    В настоящее время готовится контракт с военным ведомством на модернизацию всего парка строевых Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М.

    Это сколько уже лет в строю. И всё летают
    1. -1
      26 августа 2019 12:49
      Да, летают пока хорошо. Но уже сейчас крайне необходимо форсировать создание и производство перспективных авиакомплексов. Работы по созданию ПАК ДА в установленные сроки уже развернуты в "Туполеве" и на предприятиях кооперации.
      1. -8
        26 августа 2019 13:02
        Они никогда хорошо не летали, посмотрите истории катастроф....Длинный ненесущий фюзеляж, маленькое высоконагруженное крыло, ещё и переменной стреловидности....Нашли всего 30 штук для модернизации, остальные почти развалились....
        1. +2
          26 августа 2019 14:04
          История катастроф показывает, что плохо летали машины ранних вариантов. Ту-22М3 очень сильно отличаются от них как по возможностям, так и по надежности, а вы наверно если не придумаете какого то негатива, то наверно у вас день зря прожит.
          1. -5
            26 августа 2019 14:21
            Я ничего не придумываю . Только факты.
        2. +1
          26 августа 2019 14:49
          Они никогда хорошо не летали, посмотрите истории катастроф....

          отлично они летали. Не надо тыкать списком. Да, в бюллетенях по лётным происшествиям в ВВС Ту-22 фигурировал часто. Но тот , кто летал них, всегда гордился этим.
        3. -1
          26 августа 2019 17:04
          Цитата: VO3A
          Они никогда хорошо не летали, посмотрите истории катастроф

          самолет строгий, но тог относилось в большей степени к Ту-22. А также к тому факту, что машина новая, как для летного, так и для технического состава. Новая техника почти всегда имеет бОльшую аварийность. С 1958 года и по 1991 год потеряно порядка 70 самолётов Ту-22.
          На Ту-22М2/3 ситуация выправилась. С 1975 и поныне потеряно 22 самолета.
          1. -4
            26 августа 2019 17:13
            Цитата: Григорий_45
            На Ту-22М2/3 ситуация выправилась

            Это самолет который разломился пополам недавно при посадке с перегрузом в 5 G?
  7. +1
    26 августа 2019 12:03
    ведутся работы по созданию нового дальнего противолодочного самолета, который в перспективе заменит Ту-142 и Ил-38. Окончательный выбор будет сделан до конца этого года.
    выбор между чем и чем?
    и как изменится оборудование? То, что сейчас ставят на наши самолеты ПЛО, очень не достаточно.
    1. +1
      26 августа 2019 12:14
      Из всего перечисленного, на мой взгляд, наиболее интересная новость - о разработке нового самолета ПЛО, это, с учетом ситуации в нашем ВМФ и флотах вероятных противников и спорных союзников, как говаривал один из Владимиров - "архиважно", хотелось-бы, чтобы этот проект еще и делался "архисрочно"...
      1. +3
        26 августа 2019 12:19
        вы так и ответили на мой вопрос. Между чем выбирают перспективный самолет ПЛО?
        Думаю, из-за скудного выбора поставщиков, начинка вариантов очень схожа.
        По сути, вопрос только в выборе самолета-носителя оборудования.
        Лично мне кажется, что военным стоит присмотреться к проекту МС-21 и на его базе делать самолет ПЛО. Эта машина сильно превосходит то, что у нас есть в наличии.
  8. -1
    26 августа 2019 12:25
    Красивая птичка, элегантная!
  9. +1
    26 августа 2019 13:43
    Первый построенный с нуля Ту-160М выйдет на испытания в конце 2020 года
    Мастерство не пропьешь. Ручки то помнят!
  10. 0
    26 августа 2019 13:52
    Цитата: yehat
    .......
    Лично мне кажется, что военным стоит присмотреться к проекту МС-21 и на его базе делать самолет ПЛО. Эта машина сильно превосходит то, что у нас есть в наличии.

    Думаю ждут, когда он избавится от детских болезней и пойдёт в большую серию. С другой стороны военные деньги сильно бы это могли бы ускорить избавление от детских болезней и подготовку технологического оборудования для большой серии...
  11. +1
    26 августа 2019 14:14
    Восстановление технологий прошлого устройства государства для меня Прорыв. Знаю, что стоил он дорого, очень дорого, но смогли. Чего только стоила сварка центроплана. Для скептиков, аэродинамическая компоновка летательного аппарата актуальна и останется еще долго таковой. Использование современных технологий в системах авиационного, радиоэлектронного и многого другого оборудования делают л.а. лучшим из лучших.
  12. -2
    26 августа 2019 17:04
    Меня терзает главный вопрос: а гражданский Ту-160 то будет? winked laughing
  13. 0
    26 августа 2019 20:27
    Ох эти бомберы! По мне так устарели все! Лучше бы сделали из Ил-76. Стоят 70 млн $ против 250 млн у ту-160. Крылатые ракеты которые стоят на вооружении летают на 2000-5500 км. Взлетел, пару часов пролетел, отстрелялся и все. Никаких входов в зону ПВО у самолетов нет, гораздо легче обслуживание и большее кол-во аэродромов. А главное дешевле и соответственно вместо 1 можно купить 3 самолета. С примерно той же эффективностью

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»