На замену Ан-2 "Кукурузник" будет создан новый многоцелевой самолёт

141
Новый самолет на замену Ан-2 "Кукурузник" будет создан в ближайшее время, работы по нему начнутся уже в этом году. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Минпромторга.

На замену Ан-2 "Кукурузник" будет создан новый многоцелевой самолёт




Новый самолет вместимостью 9-14 пассажиров будет создан на смену Ан-2. Планировавшийся ранее к серийному выпуску с 2021 года одномоторный самолет ТВС-2ДТС "Байкал", разработанный Сибирским НИИ авиации на базе "Кукурузника", выпускаться не будет, наработки по нему пойдут на создание нового ЛМС (легкого многоцелевого самолета).

ТВС-2ДТС – экспериментальный образец воздушного судна, созданный для отработки новых технологий. С учетом научно-технического задела, полученного при создании ТВС-2ДТС, в рамках работы ЛМС создается новый серийный самолет

- пояснили в пресс-службе Минпромторга.

Решение о дальнейшей судьбе самолета ТВС-2ДТС "Байкал", а также, какие его технологические особенности будут использованы при создании нового самолета, будет приниматься в сентябре, сообщили в авиапроме.

По имеющейся на портале госзакупок информации, первый опытный образец самолета для статических испытаний должен быть готов до декабря следующего года.

Решение о создании нового самолета на смену "Кукурузнику" принято на фоне значительного устаревания имеющегося парка самолетов Ан-2 и уже ощутимой нехватки самолетов данного типа для осуществления внутрирегиональных пассажирских и грузовых перевозок, особенно в районах, не имеющих наземной транспортной системы.
  • https://yandex.ru/images/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

141 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    26 августа 2019 13:09
    я не понимаю, почему "пока" уже достаточно долго не запускают в производство АН-3.
    это очень востребованная машина уже сегодня. А сделают новый прототип - ну хорошо, перейдут на него.
    Но постоянно откладывать производство - это какая-то тухлятина.
    1. +10
      26 августа 2019 13:38
      Официант повторите и еще раз принесите меню, шоу продолжается. laughing
    2. -13
      26 августа 2019 13:38
      Не понимаю из соображений безопасности, а также не понимаю из соображений эффективности, как можно ныне одномоторные самолёты предлагать в качестве пассажирских?
      1. +35
        26 августа 2019 14:04
        Ан-2 настолько надежен и неприхотлив, что один движок не помеха его многолетней эксплуатации. Однажды на взлете загорелся двигатель. Приземлились, потушили и через 15 минут снова взлетели. И таких случаев сотни. А еще он спокойненько приземляется с неработающим двигателем. Не требует текущего ремонта в заводских условиях. Да и много чего еще можно поставить ему в плюс. Будет ли новый подстать старичку - это большой вопрос.
        1. -14
          26 августа 2019 14:18
          Я всё же предпочитаю летать на самолётах с работающими двигателями, в аварийных случаях - хотя бы одним из двух. А вы своих родных рискуете отправлять на посадки с не работающим движком?
          1. +8
            26 августа 2019 15:53
            Я так скажу, лучше на Ан-2 без двигателя, чем на любом другом многодвигательном, но с одним работающим. Для того чтобы уронить Ан-2 требуется приложить усилия (впрочем, таковое вполне реально, хоть и не очень просто - уж больно аэродинамика крыла хороша), тогда как дабы уронить любой другой самолет усилий не требуется.
        2. +2
          26 августа 2019 16:51
          По данным ФГУП , на середину 2017 года 90 % задач малой авиации в России всё ещё выполнялось самолётами Ан-2.
          А "кукурузник"-это ПО-2( вариант У-2АП).,выпускавшийся до 1953г.
          P.S КНР продолжает выпускать АН-2.
        3. -2
          26 августа 2019 17:21
          Цитата: ltc35
          Однажды на взлете загорелся двигатель. Приземлились, потушили и через 15 минут снова взлетели.

          На другом самолёте? В противном случае, Вы мягко говоря, лжёте.
          1. +6
            26 августа 2019 17:35
            Отнюдь. И только этому одному случаю свидетелей не одна сотня. Проходили соревнования по парашютному спорту в 1989 году, Алтайский край. И я прыгал непосредственно с этого борта.
            1. -3
              26 августа 2019 17:51
              Цитата: ltc35
              Отнюдь

              Ну значит всё же звездун... Это немного роднит Вас с двигателем самолёта Ан-2.
              1. -1
                26 августа 2019 17:58
                А движок-то у старичка чем не угодил? laughing Про себя и не спрашиваю. Не V-образный и то ладно.
                1. -1
                  26 августа 2019 20:05
                  Цитата: ltc35
                  А движок-то у старичка чем не угодил? Про себя и не спрашиваю. Не V-образный и то ладно.

                  К движку претензий нет. Есть некоторые претензии к звездунам и тем недалёким, плюсующим его посты, в которых говорится о том, что самолёт садится с пожаром двигателя, этот пожар чем-то там тушат, и через 15 минут выпускают самолёт обратно в небо... Ну чтож, врите, верьте, думать в 2019 уже не модно.
                  1. 0
                    27 августа 2019 05:55
                    Никогда не врал. Патологический правдолюб, но вы же опытный летун, и определенно Вам известны все случае летных практик Союза и теперь России. Кто я такой, чтобы с вами спорить? hi
                2. 0
                  28 августа 2019 09:08
                  А с V--образными что не так? Они хорошо послужили в своё время. Правда сейчас в мелкой авиации в основном оппозитные на 4 и 6 цилиндров.
                  1. 0
                    28 августа 2019 18:17
                    Да, это я товарищу Летуну отвечал по поводу моего родства со звездообразным двигателем. Потому, как он видимо летал только по взлетке.
        4. +1
          26 августа 2019 22:10
          Цитата: ltc35
          Будет ли новый подстать старичку - это большой вопрос.

          Да не вопрос, напичкают электроникой как результат невозможность провести предполётную подготовку силами экипажа. И всё...
        5. Комментарий был удален.
    3. +1
      26 августа 2019 13:49
      Движок ТВД-20 керосинцу кушает как не в себя. К тому же Ан-3 не слишком подходит для авиахимработы.
      1. bar
        -1
        26 августа 2019 13:56
        Обязательно использовать региональный самолёт для авиахимработ?
        1. +2
          26 августа 2019 14:12
          Самолет многоцелевой, а это значит, что его функции должны быть не только транспортными.
          1. bar
            -1
            26 августа 2019 14:18
            Понятно, что не только транспортным, но ещё и пассажирским. Но вот использовать его ещё и под химработы, в наше время это уже борщ.
      2. 0
        28 августа 2019 09:11
        МС-21 тоже не слишком подходит под авиахимработы. Сейчас время меняется, уже во всю поля опыляют с беспилотника.
    4. +9
      26 августа 2019 13:52
      я не понимаю, почему "пока" уже достаточно долго не запускают в производство АН-3.

      Что тут непонятного? Самолет ТВС-2ДТС "Байкал" уже есть. И запуск в производство не сильно сложное дело. Просто это никому не нужно. А почему?
      А потому что человек слаб. А человек распределяющий государственные деньги, слаб втройне.
      Будет очередное воровство денег из казны.
      Так же было с заменой Ту-334 на Суперджет.
      Ничего в этой стране не меняется.
      1. 0
        26 августа 2019 14:24
        А в какой меняется?
        Ташкенец, в Узбекистане меняется?

        Запуск в производство действительно не сложное дело.
        Гораздо сложнее сбыт и эксплуатация.
        Кто бы купил, на какие средства, где и как эксплуатировать?
        Вот на эти вопросы Минпромторг не отвечает.

        А освоить бюджет дело не хитрое.
        И вот тут американцы нас обходят как стоячих laughing

        Всякой хрени ненужной они создают на миллиарды. fellow
        1. 0
          27 августа 2019 06:07
          Ога, амерканцы всякой хрени ненужной создают на миллиарды, наверное поэтому имеют экономику сильнейшую в мире. Вона в чем формула успеха!
      2. 0
        26 августа 2019 14:32
        Константин, Вы ошибаетесь. Якутия уже подписала контракт на поставку Байкала с 2021г., причем в большом количестве. "Аргументы Недели", крайний выпуск, статья "Авиаторы без пламенных моторов". "28 тыс. населенных пунктов страны не имеют наземного сообщения.... Лат.Америка готова заказать 150 самолетов". Там много интересного найдете.
        Другое дело, что движок канадский. hi
        1. -2
          26 августа 2019 15:57
          Вы на санкции намекаете? Ну так ставить Крымские движки в новый самолёт - и вперёд, выпускать новый самолёт!
        2. 0
          27 августа 2019 03:19
          Цитата: Касым
          Другое дело, что движок канадский.

          И опять всё споткнулось об движки. Когда уже наша страна, богатая инженерами, наукой и технологиями научится строить двигатели? Хоть для автомобилей, хоть для кораблей, хоть для самолетов. Ведь обратите внимание - именно в этом сегменте у нас провалы постоянно. А правительство спит...
      3. +8
        26 августа 2019 14:47
        Цитата: Ташкенец
        А потому что человек слаб. А человек распределяющий государственные деньги, слаб втройне.

        А вот не угадали. wink
        Проблема всех новых "кукурузников" в их цене. Текуий парк Ан-2 достался влалельцам либо на халяву, либо на околохалявных условиях. Обслуживание Ан-2 сегодня вплоть до кап. ремонта мотора стоит тысячи долларов. Исходя из этих затрат формируется и ценник на услуги.
        А у того же ТВС только мотор стоит порядка миллиона долларов. Цена же самого самолета вообще не озвучивалась. Представьте, сколько будет стоить ремонт и обслуживание такого самолета м как придётся задрать цены на услуги компаний . Потребители услуг малой авиации таких ценников просто не потянут.
        Поэтому, сколько бы проектов замены Ан-2 не нарисовалось, они ничего не дадут. Инженерам эту проблему не решить. Она решается только кардинальным, раз в 10 снижением цены готовых машин по сравнению с себестоимостью. Тоесть масштабными гос. дотациями именно в этот сектор авиаперевозок. Идеально -- обменом без доплат Ан-2 на новый самолёт.
        Тогда и уже имеющиеся проекты "взлетят".
        1. +5
          26 августа 2019 15:31
          Цитата: abc_alex
          Проблема всех новых "кукурузников" в их цене.

          Вы совершено правы!
          От YKTIMES.RU отметим, что цена 180 млн.руб. делает данный самолет окончательно неконкурентоспособным на рынке. По текущему курсу это $3 млн. В 2011 году ГТЛК закупило 15 самолетов Cessna 208B Grand Caravan и передавало их в лизинг различным авиакомпаниям по цене $2,5 млн. Это были татарские, бурятские, томские и некоторые другие перевозчики.

          Было субсидирование лизинга. С 2012г все авиакомпании, кто брал в лизинг эти самолеты, отказались от их дальнейшей эксплуатации. Невыгодно. Как рассказывал замдиректора по развитию авиакомпании “Томск-Авиа” Олег Данилов, “независимо от наличия субсидирования, даже при полной загрузке, рейсы убыточны“. Это при стоимости самолета на пол ляма баксов меньше, чем "новый кукурузник"..
          Без решения финансовой стороны вопроса, о проекте крупносерийного производства ТВС-2ДТС можно забыть.
          https://www.yktimes.ru/новости/tsena-tvs-2dts-pohoronit-proekt-krupnoseriynogo-proizvodstva/
      4. +4
        26 августа 2019 14:52
        Цитата: Ташкенец
        Самолет ТВС-2ДТС "Байкал" уже есть.

        Стоит 3 Мильтона S, Цесна - 2,5. Авиакомпании, взявшие Цесну, прекратили полеты-не окупается. Госсубсидий на внутренние авиаперевозки нет, летать близко- денег нет у населения. Комплектующие-из-за бугра.
      5. +1
        26 августа 2019 19:48
        Самолет ТВС-2ДТС "Байкал" уже есть
        Вот только двигатель на нем, насколько я помню, американского производства, а это значит, что его нет.
    5. +1
      26 августа 2019 13:56
      Цитата: yehat
      я не понимаю, почему "пока" уже достаточно долго не запускают в производство АН-3.

      Как я понимаю, там все дело в двигателе, санкциях и прочих "палках в колесах". А так то наиболее дешевое решение проблемы малой авиации путем модернизации. Все таки , при всех его преимуществах ТВС-2ДТС - машина новая, а какое время у нас уходит на испытания-сертификацию- запуск в серию... наверное, все наслышаны. В общем, первоочередная задача в этой области - нужен свой движок.
    6. -1
      26 августа 2019 13:57
      Цитата: yehat
      я не понимаю, почему "пока" уже достаточно долго не запускают в производство АН-3.
      это очень востребованная машина уже сегодня. А сделают новый прототип - ну хорошо, перейдут на него.
      Но постоянно откладывать производство - это какая-то тухлятина.

      Лоббирование видно идёт с переменным успехом! drinks
    7. +1
      26 августа 2019 14:08
      На АН-3 нет двигателя.
    8. +2
      26 августа 2019 16:40
      Путин и Медведев служат Боингу и Эйрбасу, а не России. Убивать и распродавать наши заводы - их главная задача.
    9. 0
      26 августа 2019 18:14
      Но постоянно откладывать производство - это какая-то тухлятина.

      Тут главное не результат,а процесс распила выделяемых средств. Вот на 100% уверен,что без этого не обошлось.
  2. +6
    26 августа 2019 13:09
    ????? А зачем? Зачем создавать очередной "новый" самолет на базе "старушки Аннушки", если уже создан и летал "Байкал"? Почему бы его не выпустить серией?
    1. 0
      26 августа 2019 13:29
      Скорее всего это действие санкций. То есть сейчас будут задействовать только отечественную комплектуху. От пластика до электроники.

      Update: вон ниже пишут что двигатель американский стоИт. Поэтому правильно делают, что в серию не пускают.
      1. bar
        -5
        26 августа 2019 13:58
        Заодно и крылья опять тряпичные сделать. Отечественные, домотканные
        1. +2
          26 августа 2019 14:10
          Если эти тряпичные крылья будут удовлетворять конструкторов а производство их создаст работу сотням людей, то да, имеет смысл. Лучше подождать, построить фабрику и создать рабочие места, чем покупать за бугром.
          1. bar
            0
            26 августа 2019 14:15
            Собирались же организовывать производство углепластика под МС-21. Нельзя сразу заложиться с запасом под тот же кукурузник или какой другой проект?
            1. +2
              26 августа 2019 14:29
              В капиталистическом обществе, где нет планового хозяйства, где существует тысячи собственников, мощности обычно планируются под конкретный проект.
              Откуда вдадельцам М21 знать, что некто третий, со стороны, придет со своим проектом и тоже попросит их довольно специфическую продукцию.
              1. bar
                0
                26 августа 2019 15:24
                Любое производство планируется с учётом дальнейшего развития при любом хозяйстве, хоть при социализме, хоть при капитализме. От того же углепластика не откажутся ни миг, ни сухой, ни ил, ни автопром при адекватной стоимости. А строить производство под один проект заведомо провальная идея.
            2. +3
              26 августа 2019 14:55
              Цитата: bar
              Собирались же организовывать производство углепластика под МС-21.


              Пока нет его, японского осталось на 9 самолетов. Штаты заставили японцев прекратить поставки
    2. +2
      26 августа 2019 13:38
      Цитата: svp67
      Почему бы его не выпустить серией?

      дык и пишут что новый будут делать на основе ТВС-2ДТС (концепт). пока нет крупных производств работающих с композитом (те что есть сейчас под МС21), ТВС-2ДТС дороговато походу. на его основе будут делать что-нибудь по проще и по доступнее.
      1. -1
        26 августа 2019 14:01
        Цитата: SanichSan
        пока нет крупных производств работающих с композитом

        Вот еще очередной повод их организовать. Не только же для этих самолетов он должен пригодится, да и на экспорт поставлять можно...не все ж нефть и газ
    3. +4
      26 августа 2019 14:04
      Цитата: svp67
      Почему бы его не выпустить серией?

      Проблема в испытаниях-движках и САНКЦИЯХ. Отечественного движка для него пока нет, а если появится, то его еще нужно лет 5 испытывать. Сказку про "белого бычка" не забыли?
      1. 0
        26 августа 2019 16:50
        Цитата: Piramidon
        Отечественного движка для него пока нет,

        Был "омский" проект с ТВ-117, этот двигатель сейчас есть
    4. +2
      26 августа 2019 14:05
      Почему бы его не выпустить серией?


      Осталось покупателей найти. А те походят по базару и купят поношенный импортный, если денег наскребут и увидят резон в этих перевозках. Без поддержки правительства законами, пошлинами на импорт и деньгами такие вещи не провернёшь. К банкам на поклон и в кабалу ? Нафиг.
    5. +2
      26 августа 2019 14:23
      Цитата: svp67
      А зачем? Зачем создавать очередной "новый" самолет на базе "старушки Аннушки", если уже создан и летал "Байкал"? Почему бы его не выпустить серией?

      причина, как видится, одна - импортный двигатель на Байкале (Honeywell TPE331-12UAN)
      Хотя, об этом понимали (и поднимали вопрос) еще на стадии создания самолета, т.е. два года назад. Но - воз и ныне там, мотора как не было, так и нет, никто даже не озаботился начать его создавать
  3. +6
    26 августа 2019 13:10
    То ТВС пойдет в серию, то теперь прикрыли его... Новый проектировать это пару лет надо, а вы уже хотите образец для испытаний в тот же срок. Сделать такого же трудягу как АН-2 будет не просто.
    1. +6
      26 августа 2019 13:17
      Так написали же, что на основе Байкала, сделают серийный, сами сибиряки писали, что ТВС будут дорабатывать, в нынешнем виде он дороговат, и опять же американский мотор. Да и серийный завод в Алабуге будет готов только к концу 20-ого года.
      Нужен то недорогой серийный борт, по максимуму отечественный, в этом направлении дороботка и идет.
      1. +4
        26 августа 2019 13:26
        Сомнения берут - если на основе ТВС, то и получим то же самое, но в профиль. Ну, вы поняли. Если новый, под современные материалы и технологии, то это 2-3 года разработки, испытаний и прочего. Он конечно не МС-21, но таких малявок будут тысячи. Соответственно должен быть дешевый, не карпризный, ремонтопригодный, взлетать и садиться на любую поляну в 300-400 метров, желательно еще и с универсальным салоном под различное использование.
        1. +1
          26 августа 2019 13:42
          Цитата: Wedmak
          Сомнения берут - если на основе ТВС, то и получим то же самое, но в профиль.

          помните историю с Т-64 и Т-72? вроде Т-72, который "в профиль", вполне неплохо вышел wink
      2. +4
        26 августа 2019 13:33
        Вся беда ,что У НАС НЕТ линейки перспективных моторов!!
        Хорошо это или плохо, что при Союзе производство двигателей было украинским, не нам решать.
        Когда Союза не стало нужно было подумать о своем двигателе, а при Б. Н.разве думали на будущее?
      3. +2
        26 августа 2019 14:08
        Цитата: К-612-О
        на основе Байкала, сделают серийный

        Весь вопрос - когда, и, главное, с каким двигателем. На пару эксперементальных движки закупили. А что дальше? - одни санкции. Пока свой двигатель не сделаем то всё это только наши хотелки и пожелания.
  4. +6
    26 августа 2019 13:11
    "Байкал" - очень "продвинутый" самолет, только двигатель "чужой"... И углепластиковый. Дорогой очень.
    Переделают? Видимо, переделают. Под более дешевую и технологичную конструкцию...
    1. +1
      26 августа 2019 13:24
      Ну, а ЛМС будет на гравицапе летать? Тоже придется искать двигатель. Поскольку ВК-800 - слишком слабый и в целом не очень подходящий. ТВ - слишком сильный и тяжелый. В менее 200кг и 1000+ коней = нет ничего, даже в разработке.
      1. D16
        0
        26 августа 2019 14:05
        Я ставлю на два Red 03V12. wink Если их все равно будут производить в России для Як-152 и БПЛА, то почему нет? Будет возить меньше керосина. Дизеля по удельному расходу экономичнее раза в полтора чем ТВД. Да и не надо ему без посадки в Америку гонять. Полезная нагрузка может уменьшаться, но плюсом пойдет экономичность и безопасность. В свое время в Самаре разребатывали и строили Рысачок. Но он в серию не пошел из-за импортных движков. А с Редами может что-то похожее и выгорело бы.
        1. -2
          26 августа 2019 14:39
          Цитата: D16
          Я ставлю на два Red 03V12

          если ставить два мотора - изменится вся конструкция. Вместо биплана будет высокоплан, которому заново нужно спроектировать новое крыло, и, очень вероятно - хвостовое оперение. Также, он должен потерять в некоторых характеристиках, и особенно - во взлетно-посадочных
          1. Out
            0
            26 августа 2019 15:58
            Посмотрите ТР 301.
          2. D16
            0
            26 августа 2019 20:38
            Однозначно в двухмоторном варианте будет моноплан. Рысачок был низкоплан. Потеряет в ВПХ, но выиграет.в скорости, экономичности и безопасности.
            1. -2
              26 августа 2019 20:57
              Цитата: D16
              Потеряет в ВПХ

              несомненно
              Цитата: D16
              но выиграет.в скорости, экономичности и безопасности

              спорно. Все зависит от моторов.
              1. D16
                0
                26 августа 2019 21:23
                У REDов дублированы системы на каждый блок. То есть в случае отказа половинка будет работать. В теории wink . Удельный расход топлива 160 г/л.с. в час. Вес с редуктором 363 кг. Движки рассчитаны на самолеты с взлетным весом до 6т. Разрабатывался на российские деньги немцем российского происхождения.
                1. -1
                  26 августа 2019 21:31
                  Цитата: D16
                  У REDов дублированы системы на каждый бло

                  это то как раз понятно. Но слабоват движок, один он безопасного полета не обеспечит. Ан-2 же, благодаря своим ЛТХ, вполне садились с неисправным мотором.

                  Вообще, считаю, для наших условий (аэродромов и обслуживания), на первом месте должны стоять именно взлетно-посадочные характеристики, возможность эксплуатации с неподготовленных ВПП, надежность, ремонтопригодность, безангарное хранение, и потом уже - скорость, экономичность и т.д.
                  1. D16
                    0
                    26 августа 2019 22:06
                    В самом худшем случае полного отказа одного мотора у оставшегося движка мощность в пятьсот кобыл. Для безопасного полета и посадки этого хватит. Ан-2 садились когда было куда сесть. Может лучше потратиться на условия эксплуатации и хранения, чем листать за керосин и ремонты. Кстати у Хонивелла удельный расход 243 г/л.с. в час. В полтора раза выше РЭДов.
                    1. -2
                      26 августа 2019 22:21
                      Цитата: D16
                      Может лучше потратиться на условия эксплуатации и хранения

                      может, и лучше, но действительность у нас иная.
                      1. D16
                        0
                        26 августа 2019 22:29
                        Как в анекдоте про японскую делегацию возле полноприводного Камаза. "Что только русские не придумают, что бы дороги не строить laughing "
        2. 0
          26 августа 2019 15:10
          Нет. Слишком много переделок. Также двухмоторные бипланы на классической схеме (на крыльях) = имеют весомые потери в эффективности. Поэтому даже относительно современные модели перемерли.


          Плюс это создание принципиально нового самолета, к которому Ан2 и ТВС никакого толком отношения и не будут иметь, да и наработки особо не применить.
          1. D16
            0
            26 августа 2019 20:58
            Это и будет другой самолет. Не верится в то, что в 21м веке станут ваять биплан. С двумя моторами не надо будет плюхаться на любую поляну в аварийной ситуации. Подходящей поляны может не оказаться.
        3. +1
          26 августа 2019 16:13
          Цитата: D16
          Я ставлю на два Red 03V12.

          Не ставьте так смело, проиграете.
        4. 0
          27 августа 2019 08:34
          А почему бы не вспомнить тогда АН-14 при двухмоторной схеме?
          1. D16
            0
            27 августа 2019 12:09
            Ан-14 маловат для замены Ан-2. С другой стороны Ан-28 пересекается с L-410, выпуск которого уже налаживают. Надо что-то посередине. Выбор компоновки зависит от пожеланий заказчика. ИМХО Ан-14 с его аэродинамикой был очень медленный и жрал как не в себя.
            1. 0
              1 сентября 2019 14:59
              Проблему прожорливости вполне способны решить современные движки.. А для малой авиации и местного сообщения скорости высокие и ничему..
    2. bar
      0
      26 августа 2019 14:05
      Ага, благо швецовский движок производился на территории России.
  5. 0
    26 августа 2019 13:17
    В советское время значительная часть продукции была двойного назначения. Как и Ан-2. Будущий кукурузник тоже сделают таким же?
    1. 0
      26 августа 2019 13:18
      Жаль только их производство с 60-ых годов в Польшу полностью перевели, поэтому такие мучительные роды сейчас.
  6. 0
    26 августа 2019 13:18
    Новый самолет вместимостью 9-14 пассажиров будет создан на смену Ан-2.

    Т.е по сути - это летающая маршрутка....)))
    1. +6
      26 августа 2019 13:34
      Нет. Это универсальный агрегат для любых нужд. Дубовый. Надежный. С относительно конкурентным летным часом.




      С учетом отечественной культуры, подготовки полос и особенностей эксплуатации, лучше наверное держаться за бипланную схему с развитой механизацией, а не переходить на западную - с крылом большой площади и развитой механизацией, ибо там все же значительно лучше в среднем условия эксплуатации и площадок.

      Летающая маршрутка померла уже года 4 как. Несмотря на усилия, пиар и МАКС. 2 двигателя + довольно много спорных решений + наличие сильных конкурентов в продаже = 0 заказов на Рысачок, 0 кредитов и отказ государства помочь с сертификацией.
      1. +3
        26 августа 2019 14:59
        Цитата: donavi49
        Несмотря на усилия, пиар и МАКС.


        Сегодня над дачей летал, к МАКСу готовился
        1. 0
          26 августа 2019 15:03
          Ну 4 года - самолет висит, ибо денег на сертификацию нет. На производство тоже. Ну и заказов тоже нет = поэтому нет возможности взять кредит на достаточную сумму.
  7. +7
    26 августа 2019 13:19
    Странно.

    Продвигали инновационный ТВС-2ДТС - как только его довели, начали заново уже новый самолет (ЛМС) с использованием наработок ТВС-2ДТС = будут еще 5-7 лет делать, продувать, облетвывать прототип, а там ЛМС 2 wink гляди запустят. И так вечный двигатель разработки без выхлопа.
    1. +9
      26 августа 2019 13:26
      Зато средства освоют, кто-то за бугор богатым свалит и т. Д.
    2. +3
      26 августа 2019 13:46
      ТВС-2ДТС - концепт. комплектуха импортная, полностью композитный... где его массово выпускать? то что пускать в серию должно быть на собственном двигателе и с возможностью массового производства.
      1. +1
        26 августа 2019 13:56
        Выпускать в УУАЗе где завод уже линию разворачивать начали.
        Композиты это будущее. С таким подходом - надо предьявить Антонову, что он в 46 году стал делать цельнометаллический самолет, тогда легендарные Ла и Яки (причем реактивный Як-15 тоже) = строились по смешанной схеме с использование дерева в обшивке и силовых конструкциях. Но его решение оказалось верным. Аналогично и с композитами сейчас.
        Двигатель в любом случае будет импортный или радикальный пересмотр ТЗ - ибо весом в 200кг и мощностью в 1000+ л.с. двигателей даже не разрабатывают. Есть меньшие (ВК-800) на 800 лошадок и есть большие, уже под 400-500кг и мощностью ~2000.
        1. -2
          26 августа 2019 14:03
          Цитата: donavi49
          Композиты это будущее. С таким подходом - надо предьявить Антонову, что он в 46 году стал делать цельнометаллический самолет, тогда легендарные Ла и Яки (причем реактивный Як-15 тоже) = строились по смешанной схеме с использование дерева в обшивке и силовых конструкциях.

          собственно, вы сами себе ответили. yes по сути это и сказано в статье. возможности запустить в серию ТВС-2ДТС в том виде в котором он есть в концепте, сейчас нет. соответственно будут искать замену того что не можем производить массово. возможно будут адаптировать под имеющиеся отечественные двигатели (тяжелые). самолеты то нужны были вчера...
          1. +3
            26 августа 2019 14:10
            Композиты - легко. Опять же там нужны другие композиты, отличные от тех, которые необходимы на высоконагруженные части МС-21 например. Никакой проблемы с композитами для ТВС нет.

            Стоимость будет упираться в организацию производства и формовки. То есть в оснаску. Ее в Улан-Удэ начали готовить еще в 2018 году под серийное производство. При этом, на заводе уже есть цех композитов (для основной продукции - вертолетов). То есть, место выбрано было по уму.

            Затык с двигателем не решить ну вот никак. Только сделать самолет заново. То есть урезать на 25-30% тягу = это надо перебирать весь самолет, облегчать, менять пропорции и прочее, также можно облегчать мотораму ибо нагрузки снижаются => к повторной балансировке.
            Удвоить тягу = это перебирать весь самолет заново. Заново делать мотораму. Менять пропорции, центровку, увеличивать баки и т.п. Ну и разумеется от этого увеличится полезная нагрузка + максимальная масса + повысятся требования к полосе.
            1. -1
              26 августа 2019 14:25
              Цитата: donavi49
              Удвоить тягу = это перебирать весь самолет заново. Заново делать мотораму. Менять пропорции, центровку, увеличивать баки и т.п. Ну и разумеется от этого увеличится полезная нагрузка + максимальная масса + повысятся требования к полосе.

              судя по всему выбрали именно этот вариант.
              по поводу композитов согласен, оно у нас уже есть, но производства конкретно под этот самолет нет.
              я надеюсь что задержка обусловлена решением создать что-то вроде АК. не просто надежная конструкция но и простота производства и как следствие возможность быстрого развертывания производства с нуля.
      2. +1
        26 августа 2019 14:43
        Цитата: SanichSan
        комплектуха импортная, полностью композитный... где его массово выпускать?

        над этим вопросом, приступая к проектированию, не озадачивались? Очевидное стало очевидным только сейчас, через два года? Круто) Вот это скорость мыслительного процесса))
        1. 0
          26 августа 2019 20:52
          Цитата: Григорий_45
          Цитата: SanichSan
          комплектуха импортная, полностью композитный... где его массово выпускать?

          над этим вопросом, приступая к проектированию, не озадачивались? Очевидное стало очевидным только сейчас, через два года? Круто) Вот это скорость мыслительного процесса))

          – Информация, ведущая к обязательному изменению проекта, поступит к автору этого проекта тогда, когда чертежи уже выполнены.
          Из законов Мерфи.
  8. 0
    26 августа 2019 13:32
    а почему его (Ан-2) прозвали *Кукурузником* ?? он ведь не только кукурузные поля опылял хим. на сх.работах
    или это при Хрущёве прилепили?
    1. +2
      26 августа 2019 13:37
      Название "кукурузник" пошло от У-2. И опылял и садился на кукурузные поля. В свете последних событий и А-321 кукурузник.
  9. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    2. +2
      26 августа 2019 14:07
      Зачем для самолета МВЛ герметичная кабина как у Pilatus? Как вы его будете использовать для АХР если его скорость сваливания вдвое выше, чем у Ан-2? Можно ли Pilatus эксплуатировать на лыжах? Как себя поведет передняя нога на раскисших посадочных площадках и какова должна быть их длина? Насколько я понимаю PC-12 нужна полоса не меньше 800 м.
  10. +3
    26 августа 2019 13:34
    На замену Ан-2 "Кукурузник" будет создан новый многоцелевой самолёт
    "Тому в истории мы тьму примеров слышим"
  11. +4
    26 августа 2019 13:36
    Замены не будет, он бессмертен!
    1. +7
      26 августа 2019 13:48
      Так тут цель не замена,а получение денег на очередные ОКР.А там или шах или ишак. laughing
  12. +1
    26 августа 2019 13:46
    Шо опять????? wassat
  13. +13
    26 августа 2019 13:47
    Да сколько же можно выдавать этот баян за новость? Ну действительно - лет пять уже каждую неделю про "новый кукурузник". Уже раздражает. В СССР космические ракеты быстрее на конвейер ставили, чем сейчас "кукурузники". what
  14. +9
    26 августа 2019 13:51
    "Новый самолет вместимостью 9-14 пассажиров будет создан на смену Ан-2. Планировавшийся ранее к серийному выпуску с 2021 года одномоторный самолет ТВС-2ДТС "Байкал", разработанный Сибирским НИИ авиации на базе "Кукурузника", выпускаться не будет, наработки по нему пойдут на создание нового ЛМС (легкого многоцелевого самолета). ", слышится что до боле знакомое, дайте денег на распил.
  15. +8
    26 августа 2019 13:53
    Решение о создании нового самолета на смену "Кукурузнику" принято на фоне

    Об одном хочется СПРОСИТЬ!!! Когда от РЕШЕНИЙ перейдут к ДЕЛУ???
    1. +1
      26 августа 2019 15:47
      Об одном хочется СПРОСИТЬ!!! Когда от РЕШЕНИЙ перейдут к ДЕЛУ???

      Сталин даже Королёва посадил , в своё время , за использование народных денег на провальный проект .
      А сейчас даже пальчиком не погрозят....
      1. 0
        26 августа 2019 17:26
        Цитата: lucul
        Об одном хочется СПРОСИТЬ!!! Когда от РЕШЕНИЙ перейдут к ДЕЛУ???

        Сталин даже Королёва посадил , в своё время , за использование народных денег на провальный проект .
        А сейчас даже пальчиком не погрозят....

        Конструкторские ошибки были, есть и будут!
        Не в этом конкретном случае. Самолёты, проекты, почти на энтузиазме создавались.
        Вопрос в том, КТО и КАКУЮ модель выберет!
        Если частник, это его компетенция! А если госс заказ для МО например??? Вот тут то хочется быть уверенным, что все сделают КАК НАДО!
    2. +2
      26 августа 2019 16:00
      И ещё хочется спросить: Когда этот "прожект" провалится, а деньги разворуют- у нас опять виноватых не будет?! fool
  16. 0
    26 августа 2019 14:03
    Да уж. А китайцы ещё в прошлом году на базе лицензионной копии ан-2 беспилотник сделали.
  17. +6
    26 августа 2019 14:09
    Если делом займутся эффективные путинские менеджеры,то результат будет печальный...
  18. +1
    26 августа 2019 14:19
    Новый самолет на замену Ан-2 "Кукурузник" будет создан в ближайшее время, работы по нему начнутся уже в этом году

    чудесно) Ремоторизация Ан-2 провалилась, распиаренный и "почти готовый к серийному выпуску" ТВС-2ДТС выпускать тоже не станут (ну поигрались мальчишки, средства оприходовали)
    Планировавшийся ранее к серийному выпуску с 2021 года одномоторный самолет ТВС-2ДТС "Байкал", разработанный Сибирским НИИ авиации на базе "Кукурузника", выпускаться не будет

    а воз и ныне там....
  19. +6
    26 августа 2019 14:20
    Чего дурью мучаются, переработали бы Ан-2 в современную интерпретацию без всякой перкали, да подшаманить салон и летал бы себе еще столько же. Неприхотливая и безопасная машина, ей скоростенки бы добавить раза в полтора-два для перелетов на 150-1000 км. и вполне достаточно для полетов внутри областей. И дешево и сердито, а уж сколько у него профессий, мама не горюй.
    1. -1
      26 августа 2019 14:51
      Цитата: Ros 56
      Чего дурью мучаются, переработали бы Ан-2 в современную интерпретацию

      так есть такой проект, АН-3. С турбовинтовым ТВД-20, металлическим фюзеляжем и обшивкой крыльев из полиэфирной ткани. Самолета в серии нет, и, насколько понимаю, снова из-за мотора.
      1. -2
        26 августа 2019 16:01
        Ан-3 это прошлый век, 80-е годы, насколько мне память не изменяет. Его тоже надо перепроектировать под современные технологии. Главное в самолете для регионов практичность и дешевизна, ну и плюс многостаночность.
  20. -1
    26 августа 2019 14:31
    Самолёт ОЧЕНЬ нужен! От слова ОЧЕНЬ. Вопрос в том: а кто его будет приобретать? И окупится ли он?
    1. +2
      26 августа 2019 15:54
      И окупится ли он?

      Что значит окупится ????
      Есть вещи , которые необходимо делать , невзирая на окупаемость.
      Вся военная техника - если нет войны последние 50 лет , совершенно нерентабельна , и по всем экономическим законам не должна производиться.
      Но без неё никуда . Так и с этим "Кукурузником " ....
  21. 0
    26 августа 2019 14:42
    От всего сердца хочу пожелать всем, создававшим ТВС-2ДТС, держаться. Держаться! Не запить, не опустить руки, не сказать "да пошло оно все...". Мужики, Господь вас уважает. Терпите, что ж теперь...
  22. +3
    26 августа 2019 15:01
    "Планировавшийся ранее к серийному выпуску с 2021 года одномоторный самолет ТВС-2ДТС "Байкал", разработанный Сибирским НИИ авиации на базе "Кукурузника", выпускаться не будет.." Жаль. Значит, как я и предполагал- не будет у нас своего "регионального самолёта"! , Ничего нового не создадут, деньги "распилят", а кончится всё тем, что купим очередной заморский самолёт и будем его собирать штучно "отвёртками"! А местная региональная авиация так и будет "добивать" оставшиеся АН-2! fool fool fool Всё-таки удалось "новым менагерам" и эту идею (ТВС-2ДТС) угробить! "История повторяется!" Летающий ТУ-334 развивать не стали, взялись за создание "лучшеговмиренеуступающего...." ССЖ! Чем кончилось? Миллиарды долларов потрачены впустую! Все отказываются от этого "чуда"! И вот вам- новый пример: есть летающий ТВС-2ДТС....так нет же! "Будем создавать новый!" lol lol lol
    1. 0
      26 августа 2019 21:05
      Цитата: senima56
      а кончится всё тем, что купим очередной заморский самолёт и будем его собирать штучно "отвёртками"!

  23. 0
    26 августа 2019 15:04
    Как описанное в статье может быть, если уже в первой же ссылке ВО под статьей находится заметка от 8-го июня 2018г года вот с таким текстом:
    На смену Ан-2 придет "Байкал". Новый самолет ТВС-2ДТС пойдет в серию
    Глава Министерства промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что в Минпромторге приняли окончательное решение по проекту создания самолета на замену Ан-2. Новый легкий многоцелевой самолет ТВС-2ДТС, разработанный в Сибирском научно-исследовательском институте авиации, получил название "Байкал".

    Указан и конкретный человек, который озвучил решение под свою ответственность.
    1. 0
      26 августа 2019 15:17
      Ну Мантуров то много какие проекты обещал, а их потом закрыли. Но, я думаю, что Мантуров тут вообще не причем, а планы сменили выше. Ибо по ТВСу - никаких нареканий не было + все шло по программе. Завод - вообще домашний для Мантурова (он там начинал карьеру).
  24. 0
    26 августа 2019 15:08
    Опять двигатель. Прям беда.
    А самолёт такого плана как АН-2 нужен. Надеюсь ТВС увидит серийное производство.
    1. -1
      26 августа 2019 15:59
      Опять двигатель. Прям беда.

      Так России запрещено разрабатывать двигатели . Деньги будут вкладываться куда угодно , но только не в НИОКР моторостроения. Последний движок полностью своей разработки - танковый В-2 , на Т-34 ставился.
      А так - только клонирование допотопных двигателей.
      1. 0
        26 августа 2019 16:37
        Цитата: lucul
        Опять двигатель. Прям беда.

        Так России запрещено разрабатывать двигатели . Деньги будут вкладываться куда угодно , но только не в НИОКР моторостроения. Последний движок полностью своей разработки - танковый В-2 , на Т-34 ставился.
        А так - только клонирование допотопных двигателей.

        Хм. А ГТД-1000, 5ТД - не своей разработки, что ли? belay
        1. 0
          26 августа 2019 16:43
          Хм. А ГТД-1000, 5ТД - не своей разработки, что ли? belay

          Вы забыли какой спектр двигателей должен быть представлен в промышленности ? От 0.5 л.с до 200 000 л.с . .
          И чем они новее тем лучше...
  25. 0
    26 августа 2019 15:16
    Честно, не силен в авиационной теме. Но считаю, что в нашей стране необходимо иметь авиопарк малых самолётов. Задачи передними стоят, не только бизнес, но и личное использование.
    А решать надо комплексно, а это аэродромы, лётные трассы, обслуживание и сопровождение, доступность для населения. и конечно цена на самолет и его обслуживание и немаловажно надёжность.
    1. +1
      26 августа 2019 16:41
      Разное. Зачем тягать биплан, да еще на десяток человек?

      Бизнес-личное пользование, это трудяги вроде легендарной 172 или нового Мако.



      Для с/х и прочего, тягать самолет на 10 человек, тоже дороговато выходит, только как в компании представляющие массовые недорогие услуги с китами конверсии. То есть сегодня скручиваем сиденья и возим тюки/паллеты между селами А и Б. Завтра вкручиваем сидения и везем 8 человек из Села Б в райцентр. Послезавтра прикручиваем оборудование для опрыскивания и отправляем сдаем самолет на 2 суток в аренду фермерскому хозяйству. Тогда это будет экономически выгодно и оправдано для такого большого самолета.

      Отдельное фермерское хозяйство, скорее купит какой Трактор или отечественный композитный вариант Т-500



      Если для личных нужд, то правительство выбор сделало - купив лицензию на Даймонды. Теперь их собирает УЗГА - 40-ки на продажу и небольшими партиями для авиашкол. 42 закупает даже министерство обороны для обучения летчиков ВТА.
      Учебно-тренировочные однодвигательные четырехместные самолеты DA40 NG первой партии будут направлены в крупнейшие авиационные вузы Росавиации – Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновское высшее авиационное училище.
      В настоящее время на УЗГА ведется сборка самолетов из комплектов, поставляемых Diamond Aircraft.

  26. -1
    26 августа 2019 15:39
    Цитата: ltc35
    Однажды на взлете загорелся двигатель. Приземлились, потушили и через 15 минут снова взлетели. И таких случаев сотни. А еще он спокойненько приземляется с неработающим двигателем..

    вы точно хвалите самолет? good laughing
  27. 0
    26 августа 2019 15:40
    Цитата: Касым
    Константин, Вы ошибаетесь. Якутия уже подписала контракт на поставку Байкала с 2021г., причем в большом количестве. "Аргументы Недели", крайний выпуск, статья "Авиаторы без пламенных моторов". "28 тыс. населенных пунктов страны не имеют наземного сообщения

    а вы не в курсе, его так же кидает по вертикали? Я чуть не обосрался от такого за штурвалом ан-2. И главное, никто не предупредил - я думал он будет так же ровно лететь, как топор или ту-154
  28. +1
    26 августа 2019 15:48
    Зачем два варианта "Кукурузника" вместо того, чтобы просто обновить старый "Кукурузник"?
  29. 0
    26 августа 2019 16:17
    И еще боевой вариант с легким вооружением сделать. И погранцов им снабдить. Тогда Руст точно дальше погранзоны не пролетел бы (посадили бы).
    1. -1
      26 августа 2019 19:45
      Цитата: М.Михельсон
      И еще боевой вариант с легким вооружением сделать. И погранцов им снабдить. Тогда Руст точно дальше погранзоны не пролетел бы (посадили бы).

      Я бы не назвал это лёгким...
  30. +2
    26 августа 2019 16:21
    "Кукурузник" - это Н.С.Хрущёв, а не Ан-2.
  31. +4
    26 августа 2019 16:23
    Ну пусть создают,но чтобы такой же был простой,дешевый ,неприхотливый в эксплуатации..
    А то напридумывают ...Большинство городков и поселков живут небогато ,надеюсь это учитывать будут при создании замены старичку АН-2..
  32. 0
    26 августа 2019 16:28
    По моему поспешили они с этим самолетом. Еще не все средства на байкале освоены! На ходу подметки режут
  33. -1
    26 августа 2019 16:35
    Главное - не тянуть, а то опять похоронят очередную нужнейшую вещь. Не хватит миллиона, зато на яйца Фаберже, особняки, миллиарды, не помещающиеся в квартире, обеды в десятки тысяч - на прочую ... хватает.
  34. +1
    26 августа 2019 16:51
    Цитата: СУ-27МК
    не только бизнес, но и личное использование.

    нормальный самолет у нас, даже одноместный, требует очень много денег на услуги, его полеты очень серьезно ограничиваются - нельзя просто заскочить, завести и улететь, куда надо, как на машине - полеты требуется согласовывать.
    у нас очень недружественное законодательство для малой авиации
    более-менее комфортно можно летать только на дельталетах вокруг своего загородного дома или деревни.
  35. -2
    26 августа 2019 17:01
    надеюсь он не будет фигурировать в современных фильмах о великой отечественной, а то с кукурузника жертвы ЕГЭ десанты в 42 сбрасывали laughing
    1. -1
      26 августа 2019 19:48
      Владимир, простите, он это кто?
      1. -2
        26 августа 2019 20:21
        новый самолет
  36. +1
    26 августа 2019 17:49
    Самолёт оснащён американским турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN взлётной мощностью 1100 л.с. и пятилопастным реверсивным винтом производства компании «Hartzell Propeller Inc.» (США), а также комплектом современного пилотажно-навигационного оборудования «Garmin».
    В общем, раз в пять дороже Ан-2.
    Да ещё все - американское... А значит - эксплуатация - геморрой. Стоимость определяют "примерно 150 тыс. рублей, а значит реально будет 5 млн. долларов. Да, скорость на 100 км/ч, а Грузоподъёмность на тонну больше, чем у Ан-2.
    Вот для Ан-3 моторный завод имени Баранова в Омске лет сорок назад разработал ТВД. Но страна сказала: "На ...!" Летайте на Ан-2. И всё погибло. Тюменский моторный (бывший филиал барановского) - вообще от авиации отбили. Авионика? Ну кому нужна российская? Композит...
    150 миллионов рублей говорили на МАКС-2017.
    Сейчас 2019-й завтра открывается Авиасалон. Интересно, насколько выросла цена? У меня пенсия последние полтора года не росла...
  37. +2
    26 августа 2019 21:59
    Всё чаще прихожу к мысли, что в Минтрансе, в департаменте "Гражданской авиации"(если таковой имеется) сидят сплошь "враги народа и вредители"! Сами посмотрите: МС-21 уже на год вправо перенесли! Ил-112В "перетяжелили" на несколько тонн и теперь тоже перенос вправо года на три! Теперь вот готовый, летающий "Байкал"- зарубили на корню!... Как это понимать? А вот так: "Кто-то палки в колёса вставляет! Кто-то камни под косы бросает!" Повторяю: "Враги народа и вредители!" negative negative negative
  38. Комментарий был удален.
  39. 0
    27 августа 2019 05:11
    Цитата: srha
    Не понимаю из соображений безопасности, а также не понимаю из соображений эффективности, как можно ныне одномоторные самолёты предлагать в качестве пассажирских?

    -поймешь тогда ,когда узнаешь почему его называют "кукурузник" !!!
  40. +3
    27 августа 2019 05:17
    Ничему не научила история с "супер-джетом 100". Сляпали никому не нужный ероплан , так и тут, идет война за деньги т.е разработки и производство.
  41. 0
    27 августа 2019 08:39
    А нельзя возродить Ан-14 для этих задач?
  42. 0
    27 августа 2019 10:06
    Как вариант - просто возобновить производство Ан-2. Но видимо не пройдет, потому что распилов и откатов не будет, как и денег на разработку нового проекта. Новый самолет? Не учитывают главное - чтобы самолет мог проходить межполетное обслуживание и при необходимости ремонт на грунтовом аэродроме в самой глухой местности и силами экипажа. Поэтому "новые технологии" и суперэлектронная начинка однозначно отпадают, как и любые импортные комплектующие. Двигатель нужен другой, более экономичный. Но пока этого нет, приходится пользоваться имеемым. А самолет нужен уже вчера.
    1. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»