Вариант "РСЗО" из РПГ-7 – некоторые аспекты появления и использования

42
В социальных сетях появились фотографии легкой установки с претензией на РСЗО. Особенностью этого комплекса стало то, что его основой стали противотанковые гранатометы РПГ-7. «Военное обозрение» решило изучить причины появления установки и ее аналогов, а также то, где и при каких обстоятельствах они появлялись.

Вариант "РСЗО" из РПГ-7 – некоторые аспекты появления и использования




Современная война, зачастую представлявшаяся схваткой новейших технологий, на деле крайне редко становится таковой. На первый план локальных конфликтов все чаще выходит вопрос создания систем вооружений при помощи уже имеющегося оружия и подручных средств.

Одним из самых простых средств усиления огневой мощи являются ракетные системы залпового огня. Они достаточно просты в применении и дешевы, с одной стороны. С другой, благодаря подобным системам можно обеспечить эффективное подавление огневых точек противника, наносить удары по площадям, а также за счет мобильности подобных комплексов быстро оказывать поддержку на разных участках фронта.




Проблем остается как минимум две. Первая заключается в том, что, как правило, эти системы монтируются на больших грузовиках и имеют калибр от 122-мм, что, зачастую, избыточно для поддержки малых отрядов и передовых подразделений. Во-вторых, это всё ещё слишком дорого. В случае локальных конфликтов экономия идет буквально на каждом патроне. И тогда на сцену выходят легкие противотанковые средства, которые, будучи объединены в единую систему, могут стать образцом легкой (и дешевой) РСЗО.

Одними из первых легкий комплекс РСЗО, собранный из подручных противотанковых средств, опробовали американцы. В качестве основы они выбрали «базуку». Солдаты 505-го парашютно-десантного полка использовали такую установку, собранную из 6 «базук»: она была укреплена на их джипе - на деревянной раме.



Ирано-иракская война для Тегерана оказалась тяжелым испытанием. Страна оказалась не готовой к нему. Вследствие этого иранцы несли ощутимые потери, и зачастую были вынуждены использовать крайние методы ведения боевых действий: к примеру, «живые волны». Потери при таких методах ведения войны были колоссальные. Качество подготовки часто было низким, большинство живой силы составляли плохо обученные солдаты-новобранцы.

Дополнительным грузом стали санкции, наложенные на Тегеран, и ограничения на поставку вооружений. Из-за них Ирану, достаточно хорошо вооруженному, но не имеющего возможности пополнить утраченное в ходе боевых действий оружие, пришлось использовать системы, собранные из подручных средств.

Названия данной установки обнаружить не удалось – судя по всему, она была выпущена либо в единичном экземпляре, либо крайне малой партией. Более того, РПГ-7 подобным образом также почти нигде не эксплуатировалось. Однако почти не значит совсем. Есть страна, где столь необычная система залпового огня выпускалась серийно.



На 20-летие независимости Армении местная компания «Научно-производственное объединение Гарни-Лер» продемонстрировала своё видение легкой РСЗО. На параде в Ереване была показана установка N-2. Основной её вариант смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-3308 «Садко» (впрочем, есть и буксируемая версия). Наводится в нужном направлении вручную, диапазон ±30 град. по азимуту и -5 – +50 град. по углу места. При помощи электрического пульта запуск может осуществляться как залпово, так и одиночными.

Дальность – до 1300 м. В качестве боеприпасов используются как реактивные гранаты TB-1 с термобарической боевой частью, производимые Арменией, или осколочно-фугасные OG-7. Некоторое время система предлагалась на экспорт Управлением оборонной промышленности, однако информации о контрактах на N-2 обнаружено не было.

Украина тоже пыталась


Мини-версию подобной системы использовали и Вооруженные силы Украины. Их установка, состоящая из спаренных между собой 4-х РПГ, мелькнула в военных действиях в Донбассе в начале 2018 года.



Судя по незначительному количеству таких систем, они, в основном, используются в качестве попытки максимально дешевой замены стандартных РСЗО странами, имеющими как финансовые трудности, так и проблемы с обученностью солдат, обслуживающих вооружения.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 августа 2019 14:03
    Короче РСЗО для бедных.
  2. +6
    26 августа 2019 14:08
    Ставить такую "недоРСЗО" на грузовик, зная, что у нее максимальная дальность 1300 метров не разумно, слишком уж мишень хорошая. А вот джип подойдет. Интересно кто либо додумался так "Шмели" сгруппировать и использовать?
    1. 0
      26 августа 2019 14:32
      РПО "Шмель" это оружие точечного воздействия! Шмальнул в окно здания или другого укрепления противника и подавил огневую точку, он не годится для работы по площадям.
      1. 0
        26 августа 2019 16:21
        Цитата: Федор Соколов
        РПО "Шмель" это оружие точечного воздействия! Шмальнул в окно здания или другого укрепления противника и подавил огневую точку, он не годится для работы по площадям.

        Да-да, конечно. Особенно если учесть, что точность РПО не позволяет попасть в окно с расстояния 100 метров, не говоря уже об амбразуре.
        1. -1
          26 августа 2019 16:26
          Ну с пьяных глаз можно и с десяти метров промахнуться!
          1. +7
            26 августа 2019 16:54
            Цитата: Mik13
            ....точность РПО не позволяет попасть в окно с расстояния 100 метров, не говоря уже об амбразуре.

            Цитата: Федор Соколов
            Ну с пьяных глаз можно и с десяти метров промахнуться!


            На самом деле уже обсуждали этот забавный момент в теме про убийство Михаила Толстых. Там господин Романов жег напалмом...

            Итак, кучность у изделия -
            Кучность стрельбы на дальности 200м:
            Вб ............... 0,35м
            Вв ................ 0,50м

            (пруф: http://www.kbptula.ru/ru/razrabotki-kbp/strelkovo
            -pushechnoe-i-granatometnoe-vooruzhenieognemety/r
            po-shmel)

            На всякий случай, Вб и Вв - это 25% попаданий:



            Причем это практически "техническая" кучность - которую обеспечивает боеприпас. Есть еще ошибки стрелка, кривой прицел, метеоусловия и т.п.

            Кроме того, население огневой точки, как правило, очень активно протестует против попадания внутрь всякой термобарической гадости и энтузиастов с продолговатыми зелененькими трубами старается отстреливать очень сильно заранее. В отличие от РПО, ПКМ позволяет уверенно огорчить энтузиаста с расстояния метров 600...

            С амбразурами и прочими огневыми точками очень удобно бороться при помощи ПТУР с ТБ БЧ, а то и с обычной - кумулятивной. Что в реальности регулярно происходит.
            1. 0
              26 августа 2019 22:16
              Вспомнил старый анекдот "Из шести стволов, да по стае ворон - промахнуться невозможно"
      2. +2
        26 августа 2019 16:40
        Цитата: Федор Соколов
        он не годится для работы по площадям.

        Ага, а уж РПГ-7 так это готовое оружие массового поражения
        Цитата: Федор Соколов
        он не годится для работы по площадям.

        Объемно-детонирующий боеприпас Шмеля, да выпущенный "пачкой"? С чего это?
      3. 0
        26 августа 2019 17:50
        "Шмели" , наверное , более дорогое удовольствие , чем РПГ . С РПГ сейчас на БВ каждый подросток умеет обращаться , а "Шмель" немного сложнее и немного дороже .
        1. +1
          26 августа 2019 18:26
          Цитата: DMB_95
          а "Шмель" немного сложнее и немного дороже .

          И тем не менее, как оружие устрашения, залп такого пакета, значительно мощнее
        2. 0
          27 августа 2019 20:58
          Цитата: DMB_95
          "Шмели" , наверное , более дорогое удовольствие , чем РПГ . С РПГ сейчас на БВ каждый подросток умеет обращаться , а "Шмель" немного сложнее и немного дороже .

          Но в любом случае, намного дешевле БМ-21, Буратино или Солнцепёка.
    2. NKT
      +2
      26 августа 2019 17:21
      Так есть аналог на гусеницах - Буратино.
      1. 0
        26 августа 2019 17:48
        "Шмель" намного слабее ТОС, их даже сравнивать нельзя совершенно разное предназначение, максимальный эффект РПО достигается за счет применении его в закрытых помещениях.
        1. NKT
          +1
          26 августа 2019 17:52
          Да никто и не пытается сравнивать. Мой комментарий адресован svp67 на счет «сгруппировать Шмель и использовать».
    3. -1
      26 августа 2019 18:00
      svp67 (Сергей) hi
      Интересно кто либо додумался так "Шмели" сгруппировать и использовать?
      Нет.Вы первый. yesНо меня в напарники не берите.Не пойду.Собирайте в кучу сами.Наводите сами.Залп делайте тоже сами.Может куда и попадёте.Но в ответку прилетит быстрей чем отстреляетесь Причём из чего угодно.Но разве не из пистолета. laughing Причём что ночью что днём..Это оружие индивидуального наведения так сказать.И мини рсзо из этой шайтан трубы лепить.Ой небезопасно.Буквально
    4. 0
      27 августа 2019 21:20
      Цитата: svp67
      Ставить такую "недоРСЗО" на грузовик, зная, что у нее максимальная дальность 1300 метров не разумно, слишком уж мишень хорошая. А вот джип подойдет. Интересно кто либо додумался так "Шмели" сгруппировать и использовать?

      Зачем "Шмели"? Представьте собранную таким способом РСЗО, например, из РПГ-29 "Вампир". Калибр 105 мм. Или из РПГ-28 "Клюква", калибр 125 мм. С термобарическим боеприпасом по огневому воздействию, она будет сравнима с залпом аналогичным количеством снарядов из БМ-21 "Град".
    5. 0
      28 августа 2019 05:36
      Задачи бывают разные. как показывает практика джип это самая мобильная боевая единица, а если учитывать не только кумулятивные боеприпасы а такие как осколок или термобарический. то огневая мощь + мобильность даст колоссальный результат конечно же на малых дистанциях. а речь за частую идёт как правило о паре тройке сотен метров.
  3. +2
    26 августа 2019 14:10
    Короче эрзац .... на счёт точности попадания очень большие сомнения.
    1. +1
      26 августа 2019 14:15
      Цитата: rocket757
      на счёт точности попадания очень большие сомнения

      о точности в данном случае речь и не может идти. Стрельба по площадям, "куда-то в ту сторону"
    2. +2
      26 августа 2019 14:19
      Немцы в конце войны подобное вундерваффе мастырили из панцершреков. По крайней мере в Берлине были замечены такие кустарные противотанковые РСЗО.
      1. 0
        26 августа 2019 14:26
        Да все, когда подгорает, придумывают разные эрзац-вундервафли.
  4. +3
    26 августа 2019 14:16
    Прикрутить 82-е мины через переходники, и на джип. Залп, и драпать... Партизанская артиллерия...
  5. +1
    26 августа 2019 14:27
    Плюс такой установки- понижение требований к носителю, отдачи-то нет.
    Минус- малый радиус действия, в зоне, досягаемой для стрелкового оружия, тем более что можно нарваться на какой-нибвдь вынесенный вперед и замаскированный дозор или пост.
    Пулемет у противника из такой установки решето сделает за очень короткое время.
    1. 0
      27 августа 2019 21:08
      Цитата: Avior
      Плюс такой установки- понижение требований к носителю, отдачи-то нет.
      Минус- малый радиус действия, в зоне, досягаемой для стрелкового оружия, тем более что можно нарваться на какой-нибвдь вынесенный вперед и замаскированный дозор или пост.
      Пулемет у противника из такой установки решето сделает за очень короткое время.

      А если посмотреть на это с другой стороны: во-первых, точность стрельбы с лафета будет выше, чем с плеча; во-вторых, за счёт использования лафета можно увеличить дальность стрельбы, и таким способом вести огонь уже из зоны недосягаемой для стрелкового оружия противника. Не забывайте также про "закрытые" позиции.
      1. -1
        28 августа 2019 07:44
        Говорить о точности применительно к рсзо как-то странно.
        Для точности крепили бы одиночную пусковую
        1. 0
          28 августа 2019 21:19
          А разве обязательно делать полный залп из всех стволов? Можно делать и одиночные пуски, а применение многоствольной установки, в данном случае, увеличивает скорострельность. Так что, многоствольная установка - это только плюс по сравнению с одноствольной. Единственный минус - это большая масса установки, по сравнению с одноствольной.
          1. 0
            28 августа 2019 21:25
            у такого незащищённого авто нет шансов на несколько прицельных выстрелов.
            изрешетят
            1. 0
              28 августа 2019 21:29
              Да причём здесь авто? Такую установку можно установить на что угодно, а можно и на руках перенести. Грузовик, в данном случае, это просто один из вариантов перевозки установки.
              1. 0
                28 августа 2019 22:06
                на руках- ещё хуже, пока вынесете и установите, перестреляют всех, машина это быстро делает хотя бы..
                9 пусковых с гранатами- это 70-100кг, плюс конструкция столько же, не наносишся, проще к одной пусковой сошки или станок приспособить, если очень хочется, и брать сколько нужно.
                На БТР или что-то другое бронированное- так автоматический гранатомет тогда.
                1. 0
                  28 августа 2019 22:18
                  В любом случае: если такое делают, значит это кому-нибудь нужно.
                  1. +1
                    28 августа 2019 22:31
                    или они считают, что нужно.опять же- под какую тактику применения.
                    и к тактике привязана конструкция.
                    и необязательно это партизаны всякие, есть и вполне армейские версии.например, ручная, как вы писали, американский реактивный M202A1 FLASH.
                    Вот как он выглядит в одном старом фильме с участием бывшего мехвода- танкиста и губернатора одного из американских штатов. smile

                    https://ru.wikipedia.org/wiki/M202A1_FLASH
                    Может стрелять одиночными или залпом
                    hi
  6. +1
    26 августа 2019 14:51
    Один удачный выстрел хорошо обученного гранатомётчика может сделать больше,чем такая вот установка.
    Шороху она конечно может навести много, подавит противника и заставит паниковать. Девять РПГ...,но не полезнее ли на поле боя будут девять гранатомётчиков ? Их всех девять труднее и затратнее выключить из боя. А приспособленные к местности они могут гораздо острее атаковать.
    1. -1
      26 августа 2019 15:53
      Цитата: Громобой
      Один удачный выстрел хорошо обученного гранатомётчика может сделать больше,чем такая вот установка

      Цитата: Громобой
      не полезнее ли на поле боя будут девять гранатомётчиков ?

      Намного полезнее.
      Но это установка создана теми, у кого иной менталитет. Смысл - приехать, быстро бабахнуть в сторону противника, и так же быстро сорваться с места. В духе ближневосточных алабахов
    2. 0
      27 августа 2019 21:10
      Цитата: Громобой
      Один удачный выстрел хорошо обученного гранатомётчика может сделать больше,чем такая вот установка.
      Шороху она конечно может навести много, подавит противника и заставит паниковать. Девять РПГ...,но не полезнее ли на поле боя будут девять гранатомётчиков ? Их всех девять труднее и затратнее выключить из боя. А приспособленные к местности они могут гораздо острее атаковать.

      Девять хорошо обученных гранатомётчиков, а для применения такой РСЗО с умом достаточно одного толкового артиллериста.
  7. -1
    26 августа 2019 14:55
    Как по мне, это колхоз на уровне дремучих папуасов.
  8. 0
    26 августа 2019 15:17
    Да, здесь главное во время смыться.
  9. 0
    26 августа 2019 16:02
    У РФ 80 мм рсзо на базе пикапа для вдв не так давно представили. Не кустарные поделки, а разработка КБ. Странно что автор не написал.
  10. +1
    26 августа 2019 16:11
    Вот это армяне шайтан-арбу сотворили. Все правильно, за неимением гербовой, пишем на простой. А в кого попадет, тому будет все равно от чего копыта откинет, от супер Смерча или от старенького РПГ-7.
  11. +1
    26 августа 2019 18:13
    Армянские грузовики и на них "РСЗО" на параде lol Видимо это для тыла,как заградительный отряд,своих шуганут,чтоб не оставили позиции.Потому,что на передовой им не светит ничего,так как являются крупной мишенью,а дальность стрельбы на уровне плевка. laughing
  12. 0
    26 августа 2019 19:14
    А прицельный комплекс к этой батарее какой ? По сути вундервафля ,бить по городским постройкам не целясь,в реальном бою толку ноль
  13. -1
    26 августа 2019 21:47
    жителям украины wassat и остальным могу предложить головную часть выстрела РПГ-7 насадить на черенок от БСЛ и метать как "копьё" . Кстати видел видео в котором "атошники wassat " Ф-1 или РГД-5 выстреливали из рогатки... великой рогатки. fool
  14. 0
    27 августа 2019 11:08
    Миномет с обученным расчетом эффективней.