Françafrique по-русски или стратегия России на постсоветском пространстве 

52
После проведения деколонизации некоторые европейские страны не отказались от политики проецирования власти на свои бывшие владения. Наиболее ярким примером подобного поведения является Франция, которая успешно реализует неоимперскую политику на африканском направлении. Россия нуждается в выработке аналогичной стратегии создания «пояса безопасности» на постсоветском пространстве. В данном тексте мы рассмотрим опыт практического применения пост-колониальной неоимперской политики Францией, а также в тезисном порядке выдвинем ряд предложений, необходимых для реализации аналогичной стратегии Россией.

Почему России необходима доктрина влияния на постсовесткое пространство?


Наблюдая за динамикой современных международных отношений, можно заметить некоторые перманентные переменные. Одной из таковых является аксиома школы реализма в международных отношениях – конкуренция великих держав. Безусловно, подобное противостояние создает ряд издержек для участников. В частности, речь идет о тенденции ослабления российского влияния на постсоветском пространстве. Очевидно, что подобный тренд крайне негативно сказывается на общем уровне обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и значительно понижает геополитический вес на международной арене.



Конечно, содержание проблем безопасности на постсоветском пространстве имеет двойственную природу, как внутреннюю (вопрос передачи власти, вероятность внутренних национальных конфликтов между диаспорами), так и внешнюю (смена режимов, подрыв российского культурного авторитета, вовлечение стран в орбиту влияния НАТО). Однако имеет смысл полагать, что внешнее воздействие представляется наиболее опасным.

В качестве доказательной базы для утверждения о том, что США действительно заинтересованы в дестабилизации ситуации в сфере непосредственных интересов России, можно привести ряд примеров.

1) Россия до сих пор обладает достаточным потенциалом для противодействия США в военном аспекте. В частности, в сфере новейших военных технологий (наиболее яркий пример – гиперзвуковое оружие). Следовательно, сохраняется логика противостояния держав, в которой предпринимаются любые шаги для геополитического ослабления влияния своего оппонента.

2) США уже проводили (и продолжают проводить) активную политику на постсоветском пространстве. Как отмечает эксперт РСМД А. В. Фененко [1], «Концепция «расширения демократии» 1993 г. предусматривала возможность включения бывших советских республик (кроме России) в НАТО. В 1990-е гг. эти проблемы носили дискуссионный характер. Ситуация изменилась после поддержки администрацией Буша «цветных революций» в Грузии (2003) и на Украине (2004). В 2007 г. Конгресс принял Закон о поддержке стремления Грузии и Украины в НАТО». Можно вспомнить тот факт, что Армения принимала участие в учениях совместно с Североатлантическим альянсом. На этом фоне весьма логично упомянуть и разгоревшийся летом 2019 года антироссийский протест в Грузии.

3) Аналитика американских think-tank’ов. Не так давно был опубликован очередной доклад влиятельного аналитического центра – RAND corporation под названием «Overextending and unbalancing Russia». Что можно перевести как «Перенапряжение и дестабилизация России». В этом докладе можно обнаружить следующие таблицы, в которых напрямую оценивается выгодность проведения определенной политики в евразийском регионе.

Françafrique по-русски или стратегия России на постсоветском пространстве 






Таким образом, мы наблюдаем действительную заинтересованность США в ослаблении российского влияния на постсоветском пространстве для реализации собственных задач безопасности (security), которые в контексте американского дискурса кардинально отличается от задач обороны (defense). Безопасность в их понимании синонимична превентивным действиям, нацеленным на нейтрализацию вероятности наращивания потенциала той или иной державой для оказания сопротивления США.

Помимо этого нельзя игнорировать и альтернативные источники угроз в регионе, иначе говоря, внутреннюю природу региона, которая может создать ряд неприятностей для России. Обратим внимание на индекс fragile states.



Как мы видим, постсоветские государства потенциально могут скатиться в состояние затяжного кризиса, чреватого потерей реального государственного контроля, что, безусловно, создает непосредственные угрозы национальной безопасности России за счет вероятных столкновений на границах потоков беженцев, крупных потерь отечественного бизнеса и прочих сопутствующих издержек. Также вероятность режимных трансформаций при неразвитых институциональных системах могут привести страны в состояние хаоса, которое негативно скажется на безопасности российских границ.

При этом современная российская внешняя политика на постсоветском пространстве остается по-большей части «реактивной» (не мы диктуем повестку дня) и сугубо оборонительной. Подобный курс может периодически отвечать на ряд сиюминутных тактических вызовов, однако в долгосрочной перспективе Россия рискует если не утратить свое геополитическое влияние в данном регионе, то, как минимум, сильно его ослабить.

Учитывая приведенные выше тезисы, экзистенциально необходимой видится разработка своего аналога франко-африканских отношений (система françafrique), адаптированного для постсоветского пространства и нацеленного на нивелирование потенциальных угроз национальной безопасности России за счет создания «пояса безопасности» в регионе.

Françafrique. Как это работает?


Процесс деколонизации не обошел стороной и Францию. Де-юре Франция предоставила независимость бывшим колониям (за исключением Алжира), но де-факто она лишь сменила архаичную модель прямого колониального управления на более изящную систему непрямой проекции собственной воли, создав особые отношения со своими бывшими колониями. Эти отношения были названо Françafrique. Что же такого делает Франция?

Во-первых, они выстроили потрясающую модель геоэкономического влияния. Торговые отношения Франции с “новыми независмыми” государствами основаны на классическом колониальном методе выкачиввания ресурсов. Сама Африка по статистике на 2016 год поглащает лишь 5,75% экспорта из метрополии, однако экс-колонии снабжают французов природными ресурсами и некоторыми товарами сельского хозяйства.

Во многом экономическое влияние обеспечивается за счет созданной зоны франка. В статье доцента кафедры мировой экономики МГИМО Ж.Н. Комиссаровой [2] мы можем обнаружить следующее описание данной системы: «Базовыми принципами ее функционирования являлись твердое соотношение валют африканских государств с французским франком, свободный обмен франков КФА на французские франки, контроль Франции над кредитной политикой эмиссионных банков стран-членов, хранение всех их валютных резервов во французских франках, отсутствие валютных ограничений между странами-членами зоны, сдачу части выручки в иностранной валюте в централизованный пул при французском казначействе, осуществление всех расчетов через валютный рынок в Париже. С тех пор эти принципы практически не изменились, только французский франк с 2002 г. в валютном механизме зоны заменен на евро». То есть метрополия де-факто имеет полный контроль над финансовой жизнью своих бывших колоний. За это они, кстати, подвергались критике со стороны европейских товарищей. Так, министр экономического развития Италии Луиджи Ди Майо заявлял, что Париж “чеканит свою монету, колониальный франк, и за счет этого финансирует свою внешнюю задолженность, эксплуатируя эти страны”. За это посол Италии во Франции был вызван на Кэ д’Орсе, но, разумеется, прагматичные французы и не подумали менять выгодную политику из-за критики.

Все торжество экономической политики на данном направлении заключается, конечно, в обеспечении беспрепятственной деятельности французских ТНК. Описать эту систему можно следующей картинкой.



Во-вторых, Париж сохраняет колоссальное военное влияние в регионе. Франция создала систему военных договоров, которая обеспечивает ей возможность проводить превентивные операции и быстро реагировать на любое неблагоприятное изменение военно-политической ситуации в регионе с точки зрения французских национальных интересов. И.П. Коновалов в своей книге «Военные операции Франции в Африке» так описывает стратегические предпосылки расположения военного контингента в бывших колониях: «Что касается французских сил на африканском континенте, то, помимо позиционирования Франции как великой державы, география их размещения, а также география применения определялась несколькими факторами: 1) экономическая важность данной страны для Франции; 2) число французских граждан в этой стране; 3) доступ французских компаний к местным месторождениям полезных ископаемых; 4) необходимость защиты важных транспортных магистралей; 5) особые отношения с лидером этой страны». Ярче всего это можно увидеть на карте, приведенной ниже.



Французы неоднократно использовали свой военный контингент в Африке по его прямому назначению. Начиная с 1956 года, Франция участвовала примерно в 40 военных кампаниях на африканском континенте.

В-третьих, Франция сохраняет колоссальное культурное влияние в регионе. Дабы не быть голословными, взглянем на карту распространения французского языка в Африке.



Таким образом, Франция благодаря четко выверенной неоимперской политике контролирует добычу важных полезных ископаемых и с легкостью обеспечивает комфортные условия для деятельности своих корпораций. Резюмируя, можно сказать, что внешняя политика, основанная на примате национальных интересов и прагматизма, имеет оттенок Françafrique.

Что делать России?


Итак, был рассмотрен пример крайне грамотной неоимперской политики. Конечно, не все инструменты внешней политики, используемые французами в Африке, могут быть с легкостью экстраполированы на постсоветское пространство, однако важно отметить сам стратегический лейтмотив.

Современная внешняя политика России на постсоветском пространстве, увы, даже отдаленно не напоминает французскую в Африке. Бесспорно, эта тема заслуживает отдельного аналитического материала, но в подтверждение выше обозначенного тезиса можно привести, по-крайней мере, два самых очевидных аргумента:

Россия регулярно списывает колоссальные долги и предоставляет финансовую помощь постсоветским (и не только) странам, которая при этом никак не конвертируется в реальное политическое влияние. Эксперты РАНХиГС провели исследование, в котором выяснили, сколько денег Россия тратит на оказание финансовой поддержки другим странам. Цифры говорят сами за себя: 2017 год – Потрачено $1,19 млрд – прощено - $425 млн; 2016 год – Потрачено $1,26 млрд – прощено - $424,9 млн; 2015 год – Потрачено $1,16 млрд – прощено - $89 млн; 2014 год – Потрачено $0,88 млрд – прощено - $32,56 млрд; 
2013 год – Потрачено $0,71 млрд – прощено - $500 млн. 

При этом политическое влияние, которое мы приобретаем, минимально. Показательным является кейс Крыма. Историческое воссоединение Крыма с Россией официально было поддержано 7-ю странами, среди которых нет ни одной постсоветской. Де-факто, конечно, возвращение исторической русской земли было признано однако это не придает веса на дипломатической арене. Можно также отметить военное сотрудничество США со странами Центральной Азии. Центр военно-политических исследований МГИМО приводит следующие данные:




Напрашивается очевидный вывод, что мы не обладаем контролем над регионом, который представляет экзистенциальную важность для России, следовательно, нам необходимо выработать новую стратегию внешней политики на данном направлении, и пример Françafrique подходит как нельзя лучше.

Ниже в тезисном формате будут представлены релевантные способы влияния и проекции силы, благодаря которым можно достичь обозначенной выше цели.

В первую очередь, Россия должна начать проводить бескомпромиссную геоэкономическую политику. Инструменты геоэкономики были описаны в книге Роберта Блэквилла и Дженнифер Харрис «Война иными средствами». Россия должна использовать энергетический ресурс как средство оказания давления на страны в обмен на гарантию политической лояльности. Нельзя обойти стороной и санкционную политику. Ярким примером успешного проведения такой политики является 2008 год и запрет на импорт грузинского вина, что оказало существенное влияние на экономику Грузии.

Ренессанс культурной экспансии. Русская культура (в частности, язык как культурный феномен) должна вновь стать доминирующей в регионе. Это необходимо для того, чтобы втягивать население постсоветских стран в орбиту российского влияния и конструировать лояльность по отношению к России. Развитие такой политики поможет снизить градус антироссийской истерии и, как следствие, повлиять на политическую ориентацию элит (снижение прозападного уклона). Добиться этого можно, используя классическую технологию создания разветвленной сети НПО и информационных ресурсов которые бы распространяли нашу культурную идентичность. Во многом проблема с Украиной возникла из-за того, что не были предприняты подобные превентивные меры.

Проекция прямой силы. России необходимо перенять и адаптировать французскую военную политику в Африке. Российские военные в регионе должны быть не статистами, а одним из ключевых политических субъектов в случае, если происходят некие социальные трансформации, которые противоречат нашим национальным интересам.

ОДКБ. Крайне желательным представляется трансформация ОДКБ в инструмент решения конкретных проблем безопасности региона Центральной Азии. Это поможет повысить эффективность организации и создать более тесное сотрудничество. Важно также проводить постоянное совершенствование военного потенциала организации.

Одним из ключевых направлений деятельности должна стать активизация работы разведки. Разведка может быть использована как теневой политический актор внутри данных государств, помимо этого, большая осведомленность о тенденциях в регионе дает возможность сформировать четкий план превентивных действий. Во многом благодаря им можно реализовывать сценарии по типу «цветных революций» и, кстати, французы также активнейшим образом используют свою внешнюю разведку в Африке для того, чтобы полностью контролировать ситуацию в зоне их непосредственных интересов.

Заключение


Таким образом, для обеспечения национальной безопасности России необходимо выработать новый подход в отношении постсоветского пространства. Нам представляется, что наиболее эффективной стратегией является та, которую Франция использует в своих бывших африканских колониях. России нужно адаптировать данный опыт под реалии конкретного региона и с использованием ряда перечисленных инструментов активизировать свою внешнюю политику на данном направлении, сделав ее более агрессивной.

Эрик Райнерт в своей книге «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные остаются бедными» писал следующее: «Нужно поступать так, как поступают англичане, а не слушать то, что они вам говорят, и категорически нельзя слушать то, что англичане вам советуют». Так как наиболее успешную неоимперскую политику проводят именно европейские страны и, в частности, Франция, то можно перефразировать данную цитату и сказать, что в данном конкретном случае нужно поступать так, как поступают французы.

***
[1] Фененко А. Стратегические соперники Вашингтона // Россия в глобальной политике №5, 2010
[2] Комиссарова Ж.Н. Экономические отношения Франции со странами зоны франка (на примере Габона, Республики Конго, Кот-д'Ивуара, Нигера и Сенегала) / Ж.Н.Комиссарова, О.А.Оганян // Мировое и национальное хозяйство. — 2018. — №2-3 (45).
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    28 августа 2019 15:06
    Напрашивается очевидный вывод, что мы не обладаем контролем над регионом, который представляет экзистенциальную важность для России

    Действительно, куда уж очевиднее - нет у нас никакой политики в отношении постсоветских стран, как и внутренней, у нас есть политика только по отношению к США, на уровне Захарова-Псаки

    Россия регулярно списывает колоссальные долги и предоставляет финансовую помощь постсоветским (и не только) странам, которая при этом никак не конвертируется в реальное политическое влияние. Эксперты РАНХиГС провели исследование, в котором выяснили, сколько денег Россия тратит на оказание финансовой поддержки другим странам. Цифры говорят сами за себя: 2017 год – Потрачено $1,19 млрд – прощено - $425 млн; 2016 год – Потрачено $1,26 млрд – прощено - $424,9 млн; 2015 год – Потрачено $1,16 млрд – прощено - $89 млн; 2014 год – Потрачено $0,88 млрд – прощено - $32,56 млрд; 
2013 год – Потрачено $0,71 млрд – прощено - $500 млн.
    1. +8
      28 августа 2019 17:58
      Статья интересная. Но я считаю что ставить в пример Францию-не верно. Деколонизация и развал СССР это исторические события разного рода по причинам, уровню развития колоний и союзных республик, их взаимоотношениям.И то, что предлагает уважаемый автор-это утопия(хотя бы потому что мы опоздали с этим на тридцать лет и продолжаем тормозить). Бывшие союзные республики, за малым исключением порвали с центром "метрополией" и место освобожденное уже занято другими.
      1. +8
        28 августа 2019 23:19
        Вот сейчас погуглил и обнаружил что в стране не менее 70 Институтов всех мастей занимающихся международными отношениями. Львиная доля - государственные. Ценник за обучение до 500 тыс. за семестр. Чем занимаются эти "ребята"? То что "заколачивают бабки" - это само собой, причем судя по всему - совсем не плохие.
        Давно пора браться за образование - менять засидевшихся ректоров и ставить перед ВУЗами насущные задачи...
        Нужны НКО? - давать дипломные работы по их созданию по различным направлениям. Сайты? - нормальный сайт - это работа уровня "курсовика". При количестве учащихся - проблема информационного обеспечения решаема. Кадры решают всё - если им ставить правильные задачи.
        1. +2
          29 августа 2019 05:42
          это уже конкретное предложение... браво, бисс
      2. +4
        29 августа 2019 07:41
        Совершенно верно, уважаемый Дмитрий-тезка! Освободили от себя свои бывшие республики, разрушая СССР. Отпустили на все 4 стороны.
        Вместо того, что бы делать ремонт в доме, разрушили его до основания. А теперь призадумались.
    2. +1
      29 августа 2019 07:32
      Цитата: Svarog
      Напрашивается очевидный вывод, что мы не обладаем контролем над регионом, который представляет экзистенциальную важность для России

      Действительно, куда уж очевиднее - нет у нас никакой политики в отношении постсоветских стран, как и внутренней, .........Россия регулярно списывает колоссальные долги и предоставляет финансовую помощь постсоветским (и не только) странам, которая при этом никак не конвертируется в реальное политическое н.

      Так всего лишь 30 лет "демократических преобразований" прошло! ВОТ только только призадумались правители-сенаторы-парламентарии-депутаты. У них другие проблемы,----собственного комфорта и обогащения.
      А кроме Франции , до сих пор получающей выгоду от своих колоний бывших, есть и другой пример-----старушка Мелкобритания! Вот уж кто проводит очень выгодную для себя политику в отношении своих бывших колоний.
    3. +2
      29 августа 2019 07:45
      Россия нуждается в выработке аналогичной стратегии создания «пояса безопасности» на постсоветском пространстве

      1. Зачем? Мы ожидаем массовые танковые клинья по направлениям главного удара? Это при наличии тактического и стратегического ядерного оружия? Или как царская Россия боялась массового бегства своего населения?
      2. Ближние страны можно либо оккупировать, либо купить верхушки (не прокатило на Украине), либо содержать местную элиту за свой счет (Белоруссия), либо соседской стране угрожает более опасный враг (Казахстан и вся средняя Азия). Либо показывать привлекательную общественную и экономическую модель функционирования государства.
      3.
      Таким образом, для обеспечения национальной безопасности России необходимо выработать новый подход в отношении постсоветского пространства
      ... и выделить бюджет на это, назначить ответственных. Не возможно заменить подход с привлечением дружбы между народами на дружбу какой-то госструктуры с такой же структурой в другом государстве.

      Из этого вывод, надо заниматься своей экономикой и поднимать благосостояние своего народа прежде всего, Франция как пример тоже неплох, спасибо автору что не стал сравнивать с Северной Кореей.
  2. +8
    28 августа 2019 15:25
    Во-первых, они выстроили потрясающую модель геоэкономического влияния. Торговые отношения Франции с “новыми независмыми” государствами основаны на классическом колониальном методе выкачиввания ресурсов. Сама Африка по статистике на 2016 год поглащает лишь 5,75% экспорта из метрополии, однако экс-колонии снабжают французов природными ресурсами и некоторыми товарами сельского хозяйства.

    Как мы, всё же напоминаем колонию... один в один и к нам применимо.
    Вообще статья классная, наглядное пособие для наши "стратегов" , только кто же ее применять будет, если мы -колония?
    1. +4
      28 августа 2019 15:55
      Странно, вам плюсы ставят, а вы даже "оду" луноликому не спели...
      Самое интересное, что для наших "ура-патриотов", правда не нужна. От слова совсем.
      Они, как и "майдануьые" на Украине - тоже живут в "своем мире".
  3. +8
    28 августа 2019 15:36
    Как можно проводить неоколониальную политику, если значительная часть законодательства РФ имеет антироссийскую направленность и призвана закрепить и поддерживать статус России как вассала по отношению к "партнерам" ?
  4. +8
    28 августа 2019 15:36
    Таким образом, для обеспечения национальной безопасности России необходимо выработать новый подход в отношении постсоветского пространства.
    ...Это нужно было делать еще в 90-е ...
    1. +4
      28 августа 2019 18:07
      Это надо было делать годах это в 50-х...Середина восьми десятых годов,Средняя Азия-Чарджоу и Янгиер, идёт строительство и запуск производств по обработке алмазов в бриллианты с центром в Смоленске, ПО"Кристалл". Говорю как участник этого события. Развитие национальных окраин, что б им...В курилке у них уже разговоры как хитрее хапнуть.. Это очень маленький пример, а их таких тысячи. Может лучше было их держать как источник сырья?
      1. +4
        28 августа 2019 18:32
        Цитата: parusnik
        ..Это нужно было делать еще в 90-е .

        Соглашусь с этим.Окраины тоже надо было развивать.Держать на поводке надо было с помощью территорий-уходите,отдайте что было присоединено РИ или СССР.
    2. +3
      29 августа 2019 07:48
      Цитата: parusnik
      Таким образом, для обеспечения национальной безопасности России необходимо выработать новый подход в отношении постсоветского пространства.
      ...Это нужно было делать еще в 90-е ...
      Это нужно было делать в первую очередь ,для Украины и Белоруссии! Это нужно было делать, в соответствии с тем, что русские---самый большой разделённый народ.....и, конечно, выработать правильную политику к другим республикам.
  5. +5
    28 августа 2019 16:08
    Старательно не замечаешь ляпов и нелепостей в нашей внешней политике ,аля черномырдин или теймуразов ,но вот ,не особо то и 1-я в мировом рейтинге страна ,а политика на голову выше .!…
    У нас только умеют ,что собственное население обдирать ,как колонию ...
    Дальше только работа для модераторофф ...
    1. -2
      29 августа 2019 10:48
      Автор статьи, безусловно, грамотный человек и потому ставит вопрос в рамках провокации. Наверное, для того, чтобы получить широкий спектр мнений.
      Разумеется, сравнивать бывшие союзные республики СССР, к примеру, с Алжиром -- это белое с сладким. Кое-что общее, безусловно, просматривается, но лишь в формате реминисценции.
      Французская провинция Алжир существовала с 1830 года по 1962. То есть 132 года! Которых хватило, чтобы изменить менталитет алжирцев так, что в сознании каждого человека этой страны ранее и в настоящее время сидит подсознательное убеждение:
      Франция -- это метрополия, а Алжир -- колония, ныне и присно и вовеки веков... Даже при формальной независимости от Франции. Даже после полного отъезда французов из этой страны после 1962-го.
      Видать, в свое время хорошо французы алжирцев строили! Добротно так. Без слюней и либеральных соплей. Хотя у себя в метрополии проповедовали противоположное.
      Ровно по той же причине в Индии не так давно в течение аж целого месяца праздновали юбилей королевы Англии. Вбито прочно. Это как в садомазохизме -- господин (или госпожа ) и рабыня ( или раб ). И плетка. И наручники. Ну или, там, огнестрел, а то и пушки, к стволам которых привязаны восставшие. А потом выстрелы ядрами, или чем они там стреляли...
      Бывшие союзные республики СССР не очень-то по доброй воле вошли в состав страны. Кровь была! Но была она в ВОВ совместной. Что вынудило великодушных русских считать нерусских младшими братьями, о которых полагается заботиться, отказывая себе во всем. И "младшие братья" выросли эгоистами. Вот так с тех пор и повелось. Россия -- колония, а "бывшие" в полном составе -- разномастная метрополия, которая, отделившись от нас, не утратила привычки тянуть к нам руку ладонью вверх и требовательно кричать "Дай!" Территории дай, деньги дай! А не дашь, так найдутся кое-кто получше -- спонсоры. Которые, давая одно, забирают, конечно, поболее. Но ведь еще и бывшему старшему угрожают -- до чего ж приятно! Разве нет?
      Человечество не вышло из детства -- уважают сильного и злого. Вот и приходится взятки давать в виде списания долгов и новых подачек. У нашей власти при попустительстве населения менталитет старшего брата сохранён. И потому широкомасштабно принимает "младшеньких" у себя, давая возможность заработать за счет коллективного старшего брата, лишающегося из-за присутствия младших достойной зарплаты и рабочих мест. Зато увод денег из страны понижает инфляцию.
      Такая вот история колониального ига. И есть ли в ней просвет?
  6. +6
    28 августа 2019 16:42
    То, что Россия должна стать точкой сборки для всего постсоветского пространства, ни у кого из здравомыслящих людей не вызывает сомнений. Так было на всем протяжении истории и так должно быть. Но в настоящее время Кремль, кроме дежурного выражения озабоченности, ничего не предпринимает. Четкой и внятной политики в отношении соседних республик нет и в ближайшее время не предвидится. Украина в этом плане - самый яркий и показательный пример. Та же Франция делает ставку на франкоязычное население бывших колоний. В Украине, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Грузии, Армении всегда было много русских. Сейчас их там почти не осталось. На кого теперь опираться? На продажных политиков? Оппозиционный блок в Украине уже показал свою "пророссийскую" позицию, целиком и полностью поддержав майданную власть. В каждой из соседних республик таких примеров - вагон и тележка. Это огромные провалы во внешней политике, и они ещё не раз нам аукнутся, к сожалению.
    1. +2
      28 августа 2019 18:09
      Цитата: Вадим Т.
      То, что Россия должна стать точкой сборки для всего постсоветского пространства, ни у кого из здравомыслящих людей не вызывает сомнений.

      Видимо я не являюсь здравомыслящим, ибо не хочу видеть в одном общем государстве все эти отделившиеся республики, ни Грузию, ни Прибалтику, ни Молдавию и т.д. И даже не представляю как все они соберутся под одной крышей и заключат друг друга в братские объятия, видимо только "здравомыслящие" могут в такое верить. А вот гражданство России можно дать всем русским, которые проживают в постсоветских странах, без всяких условий, захотят, приедут, но будут знать, что они нужны России и страна о них помнит.
      1. -1
        28 августа 2019 18:35
        Цитата: Tank Hard
        ибо не хочу видеть в одном общем государстве все эти отделившиеся республики,

        Такой вариант не прошел при Ельцине.Так что терпите Татарстан,Башкирию,Чувашию, Чечню,мордву,марийцев,удмуров и т.д.
        1. +4
          28 августа 2019 19:20
          Цитата: naidas
          Такой вариант не прошел при Ельцине.Так что терпите Татарстан,Башкирию,Чувашию, Чечню,мордву,марийцев,удмуров и т.д.

          Что значит терпите.. Я русский, у меня много друзей татар, удмуртов, башкиров ..в общем из всех национальностей, которые вы перечислили нет у меня друзей только чеченцев.. И что значит терпите, это те же русские, замечательные люди, у всех своя культура, которая дополняет и придает краски нашему дому -России.
          1. 0
            28 августа 2019 19:30
            Цитата: Svarog
            Что значит терпите

            В СССР терпели же всех остальных .
            Цитата: Tank Hard
            Видимо я не являюсь здравомыслящим, ибо не хочу видеть в одном общем государстве все эти отделившиеся республики
            1. -1
              28 августа 2019 19:53
              Цитата: naidas
              В СССР терпели же всех остальных .

              С чего вы взяли, что терпели.. терпели это слово вообще не применимо к народам, которые совместно воевали ВОВ.. СССР -был многонациональным домом и достаточно хорошо в нем уживалось много наций.. Вы на США посмотрите, с их куклус кланом и т.д.. Вот они негров терпят..
              Вообще СССР удалось сделать невозможное, под одной крышей объединить массу народностей, которые неплохо уживались, другой вопрос, что многое можно было делать лучше и развивать идею социализма..но после Сталина, делать это было некому..
              1. 0
                28 августа 2019 19:56
                Цитата: Svarog
                С чего вы взяли, что терпели.. терпели это слово вообще не применимо к народам, которые совместно воевали ВОВ.. СССР -был многонациональным домом и достаточно хорошо в нем уживалось много наций.

                Цитата: Tank Hard
                Видимо я не являюсь здравомыслящим, ибо не хочу видеть в одном общем государстве все эти отделившиеся республики, ни Грузию, ни Прибалтику, ни Молдавию и т.д.

                одно противоречит другому.
                1. 0
                  28 августа 2019 19:57
                  Цитата: naidas
                  Цитата: Svarog
                  С чего вы взяли, что терпели.. терпели это слово вообще не применимо к народам, которые совместно воевали ВОВ.. СССР -был многонациональным домом и достаточно хорошо в нем уживалось много наций.

                  Цитата: Tank Hard
                  Видимо я не являюсь здравомыслящим, ибо не хочу видеть в одном общем государстве все эти отделившиеся республики, ни Грузию, ни Прибалтику, ни Молдавию и т.д.

                  одно противоречит другому.

                  Так авторы комментариев разные. Вот и противоречит.
                  1. 0
                    28 августа 2019 20:00
                    Извините ,ошибся.
                    Цитата: Tank Hard
                    Видимо я не являюсь здравомыслящим, ибо не хочу видеть в одном общем государстве все эти отделившиеся республики, ни Грузию, ни Прибалтику, ни Молдавию и т.д.

                    Мне это не понравилось.Жили неплохо,было хорошее и плохое.Была гордость за страну.
                    1. 0
                      28 августа 2019 20:11
                      Цитата: naidas
                      Мне это не понравилось.Жили неплохо,было хорошее и плохое.Была гордость за страну.

                      Значит я вас не правильно понял.. hi
                    2. 0
                      28 августа 2019 20:47
                      Цитата: naidas
                      Мне это не понравилось.Жили неплохо

                      Ваше дело, все жили по разному.
                2. +2
                  28 августа 2019 20:45
                  Цитата: naidas
                  одно противоречит другому.

                  Э.. нет! Чувашия и Грузия - это две большие разницы. wink
              2. -2
                28 августа 2019 20:06
                Цитата: Svarog
                СССР удалось сделать невозможное, под одной крышей объединить массу народностей, которые неплохо уживались...

                ... за счет дотаций "из центра" в основном. Я про Прибалтику, Грузию, ну, и других прочих...

                Цитата: Svarog
                многое можно было делать лучше и развивать идею социализма..

                Что ж вы тогда-то молчали? По малолетству? Или в психушку попасть не хотелось? wink

                Цитата: Svarog
                ... но после Сталина...

                Ну, понятно... Сталина вы в глаза не видели, как при нем жилось - на заборе в прэссе прочитали, но то, что прочиталось - есть рай земной, походу, ну, очень вам на душу легло laughing

                Смешной вы, дружище request
                1. +1
                  28 августа 2019 20:51
                  Цитата: Cat Man Null
                  . за счет дотаций "из центра" в основном. Я про Прибалтику, Грузию, ну, и других прочих...

                  Совершенно верно. Экономика была "волшебной", в республику из союзного бюджета 2 млн рублей, из республики в союзный бюджет 1 млн рублей( утрирую, но примерно так) feel
              3. 0
                29 августа 2019 05:45
                но для этого нужна идеология
        2. +2
          28 августа 2019 20:41
          Цитата: naidas
          .Так что терпите Татарстан,Башкирию,Чувашию, Чечню,мордву,марийцев,удмуров и т.д.

          Как - нибудь без Вас разберёмся. wink
      2. +2
        28 августа 2019 22:14
        [/quote]Видимо я не являюсь здравомыслящим, ибо не хочу видеть в одном общем государстве все эти отделившиеся республики, ни Грузию, ни Прибалтику, ни Молдавию и т.д.

        Отвечу так: времена меняются, а с ними меняются люди и их взгляды. Простой пример из новейшей истории России: Чечня.
        Что касается отделившихся республик, то должен Вам заметить: мы будем непобедимы только тогда, когда снова объединимся. По другому быть не может, только так. Примеров тому из истории множество. А если Вы предлагаете только людей переселять, то должны знать: на освободившуюся территорию обязательно придут другие. И далеко не факт, что они будут лучше тех, кого Вы переселили. Поинтересуйтесь, при случае, как теперь живется европейцам бок-о-бок с мигрантами. Так что, если не хотите братских объятий с представителями одной крови, веры и культуры, получите в перспективе соседство с "мультикультурным" конгломератом. Такое будущее в здравом рассудке допустить невозможно.
        Впрочем, Вы сами сказали: [quote]
        я не являюсь здравомыслящим.
      3. 0
        31 августа 2019 09:52
        А их и не нужно включать в состав России. Главное, чтобы были лояльны их элиты, их власть. Чтобы процветал бизнес, чтобы стояли наши военные базы, чтобы качались ресурсы. И без кредитов и "проститьдолги", а равноправное партнёрство. Ну и не давать американцам и китайцам там проводить свою политику.
    2. 0
      28 августа 2019 18:16
      Вадим, я согласен с Вами... Но! Тут вот один хитрый вопрос. По Украине... А ведь этот майдан выгоден как раз нам, России. Тот же Крым. Ну не получилось бы с референдумом в регионе сильной страны. А в раздираемой всякими паразитами-пожалуйста, прошло. Про Донбасс это тема другая.
      1. +4
        28 августа 2019 22:32
        Дмитрий, я в принципе тоже согласен с Вами, но тут нужно учитывать множество факторов. Главный из них - вопрос стратегической безопасности страны. Представьте, на секунду, что в Крыму - военная база амеров. Ракеты в нескольких минутах лёта до Москвы, а радары спокойно просвечивают всю территорию аж до Урала. Черноморский флот можно было спокойно резать на металл, т.к. из Новороссийска он никуда бы не вышел. На будущем страны можно было смело ставить точку. Но этот вариант не был реализован благодаря действиям власти и консолидированной позиции жителей полуострова. Вот почему США и их союзники так бесились от злобы и до сих пор мстят России санкциями. А с Донбассом - да, это действительно другая тема.
  7. 0
    28 августа 2019 17:04
    Один из возможных инструментов - упрощение и удешевление подписки на российские периодические издания. Для начала, хотя-бы в непризнанных государствах.
  8. +2
    28 августа 2019 17:07
    "(с.)Россия нуждается в выработке аналогичной стратегии создания «пояса безопасности» на постсоветском пространстве." - об этом много лет назад уже написал В.В.Жириновский в книге "Последняя дорога на юг."
  9. +4
    28 августа 2019 17:24
    Таким образом, для обеспечения национальной безопасности России необходимо выработать новый подход в отношении постсоветского пространства. Нам представляется, что наиболее эффективной стратегией является та, которую Франция использует в своих бывших африканских колониях.
    В постколониальное время Франция провела грамотную политику, и до сих пор экономически влияет на все бывшие колонии. При надобности давит разные выступления на корню. Я был в Абиджане когда там были выступления. Франки в момент и жёстко подавили ( даже вспоминать жутко). Хорошему нужно всегда учится.
  10. +5
    28 августа 2019 17:58
    В данном тексте мы рассмотрим опыт практического применения пост-колониальной неоимперской политики Францией, а также в тезисном порядке выдвинем ряд предложений, необходимых для реализации аналогичной стратегии Россией.

    А что, постсоветские республики были колониями России?! feel
    экзистенциально необходимой видится разработка своего аналога франко-африканских отношений (система françafrique), адаптированного для постсоветского пространства и нацеленного на нивелирование потенциальных угроз национальной безопасности России за счет создания «пояса безопасности» в регионе.

    Угу, опыт парижских пригородов и этнорайонов в каждый город России? Вроде и так полно этого...
    В-третьих, Франция сохраняет колоссальное культурное влияние в регионе

    Ну да.., скоро ни одного белого француза в Париже. request
    Французы неоднократно использовали свой военный контингент в Африке по его прямому назначению. Начиная с 1956 года, Франция участвовала примерно в 40 военных кампаниях на африканском континенте.

    Лично я не желаю участвовать в подобном, и не желаю что бы в подобном участвовал мой сын. Автор может сам участвовать в подобном в составе какого либо ЧВК.
    Что делать России?

    Заниматься собою, своей экономикой и народом, строить социальное государство для людей, а не заниматься болтовнёй об этом( построение социального государства). Кстати, на мой взгляд, ни Франция, ни Россия не являются империями. wink
    В Киргизии американцы наращивают своё присутствие с главной целью - вставлять палки в колёса Китаю( Синьцянь - Уйгурский автономный район с уйгурским мусульманским населением). Россия тут вторична, хотя и присутствует в их планах. за остальные республики не скажу.
    Заключение

    Утопию какую то прочитал. request
  11. +1
    28 августа 2019 19:14
    По-моему, мажорики из МГИМО переборщили со своими умозаключениями по поводу Казахстана... Как вариант прогноза - возможно, от реальности далеко.
  12. +2
    28 августа 2019 20:28
    Очередная статья из рубрики "Остапа понесло".
    Причем нести стало с первых строк: "После проведения деколонизации некоторые европейские страны не отказались от политики проецирования власти на свои бывшие владения".
    По логике автора, распад СССР - это деколонизация, а образовавшиеся из бывших республик государства - бывшие владения России. С таким подходом не то что добиться какого то существенного влияния на постсоветском пространстве не удастся, растеряются и остатки того, что осталось в наследство от СССР.
    Во первых, нынешнее положение Франции в Африке является не столько следствием имперского прошлого Франции, сколько следствием "холодной войны" и желанием США не допустить распространения в Африке влияния СССР. Отсюда и полная поддержка от США во всех французских начинаниях и телодвижениях вплоть до прямого военного вторжения, свержения правительств, организации переворотов и подкупа местных правящих элит. Точно так же французским корпорациям оказывалась всесторонняя поддержка в доступе к природным ресурсам африканских стран.
    Сейчас положение серьезно меняется. СССР нет, опасаться нечего, у США по отношению к Африке сформировалась другая внешняя политика. И на африканской арене появился Китай. Так что Франции сегодня уже очень не просто.
    А тут некто Спирин решил на постсоветском пространстве устроить Африку. А ресурсов хватит?
    Одним словом, как пишут в классических романах - плод воспаленного воображения.
  13. +5
    28 августа 2019 22:15
    такого проекта как у Франции-мало у кого есть.
    Опыт влияния с помощью разных инструментов-огромен. Даже маленькая Венгрия и то имеет возможность и организует венгров и этнических у соседей и в мире.
    К сожалению в РФ это дорого, несущественно и не нужно. Русские в мире сами по себе. Родины у них нет(у россиян есть-у русских в мире нет) Проектов нет, развития языка за рубежом, поддержка на уровне бедной Венгрии тоже нет...
    Вообще программы Болгарии и Венгрии с Румынией-куда продуманее и лучше любой российской.
    Неудивительно что русский язык сдает позиции везде. Сужая влияние РФ и вообще всю Россию. ВТискивая ее сначала в собственные границы, а затем внутри страны.
    Вместо кристализации экспансии культурной--Россия счас делает наоборот.
    Потом будет поздно. Средств облегчающих(язык культура) уже не будет.
    Будет сложно и дорого.
    плохо это все. Панславянизм, сменившись всеобщим коммунизмом привел к отсутствию экспансии и регрессии..
  14. +2
    28 августа 2019 23:47
    Смысл статьи в одной фразе:
    Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным!
  15. -1
    30 августа 2019 12:32
    Политика на пост советском пространстве, может быть только одна. Признание незаконным роспуск органов государственной власти СССР. И восстановление страны в границах 1945 года. Мы сейчас сами полуколония США. У нас нет суверенитета ни в экономике ни в политике. https://www.youtube.com/playlist?list=PLKWKSzVb-Z6AY751lAs4lUFAefcWiY3OM
  16. +1
    30 августа 2019 13:17
    Вряд ли, России пригодится в полной мере опыт Франции. Стериотипы стран постсоветского пространства сильно отличаются от того что имеет Франция в Африке, почти во всех этих странах сохранился значительный контингент русских людей, есть и сейчас много сочуствующих. Всё это нужно использовать, но похоже нынешнее руководство России не осознает это в полной мере.
  17. 0
    31 августа 2019 10:27
    Всё, что пишет автор давно уже имеет место:
    1. Культурная экспансия. Россотрудничество давно проводит в постсоветских странах активную культурную политику. В том числе она имела место до революции и в Украине (были и НКО, и пророссийские организации, и культурный обмен). Российское ТВ имеют возможность смотреть все у кого есть спутниковые антенны (про интернет я уже просто молчу). Российские актёры/театры/музыканты гастролируют по всем постсоветским странам, в т.ч. даже сейчас в Украине.
    2. Военный аспект. Подавляющее большинство образцов вооружений в постсоветских странах либо Советского, либо Российского производства. Проводятся совместные учения (с Белорусью например)
    3. Экономика. Российские фирмы активно участвуют в производственной кооперации на просторах бывшего СССР.
    4. Энергетика. Ни для кого не секрет, что Россия активно использует поставки нефти/газа/электроэнергии/ТВЭЛ-ов, для оказания давления на постсоветские страны (батька не даст соврать).
    Почему же это всё не дало нужного эффекта в случае с Украиной, например? Да потому, что социально-экономическая модель России не является привлекательной для бывших советских республик!! Упомянутая же в статье Франция является для африканских стран ориентиром в экономическом и социальном аспектах. А в России тот же самый олигархическо-клептократический капитализм, что и в других постсоветских странах. Причем, как показало повышение пенсионного возраста, с явным пренебрежением к собственному народу. К чему тут стремиться бывшим братским народам?
    1. 0
      1 сентября 2019 08:59
      В Украине повышение пенсионного возраста прошло много раньше. Насчёт "культурной экспансии" Вы преувеличиваете: не везде можно приобрести российские книги; периодика мало доступна из-за сложностей при подписке и дороговизны (разница в уровне доходов и жадность почтовиков ); гастролирует шоу-бизнес - это не совсем "культура". На энергопоставках зарабатывает местная элитка, не переставая гадить России ( яркий пример - Лукашенко). Но самое главное - помимо Вас ещё очень много желающих нелестно отзываться о своей(?) стране публично и как можно громче, замалчивая всё хорошее.
  18. DDT
    0
    2 сентября 2019 00:35
    Поздно пить боржоми... Можно сказать спасибо Ельцину, Гайдару и Козыреву. Они нас среднеазиатов не то что удержать, старательно вышибали из всего и вся, что хоть как-то удерживало ЦА в орбите России. А сегодня? Вот скажите честно, как вы относитесь к гастарбайтеру среднеазиату на бытовом уровне? И что вы хотите после этого, чтобы эти люди любили и уважали Россию? Да они Россию вспоминают, как страшный сон. И с Францией сравнивать? Так для справки Егору, Франция вкладывает милиарды во Франкофонию. Она ведет последовательную политику. "Бывших" из колоний во Франции не ненавидят и СМИ не культивируют к ним ненависть Народ Франции в целом положительно относится к "бывшим"... и тому подобное.
  19. 0
    2 сентября 2019 07:49
    Очень хорошая статья. Мы же тупо кидаем деньги, в замен не получая ничего. Наши "подопечные" в любой момент могут кинуть нас. Примеры - Украина. Белоруссия на подходе. Про союзные просто молчу. Потеряли Прибалтику. Сейчас зациклилась на Украине, вся пропаганда работает на нее. Лавров бубнил о чем то каждый день. А КПД?
    До сих пор не можем выйти из советской внешней политики, мыслим фрагментарно. В чем дело?
  20. -1
    2 сентября 2019 16:19
    Ярким примером успешного проведения такой политики является 2008 год и запрет на импорт грузинского вина, что оказало существенное влияние на экономику Грузии.

    Т.е. все наоборот ярким примером неумелой и агрессивной политики и в итоге Россия полностью потеряла контроль и мало того выросло поколение воспринимающая Россию как врага и агрессора. Это большая ошибка силой заставлять дружить не получится этим Россия отдаляет постсоветские республики а насчет прошенных долгов посмотрите список стран в основном это Африка те же самые грабли что при СССР помощь братьям неграм а в итоге Франция получает дивиденты. Если оглянуться то России имеет терриоториальные навязанные силой со стороны Россией проблемы со всеми постсоветскими республиками не забывайте поколение меняется и оно все различает и уже Россия воспринимается не как дружественное а как вражеское государство например Грузия Украина Прибалтика а остальные бояться заявить официально...
  21. -2
    3 сентября 2019 22:11
    Очень неоднозначная статья вызывающая много вопросов во- первых источниковая база старовата 2010 год а сейчас на дворе 19-й, во-вторых отношения России и стран бывшего СССР все равно исторически строились не так как у французов с колониями в Африке, взять хотя бы межрасовые отношения, в- третьих откуда в планах развития США с Казахстаном размещение про в казахстанском секторе Каспия мыж вроде соглашение подписали о неразмещении баз третьих государств на Каспии

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»