На МАКС-2019 впервые покажут Су-47 "Беркут" на статической стоянке

74
Сегодня в подмосковном Жуковском стартует Международный авиакосмический салон МАКС-2019. В рамках выставки запланирован показ множества новинок, но один старый самолет может привлечь гораздо больше внимания, чем десяток новых. Впервые на авиасалоне широкой публике официально продемонстрируют летный экземпляр «Беркута» на статической стоянке. Именно этот прототип самолета с крылом обратной стреловидности изначально рассматривался в качестве основы российского самолета пятого поколения.

На МАКС-2019 впервые покажут Су-47 "Беркут" на статической стоянке




МАКС-2019, еще не открывшись, уже выдал небольшую сенсацию. В исторической части салона широкой публике впервые представят «Беркут», истребитель с крылом обратной стреловидности, на статической стоянке. Истребитель разместился вместе с Ту-155. Машина так и не пошла в серию, однако заставила говорить о себе долгие годы, и до сих пор имеет один из самых узнаваемых обликов.

Разработка Су-47, изначально носившего индекс Су-37, была начата ОКБ Сухой в 1983-м году. Самолет должен был стать развитием Су-27-го. В первую очередь машина создавалась в интересах авианесущих крейсеров, и лишь потом была ориентирована на общие нужды ВВС. Разработка «Беркута» то прекращалась в 1988-м году, то вновь возобновлялась в инициативном порядке.

Главным конструктором этого самолета стал Михаил Погосян (впоследствии он возглавил «Объединенную авиастроительную корпорацию). Генеральным конструктором ОКБ Сухого в этот период был Михаил Петрович Симонов.

Летный экземпляр «Беркута» построили в 1997-м году. Его конструкция с крылом обратной стреловидности выполнена по аэродинамической схеме «продольный интегральный триплан». Крыло образует единую несущую систему с фюзеляжем, умеет складываться – наследие ориентации машины в качестве палубного истребителя. Изначально Су-47 также имел гак для посадки на палубу.

В конструкции, которой почти четверть века, активно использованы композитные материалы. Отмечалось, что использование углепластиков повышало весовую отдачу на 20-25%. Ресурс возрастал в 1,5-3 раза, снижение трудозатрат на изготовление деталей ожидалось на уровне 40—60%.

Секретная машина впервые демонстрируется на МАКС-2019 на статистической стоянке. Что в ходе своего первого официального появления в рамках авиасалона МАКС-1999 под именем Су-37, что при повторной выкатке в 2001-м уже под именем Су-47 «Беркут», доступ широкой публики к машине был закрыт.

«Беркут» активно использовался в качестве летающей лаборатории при разработке Су-57. В частности, в планер был интегрирован бомбоотсек, опыт создания которого дал необходимые данные для разработки этого элемента для российского многофункционального пятого поколения.
  • @fotografersha
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -60
    27 августа 2019 08:28
    А кому вот сейчас он интересен? Разве что просто "поглазеть".
    1. +13
      27 августа 2019 08:36
      Поэтому и выкатили в свободный доступ, секретность сняли можно показывать
      1. +20
        27 августа 2019 09:57
        А кому вот сейчас он интересен? Разве что просто "поглазеть".

        Для вас пишут же, что это лаборатория по обкатке и испытанию новых возможностей, узлов и оборудования. И такие лаборатории всегда интересны противнику.
        А вообще "Беркут" красивейший самолет, благодаря необычной своей форме.
    2. +7
      27 августа 2019 15:01
      Цитата: Никомед
      А кому вот сейчас он интересен? Разве что просто "поглазеть".

      Я бы с большим интересом посмотрел даже на старые самолеты, Пе-8 или Ту-4, например.
      1. +8
        27 августа 2019 16:25
        Да и вообще все наши самолеты впечатляют всегда. У ворот воинской части в нашем городе на постаменте взлетающий МиГ-21. Проезжающие часто останавливаются, чтобы рассмотреть ближе красавца и сфотографироваться. И вопрос: "Да кому он интересен?", просто не стоит.
      2. -1
        28 августа 2019 04:50
        Соглашусь с Вами, я бы тоже хотел бы увидеть всю "линейку" Советских самолётов, но, к сожалению, я от Монино далеко... request
    3. +1
      28 августа 2019 09:11
      Цитата: Никомед
      А кому вот сейчас он интересен? Разве что просто "поглазеть".

      А мне интересно.. Именно поглазеть.. Уникальный самолет, сильно впечатлявший в детстве.. Обязательно до него дойду..
    4. +2
      28 августа 2019 11:53
      это единственный прототип самолета с обратной стреловидностью, который доведен до реального потенциала боевой машины. У него очень не простые крылья.
      Эти же крылья дают ряд необычных возможностей, например, Беркут легко обучить летать на низких высотах с режимом огибания местности, он может летать на аномально низких для такой машины скоростях. Очень интересно было бы узнать, как он ведет себя в высокогорье.
  2. -25
    27 августа 2019 08:28
    Как пел Венечка из "Хроники пикирующего бомбардировщика" - будешь ты летать со свистом задом наперёд!
  3. +26
    27 августа 2019 08:34
    Один из красивейших самолётов.(лично моё мнение)
  4. +24
    27 августа 2019 08:36
    Один из самых красивых самолётов, как чисто эстетически, так и с инженерной точки зрения.
    Красавец! good
    1. +5
      27 августа 2019 11:38
      так и с инженерной точки зрения.

      не все так радужно, как кажется. У КОС есть как положительные стороны, так и отрицательные.
      К положительным можно отнести то, что он лишен концевого срыва потока (помнится оппонент yehat съел мне мозг с этими концевыми потоками), следовательно имеет более высокую подъемную силу, продольную устойчивость и улучшенную работу механизации (элеронов, триммеров и тд). А минусами является всем наверняка известная склонность КОС (из за схождения вихревых потоков к центру крыла) к нарастающим колебаниям с переходом во флаттерующие и последующим разрушением крыла. При чем если на малых скоростях он летал отлично, то с ростом скорости в сторону СЗ эти колебания прогрессирующе росли
      1. +3
        27 августа 2019 16:37
        Люди в тебе говорили, что просто не хватило денег на доработку решения проблем с КОС путем подбора угла и композитов. Ну и учитывая, что изначально он планировался как корабельный истребитель, а у нас а авианосцев, то и практически нет... пришли к выводу, что овчинка выделки не стоит. Жаль, конечно, красивый агрегат и его будут помнить.
        1. +1
          28 августа 2019 15:41
          У него есть огромный недостаток. Это композитное жёсткое крыло, которое из-за особенностей нагрузок нельзя сделать разъёмным на части. А значит, даже при небольших повреждениях, надо менять крыло в сборе, и как бы еще не вместе с центропланом. То есть, самолёт совершенно непригоден к военной службе. Но это - летающая лаборатория.
      2. 0
        27 августа 2019 21:05
        Цитата: Ка-52
        А минусами является..
        там еще стоимость этого крыла была не последним фактором. Жаль, красивая идея и самолет интересный
  5. -44
    27 августа 2019 08:37
    Выставить на авиасолон не пошедший в серию прототип... Совсем нечем экспозицию заполнить?
  6. +1
    27 августа 2019 08:38
    Так и миговский прототип тогда надо было выставить...
    1. +12
      27 августа 2019 08:42
      Так и миговский прототип тогда надо было выставить...

      на МАКС-2015 был
      1. +1
        27 августа 2019 16:33
        И сейчас стоит.
  7. +17
    27 августа 2019 08:39
    Имел честь общаться с людьми, которые собирали прототип с -37.
    Есть мнение, что с 37 потому не пошел в производство, что это не понравилось "партнерам", которые в 90-х имели на нашу страну прямое влияние, а не потому, что "ошибочная концепция".
    1. -22
      27 августа 2019 08:51
      Во первых не С-37, а С-47. А во вторых: "партнёры" уже в середине 80-х уже "прокачали" Груммановский Х-29. Погуглите, если интересно.
      1. +6
        27 августа 2019 08:55
        Во первых не С-37, а С-47

        Изначально был С-37, С-47 переименовали позже, гуглете
      2. +4
        27 августа 2019 16:35
        По первых не С-47, а Су-47. И это то же самое, что С-37.
    2. +3
      27 августа 2019 08:53
      Вообще самолёт очень футуристичный, иностранные заказчики такое любят. Думаю воли тогда не хватило, что бы до ума довести.
      1. +3
        27 августа 2019 09:00
        Кстати довольно таки рисковый показательный трюк решили показать Русские Витязи,чтобы развлечь публику.Чтобы тоже было интересно.
        Пилотажная группа «Русские Витязи» на авиасалоне МАКС-2019 продемонстрирует уникальный трюк, пройдя на истребителе Су-30СМ на скорости менее 80 километров в час и на высоте 100 метров.

        http://in24.org/world/37081
      2. 0
        28 августа 2019 14:19
        Цитата: Сергей 777
        Вообще самолёт очень футуристичный, иностранные заказчики такое любят. Думаю воли тогда не хватило, что бы до ума довести.

        Немцам тоже не хватило времени на Блом унд Фосс 209-2 Вариант P.209.02 имел крыло обратной стреловидности, вооружение состояло из трех пушек MK 108. Проект P.209 не реализовывался....Характеристики Bv P.209.02: экипаж – 1 человек, силовая установка – 1 х ТРД HeS 011 тягой 1300 кгс, размах крыла – 8,1 м и его площадь – 14,0 м2, длина самолета – 9,2 м, высота – 3,38 м, вес пустого – 2674 кг, взлетный вес – 4094 кг, максимальная скорость на высоте 9000 м – 988 км/ч, практический потолок – 12 000 м, скороподъемность – 26,0 м/с, дальность – 1025 км, максимальная продолжительность полета – 1,5 часа, вооружение – 3 пушки МК 108 калибра 30 мм.
    3. 0
      27 августа 2019 11:28
      Цитата: Cottodraton
      Есть мнение, что с 37 потому не пошел в производство, что это не понравилось "партнерам"

      тема "Беркут" не имела продолжения по совсем по другим причинам. Одна из них - как раз "изюминка" самолета, КОС, а именно - проблемы с ним. Ныне сверхманевренность достигается иными, не столь замороченными методами (корневыми наплывами крыла, ПГО, движками с ОВТ), как проблемное крыло с обратной стреловидностью.
    4. 0
      28 августа 2019 01:33
      Самолёт активно летал до 2007 года, так что байка про партнёров и 90е тут не к чему.
      А отменили проект по другой причине - из-за выбранных материалов самолёт неремонтопригоден. Крыло при любых поломках нужно менять полностью, а это, очевидно, резко увеличивает стоимость обслуживания самолёта.
      1. 0
        30 августа 2019 10:26
        Одно дело прототип, который "летал", а другое серия доведенного до кондиций
  8. -8
    27 августа 2019 08:55
    «Беркут» активно использовался в качестве летающей лаборатории при разработке Су-57.

    Старый конь борозды не испортит
    1. -9
      27 августа 2019 09:19
      Только "мелко пашет". winked
      1. -3
        27 августа 2019 09:22
        Цитата: Никомед
        Только "мелко пашет".

        Ну это уже совсем старый laughing
  9. +3
    27 августа 2019 09:29
    В свое время показывали кадры испытательных полетов. В небе смотрится просто замечательно, а обратная стреловидность и сами формы самолета создают даже футуристический эффект.
  10. -1
    27 августа 2019 09:46
    И правда намного лучше смотрится чем Су-57, жаль что не довели до ума. Прям история как с Ка-50...
    1. 0
      27 августа 2019 11:38
      Цитата: Архивариус Вася
      жаль что не довели до ума

      жаль, что не вбухали в самолет бесперспективной (по крайней мере на сей день) схемы еще пару миллиардов рублей?

      С КОС игрались многие, но до ума так никто и не довел. Есть пара летающих машин, но с малым углом установки крыльев, и дозвуковых. Кстати, об отечественном УТС СР-10 (который поспешили окрестить как суперперспективный) тоже ничего не слышно - и, вероятно, именно из-за технических проблем с ним.
      1. -4
        27 августа 2019 11:54
        Так самолет готов был не на сей день, а 20 лет назад. Хотя материалы сейчас конечно можно и получше и прочнее найти, чем тогда. Но лучше вбухать в самолет, чем в перекладывание плитки и бордюров каждые пол года или пошив новой военной формы каждые 5 лет.
        1. +3
          27 августа 2019 13:09
          Цитата: Архивариус Вася
          Хотя материалы сейчас конечно можно и получше и прочнее найти, чем тогда.

          дело не в материалах. Дело в самой концепции крыла с обратной стреловидностью (КОС). Основное его достоинство - придание ЛА повышенных маневренных свойств. Ныне это решается иными способами (как уже писал) - наплывами крыла, ПГО, моторами с УВТ. Результат тот же (а то и лучше), но без экзотики.
          Ранее ставили крылья с изменяемой стреловидностью, пока не спроектировали крыло, хорошо работающее и на дозвуке, и сверхзвуке, и обеспечивающее приемлемые ВПХ. И стал не нужен тяжелый механизм изменения стреловидности крыла. Прогресс не стоит на месте.

          КОС на самом деле не так красиво, как его описывают. Хотя, бесспорно, машина смотрится очень необычно. Но ныне место ей в музее.
          1. -1
            27 августа 2019 14:10
            Цитата: Григорий_45
            Основное его достоинство - придание ЛА повышенных маневренных свойств.
            Читал когда-то о нём... в процессе проектирования самолёта для ТАвКр решили попробовать схему с КОС, т.к. она даёт значительный прирост к подъёмной силе и делает более простым взлёт с короткой ВПП (точнее не скажу). Т.е. сверхманёвренность ни при чём.
            Смысл в истребителе с КОС пропал после появления достаточно мощных двигателей.
            Другое дело - использовать КОС для построения дозвуковых самолётов типа ДРЛО и грузовиков для ТАвКр.
            1. 0
              27 августа 2019 14:29
              Цитата: Симаргл
              Т.е. сверхманёвренность ни при чём

              на аппаратах с КОС отсутствует срыв потока с концевых частей крыла за счёт смещения воздушного потока на крыле обратной стреловидности к его корневой части.Это, в свою очередь, расширяет допустимые углы атаки и угловые скорости разворота - т.е. повышает маневренность аэроплана.

              Цитата: Симаргл
              она даёт значительный прирост к подъёмной силе

              КОС обеспечивает некоторый прирост подъемной силы, который, впрочем, съедает бОльшая масса планера (за счет усиленной конструкции)
            2. 0
              27 августа 2019 16:38
              Этот истребитель с КОС изначально планировался как глубокая модернизация Су-27 в корабельном варианте. Вы правы.
              1. 0
                27 августа 2019 19:03
                Цитата: Вояджер
                Этот истребитель с КОС изначально планировался как глубокая модернизация Су-27 в корабельном варианте.
                Вот об этом я и читал: сначала укрепили конструкцию до того, что он взлетать плохо стал, потом решили крылья развернуть.
                Получился агрегат, который нормально взлетает, но плохо летит на сверхзвуке, крыло так перегружено, что повреждения будут фатальны.
                Но кто-то считает, что всё было для сверхманёвренности, хотя та же "кобра Пугачёва" была сделана на Су-27 без намёка на ОВТ.
                1. 0
                  27 августа 2019 19:08
                  Цитата: Симаргл
                  хотя та же "кобра Пугачёва" была сделана на Су-27 без намёка на ОВТ.

                  Ну так, планер 27-го - это шедевр авиастроения))

                  А КОС было призвано одновременно решить вопросы и укороченного взлёта и сверхманевренности. Такие вещи на стадии проектирования всегда рассматриваются комплексно.
  11. 0
    27 августа 2019 09:48
    Красивая машина, хотелось бы посмотреть на пилотаж на критических углах атаки.
  12. BAI
    -6
    27 августа 2019 09:57
    Секретная машина впервые демонстрируется на МАКС-2019 на статистической стоянке.

    1. Потому что за давностию лет уже не секретный.
    2. Образец, как навешать лапшу на уши руководству страны и освоить миллиарды. К 1983 году всем было известно о бесперспективности обратной стреловидности (ни одна страна мира этим не занималась, все уже всё давно исследовали), но миллиарды вбухали.
    1. +2
      27 августа 2019 10:19
      Не занимались,потому что на могли решить вопрос с прочностью крыла на сверхзвуковых режимах. Наши смогли решить.
      1. 0
        27 августа 2019 11:31
        Цитата: Izotovp
        Наши смогли решить.

        и у нас не смогли решить. Беркут не летал на сверхзвуковых скоростях, во избежание катастрофы.
    2. 0
      27 августа 2019 10:54
      Напротив по отдаче самая перспективная. Матерьяловедение пока не готово
    3. 0
      27 августа 2019 14:11
      Цитата: BAI
      Потому что за давностию лет уже не секретный.
      По крайней мере, моделька для склейки у меня уже года 4 живёт.
  13. +1
    27 августа 2019 09:58
    Для привлечения желающих "попрадавать глаза" "Беркут" интересная "новинка".
  14. 0
    27 августа 2019 10:26
    Самолет интересный. Лучше его сохранить для музея, правда вопрос, для какого?
  15. +1
    27 августа 2019 10:43
    У схемы с обратной стреловидностью крыла, несмотря на эстетичный вид, очень много минусов, поэтому в серию самолет и не пошел, а использовался как летающая лаборатория
  16. -8
    27 августа 2019 10:55
    А как же популярная мантра "что некрасивый самолет летать не может"? smile
    1. 0
      27 августа 2019 11:38
      О вкусах не спорят! wink
      1. 0
        27 августа 2019 11:47
        Так и я о том. Летные качества мало связаны с эстетикой. Беркут, по всей видимости, отлично летал, несмотря на вывернутые крылья.
        1. +5
          27 августа 2019 11:59
          Вывернутые крылья - эстетике не помеха, к тому же вы забываете истинно русское выражение - "ужасно красив".
    2. +1
      27 августа 2019 14:21
      Цитата: voyaka uh
      А как же популярная мантра "что некрасивый самолет летать не может"?
      Никак:
      1. -1
        27 августа 2019 23:02
        Первый-согласен. Как будто на постройку полноразмерного Су-7 денег не хватило.
        А вот второй самолёт просто неудачно раскрашен. А так-очень даже неплохой аппарат.
        1. 0
          28 августа 2019 07:30
          Цитата: Izotovp
          А вот второй самолёт просто неудачно раскрашен.
          Ага . Его ещё "летающим чемоданом" называют. Не раскрашенный он ещё ужаснее.
    3. 0
      27 августа 2019 16:39
      Беркут - очень красивый самолёт, о чём вы?)
    4. 0
      27 августа 2019 20:24
      А кто решил, что он некрасивый? У вас похоже эстетическое восприятие своеобразное... . lol
  17. 0
    27 августа 2019 12:17
    Цитата: MegaMarcel
    Выставить на авиасолон не пошедший в серию прототип... Совсем нечем экспозицию заполнить?

    Расскажите демонстрацию концепта евроистребителя 6 поколения из папье-маше
    1. 0
      27 августа 2019 13:23
      В статье указано -" В исторической части салона широкой публике впервые представят «Беркут»" . В исторической Карл! Какой еще экспонат надо выставить в -ИСТОРИЧЕСКОЙ части салона?
  18. amr
    +1
    27 августа 2019 13:51
    Цитата: voyaka uh
    "что некрасивый самолет летать не может"?

    Так он же красивый!
  19. -1
    27 августа 2019 14:17
    Цитата: gurzuf
    В статье указано -" В исторической части салона широкой публике впервые представят «Беркут»" . В исторической Карл! Какой еще экспонат надо выставить в -ИСТОРИЧЕСКОЙ части салона?

    Мой пост адресовался не вам. Либо вы ответили не мне.
  20. Kaw
    -2
    27 августа 2019 15:56
    В 90-е годы его часто по телевизору показывали. Творение какого-то сумасшедшего гения. И врятли его рационально в качестве летающей лаборатории использовать, он по аэродинамики отличается от всех известных самалётов ИМХО
  21. "Звездовскую" модель этого пепелаца, собрал лет эдак 15-ть назад. wink
    1. +1
      28 августа 2019 09:08
      Цитата: Попов Константин Иванович
      "Звездовскую" модель этого пепелаца, собрал лет эдак 15-ть назад. wink

      И я:)))
  22. +1
    27 августа 2019 21:54
    Цитата: AlexZN
    Как пел Венечка из "Хроники пикирующего бомбардировщика" - будешь ты летать со свистом задом наперёд!

    Внесу небольшую поправку: это пел Женя Соболевский - стрелок-радист.
    "Будешь ты стрелком-радистом, а в душе - пилот,
    Будешь ты летать со свистом задом наперед".
    Веня был штурманом Пешки №5
  23. 0
    28 августа 2019 09:55
    Что за нафиг?
    Его еще в 2003 году на МАКСе показывали, даже летал там.
    А в 2006 году уже сказали что он станет летающей лабораторией.
  24. +1
    28 августа 2019 14:13
    Что меня поразило при встрече с ним лично - он такой огромный! Правда! А вот ПАК наоборот кажется совсем маленьким. Например, рядом с Су-35. А ещё ПАК ну ооочень гладкий, до такой степени, что начинаешь сомневаться, не макет ли это. Но нет, этот "макет" отлично летает.
    МиГ-1.44 тоже выставлен, и его можно осмотреть близко (даже совсем рядом если повезёт). Видно как старались инженеры, какой потенциал был для своего времени, и что ПАК много взял и от него.
  25. +1
    28 августа 2019 15:52
    Собственные фотки С-37 и Миг-1.44
    Посмотрел брюхо МиГа. К сожалению, там всё зашито, не понятно где отсеки вооружения должны были быть.

  26. 0
    28 августа 2019 16:39
    Цитата: Никомед
    А кому вот сейчас он интересен? Разве что просто "поглазеть".

    почему он будет не интересен? Су-47 не менее интерестен чем например Т-100 Мясищева или американский SR-75. неужели вы настолько не любознательный человек? вы никогда не посещаете музеи?
    1. +1
      28 августа 2019 17:44
      Цитата: Klingon
      Су-47 не менее интерестен чем например Т-100 Мясищева или американский SR-75.

      Вы наверно имели ввиду самолёт Т-4 "Сотка"? Так его создали в КБ Сухого.
      В рамках работ над проектом самолета Т-4, почти все основные узлы, агрегаты и системы разрабатывались на уровне изобретений. Всего конструкторами КБ Сухого было внедрено 208 различных изобретений, а с учетом изобретений, которые были заложены при разработке комплектующих изделий и агрегатов – порядка 600. Ни на одном самолете, построенном к тому моменту времени в Советском Союзе, просто не существовало столь большого количества оригинальных разработок. Уже, исходя из одной этой цифры, это был гигантский прорыв вперед в области самолетостроения в нашей стране. https://topwar.ru/154627-t-4-sotka.html Машины Мясищева несли индекс "М" или "ВМ"
  27. +1
    28 августа 2019 19:51
    Цитата: амурец
    Цитата: Klingon
    Су-47 не менее интерестен чем например Т-100 Мясищева или американский SR-75.

    Вы наверно имели ввиду самолёт Т-4 "Сотка"? Так его создали в КБ Сухого.
    В рамках работ над проектом самолета Т-4, почти все основные узлы, агрегаты и системы разрабатывались на уровне изобретений. Всего конструкторами КБ Сухого было внедрено 208 различных изобретений, а с учетом изобретений, которые были заложены при разработке комплектующих изделий и агрегатов – порядка 600. Ни на одном самолете, построенном к тому моменту времени в Советском Союзе, просто не существовало столь большого количества оригинальных разработок. Уже, исходя из одной этой цифры, это был гигантский прорыв вперед в области самолетостроения в нашей стране. https://topwar.ru/154627-t-4-sotka.html Машины Мясищева несли индекс "М" или "ВМ"

    спасибо за справочки, попутал, да Сотку имел ввиду

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»