Многоцелевой вертолет Harbin Z-20 (Китай)

15
Китайская авиационная промышленность накапливала опыт проектирования и производства техники за счет копирования зарубежных образцов, причем подобные процессы имеют место и сейчас. В этом году в серию пошел многоцелевой вертолет Harbin Z-20, предназначенный для разных структур Народно-освободительной армии. Считается, что в основе этого китайского проекта лежит зарубежная машина – однако ее конструкция подверглась серьезной переработке.


Один из опытных вертолетов Z-20. Фото Airwar.ru




Иностранные корни


В середине восьмидесятых Китай на фоне потепления отношений с США приобрел у компании Sikorsky 24 многоцелевых вертолета S-70C-2 – гражданской версии военного UH-60 Black Hawk. Насколько известно, часть этих машин до сих пор остаются в эксплуатации. Параллельно с использованием импортной техники шло изучение ее конструкции для последующего заимствования наработок.

В девяностых годах руководство КНР приняло решение о разработке собственного вертолета с взлетной массой ок. 10 т и летно-техническими характеристиками на уровне S-70 / UH-60. Такая машина в будущем должна была поступить на вооружение армейской авиации, ВВС и ВМС НОАК, заменив устаревшие образцы. В течение некоторого времени программа разработки нового вертолета была известна как CMH. Позже проект переименовали в Z-20.

Проектные работы велись сразу несколькими предприятиями КНР. Исследования проводил институт AVIC China Helicopter Research and Development Institute, инженерные задачи решали предприятия Harbin Aircraft Industry Group (HAIG) и Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC). Площадкой для строительства опытной и серийной техники выбрали завод HAIG.

В основу проекта CMH / Z-20 легла конструкция импортного вертолета S-70C-2. При этом не предполагалось простое копирование чужого образца. У машины марки «Сикорский» заимствовали ряд основных компоновочных и инженерных решений, тогда как основные агрегаты и некоторые аспекты общей схемы создавались самостоятельно. В связи с этим планер Z-20 похож на S-70, но несущая система имеет серьезные отличия. Также разница проявляется в составе силовой установки, приборного оснащения и т.д.

Китайские нововведения


Внешне китайский вертолет Z-20 похож на американский «прототип». Он имеет ту же аэродинамическую схему и схожий фюзеляж большого удлинения с характерным низким профилем и большой шириной. Сохранены компоновка, конструкция основных агрегатов, шасси и т.д.


Китайский вертолет Sikorsky S-70C-2. Фото Plane-encyclopedia.com


Китайские инженеры не стали прямо заимствовать винты и разработали собственные изделия. Z-20 получил пятилопастной несущий винт и четырехлопастной рулевой. Втулки винтов, по всей видимости, разрабатывались самостоятельно и на основе имеющегося опыта.

До сих пор не раскрыта точная информация о двигателях китайского вертолета. Машина получает два турбовальных двигателя, помещаемые в гондолах на бортах фюзеляжа. Между ними располагается главный редуктор. Ранее в зарубежных источниках появлялись неподтвержденные сообщения, согласно которым опытные Z-20 комплектовались двигателями WZ-9 производства предприятия China National South Aviation Industry Company (CNSAIC). Также сообщалось, что серийные машины могут получить двигатели WZ-11 или WZ-16 от CNSAIC. Какие изделия используются на реальных серийных образцах – неизвестно.

В любом случае мощность двигателей достигает 2000-2100 л.с., что позволяет получить требуемую энерговооруженность и обеспечить желаемые летные характеристики. Примечательно, что по мощности двигателей и соответствующему потенциалу вертолет Z-20 заметно превосходит имеющиеся S-70C-2.

Комплекс бортового оборудования и средств управления фактически разработан с нуля на основе доступных систем. Специально для Z-20 создана новая электродистанционная система управления. Также используются актуальные системы навигации и связи, выгодно отличающиеся от оснащения старой импортной техники.


Общий вид первого опытного Z-20. Рисунок Airwar.ru


В остальном вертолет Harbin Z-20 мало отличается от более старого S-70C-2. Он предназначается для транспортировки людей и грузов. Для них предусматривается объемная кабина в фюзеляже; возможно использование внешней подвески. Вертолет управляется двумя пилотами и может перевозить 10 человек или сопоставимый груз.

При необходимости Z-20 может решать боевые задачи, для чего получает вооружение. В проемах бортовых дверей могут монтироваться пулеметные установки. Также предусматривается подвеска блоков неуправляемых снарядов и пушечных или пулеметных контейнеров.

Вертолеты в воздухе


Первый опытный вертолет Z-20 был построен в конце 2013 г. Его первый полет состоялся 23 декабря. Сборка прототипов продолжалась, и вскоре на испытания вышли новые машины. Начиная с осени 2015 г., в разных источниках сообщалось о существовании пяти опытных вертолетов. Все они выполняли полеты, и с их помощью осуществлялись все необходимые мероприятия.

Испытания опытных машин и наладка серийного производства заняли несколько лет. Первые сообщения о старте поставок техники заказчику появились лишь весной текущего года. В мае были опубликованы первые фото вертолетов Z-20 с опознавательными знаками НОАК и бортовыми номерами, указывающими на эксплуатацию в строевой части. Эта техника принадлежит 161-й воздушно-штурмовой бригаде Центральной зоны боевого командования китайской армии.


Опытный вертолет на испытаниях. Фото Airwar.ru


Все это показывает, что серийное производство запущено, и теперь Harbin Z-20 будут массово поступать в войска. При этом, по старой китайской традиции, объемы заказов, планы по строительству и стоимость техники не разглашаются. В течение следующих лет в этих вопросах придется полагаться исключительно на предположения, оценки и данные разведок.

По всей видимости, первые партии вертолетов Z-20 будут поступать в армейскую авиацию и распределяться между различными частями и соединениями. Появление собственного среднего многоцелевого вертолета позволит самостоятельно выполнять переоснащение частей необходимым количеством техники. Впрочем, такие процессы могут затянуться на несколько лет – даже если речь идет только об армейской авиации.

Прежде всего, Z-20 будет использоваться в качестве транспорта для солдат и грузов, способного также оказывать огневую поддержку. Следует ожидать появление модификации для морской авиации. Она должна отличаться противокоррозионным исполнением и иметь иной состав оборудования. Корабельный вариант Z-20 будет полезен как транспорт и как носитель противолодочных систем.

Ранее китайские авиастроители говорили о принципиальной возможности создания экспортной модификации вертолета. Такой вариант Z-20, имея достаточно высокие характеристики и невысокую цену, должен будет заинтересовать развивающиеся государства. В качестве возможных заказчиков рассматривались Пакистан, Иран и другие страны Азии и Африки.

Оригинальная копия


Недавние новости о начале эксплуатации серийных машин Harbin Z-20 ставят точку в длительной истории разработки нового многоцелевого вертолета среднего класса. Кроме того, они наглядно показывают желания и возможности Китая в деле строительства новой авиационной техники, а также демонстрируют используемые подходы.


Одна из машин, эксплуатируемых в 161-й воздушно-штурмовой бригаде. Май 2019 г. Фото Haohanfw.com


В основе проекта Z-20 лежат идеи и решения, заимствованные у иностранного образца. Их переработали и дополнили в соответствии со своими возможностями и компетенциями. В результате получилась «копия» существующего вертолета, в некоторой мере превосходящая оригинал. Впрочем, не следует забывать и про большую разницу в возрасте двух образцов.

Следует отметить, что пока КНР отстает от других стран в сфере средних многоцелевых вертолетов. Основными машинами этого класса в войсках остаются лицензионные копии зарубежных образцов или полностью импортная техника. Ситуация начала меняться лишь в последние годы, с появлением проектов Z-18 и Z-20. Тем не менее, и они основываются на зарубежном опыте.

И все же в итоге НОАК и другие структуры получают необходимую технику с требуемыми характеристиками. Сохраняется серьезное отставание от ведущих стран мира, но в динамике ситуация выглядит позитивно. Китай постепенно нарабатывает опыт для разработки и строительства всей необходимой авиационной техники, и новейшие серийные вертолеты Z-20 подтверждают его успехи в этом деле.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    28 августа 2019 18:49
    смотришь и видишь клон чёрного ястреба.
    1. +1
      29 августа 2019 15:24
      Нормальный геликоптер, он же должен решать армейские задачи, а не на радость публике демонстрировать самостийный дизайн.
  2. +2
    28 августа 2019 19:12
    Любопытно, а схему главного редуктора s-70 они повторили (с последней планетарной ступенью) или спроектировали редуктор по "плоской" схеме?
    Взлетная мощность у двигателей в районе 2000 л.с. при такой массе даст неплохую энерговооруженность. По величине полезной нагрузки в условиях высокогорья китайским ми-8, конечно, уступает. Мне кажется, что его в связку с wz-10 намерены включить
  3. -1
    28 августа 2019 19:13
    А чеж не клон ми-17? Почему отказались в пользу блэкхока?
  4. -1
    28 августа 2019 20:10
    Вообще не понимаю Китайцев. Подобный вертолет для большой страны и совсем не маленькой армии это основная лошадка. И вот так подойти к этому. 30 лет использовать несколько штук UH-60. Ничего лучше для себя не придумать и не определить. И в итоге делают по сути клон и что, наполнят ими армию? Или реально лучше UH-60 ничего не придумать или просто не парились. Очень странный подход учитывая сколько их надо на армию серийно.
  5. -8
    28 августа 2019 20:20
    а сами китайцы хоть что-то сами сделать могут?
    1. +5
      28 августа 2019 23:39
      Всем привет!
      А чё на зеркало-то пенять... Вы вспомните от кого есть-пошли наши авиадвигатели М-105 и АШ-82, советские танки БТ и Т-26, бомбер ТУ-4, ракеты Р-1 и т.п. А уж про электронику лучше и не упоминать... На них учились, создавали научно-инженерные школы. Чем китайцы хуже (или глупее) ?! Не можешь сделать сам, так и купи-укради или скопируй.
      1. -9
        29 августа 2019 07:37
        реально не понимаете?
        китаезы не ставят целью создать свое, они совершенствуют воровство
        1. 0
          29 августа 2019 10:54
          Цитата: Бармалейка
          реально не понимаете?
          китаезы не ставят целью создать свое, они совершенствуют воровство


          Было бы большой глупостью, не использовать наработки противника, что бы сэкономить время и улучшить конструкцию.
          Так наши нисколько не гнушались скопировать - например "Сайдвиндер"
          Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года. Ещё одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже[3]. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась. Ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными[2]. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.
          Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать


          О некоторых послевоенных заимствованиях СССР: тот же послевоенный автопарк вобрал в себя лучшие достижения американского автопрома.
          ВК-1 (РД-45) Основан на британском двигателе Rolls-Royce Nene, которые были проданы в СССР с условием не использовать в боевых самолётах. Нелицензионная копия.
          И тп.
          https://zen.yandex.ru/media/kroshka_ru/istoriia-nashih-trofeev-kak-amerikanskoe-orujie-popadalo-v-rossiiu-i-sovetskii-soiuz-5ad95d623dceb76ad008051f
      2. +1
        29 августа 2019 11:08
        Вы правы когда говорите об истоках чего то. Но в данном случае это совсем не истоки. Китай много лет эксплуатировал скопипащенную технику. В итоге имеет большой ассортимент техники, которую сам же переделывал, строил, эксплуатировал, обслуживал. Работал с ней и над ней. десятки лет. А вот их школы на этой основе не видно. Мало того в данном случае даже просто взял конструкцию целиком и немного ее доработал. Хотя Китай это все же свои условия работы такой техники. Мало того, вы себе представляете что такое средний многоцелевой вертолет? Это сотни,а скорее даже тысячи штук. Это еще десятки лет эксплуатации в этих рамках. Это ориентирование на них всего, начиная от хранения, транспортировки, посадки и так далее. Если будет в Морском варианте, то это вертолетоносцы под них и все остальное.
        1. -3
          29 августа 2019 12:33
          Цитата: Red_Baron
          строил, эксплуатировал, обслуживал. Работал с ней и над ней.

          а Вы работали на той технике, мне приходилось, причем как на "копиях" так и на "оригиналах", копий ни кому не посоветую, они заточены под "миллион маленьких китайцев в шелковых трусиках"
          1. 0
            29 августа 2019 15:15
            а чем китайский z-20 уступает знакомым вам версиям блэкхока?
            1. -3
              29 августа 2019 16:02
              насчет z20 не знаю, а вот полиграфическое оборудование и оборудование для легпрома это что-то с чем-то, кстати их сырье такого же качества как и их оборудование, в свое время для немцев налаживал вышивальный автомат который они поставляли в РК на пуско наладочных запретили использовать китайские нитки вплоть до снятия с гарании
  6. 0
    29 августа 2019 15:14
    Цитата: 501Legion
    смотришь и видишь клон чёрного ястреба.

    да сразу эта мысль. но это ястреб с китайскими промышленными реалиями.
    более простой и дубовый.
  7. +1
    29 августа 2019 16:42
    Цитата: Бармалейка
    насчет z20 не знаю, а вот полиграфическое оборудование и оборудование для легпрома это что-то с чем-то, кстати их сырье такого же качества как и их оборудование, в свое время для немцев налаживал вышивальный автомат который они поставляли в РК на пуско наладочных запретили использовать китайские нитки вплоть до снятия с гарании

    я тоже немного сталкивался с темой поставок с Китая. могу сказать, что качество очень разное - есть в стиле 90-х дешево и разваливается, а есть наоборот - такое качество, что претендует на топовые позиции.
    В любом случае, в Китае есть гос.надзор за промышленностью. Можно реально повлиять на качество, напрямую написав поставщику или курирующим органам в его провинции.
    Китайцы далеко не всегда осознанно делают брак. Часто они просто не знают, что можно делать по-другому. Это же касается и "фермеров", которые приезжают к нам и варварски убивают плодородные земли. Они обычно не знают, что можно иначе и делают по своей методичке.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»