История русской авиации. Анадис

Во время Первой мировой войны было создано большое количество самолетов различных конструкций и назначений, хотя большинство из них было изготовлено в единственном экземпляре. Одним из таких самолетов был «Анатра» оснащенный двухрядным двигателем «Испано-Сюиза», мощностью 150 л.с. Хотя данный самолет также остался в единственном экземпляре, разнообразие его названий поражает. Чаще всего этот истребитель-разведчик называли «Анадис», однако в некоторых документах встречаются названия «Анаиспано», «Анатра Д. Ис», «Бимонокок», «Биплан-монокок», «Би-Кок», «Декан с Испано» и, наконец, «Анатра» тип 15. Даже не верится, что всеми этими именами называли одну и ту же машину.

«Анадис» строили по заданию, выданному на изготовление одноместного истребителя, но его габариты приблизительно соответствовали двухместному «Анаде». Фюзеляж самолета представлял собой полумонокок изготовленный из фанеры овального сечения и аэродинамически чистой формы. Однако фюзеляж был довольно тяжелым. Конструкция оперения и крыльев такая же, как у «Анасаля» и «Анаде».

История русской авиации. Анадис



Интересной особенностью самолета был большой запас топлива, которого хватало на 14 часов полета, что было абсолютно ненужным для истребителя. На заводе в связи с этим даже ходили слухи, что Декан (конструктор самолета) спроектировал вместо истребителя двухместный самолет для того, чтобы использовать его для бегства в Румынию или даже во Францию, если в России начнутся политические волнения. Если это соответствовало действительности, то французского инженера можно считать провидцем, поскольку в середине 1916 г., когда строился «Анадис», о грядущей революции не догадывался ни один человек.

В любом случае, о якобы готовящемся побеге летчик Кононенко, представитель военной приемки на заводе "Анатра", доложил армейскому начальству. Также в своей телеграмме он просил передать ему только что построенный «Анадис» для того, чтобы отправиться на фронт. Вероятно, начальство бдительному военпреду не поверило и ограничилось отпиской: "До приема комиссией аппарат оставить одноместным".

Самолет испытывался в период с 23 октября по 11 ноября 1916 года. Во время полетов самолет показал максимальную скорость в 153 км/ч. Данная скорость для двухместного разведчика была приемлема, однако для одноместного истребителя даже по тем временам низкой. Кроме того, установка вооружения увеличила бы вес машины и, соответственно, ее летные данные еще больше снизились. Однако главной причиной, почему "Анадис" не выпускался серийно, являлась нехватка моторов "Испано-Сюиза". Как уже говорилось, такие моторы в России были дефицитом.

Прототип "Анадиса" до осени 1917 года простоял на заводе. За это время один местный живописец настолько разрисовал машину, что самолет стала представлять если не военную, то уж, наверняка, художественную ценность. Фюзеляж, от кабины до хвоста, нес на себе изображение флагов стран Антанты, а нижние плоскости – двух пышнотелых красавиц в пляжных костюмах с декоративными собачками и зонтиками от солнца. К сожалению, не сохранилось качественных фотографий, которые смогли бы воспроизвести эти рисунки во всей красе.

В это время, в сентябре 1917 г. штабс-капитан Макаров, военный летчик, зная о значительном запасе топлива, который принимал "Анадис", подал ходатайство о разрешении совершить дальний "агитперелет" по странам-союзницам в Первой мировой войне на данном самолете. Макаров надеялся облететь Салоники, Рим, Марсель, Париж и вернуться обратно тем же маршрутом. Цель полета была сформулирована так: "...посетить заводы и фронты, показать русских летчиков, увидеть авиацию союзников, чтобы союзники начали лучше нас снабжать". Так как другого применения для этого самолета не нашлось, "агитперелет" сразу же разрешили. В ноябре Макаров стартовал, однако уже на первом отрезке маршрута во время полета отказал двигатель. Аварийная посадка была совершена у города Яссы в Румынии. На этом "агитперелет" завершился. Вместе с тем завершилась история самолета, имевшего так много названий, однако ни одно из них не принесло ему удачи.

Летно-технические характеристики Анадис:
Размах крыла – 11,40 м;
Длина – 7,75 м;
Площадь крыла – 37,00 м2;
Масса пустого самолета – 665 кг;
Нормальная взлетная масса – 1165 кг;
Тип двигателя – 1 ПД Hispano-Suiza;
Мощность – 150 л.с.;
Максимальная скорость – 153 км/ч;
Продолжительность полета – 14 ч;
Скороподъемность – 133 м/мин
Практический потолок – 3750 м;
Экипаж – 1 человек;
Вооружение: два пулемета калибра 7,7 мм.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня