В «Камове» заявили о способе разогнать вертолет до 600 км/ч

67
В России нашли способ увеличить скорость боевого вертолета до 600 км/ч. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на руководство АО «Камов».





Генеральный конструктор АО «Камов» Сергей Михеев утверждает, что его фирме удалось найти решение, с помощью которого можно добиться увеличения скорости боевого вертолета до 600 км/ч. Михеев сообщил об этом журналистам в рамках проведения Международного авиационно-космического салона МАКС-2019.

Генеральный конструктор КБ отмечает, что на данный момент «мы отстаем от тех требований, которые существуют». Конструктор упомянул Boeing , который совместно с корпорацией Sikorsky создает перспективную машину со скоростью 480-550 км/ч. По мнению Сергея Михеева, у российских программ нет пока что таких показателей. Однако он утверждает, что в «Камове» удалось найти решение.

Мне удалось найти решение, я его запатентовал, что боевой вертолет может летать со скоростью более 600 км/ч.

- цитирует его слова «Интерфакс».

Основной перспективный вертолет России разрабатывает не КБ «Камова»


На данный момент в России разработку перспективного скоростного вертолета ведет КБ «Миля». Конструкторское бюро «Камова», известное тем, что активно использует соосные схемы в вертолетных двигателях, также разработало свою версию перспективной машины, однако Министерство обороны в качестве основного проект конкурирующего бюро.

Эскизный проект «Камова» представлял собой «синхрокоптер» с двумя несущими и одним толкающим винтом. Его предполагаемая скорость должна была достигать 420 км/ч. Сейчас КБ разрабатывает морской вертолет нового поколения «Минога».

Российский перспективный вертолет на подходе


Перспективный вертолет, который в интересах ВКС России разрабатывается на данный момент, должен пойти в серию с 2022 года. Об этом в свою бытность главкомом Воздушно-Космических сил Российской Федерации сообщал Виктор Бондарев. Изначально предполагалось, что будет разработана и гражданская версия машины, однако она оказалась слишком дорогой для коммерческой эксплуатации, поэтому все наработки были переданы военным.

На данный момент сразу несколько стран разрабатывают перспективные скоростные вертолеты, поскольку максимальная скорость современных винтокрылых машин обычно не превышает 300-350 км/ч. На текущий момент есть крайне небольшое количество машин, способных преодолевать планку400 км/ч: это S-97 Raider в США и Eurocopter X3 - в Европе.
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    29 августа 2019 16:25
    А почему на фото Американская машина?
    1. -2
      29 августа 2019 16:28
      А вы никому не рассказывайте об этом. wink

      И встречный вопрос:
      - А почему нельзя было показывать это фото?

      Заметку целиком читали? Или не успели? laughing

      Там речь о том, что США и ЕС имеют в своем распоряжении скоростные вертолёты.


      Вот в металле появится КА летающий со скоростью 600 км/ч сразу фотку этой "стрекозы" увидите. wink
      1. Комментарий был удален.
      2. +20
        29 августа 2019 16:46
        На фото К-Мах, который к скоростным никак не относится. Ваш сарказм не понятен.
        1. +4
          29 августа 2019 21:32
          Цитата: Locos
          На фото К-Мах, который к скоростным никак не относится. Ваш сарказм не понятен.

          он
          представлял собой «синхрокоптер» с двумя несущими и одним толкающим винтом

          поэтому авторы подобрали синхрокоптер...на фото
          а не сам эскиз Камова
      3. +2
        29 августа 2019 17:23
        С учетом того что на фото воздушный кран и рекордов скрорости он никогда не ставил)))
      4. +6
        29 августа 2019 19:10
        Цитата: Владимир16
        - А почему нельзя было показывать это фото?

        Вопрос в материале идет о нашей машине,а не об американской ,логично поставить такую


        На видео 26.30
      5. 0
        30 августа 2019 16:42
        Цитата: Владимир16
        А вы никому не рассказывайте об этом. wink

        И встречный вопрос:
        - А почему нельзя было показывать это фото?

        Заметку целиком читали? Или не успели? laughing

        Там речь о том, что США и ЕС имеют в своем распоряжении скоростные вертолёты.


        Вот в металле появится КА летающий со скоростью 600 км/ч сразу фотку этой "стрекозы" увидите. wink

        Это, простите, что американцы имеют??
        Скоростной вертолет?
        Летающий макет, не более... До вертолета ему еще как до Казани, верхом на осле
    2. Out
      +3
      29 августа 2019 20:53
      Каман - единственные кто делал и делает синхроптеры.
  2. -6
    29 августа 2019 16:26
    Так ничего нового в аэродинамике нету- "зализанная "форма корпуса, материалы, способные работать при высокой температуре и повышенных нагрузках на фюзеляж, двигатель, или двигатели, вся мощность которых дает максимально возможные обороты при собственном минимальном весе! ";
    1. +4
      29 августа 2019 16:30
      ....и пропеллер сзади.
      1. Комментарий был удален.
      2. +16
        29 августа 2019 17:20
        Цитата: Zaurbek
        ....и пропеллер сзади.

        Где то я такую схему уже видел.
        Сейчас КБ разрабатывает морской вертолет нового поколения «Минога».
        А посолиднее названия никак не придумать?
        1. +1
          30 августа 2019 10:53
          Это сколько же варенья этот движок потреблять будет? Экономика не надорвется? laughing good
    2. +10
      29 августа 2019 16:41
      Основное ограничение на скорость у вертолета несет не форма корпуса (зализанная не зализанная) а движитель. То есть самая зализанная форма, с самым сильным мотором и термостойкими материалами, при современных формах винта, ничего кардинального не принесут.
      1. +1
        29 августа 2019 17:35
        Цитата: Светлан
        Основное ограничение на скорость у вертолета несет не форма корпуса (зализанная не зализанная) а движитель. То есть самая зализанная форма, с самым сильным мотором и термостойкими материалами, при современных формах винта, ничего кардинального не принесут.
        Винтомоторная группа вертолета и без того работает в условиях сильных нагрузок, и имеет ограниченный ресурс. Вспомним, что вертолет военный, значит возникнут моменты, когда волей-неволей летчикам придется врубать закритические режимы полета. Наращивание скорости еще добавит нагрузки как бы не на порядок. Боюсь к новой схеме несуще-толкающей группы понадобятся новые материалы, способные выдержать сроки эксплуатации, которые были бы экономически оправданы.
        1. +1
          29 августа 2019 18:42
          А что, 500 км/час кто-то уже показал?
    3. +5
      29 августа 2019 18:00
      Цитата: Бережливый
      Так ничего нового в аэродинамике нету- "зализанная "форма корпуса, материалы, способные работать при высокой температуре и повышенных нагрузках на фюзеляж,

      laughing
      Не, тут проблема абсолютно в другом
      А именно в том, что законцовки лопастей несущего винта на высоких скоростях выходят на сверхзвук. Со всеми вытекающими вплоть до их разрушения

      И эта проблема аэродинамикой полностью не решается. Потому автожиры, потому конвертопланы, потому рекордный "Линкс" настолько дорог, что в серию не пошёл.
      1. 0
        29 августа 2019 21:30
        Цитата: Лопатов
        А именно в том, что законцовки лопастей несущего винта на высоких скоростях выходят на сверхзвук.

        Тут дело в другом представьте что у машины задние колёса вращаются вперёд, а передние назад, ПРЕДСТАВИЛИ? так вот для любого автолюбителя такая схема предлагаемая "экспертами" для "гонок" будет вызывать только громкий безумный ржач laughing, ну или пальцы у виска fool , но вот в области вертолётостроения все с умным видом предлагают такую вундервафлю. wassat

        Что же касается "сверхзвуковых законцовок лопасти" то это проблема из другой области лишь частично связанной с проблемой создания скоростного вертолёта.
    4. +3
      29 августа 2019 18:09
      Но известно, что главным препятствием к повышению скорости являются несущие винты.
  3. +1
    29 августа 2019 16:29
    Ну наконец. Скоростник только синхроптер с ассиметричными лопостями или мультикоптер. Синхроптер предпочтительней из за меньшего миделя. Либо классика с механизацией лопастей а это уже извините абсурд. Цена будет заоблачной.
  4. +7
    29 августа 2019 16:29
    Меня интересует такой вопрос. Что, принципиально, изменят дополнительные 50-70 км/час? Ведь это не то, что добавило использование реактивных двигателей в самолетостроении в переходе с поршневых, когда скорости увеличились вдвое.
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      29 августа 2019 16:45
      Степан hi -это чисто психологическая цифра, а в жизни это проверка на работоспособность тех или иных конструкторских решений, проверка на прочность новых материалов и технологий. hi
    3. +2
      29 августа 2019 16:53
      Цитата: Piramidon
      Меня интересует такой вопрос. Что, принципиально, изменят дополнительные 50-70 км/час? Ведь это не то, что добавило использование реактивных двигателей в самолетостроении в переходе с поршневых, когда скорости увеличились вдвое.

      В гражданской санитарной авиации имело бы значение.
    4. +2
      29 августа 2019 16:57
      Цитата: Piramidon
      Что, принципиально, изменят дополнительные 50-70 км/час?

      не 50-70, а прирост более сотни км/час - по отношению к самым скоростным серийным вертолетам.

      Принципиально - ничего, поскольку и реактивные сверхзвуковые машины не упразднили дозвуковые и винтовые.
      Тактически - дает преимущество. Быстрее доставит десант, быстрее окажет поддержку наземным войскам, и т.д.

      Вопрос в другом: какой ценой будет достигнут прирост скорости?
    5. +2
      29 августа 2019 16:58
      А почему 50-70?
      максимальная скорость современных винтокрылых машин обычно не превышает 300-350 км/ч

      И дальше по тексту -
      увеличения скорости боевого вертолета до 600 км/ч

      Всё таки разница немного больше. Да и первые реактивные летаки поршневые в 2 раза не обгоняли.
      1. +2
        29 августа 2019 17:08
        Цитата: Монар
        А почему 50-70?
        максимальная скорость современных винтокрылых машин обычно не превышает 300-350 км/ч

        И дальше по тексту -
        увеличения скорости боевого вертолета до 600 км/ч

        Всё таки разница немного больше

        Пока даже на экспериментальных скорость едва превысила 400 км/час.
        1. +1
          29 августа 2019 17:30
          У Сикорского уже 550 хотят в перспективе.
          Единственное, что в статье меня смутило, так это сроки. Скромное мнение - не ранее 30-го года.
          И зря Вы так с пренебрежением к разнице в 50 км/ч относитесь. Для порядков 350 это уже 14% (если я правильно посчитал) прироста.
  5. +4
    29 августа 2019 16:31
    Так Камов давно работает над "скоростным вертолетом"
    "
    1. +1
      29 августа 2019 17:35
      Это не полноценная "работа". Дизайн проекты. Типа -
      Ка-58
  6. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.
  8. Комментарий был удален.
  9. 0
    29 августа 2019 16:47
    На бумаге всё красиво, а на деле получится куча нюансов.
  10. +14
    29 августа 2019 16:50
    Новость положительная, только режет слух фраза -
    Мне удалось найти решение, я его запатентовал, что боевой вертолет может летать со скоростью более 600 км/ч
    Не помню, чтобы кто-то из генеральных конструкторов, в том числе советских, заявлял что-то подобное об успехах КБ. Всегда звучало "Нам удалось"!
  11. 0
    29 августа 2019 17:01
    Эскизный проект «Камова» представлял собой «синхрокоптер»
    высокая скорость вроде бы не является коньком аппаратов данной схемы?
  12. -1
    29 августа 2019 17:02
    В России нашли способ увеличить скорость боевого вертолета до 600 км/ч

    я тоже такой способ знаю. Отправить на орбиту и потом вниз
    гарантированно 600 наберет, а скорее всего и больше.
    еще вариант - привязать к Мрии.
  13. -3
    29 августа 2019 17:03
    Цитата: svp67
    Так Камов давно работает над "скоростным вертолетом"

    а есть-ли смысл?
    мне кажется, тогда уж делать что-то похожее на ф-35В или новый американский конвертоплан.
    1. -1
      30 августа 2019 12:02
      Мне тоже тоже такая идея нравится, но есть много вопросов к отечественной экономике! Хотя и перспективными вертолетами наши противники также серьезно занимаются, полагая, что лучше иметь и то и другое и использовать технику с учетом целесообразности.
  14. -3
    29 августа 2019 17:05
    Цитата: Невский_ЗУ
    В гражданской санитарной авиации имело бы значение.

    не преувеличивайте это значение.
  15. 0
    29 августа 2019 17:05
    А вот всё таки думаю, всем интересно знать, до каких скоростей будет развиваться вертолётная авиация.
    1. +2
      29 августа 2019 17:16
      Скорость звука минус скорость вращения законцовки лопасти.
  16. -3
    29 августа 2019 17:07
    Цитата: Владимир16
    Вот в металле появится КА летающий со скоростью 600 км/ч сразу фотку этой "стрекозы" увидите.

    скорее всего это будет большой миксер с реактивным движком в заднице
    такие проекты уже лет 30 постоянно всплывают.
  17. +4
    29 августа 2019 17:16
    Если сложить винт (чтоб не мешал на скорости) и добавить небольшой реактивный двигатель и крылья, то вполне можно достичь 600 и даже более км/ч.
    1. +2
      29 августа 2019 18:24
      Енто уже миг-31 получается))))(маленький)
    2. +1
      30 августа 2019 08:43
      Цитата: voyaka uh
      Если сложить винт (чтоб не мешал на скорости) и добавить небольшой реактивный двигатель и крылья, то вполне можно достичь 600 и даже более км/ч

      энто уже не вертолет в привычном понимании. А вертикально взлетающий и садящийся самолет. Со сложенным винтом машина теряет все маневренные преимущества вертолета, превращаясь в не самый удачный самолет.
      1. 0
        30 августа 2019 11:55
        Цитата: Григорий_45
        Со сложенным винтом машина теряет все маневренные преимущества вертолета, превращаясь в не самый удачный самолет.

        Все зависит от необходимости выполнения специфических задач, напр., быстрая доставка десанта или грузов в труднодоступный район (на полянку в лесу, корабль, поле для гольфа... ), где классический самолет не сможет приземлиться/взлететь.
        1. 0
          30 августа 2019 13:46
          т.е. опять изобретают конвертоплан, только зайдя с другой стороны
  18. +3
    29 августа 2019 17:17
    Речь идет о патенте RU168554U1 на полезную модель "Скоростной комбинированный вертолет (винтокрыл)" https://patents.google.com/patent/RU168554U1/ru

    Новизна заключается в переходе с вертолетного режима (подъемная сила создается несущим винтом) на самолетный (подъемная сила создается крылом) при достижении скорости 400 км/ч. Единый турбовентиляторный двигатель в первом случае вращает винт, во втором случае - вентилятор.

    Полезная модель не взлетит - нисходящий от несущего винта воздушный поток будет давить на крыло большой площади и переворачивать конструкцию Михеева, Носова и Петросяна.
    1. 0
      29 августа 2019 17:31
      Т.е вариант конвертоплана
      1. +3
        29 августа 2019 19:37
        Нет - вариант винтокрыла (несущий винт + крыло + толкающий вентилятор).

        Конвертоплан - это летательный аппарат с поворотными несущими/тянущими винтами типа американского V-22 Osprey.
  19. 0
    29 августа 2019 17:22
    Будет интересно посмотреть.
  20. +2
    29 августа 2019 17:39
    Цитата: voyaka uh
    то вполне можно достичь 600 и даже более км/ч.

    только правильно-ли это называть вертолетом, если вертолет всплывает только на взлете-посадке?
    в чем эта схема принципиально отличается от пингвина-вертикалки?
    1. 0
      30 августа 2019 12:22
      Принципиально схема ничем не отличается. Но почему-то у меня сразу возникает вопрос - зачем крупнейшие зарубежные корпорации занимаются вертушками?
  21. +1
    29 августа 2019 18:00
    Скорость вертолёта ограничивается его же главной "фичей" - подъёмным винтом. С учётом тенденции разгонять вертолёты тупо рективными движками и ставить пусть и маленькие, но крылья (для навесного оборудования), имеющие свою подъёмную силу, то на таких высоких скоростях, думаю, уже стоит рассматривать совсем другой подход. Например, лопасти фиксируются в одном положении, скажем, с отклонением назад, и далее вертолёт работает в режиме самолёта. Аэродинамика, оперение тех же лопастей, и т.д. - всё решаемо.
    1. 0
      29 августа 2019 18:27
      лопасти вертолётного винта длинные, гибкие, максимально лёгкие, жёсткость приобретают только из-за центробежной силы.
      более жёсткие, короткие и с более широкими лопастями (гораздо менее эффективные) - это уже Оспрей
  22. -1
    29 августа 2019 18:10
    Поражает логика таких конструкторов ,которая мыслит категориями примитивного сложения и добавления . Работать надо с плотностью энергии и создания соответвующих устройств и движителей .
    1. 0
      29 августа 2019 20:38
      Цитата: gridasov
      Поражает логика таких конструкторов ,которая мыслит категориями примитивного сложения и добавления . Работать надо с плотностью энергии и создания соответвующих устройств и движителей .

      о! какие "люди"!)
      расскажите поподробней пожалуйста, очень интересно было бы почитать
  23. 0
    29 августа 2019 18:29
    Цитата: Никомед
    А почему на фото Американская машина?

    А вы новости с МАКСА по "Звезде" в 18-00 не смотрите? Если смотрите, то чему удивляться - там телеведущий взахлеб рекламировал...иностранную авиатехнику. lol
  24. +1
    29 августа 2019 18:33
    Цитата: Владимир61
    Новость положительная, только режет слух фраза -
    Мне удалось найти решение, я его запатентовал, что боевой вертолет может летать со скоростью более 600 км/ч
    Не помню, чтобы кто-то из генеральных конструкторов, в том числе советских, заявлял что-то подобное об успехах КБ. Всегда звучало "Нам удалось"!

    Иные времена, иные нравы. Но непривычно, да.
  25. +1
    29 августа 2019 18:47
    Вся закавыка "высокой скорости" в НЕСИММЕТРИЧНОЙ( по полёту) подъёмной силе вертолётного несущего винта( винтов)!
    С возрастанием скорости вертолёта подъёмная сила на "набегающих( относительно встречного потока воздуха)" лопастях несущего винта возрастает, а на "убегающих"-соответственно падает!
    И, за счёт( пропорционального росту скорости) увеличения этой разности между ними, вертолёт проявляет всё большую тенденцию к крену и опрокидыванию на "убегающий" борт, которую удаётся( на скоростях до 350-370 км/ч) ещё как-то компенсировать, оснащая винтокрылую машину ещё и небольшими подъёмными крылышками-скоростной МИ-24 тому примером! Либо применяя "соосную схему" или "синхроптер", где "набегающие" лопасти симметричны относительно продольной оси летательного аппарата и позволяют ещё несколько увеличить маршевую скорость.
    Правильно говорится в комментариях коллег, что скорость вращения несущего винта небеспредельна и дальнейший рост скорости вертолётов возможен только по-самолётному, используя дополнительные маршевые движители, а сами лопасти винта-как крылья или же, складывая их вдоль оси летательного аппарата( и набегающего потока) и используя постоянные( либо выдвижные) крылья!
    Интересно было бы взглянуть на эту "запатентованную схему", обеспечивающую рост скорости вертолёта "соосной схемы" более( насколько "более"???) 600 км/ час, чем она так уж принципиально отличается от уже известных подобных?! winked
    1. +2
      29 августа 2019 21:24
      Все что прочитал в коментариях читал в детстве в журнале Юнный техник. 30 лет прошло а ничего не изменилось. Все теже споры.
    2. +1
      29 августа 2019 21:37
      Там вверху патент привели.
      Ничего сверхестественного- взлетает по вертолетному, но имеет и крылья самолетного типа, при скорости около 400 переходит в самолетный режим.
    3. +2
      30 августа 2019 07:06
      Цитата: пищак
      Интересно было бы взглянуть на эту "запатентованную схему", обеспечивающую рост скорости вертолёта "соосной схемы" более( насколько "более"???) 600 км/ час,

      Она сикретная конечно же!!
      Но за звуками этих заявлений слышится прям звук заводящейся пилы. Или закипающей кастрюли с лапшой.
      1. 0
        30 августа 2019 11:42
        В молодости был у меня момент увлечения действующими моделями вертолётов( да и сам чуть не стал вертолётчиком-был 100% шанс зачисления в училище, но судьба по-другому сложилась), поэтому и вникал, с юношеским энтузиазмом, в тонкости конструирования, пилотирования и аэродинамики полёта этих интересных машин, подолгу наблюдал за полётами "Ка" и "Ми", сидел в пилотских кабинах учебных, собирал по крупицам любые сведения о засекреченном тогда Ми-24, облегчённый прототип которого показал рекорд скорости для вертолётов! Знаю насколько трудно было достичь даже преодоления 300 км/ч рубежа вертолётной скорости и прибавки каждого километра свыше "трёхсот", а тут аж "свыше 600 км/ч"?!
        Конечно же, заинтересовало "запатентованное решение"-а вдруг что-то интересное, прорывное...но вверху, как ранее написал уважаемый коллега Avior, уже размещены фото и видео-так что ничего необычного не увидел, все эти конструктивные решения используют известные экспериментальные наработки 60х годов прошлого века, только на нынешнем уровне технологий и конструкционных материалов! yes
        Мне повезло в детстве и юности общаться с авиаспециалистами, которые свой путь в авиации начали с первых советских планеров начала 20х годов и все годы жили авиацией, профессионально ею занимались, писали учебники и готовили молодые авиакадры, поэтому смотрели далеко в будущее и эти все нынешние "перспективные схемы" уже тогда были в их рисунках( разве что о "стеллс-технологиях" и "рубленых плоских поверхностях" тогда не было и речи-меня учили добиваться "плавной обтекаемости всех профилей и поверхностей" летательного аппарата согласно "правилу площадей").
  26. DPN
    0
    29 августа 2019 21:36
    Мечтать не вредно,вредно не мечтать! В обще то цыплят по осени считают,толи денег не дадут толи гранаты не той системы будут как в кино.
  27. 0
    30 августа 2019 10:12
    Sikorsky S-97 Raider 444 км в час. Sikorsky X2- 460 км/ч. SB>1 Defiant – 460 км в час. V-280 Valor-520 км в час. Eurocopter X3 -максимальная скорость — 472 км/ч. В разработках у врагов вертолёты 800-900 км в час. Наши только начали чесаться? Фантазируют. Вертолёт разработать надо время лет 10, чтобы запустить в мелкую серию. Через 10 лет наши вертолёты новейшей разработки уже устареют на 10-15 лет. И сомнения очень большие, что эти разработчики способны сделать хотя бы 400 км в час. 30 лет ничего не разрабатывали скоростного, только думали. Даже если прилепят 3 толкающих винта и сделают выдвижные крылья врагов не догонят. И стоимость вертолёта будет как два американских. Жадность и глупость победят, обязательно. Но решение есть. Есть супер технология: патент №149598 «Устройство для управления обтеканием летательного аппарата». Аэродинамическое сопротивление уменьшает до нуля. Достичь 1000 км в час в атмосфере реально. Увеличивает подъёмную силу винта в два-три раза. Есть новейшие технологии: управление силой гравитации (перемещение по вертикали), управление силой инерции (пилот не ощущает ускорение). Можно сделать аппарат, превосходящий вертолёты во много раз по ТХ. И США уже сделали такие аппараты.
    1. 0
      30 августа 2019 12:34
      Цитата: ВладВлад
      патент №149598 «Устройство для управления обтеканием летательного аппарата».

      Патент то есть, еще от 2014 г. Но, что-то нет никакого движения ни у камовцев ни у милевцев.
  28. 0
    30 августа 2019 12:47
    Цитата: Слон
    - зачем крупнейшие зарубежные корпорации занимаются вертушками?

    они постоянно занимаются вертушками. уже лет 50.
    у американцев большая доля логистики на вертушках, значительно больше чем у нас.
    да и объем перевозок у них сильно выше.
  29. 0
    30 августа 2019 12:49
    Цитата: Слон
    Хотя и перспективными вертолетами наши противники также серьезно занимаются, полагая, что лучше иметь и то и другое и использовать технику с учетом целесообразности.

    что хорошего выжимать максимум из заведомо неудачного для набора скорости несущего винта?
    Огромные затраты на мизер эффекта, как произошло с проектом команч.
  30. 0
    30 августа 2019 12:52
    Цитата: voyaka uh
    Если сложить винт (чтоб не мешал на скорости) и добавить небольшой реактивный двигатель и крылья, то вполне можно достичь 600 и даже более км/ч.

    если нужно складывать винт, может вообще его нафиг отправить?
    с развитием новых технологий создания многоэлементных конструкций и материалов , можно уже создавать
    радикально более совершенные аппараты
    вроде мембранных крыльев, ЭКИП, махолетов и т.п.
    вертолет с его изначально очень неэффективным принципом движителя должен уходить, а не развиваться.
  31. 0
    30 августа 2019 15:12
    даже не могу ничего себе представить, кроме маленькой (никчёмной) машинки с двухлопастным жёстким винтом, фиксирующимися как прямое крыло, с толкающим винтом или на реактивной тяге