Украина между молотом ЕС и наковальней РФ: к предстоящему заседанию Российско-Украинской межгосударственной комиссии
Становится очевидным, что европейские стремления Украины потерпели полный крах. Накал антиукраинской риторики со стороны евробюрократов достиг пика в середине проведения Евро-2012. Озвучивались желания наказать Украину за то, что она не провалила футбольный чемпионат, а так же провести антикоррупционную проверку, дабы узнать, кто и сколько украинских казенных денег отправил в свои карманы, готовя страну к празднику футбола. Также ЕС неоднократно заявлял о трудностях в признании предстоящих парламентских выборов на Украине легитимными. Причина таких трудностей неизменна – отбывание Ю.В. Тимошенко наказания в колонии.
Кроме того, ЕС будет делать ставку на объединенную оппозицию во главе с «Кроликом Сеней», уже заявлявшим ранее, что все международные договоры, стороной в которых является Украина, перед подписанием должны быть проверены представителями просвещенной Европы. Ныне для ЕС выгоднее и гораздо приятнее иметь дело с покладистым Арсением Яценюком и его оппозиционной командой, работающей, фактически на Запад, чем с непослушным Януковичем, отстаивающим кланово-олигархические интересы. Очевидно, что В.Ф. Янукович и его команда попали в опалу со стороны ЕС.
Приняв языковой закон, ПР немного реабилитировалась перед своим избирателем, однако, только лишь принятия законопроекта №9073 для победы на парламентских выборах регионалам явно недостаточно, а в парламенте нужно большинство. Любой ценой. Но админресурсом власть воспользоваться не сможет, удастся ли регионалам одержать победу в мажоритарных округах – вопрос еще тот. Проигрыш на парламентских выборах для власти будет равноценен суициду, ведь оппозиционеры, получив сколь либо значительное преимущество перед властями, будут саботировать их работу, что в конечном итоге сможет привести проигрышу В.Ф. Януковича на президентских выборах и рокировке между ВФЯ и ЮВТ, в результате чего Тимошенко получит шанс обрести свободу, а Янукович займет место Тимошенко в камере.
Все вышеизложенные проблемы украинских элит в комплексе создают перспективы для развития российско-украинских отношений, ибо иной альтернативы, нежели развитие отношений с Россией, у Партии регионов нет. Регионалов поджимает время, упавшие рейтинги, жесткая позиция еврочиновников и оживившаяся оппозиция. Внешней поддержки у ПР нет, а без нее не обойтись.
Так, 27 июня состоялось заседание межправительственной украинско-российской комиссии в Донецке, на котором Д. Медведев и Н.Азаров обсуждали вопросы авиастроения, договорившись о совместном производстве Ан-70. В тот же день, минобороны РФ заявило о готовности приобрести ряд украинских самолетов, в частности: Ан-70, Ан-148 и Ан-124 "Руслан". Подвижек в разрешении газового вопроса не было, кроме того, по условиям газового контракта Украина должна будет в этом году закупить 52 млрд. куб. м. газа, так как "Газпром" не дал согласия на уменьшение закупаемых объемов. Если Украина все же по итогам 2012 г. купит не 52 млрд., а 27 млрд. куб. м. природного газа, то у "Газпрома" будет реальная возможность выиграть дело в Стокгольмском арбитраже, если РФ посчитает необходимым туда обратиться. Полагаю, что РФ обратится в Стокгольмский арбитраж, т.к. деньги на развитие промышленности нужны, да и засудить Украину в таком случаем нужно будет обязательно – дабы другим неповадно было нарушать условия контрактов. Рассмотрение дела может затянуться на несколько лет, тем не менее, шансов выиграть в газовом деле у Украины в таком случае нет. Денег для покупки всего объема газа, как я полагаю, так же нет. Итогом может быть отказ РФ от оплаты транзита природного через территорию Украины или обращение взыскания на активы НАК Нафтогаз. В любом случае, газовый вопрос украинским властям следует разрешить в кратчайшие сроки.
Следующим шагом в развитии переговорного процесса между Украиной и Российской Федерацией стал визит в Киев главы администрации президента РФ Сергея Иванова, который встретился с премьер-министром Украины Николаем Азаровым и руководителем администрации президента Украины С.В. Лёвочкиным. 2 июля Иванов заявил следующее: «Я считаю, что это (принятие закона языкового закона) пойдет на пользу самой Украине и ее гражданам, ее людям. По его словам, исторически сложилось так, что значительная часть украинского общества считает русский язык родным. «Любое разнообразие, в том числе и языковое, — это плюс и благо для любого общества, для любой страны», — резюмировал он. Показательным является то, что сам законопроект был принят спустя два дня, складывается впечатление, принятие языкового законопроекта было не только частичным исполнением предвыборного обещания регионалов (русскому языку обещали статус второго государственного), но и своеобразной попыткой смягчить позицию РФ в переговорах 12 июля Российско-Украинской межгосударственной комиссии.
О повестке заседания комиссии Иванов заявил следующее: "Документы в Ялте будут подписаны как главами государств, так и различными ведомствами. Эти документы будут покрывать по существу весь спектр российско-украинских отношений, то есть будут документы политического характера, документы чисто экономические и документы, расширяющие форматы нашего гуманитарного сотрудничества". При этом он не стал уточнять характер этих документов, а также их суть. Иванов также не уточнил, будут ли среди документов, подписание которых запланировано на 12 июля, документы, касающиеся сотрудничества России и Украины в газовой сфере. "Я не могу предвосхищать события, это уже будут решать накануне встречи руководители двух государств - руководители межгоскомиссий", - сказал он.
Со стороны украинских СМИ остался незамеченным факт приобретения Энергохолдингом Рината Ахметова ДТЭК 3 угледобывающих предприятий на территории РФ: 100% открытого акционерного общества "Донской Антрацит", 100% — ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" и 66,7% общества с ограниченной ответственностью "Сулинантрацит". В сообщении ДЭТК отмечается, что покупка этих угольных активов, которые производят уголь с низким содержанием серы, позволяет ДТЭК обеспечить будущий спрос на продукцию угледобывающих предприятий "ДТЭК Свердловантрацит" и "ДТЭК Ровенькиантрацит" и фактически гарантирует будущую загрузку украинских антрацитовых шахт ДТЭК. Факт совершения подобной сделки Ахметовым свидетельствует о том, что серый кардинал и главный спонсор регионалов пошел на интенсификацию сотрудничества с РФ. А мнение Ахметова, как и его деньги, для Партии регионов всегда были значимыми.
Итогом проведения Российско-Украинской межгосударственной комиссии в Ялте может быть подписание многих важных двусторонних соглашений, что может придать отношениям сторон серьезный импульс. Как показывает практика, регионалы не утруждают себя информированием общественности перед принятием важных государственных решений, вспоминается ратификация Харьковских соглашений, ставших шоком для оппозиции, да и принятие закона Украины «Об основах государственной языковой политики» стало для многих, (в том числе и автора) не веривших в его будущее, приятным сюрпризом. Так что от нынешних властей можно ожидать чего угодно, т.к. их действия сложно прогнозировать. Рискну предположить, что Украина совершает дрейф во внешней политике, окончательно отказываясь от евроинтеграции в пользу сближения с Российской Федерацией.
Убежден в том, что только сближение с РФ сможет спасти правящие украинские элиты от проигрыша на парламентских выборах, результатом чего может стать оранжевый реванш, грозящий проигравшим регионалам новым переделом собственности и тюремными сроками. Надеюсь, что спасая собственные шкуры, правящие политики и приближенные к ним бизнес-элиты спасут и Украину, ускорив процесс воссоединения.
Информация