Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата

162
Рыцари и доспехи. Так уж устроены люди, что старое, даже и хорошее, периодическим им надоедает, и они требует для себя новизны. Все это же самое имело место и на рыцарских турнирах. Именно так к началу XV века в Германии и родился новый вид конного поединка на копьях, который со временем стал очень популярен. Он получил название реннен, то есть — «скачки». Придумал его вроде бы маркграф Альберхт Бранденбургский, бывший большим любителем всевозможных военных игрищ. Цель поединка оставалась вроде бы все та же - «преломить копье» о тарч противника или же выбить оного из седла, но теперь важным делом стало искусство управления конем, поэтому разовый поединок теперь превратился в серию дуэлей, проходивших на всем скаку. При этом израсходованные на «преломление» копья следовало заменять «на ходу».


Вход в здание Венской оружейной палаты дворца Ховбург.




По правилам гештеха рыцари после каждого столкновения осаживали своих коней и возвращались на то место, с которого они начинали атаку, то есть разъезжались. Здесь они какое-то время отдыхали, а оруженосцы в это время могли поправить им амуницию и дать новое копье. На все это уходило время, и зрители начинали откровенно скучать. Теперь на скуку на турнире времени просто не оставалось! Суть реннена была в том, что рыцари разгоняли коней, сталкивались между собой, «преломляли копья», затем поворачивали лошадей и что есть духу скакали на свой конец ристалища, где «на ходу» брали новые копья и вновь мчались в атаку на своего противника. Таких наездов могло быть три и даже больше. Вот от этих-то многочисленных «заездов» эту разновидность турнира «скачками» и назвали!


Доспех реннцойг для реннена. Принадлежал Филиппу I, сыну Максимилиана I (1478 - 1506). Ногу закрывает дильже.


Причем под новые правила был создан и новый доспех. И если прежний штехцойг вел свое происхождение от доспехов со шлемами топфхельм, то новый реннцойг, во-первых, был создан на основе классических германских готических доспехов XV века, а во-вторых, шлемом для него стал салад (саллет). Шлем без забрала, но имевший смотровую щель. Понадобилось это затем, чтобы обеспечить бойца лучшим притоком воздуха и дать ему больший обзор. Ведь такой шлем можно было легко сдвинуть на затылок, и так в нем и ходить, не снимая, и лишь при необходимости опустить на лицо.

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата

Шлем салад. Нюрнберг, конец XV в.


При этом лобная часть турнирного салада была упрочнена, и на нем были предусмотрены крепления для самого простого украшения - султана из перьев, заменившего прежние сложные раскрашенные фигуры из дерева, гипса и папье-маше. Кираса спереди, как и у штейхцойга, имела копейный крюк, а сзади - кронштейн с упором для копья. Но так как салад нижнюю часть лица не защищал, к кирасе был прикреплен металлический подбородник. К поясу кирасы присоединялась «юбка» из подвижных полос, которая переходила в такие же пластинчатые подвижные набедренники. Спина кирасы имела такие большие вырезы, что своей формой походила на крест. «Юбка» опиралась нижним концом о седло, как и в штехцойге.


Доспех курфюрста Иоганна Сона (1468 - 1532). Мастер: Маттес Дойч, (1485 - 1495). Изготовлен в 1498 г. Внизу наконечник турнирного копья. На этом фото хорошо виден крюк, прикрепленный к кирасе и служивший для удержания массивного турнирного копья. Обратите внимание, что шлем у этого доспеха – салад. Кроме того, доспех не доукомплектован. Отсутствует защита для левой руки и нагрудный тарч. Левую ногу закрывает дильже.


К реннцойгу был придуман и особый тарч или реннтарч. Делали его из дерева и обтягивали бычьей кожей черного цвета с железными оковками по краям. Он плотно прилегал к телу, повторяя форму груди и левого плеча всадника, и лишь в самом низу был несколько выгнут вперед. Размер его зависел от разновидности состязания. В «точном» реннене и бундреннене он был размером от шеи до пояса, а в «жестком» реннене — от смотровой щели на шлеме и до середины бедра. Было в обычае обтягивать его тканью с геральдическими эмблемами владельца либо узором, аналогичным узорам на попоне его коня.


Полное турнирное снаряжение рыцаря, участника реннена. На голове коня –«слепой шаффрон».


Новым стало и копье, которое стали использовать в реннене. Оно было легче старого, применявшего в сшибке коней с места, и выделывалось из мягких пород дерева. Дина его составляла 380 см, диаметр 7 см, а вес примерно 14 кг. Причем наконечник стали делать острым, а не тупым. Защитный щиток, который раньше был просто диском воронкообразной формы, теперь стал еще больше, приобрел вычурные очертания, и теперь, будучи надет на древко копья, закрывал уже всю правую руку поединщика, начиная от запястья и до самого плеча. Управлял им рыцарь при помощи крюка на его внутренней стороне, наводя таким образом копье на цель.


Подшлемник был таким же, как и у штехцойга, и удерживался на голове ремнями. Для защиты запястья обеих рук могли использоваться кожаные или металлические наручи, длиной от кисти и до локтя. В данном случае перед нами подшлемник императора Максимилиана I.



Латные перчатки императора Максимилиана I. Естественно, что носил он их с боевыми, а не турнирными доспехами, где они ему вовсе не требовались. Здесь они показаны как образец мастерства тогдашних оружейников.


В XV и XVI веков появился и усовершенствованный вид полевого турнира, имитировавший, как и раньше, сражение двух противоборствующих рыцарских отрядов. Как и прежде, конные рыцари на ристалище строились в линейном порядке и нападали друг на друга по команде. Главное отличие теперь заключалось в доспехах, претерпевших со временем сильное изменение. До этого рыцари пользовались обычными боевыми доспехами с той только разницей, что к ним дополнительно привинчивали подбородники, доходящие до смотровой щели на шлеме, а также, при желании, гард-бра – дополнительное усиление левого наплечника. Турнирный доспех отличался от боевого только тем, что верхняя кромка его нагрудника не имела утолщения, а на кирасе были 2—3 отверстия для винтов, с помощью которых крепился подбородник. Турнирное копье было похоже на боевое, только несколько короче, толще, и с наконечником удлиненной формы.

Теперь для турниров штехен и реннен стали использовать одинаковое, причем специально созданное для них конское снаряжение. Другими стали и форма седел, и поводья, которые теперь представляли собой обыкновенные пеньковые веревки, обшитые лентами одинаковой расцветки с конской попоной. Случалась, правда, что такие поводья рвались, и тогда всадник погонял своего коня при помощи копья.


Шаффрон от рыцарского гарнитура Отто Генриха, будущего курфюрста Пфальца. Отделка шаффрона всегда соответствовала отделке самого доспеха и всей остальной конской брони. всегда соответствует одной и той же броне. Поскольку гарнитур был сделан в стиле «максимилиановских», то есть рифленых доспехов, то аналогичным образом рифленым был сделан и этот налобник. Шаффрон был украшен гравированной листвой, цветами, изображениями мифических существ и трофеями, которые выполнил гравер из Аугсбурга Даниэлем Хопфером, а фигура медведя на лбу намекала на девиз принца: «MDZ» («Со временем»), а также дату 1516 года. На оборотной стороне видны латинские цифры "XXIII", которые могут означать дату – 1523 г. Какая вернее - неизвестно. Экспонируется в зале №3. Владелец: Отто Генрих сын Рупрехта Пфальца (1502 - 1559). Изготовитель: Кольман Хельмшмид (1471 - 1532 гг., Аугсбург). Гравер: Даниэль Хопфер (1471 – 1536 гг., Аугсбург)


Седло от гарнитура Отто Генриха. На одной из пластин также выбиты латинские цифры "XXIII". Изготовитель: Кольман Хельмшмид (1471 - 1532 гг., Аугсбург).


Коня целиком покрывали кожаной попоной, поверх которой надевали такую же, но сшитую из полотна. Попоны закрывали круп, шею и голову лошади до самых ноздрей. Морда лошади защищалась стальным налобником, нередко слепым, то есть без отверстий для глаз. Это была мера предосторожности на случай непредсказуемого поведения коня после столкновения двух всадников. Интересно, что подобные налобники-шаффроны без смотровых отверстий появились задолго до появления турнира реннен. Самый ранний можно увидеть на гербовой печати Иоанна I Лотарингского, датируемой примерно 1367 годом.

Кстати, тот же самый гештех по-прежнему пользовался популярностью, но появились его разновидности. Основных видов гештеха было три: турнир «высоких седел», «общенемецкий» и «закованных в броню».

Для участия в reштехе «высоких седел» рыцарь одевался в штехцойг. Ноги его при этом защищали латы, но были обуты в низкие кожаные башмаки из толстой кожи с войлочными подкладками в носках и на лодыжках. Эти же башмаки использовали и участники реннена, поскольку защита ног им в этом виде турнира не требовалась. Главным отличием этого поединка от всех прочих, как это явствует из самого его названия, было седло с высокими луками, похожее на то, которое использовалось на турнире на булавах. Передние луки из дерева были обшиты по краям металлом и были настолько высоки, что доходили всаднику до груди и вдобавок закрывали ему еще и обе ноги. Седло буквально охватывало туловище всадника так, что выпасть из него он не мог ни при каких обстоятельствах. Боле того на его передней луке у некоторых таких седел имелся поручень, за который можно было схватиться, если всадник терял равновесие от удара копьем. Лошадь облачалась в попону и глухой налобник из стали. Цель поединка состояла в том, чтобы сломать свое копье о щит противника.


Всадник и конь, снаряженные для «общенемецкого гештеха».



Еще один такой всадник и конь, снаряженные для гештеха.


«Общенемецкий» гештех отличался тем, что всадник был одет в штехцойг, но ноги его броней не защищались, кожаной попоной у лошади была закрыта лишь холка, а седло не имело задней луки. Император Максимилиан I, с целью лучшей защиты животного рекомендовал надевать ему на грудь своеобразный нагрудник — подушку из грубого полотна, набитую соломой. Держалась подушка ремнями, проведенными под передней лукой седла. Накидка, то есть та же попона, только лишь из ткани для коня была обязательной. Цель поединка — сбросить противника с коня точным ударом копья о его тарч, вот почему задняя лука не седле и отсутствовала!

Гештех «закованных в броню» от двух предыдущих видов гештеха отличался тем, что рыцарь также носил на ногах латы, защищающие их от ударов. То есть металла на сражающихся было несколько больше, только и всего. Седла – такие же, как и в «общенемецком» гештехе. Победителем объявлялся тот, кому удавалось сломать свое копье о тарч противника, или же выбить его из седла.

Для итальянского поединка старого типа всаднику следовало надеть итальянский доспех или немецкий штехцойг. Шаффрон мог быть и не глухим. В этом случае глаза у коня защищались прочной стальной сеткой. Впрочем, главное отличие итальянского реннена от всех остальных заключалось не в снаряжении сражающихся, а в том, что всадников разделал деревянный барьер. Рыцари, участники турнира, сшибались, повернувшись к барьеру левым боком, поэтому копье ударялось о тарч под углом и его удар был не таким сильным, а главное - кони поединщиков при этом столкнуться ну никак не могли.


Итальянский турнир с барьером. Из «Книги турниров» императора Максимилиана I.



Венгерский тарч. Скорее всего принадлежит к одному из щитов, заказанных императором Максимилианом I по случаю его примирения с королем Богемией и Венгрией Владиславом в 1491 году. Выставлен в зале №3.


Большой популярностью примерно около 1550 года и в Австрии, и в восточной Германии стал пользоваться так называемый «венгерский турнир», который, вдобавок к схватке, представлял собой еще и костюмированный маскарад. На венгерских турнирах, которые провели в этом же году эрцгерцог Фердинанд Тирольский в Чехии и курфюрст Август I в Дрездене, новым было лишь применение венгерских тарчей вместо немецких, да венгерских сабель, служивших, впрочем, не для боя, а для украшения. Собственно, и правил в это время на этих турнирах никто пока что еще не изменял. Но зато потом, поверх доспехов на них стали надевать самые что ни на есть фантастические одежды. Ну а сам реннен в разное время и в разных местах просто претерпел массу всяческих изменений, так велика была тяга рыцарства к разнообразию. Так, в таком авторитетном документе, как книга «Френдаль» (ок. 1480 г.), сообщалось, что существовали такие виды турниры реннен, как: «механический» реннен; «точный» реннен; бунд-реннен; «жесткий» реннен; «смешанный» реннен, который назывался также «реннен с корончатым копьем»; а также «полевой» реннен. Но обо всех этих турнирных излишествах рассказ будет продолжен в следующий раз.

Р.S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.

Продолжение следует…
162 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    8 сентября 2019 06:16
    Спасибо Вячеслав Олегович!
    . Р.S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.

    Почитав постскриптум, немного стало грустно! Ведь у нас в Москве есть уникальная Гроновитая палата, но оттуда на просьбу о помощи в подготовке к статье можно получить только прейскурант с ценами от 6 000 деревянных! Хоть кидай клич по сбору денег для организации командировки Вячеслава в Кремль, для написания статьи о русских доспехах и русских удалых забавах!
    С уважением, Влад!
    1. +8
      8 сентября 2019 07:29
      Добрый день Владислав,
      Про Оружейку,
      Позанудствую)))
      Хранение там, многие же были, такое, что фотографировать крайне сложно, кстати как и в парижском Доме инвалидов.
      Насколько я понимаю, выставлена лишь часть коллекции, я о русском вооружении, вся остальная территория забита аусбургской серебряной посудой и каретами
      Но есть отлично изданные альбомы, да и «Историческое описание одежды и вооружения», изданное по распоряжению Николая I.
      А вот с забавами сложнее: турниры неотъемлемая часть развлечения, это не спорт (!), рыцарей, т.е. феодалов, условно говоря.
      У нас феодализм складывался за границами применения доспехов, или в самом конце его применения, поэтому и такого института не возникла, сразу – к шпагам и дуэлям.
      Так что наше вооружение не для баловства, а для боя.
      Как-то так.
      С уважением,
      Эдуард
      1. +5
        8 сентября 2019 08:00
        Здравствуйте, Эдуард!
        "Историческое описание одежды и вооружения", подразумевается Висковатов?
        1. +5
          8 сентября 2019 08:12
          Антон,
          доброе утро,
          конечно!
      2. +7
        8 сентября 2019 08:26
        Вторая половина комментария хорошо вписывается в концепцию "цивилизационного отставания", описанного Вами в цикле статей. (Влад, видимо, пропустил). Напрашиваются аналогии с ребёнком с " трудным детством": не до игрушек.
        1. +5
          8 сентября 2019 09:10
          Спасибо! очень похоже.
          не до игрушек.

          это точно.
          Наличие поединков, как формы судебного разбирательства, да, как развлечения - нет.
          Интересно, что и Византия заимствовала турнир при Алексее Комнине, познакомившись с ним во время крестовых походов.
          Как я понимаю, знать до этого, развлекались конным поло.
          1. +4
            8 сентября 2019 09:25
            Очень интересно! А конное поло в Византии заимствованное игрище или аутентичное?
            1. +2
              8 сентября 2019 14:37
              Антон,
              к сожалению в комментариях к Анне Комнин ничего об этом нет, просто информация, что Алексей Комнин повредил ногу, когда на него упал Тактикий. О ней писал Г.Г. Литавре в книге "Как жили византийцы", еще мы знаем, что стадионов или ипподромов было несколько в Константинополе, возможно там были не только гонки на лошадях. Сейчас не помню но, кажется в Х веке, был стадион в пределах Большого дворца, точно был малый ипподром в дворце Св. Мамы, там же монастырь и русское подворье. Возможно, заимствована игру у турок (кок буру)?
              А может и возникла самостоятельно, но информации об этом нет... или я не встречал.
            2. +1
              23 сентября 2019 20:51
              Цитата: 3x3zsave
              А конное поло в Византии заимствованное игрище или аутентичное?

              Заимствованное, возможно ещё от Сасанидской Персии (на Среднем Востоке конное поло до сих пор очень популярно).
        2. +4
          8 сентября 2019 16:10
          Антон, я прекрасно знаю, что во Владимиро-Суздальской земле рыцарские турниры не практиковались! Так, что ждать от запасников Кремля коллекций турнирных доспехов Вены, Берлина и Парижа не стоит. Но рыцарские доспехи и вооружение в загашниках Кремля есть! Мы начиная с Ивана III Грозного одаривали европейских монархов соболями и песцами, нам в ответный дар дарили доспехи и оружие.
          Под воинскими забавами, я имел в виду наши русские потехи. Неужели нет в Грановитой палате коллекции рогатин некоторые наши даже князья не чурались мишек брать? Или засапожных кинжалов которыми косолапых добивали. Ведь ещё отец Ивана IV Грозного, не брезговал с таким ножичком выйти в загон против Хозяина Русских Лесов! Или игра «с плеточкой»? Где вместо «плеточки» выступал боевой кнут (погон). Продолжать далее: скачки, кулачные бои!!! Все это, кроме последнего предполагало своё снаряжение и экипировку. Или у нас не коллекции сбруи для лошадей?
          А теперь Антон, следуя Вашему желанию откатимся в Русь до нашествия Батыя. Анализ польских, венгерских и австрийских источников не раз и не два подтверждает участие русских князей в рыцарских ристалищах, как в конном так и в пешем строю!!! Причём данные факты продолжают иметь место в 13 и 14 веках. Только участвуют в таких игрищах витязи Галицко-Волынского княжества и Полоцка?
          А ведь на Руси до монголо-татарского нашествия были такие забавы о которых в европах не мечтали! Например охота с парусами (гепардами)!!!
          Теперь об отставании русских земель в цивилизационном плане! Я сторонник теории, что мы проходили все эволюционные этапы своим путём! Не западным и не восточным. Например на рубеже 11 века, в Европах правит время передового феодализма, у нас большенство землепашцев свободные общинники! В 16 веке у их первые мануфактуры - у нас «вот тебе бабушка Юрьев день»! По существу экономические, социальные, теологические и главное географические условия пророчили Руси роль Речи-Посполитой - на границе (окраине) Европы!
          Но татаро-монгольское нашествие сломало все правила и закономерности! И спустя два века после краха Русь выступает не буфером на окраине Европы или Азии, а третим Римом - приемником Византии! И ....? Абы только, так Московия впитала в себя не только европейский пласт цивилизации, но и азиатский в том числе мусульманский! По сути Российская Империя Пётра Великого - это самая мультикультурная контенетальная держава ойкумены! И кто тут аутсайдеры!
          Например, только одна из «фишек» Демидова «крепостные рабочие» позволил завалить Европу дешевым железом! А ведь только сплав «чугунных барок» по Чусовой, Белой и Уфе нигде в мире не просто не мог быть повторим, он банально был невозможен!!! И таких моментов в нашей истории пруд - пруди!
          Как говаривал мне знакомый немец - «ффы русюффские не дружите с мировой историей, экономикой и элементарной логикой - вместо поступательного движения в вперёд, ффы прыгнете как зайцы»!
          Впрочем он всегда признавал только один штрих превосходства за нашим братом - «после древних греков и римлян ффы самые великие ффылософфы»! Правда все это он сводил к морозам и водке»!!! Но по сути он прав. Людовик 14 и Петр I пришли к абсолютизму практически одновременно, но какой разной дорогой!!! В 17 году прошлого века мы начали строить Коммунизм, но в итоге получалось ..... Хотя если по честному мы были первыми!!!
          С уважением, Влад!
          1. +2
            8 сентября 2019 16:18
            По "цивилизационной" части комментария - именно об этом и шла речь в статьях Эдуарда. Получилось, правда, как всегда, "набежали седые волхвы, к тому же разя перегаром" request
            1. +5
              8 сентября 2019 18:29
              Антон, вы не поверите лет пять назад мне втирали на экскурсии в Национальном парке Оленьи ручьи про славян язычников! Это на Урале, где русские осели четыре века назад! А Ермака Тимофеевича, Тобольский владыка пытался заполучить в святые ещё при жизни его товарищей!!!
              Так что самобытность и исключительность две стороны одной медали.... Вопрос как это приподнести!
              Мой тезис - «Мы часть Европы и Азии, для тех и других мы будем одновременно и своими, и чужими»! Это как в мультике «Мы и сами с усами»!!!
              1. +2
                8 сентября 2019 18:41
                Чё ж не поверить-то, поверю! У самого периодически от экскурсоводом "уши вянут".
          2. +3
            8 сентября 2019 16:23
            Какой хороший комментарий, Владислав! Вот бы здесь все были такие...
    2. +3
      8 сентября 2019 12:03
      Добрый день, Влад!
      Лет тридцать назад с удовольствием составил бы протекцию Олегычу в Оружейную палату и за бесплатно, теперь увы, людей с которыми я там дружил уже нет. request
      Кстати, загляните на "Вернувшихся на Украину моряков..." , хорошие люди подправили нам с Вами карму. smile
  2. +6
    8 сентября 2019 07:13
    Очень познавательная статья!
    Спасибо Вячеслав Олегович.
    В июне, в Коломенском был фантастический фестиваль «Рыцарский турнир Св. Георгия»,
    Самый большой в Европе средневековый лагерь и т.д.
    Турнир мирового уровня и технически великолепно подготовленный.
    Но вот знаний у меня по турнирам нет, хотя правила подробно рассказали.
    Столкновения были не декоративные, во втором бою сразу ранили лошадь под глаз.
    Были травмы и в пеших турнирах.
    Зрелище фантастическое, народа была, сложно сказать, но несколько тысяч.
    1. 0
      23 сентября 2019 20:56
      Цитата: Эдуард Ващенко
      В июне, в Коломенском был фантастический фестиваль «Рыцарский турнир Св. Георгия»,
      Самый большой в Европе средневековый лагерь и т.д.

      Народу там всегда собирается относительно немного (по крайней мере раньше) - всё ограничено местом ристания и трибунами; он проводился довольно далеко от центра Москвы специально (Коломенское это всё же уже близко) и в последние годы просто очень высокие цены на билеты, а ограждения специально не позволяют увидеть ничего даже с соседних холмов. Но турнир великолепный.
      1. 0
        23 сентября 2019 22:41
        Все бесплатно, я приехал с сыном за час до начала, никого не было, встали прямо напротив ристалища, все как на ладони. Плюс огромные экраны, когда устали, сходили поели, он "посражался", вот здесь была очередь, в отличие от "сражений" для детей на Бульварах, вернулись - сели на холме и смотрели на пешие сражения. Они тоже дублировались на экранах.
        А народа было очень много, уже где то в 5 ушли из парка, а народ всё прибывало.
        1. 0
          27 сентября 2019 00:33
          Цитата: Эдуард Ващенко
          Все бесплатно, я приехал с сыном за час

          Значит в этом году сделали всё по новому, в прошлые годы это мероприятие было сугубо коммерческим и очень дорогим. А выступление шло на арене\ипподроме в Коломенском, прямо на открытом амфитеатре ? вообще отлично, не ожидал такого...
          1. +1
            27 сентября 2019 08:12
            Да, выступление было на открытом амфитеатре, был удивлен, когда встали на такое классное место, сам пошел из-за ребенка, но получил огромное удовольствие. Плюс антураж, а позже когда уже ушли, сели на холме на траве и смотрели пешие поединки на огромном экране.
            Может бесплатно потому что юбилейное? а может мэр расщедрился... wink
  3. +2
    8 сентября 2019 07:16
    14 кг вес копья?
    1. +7
      8 сентября 2019 07:53
      Да, немало. Ну так его же не на вытянутой руке держали.
      1. +4
        8 сентября 2019 16:20
        В 11 - 12 веке. Толщина боевого копья 5-6 см, длина 3-3,25 метра!
        В 13 - 14 веках. Толщина рыцарского копья переменной толщины от 6 до 10 см, длина до 3,5 метров. Плюс железная оковка, защита руки до 28 см. И противовес! Все это счастье могло весить килограммов 10 - 12!
        В 15 веке. Толщина некоторых экземпляров доходит до 12 см, длина 4 метров + оковка, щиток, противовес и наконечник!!! Кабы не под пуд веса!!! А ведь копьецо могли украсить шипами или другой фурнитурой!
        С уважением, Влад!
  4. +4
    8 сентября 2019 07:47
    Вот думаю: "мягкие породы дерева" - это с английского softwood имеется в виду?
    То есть хвойные получается?

    И какой был отбор деревьев - жерднякого возраста, когда только достигали 7 см в диаметре?
    1. +5
      8 сентября 2019 08:07
      В одной из статей этого цикла В.О. упоминал что древки турнирных копий изготавливались из тополя.
      1. +5
        8 сентября 2019 08:21
        Могли. И быстро растёт и сучков мало. Но и ломается, соответственно, быстро.
        1. +6
          8 сентября 2019 08:32
          В этом-то и суть! Речь же о турнирном оружии. "Переломить копье" - основной мэм рыцарских турниров.
  5. +4
    8 сентября 2019 08:59
    Спасибо,было очень интересно почитать,да ещё и фотографии посмотреть качественные.Жду от автора подобной статьи о русских доспехах и оружии..
  6. +5
    8 сентября 2019 09:05
    Всем камарадам,добрый день hi
    ,,,перчатки,конечно поражают и завораживают. good Вот смотрел,смотрел и прямо примерить руки тянутся smile
    1. +6
      8 сентября 2019 09:29
      Приветствую, Сергей!
      Да Вы просто "зловещий Рыцарь Като"! laughing drinks
      1. +4
        8 сентября 2019 11:33
        3x3zsave ( антон) Сегодня, 10:29

        ,,,хороший фильм good
        1. +3
          8 сентября 2019 11:47
          Увы, не смотрел request , в детстве книжка была.
      2. +5
        8 сентября 2019 12:08
        Антон, привет! Рискну пэрсонально поздравить Вас с Днём Танкиста, памятуя незабвенный здесь, среди своих "Антонов Танк" с вакханками. soldier drinks
        1. +5
          8 сентября 2019 12:38
          Морской Кот (Константин) Сегодня, 13:08
          ,,,экстремизм, нацизм, порнография belay и все в одной картинке bully
          1. +4
            8 сентября 2019 12:53
            Со всем согласен, но экстремизьм Вы мне не пришьёте! am
          2. +3
            8 сентября 2019 12:57
            Ага, надеюсь, не Анастасия сегодня модерит.
          3. +1
            23 сентября 2019 20:59
            Цитата: bubalik
            ,экстремизм, нацизм, порнография и все в одной картинке

            Сергей, вы заблуждаетесь, здесь нет ничего ни по одному пункту - экстремизма никакого вообще, ни одного нацистского символа не значится, и для порнографии недостаточное изображение. Поэтому ничего "пришить" нельзя !
            1. 0
              23 сентября 2019 21:23
              hi ,,,поздно laughing Константин,по двум пунктам признал вину belay
        2. +4
          8 сентября 2019 12:44
          Спасибо, Константин! Особенно впечатляет номер на танке и тактическая окраска! Стесняюсь спросить, с какого ЛГБТ-ресурса Вы картинку попятили? laughing drinks
          1. +4
            8 сентября 2019 12:52
            с какого ЛГБТ-ресурса Вы картинку попятили?


            Статья о новой парадной форме Бундесвера. А что, что-то не так? Смущает зодиакальный знак "Рыбы" на башне? laughing Так это не ко мне, я по гороскопу "Овен". А в люке торчит министр обороны ФРГ, очевидно. request
            1. +3
              8 сентября 2019 13:01
              Смущает гламурный цвет танка и числовой символ выше означенного сообщества.
              1. +3
                8 сентября 2019 13:16
                Что поделаешь, европейская толерантность... request
                1. +5
                  8 сентября 2019 13:24
                  И ещё.
                  "Почему мужчинам нравятся женщины в коже, лаке и латексе?
                  Потому что они пахнут новым автомобилем."
                  1. +2
                    8 сентября 2019 14:18
                    Так такие дамы нравятся только определённой категории мужчинков. wink Вы уже упоминали тут это сообщество.
  7. +6
    8 сентября 2019 11:04
    Я так понимаю, рыцарь не миновал травм в любом случае.
    Даже если и не был повержен. Толчки, удары, падение с коня, контузии от того что долбят по доспеху...
    Здоровые были ребята. Богатыри, не мы)
    Спасибо за интересный материал
    1. +7
      8 сентября 2019 14:44
      С травмами однозначно.
      Выше писал о современном рыцарском турнире.
      В Коломенском, в промежутке между конными столкновениями, рубились пешие, тоже в снаряжении для пеших турниров. Травма за травмой!
      Был поражен.
      Поразили кони - все тяжеловесы.
      Один реконструктор, сам тренер по конному спорту, имеет конюшню, из Белоруссии, сам содержит "рыцарского" коня. Как я понимаю, содержать его удовольствие совсем не дешевое.
      Кони - реальные звери, после первого удара, всадники расходятся и жду команды к бою, но кони до того возбуждаются, реально рвутся в бой, встают на дыбы.
      Сравнение с танками очень уместно.
  8. +6
    8 сентября 2019 11:52
    Друзья, всем привет и поздравления с моим праздником -- Днём Танкиста! drinks

    Вячеславу Олеговичу, как и всегда, отдельная благодарность! hi
    Статья прямо в тему к сегодняшнему дню -- мы все закованы в броню, так что и в нас, танкистах, есть что-то, не побоюсь этого слова -- рыцарское. wink
    1. +5
      8 сентября 2019 14:45
      Статья в тему!
      С днем танкиста!
  9. +6
    8 сентября 2019 12:27
    ,,,враки все это stop так,для понта доспехов наделали feel а сражались они с чудищами великими belay
    ,,,то ли рыцари маленькие или улитки большие laughing


  10. +3
    8 сентября 2019 15:20
    Цитата: Destiny
    Жду от автора подобной статьи о русских доспехах и оружии.

    Не ждите! Написать ее невозможно. Здесь была статья про русское оружие в серии статей про эпоху 1050-1350 гг. Там был список литературы. И иллюстрации. Это все, что я сумел достать. Вам что, нужна статья без интересных фото? Тогда возьмите статью Медведева 1956 и... там все есть. Ничего не устарело. Но я лично нечто такое же, как, например, этот материал про турнирные доспехи сделать просто не могу. Текст - да, пожалуй. Фото - нет. Их просто нет!
  11. +5
    8 сентября 2019 15:23
    Цитата: Коте пане Коханка
    Почитав постскриптум, немного стало грустно!

    Да, денег ни с меня, ни с редакции сайта они не попросили ни копейки!
    1. 0
      23 сентября 2019 21:01
      Цитата: kalibr
      Да, денег ни с меня, ни с редакции сайта они не попросили ни копейки!

      Ууу, какие в Австрии злобные нацисты и жадные капиталисты !
  12. +3
    8 сентября 2019 16:20
    Цитата: 3x3zsave
    Да Вы просто "зловещий Рыцарь Като"!

    Одни книги читали в детстве, Антон. Правда, я "Мио, мой Мио" сначала прочитал в журнале ПИОНЕР в 1965 году. Кажется... Или КОСТЕР? Вот, уже память начинает подводить...
    1. +2
      8 сентября 2019 19:53
      А мене Мио мой Мио в душу не вошёл! Несколько раз перечитывал, но никак.
      hi
  13. +2
    8 сентября 2019 17:43
    Отличная статья, было интересно. Маленькая поправочка - шлем называется не "салад" (брр), а "челата" - это итальянский шлем (и даже по-немецки он называется "челеде"). Такие дела.
    1. +5
      8 сентября 2019 18:23
      По немецки он называется Schaller
      По французски - salade
      Испанский - ensalada
      Встречаются так же Celate, Celata, Salet, Salett.
      A Glossary of the Construction, Decoration and Use of Arms and Armor in All Countries and in All Times.
      Такие дела.
  14. +4
    8 сентября 2019 17:47
    Цитата: 3x3zsave
    В этом-то и суть! Речь же о турнирном оружии. "Переломить копье" - основной мэм рыцарских турниров.

    и даже не просто мем. Если ничего не путаю, Генрих 8й отгрёб на турнире именно из-за копья - якобы щепка после того, как соперник его сломал, прилетела ему в глаз, ибо без шлема был. Не хотел бы оказаться на его месте.
    1. +4
      8 сентября 2019 18:10
      Не хотел бы оказаться на его месте.


      Вам это не грозит, коллега hi . Как и мне, собственно. wink
      1. +2
        8 сентября 2019 18:24
        Морской Кот
        Сегодня, 19

        ,,,против танкистов не попрешь request ,а если это ещё и "Антонов" танк belay ,все ,,,амба laughing
        ,
      2. +4
        8 сентября 2019 18:54
        Чой-то?! На квадрик, дрын под мышку и ну рязанских галахадов гнобить!!! laughing
        1. +1
          8 сентября 2019 19:06
          Ну Вы и нахал, Антон! Прямо-таки дрын под мышку! laughing У нас тут и кое-что посерьёзней найдётся. wink А вааще-та я имел в виду, что не грозит никому из нас стать "Генрихом восьмым, Яковом первым, или даже Иваном четвёртым", мы сидим на своих стульях и трон не грозит никому. request
          1. +3
            8 сентября 2019 19:20
            А я всегда говорил, что я шут, ерник и мизерабль. Нефиг мне было танк навязывать. Теперь расплачиваетесь.
            Да, так, между делом, в рязанской глубинке нашёлся ещё один трак от "арматы"? Можно на морду квадрика прицепить, чтоб встречных " беларусей" не пугался. laughing
            1. 0
              8 сентября 2019 20:07
              А Вы злопамятны как барышня, Антон. Сами сказали, что простили мне все тропические "Антоновы танки" за "публикацию" дерьмолёта с Бабой-ягой и чё, опять "почём за рыбу деньги"?
              А "беларуськи" от меня сами шарахаются, у местного главы бывшего колхоза такой же квадрик. Вот насчёт трака на морду я подумаю, хорошая мысль, надо же чем-то отличаться от местного руководства. bully
              1. +1
                8 сентября 2019 20:36
                Нет, я добрый приветливый песик, просто не люблю, когда покушаются на моё естество. У Вас, нынче, случился рецидив, ну и огребли в пределах , не превышающих закона о самообороне. Последнее, замечу отдельно! laughing
                1. +1
                  8 сентября 2019 20:43
                  Естественный вопрос о "покушении на естество": когда, где и каким образом? Про "рецидив" тоже интересно узнать, он, собственно, в чём? Ну, а насчёт "огребли", -- это не язык для общения, мы же не враги, или я ошибаюсь.
                  1. +1
                    8 сентября 2019 21:19
                    Естественно, не ошибаетесь!
                    Но я обещал, что за притягивание меня к смене ника, все причастные своё поимеют? А мой ник, я уж 15 лет с ним живу, моему младшему меньше...
                    1. +1
                      8 сентября 2019 21:26
                      Лукавите, Антон.
                      А как быть с этим:
                      Сами сказали, что простили мне все тропические "Антоновы танки" за "публикацию" дерьмолёта с Бабой-ягой

                      И ?
    2. +4
      8 сентября 2019 18:12
      Не совсем так: на турнире 1559 года погиб Генрих 2. И он был как раз в шлеме! Но обломок копья отбросил забрало, а поскольку копье разлеталось в щепки, одна из острых щепок попала ему в глаз. Ну и заражение крови и конец!
      1. +2
        8 сентября 2019 20:18
        Сам Генрих II настаивал на повторной схватке с графом Монтгомери. Вот и настоял на свою голову.

        "Через ухо, плечо и глаз
        Три короля погибли у нас.
        Через ухо, глаз и плечо
        Трёх королей у нас недочет" (с).
    3. +4
      8 сентября 2019 18:49
      Генрих II, и умер дней через десять, от сепсиса. Впрочем, как и Ричард Лвиное Сердце, за 350 лет до него.
  15. +5
    8 сентября 2019 18:14
    Цитата: Надир-шах
    "салад" (брр), а "челата"

    Салад - написание принятое в оружиеведении России. Во Франции это салле, Германии - шаллер, в Италии -челата...
  16. +4
    8 сентября 2019 18:21
    Уважаемый Антон! Сейчас в Японии новый тренд: делают модели вроде бы как мировых войн. Но... принадлежат они к параллельным реальностям!!! Экипажи... из школьниц-девочек (пишутся даже комиксы про приключения девочек фашисток из параллельного мира!), и разных там... Эмблемы на танках самые фантастические. Там свои государства свои войны... Свой камуфляж... Окраска и розовая, и голубая...Только танки... нашего времени. И под это уже выпускаются наборы декалей(!), виды раскрасок, фигурки... жаль я не читаю по японски и перевод очень труден. Но и того, что знаю... ох... фантазия без границ. Но об этом будет статья...
    1. +3
      8 сентября 2019 18:33
      Девочки-фашистки с большими глазами и необъятный бюстом... Ну и даёт Япония... Выложил бы здесь кое-что из хентая, да боюсь забанят к чертям. wassat
      1. +4
        8 сентября 2019 18:38
        Выложил бы


        ,,, такие можно feel экипаж машины боевой winked
        1. +3
          8 сентября 2019 19:26
          Сильно! Это уже Байкал?
      2. +4
        8 сентября 2019 18:39
        Будет статья ... не беспокойтесь! Хотя и не скоро.
        1. +2
          8 сентября 2019 18:41
          Ничего, потерпим! Ради такого и лишний годик покоптить небо можно. wink
      3. +4
        8 сентября 2019 19:08
        Забанят, как есть забанят!
        В " рамочках" держитесь, мессир! Здесь приличное издание, а не какой-нибудь "Фаненшел таймс"!
        1. +3
          8 сентября 2019 20:11
          Цитата: 3x3zsave
          Забанят, как есть забанят!
          В " рамочках" держитесь, мессир! Здесь приличное издание, а не какой-нибудь "Фаненшел таймс"!

          Учитывая, что первый раз нас Николаем (Микадо) забанили только за это —-

          Думаю, мы все влипли!!!
          Так, надо начинать напевать -
          «Врагу не сдается наш гордый Варяг!
          Пощады никто не желает!»
          1. +1
            8 сентября 2019 20:24
            Господииии... А здесь-то за ЧТО ?
            1. +3
              8 сентября 2019 20:31
              Морской Кот
              Сегодня, 21:24

              ,,,намёк на сказку "Три толстяка", где рассказывается о революции, поднятой бедняками против богачей в стране. bully
            2. +4
              8 сентября 2019 20:42
              Цитата: Морской Кот
              Господииии... А здесь-то за ЧТО ?

              Это страшная тайна! Которую никто не знает!!!
              Самое интересное, что картинку Доктора, на которой пёс делает рыжему коту клизму оставили. Так что выводы делайте сами!!!
              1. +1
                8 сентября 2019 21:16
                Выводы уже присутствуют, но озвучивать не буду. Страшноватенько, да и ночь на дворе...
              2. +3
                8 сентября 2019 21:31
                Блин, вот и Доктор стал артефактом! Мы часто ссылаемся на него, ещё никто не спрашивал:" А кто это?!"
                1. +3
                  8 сентября 2019 21:38
                  ,,а кто это, "Доктор"?
                  1. +4
                    8 сентября 2019 22:03
                    Никнейм "avva2012", не забанили, просто ушёл.
          2. +3
            8 сентября 2019 21:26
            Влад! Я знаю за что вас забанили. Меня забанят за другое, наверно...
        2. +2
          8 сентября 2019 20:22
          Согласен -- "Это Вам не как либо что, а что либо как!" (С)
    2. +2
      8 сентября 2019 19:02
      Обалдеть! Я вообще-то стараюсь быть в курсе всяких нонконформистских культурных явлений, но это как-то пропустил. Очень интересно! Буду ждать материал. Только маякните, пожалуйста, а то "запара" по работе.
      1. +3
        8 сентября 2019 19:33
        Антон! Маякну, но не скоро! Сейчас на модерации 6 материалов и еще 8 у меня в архиве. И пишу я сейчас не не эту тему. Так что запарка Ваша может закончиться. И потом, Вы же не получаете японские журналы, а я получаю каждый месяц. Отсюда и "все дела".
        1. +3
          8 сентября 2019 19:48
          Да, пусть так, Вячеслав Олегович! Лишь бы не было "хомячков"! Понимаете, пусть я не согласен с Вами в некоторых оценках нашего недавнего общего прошлого, но, это " детский сад". "Давайте поставим Славика в угол, за то, что он сказал, что Дед Мороз не настоящий"
  17. +2
    8 сентября 2019 18:55
    Цитата: Морской Кот
    Не хотел бы оказаться на его месте.


    Вам это не грозит, коллега hi . Как и мне, собственно. wink

    грустно, да? :D с другой стороны, мне и сами бугурты не особо интересны, а вот поучиться фехтованию мысль есть. И всяко лучше, чем на турнире копьём в рыло :D
    1. +2
      8 сентября 2019 19:55
      Как сказал парень по имени Овод (примерная цитата): "... Не мир принёс, но меч", но я предпочитаю пистолеты !"
      Тут я с ним где-то согласен, пистолет в любом случае лучше "мёртвого" железа. Хотя это моё сугубо личное мнение и я на нём не настаиваю.
      1. +3
        8 сентября 2019 22:20
        "Cz 75" на 25 метрах - отличная вещь! Кто-то скажет, что "Глок" лучше, но я предпочитаю "чеха"!
        1. +2
          8 сентября 2019 22:35
          Наш доктор, Людовед и Душелюб, естественно скажет, что "Глок" самый лучший. Я лично предпочитаю Р.38, но тут, как говорится, каждому своё. "Кто любит арбуз, а кто свиной хрящик" (С)
          А "чех", кстати, он из того же Джона Мозеса народившись, да и "Глок" тоже...
    2. +4
      8 сентября 2019 20:00
      Поучиться историческому фехехтованию!?
      Там, абзац, как все сложно! Мне , во втором поединке нос сломали. Моим щитом. Вы готовы?
  18. +1
    8 сентября 2019 18:56
    Цитата: Undecim
    По немецки он называется Schaller
    По французски - salade
    Испанский - ensalada
    Встречаются так же Celate, Celata, Salet, Salett.
    A Glossary of the Construction, Decoration and Use of Arms and Armor in All Countries and in All Times.
    Такие дела.

    это неверно, разные вещи. Так как это итальянский, он называется "celata / celate", челата. Немцы его называют "tschelede", челеде. Как его называют лягушатники и гишпанцы, вообще значения не имеет, так как у них его толком и не было никогда.
    1. +3
      8 сентября 2019 19:29
      Это не разные вещи.Это одно и то же. Как и то, что по английски salad. И покажите, где его немцы сегодня называют челеде.
      А по поводу "tschelede" и Schaller, почитайте классику, чтоб не дезориентировать публику.
      Например - Oakeshott Ewart. European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution.
      1. +2
        9 сентября 2019 14:05
        ...рискну предположить recourse ,что на немецком языке итальянское «celata» извечно транскрибировалось в виде немецкого «tschelede», но позже мало-помалу заслужило нынешний облик немецкого «schaller».


        European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution
        1. +4
          9 сентября 2019 14:10
          Тут и предполагать нечего, у Окшотта об этом прямо написано.
          1. +3
            9 сентября 2019 20:17

            Я даже не помню Урал это или Днепр! По сути разница минимальна! Но все равно красавец!!!
            1. +3
              9 сентября 2019 20:33
              Урал это или Днепр!
              ,,,а если оба не они? tongue
              1. +4
                10 сентября 2019 04:33
                Уважаемый Сергей, я родом с Урала и в моем городке Днепров сроду не бывало! Возможно, что Ирбит и Ижевск были под боком! Улыбнулся из детских впечатлений самый «клевый мотоцикл» - Тула!
                hi
                1. +1
                  10 сентября 2019 09:22
                  Коте пане Коханка (Владислав)
                  hi
                  Улыбнулся из детских впечатлений самый «клевый мотоцикл» - Тула!
                  ...а я на таком гонял lol
            2. +3
              9 сентября 2019 21:48
              Судя по маятниковой короткорычажной вилке переднего колеса и маятниковой длиннорычажной - заднего - это не Днепр и не Урал, а первые К-750 1958 года Киевского мотоциклетного завода.
              1. +3
                10 сентября 2019 04:35
                Ну значит, я интуитивно Виктор Николаевич Вам угодил!
                Эко наугад и Вашего земляка!
                А вот это точно мой!

    2. +4
      8 сентября 2019 19:33
      Предполагаю сразу: замучаетесь бодаться с Виктором Николаевичем, хотя мне, в какой-то мере это удалось. С тех пор, я уважаем, безмерно уважаемым мной, человеком.
      Удачи!
      1. +6
        8 сентября 2019 20:20
        Зачем со мной бодаться. Просто надо выложить источник, где немецкий Schaller называется tschelede.

        Deutsche Schaller auf Dürers Ritter, Tod und Teufel (1513).
        Вот когда в тексте вместо Schaller будет tschelede - продолжим дискуссию.
        1. +2
          8 сентября 2019 20:26
          Антон здесь завуалированно намекает на рога. Интересно на чьи...? laughing
          1. +2
            8 сентября 2019 20:44
            Это не рога, это бивни!
            "Не всё, что торчит снаружи, имеет рпликативную функцию, иногда это датчик астероидной опасности" ( это уже моё)
            1. +2
              8 сентября 2019 20:48
              Могу себе представить бодающихся моржей, забавное зрелище. laughing
              1. +2
                8 сентября 2019 20:54
                ,,,во good и танк снесет наверно belayлегкий what
                У Вячеслав Олеговича узнать бы только, что за шлем и доспехи на чуде заморском lol
                1. +1
                  8 сентября 2019 21:10
                  Эт точно! Уж японский времён последней большой войны наверняка. laughing
                2. +4
                  8 сентября 2019 22:06
                  Это новодел. Современная реплика брони боевого слона. Находится в британском музее Stratford Armouries. В музее есть большая экспозиция военных трофеев из Индии, в частности - захваченных в войнах с Типу Султаном, правителем индийского государства Майсур со столицей в Серингапатаме. Так что корни этого экспоната в Индии.
              2. +2
                8 сентября 2019 21:03
                Какие моржи? У моржей не бивень, у моржей - клык. Я про мамонтов! Слабеете, Константин, моя "калина" круче Вашего "ямайского танка" (надо только масло поменять)
                1. +2
                  8 сентября 2019 21:14
                  У моржей всё-таки бивень.
                  Я про мамонтов!
                  А вот это сильно! Я полагаю, что Вик Николаич "прогиб" оценит. good
                  Кстати, о танках -- он скорее Ваш, чем мой, я тут так, на подхвате, идею развил. request
          2. +3
            8 сентября 2019 21:11
            Бодаться можно и без рогов, а для того, чтобы носить рога, не обязательно бодаться.
            1. +1
              8 сентября 2019 21:20
              Исключительно верное замечание. Сразу вспомнился фильм "Развод по итальянски". laughing
              1. +2
                8 сентября 2019 22:52
                А кто то минус поставил. Не иначе - рогоносец.
                1. +3
                  8 сентября 2019 23:00
                  Бог шельму метит, в данном случае рогами. Вот и у нас к ночи хомячки наползли. А Вы, Вик, слишком много знаете, а они этого не любят, им это очень обидно, вот и подминусячивают втихаря. Вам пустячок, а им приятно.
                  " Я ведь не из зависти, я так, ради справедливости и только." (С)
                  Людские слабости, это так понятно... Как на коммунальной кухне плюнуть в кастрюлю соседу. Это неистребимо пока существует племя двуногих. drinks
                  1. +3
                    8 сентября 2019 23:02
                    Да уж - хомячок - рогоносец - это нечто. Можно только посочувствовать.
                    1. +3
                      8 сентября 2019 23:08
                      Самое искреннее сочувствие ко всем грызунам проявляет мой кот Лаки -- он их просто давит на месте, чтобы бедолаги не мучались и не смущали зоологов своими рогами. laughing

                      Высылаю оригинальный портрет. smile
                      1. +4
                        8 сентября 2019 23:26
                        Это не кот - это уже котяра!
                      2. +3
                        8 сентября 2019 23:45
                        Бандит и военный преступник, даром что ли зовут его Лаки Лучно. smile
                      3. +1
                        9 сентября 2019 20:20
                        Ваш кот великолепен!
                      4. 0
                        9 сентября 2019 22:32
                        Спасибо, Вячеслав, сейчас пойду и передам ему Ваши слова. smile
        2. +3
          8 сентября 2019 21:06
          Да уж, тем более, что гравюра Дюрера, а он разбирался в этом, сделал немало эскизов для оформления доспехов.
  19. +2
    8 сентября 2019 19:34
    Цитата: Морской Кот
    Ради такого и лишний годик

    Год ждать не придется. Месяц - не больше!
  20. +1
    8 сентября 2019 20:56
    Цитата: Морской Кот
    Как сказал парень по имени Овод (примерная цитата): "... Не мир принёс, но меч", но я предпочитаю пистолеты !"
    Тут я с ним где-то согласен, пистолет в любом случае лучше "мёртвого" железа. Хотя это моё сугубо личное мнение и я на нём не настаиваю.

    с одной стороны - да. С другой, на ближней дистанции, если рукопашник добрался до противника, он не оставит ему шансов, поэтому я бы сказал, что комбинация "пистолет+меч" будет наилучшим выбором.
    1. +2
      8 сентября 2019 21:04
      В Коллекции Тауэра есть меч Генриха 8 - комбинация меча с пистолетом. Но скорее всего она ни раз не употреблялась в бою и рассматривалась как диковинка!
      1. +1
        8 сентября 2019 22:47
        Про меч с пистолетом ещё не слышал. С палашом, даже с боевым топориком -- пожалуйста, но с мечом в первый раз.
        1. +3
          8 сентября 2019 23:25
          В 2009 году в Тауэре открыли выставку к 500-летию восшествия на престол Генриха VIII. Выставка занимала три этажа оружия, доспехов и частей военной техники, связанных с Генрихом VIII. Но меча с пистолетом там не было. Была булава с пистолетом.

          С ней Генрих, по преданию, ходил по улицам Лондона.
          Ошибся, видно, Вячеслав Олегович.
          1. +1
            8 сентября 2019 23:43
            А он не трёхствольный, случайно. Очень похоже. Жаль нет фотографии булавы полностью и не видно замка. Что там работало за спуск?
            1. +4
              9 сентября 2019 00:09

              Трехствольный. Замков, как таковых нет. Ручной поджиг, как в примитивном самопале.
              1. +4
                9 сентября 2019 00:12
                Есть четырехствольный вариант.

                Хорошо видно затравочное отверстие.
                1. +1
                  9 сентября 2019 00:34
                  Значит пуляет залпом, хоть один ствол да сработает. Ну и война была раньше... Ведь пуля из такого самопала и кожаный колет пробить вряд ли сможет, зато шуму и дыму...
    2. +2
      8 сентября 2019 21:06
      В одной книге Андрея Круза прочитал такую эпитафию "рукопашникам" : " Самого продвинутого рукопашника в нашей бригаде уложила на два месяца на больничную койку тринадцатилетняя девчонка, которая знала где отец прячет свой автомат." Такие дела... smile
  21. +1
    8 сентября 2019 20:58
    Цитата: 3x3zsave
    Поучиться историческому фехехтованию!?
    Там, абзац, как все сложно! Мне , во втором поединке нос сломали. Моим щитом. Вы готовы?

    :D к сломанному носу - вряд ли. :D но вообще знаю несколько секций, там новичкам, чтобы не травмировать, дают бутафорские предметы, а если уж человек решился играть по-настоящему - ну кто ж ему тогда судья?впрочем, я понимаю, что можно огрести и всё такое, так что, если всё-таки этим займусь, постараюсь пережить как-нибудь :D
  22. +1
    8 сентября 2019 21:10
    Это он так в кинофильме сказал! Обожаю эту фразу и тот старый советский фильм.
  23. +2
    8 сентября 2019 21:22
    Цитата: 3x3zsave
    "Давайте поставим Славика в угол, за то, что он сказал, что Дед Мороз не настоящий"

    Вот за что, я кстати, люблю комментарии в английских журналах - не скажу на сайтах - глупых, как и у нас пустили к компьютерам, - а вот в журналах... Там как вышла статья, так потом начинается: Сегодня с большой радостью прочитал материал... спасибо автору, что дал возможность познакомиться, потратил свое время... интересно написано... но меня удивило, почему уважаемый автор ограничился приведением только таких фактов, почему не использовал монографию... ссылку на статью в журнале, нет данных по... таким образом выводы представляют легковесными... " Вот так! А у нас - "Мне не нравится! Автор -! И преподавал историю КПСС... и японский/английский шпион, и ест гранты, и надо проверить на какие деньги он ездит за границу... А где про статью-то? Про ссылки на воспоминания Крупской, на архив МО, на ... на... хотя бы на журнал Вопросы истории. В лучшем случае, лучшем - ссылки на "ливжурнал" или опять же ВО. Мне лично это смешно. Уж лучше бы сразу в пензенское ФСБ писали. Там есть и мои бывшие студенты и просто знакомые - пусть посмеются... Поэтому, Антон, я даже и внимания на это не обращаю. Отвечаю лишь для того, чтобы от авторов шли клики. Это всегда полезно для сайта и дело-то не трудное. Вы же знаете кому палец покажешь и...Так вот и здесь. А мнения... пусть разные, люди умирали за то, чтобы люди могли их свободно высказывать. Единомыслие - худшее из общественных зол!
    1. +2
      8 сентября 2019 21:53
      Мне интересно, я в этом списке вхожу в число статистической погрешности?
  24. +1
    8 сентября 2019 21:30
    Цитата: Коте пане Коханка
    А мене Мио мой Мио в душу не вошёл! Несколько раз перечитывал, но никак.

    Вы когда читали и во сколько лет? Моя внучка тоже сказала: страшно и глупо.
    1. +2
      8 сентября 2019 21:56
      Единственный политический памфлет от Линдгрен, и тот весьма спорный.
  25. +4
    8 сентября 2019 21:40
    Забавное... Еду по Франции к замку Каркассон. Попросил гида уступить место и рассказать "про рыцарей". Гид Аня оказалась умной, чиниться местом не стала и сама меня с удовольствием послушала. Но... подходит после моей лекции одна туристка и говорит, что мой рассказ полностью перевернул ее знания. Что она ездит каждый год и из рассказов гидов она узнала, что рыцари все надобности делали в доспехах, их не снимая, и в таком печальном виде садились на коня и ехали и сражались, а мечи у них весили по 15 и более кг. Вот кто и где такое рассказывает и откуда берет? Узнал бы - уши оборвал вместе с языками. Кстати, вышел новый учебник истории России для 6 класса. И опять... рыцари клином, внутри пехота в латах с топорами... и все утонули (Ледовое побоище). А ведь во всех летописях, во всех союзники ордена ЧУДЬ - ЧУДЬ. Откуда у чуди латы и топоры. Еще топоры ладно... но латы. И латы в 1242 году!!! Ну вот что с ними делать?
    1. +3
      8 сентября 2019 21:46
      - уши оборвал вместе с языками.
      ,,,а уши то зачем? lol чтобы "лапша" не висела?
      1. +3
        9 сентября 2019 06:16
        Действительно! Уши можно оставить! Языки... того и по пальцам молотком!
    2. +3
      8 сентября 2019 22:44
      Да ничего не нужно, Олегыч, сами подохнут. Их ведь не переделаешь, а руки о них марать не стОит, другие из пещер выползут, это неистребимое племя. К сожалению. request
  26. +1
    8 сентября 2019 23:37
    Цитата: kalibr
    В Коллекции Тауэра есть меч Генриха 8 - комбинация меча с пистолетом. Но скорее всего она ни раз не употреблялась в бою и рассматривалась как диковинка!

    наверняка (хотя, конечно, кто знает, но всё же я тоже думаю, что не применялась в бою). С другой стороны, ружья с байонетами / штыками -практически оно самое. Особенно когда клинки вставляли в дуло.
  27. +2
    8 сентября 2019 23:38
    Цитата: Морской Кот
    Про меч с пистолетом ещё не слышал. С палашом, даже с боевым топориком -- пожалуйста, но с мечом в первый раз.

    я не конкретно, а в целом, как комбинация (лично я бы предпочёл шамшир даже). Да и то, на самом деле можно вспомнить, что пистолет и сабля / шпага были стандартом для офицеров долгое время, даже когда уже и рукопашных отрядов-то не осталось.
  28. +2
    9 сентября 2019 06:13
    Это музей в Балтиморе, если не ошибаюсь,.Музей Хиггинса. Но он сейчас закрыт.
  29. +2
    9 сентября 2019 06:14
    Цитата: 3x3zsave
    Мне интересно, я в этом списке вхожу в число статистической погрешности?

    Вы входите в 20%
  30. +2
    9 сентября 2019 06:20
    Про выставку не знаю. Знаю про опись. В какой-то из моих книг даже ссылка есть... Могу посмотреть.
  31. +2
    9 сентября 2019 06:25
    Цитата: Морской Кот
    Высылаю оригинальный портрет.

    И вам - моя Барся, для знакомства. Вчера на даче установила рекорд. Поймала 8 мышей и всем откусила головы!
    1. 0
      10 сентября 2019 15:12
      Это она на крыше своего личного домика? "Богато живут люди"! У моего личный рекорд -- бой со здоровенной крысой, победа за нами, но подрала она коту физиономию крепко, лечили потом.)))
  32. +1
    9 сентября 2019 13:29
    Нет, по очереди. Поворачиваешь, сдвигаешь крышку и подносишь фитиль...
    1. +1
      10 сентября 2019 15:14
      Интересные тогда были бои, можно было спокойно "передвигать крышечки и подносить фитили" не рискуя тут же быть зарезанным напрочь.
      1. +1
        11 сентября 2019 15:28
        Мало того, можно было выехать из боя... посидеть у шатра, поесть, попить и опять в дело. А можно было... увести свой отряд из боя без объяснений.
        1. 0
          11 сентября 2019 15:41
          увести свой отряд из боя без объяснений.


          А вот это мне особо понравилось, надоело -- так и пошло оно всё лесом! laughing

          Вячеслав, а когда от Вас опять будет что-нибудь вкусненькое? Ну сплошь тоска зелёная, ничего интересного. drinks
        2. 0
          23 сентября 2019 21:12
          Цитата: kalibr
          Мало того, можно было выехать из боя... посидеть у шатра, поесть, попить и опять в дело. А можно было... увести свой отряд из боя без объяснений.

          Это да. Можно было ещё рыцарю выпить и отдохнуть за стеной пехоты, которая оберегает его покой от тех, с кем он только что сражался. Но вот за самовольный вывод отряда из битвы - если командующий оказался победителем в итоге - можно было бы даже высокородному дворянину оказаться на плахе, а если его армия проиграла - то он красавец, типа перешёл в стан победителей в ходе боя.
  33. +1
    11 сентября 2019 15:30
    Цитата: Морской Кот
    Это она на крыше своего личного домика? "Богато живут люди"!

    Ха-ха! Нет. Это она на крыше кукольного домика моей внучки. Просто она любит лежать высоко.
  34. 0
    12 сентября 2019 20:52
    Цитата: Морской Кот
    Вячеслав, а когда от Вас опять будет что-нибудь вкусненькое? Ну сплошь тоска зелёная, ничего интересного.

    А что Вас интересует конкретно?
  35. 0
    23 сентября 2019 21:02
    Цитата: Ратник2015
    Ууу, какие в Австрии злобные нацисты и жадные капиталисты !

    ?????????????????????????????????????