Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата
По правилам гештеха рыцари после каждого столкновения осаживали своих коней и возвращались на то место, с которого они начинали атаку, то есть разъезжались. Здесь они какое-то время отдыхали, а оруженосцы в это время могли поправить им амуницию и дать новое копье. На все это уходило время, и зрители начинали откровенно скучать. Теперь на скуку на турнире времени просто не оставалось! Суть реннена была в том, что рыцари разгоняли коней, сталкивались между собой, «преломляли копья», затем поворачивали лошадей и что есть духу скакали на свой конец ристалища, где «на ходу» брали новые копья и вновь мчались в атаку на своего противника. Таких наездов могло быть три и даже больше. Вот от этих-то многочисленных «заездов» эту разновидность турнира «скачками» и назвали!
Причем под новые правила был создан и новый доспех. И если прежний штехцойг вел свое происхождение от доспехов со шлемами топфхельм, то новый реннцойг, во-первых, был создан на основе классических германских готических доспехов XV века, а во-вторых, шлемом для него стал салад (саллет). Шлем без забрала, но имевший смотровую щель. Понадобилось это затем, чтобы обеспечить бойца лучшим притоком воздуха и дать ему больший обзор. Ведь такой шлем можно было легко сдвинуть на затылок, и так в нем и ходить, не снимая, и лишь при необходимости опустить на лицо.
При этом лобная часть турнирного салада была упрочнена, и на нем были предусмотрены крепления для самого простого украшения - султана из перьев, заменившего прежние сложные раскрашенные фигуры из дерева, гипса и папье-маше. Кираса спереди, как и у штейхцойга, имела копейный крюк, а сзади - кронштейн с упором для копья. Но так как салад нижнюю часть лица не защищал, к кирасе был прикреплен металлический подбородник. К поясу кирасы присоединялась «юбка» из подвижных полос, которая переходила в такие же пластинчатые подвижные набедренники. Спина кирасы имела такие большие вырезы, что своей формой походила на крест. «Юбка» опиралась нижним концом о седло, как и в штехцойге.
К реннцойгу был придуман и особый тарч или реннтарч. Делали его из дерева и обтягивали бычьей кожей черного цвета с железными оковками по краям. Он плотно прилегал к телу, повторяя форму груди и левого плеча всадника, и лишь в самом низу был несколько выгнут вперед. Размер его зависел от разновидности состязания. В «точном» реннене и бундреннене он был размером от шеи до пояса, а в «жестком» реннене — от смотровой щели на шлеме и до середины бедра. Было в обычае обтягивать его тканью с геральдическими эмблемами владельца либо узором, аналогичным узорам на попоне его коня.
Новым стало и копье, которое стали использовать в реннене. Оно было легче старого, применявшего в сшибке коней с места, и выделывалось из мягких пород дерева. Дина его составляла 380 см, диаметр 7 см, а вес примерно 14 кг. Причем наконечник стали делать острым, а не тупым. Защитный щиток, который раньше был просто диском воронкообразной формы, теперь стал еще больше, приобрел вычурные очертания, и теперь, будучи надет на древко копья, закрывал уже всю правую руку поединщика, начиная от запястья и до самого плеча. Управлял им рыцарь при помощи крюка на его внутренней стороне, наводя таким образом копье на цель.
В XV и XVI веков появился и усовершенствованный вид полевого турнира, имитировавший, как и раньше, сражение двух противоборствующих рыцарских отрядов. Как и прежде, конные рыцари на ристалище строились в линейном порядке и нападали друг на друга по команде. Главное отличие теперь заключалось в доспехах, претерпевших со временем сильное изменение. До этого рыцари пользовались обычными боевыми доспехами с той только разницей, что к ним дополнительно привинчивали подбородники, доходящие до смотровой щели на шлеме, а также, при желании, гард-бра – дополнительное усиление левого наплечника. Турнирный доспех отличался от боевого только тем, что верхняя кромка его нагрудника не имела утолщения, а на кирасе были 2—3 отверстия для винтов, с помощью которых крепился подбородник. Турнирное копье было похоже на боевое, только несколько короче, толще, и с наконечником удлиненной формы.
Теперь для турниров штехен и реннен стали использовать одинаковое, причем специально созданное для них конское снаряжение. Другими стали и форма седел, и поводья, которые теперь представляли собой обыкновенные пеньковые веревки, обшитые лентами одинаковой расцветки с конской попоной. Случалась, правда, что такие поводья рвались, и тогда всадник погонял своего коня при помощи копья.
Шаффрон от рыцарского гарнитура Отто Генриха, будущего курфюрста Пфальца. Отделка шаффрона всегда соответствовала отделке самого доспеха и всей остальной конской брони. всегда соответствует одной и той же броне. Поскольку гарнитур был сделан в стиле «максимилиановских», то есть рифленых доспехов, то аналогичным образом рифленым был сделан и этот налобник. Шаффрон был украшен гравированной листвой, цветами, изображениями мифических существ и трофеями, которые выполнил гравер из Аугсбурга Даниэлем Хопфером, а фигура медведя на лбу намекала на девиз принца: «MDZ» («Со временем»), а также дату 1516 года. На оборотной стороне видны латинские цифры "XXIII", которые могут означать дату – 1523 г. Какая вернее - неизвестно. Экспонируется в зале №3. Владелец: Отто Генрих сын Рупрехта Пфальца (1502 - 1559). Изготовитель: Кольман Хельмшмид (1471 - 1532 гг., Аугсбург). Гравер: Даниэль Хопфер (1471 – 1536 гг., Аугсбург)
Коня целиком покрывали кожаной попоной, поверх которой надевали такую же, но сшитую из полотна. Попоны закрывали круп, шею и голову лошади до самых ноздрей. Морда лошади защищалась стальным налобником, нередко слепым, то есть без отверстий для глаз. Это была мера предосторожности на случай непредсказуемого поведения коня после столкновения двух всадников. Интересно, что подобные налобники-шаффроны без смотровых отверстий появились задолго до появления турнира реннен. Самый ранний можно увидеть на гербовой печати Иоанна I Лотарингского, датируемой примерно 1367 годом.
Кстати, тот же самый гештех по-прежнему пользовался популярностью, но появились его разновидности. Основных видов гештеха было три: турнир «высоких седел», «общенемецкий» и «закованных в броню».
Для участия в reштехе «высоких седел» рыцарь одевался в штехцойг. Ноги его при этом защищали латы, но были обуты в низкие кожаные башмаки из толстой кожи с войлочными подкладками в носках и на лодыжках. Эти же башмаки использовали и участники реннена, поскольку защита ног им в этом виде турнира не требовалась. Главным отличием этого поединка от всех прочих, как это явствует из самого его названия, было седло с высокими луками, похожее на то, которое использовалось на турнире на булавах. Передние луки из дерева были обшиты по краям металлом и были настолько высоки, что доходили всаднику до груди и вдобавок закрывали ему еще и обе ноги. Седло буквально охватывало туловище всадника так, что выпасть из него он не мог ни при каких обстоятельствах. Боле того на его передней луке у некоторых таких седел имелся поручень, за который можно было схватиться, если всадник терял равновесие от удара копьем. Лошадь облачалась в попону и глухой налобник из стали. Цель поединка состояла в том, чтобы сломать свое копье о щит противника.
«Общенемецкий» гештех отличался тем, что всадник был одет в штехцойг, но ноги его броней не защищались, кожаной попоной у лошади была закрыта лишь холка, а седло не имело задней луки. Император Максимилиан I, с целью лучшей защиты животного рекомендовал надевать ему на грудь своеобразный нагрудник — подушку из грубого полотна, набитую соломой. Держалась подушка ремнями, проведенными под передней лукой седла. Накидка, то есть та же попона, только лишь из ткани для коня была обязательной. Цель поединка — сбросить противника с коня точным ударом копья о его тарч, вот почему задняя лука не седле и отсутствовала!
Гештех «закованных в броню» от двух предыдущих видов гештеха отличался тем, что рыцарь также носил на ногах латы, защищающие их от ударов. То есть металла на сражающихся было несколько больше, только и всего. Седла – такие же, как и в «общенемецком» гештехе. Победителем объявлялся тот, кому удавалось сломать свое копье о тарч противника, или же выбить его из седла.
Для итальянского поединка старого типа всаднику следовало надеть итальянский доспех или немецкий штехцойг. Шаффрон мог быть и не глухим. В этом случае глаза у коня защищались прочной стальной сеткой. Впрочем, главное отличие итальянского реннена от всех остальных заключалось не в снаряжении сражающихся, а в том, что всадников разделал деревянный барьер. Рыцари, участники турнира, сшибались, повернувшись к барьеру левым боком, поэтому копье ударялось о тарч под углом и его удар был не таким сильным, а главное - кони поединщиков при этом столкнуться ну никак не могли.
Большой популярностью примерно около 1550 года и в Австрии, и в восточной Германии стал пользоваться так называемый «венгерский турнир», который, вдобавок к схватке, представлял собой еще и костюмированный маскарад. На венгерских турнирах, которые провели в этом же году эрцгерцог Фердинанд Тирольский в Чехии и курфюрст Август I в Дрездене, новым было лишь применение венгерских тарчей вместо немецких, да венгерских сабель, служивших, впрочем, не для боя, а для украшения. Собственно, и правил в это время на этих турнирах никто пока что еще не изменял. Но зато потом, поверх доспехов на них стали надевать самые что ни на есть фантастические одежды. Ну а сам реннен в разное время и в разных местах просто претерпел массу всяческих изменений, так велика была тяга рыцарства к разнообразию. Так, в таком авторитетном документе, как книга «Френдаль» (ок. 1480 г.), сообщалось, что существовали такие виды турниры реннен, как: «механический» реннен; «точный» реннен; бунд-реннен; «жесткий» реннен; «смешанный» реннен, который назывался также «реннен с корончатым копьем»; а также «полевой» реннен. Но обо всех этих турнирных излишествах рассказ будет продолжен в следующий раз.
Р.S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.
Продолжение следует…
Информация