Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата

Рыцари и доспехи. Так уж устроены люди, что старое, даже и хорошее, периодическим им надоедает, и они требует для себя новизны. Все это же самое имело место и на рыцарских турнирах. Именно так к началу XV века в Германии и родился новый вид конного поединка на копьях, который со временем стал очень популярен. Он получил название реннен, то есть — «скачки». Придумал его вроде бы маркграф Альберхт Бранденбургский, бывший большим любителем всевозможных военных игрищ. Цель поединка оставалась вроде бы все та же - «преломить копье» о тарч противника или же выбить оного из седла, но теперь важным делом стало искусство управления конем, поэтому разовый поединок теперь превратился в серию дуэлей, проходивших на всем скаку. При этом израсходованные на «преломление» копья следовало заменять «на ходу».


Вход в здание Венской оружейной палаты дворца Ховбург.



По правилам гештеха рыцари после каждого столкновения осаживали своих коней и возвращались на то место, с которого они начинали атаку, то есть разъезжались. Здесь они какое-то время отдыхали, а оруженосцы в это время могли поправить им амуницию и дать новое копье. На все это уходило время, и зрители начинали откровенно скучать. Теперь на скуку на турнире времени просто не оставалось! Суть реннена была в том, что рыцари разгоняли коней, сталкивались между собой, «преломляли копья», затем поворачивали лошадей и что есть духу скакали на свой конец ристалища, где «на ходу» брали новые копья и вновь мчались в атаку на своего противника. Таких наездов могло быть три и даже больше. Вот от этих-то многочисленных «заездов» эту разновидность турнира «скачками» и назвали!


Доспех реннцойг для реннена. Принадлежал Филиппу I, сыну Максимилиана I (1478 - 1506). Ногу закрывает дильже.


Причем под новые правила был создан и новый доспех. И если прежний штехцойг вел свое происхождение от доспехов со шлемами топфхельм, то новый реннцойг, во-первых, был создан на основе классических германских готических доспехов XV века, а во-вторых, шлемом для него стал салад (саллет). Шлем без забрала, но имевший смотровую щель. Понадобилось это затем, чтобы обеспечить бойца лучшим притоком воздуха и дать ему больший обзор. Ведь такой шлем можно было легко сдвинуть на затылок, и так в нем и ходить, не снимая, и лишь при необходимости опустить на лицо.

Доспехи для «скачек». Венская оружейная палата

Шлем салад. Нюрнберг, конец XV в.


При этом лобная часть турнирного салада была упрочнена, и на нем были предусмотрены крепления для самого простого украшения - султана из перьев, заменившего прежние сложные раскрашенные фигуры из дерева, гипса и папье-маше. Кираса спереди, как и у штейхцойга, имела копейный крюк, а сзади - кронштейн с упором для копья. Но так как салад нижнюю часть лица не защищал, к кирасе был прикреплен металлический подбородник. К поясу кирасы присоединялась «юбка» из подвижных полос, которая переходила в такие же пластинчатые подвижные набедренники. Спина кирасы имела такие большие вырезы, что своей формой походила на крест. «Юбка» опиралась нижним концом о седло, как и в штехцойге.


Доспех курфюрста Иоганна Сона (1468 - 1532). Мастер: Маттес Дойч, (1485 - 1495). Изготовлен в 1498 г. Внизу наконечник турнирного копья. На этом фото хорошо виден крюк, прикрепленный к кирасе и служивший для удержания массивного турнирного копья. Обратите внимание, что шлем у этого доспеха – салад. Кроме того, доспех не доукомплектован. Отсутствует защита для левой руки и нагрудный тарч. Левую ногу закрывает дильже.


К реннцойгу был придуман и особый тарч или реннтарч. Делали его из дерева и обтягивали бычьей кожей черного цвета с железными оковками по краям. Он плотно прилегал к телу, повторяя форму груди и левого плеча всадника, и лишь в самом низу был несколько выгнут вперед. Размер его зависел от разновидности состязания. В «точном» реннене и бундреннене он был размером от шеи до пояса, а в «жестком» реннене — от смотровой щели на шлеме и до середины бедра. Было в обычае обтягивать его тканью с геральдическими эмблемами владельца либо узором, аналогичным узорам на попоне его коня.


Полное турнирное снаряжение рыцаря, участника реннена. На голове коня –«слепой шаффрон».


Новым стало и копье, которое стали использовать в реннене. Оно было легче старого, применявшего в сшибке коней с места, и выделывалось из мягких пород дерева. Дина его составляла 380 см, диаметр 7 см, а вес примерно 14 кг. Причем наконечник стали делать острым, а не тупым. Защитный щиток, который раньше был просто диском воронкообразной формы, теперь стал еще больше, приобрел вычурные очертания, и теперь, будучи надет на древко копья, закрывал уже всю правую руку поединщика, начиная от запястья и до самого плеча. Управлял им рыцарь при помощи крюка на его внутренней стороне, наводя таким образом копье на цель.



Подшлемник был таким же, как и у штехцойга, и удерживался на голове ремнями. Для защиты запястья обеих рук могли использоваться кожаные или металлические наручи, длиной от кисти и до локтя. В данном случае перед нами подшлемник императора Максимилиана I.



Латные перчатки императора Максимилиана I. Естественно, что носил он их с боевыми, а не турнирными доспехами, где они ему вовсе не требовались. Здесь они показаны как образец мастерства тогдашних оружейников.


В XV и XVI веков появился и усовершенствованный вид полевого турнира, имитировавший, как и раньше, сражение двух противоборствующих рыцарских отрядов. Как и прежде, конные рыцари на ристалище строились в линейном порядке и нападали друг на друга по команде. Главное отличие теперь заключалось в доспехах, претерпевших со временем сильное изменение. До этого рыцари пользовались обычными боевыми доспехами с той только разницей, что к ним дополнительно привинчивали подбородники, доходящие до смотровой щели на шлеме, а также, при желании, гард-бра – дополнительное усиление левого наплечника. Турнирный доспех отличался от боевого только тем, что верхняя кромка его нагрудника не имела утолщения, а на кирасе были 2—3 отверстия для винтов, с помощью которых крепился подбородник. Турнирное копье было похоже на боевое, только несколько короче, толще, и с наконечником удлиненной формы.

Теперь для турниров штехен и реннен стали использовать одинаковое, причем специально созданное для них конское снаряжение. Другими стали и форма седел, и поводья, которые теперь представляли собой обыкновенные пеньковые веревки, обшитые лентами одинаковой расцветки с конской попоной. Случалась, правда, что такие поводья рвались, и тогда всадник погонял своего коня при помощи копья.


Шаффрон от рыцарского гарнитура Отто Генриха, будущего курфюрста Пфальца. Отделка шаффрона всегда соответствовала отделке самого доспеха и всей остальной конской брони. всегда соответствует одной и той же броне. Поскольку гарнитур был сделан в стиле «максимилиановских», то есть рифленых доспехов, то аналогичным образом рифленым был сделан и этот налобник. Шаффрон был украшен гравированной листвой, цветами, изображениями мифических существ и трофеями, которые выполнил гравер из Аугсбурга Даниэлем Хопфером, а фигура медведя на лбу намекала на девиз принца: «MDZ» («Со временем»), а также дату 1516 года. На оборотной стороне видны латинские цифры "XXIII", которые могут означать дату – 1523 г. Какая вернее - неизвестно. Экспонируется в зале №3. Владелец: Отто Генрих сын Рупрехта Пфальца (1502 - 1559). Изготовитель: Кольман Хельмшмид (1471 - 1532 гг., Аугсбург). Гравер: Даниэль Хопфер (1471 – 1536 гг., Аугсбург)


Седло от гарнитура Отто Генриха. На одной из пластин также выбиты латинские цифры "XXIII". Изготовитель: Кольман Хельмшмид (1471 - 1532 гг., Аугсбург).


Коня целиком покрывали кожаной попоной, поверх которой надевали такую же, но сшитую из полотна. Попоны закрывали круп, шею и голову лошади до самых ноздрей. Морда лошади защищалась стальным налобником, нередко слепым, то есть без отверстий для глаз. Это была мера предосторожности на случай непредсказуемого поведения коня после столкновения двух всадников. Интересно, что подобные налобники-шаффроны без смотровых отверстий появились задолго до появления турнира реннен. Самый ранний можно увидеть на гербовой печати Иоанна I Лотарингского, датируемой примерно 1367 годом.

Кстати, тот же самый гештех по-прежнему пользовался популярностью, но появились его разновидности. Основных видов гештеха было три: турнир «высоких седел», «общенемецкий» и «закованных в броню».

Для участия в reштехе «высоких седел» рыцарь одевался в штехцойг. Ноги его при этом защищали латы, но были обуты в низкие кожаные башмаки из толстой кожи с войлочными подкладками в носках и на лодыжках. Эти же башмаки использовали и участники реннена, поскольку защита ног им в этом виде турнира не требовалась. Главным отличием этого поединка от всех прочих, как это явствует из самого его названия, было седло с высокими луками, похожее на то, которое использовалось на турнире на булавах. Передние луки из дерева были обшиты по краям металлом и были настолько высоки, что доходили всаднику до груди и вдобавок закрывали ему еще и обе ноги. Седло буквально охватывало туловище всадника так, что выпасть из него он не мог ни при каких обстоятельствах. Боле того на его передней луке у некоторых таких седел имелся поручень, за который можно было схватиться, если всадник терял равновесие от удара копьем. Лошадь облачалась в попону и глухой налобник из стали. Цель поединка состояла в том, чтобы сломать свое копье о щит противника.


Всадник и конь, снаряженные для «общенемецкого гештеха».



Еще один такой всадник и конь, снаряженные для гештеха.


«Общенемецкий» гештех отличался тем, что всадник был одет в штехцойг, но ноги его броней не защищались, кожаной попоной у лошади была закрыта лишь холка, а седло не имело задней луки. Император Максимилиан I, с целью лучшей защиты животного рекомендовал надевать ему на грудь своеобразный нагрудник — подушку из грубого полотна, набитую соломой. Держалась подушка ремнями, проведенными под передней лукой седла. Накидка, то есть та же попона, только лишь из ткани для коня была обязательной. Цель поединка — сбросить противника с коня точным ударом копья о его тарч, вот почему задняя лука не седле и отсутствовала!

Гештех «закованных в броню» от двух предыдущих видов гештеха отличался тем, что рыцарь также носил на ногах латы, защищающие их от ударов. То есть металла на сражающихся было несколько больше, только и всего. Седла – такие же, как и в «общенемецком» гештехе. Победителем объявлялся тот, кому удавалось сломать свое копье о тарч противника, или же выбить его из седла.

Для итальянского поединка старого типа всаднику следовало надеть итальянский доспех или немецкий штехцойг. Шаффрон мог быть и не глухим. В этом случае глаза у коня защищались прочной стальной сеткой. Впрочем, главное отличие итальянского реннена от всех остальных заключалось не в снаряжении сражающихся, а в том, что всадников разделал деревянный барьер. Рыцари, участники турнира, сшибались, повернувшись к барьеру левым боком, поэтому копье ударялось о тарч под углом и его удар был не таким сильным, а главное - кони поединщиков при этом столкнуться ну никак не могли.


Итальянский турнир с барьером. Из «Книги турниров» императора Максимилиана I.



Венгерский тарч. Скорее всего принадлежит к одному из щитов, заказанных императором Максимилианом I по случаю его примирения с королем Богемией и Венгрией Владиславом в 1491 году. Выставлен в зале №3.


Большой популярностью примерно около 1550 года и в Австрии, и в восточной Германии стал пользоваться так называемый «венгерский турнир», который, вдобавок к схватке, представлял собой еще и костюмированный маскарад. На венгерских турнирах, которые провели в этом же году эрцгерцог Фердинанд Тирольский в Чехии и курфюрст Август I в Дрездене, новым было лишь применение венгерских тарчей вместо немецких, да венгерских сабель, служивших, впрочем, не для боя, а для украшения. Собственно, и правил в это время на этих турнирах никто пока что еще не изменял. Но зато потом, поверх доспехов на них стали надевать самые что ни на есть фантастические одежды. Ну а сам реннен в разное время и в разных местах просто претерпел массу всяческих изменений, так велика была тяга рыцарства к разнообразию. Так, в таком авторитетном документе, как книга «Френдаль» (ок. 1480 г.), сообщалось, что существовали такие виды турниры реннен, как: «механический» реннен; «точный» реннен; бунд-реннен; «жесткий» реннен; «смешанный» реннен, который назывался также «реннен с корончатым копьем»; а также «полевой» реннен. Но обо всех этих турнирных излишествах рассказ будет продолжен в следующий раз.

Р.S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

152 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти