Самолет vs птицы – фатальное противостояние

29

Bird strike


В мировой авиации термином «bird strike» обозначают столкновение воздушного судна с птицей, что часто является чрезвычайным происшествием. Вот пример из истории отечественной военной авиации. 1 апреля 1977 года самолет МиГ-15 УТИ, пилотируемый полковником Н. Н. Григоруковым и майором Г. А. Торбовым взлетел с бетонки аэродрома Фалькенберг (ГДР) для разведки погоды. Через несколько минут после взлета на высоте 120 метров голубь-горлица пробила фонарь кабины и выбила правый глаз Н. Григорука. Фонарь кабины изнутри были залит кровью и заполнен перьями. Только героические усилия пилота, лишенного глаза, позволили вернуть самолет на аэродром и благополучно посадить. Президиум Верховного совет СССР наградил Н. Н. Григорука за мужество и самоотверженность орденом Красного Знамени. И это натворила безобидная птичка, массой всего в несколько десятков грамм. Попадание молнии в фюзеляж чаще всего гораздо безобиднее птахи, влетевшей в кабину или воздухозаборник двигателя.


Пугало хищной птицы, призванное отогнать мелких птах от аэродромов. Работает это не всегда...




Считается, что первая катастрофа, случившаяся по вине птицы, произошла в 1912 году в Калифорнии. Чайка своим телом перерубила управление рулями, и крылатая машина упала в океан. Знаковыми в нашей стране стали встречи с птицами в период Великой Отечественной войны - было несколько катастроф и повреждений боевых самолетов в результате столкновений главным образом с крупными водоплавающими птицами: гусями и утками. В отечественных ВВС не вели учета количества столкновений с пернатыми, поэтому говорить о точных цифрах не приходится. А вот наши союзники кропотливо считали каждый инцидент – с 1942 по 1946 года в американские самолеты попало 473 птицы с последствиями различной тяжести. Это позволило собрать некую статистику по вероятности встречи с птицами, а также выявить факторы, влияющие на столкновения. В отечественной же авиации даже в послевоенное время особого внимания на птиц в небе не обращали. Приведу еще несколько происшествий в российском небе. В 1946 году Ил-2 на бреющем полете над озером Чаны столкнулся с взлетающим лебедем, массой в несколько килограмм. В итоге машина врезалась в воду и затонула.

Самолет vs птицы – фатальное противостояние






Несколько примеров, иллюстрирующих важность авиационной орнитологии. Помимо человеческих жертв, столкновения с птицами ежегодно приводят к многомиллионным убыткам


В 1953 году уже пассажирский Ил-12 влетел в стаю уток, которые частично разрушили фюзеляж и перерубили провода, идущие к двигателям. Двигатели самолета заглохли, и машина вынужденно приводнилась на Волгу. Жертв и пострадавших удалось избежать. В книге «Испытано в небе» летчик Марк Галлай рассказывает о собственной встрече в небе с грачом, который на высоте 200 метров пробил фонарь кабины и нокаутировал пилота. Только неимоверная удача (Галлай на время потерял сознание) и мастерство пилота позволили избежать трагедии. Впоследствии он писал:
«Судите сами: беспредельное воздушное пространство, и в нём небольшая птица. Так надо же было уткнуться в неё прямёхонько лобовым стеклом кабины! До этого мне казалось, что столкнуться с летящей птицей столь же маловероятно, как, например, угодить под метеорит, падающий на Землю из космического пространства».


В начале 60-х годов, с развитием реактивной авиации, ситуация с птицами ухудшилась – частота столкновений возросла. Во-первых, теперь птице стало гораздо тяжелее уходить от столкновения с несущейся на скорости около 800-1000 км/ч машиной. Во-вторых, даже легкий голубь, попавший в воздухозаборник реактивного двигателя (в который его просто засасывал) мог наделать там много бед – разрушались бешено вращающиеся лопатки турбин, возникал пожар и самолет нередко падал. В-третьих, возросшая скорость самолетов усугубила последствия ударов птиц о фюзеляж – теперь они проламывали обшивку, разрушали конструкции и вызывали разгерметизацию. В «Военно-историческом журнале» в этой связи приводятся нехитрые расчеты, показывающие, что при скорости самолета в 700 км/ч чайка, массой 1,8 кг, оставляет на фюзеляже разрушения, сравнимые с попаданием трех 30-мм снарядов. Никакое пуленепробиваемое стекло удар такой энергии выдержать не в состоянии.


Lockheed L-188A Electra


Определенным переломным моментом для гражданских авиационных перевозок стала катастрофа пассажирского турбовинтового авиалайнера Lockheed L-188A Electra в октябре 1960 года. Самолет, взлетая из Бостона столкнулся со стаей скворцов, которые вывели из строя два левых двигателя. Машина накренилась и упала в Бостонскую бухту, унеся жизни 62 человек.

Авиационная орнитология


Первые же исследования устойчивости летательных аппаратов к столкновению с птицами показал, что изменением конструкции этого добиться тяжело. Фактически, в конструкцию воздушных судов внесли только одно техническое изменение – акрилполикарбонатное остекление кабины пилотов, способное выдержать удар птицы массой 1,6 кг на скорости до 970 км/ч. Для более эффективной работы требовалось создать комплекс мер, позволяющих избегать встречу с птицами во время полета. Поэтому привлекли на помощь орнитологов, экологов и биоакустиков. Уже в 1963 году в Ницце состоялся первый международный симпозиум по авиационной орнитологии, а годом ранее в Канаде организовали работу Комитета по опасности птиц для самолетов. За последующие 50 лет практически все страны, обладающие более или менее значительным авиапарком, создали у себя аналогичные структуры.

С 2012 года головной организацией занимающейся защитой гражданской и боевой авиации от столкновений с пернатыми, является World Birdstrike Association (WBA). Постоянный обмен данными и мониторинг авиационных происшествий показал, что наибольшую опасность представляют крупный водоплавающие птицы – до 30% и более, на втором месте чайки (26% столкновений) и на третьем хищные птицы – до 18%. Естественно, самый опасный период полета – это взлет и посадка, статистики говорит, что до 75% всех столкновений происходят именно в этот период. При этом, птицы могут «атаковать» самолеты еще на взлетно-посадочной полосе – во время разбега и посадки.










Человек вторгся в область обитания птиц со своими законами. Последствия не заставили себя долго ждать...


В 1978 году Boeing-747 во время разгона перед взлетом в лионском аэропорту на скорости 290 км/ч засосал несколько чаек во все четыре мотора. Пилоты сумели «притормозить» гигантский самолет только на самом краю ВПП. И не только птицы способны на такое. Лисы, волки и бродячие собаки могут на несколько часов парализовать работу как гражданского аэропорта, так и военного аэродрома. В идеале, аэродромным службам приходится не только огораживать территорию, но и бороться со всякой мелкой живностью (кроты, полевки и др), входящей в рацион питания хищников. А это, в свою очередь, требует особого ухода за растительностью и тому подобное. Кроме режима взлет-посадка, самолет может встретиться с птицами на высоте от 100-500 метров. В данном диапазоне проходят «эшелоны» сезонных и суточных миграций птиц – в общей сложности они становятся виновниками 35% столкновений с пернатыми.

На высотах 1000-3000 метров пилотам также нельзя успокаиваться. Встречи с тяжелыми гусями и грифами могут привести к печальным последствиям. Так, в 1962 году гриф пробил остекление кабины индийского авиалайнера и убил второго пилота. На высокой скорости такие птицы способны не просто пробивать стекло, но буквально проламывать лобовую проекцию фюзеляжа.

В СССР и позже в России достаточно сдержанно относились к описанной выше проблеме. Хотя у нас и птиц не меньше, и миграционные пути пернатых вдоль и поперек пересекают небо страны. Только в 2009 году состоялась Первая Всероссийская научно-техническая конференция «Проблемы авиационной орнитологии», на которую были приглашены профильные специалисты из ближнего зарубежья. Российская гражданская авиация в большей степени заимствует подходы и методы защиты, разработанные несколько десятилетий назад в ведущих странах дальнего зарубежья. Если сейчас эта ситуация изменяется, то не самым кардинальным образом. В Военно-воздушных силах СССР подразделение авиационной орнитологии появилось также с большим опозданием – 21 февраля 1970 года. Новая структура была подведомственна Метеорологической службе Генерального штаба ВВС. Спустя шесть лет после основания в войсках появилась должность для офицеров-орнитологов по обеспечению орнитологической безопасности полетов. Также в 7-м Главном метеорологическом центре МО организовали кафедру авиационной орнитологии под руководством подполковника Владимира Белевского. Специалисты ведомств, в которых работали не только кадровые военные, но и профессиональные биологи, создавали сезонные карты с орнитологическими фронтами. Основываясь на этих данных Главный авиационно-метеорологический центр мог ограничить полеты боевой авиации в период активной миграции птиц. Однако, этого было недостаточно и для борьбы с птицами на аэродромах приходилось применять широкий спектр мер пассивной и активной защиты.

Продолжение следует…
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    2 сентября 2019 18:12
    Интересная и малоосвещенная в популярной литературе тема. Ждем продолжения.
  2. +11
    2 сентября 2019 18:21
    Четыре года назад я словил правым крылом пустельгу, пробила стык листов и погнула нервюру. Сел " как подбитый Юнкерс". На следующий год с поля привёз орла, ещё живого. Но самые опасные - это водоплавающие.
  3. +8
    2 сентября 2019 18:53
    Считается, что первая катастрофа, случившаяся по вине птицы, произошла в 1912 году в Калифорнии. Чайка своим телом перерубила управление рулями, и крылатая машина упала в океан.
    Погибшим от столкновения самолета с птицей пилотом был один из пионеров мировой авиации Кэлбрейт Перри Роджерс. Он был первым, кто совершил трансконтинентальный перелет через территорию США.
    А спустя несколько месяцев, совершая выставочный полет над Лонг-Бич, он влетел в стаю чаек. Одна из них застряла в тросах системы управления и потерявший управление самолет упал в океан.
  4. +2
    2 сентября 2019 19:31
    И это натворила безобидная птичка, массой всего в несколько десятков грамм.

    У автора какие-то "бухенвальдские" голуби, обычно голуби грамм по 300-350.
    1. +10
      2 сентября 2019 19:44
      Спасибо! Чего сразу "бухенвальдские"? Может, просто начинающий голубь оказался? wink А вообще, да, немного преуменьшил истину.
  5. +5
    2 сентября 2019 19:53
    Ежели в районе аэродрома как то ещё можно бороться с местными птицами , то мигрирующие стаи это беда. В своё время ставили чучела на шестах , карбидные пушки - имитация выстрела . а также крутили на проигрывателях виниловые пластинки с записью криков бедствия птиц разных и звуки выстрелов - такое впечатление , что птиц пытали пасатижами... Но местные птицы в конце концов ко всему этому привыкали. Сам видел сидит птица на орущем динамике!
  6. +4
    2 сентября 2019 20:00
    Знаковыми в нашей стране стали встречи с птицами в период Великой Отечественной войны
    Встречи с птицами были, очевидно, в ВВС всех воюющих стран.

    Fw 190D-9 из JG 54 и участвовавший в операции Bodenplatte. Пилот, лейтенант Тео Нибель приземлился на брюхо после повреждения маслорадиатора куропаткой 1 января 1945 года. Машина досталась союзникам в качестве трофея.
    1. +2
      3 сентября 2019 01:10
      F-111 после столкновения с птицей.


  7. +3
    2 сентября 2019 20:07
    Любопытная и малоосвещенная тема, интересная статья. Пожалуйста, исправьте опечатку об ил-112 в 1953 году.
    А вообще даже птица размером с воробья может пробить обшивку в ячейке стрингерной сетки. При неудачном стечении обстоятельств-предпосылка к ап или даже катастрофе.
    За год до моего призыва был случай, что мелкая птичка таким образом пробила обшивку су-24м.
    1. +2
      2 сентября 2019 20:25
      Нечего и освещать, птицам пофигу, где летать... особенно "молодняку".
      В августе-сентябре, в своё время, в Адыгее, постоянно "привозили" перья на чём только можно.... (от стоек шасси, до фонаря....)
      1. +4
        2 сентября 2019 21:49

        Статистика.
        1. +6
          2 сентября 2019 21:53


          Это для Бродяги)
  8. 0
    2 сентября 2019 20:16
    Интересно, вся информация в прессе про самолетов. Есть ли инфа про столкновений птиц с крылатых ракет? Или их пусков не так много чтобы "набрать статистики".
    И еще один момент. Автор правильно указал что енергия зависит от массы и скорости. Получается, что для гиперзвуковых ЛА опасность будут представлять уже майские жуки со стрекозами...
    1. +1
      3 сентября 2019 19:29
      Цитата: dzvero
      Или их пусков не так много чтобы "набрать статистики"
      Не много и площадь маленькая.
      Цитата: dzvero
      Получается, что для гиперзвуковых ЛА опасность будут представлять уже майские жуки со стрекозами...
      У них прочность маленькая.
      1. 0
        8 сентября 2019 21:56
        У них прочность маленькая.

        Хоть и маленькая, а мотоциклиста сбить вполне может с мотоцикла.
  9. exo
    +6
    2 сентября 2019 20:33
    Интересная тема.Вот моё личное фото CFM-56,который скушал птицу. Как раз Airbus-319. Но, только в один из двух.Поэтому,всё обошлось.
  10. +3
    2 сентября 2019 20:56
    Браво, Евгений! В очередной раз удивляюсь разносторонности Ваших интересов!
  11. +3
    2 сентября 2019 20:57
    когда не было этих зоозащитников,проблема пернатых(чаек) решалась просто и эффективно-берётся мясокостная мука(желательно с душком) мешается с любым антикоагулянтом и вуаля - месяц без проблем
  12. 0
    2 сентября 2019 21:45
    Как то по телеку видел передачу о том как испытывают двигатели самолетов . Во время работы "стреляют" в двигатель тушками птиц , пускают струи воды , уверяли в передаче что это не выводит его из строя .
    Был почему то уверен до сих пор . Выходит это не соответствует действительности ?
    Естественно зависит от величины птицы . Летать от этого меньше не буду , чему быть , того не миновать .
    Однако тема интересная , спасибо .
    1. +3
      2 сентября 2019 21:57

      Всякие птички бывают.
      1. 0
        3 сентября 2019 04:03
        Пасха видимо lol
    2. 0
      3 сентября 2019 01:32
      Цитата: Кузнец 55
      Кузнец 55

      Это Вы смотрели передачу, о Су-25, а летаете на "арбузах" или боингах!
      1. 0
        3 сентября 2019 08:20
        Доброе утро неглавный . Нет , это была передача о гражданских самолетах , и на них же летаю . Передача была лет 10 назад , за дальностью лет не помню всех подробностей .
  13. xax
    +4
    2 сентября 2019 23:32
    Об авиационной орнитологии от специалиста:
  14. 0
    3 сентября 2019 10:04
    На танках в свое время придумали тралы.
    А вообще очень надеюсь что в следующей части будут рассмотрены современные средства обнаружения, отпугивания, борьбы.
  15. +3
    3 сентября 2019 12:18
    Вспомнился буквально анекдотичный случай на Эрбасе,кажется. Стреляли из испытательной пушки по прототипу кабины лайнера тушками птицы.Вопреки всем расчетам конструкция удар не держала!Стали разбираться ,оказалось ,что забыли тушки разморозить и пуляли фактически ледяными глыбами с очевидным результатом!
  16. 0
    3 сентября 2019 19:55
    В 80-е во время полетов на ВПП ставили бойцов с ракетницами... И всё-равно периодически ловили птиц самолетами!
  17. 0
    4 сентября 2019 00:15
    Действительно интересно,спасибо)
  18. 0
    10 ноября 2019 18:14
    Птичку жалко