Ту-22М3М: модернизация, достижения и планы

30 августа 1969 г. состоялся первый полет дальнего бомбардировщика Ту-22М. Впоследствии такая техника поступила на вооружение и прошла ряд модернизаций. Очередной проект обновления самолетов осуществляется прямо сейчас. Появление модернизированных Ту-22М3М позволит сохранить парк бомбардировщиков, подняв их характеристики на требуемый уровень. К настоящему времени авиастроители и военные успели раскрыть часть информации об актуальном проекте.



Выкатка первого опытного Ту-22М3М


Элементы экстерьера


Согласно открытым данным, проект Ту-22М3М не предусматривает серьезной перестройки планера, хотя предлагаются некоторые изменения. При этом модернизация существующих самолетов должна осуществляться с выполнением капитального ремонта и продления ресурса.

Одним из самых заметных нововведений проекта Ту-22М3М является установка штанги топливоприемника, прикрытой характерным кожухом. Средства дозаправки в полете использовались на ранних версиях Ту-22М, но их удалили в соответствии с договором ОСВ-2. Теперь ограничения такого рода отсутствуют, и бомбардировщики могут получить штанги обратно. Возможность дозаправки позволит увеличить боевой радиус самолетов. Сейчас этот параметр, в зависимости от профиля полета и боевой нагрузки, не превышает 2-2,5 тыс.км. Наличие штанги обеспечит рост таких характеристик.

Имеется и еще одно внешнее отличие – в хвостовой части. С Ту-22М3М удаляется кормовая пушечная установка, вместо которой устанавливается обтекатель с некоторыми приборами. Согласно новым идеям, для самообороны бомбардировщик должен использовать не оружие, а радиоэлектронные или иные средства противодействия.

Бортовая аппаратура


Наибольшие изменения в проекте Ту-22М3М относятся к комплексу бортовой аппаратуры. Заявлена замена ок. 80% систем различного назначения. Предусматривается применение новых приборов навигации, связи, управления вооружением и т.д. Любопытно, что новый комплекс для Ту-22М3М частично унифицирован с БРЭО перспективных Ту-160М2. Это должно упростить одновременную эксплуатацию самолетов двух типов и их совместное боевое применение.

Значительно перерабатывается аппаратура рабочих мест летчиков. При этом новые приборы улучшают информированность экипажа и частично разгружают его. В частности, справочная информация и различные материалы для штурманов теперь имеются в электронном виде, что упрощает работу, а также позволяет вывести бумажные носители в резерв.



Для более эффективного решения боевых задач предусмотрена установка системы СВП-24-22 «Гефест», обеспечивающей автоматическую обработку различной информации и выдающей данные для применения неуправляемого вооружения. Кроме того, в прицельно-навигационном комплексе обеспечивается совместимость со всеми современными и перспективными крылатыми ракетами дальней авиации.

По всей видимости, предусматриваются и другие направления модернизации БРЭО, но подробности пока остаются тайной. Возможно, новые любопытные данные появятся в ближайшее время.

Вооружение


В ходе модернизации Ту-22М3М должен сохранять полную совместимость со всеми вооружениями базового Ту-22М3, за исключением выведенных из эксплуатации. Таким образом, одним из основных вооружений останется противокорабельная ракета Х-22 или ее модернизированный вариант. Также самолет сможет нести и применять неуправляемые бомбы разных типов и калибров. Вероятно, военные не откажутся и от возможности применения морских мин.

В прошлом неоднократно упоминалась возможность применения новых ракет различных типов. Это могут быть изделия Х-101 и Х-555. Также известно о намерении внедрения ракетного комплекса «Кинжал». Таким образом, после модернизации Ту-22М3 сможет нести разнообразное вооружение, пригодное для поражения различных наземных или надводных целей. Расширится круг решаемых задач и увеличится эффективность такой работы.


Первый полет Ту-22М3М


При всем этом, самолет, как уже упоминалось, лишается встроенного вооружения. В современных условиях наличие пушки ГШ-23 не является необходимым, и отсек кормовой артиллерийской установки отдается под другую аппаратуру.

Достижения и планы


Первый модернизированный Ту-22М3М выкатили из сборочного цеха Казанского авиазавода в августе прошлого года. 28 декабря он совершил первый полет. За прошедшие месяцы состоялось несколько новых полетов на разных режимах, в ходе которых шла отработка новых приборов и оборудования.

В июне этого года сообщалось, что вскоре из цеха выведут второй опытный самолет. Его появление позволит ускорить летные испытания новой техники, что поспособствует более быстрому завершению текущих этапов проекта. По результатам испытаний двух машин будет принято окончательное решение о запуске модернизации самолетов Ту-22М3 по новому проекту.

По открытым данным, сейчас в ВКС России имеется около 60 самолетов Ту-22М3. Модернизацию по новому проекту пройдет половина этой техники. Работы на серийной основе стартуют в обозримом будущем и займут несколько лет. После этого в строю окажется равное число обновленных Ту-22М3М и Ту-22М3 в предыдущей конфигурации. Ожидается, что это позволит повысить боеспособность дальней авиации.

Преимущества модернизации


Одним из главных преимуществ проекта Ту-22М3М является сам факт обновления существующей техники. Хорошо освоенная и проверенная временем платформа в виде Ту-22М3 получает новую аппаратуру и вооружение, соответствующие требованиям времени. Как следствие, рост потенциала дальней авиации обеспечивается без затрат на строительство полностью новых самолетов.



Несмотря на сохранение двигателей, планера и ряда общесамолетных систем, летные и боевые характеристики Ту-22М3М вырастают. Наличие средств дозаправки в полете позволяет увеличить как дальность, так и боевой радиус. При этом самолет не противоречит международным договорам. Так, ранее Россия уведомила США, что радиус действия самолетов не превышает 8 тыс.км, и они соответствуют требованиям СНВ-3.

Пилотажные и боевые качества бомбардировщиков повышаются за счет новой аппаратуры. Улучшенное БРЭО упрощает выполнение полета, позволяет более точно выходить на рубежи применения и более эффективно применять оружие.

Расширение номенклатуры боеприпасов за счет новых образцов является несомненным плюсом. При этом предлагается как модернизация существующих ракет, так и внедрение совершенно новых. Ракеты Х-32 и «Кинжал», а также прочее вооружение обеспечат решение широкого круга боевых задач, в т.ч. в условиях противодействия противника.

Впрочем, текущий проект и актуальные планы ВКС в отношении Ту-22М3 имеют слабые места. Проблемой можно считать сроки реализации проекта. Так, работы по большой модернизации самолетов под названием Ту-22М4 стартовали еще в середине восьмидесятых, но не дали реальных результатов. Новый проект крупной модернизации осуществляется только сейчас, а его результаты появятся только в обозримом будущем.


Ту-22М3 в исходной конфигурации


Также поводом для беспокойства является количество обновляемых машин. В ВКС имеется всего 60 бомбардировщиков Ту-22М3, и лишь половина этой техники пройдет модернизацию. Даст ли это все желаемые преимущества – неизвестно. Возможно, для достижения максимального положительного эффекта необходима модернизация всего парка, но она оказывается невозможной из-за недостатка финансирования.

Служба продолжается


На данный момент в парке техники строевых частей дальней авиации присутствуют только Ту-22М3, ранее проходившие плановые ремонты и модернизации. В новой конфигурации «М3М» существует лишь один самолет, и еще один вскоре должен выйти на испытания. Массовое обновление техники остается делом будущего.

События следующих лет очевидны. Ту-22М3М успешно дойдет до эксплуатации в войсках и нарастит боеспособность дальней авиации. Служба машин семейства Ту-22М продолжится. Со дня первого полета такого бомбардировщика прошло уже полвека, и, вероятно, новые юбилеи эта техника тоже будет отмечать на службе.
Автор:
Использованы фотографии:
"Туполев", ОАК
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Gnefredov 3 сентября 2019 18:21 Новый
    • 18
    • 10
    +8
    "Одним из самых заметных нововведений проекта Ту-22М3М является установка штанги топливоприемника,.."
    УРА! УРА! УРА! Мужики, я плачу :) Но это, слёзы счастья. Неужели,.. Ну наконец-таки. Ох! Не думал что доживу, право :)

    Супер новость! "Бомба!" Вы сделали моё настроение до Нового Года :)
    Как же я рад! Ох!

    UPD/P.S. В диких спорах, Андрей Николаевич рождал эту машину совместно с Александром Борисовичем Городеским, величайшим авиационным математиком (я тогда маленький был, наглый и борзой). Как я счастлив! Работа дедов получила второе дыхание!
    Ошеломительно.
    1. ЗВЕРОБОЙ 3 сентября 2019 18:31 Новый
      • 10
      • 5
      +5
      Поддерживаю good!!! Дальник становится практически Стратегом! good
      В добрый путь ... Убийце Авианосцев ( если ещё и с Кинжалом!!!)
    2. VO3A 3 сентября 2019 22:49 Новый
      • 23
      • 9
      +14
      Было выпущено более 250 самолётов Ту-22М3, в 1992 году в ВВС и в ВМФ осталось около 150 самолётов, сейчас исправных не 60 , а около 40, из них имеет смысл модернизировать 30 самолётов, с продлением ресурса до следующего ремонта ....
      О каком повышении боевой мощи идёт речь, через 10 лет они развалятся все. Схема планера не ресурсная, крыло маленькое и нагруженное ещё и с ПЧК, фюзеляж не несущий...Почему их модернизируют ? По двум причинам.Первое, от безнадёги- других нет...Второе, оборудование на них ставят от 160, потому что налаживать выпуск нового оборудования для 20 самолётов не выгодно, а для 50 более или менее...Где у- ряяяяяяя ?
      1. VO3A 3 сентября 2019 23:08 Новый
        • 8
        • 3
        +5
        Читайте:
        https://topwar.ru/92587-tu-22m3-pora-na-pensiyu.html
      2. Михаил Тында 4 сентября 2019 00:33 Новый
        • 4
        • 1
        +3
        61 Ту-22М3, 1 Ту-22M3M и 1 Ту-22МР (в капитальном ремонте), по состоянию на 2018 год (The military balance. p199).
      3. Шептун 4 сентября 2019 01:11 Новый
        • 0
        • 0
        0
        hi печально все это.
    3. Комментарий был удален.
    4. Комментарий был удален.
    5. ROSS 42 4 сентября 2019 03:20 Новый
      • 2
      • 2
      0
      Цитата: Gnefredov
      "Одним из самых заметных нововведений проекта Ту-22М3М является установка штанги топливоприемника,.."
      УРА! УРА! УРА! Мужики, я плачу :) Но это, слёзы счастья. Неужели,.. Ну наконец-таки. Ох! Не думал что доживу, право :)

      good Редкая способность изложения материала с такой иронической (саркастической?) подоплекой... fellow
  2. Никомед 3 сентября 2019 18:51 Новый
    • 4
    • 3
    +1
    Да уж, эта идея перетерпела такую кучу всего, что не дай Бог! Первые "эмки" категорически не нравились нашим ВВС(в мемуарах В.В. Решетникова это всё описано). Туполевцы с этим согласились и сделали Ту-22М3, но, сколько времени прошло... А уж система дозаправки - та ещё "песня". Слава Богу, все эти весчи преодолены и можно модернизировать машину и дальше. Всё равно - альтернативы - нет. angry
  3. Ros 56 3 сентября 2019 18:54 Новый
    • 21
    • 8
    +13
    Количество миллионеров и миллиардеров увеличивается, а достаточного финансирования не хватает даже на авиацию. Не пора ли разрешить это противоречие в сторону авиации? request
    1. Ratmir_Ryazan 3 сентября 2019 20:02 Новый
      • 14
      • 11
      +3
      Финансирования всегда не хватает, но на авиацию (в том числе) последнее время выделяться немалые средства в войска поступают сотни Су-30/35/34 сотни Як-130 сотни вертолетов Ка-52 Ми-8/28/35, строятся и разрабытываются самолёты военно-транспортной авиации.

      Вы сравните это с тем, что было 10 лет назад, а потом нойте.
      1. Gnefredov 3 сентября 2019 20:08 Новый
        • 4
        • 10
        -6
        Отличный комментарий. Право, за вас: drinks
      2. Липчанин 3 сентября 2019 20:20 Новый
        • 5
        • 9
        -4
        Цитата: Ratmir_Ryazan
        , а потом нойте.

        И до и после. Всегда. Тип характера такой
      3. ROSS 42 4 сентября 2019 03:31 Новый
        • 10
        • 3
        +7
        Цитата: Ratmir_Ryazan
        Финансирования всегда не хватает, но на авиацию

        Финансирования всегда не хватает, но на авиацию (в том числе) последнее время выделятюся немалые средства. В войска поступают тысячи Су-30/35/34/37/38/39/40; миллионы Як-130/131/132; миллиарды вертолетов Ка-52/53/54/55, Ми-8/28/35/45/55. Строятся яхты, дворцы, помещичьи угодья на московской и других землях, разрабатываются схемы вывода денег из бюджета разными трудно обнаруживаемыми схемами, даже появляются реактивные самолёты для личной авиации.
        И вы сравните это с тем, что было 40 лет назад, а потом визжите от счастья и переполняемой эйфории.
        Вам в самом первом посту давали понять, как правильно принимать эту новость о "глубокой модернизации"Не вникли? Тогда вот:
        Цитата: VO3A
        Было выпущено более 250 самолётов Ту-22М3, в 1992 году в ВВС и в ВМФ осталось около 150 самолётов, сейчас исправных не 60 , а около 40, из них имеет смысл модернизировать 30 самолётов, с продлением ресурса до следующего ремонта ....
        О каком повышении боевой мощи идёт речь, через 10 лет они развалятся все. Схема планера не ресурсная, крыло маленькое и нагруженное ещё и с ПЧК, фюзеляж не несущий...Почему их модернизируют ? По двум причинам.Первое, от безнадёги- других нет...Второе, оборудование на них ставят от 160, потому что налаживать выпуск нового оборудования для 20 самолётов не выгодно, а для 50 более или менее...Где у- ряяяяяяя ?

        А вы, как тот Чубайс, всё радуетесь выделению денег...
    2. Липчанин 3 сентября 2019 20:18 Новый
      • 3
      • 5
      -2
      Цитата: Ros 56
      Не пора ли разрешить это противоречие в сторону авиации

      А ВМФ чем хуже?
  4. Старый Оператор 3 сентября 2019 19:10 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Экипаж-то не уменьшили с 4х до 2х ?
    Кто нибудь знает?
    1. Gnefredov 3 сентября 2019 19:47 Новый
      • 2
      • 2
      0
      Нет (и правильно сделали).
      1. karabass 3 сентября 2019 20:13 Новый
        • 1
        • 2
        -1
        А радиста стрелка теперь куда?
        1. dauria 3 сентября 2019 23:23 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          А радиста стрелка теперь куда?


          Его там и не было никогда.Командир с праваком , и два штурмана (навигация и вооружение )
          1. karabass 3 сентября 2019 23:31 Новый
            • 0
            • 0
            0
            По- моему у него в хвосте сдвоенная пушка кто из нее должен стрелять?
            1. Ros 56 4 сентября 2019 07:57 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Теперь никто, её совсем убрали за ненадобностью. Но что-то вклячили, а что именно не сообщают, но для обороны.
              1. Bad_gr 4 сентября 2019 19:41 Новый
                • 0
                • 0
                0
                Цитата: karabass
                По- моему у него в хвосте сдвоенная пушка кто из нее должен стрелять?

                Цитата: Ros 56
                её совсем убрали за ненадобностью.

    2. Липчанин 3 сентября 2019 20:21 Новый
      • 0
      • 7
      -7
      Цитата: Старый Оператор
      Экипаж-то не уменьшили с 4х до 2х ?

      А как его уменьшить можно? Всем работа есть
  5. Wildcat 3 сентября 2019 19:33 Новый
    • 14
    • 0
    +14
    "Также поводом для беспокойства является количество обновляемых машин. В ВКС имеется всего 60 бомбардировщиков Ту-22М3, и лишь половина этой техники пройдет модернизацию. Даст ли это все желаемые преимущества – неизвестно."
    hi
    Так оно и есть на самом деле.
    Сколько их было и сколько стало, и как их передавали из ВМФ в ВВС - отдельная песня. Зато бармалеев бомбим.
    1. VO3A 3 сентября 2019 22:58 Новый
      • 10
      • 4
      +6
      Хоть бы 30 насобирали при обследовании могут ещё много списать..., тем более через 10 лет на мусор все пойдут....
      1. Nastia Makarova 4 сентября 2019 14:38 Новый
        • 0
        • 5
        -5
        вас пора на мусор сдать((((
        1. VO3A 4 сентября 2019 16:14 Новый
          • 5
          • 2
          +3
          Извините, что расстроил ваши фантазии суровой реальностью жизни....
          1. Nastia Makarova 4 сентября 2019 16:20 Новый
            • 0
            • 4
            -4
            лучше тогда снова уйдут от реальности)))
      2. Lozovik 4 сентября 2019 21:34 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Специалист, значит? Назначенный ресурс планера 45-03 не подскажите?
        1. okko077 4 сентября 2019 22:47 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Мне тоже интересно. Я уходил с Су-24 , там 10+8+7=25 примерно , а дальше по состоянию с комплексом работ по продлению ресурса...И по чвсам налёта...45 это последняя серия? Ресурс уточните если есть инфа....
  6. Старый26 3 сентября 2019 19:38 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Цитата: Старый Оператор
    Экипаж-то не уменьшили с 4х до 2х ?
    Кто нибудь знает?

    Судя по наличию бокового остекленения для второго ряда кресел - экипаж 4 человека
    1. Старый Оператор 3 сентября 2019 19:45 Новый
      • 3
      • 1
      +2
      Стёкла убирать это менять конструкцию планёра, что не просто. А кресла заменить на топливные баки гораздо проще. У вероятных «партнеров» на в2 - 2 человека.
      1. bober1982 3 сентября 2019 19:47 Новый
        • 3
        • 1
        +2
        На В-52 - пять человек,почему не убирают до двух?
        1. Gnefredov 3 сентября 2019 20:13 Новый
          • 8
          • 0
          +8
          Потому, что кому то надо доползти/дойти до бомболюка и выдернуть предохранители с "ядрёна-батона".

          P.S. Это не стёб и не шутка. У американов, продцедуры в полётной карте (имел возможность её читать) прописаны.
          1. bober1982 3 сентября 2019 20:23 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Цитата: Gnefredov
            продцедуры в полётной карте (имел возможность её читать) прописаны

            Анахронизм какой у американцев, кстати,в обсуждаемой статье написано,что ......справочная информация и различные материалы для штурманов теперь имеются в электронном виде,некоторые невнимательно читают статьи,потом про численность экипажа вопрос задают.
  7. Gnefredov 3 сентября 2019 19:47 Новый
    • 10
    • 0
    +10
    Цитата: Старый Оператор
    Экипаж-то не уменьшили с 4х до 2х ?
    Кто нибудь знает?

    Если узнаю, расскажу (может быть). На самом деле (я сторонник старой концепции, когда никто и ничто не заменит человека) - полагаю, конфигурация экипажа - идеальна. Идеальна в том смысле, что КВС и так загружен "по горло" проблемами. Я бы не стал экипаж кастрировать.
    P.S. Давным давно,.. В далёком 1977 году,... Я слушал переговоры лётного экипажа. Мне, хватило услышанного. Хм, после этого, переделали все наушники в шлемофонах (это мой, попутный, скромный вклад в отечественную авиацию).
    1. Ка-52 4 сентября 2019 06:17 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Хм, после этого, переделали все наушники в шлемофонах (это мой, попутный, скромный вклад в отечественную авиацию).

      не наушники. Убрали ларингофоны и микрофон вмонтировали в КМ. Было такое. Только не надолго
  8. Gnefredov 3 сентября 2019 19:50 Новый
    • 3
    • 15
    -12
    Цитата: Ros 56
    Количество миллионеров и миллиардеров увеличивается, а достаточного финансирования не хватает даже на авиацию. Не пора ли разрешить это противоречие в сторону авиации? request

    Не надо заглядывать в чужие карманы. Вы полагаете, что Хрущёв бедным был? Ха-ха.
    Вот-вот.
    Миллионеры и миллиардеры (как вы выше написали) живут своей жизнью.
    Не лезьте к ним, занимайтесь своими делами.
  9. Gnefredov 3 сентября 2019 19:53 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    Цитата: Никомед
    Туполевцы с этим согласились и сделали Ту-22М3


    Если честно, то это, машина Мясищева (как и ТУ-160). Но партия приказала, Партийцы ответили, Есть!

    P.S. Мне жаль ОКБ-23.
    1. PilotS37 4 сентября 2019 08:37 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: Gnefredov
      Если честно, то это, машина Мясищева (как и ТУ-160). Но партия приказала, Партийцы ответили, Есть!

      Про Ту-160 - что правда, то правда!
      А вот про Ту-22М - новости какие-то... Она и индекс-то такой получила потому, что у Туполева был уже Ту-22.

      Руководство страны тогда отказывалось финансировать новые разработки "стратегов", поэтому Туполев придумал байку с "глубокой модернизацией". Для самолета, кстати, это вышло боком: чтобы сохранить хотя бы видимость преемственности с Ту-22 машину сделали низкопланом, но для конструкций с изменяемой геометрией крыла оптимальным является высокоплан. То есть по политическим соображениям машину осознанно запроектировали не самым оптимальным образом.
  10. Gnefredov 3 сентября 2019 20:04 Новый
    • 4
    • 7
    -3
    Цитата: Ros 56
    Количество миллионеров и миллиардеров увеличивается, а достаточного финансирования не хватает даже на авиацию. Не пора ли разрешить это противоречие в сторону авиации? request


    Вас, это каким боком касается?

    а достаточного финансирования не хватает даже на авиацию

    Ну расскажите про финансирование, отеественной авиации. Рассскажите про достаточность, финансирования. Я в уши превратился. Валяйте. Рассказывайте, по этапно, шаг за шагом. Весь внимание.
  11. Gnefredov 3 сентября 2019 20:08 Новый
    • 4
    • 3
    +1
    Цитата: Старый Оператор
    А кресла заменить на топливные баки гораздо проще.

    Ой. Нет, не проще.
    1. PilotS37 4 сентября 2019 08:48 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Gnefredov

      Цитата: Старый Оператор
      А кресла заменить на топливные баки гораздо проще.

      Ой. Нет, не проще.

      На самом деле, "убрать стекла" да еще и люки даже полезно: переделки минимальны и они не ослабляют, а упрочняют конструкцию (так как вырезов и разъемов становится меньше, а исходный силовой набор сохраняется). Плюс конструкция становится легче на сотню-другую килограммов (с учетом изъятия члена экипажа и всей аппаратуры его жизнеобеспечения). Хотя не факт, что это хорошо: центр тяжести уйдет назад, и машина может стать неустойчивой - придётся балласт какой-то класть.
      А вот с ТБ дела по другому обстоят: там и арматуру подтягивать придётся, и алгоритмику выработки баков менять. Центровка, опять-таки, как-то меняться будет... Хотя примеров таких есть...
      1. NN52 4 сентября 2019 09:33 Новый
        • 1
        • 1
        0


        Вот непонятно, это точно новая-старая штанга дозаправки??? Либо обтекатель под антенну?
        1. Lozovik 4 сентября 2019 21:35 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: NN52
          Вот непонятно, это точно новая-старая штанга дозаправки???

          Штанга ниже, причем еще "стреляющая".

  12. Gnefredov 3 сентября 2019 20:15 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Цитата: karabass
    А радиста стрелка теперь куда?

    ????
    1. PilotS37 4 сентября 2019 08:40 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Gnefredov

      Цитата: karabass
      А радиста стрелка теперь куда?

      ????

      Ликер-шасси пить!
      1. Ка-52 4 сентября 2019 09:16 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Ликер-шасси пить!

        Шпага наше все :)
        кстати, многие знают про шпагу, но не многие откуда появилось это название
        1. PilotS37 4 сентября 2019 09:50 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Цитата: Ка-52
          Шпага наше все :)
          кстати, многие знают про шпагу, но не многие откуда появилось это название

          Кстати, на старых бомберах кнопка для распыления "шпаги" была как раз у заднего стрелка ("... буду "шпагу" кипятить: мне не пить - и вам не пить!").
          На ВК в институте нам, вроде, говорили, что это - официальная аббревиатура (но её расшифровку я за давностью лет и ненадобностью позабыл), но есть и другая версия:
          «Шпага» наливалась в бак в отсеке «Ветер» через заправочную горловину на борту самолета, а ее уровень в баке измерялся обрезиненной линейкой, на которой жидкость оставляла мокрый след, как масло оставляет след на щупе, что используется для замера уровня масла в автомобильном двигателе. Линейка имела рукоятку особой формы, напоминавшую гарду – защитное приспособление на эфесе холодного оружия. Поэтому и «шпага». Длина линейки как раз примерно соответствовала длине клинка боевой шпаги.

          ([media=https://weapon.temadnya.com/948902318097041704/shpaga/])
          1. Ка-52 4 сентября 2019 10:35 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            На ВК в институте нам, вроде, говорили, что это - официальная аббревиатура

            официальное название СВС.
            но есть и другая версия:

            так точно. Из за нее, родимой.
            1. PilotS37 4 сентября 2019 10:40 Новый
              • 1
              • 0
              +1
              Цитата: Ка-52
              так точно. Из за нее, родимой.

              На Су-7Б (и У) СВС применялась для охлаждения тормозов. Вдоль газовки ездила Шишига с цистерной, и техники бегали к ней с банальными алюминиевыми чайниками...
              Но слить СВС с Су-7-го было очень сложно...
              1. Ка-52 4 сентября 2019 11:33 Новый
                • 2
                • 0
                +2
                Но слить СВС с Су-7-го было очень сложно.

                На самом деле шпагой ее называли у нас, в ДА, а моряки вроде называли шлемкой.
                А еще у мигарей - ГСР-12КИС (емнип на 25х): комбинированная испарительная система
                На 22х, СВС служила для охлаждения кабины. От 9-й ступени компрессора воздух отбирался в воздушную систему. Первоначальное охлаждение происходило на ТХУ, потом через испаритель с СВС. Соответственно, летишь потеешь - зато потом имеешь грелку. Сливалась без особых проблем
                На Су-7Б (и У)

                на спарках Як-28у тоже вроде было охлаждение СВС тормозных колодок. 20л в день. Название ее там было шадыма (шалыма) или как то так.
                1. PilotS37 4 сентября 2019 13:13 Новый
                  • 2
                  • 0
                  +2
                  Цитата: Ка-52
                  Название ее там было шадыма (шалыма) или как то так.

                  Вот бы кто статейку тиснул: где использовалась, как называли, как сливали, как пили...
  13. Zaurbek 3 сентября 2019 21:22 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Обещали еще ТРД НК32
  14. Pavel57 3 сентября 2019 21:43 Новый
    • 4
    • 1
    +3
    Печалит количество из 60 только 30 пройдут модернизацию . Пусть остальные 30 летают как есть.
    1. ROSS 42 4 сентября 2019 03:38 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Цитата: Pavel57
      Печалит количество из 60 только 30 пройдут модернизацию . Пусть остальные 30 летают как есть.

      Печалит, что поголовной модернизацией некоторые штатские пытаются скрыть несостоятельность в развитии отдельных систем вооружения и техники. Очень хотелось бы увидеть модернизацию ПАК ДА...
      Пусть остальные летают на чём "послали", а в российском доме должно приветствоваться новое вооружение...
      1. PilotS37 4 сентября 2019 08:55 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Цитата: ROSS 42
        Печалит, что поголовной модернизацией некоторые штатские пытаются скрыть несостоятельность в развитии отдельных систем вооружения и техники.

        А что плохого в модернизации?
        Вон B-52 старше Ту-22М лет на 15 (именно "М" - первой из машин семейства), но они до сих пор составляют основу парка стратегов ВВС США - всякие там "Лансеры" и "Спириты" не прижились, новый бомбер появится, не ясно когда. А старичок Stratofortress служит себе и служит, летает и летает, грузит врагов бомбами и "Томагавками" и грузит... И пережил он при этом целых... 11 модернизаций ([media=https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-52_Stratofortress#Модернизации])
        1. VO3A 4 сентября 2019 16:34 Новый
          • 2
          • 2
          0
          У B-52 планер с большим ресурсом , он будет летать ещё долго...А вот у Ту-22М3 планер с малым ресурсом, так как сильно перегружен...Длинный фюзеляж недостаточной жёсткости, но это не так страшно, как сильно нагруженнное маленькое крыло ещё и с поворотными нижними частями консолей...Узел крепления поворотной части трещит от времени, и он не титановый, как на Ту-160...Последние тоже будут списывать по этой же причине..Схема самолётов с ПЧК , это вынужденный компромисс в сторону лётных характеристик за счёт ухудшения ресурса планера , уменьшения эффективности его использования , и дополнительный лишний вес....От такой устаревшей схемы давно все отказались...Так , что про совершенный ТУ-160 сказку не надо повторять...
          1. PilotS37 4 сентября 2019 17:52 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Цитата: VO3A
            Так , что про совершенный ТУ-160 сказку не надо повторять...

            А кто её тут повторяет?
  15. Старый Хрен 3 сентября 2019 21:45 Новый
    • 6
    • 2
    +4
    На данный момент в парке техники строевых частей дальней авиации присутствуют только Ту-22М3, ранее проходившие плановые ремонты и модернизации.

    А теперь ещё одна модернизация? А потом ещё и ещё?
    В ВКС имеется всего 60 бомбардировщиков Ту-22М3, и лишь половина этой техники пройдет модернизацию. Даст ли это все желаемые преимущества – неизвестно.

    А вот с этого и надо было начинать!
    Так, работы по большой модернизации самолетов под названием Ту-22М4 стартовали еще в середине восьмидесятых, но не дали реальных результатов.

    Это когда был СССР, уникальные квалифицированные кадры, спецы и т.д.
  16. Е.С. 3 сентября 2019 22:06 Новый
    • 3
    • 10
    -7
    Цитата: Липчанин
    Цитата: Ros 56
    Не пора ли разрешить это противоречие в сторону авиации

    А ВМФ чем хуже?

    ВМФ это кто? Это те, которые Цусиму про..фукали? :-)
  17. Гиви_49 3 сентября 2019 23:25 Новый
    • 4
    • 4
    0
    Штанга и всё прочее - прекрасно! Давно пора.
    Вопрос генеральский: почему такой грязный? Где новое инновационное радиопоглощающее покрытие, где культура авиационного производства? Любое проявление разгильдяйства и есть разгильдяйство. Позор!
  18. sgrabik 4 сентября 2019 10:15 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Если и модернизировать, так уж все оставшиеся 60 бортов, это будет целесообразнее, а иначе получится ассорти с разными типами самолётов, да и прилично устарели уже Ту-22М3, модернизация ещё хоть на какое то время поддержит их лётный век и боевые возможности.
  19. sivuch 4 сентября 2019 12:11 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    https://testpilot.ru/rossiya/tupolev/tu-22m3m/
    На модернизируемых самолетах Ту-22М3 старые бортовые РЛС ПНА будут заменены на новые РЛС НВ-45 производства санкт-петербургского OAО «ЦНПО «Ленинец». Отмечается, что данная РЛС является вариантом радиолокационной станции ППС «Новелла-П38» противолодочного самолета Ил-38Н.
    Источник: https://testpilot.ru/rossiya/tupolev/tu-22m3m/ Испытатели © www.testpilot.ru
    https://bmpd.livejournal.com/1828679.html
    Выполнение работ по ремонту систем и приборов самолетов Ту-22М3 №11105, 11102, 11205 и четвертого, проходящих ремонт с модернизацией [вероятно пока на этапе дефектации] на КАЗ им. С.П.Горбунова
    Ссылка на закупку №31603490426, ссылка на скачивание документации
    Для четырех машин, проходящих ремонт с модернизацией по госконтракту, заключаемому в 2016г., заказано:
    1) четыре РЛС НВ-45 за 567 млн.руб. у ЦНПО "Ленинец" с поквартальной поставкой в 4 квартале 2016г. - 3 квартале 2017г.
    Ссылка на закупку №31603490262, ссылка на скачивание документации
    2) четыре изд. У-001М [вероятно модернизированная система управления ракетным оружием?] за 206 млн.руб. у АО "Арзамасский приборостроительный завод"
    Ссылка на закупку №31603402931, ссылка на скачивание документации
    3) Восемь инерциальных систем ИНС-2000-04 с монтажной рамой РМ-71 за 79,9 млн.руб. у АО "Раменский приборостроительный завод"
    Ссылка на закупку №31603403032, ссылка на скачивание документации
    4) Четыре запросчика системы госопознавания 623-3Д-23 за 45 млн.руб. у казанского АО "Радиоприбор"
    Ссылка на закупку №31603348457, ссылка на скачивание документации
  20. Earthshaker 4 сентября 2019 14:01 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Жду ту-22м3МММ.
    1. sivuch 4 сентября 2019 14:41 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Куда Вам завезти ?
      Только оплата наличными
  21. Fil743 4 сентября 2019 19:17 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: VO3A
    крыло маленькое и нагруженное ещё и с ПЧК, фюзеляж не несущий...

    Ох, бяда бядовая!!! Чё делать то, чё делать??? Срочно дайте ребятенку большушшее крыло с несушшим фузеляжем и лопату снеговую!! Нехай снег тренируется чистить, авось как подрастет, приноровится не в тягость будет. А я уж со старичками ИАС старые добрые "троечки" поэксплуатирую. Может ишшо погоняем полосатые утюги в морях-окиянах.
    1. Комментарий был удален.
  22. Fil743 4 сентября 2019 19:26 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: sgrabik
    да и прилично устарели уже Ту-22М3

    вы сами себе ответили о целесообразности модернизации всего парка. Какой смысл проводить модернизацию самолетов, которых спишут через 2-3 года после ее завершения. Самые "молодые" Ту-22М3 1993 года выпуска и НСС 35 лет
    1. Мирон 5 сентября 2019 12:43 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Б-52 в строю все, включая те, что были ремоторизованы с 1958-го года.
      Их никто не собирается списывать ещё 100 лет.
      Окстись родимый.
  23. Мирон 5 сентября 2019 12:42 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    Крейсерская скорость у машины дозвуковая.
    Предел 2500 км/ч, лететь она на этой скорости может 10 минут, потом развалится.
    Единственно достоинство, может поднять на борт достаточно амуниции. Чтобы куда - то с серьёзным боезапасом лететь нужна дозаправка. Штанга дозаправки стоит на 20 машинах из 160. То есть реально какие - то боевые задачи может выполнять 20 самолетов. Для такой страны, как Россия 20 самолетов, это не ноль, но недостаточно.
    Что о них талдычат? Это, как говорил мой учитель о музыкальных инструментах, не инструмент, это мебель.
  24. kig
    kig 11 октября 2019 04:57 Новый
    • 0
    • 0
    0
    для самообороны бомбардировщик должен использовать не оружие, а радиоэлектронные или иные средства противодействия.
    - по-моему, правильно. Никакой истребитель не будет приближаться достаточно близко, а попробуй попади из пушки в ракету.