Military Review

CZ 805 A1 / A2. No worse than the good old "Bren"

28
Weapon and firms. At one time, the Soviet tanker V.P. Chibisov in his memoir "English Tanks at Krutogo Log (Novosibirsk, 1996) he praised the English Bren machine gun very highly, and even spoke of him as a “gentleman machine gun.” However, not only he. In India, he was in service even at the beginning of 21 centuries, and everywhere it showed itself in the best way. But after all, this is, in fact, Czech development, only in a certain way adapted to the technologies of English production and wartime. On the same North Korean and Chinese battle canvases, machine guns ZB-26 are found every now and then. not surprising, because they were delivered to 24 countries of the world, etc. Auger is not accidental. And its very name “Bren” (“Brno-Enfield”) only emphasizes what was the first and what is second. So the Czech arms school has a long tradition and supplies very sophisticated small arms to the modern arms market.



Czech soldier fires from a rifle CZ 805 BREN A1


Even in Soviet times, Czechoslovakia was the only country - a member of the Warsaw Pact, which was allowed to have its own model of an assault rifle, rather than a universal Kalashnikov assault rifle. And since the quality standards for all his armies were the same, this can only mean one thing: the Czech counterpart was practically inferior to our machine, and if in some way it was inferior, it was very insignificant.


CZ 805 BREN A1. Left view. Recharge handle on the left. Two folding mechanical sights. Four planks of Picattini


One of the last such samples that the Czech army actually received in 2011 was the new automatic rifle, which received the indicative name CZ 805 Bren A1 / A2, under cartridges of the caliber 5,56 × 45 mm. Weapons are available in two main versions A1 and A2. The first is a rifle, the second is a carbine, that is, the same weapon, but with a shorter barrel, for fighters involved in special operations and paratroopers.


The same sample with folded mechanical sights and mounted optical


By and large, the CZ BREN is a whole family of infantry small arms, consisting of such models as the CZ 805 BREN, CZ 807 and CZ BREN 2, which were developed and produced by the company Česká zbrojovka Uherský Brod (Česká Zbrojovka Uherski Brod). The first samples to be replaced in the Czech army Sa vz. 58 were introduced back in 2006, and later the CZ 805 BREN was put into service. Today this system is used by both the Czech military and the Indonesian special forces and even ... the Mexican police. In 2014, the now Slovak army replaced its old vz. 58 on CZ 805 BREN. The CZ BREN 2 modification went to the Czech army in November 2016, and in 2017 68 BREN 2 rifles chambered for 7,62 × 39 mm were received by the French GIGN, maybe in the future the order will be increased, since most of the Heckler & Koch HK416 arsenal is planned replace it with CZ BREN 2 in 7,62 × 39 mm version. They were also received by the Egyptian Airborne Forces and the Republican Guard, respectively, in 2017 and 2018.


Front view on the right. Clear hole for removing liners


The rifle uses light alloys, steel and plastic. The design is modular, the most modern. It has gas (short-stroke piston) gas automation with a rotating shutter and a forged chrome barrel, which is produced by the Ceska Zbrojovka company by cold forging. The modular design is very popular today, primarily because it allows users to easily change the caliber of weapons and use intermediate cartridges 5,56x45 mm and 7,62x39 mm by quickly replacing the barrel with gas pipes, a shutter, the receiver of the magazine and the magazine itself. The gas regulator allows for precise adjustment. The trigger consists of a separate removable unit, the main components of which are the trigger with a chopper and a four-position switch of fire modes. The stock, unlike the popular M16 rifle, can be folded by turning to the right and at the same time it is telescopically adjustable.

The weapon is equipped with a Picattini rail that runs along the entire receiver. But the edge of the upper bar also has a lower one, and two on both side surfaces, which allows you to install a variety of accessories on the rifle, including optical sights (collimator sights, sniper sights and thermal imager), measuring, marking and lighting equipment. Since the metal plates are compliant with the NATO MIL STD 1913 standard, the lower one also provides the possibility of installing a grenade launcher. A standard arrester, a tip for training firing and a silencer can be mounted on the muzzle of the barrel as standard.

The service life of the barrel is designed for 20 000 shots, the technical service life of the rifle as a whole is at least 20 years. The failure rate is 0,2%, if not taking into account failures due to ammunition. The weapon meets the requirements for reliable operation in difficult conditions (dust, dirt, high and low temperatures) according to NATO requirements. The surfaces of this type of weapon provide minimal reflectivity of light sources and are resistant to abrasion, corrosion, fresh and salt water, aggressive substances and products resulting from firing, and the use of preservatives approved for use in the Czech armed forces. There are no sharp edges and corners on the rifle (they are all flattened), as well as protrusions, except for Picattini slats. Under the barrel, you can attach an additional handle, which does not affect the balance of the weapon. The shutter handle can be installed both on the right and on the left, which increases the convenience of handling weapons. True, the hole for ejecting sleeves is only one and is on the right.

Basic disassembly and assembly of the rifle for routine maintenance can be done without any tools. Maintenance tools, including: a brass brush, an oiler, a universal wrench, a training shooting tip and a cable ramrod are included in the textile bag.

Due to the fact that the magazines for the rifle are made of transparent plastic, the arrow is easy to control the consumption of ammunition. Moreover, the rifle’s kit includes special plastic clips for connecting stores in a package, which is a modern trend of additional equipment stores to “shooter”. The kit for the rifle includes eight 30-loading magazines, that is, wearable ammunition is 240 rounds.


Czech parachutist with a carbine CZ 805 BREN A2


The effective range of the CZ 805 BREN A1 assault rifle is 500 m. The CZ 805 BREN A2 rifle differs from it only in a shortened barrel, 400 m range and less weight.

History the development of a new assault rifle model dates back to the 1977 year, when the Research and Development Center of the Brnon Machine-Building Plant adopted a program to create a new rifle called Lada S. In the 1984 year, requirements were approved for it, including the need to use a reduced cartridge 5,45 × 39 mm, and the presence of three barrels of different lengths: barrel length 382 mm, 185 mm and barrel in 577 mm, which turned the rifle into a machine gun. The resemblance to the AK-74 was obvious, with the exception of a number of differences in design, sights and fuse. At the end of the 1985 of the year, the new machine went to tests, after which in November of the 1989 of the year its serial production was to begin. But then the Velvet Revolution began and everyone was not up to the new machines. The country of 1 of January 1993 of the year was divided into the Czech Republic and Slovakia, thus ending the 74-year history of Czechoslovakia. Well, the Česká zbrojovka Uherský Brod company, which was developing its project, was privatized, and again took up other matters.

But at the end of the 1990's, the Lada project was resumed as the Czech Republic became a full member of NATO and wanted to have its own weapons under NATO cartridges. The rifle was "converted" to standard NATO ammunition 5.56 × 45 mm. Then Lada was offered for export under the name CZ 2000. The project itself received the designation "805". Two types of assault rifles were developed: Model A for intermediate cartridges, including NATO 5,56 × 45 mm, 7,62 × 39 mm and 6,8 mm Remington SPC; and model “B” under the cartridges of 7,62 × 51 mm NATO and even .300 Winchester Magnum.

Everyone had three barrels of different lengths to use the new weapon as an assault rifle, melee carbine and sniper rifle. All of them were actively promoted at international exhibitions, but the Czech army only in November 2009 of the year finally decided to announce a tender for a new automatic rifle. 27 images were presented at it, but in the end only two remained: CZ 805 and FN SCAR-L. CZ 805 won because it was a domestic development, and the tender results were published on February 1 2010 of the year. FN Herstal did not dispute this decision, and CZ 805 18 of March 2010 of the year finally joined the army. The order was 6 687 assault rifles CZ 805 BREN A1; then 1250 CZ 805 carbines BREN A2; and finally, the 397 grenade launchers CZ 805 G1 under the grenade caliber 40xNUMX mm. Moreover, they could be produced both in the underbarrel version, for mounting on a rifle, and as an individual infantryman’s weapon with a butt. All rifles were equipped with Meopta ZD-Dot sights with a "red dot". For the special forces, 46 enhanced kits were also ordered, consisting of the 1386-fold Meopta DV-Mag3 sight, the night-time 3-fold NV-3Mag sight and the DBAL-A3 laser designator.


Grenade launcher CZ 805 G1


In May 2010, the army asked for design changes before the rifle could be put into service. It was necessary to change the butt, pistol grip, and on the shutter, the number of locking protrusions to reduce from seven to six. The first delivery of the CZ 805 took place on 19 July 2011 year in the number of 505 rifles and 20 grenade launchers. The full order should have been completed in 2013.


Rifle with a grenade launcher CZ 805 G1.


In October of the 2015 of the year, the company announced that it was ready to provide the army with a lighter model of its CZ 805 BREN rifle called the CZ BREN 2 (unofficial name CZ 806 BREN 2), which has improved ergonomics and a number of design changes that increase operational characteristics . In particular, the weight was reduced by 0,5 kg, and a number of other changes were made. In January 2016, the Czech army confirmed that the contract with CZUB for the BREN 2 was signed at the price of 2600 Czech crowns for a rifle and 800 crowns for a grenade launcher.


CZ BREN 2 with barrel length 277 mm


On the new rifle is the store’s receiver, which is a unit that can be easily replaced with blocks for NATO STANAG stores or the store from the HK G36 5,56 × 45 mm rifle. It was also possible to install NATO-100 Beta C-Mag 100 cartridge stores on it.

Today this Czech rifle exists in the following designs:

The CZ 805 BREN A1 is the standard configuration of an assault rifle chambered for the NATO cartridge 5,56 × 45 mm with a barrel length of 360 mm.

The CZ 805 BREN A2 is a carbine configuration with a NATO cartridge 5.56 × 45 mm with a barrel length of 277 mm.

CZ 805 BREN S1 is a semi-automatic version of the A1 model, designed for the civilian market.

CZ 805 A1 / A2. No worse than the good old "Bren"

CZ BREN 2 with tactical flashlight on the left side of Picattini


CZ BREN 2 - assault rifle, the design of which was based on the experience of fighters of special forces, which require highly functional weapons.

CZ BREN 2 - a modular multi-caliber rifle, caliber 5,56 × 45 mm and caliber 7,62 × 39 mm. The CZ BREN 2 BR uses NATO's 7,62x51 cartridges. The CZ BREN 2 caliber can be quickly changed by changing the barrel and inserting a compatible magazine insert of 5,56x45 mm size. The barrel length is from 207 mm, 280 mm to 357 mm. The firing mode selector is completely ambivalent, like other controls on this rifle. It has a simplified trigger system with three positions: “safe”, “semi-automatic” and “fully automatic”. The "cut-off by 2 shot" firing mode, which was on the CZ 805 BREN, was canceled.

The CZ 807 is a modular assault rifle under the 7,62 × 39 mm cartridge, which can be easily mounted under the 5,56 × 45 mm cartridges by changing the barrel and corresponding combat modules.


CZ BREN 2 GIGN


CZ BREN 2 The intervention groups of the French National Gendarmerie, abbreviated GIGN (fr. Groupe d'Intervention de la Gendarmerie Nationale), the elite anti-terrorist unit of the French gendarmerie. Caliber 7,62x39 mm.


GIGN fighter with machine gun CZ BREN 2


To be continued ...
Author:
28 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. East Kazakhstan
    East Kazakhstan 4 September 2019 06: 15
    +6
    The weapon is excellent! Especially this one GIGN. Well done Czechs!
  2. igordok
    igordok 4 September 2019 06: 40
    +1
    Tell me, does the presented weapon have slots in the arrester - spiral? Or is it an optical illusion? If yes, then why?
    1. kalibr
      4 September 2019 06: 48
      +2
      I can’t say, I didn’t hold it in my hands.
    2. Undecim
      Undecim 4 September 2019 12: 15
      +4
      Tell me, does the presented weapon have slots in the arrester - spiral? Or is it an optical illusion? If yes, then why?
      The slots are really spiral.

      The design of the flame arrester in the form of a spiral was developed by Smith Enterprise, Inc. In 1984, under the name Vortex Flash Hider, a patent was received in 1995. Differs in high efficiency.
  3. Corn
    Corn 4 September 2019 07: 31
    -2
    Very interesting automatics and long-standing Czech weapons traditions are well known ... but the barrel length, which varies from “a quarter shorter than the AK74” to “shorter than the AKSU,” is very confusing, and this is with the “slow-moving” NATO 5.56 * 45 , and here at full height the question arises, but how does it even shoot ?!
    1. Den717
      Den717 4 September 2019 12: 21
      +2
      Quote: Corn
      how does it shoot at all ?!

      About the same as any other machine of a similar system. Look at the curves of changes in the pressure of the powder gases in the barrel and the speed of the bullet, and you will have no questions.
  4. Lopatov
    Lopatov 4 September 2019 07: 46
    +6
    Weapons of "modern design" are somehow deliberately bulky, "blown"
    Interestingly, the developers do it on purpose, believing that it is so brutal?
    Or is it unconscious that this could be the subject of research for modern psychiatrists, followers of Z. Freud laughing
    1. Operator
      Operator 4 September 2019 10: 22
      -9
      Another Czech brick with a barrel 415 mm weighs 4 kg - to manually fight off adversaries, when it sticks, apparently laughing
  5. Catfish
    Catfish 4 September 2019 10: 11
    +5
    There is a little confusion with the top photo, most likely there is CZ BREN A2. As for the rest, it’s an excellent article and the weapons are most likely also excellent.
    Vyacheslav Olegich thanks with a wish to continue as soon as possible. hi
    1. Pane Kohanku
      Pane Kohanku 4 September 2019 14: 28
      +4
      Vyacheslav Olegich thanks with a wish to continue as soon as possible.

      I, too, Vyacheslav Olegovich "ku"! (and sat down twice) drinks hello to all honest people, and have a nice day! hi
      1. Catfish
        Catfish 4 September 2019 14: 33
        +2
        Nikolay, hello! hi How is life on a sinful earth? Then all of them disappeared nowhere, and Anton threatens me with unearthly punishments for his own "Tank" and an attempt to assassinate his nickname. This is at the Vienna arsenal of Olegych. drinks
        1. Pane Kohanku
          Pane Kohanku 4 September 2019 14: 42
          +2
          How is it on sinful earth?

          I’m leaving after yesterday .... wassat went to the theater. and was somewhat shocked ... what
          and Anton threatens me with unearthly punishment for his own "Tank" and an attempt to assassinate his nickname

          next time we will call him Brave Murat! fellow Fortunately, I have Victor in the form of Viktor Nikolaevich. drinks
          1. Catfish
            Catfish 4 September 2019 14: 45
            +2
            I'm already afraid, let it remain as it is 3x3. He is pleased and calmer to us. drinks
            1. Pane Kohanku
              Pane Kohanku 4 September 2019 14: 51
              +3
              He will come in the evening, and he will say everything about us .... lol
              add - we are waiting for the continuation of the cycle from Vyacheslav Olegovich.
  6. Catfish
    Catfish 4 September 2019 10: 13
    +2
    According to Freud, most likely the Israeli "Desert of Needles", that's for sure - "a gun for real macho." laughing
  7. Catfish
    Catfish 4 September 2019 10: 23
    +5
    CZ 2000 Lada.



    So far, clear Kalash.
    1. SERGEY SERGEEVICS
      SERGEY SERGEEVICS 4 September 2019 10: 51
      +2
      So far, clear Kalash.

      So they are all, according to one standard and go.
  8. SERGEY SERGEEVICS
    SERGEY SERGEEVICS 4 September 2019 10: 48
    +3
    CZ 805 A1 / A2. No worse than the good old "Bren"

    And CZ, it’s all weapons line is not bad, starting from the civilian version, ending with army copies. Among them, there are even worthy copies.
  9. marshes
    marshes 4 September 2019 14: 13
    +1
    Of course, AK may be better, but the price tag is a bite.
  10. kalibr
    4 September 2019 16: 42
    +2
    Quote: Sea Cat
    Vyacheslav Olegich thanks with a wish to continue as soon as possible.

    Thanks for the gratitude, but continuing quickly will not work. You have to look a lot and work hard on the text.
  11. Comrade Kim
    Comrade Kim 4 September 2019 16: 58
    +2
    Quote: SERGEY SERGEEVICS
    Among them, there are even worthy specimens.

    Yes, they simply do not deserve.
    And the short-barrel is generally an icon of "style".
  12. VladGTN
    VladGTN 4 September 2019 21: 14
    +1
    And the price is exactly 800 crowns for a grenade launcher and 2600 for a carbine? With our money it is 2256 and 7332 rubles, respectively. I would buy three pieces.
    1. kalibr
      4 September 2019 22: 01
      +2
      It is written on the website of their Ministry of Defense ...
      1. Undecim
        Undecim 5 September 2019 11: 27
        +1
        Our sins are grave. Vyacheslav Olegovich, you mixed up things with crowns. Armáda ČR v těchto dnech dokončuje převzetí 2600 nových útočných pušek CZ BREN 2 od České zbrojovky.
        And in kroons the cost is about 55, which is about 000 in euros (https://www.walzel.cz/zbrane/cz-bren-2200).
        1. kalibr
          5 September 2019 12: 18
          +2
          Yes, he ... wrote late. Mind has gone beyond reason, not otherwise ...
  13. ssergey1978
    ssergey1978 7 September 2019 18: 11
    0
    The French 7.62x39 respect. Did not know.
  14. Massik
    Massik 8 September 2019 18: 01
    0
    Sig 551 with lotions ... Repels the mine and the abundance of bolts.
  15. Jurec
    Jurec 26 November 2019 18: 29
    0
    The article is interesting,
    "CZK 2600 for a rifle and CZK 800 for a grenade launcher"
    Here the author has a mistake.
    2600 CZK + + - 100 € at the 2016 exchange rate.

CZ 805 А1/А2. Не хуже старого доброго «Брена»

Оружие и фирмы. В свое время советский танкист В. П. Чибисов в своей книге мемуаров "Английские танки у Крутого Лога" (Новосибирск, 1996 г.) очень высоко оценил английский пулемет «Брен», и даже высказался о нем, как о «пулемете-джентльмене». Впрочем, не только он. В Индии он находился на службе даже в начале 21 века, и везде показал себя наилучшим образом. Но ведь это же, по сути, чешская разработка, лишь определенным образом адаптированная под технологии английского производства и военного времени. На тех же северокорейских и китайских батальных полотнах то и дело встречаются пулеметы ZB-26. И неудивительно, ведь поставлялись они в 24 страны мира и тоже не случайно. Да и само его название «Брен» («Брно-Энфильд») лишь подчеркивает, что было первым, а что вторым. Так что чешская оружейная школа имеет давние традиции и поставляет на современный рынок вооружений весьма совершенные образцы стрелкового оружия.



Чешский солдат ведет огонь из винтовки CZ 805 BREN A1


Даже в советское время Чехословакия была единственной страной – членом Варшавского договора, которой было позволено иметь свою собственную модель автомата, а не всеобщий автомат Калашникова. А поскольку стандарты качества для всех его армий были едины, это может означать лишь одно: чешский аналог нашему автомату практически не уступал, а если в чем-то и уступал, то очень незначительно.


CZ 805 BREN A1. Вид слева. Рукоятка перезаряжания слева. Два откидных механических прицела. Четыре планки Пикаттини


Одним из последних таких образцов, которые получила собственно чешская армия в 2011 году, стала новая автоматическая винтовка, получившая показательное название CZ 805 Брен А1 / А2, под патроны калибра 5,56 × 45 мм. Оружие выпускается в двух основных модификациях A1 и A2. Первая – винтовка, вторая – карабин, то есть тоже самое оружие, но с более коротким стволом, для бойцов, участвующих в специальных операциях и десантников.


Этот же образец со сложенными механическими прицелами и установленным оптическим


По большому счету CZ BREN — это целое семейство стрелкового оружия пехоты, состоящее из таких образцов, как CZ 805 BREN, CZ 807 и CZ BREN 2, которые разработала и выпустила компания Česká zbrojovka Uherský Brod (Ческа Збройовка Угерски-Брод). Первые образцы для замены в чешской армии Sa vz. 58 были представлены еще в 2006 году, а позднее CZ 805 BREN приняли на вооружение. Сегодня эта система используется как чешскими военными, так и индонезийским спецназом и даже… мексиканской полицией. В 2014 году теперь уже словацкая армия заменила свои старые vz. 58 на CZ 805 BREN. Модификация CZ BREN 2 пошла в чешскую армию в ноябре 2016 года, а в 2017 году 68 винтовок BREN 2 под патрон 7,62 × 39 мм получила французская GIGN, может быть в дальнейшем заказ будет увеличен, поскольку большую часть арсенала Heckler & Koch HK416 планируется заменить именно на CZ BREN 2 в 7,62 × 39 мм варианте. Их также получили египетские воздушно-десантные войска и Республиканская гвардия соответственно в 2017 и 2018 годах.


Вид спереди справа. Хорошо видно отверстие для удаления гильз


В винтовке используются легкие сплавы, сталь и пластмасса. Конструкция модульная, самая современная. Имеет газовую (короткоходовую поршневую) газовую автоматику с вращающимся затвором и кованым хромированным стволом, который методом холодной ковки выпускается предприятием Ческа Збройовка. Модульная конструкция сегодня очень популярна, и прежде всего тем, что позволяет пользователям легко изменять калибр оружия и применять и промежуточные патроны 5,56x45 мм, и 7,62x39 мм путем быстрой замены ствола вместе с газовыми трубками, затвором, приемником магазина и самим магазином. Газовый регулятор позволяет проводить его точную регулировку. Спусковой механизм состоит из отдельного съемного блока, основными компонентами которого являются спусковой механизм с прерывателем и четырехпозиционным переключателем режимов огня. Приклад, в отличие от популярной винтовки М16, может складываться поворотом вправо и в то же время он телескопически регулируется.

Оружие оснащено рельсовой планкой Пикаттини, которая идет вдоль всей ствольной коробки. Но кромке верхней планки имеется еще и нижняя, и две на обеих боковых поверхностях, что позволяет устанавливать на винтовку самые различные аксессуары, включая оптические прицельные устройства (прицелы коллиматорного типа, прицелы снайперские и тепловизор), измерительное, маркировочное и осветительное оборудование. Поскольку пластины металлические, соответствующие стандарту НАТО MIL STD 1913, нижняя также обеспечивает возможность установки подствольного гранатомета. На дульном срезе ствола в стандартном исполнении может крепиться пламегаситель, наконечник для тренировочной стрельбы и глушитель.

Срок службы ствола рассчитан на 20 000 выстрелов, технический срок службы винтовки в целом не менее 20 лет. Процент отказов равен 0,2%, если не учитывать отказы из-за боеприпасов. Оружие соответствует требованиям для надежной работы в сложных условиях (пыль, грязь, высокие и низкие температуры) согласно требованиям НАТО. Поверхности данного вида оружия обеспечивают минимальную отражательную способность источников света и устойчивы к истиранию, коррозии, пресной и соленой воде, агрессивным веществам и продуктам, возникающим в результате стрельбы, и использования консервантов, одобренных для использования в чешских вооруженных силах. На винтовке нет острых граней и углов (все они сглажены), а также выступов, кроме планок Пикаттини. Под стволом можно прикрепить дополнительную рукоятку, что не влияет на баланс оружия. Рукоятку затвора можно установить, как справа, так и слева, что повышает удобство обращения с оружием. Правда, отверстие для выброса гильз только одно и находится справа.

Базовая разборка и сборка винтовки для планового технического обслуживания может производиться без каких-либо инструментов. Средства для технического обслуживания, включая: латунную щетку, масленку, универсальный гаечный ключ, наконечник для тренировочной стрельбы и тросовый шомпол входят в комплект находятся в текстильной сумке.

Благодаря тому, что магазины к винтовке выполнены из прозрачной пластмассы, стрелку легко контролировать расход боеприпасов. Причем, в комплект винтовки входят специальные пластиковые зажимы для соединения магазинов в пакет, что является современным трендом дополнительного оборудования магазинов к «стрелковке». В комплект к винтовке входит восемь 30-зарядных магазинов, то есть носимый боезапас составляет 240 патронов.


Чешский парашютист с карабином CZ 805 BREN A2


Эффективная дальность огня штурмовой винтовки CZ 805 BREN A1 составляет 500 м. Карабин CZ 805 BREN A2 отличается от нее лишь укороченным стволом, дальностью 400 м и меньшим весом.

История же разработки нового образца штурмовой винтовки уходят своими корнями еще в 1977 год, когда Центр исследований и разработок Брноненского машиностроительного завода принял программу по созданию новой винтовки под названием Lada S. В 1984 году на нее были утверждены требования, в числе которых указывалось на необходимость использования уменьшенного патрона 5,45 × 39 мм, и наличие трех стволов разной длины: ствола длиной 382 мм, 185 мм и ствола в 577 мм, превращавшим винтовку в ручной пулемет. Сходство с АК-74 было очевидным, за исключением ряда различий в дизайне, прицелах и предохранителе. В конце 1985 года новый автомат пошел на испытания, после которых в ноябре 1989 года должно было начаться его серийное производство. Но тут началась Бархатная революция и всем стало не до новых автоматов. Сама страна 1 января 1993 года разделилась на Чешскую Республику и Словакию, покончив таким образом с 74-летней историей существования Чехословакии. Ну, а компания Česká zbrojovka Uherský Brod, разрабатывавшая ее проект, была приватизирована, опять-таки занялась другими делами.

Но в конце 1990-х годов проект «Лада» возобновили, поскольку Чешская Республика стала полноправным членом НАТО и ей захотелось иметь свое собственное оружие под натовские патроны. Винтовку «переоборудовали» под стандартные боеприпасы НАТО 5.56 × 45 мм. Затем Lada была предложена на экспорт под названием CZ 2000. Сам проект получил обозначение «805». Было разработано два вида автоматов: модель «А» под промежуточные патроны, в том числе НАТО 5,56 × 45 мм, 7,62 × 39 мм и 6,8 мм Remington SPC; и модель «B» под патроны 7,62 × 51 мм НАТО и даже .300 Winchester Magnum.

У всех было по три ствола разной длины, чтобы использовать новый образец оружия в качестве штурмовой винтовки, карабина ближнего боя и винтовки для снайпера. Все они активно продвигались на международных выставках, однако чешская армия лишь в ноябре 2009 года наконец-то решила объявить тендер на новую автоматическую винтовку. На него было представлено 27 образов, но в итоге остались лишь два: CZ 805 и FN SCAR-L. CZ 805 выиграла поскольку это была отечественная разработка, а результаты тендера были обнародованы 1 февраля 2010 года. FN Herstal не оспаривал этого решение, и CZ 805 18 марта 2010 года наконец-то пошла в армию. При этом заказ составлял 6 687 штурмовых винтовок CZ 805 BREN A1; затем 1250 CZ 805 карабинов BREN A2; и, наконец, 397 гранатометов CZ 805 G1 под гранату калибром 40х46 мм. Причем, они могли выпускаться как в варианте подствольном, для крепления на винтовку, так и в качестве индивидуального оружия пехотинца с прикладом. Все винтовки были оснащены прицелами Meopta ZD-Dot с «красной точкой». Для спецназа были также заказаны 1386 улучшенных наборов, состоящих из 3-кратного прицела Meopta DV-Mag3, ночного 3-кратного прицела NV-3Mag и лазерного целеуказателя DBAL-A2.


Гранатомет CZ 805 G1


В мае 2010 года армия попросила внести изменения в конструкцию, прежде чем винтовка могла быть принята на вооружение. Потребовалось изменить приклад, пистолетную рукоятку, а на затворе количество запирающих выступов уменьшить с семи до шести. Первая поставка CZ 805 состоялась 19 июля 2011 года в количестве 505 винтовок и 20 гранатометов. В полном объеме заказ следовало завершить в 2013 году.


Винтовка с подствольным гранатометом CZ 805 G1.


В октябре 2015 года на предприятии было объявлено, что оно готово предоставить армии более легкий образец своей винтовки CZ 805 BREN под названием CZ BREN 2 (неофициальное название CZ 806 BREN 2), у которого улучшена эргономика и внесен ряд изменений в конструкцию, повышающие эксплуатационные характеристики. Был, в частности, уменьшен вес на 0,5 кг, и произведен ряд других изменений. В январе 2016 года последовало подтверждение со стороны чешской армии, что контракт с CZUB на BREN 2 подписан при цене 2600 чешских крон за винтовку и 800 крон за подствольный гранатомет.


CZ BREN 2 с длиной ствола 277 мм


На новой винтовке стоит приемник магазина, который представляет собой блок, который может быть легко замен на блоки для магазинов НАТО STANAG или же магазина от винтовки HK G36 5,56 × 45 мм. На нее стало возможно устанавливать и 100-патронные магазины НАТО-100 Beta C-Mag.

Сегодня эта чешская винтовка существует в следующих образцах:

CZ 805 BREN A1 — это стандартная конфигурация штурмовой винтовки под патрон НАТО 5,56 × 45 мм с длиной ствола 360 мм.

CZ 805 BREN A2 — это конфигурация карабина с патроном НАТО 5.56 × 45 мм с длиной ствола 277 мм.

CZ 805 BREN S1 — полуавтоматическая версия модели А1, предназначенная для гражданского рынка.

CZ 805 А1/А2. Не хуже старого доброго «Брена»

CZ BREN 2 с тактическим фонарем на левой планке Пикаттини


CZ BREN 2 — штурмовая винтовка, дизайн которой был основан на опыте бойцов подразделений специального назначения, которым требуется в высшей степени функциональное оружие.

CZ BREN 2 — модульная мультикалиберная винтовка, калибра 5,56 × 45 мм и калибра 7,62 × 39 мм. CZ BREN 2 BR использует патроны НАТО 7,62x51. Калибр CZ BREN 2 можно быстро изменить, поменяв ствол и вставив совместимую вставку магазина размером 5,56x45 мм. Длина ствола составляет от 207 мм, 280 мм и до 357 мм. Селектор режима стрельбы полностью амбивалентен, как и другие элементы управления этой винтовкой. Он имеет упрощенную триггерную систему с тремя положениями: «безопасный», «полуавтоматический» и «полностью автоматический». Режим стрельбы «отсечка по 2 выстрела», который был на CZ 805 BREN, отменен.

CZ 807 — это модульная штурмовая винтовка под патрон 7,62 × 39 мм, которую можно легко перемонтировать под патроны 5,56 × 45 мм, поменяв ствол и соответствующие боевых модули.


CZ BREN 2 GIGN


CZ BREN 2 Группы вмешательства Национальной жандармерии Франции, сокращенно GIGN (фр. Groupe d'Intervention de la Gendarmerie Nationale), элитного антитеррористического подразделения Французской жандармерии. Калибр 7,62x39 мм.


Боец GIGN с автоматом CZ BREN 2


Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Восток Казахстана 4 сентября 2019 06:15 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    Оружие отли4ное! Особенно вот этот GIGN.Молодцы чехи!
  2. igordok 4 сентября 2019 06:40 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Подскажите, у представленного оружия, прорези в пламегасителе - спиральные? Или это обман зрения? Если, да - то зачем?
    1. kalibr 4 сентября 2019 06:48 Новый
      • 3
      • 1
      +2
      Не могу сказать, в руках не держал.
    2. Undecim 4 сентября 2019 12:15 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Подскажите, у представленного оружия, прорези в пламегасителе - спиральные? Или это обман зрения? Если, да - то зачем?
      Прорези действительно спиральные.

      Конструкцию пламегасителя в виде спирали разработала фирма Smith Enterprise, Inc. в 1984 году под названием Vortex Flash Hider , патент получили в 1995 году. Отличается высокой эффективностью.
  3. Кукуруза 4 сентября 2019 07:31 Новый
    • 1
    • 3
    -2
    Очень интересный автоматик и давние чешские оружейные традиции хорошо известны...но очень смущает длина ствола , которая варируется от “на четверть короче, чем у ак74” и до “короче чем у АКСУ”, и это при “медленновыгорающем” натовском 5.56*45, и тут в полный рост встает вопрос , а как оно вообще стреляет?!
    1. Den717 4 сентября 2019 12:21 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: Кукуруза
      как оно вообще стреляет?!

      Примерно также, как любой другой автомат подобной системы. Посмотрите кривые изменения давления пороховых газов в стволе и скорости пули, и у вас пропадут вопросы.
  4. Лопатов 4 сентября 2019 07:46 Новый
    • 8
    • 2
    +6
    Оружие "современного дизайна" какое-то нарочито громоздкое, "дутое"
    Интересно, разработчики делают это специально, считая, что так брутальнее?
    Или это неосознанно, что может стать темой исследования для современных психиатров- последователей З.Фрейда laughing
    1. Оператор 4 сентября 2019 10:22 Новый
      • 3
      • 12
      -9
      Очередной чешский кирпич со стволом 415 мм весит 4 кг - чтобы вручную отбиваться от супостатов, когда заклинит, вестимо laughing
  5. Морской Кот 4 сентября 2019 10:11 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    С верхним фото небольшая путаница, там скорее всего CZ BREN A2. А в остальном отличная статья и оружие скорее всего тоже отличное, у чехов большой опыт и хорошая школа.
    Вячеславу Олегычу благодарность с пожеланием поскорее продолжить. hi
    1. Пане Коханку 4 сентября 2019 14:28 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Вячеславу Олегычу благодарность с пожеланием поскорее продолжить.

      я тоже Вячеславу Олеговичу "ку"! (и присел два раза) drinks всем честнЫм людям привет, и хорошего дня! hi
      1. Морской Кот 4 сентября 2019 14:33 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Николай, привет! hi Как жисть на грешной земле? Тут чё-то все пропали неизвестно куда, а мне Антон грозит карами неземными за его собственный "Танк" и попытку покушения на евойный ник. Это на Венском арсенале Олегыча. drinks
        1. Пане Коханку 4 сентября 2019 14:42 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Как жисть на грешной земле?

          отхожу после вчерашнего.... wassat сходил в театр. и был несколько шокирован... what
          а мне Антон грозит карами неземными за его собственный "Танк" и попытку покушения на евойный ник

          в следующий раз назовем его Храбрецом Мюратом! fellow Благо, Даву в виде Виктора Николаевича у нас есть. drinks
          1. Морской Кот 4 сентября 2019 14:45 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Я уже боюсь, пусть остаётся как есть 3х3. Он доволен и нам спокойней. drinks
            1. Пане Коханку 4 сентября 2019 14:51 Новый
              • 3
              • 0
              +3
              Он еще придет вечером, и все про нас скажет.... lol
              добавлю - ждем продолжения цикла от Вячеслава Олеговича.
  6. Морской Кот 4 сентября 2019 10:13 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    По Фрейду скорее всего израильский "Дезерт игл", вот уж точно -- "пушка для настоящих мачо". laughing
  7. Морской Кот 4 сентября 2019 10:23 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    CZ 2000 Lada.



    Пока ещё явный Калаш.
    1. SERGEY SERGEEVICS 4 сентября 2019 10:51 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Пока ещё явный Калаш.

      Так они все, по одному стандарту и идут.
  8. SERGEY SERGEEVICS 4 сентября 2019 10:48 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    CZ 805 А1/А2. Не хуже старого доброго «Брена»

    А у CZ, она вся оружейная линейка неплохая, начиная от гражданской версии, заканчивая армейскими экземплярами.Среди них, есть даже достойные экземпляры.
  9. болот 4 сентября 2019 14:13 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Конечно может и лучше АК,но ценник кусач.
  10. kalibr 4 сентября 2019 16:42 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Цитата: Морской Кот
    Вячеславу Олегычу благодарность с пожеланием поскорее продолжить.

    За благодарность спасибо, а вот продолжить быстро не получится. Надо много искать и много работать над текстом.
  11. Товарищ Ким 4 сентября 2019 16:58 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Цитата: SERGEY SERGEEVICS
    Среди них, есть даже достойные экземпляры.

    Да у них просто недостойных нет.
    А короткоствол так это вообще- икона "стиля".
  12. ВладГТН 4 сентября 2019 21:14 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    А цена точно 800 крон за гранатомёт и 2600 за карабин? На наши деньги это 2256 и 7332 рубля соответственно. Я б купил штуки по три.
    1. kalibr 4 сентября 2019 22:01 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Так написано на сайте их министерства обороны...
      1. Undecim 5 сентября 2019 11:27 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Грехи наши тяжкие. Вячеслав Олегович, Вы штуки с кронами перепутали. Armáda ČR v těchto dnech dokončuje převzetí 2600 nových útočných pušek CZ BREN 2 od České zbrojovky.
        А в кронах стоимость порядка 55 000, что в евро примерно 2200 (https://www.walzel.cz/zbrane/cz-bren-2).
        1. kalibr 5 сентября 2019 12:18 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Да, уж... поздно писал. Ум за разум зашел, не иначе...
  13. ssergey1978 7 сентября 2019 18:11 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Французы 7.62х39 уважают. Не знал.
  14. Marssik 8 сентября 2019 18:01 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Сиг 551 с примочками... Отталкивает шахта и обилие болтов.
  15. Jurec 26 ноября 2019 18:29 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Статья интересная,
    "2600 чешских крон за винтовку и 800 крон за подствольный гранатомёт"
    Здесь у автора ошибка.
    2600 крон ето +- 100€ по курсу 2016 года.