Возвращение «Альбатроса». Проект А-42 возобновляется

28
Отечественные СМИ вновь сообщают о возможном возобновлении работ по самолету-амфибии А-42 «Альбатрос». Эта машина была создана еще в восьмидесятых годах, но так и не дошла до серии и до войск. На протяжении последних лет регулярно появлялись сообщения о возможном возвращении закрытого проекта и его завершении в интересах авиации военно-морского флота.


А-40 на взлете. Фото Wikimedia Commons




Последние новости


О возобновлении проекта 3 сентября сообщило издание «Известия», сославшееся на неназванные источники в авиационной промышленности и министерстве обороны. Утверждается, что уже принято принципиальное решение о возобновлении разработки и производства самолетов А-42. Сейчас военные заняты формированием требований к обновленной машине.

По данным издания, Минобороны желает получить универсальную летающую лодку, способную при помощи разного оснащения решать задачи противолодочной обороны и участвовать в поисково-спасательных операциях. Пока планируется приобрести всего три самолета нового типа. При этом сроки выполнения работ неизвестны.

Тема возобновления работ по «Альбатросу» в прошлый раз поднималась примерно год назад – в начале сентября 2018-го. Тогда Объединенная авиастроительная корпорация раскрыла свои планы подобного рода, но не стала вдаваться в подробности. Кроме того, тема возможного возобновления проекта А-40 неоднократно попадала в новости и ранее, едва ли не с начала текущего десятилетия.

В отличие от предыдущих сообщений, последние новости раскрывают примерные планы Минобороны и указывают желаемые пути развития авиационной техники. Кроме того, указано, что развитие получит ранее закрытый проект поисково-спасательного самолета А-42, созданный на базе А-40.

Универсальная амфибия


«Известия» указывают некоторые особенности модернизации существующего проекта «Альбатрос» под актуальные нужды заказчика. По их данным, улучшенный самолет получит целый набор современного оснащения разного рода, что обеспечит рост технических и рабочих характеристик, а также позволит решать поставленные задачи.


Предлагавшийся проект модернизации А-42ПЭ. Рисунок ТАНТК им. Бериева / beriev.com


Силовая установка может сохранить имеющуюся архитектуру, но рассматривается вариант ее перестройки, уже предлагавшийся в проекте А-42ПЭ. В этом случае турбореактивные двигатели Д-30ТКПВ должны уступить место винтовентиляторным Д-27. По расчетам, это позволит сократить расход горючего и увеличить дальность до 9,3 тыс.км. При этом «Альбатрос» сохранит систему дозаправки в полете, что положительно скажется на боевом радиусе.

Кардинальной модернизации подвергается комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Предлагается заменить радиолокационную станцию, ввести оптико-электронный блок и т.д. Прицельно-навигационный комплекс должен соответствовать современным требованиям, в т.ч. характерным для летающих лодок. Требуются новые средства связи и управления.

Модернизированный А-42 будет предназначаться для решения двух основных задач: ведения ПЛО и поисково-спасательных операций. В зависимости от задачи, амфибия должна будет получать необходимое БРЭО и соответствующее оснащение либо вооружение. В таких конфигурациях «Альбатрос» должен будет искать надводные и подводные цели и поражать их, либо оказывать помощь. Ожидается, что возможность посадки на воду даст А-42 характерные преимущества перед другими самолетами ПЛО и ПСС.

Противолодочный потенциал


Еще в базовом проекте А-40 «Альбатрос» предусматривался комплекс мер по превращению самолета-платформы в специализированную амфибию ПЛО. Схожие идеи и решения могут применяться в новом проекте А-42 с понятными результатами. Итогом этого должно стать появление достаточно удачного противолодочного самолета с высокими характеристиками.

По летно-техническим характеристикам А-40/42 сопоставим с некоторыми отечественными самолетами ПЛО, а наличие системы дозаправки в воздухе позволяет увеличить дальность полета и время патрулирования. Имеется возможность перевозки гидроакустических буев и противолодочного вооружения. Специальная поисковая аппаратура может быть смонтирована в доступных объемах планера.

Возвращение «Альбатроса». Проект А-42 возобновляется
Один из вариантов оснащения пассажирского отсека поисково-спасательного А-42. Фото Airwar.ru


Важным преимуществом амфибии перед другими противолодочными самолетами является возможность посадки на воду. Благодаря этому А-42 сможет искать подлодки противника не только при помощи буев и магнитометра, но и с применением фюзеляжной или опускаемой гидроакустической станции.

Противолодочный вариант базового А-40 мог нести 6,5 т полезной нагрузки и вооружения. Этого достаточно для несения запаса буев, торпед или ракет. По всей видимости, модернизированный «Альбатрос» будет иметь, как минимум, схожие характеристики.

Модификация будущего А-42 с противолодочным оснащением и вооружением может представлять большой интерес для флота. Такой самолет по своим летным данным находится между существующими Ил-38 и Ту-142. Боевая нагрузка также занимает промежуточное положение. При этом «Альбатрос» выгодно отличается способностью работы с воды и имеет некоторые другие преимущества. Наконец, речь идет о совершенно новом самолете с большим запасом ресурса, что тоже важно для нашей ПЛО.

Спасательная работа


Целью проекта А-42 с самого начала было создание перспективной летающей лодки-спасателя. Самолет должен был получить соответствующее оснащение, позволяющее находить терпящих бедствие, оказывать им помощь и поднимать на борт. Для решения таких задач предусматривались установка специальной радиоэлектронной аппаратуры и организация отсеков с необходимым оснащением.

Для поиска предлагалось использовать РЛС, ОЭС и средства приема аварийных сигналов. На борту имелись сбрасываемые контейнеры со спасательными средствами. Также самолет мог бы самостоятельно оказывать помощь, выполняя посадку в нужном районе.


Одна из укладок спасательного оснащения на А-42. Фото Airwar.ru


В бортах фюзеляжа А-42 предусматривались два крупных люка, позволявших спускать на воду и принимать моторную лодку. В грузовом отсеке организовывался многофункциональный салон. В нем можно было разместить более 50 человек или лежачих раненых. Также предусматривалось развертывание медицинского отсека с операционной.

Предполагалось, что поисково-спасательный «Альбатрос» сможет оказывать помощь терпящим бедствие экипажам надводных кораблей, подлодок и самолетов. Широкие возможности самолета-амфибии и наличие различного оснащения на борту позволяло искать и спасать пострадавших оптимальным способом. Самолет мог выполнять патрулирование на дальностях до 3-3,5 тыс. км от базы или в более удаленных зонах за счет дозаправки.

Перспективный самолет А-42 мог дойти до серии и поступить в морскую авиацию. Тем не менее, проект появился в неудачное время и не был доведен даже до испытаний опытного образца. Прототип летающей лодки не достроили и не вывели на испытания. Все дальнейшее развитие проекта осуществлялось только на бумаге.

«Альбатрос» из будущего


Летающие лодки различного назначения, по характеристикам близкие к старому самолету А-40 или построенные на его основе, могут представлять интерес для российского ВМФ. С помощью такой техники можно решать ряд актуальных задач, причем делать это с большей эффективностью в сравнении с другой техникой. Тем не менее, для получения таких результатов необходимо переработать существующие проекты в соответствии с нынешними требованиями и взглядами заказчика.

Согласно последним сообщениям, принципиальное решение о создании новой версии «Альбатроса» уже принято. Теперь Минобороны занимается формированием правильных тактико-технических требований. Ввиду самых ранних стадий работ о сроках появления готового самолета пока говорить не приходится. Кроме того, пока до конца не ясен технический облик такой машины, хотя и понятны основные ее особенности и возможности.

Можно ожидать, что в обозримом будущем появятся новые сведения о проекте А-42, раскрывающие те или иные его особенности. Благодаря этому станет понятно, что именно хочет получить российский флот. До тех пор остается только строить прогнозы касаемо облика, возможностей, сроков и количества модернизированных «Альбатросов».
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    4 сентября 2019 18:09
    Да было это уже.. Позавчера.. И с украинскими двиглами.. belay
    1. +4
      4 сентября 2019 18:18
      Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...
      1. -1
        4 сентября 2019 18:39
        Земляк, внимательно читаем статью.. Двигатель Д27.... Понятно что не стоял, обсуждается замена на винтовентиляторный двигатель производства "Прогресс"
        1. +4
          4 сентября 2019 20:54
          Цитата: 210окв
          Земляк, внимательно читаем статью..

          ======
          Другарь! Там вообще то стояли 4 (ЧЕТЫРЕ) двигателя! 2 - Д-30КВП, установленных в верхней части фюзеляжа за крылом, в наиболее брызгозащищённой зоне, и двух дополнительных бустерных двигателей (РД-60К) в задней части гондол шасси, под основными двигателями. Бустерные турбореактивные двигатели применяются только при взлёте с воды. И те и другие конструкции Соловьева (АО «Авиадвигатель») производились серийно и в Перми и Рыбинске. Какие именно стояли на прототипе А-40 - ей Богу НЕ ЗНАЮ!!!
      2. 0
        4 сентября 2019 18:39
        Цитата: Грэг Миллер
        Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...

        А теперь хотят поставить.
        Силовая установка может сохранить имеющуюся архитектуру, но рассматривается вариант ее перестройки, уже предлагавшийся в проекте А-42ПЭ. В этом случае турбореактивные двигатели Д-30ТКПВ должны уступить место винтовентиляторным Д-27.
        1. +3
          4 сентября 2019 19:31
          Цитата: Alexey RA
          Цитата: Грэг Миллер
          Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...

          А теперь хотят поставить.
          Украинские двигатели на российский самолёт? Теперь это уже даже не научная фантастика, а самая что ни на есть рафинированная утопия. Совсем не смешно.
          1. +1
            4 сентября 2019 19:37
            Я так понял что это какой то экспортный вариант, или задумка шестилетней давности.
            1. +1
              4 сентября 2019 19:44
              Была задумка такой модернизации до 2014-го года, да только теперь уже все поезда ушли и вернуться не обещали.) Странно, что этого кто-то ещё не понимает.
      3. -2
        4 сентября 2019 20:11
        Цитата: Грэг Миллер
        Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...

        А чьи движки, ах да СОВЕТСКИЕ. Но сконструированные и произведенные на Украине, а это значить, что сейчас их для самолетов МО РФ ни кто не поставит. Единственно если вновь возродят проект НК-93, но для его доведения и постановки на конвейер требуется много денег и время.
        1. 0
          4 сентября 2019 20:13
          Цитата: svp67
          Цитата: Грэг Миллер
          Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...

          А чьи движки, ах да СОВЕТСКИЕ. Но сконструированные и произведенные на Украине, а это значить, что сейчас их для самолетов МО РФ ни кто не поставит. Единственно если вновь возродят проект НК-93, но для его доведения и постановки на конвейер требуется много денег и время.

          Да тогда НПО "Сатурн" был в СССР, а сейчас в России...
          1. +1
            4 сентября 2019 20:37
            Цитата: Грэг Миллер
            Да тогда НПО "Сатурн" был в СССР, а сейчас в России...

            А вот оно как "михалыч"... сори, погорячился, признаю, был не прав
      4. 0
        4 сентября 2019 20:26
        Цитата: Грэг Миллер
        Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...

        ======
        good Пардон! Не успел прочитать Ваш комментарий и со своими "5 копейками" влез! drinks
    2. +1
      4 сентября 2019 20:24
      Цитата: 210окв
      Да было это уже.. Позавчера.. И с украинскими двиглами.. belay

      ====
      Это с какого такого "бодуна" там украинские движки оказались? Там Пермские и Рыбинские моторы стояли (Д-30ТКПВ и РД-60К)!!! Ну, конечно ежели Перьмь и Рыбынск - Украина.... Ну тады - ОЙ!!! fool
      1. 0
        4 сентября 2019 20:28
        Ещё раз-прочтите статью. Хоть эту, хоть предыдущую.
  2. +3
    4 сентября 2019 18:55
    О возобновлении проекта 3 сентября сообщило издание «Известия», сославшееся на неназванные источники

    Ну и о чём дальше говорить? Инфа из разряда ОБС.
    Хотя машина очень интересная. Только перспективы её очень сомнительные (моё скромное мнение). Сухопутных летаков только в одном обыгрывает. Возможность садится на воду. Всё.
  3. +3
    4 сентября 2019 18:56
    Подряд две статьи...даешь третью.
  4. +3
    4 сентября 2019 19:18
    Тут уже вполне осязаемый и производимый бе200 не знают куда бы присунуть и продавить, и только еще одного вундерваффе не хватало ...
  5. +1
    4 сентября 2019 19:38
    КМК, для самолёта плюхаться в воду, чтобы поискать ПЛ фюзеляжной или опускаемой ГАС - довольно бредовая затея.
  6. 0
    4 сентября 2019 21:15
    Прочитал заголовок и смутился, у нас вроде как Л-39 (учебно-боевой), тоже "Альбатрос"?
  7. +1
    4 сентября 2019 22:44
    30 лет пылился в чулане, и опа! "принято принципиальное решение". Музейный экспонат от Советской Власти. А новый сделать слабо.
  8. +2
    5 сентября 2019 00:08
    Может все-таки стоит уже закопать стюардессу?! (c)
  9. +1
    5 сентября 2019 00:54
    Сколько еще советских разработок на пыльных полка ждут своего часа...
  10. 0
    5 сентября 2019 00:56
    Я бы скорее поверил в реиркарнацию А-42 с ПС-90.
  11. +2
    5 сентября 2019 03:07
    В случае "доработки" А-40/42 ,желательно подумать и об использовании в гидроплане эффекта динамической воздушной подушки (ДВП)...то есть возможно подумать и о варианте экранолёта...
    1. +1
      5 сентября 2019 06:54
      Что вроде этого в нашем патенте:
      http://www.freepatent.ru/patents/2471677
      "Самолет-амфибия представляет собой «летающее крыло», на нижней поверхности которого образованы три выступающие вниз днища лодки с реданами. При этом нижняя поверхность крыла создает положительный угол по отношению к поверхности воды и установлена с зазором от нее, и в совокупности с бортами лодок и поверхностью воды образует полости, имеющие в продольном сечении вертикальной плоскостью форму клина, сужающегося к задней части крыла. В этих полостях при движении самолета по воде создается дополнительная подъемная сила, способствующая сокращению длины разбега, и использованию экранного эффекта. В отличие от прототипа, при движении по воде в полостях образуется смесь брызг, завихрений струй воды и воздуха, т.е. создается среда в виде пены, по которой самолет скользит со значительно меньшим сопротивлением, чем по воде. Одновременно создается дополнительная подъемная сила за счет указанного выше «клина»."
  12. sen
    +1
    5 сентября 2019 06:26
    Интересно, а базе А-40 можно сделать самолет ДРЛО, вроде Е-2С "Хокай"?
  13. 0
    5 сентября 2019 09:39
    очень важно развивать морскую авиацию, и тем более амфибийную, вместо устаревших крупных надводных кораблей, амфибии могли бы не только выполнять важнейшие задачи ПЛО, но и в идеале взять на себя и противоминную службу, в связи с катастрофической нехваткой тральщиков
  14. 0
    7 ноября 2019 15:38
    Имхо, вечная тема, но без шанса продаж, и с малым шансом производства....