Боевые самолёты. Ночные истребители

63
Обзор будет весьма непростым. Мне кажется, ночные истребители – это самая странная категория самолетов того времени.





Начать стоит с того, что за все время войны был целенаправленно создан и выпущен серией один ночной истребитель. Целенаправленно – это значит, что он создавался именно как ночной истребитель, и никак иначе. Все остальные его коллеги – продукты переделки.

Продвинутые и знатоки уже поняли, что речь идет о «Черной вдове» Р-61, самолете весьма непростом что по внешнему виду, что по наполнению.

Но о нем в свое время уже было рассказано, так что мы «Вдову» оставим постоять в сторонке (шутка, воевал ведь), а сравнениями займемся в сериале «ОВМ». И не надо сюда сажать Не.219, он как «ночник» не создавался.

Начнем мы справедливо с ночной авиации Люфтваффе. Именно «ночники» Германии вели самые ожесточенные бои. Причем с самого начала войны, потому что дневные пилоты очень быстро разъяснили британцам, начавшим бомбить немецкие города, кто в небе хозяин. Равно как британцы вполне нормально выиграли Битву за Британию. Паритет сложился к 1940 году.

В общем, британцы сообразили, что превращать в пыль немецкие города вкупе с населением немного удобнее ночью. Хотя бы потому, что ориентироваться можно и по звездам запросто, а если и сбился с маршрута, можно было вывалить бомбы на первый попавшийся городок. Немцы, ради справедливости заметим, действовали совершенно так же.

Боевые самолёты. Ночные истребители


Ночная истребительная авиация Люфтваффе была гораздо меньше по численности, чем дневная, но Каммхуберу как-то удалось узурпировать и приспособить все технические достижения в области радиоэлектроники, радиолокации, систем наведения и систем опознавания "свой-чужой".

Кстати, многие понимающие люди считают, что уровень подготовки летчиков-«ночников» был настолько высок, что «победоносцам» типа Хартмана там ничего не светило. Это была реальная элита Люфтваффе. Причем личное мастерство здесь не играло особой роли, важнее была работа в команде с оператором локатора, станциями наведения на земле и самолетами в группе.

Ну и плюс почти «слепые» полеты в ночном небе, да еще и с боевыми эпизодами.

Можно, наверное, не говорить, что представляли собой локаторы того времени, и насколько они были точны.


РЛС "Вюрцбург-Гигант"


Тем не менее, вся эта прогрессивная электроника как могла справлялась с поставленными задачами для ПВО вместе с зенитными батареями и полями прожекторов и… требовала ночных истребителей!

То, что смогли совершить немцы, можно назвать маленьким технологическим подвигом, потому что с выпуском ночных истребителей они справились.

Итак, какими свойствами обязан был обладать нормальный ночной истребитель?

1. Скорость. Даже в ущерб маневренности, потому что ночной истребитель вряд ли будет вести бой с коллегами. А вот догнать бомбардировщики – да.
2. Дальность/продолжительность полета.
3. Максимальная защита впереди от огня стрелков бомбардировщика.
4. Минимальная защита задней полусферы.
5. Пространство для размещения аппаратуры слежения.

Вообще, официально первым ночным истребителем, согласно документам, считался «Арадо-68», но этот напрочь устаревший биплан с вооружением из двух пулеметов годился исключительно для тренировок, не более того.

Так что первым стал все-таки

«Мессершмитт» Bf.110


Он обладал более-менее приличной скоростью, достаточной, чтобы догнать «Бленхейм» или «Уитли», обладал достаточным вооружением, но вот с обнаружением у 110-го было все печально. И только в 1942-м в 110-й модификации G все-таки установили РЛС «Лихтенштейн» и добавили третьего члена экипажа – оператора радара.



В целом от модификаций С-1, С-2 и С-4 конструкторы «Мессершмитта» проделали большую работу, потому что в модификации G-4/R-3 это уже был весьма серьезный противник.



Модель С имела экипаж 2 человека, летала со скоростью 510 км/ч на 5 000 м, потолок составлял 9600 м, наступательное вооружение состояло из двух 20-мм пушек и четырех 7,92-мм пулеметов.

Модель G имела экипаж из 3 человек, скорость на высоте в 550 км/ч, потолок в 11 000 м, дальность полета около 1000 км, наступательное вооружение 2 пушки 30-мм и две пушки 20-мм. И РЛС, что увеличивало шансы на обнаружение противника.



Поняв, что двухмоторный самолет с локатором – это то, что надо, немцы разошлись не на шутку. И появились ночные истребители, переоборудованные из бомбардировщиков.

«Юнкерс» Ju-88C-2


Первый ночной «Юнкерс» переделали, не очень сильно напрягаясь. Нос сделали цельнометаллическим, носовой отсек от пилотского отделили 11-мм бронеплитой, которая служила не столько защитой, сколько опорой для крепления вооружения. Ну и разместили в носу одну 20-мм пушку и три 7,92-мм пулемета.



Самолет мог по-прежнему брать в передний бомбоотсек до 500 кг бомб, а вот в заднем отсеке вместо бомб разместили дополнительный топливный бак.

В целом получилось несколько слабее по оружию, чем у Bf.110, зато переделанный бомбардировщик мог пролететь значительно большее расстояние. Плюс для самолета выпускались полевые комплекты пламегасителей на выхлоп, благодаря чему Ju-88C-2 было очень трудно обнаружить.


Кстати, хитрые немцы почти сразу начали рисовать на всякий случай остекление на носу, чтобы экипажи вражеских самолетов принимали их за обычный бомбардировщик.

Максимальная скорость Ju-88C-2 составила 488 км/час на высоте 5300 метров, практический потолок 9900 метров, дальность полета 1980 км.

Последним творением «Юнкерса» из модели 88 стала модификация Ju.88 G. Самолет получил новые двигатели, которые разгоняли его на высоте до 640 км/ч и позволили поднимать довольно внушительную батарею:

Вперед: четыре пушки МG-151/20 с 200 снарядами на ствол.
Под углом к горизонту вверх: две пушки МG-151/20 с 200 снарядами на ствол.
Назад на подвижной установке: пулемет МG-131 с 500 патронами.



В целом из Ju.88 получился весьма неплохой тяжелый истребитель. Радиус действия от бомбардировщика позволял самолетам встречать англичан далеко от охраняемых объектов и успешно поражать британские и американские бомберы. Хотя американцы прекратили в конце войны летать по ночам, их британские союзники продолжали практику ночных налетов.



В последний раз массированное использование ночных истребителей «Юнкерс» состоялось в ночь на 4 марта 1945 г. в рамках операции "Гизелла", когда 142 Ju.88G-1 и G-6 перехватили армаду бомбардировщиков над морем и устроили в воздухе форменное побоище. Несмотря на то, что британские радары засекли подлет «Юнкерсов» и британцы успели поднять истребители «Москито», немцы сбили 35 четырехмоторных «Ланкастеров» ценой 30 своих самолетов.

«Дорнье» Do-17Z-7


С «Дорнье» все было аналогично «Юнкерсу». Собственно, а почему нет? Такой же непрозрачный носовой обтекатель, та же опорная бронеплита с креплением на ней вооружения, та же пушка 20 мм и три 7,92-мм пулемета. И тоже сохранилась возможность несения бомб, только в «Дорнье», в отличие от Ju.88 бомбы оставили в заднем отсеке, а топливный бак разместили в переднем.





Экипаж истребителя состоял из 3 человек: летчик, радист-стрелок и бортинженер, который в перспективе оператор РЛС. Пока не поставили радар, основной обязанностью бортинженера был условный контроль двигателей и… смена магазинов у пушки.

Максимальная скорость Do-17Z составляла 410 км/час, крейсерская скорость 300 км/час. Практическая дальность 1160 км, практический потолок 8200 метров.

Родившись одновременно с истребителем от «Юнкерса», самолет «Дорнье» фактически проиграл соревнование и к 1942 году был выведен из состава ночных эскадр.

Но это не значит, что в «Дорнье» опустили руки. Нет, там начали переделывать очередной бомбардировщик: Do-217.

«Дорнье» Do-217J


Работы по переделке Do 217Е-2 в ночной истребитель начались в марте 1941 года. Новый самолет получил обозначение Do 217J. От бомбардировщика он отличался только непрозрачным заостренным носовым обтекателем, внутри которого находились четыре 20-мм пушки MG-FF и четыре 7,92-мм пулемета MG.17. Оборонительное вооружение состояло из двух 13-мм пулеметов MG 131, один из которых находился наверху в электромеханической турели, а другой — снизу в обычном для бомбардировщика редане.





Самолет, как и его предшественник Do-17, сохранил бомбодержатели для восьми 50-кг бомб SC 50 в задней части фюзеляжа, в передней так же разместили топливный бак на 1160 литров.

Сразу стало понятно, что самолет совершенно не удался. Do 217J оказался настолько перегружен, что его максимальная скорость оказалась на 85 км/ч ниже, чем у «исходника», бомбардировщика Do.217Е и составляла всего 430 км/ч.

Более того, истребитель не имел преимущества в скорости перед английскими тяжелыми бомбардировщиками. Правда, в плотном боевом строю английские летчики никогда не летали на максимальной скорости.

Так как в начале войны ночные истребители еще не имели бортового радиолокатора и самолеты в рамках общей системы ПВО, наводились на цель по командам с земли. Соответственно, тихоходный истребитель просто зачастую не успевал занять позицию для атаки.

Неудивительно, что большая часть ночных истребителей Do.217J-1 к концу 1942 года оказалась в учебных частях.

С появлением работоспособного бортового радара FuG 202 "Lichtenstein" В/С возникла следующая модификация ночного истребителя Do.217J-2.



От своего предшественника она отличалась отсутствием ненужного бомбоотсека и появлением бортовой РЛС внутри самолета.

Понятно, что недостатки остались прежними. Do.217J-2 по-прежнему оставался самым тяжелым ночным истребителем люфтваффе и отличался низкой скоростью и плохой маневренностью.



Но это несколько нивелировалось наличием бортового радара, что позволяло летчику самостоятельно обнаруживать самолет противника и заранее готовиться к атаке.

Максимальная скорость Do.217J-2 составляла 465 км/ч, практический потолок 9000 м, практическая дальность 2100 км.

Стоит отметить еще одну попытку переделки бомбардировщика «Дорнье». Это Do-215В. Собственно, это все тот же Do-17, но с двигателями DB-601А. Да, с ними самолет летал лучше, чем исходный 17-й, но также не показал выдающихся результатов, а потому был выпущен мизерной серией.

«Хейнкель» He.219


Парадокс, но эта замечательная машина создавалась как что угодно, но не как ночной истребитель. Замечено, что в те времена это было частое явление, когда переделки приводили к замечательным результатам. Вот «Филин» — наилучший тому пример, потому как разрабатывался он как разведчик, торпедоносец, скоростной бомбардировщик, в общем, как универсальный самолет.



Конструкторы «Хейнкеля» создали действительно передовую машину, с такими реальными «излишествами», как герметичная кабина экипажа, носовое колесо, катапульты и дистанционно-управляемое оборонительное вооружение. Потому, собственно, самолет и не пошел в серию, пока за него не взялся Каммхубер и не предложил переделать в ночной истребитель.



В 1940 году Каммхубер представил командованию Люфтваффе (читай – Герингу) меморандум, в котором обосновал создание более мощного истребителя, чем имевшиеся на вооружении «Мессершмитты». Каммхубер отмечал, что Bf.110, эффективно противостоящие «Уитли», «Хемпденам» и «Веллингтонам», вряд ли смогут справиться с новыми английскими бомбардировщиками «Стирлинг», «Галифакс» и «Манчестер», как только они появятся в достаточном числе.

Было очень непросто «протолкнуть» Не.219 даже на испытания, но когда за 10 дней испытательных полетов в Голландии Не.219 сбили 26 британских бомбардировщиков, причем, 6 "Москито", считавшихся до того неуязвимыми.



He.219 показал себя простым в техническом обслуживании, так как с самого начала был предусмотрен легкий доступ ко всем агрегатам. В полевых условиях запросто заменялись даже крупные узлы, а шесть истребителей вообще были собраны из запасных узлов обслуживающим персоналом.

К сожалению для немцев, «Хейнкель» не смог строить Не.219 в достаточных количествах. Всего было построено 268 машин всех модификаций, что явно недостаточно. А машина была довольно приличной по всем параметрам.



Максимальная скорость 665 км/ч, практическая дальность 2000 км, практический потолок 10300 м. Вооружение: 6 пушек (2 х 30-мм + 4 х 20-мм или 6 х 20-мм) и 1 пулемет 13-мм.

«Мессершмитт» Ме-262В


Что есть Ме.262, мы недавно разбирали всем миром, так что остается добавить только то, что в качестве «ночника» его тоже пытались использовать. Даже с установленной РЛС. Однако тут же выяснилось, что пилотировать, стрелять и пялиться в экранчик радара пилот не в состоянии. Это вам не современная молодежь.



Так что первая полноценная команда перехватчиков, «команда Штампа», была вооружена Ме.262А-1 и наводилась на цели командами с земли.

Позже появились полноценные реактивные перехватчики Ме.262В, в которых вместо задних баков (их отсутствие компенсировали подвесными), удлинив на 78 см кабину, организовали место для оператора-наводчика.



Радиоэлектронное вооружение состояло из РЛС FuG 218 "Нептун" и пеленгатора FuG 350 ZC "Наксос". Штатное вооружение состояло из двух 30-мм пушек.



До конца войны немцам удалось создать всего одну авиагруппу ночных перехватчиков на Ме.262а-1/U-1, соответственно, ни о каких существенных достижениях речь не идет.

И заканчивая обзор немецких ночных истребителей, стоит упомянуть еще одного «филина», но от другой фирмы.

Fw.189 Behelfsnachtjoger


Вообще, получилось, что на разных фронтах были два «филина»: Не.219 и FW.189.



Мы же рассматриваем специальный ночной истребитель, разработанный компанией Focke-Wulf Flugzeugbau AG для выполнения узкоспециализированной задачи на Восточном фронте. Подчеркну – ОДНОЙ задачи.

Задачей являлось хоть какое-то внятное противостояние армаде «швейных машинок» По-2, реально творивших по ночам беспредел на переднем крае немецкой обороны, да и штабы получали регулярно приветы.

Применение имевшихся тогда на вооружении ночных истребителей Ju.88С и Bf.110G оказалось малоэффективным. И «Мессершмитт», а тем более, «Юнкерс» не обладали достаточной маневренностью на малых высотах, на которых обычно применялся По-2. К тому же, оба самолета имели для этого слишком высокую скорость. Немцы даже пытались использовать уже упоминавшиеся бипланы «Арадо-68», но из этого тоже ничего путного не вышло.

И тогда решили использовать «раму». Тем более, что к лету 1944 года самолет использовать стало невозможно. 189-й завоевал такую нежную «любовь» у всей советской армии, что сбить его невзирая на прикрытие было делом чести и дальнейшего уважения.

Так что с начала 1944 года серийные FW.189А-1 начали оснащать радиолокатором FuG.212C-1 «Лихтенштейн» с обычной антенной группой в носовой части гондолы экипажа, что исключало возможность размещения там сколько-нибудь эффективного истребительного вооружения.

Для ведения воздушного боя верхняя шкворневая установка с 7,92-мм пулемётом MG.15 или со спаренным 7,92-мм пулемётом MG.81Z демонтировалась, и вместо неё устанавливалась жёстко закреплённая 20-мм пушка MG.151/20.

Иногда даже 20-мм пушка считалась слишком мощным вооружением для борьбы с фанерно-перкалевыми бипланами По-2, и на "Филина" устанавливался её аналог MG.151/15 калибром 15-мм. Для обеспечения светомаскировки на выхлопные патрубки двигателей монтировались фильтры-пламегасители.

На эти трёх доработках переделка разведывательного самолёта в ночной истребитель заканчивалась. Самолёт был назван FW.189 Behelfsnachtjoger — "Вспомогательный ночной истребитель".

Таким образом было переоборудовано около 50 самолетов. Каких-то документально подтвержденных успехов в их работе не зафиксировано, я бы предположил, что они были околонулевые, потому что локатором того времени обнаружить в пространстве мотор М-11 было нереально. А больше там металлических частей и не было.

Еще один плюс в карму маленького самолетика, заставившего признать себя равным настоящим бомбардировщикам. Согласитесь, одно дело – разработать ночной истребитель ради огромного «Ланкастера», и совсем другие – чтобы хоть что-то сделать с По-2.

На этом первая часть повествования заканчивается. Можно было бы в эту компанию еще добавить Та-154 от «Фокке-Вульфа», но вся история этого самолета была более чем печальной, и выпущен он был количеством менее 50 штук. Но главное – самолет не смог оказать достойного сопротивления английским истребителям.



Но в целом, несмотря на некий общий бардак и непонимание сути проблемы, немцами была проделана громадная работа по созданию и выпуску ночных истребителей. В особенности "Юнкерсом" и "Хейнкелем". Другой вопрос, что немногочисленность "ночников" так не смогла помешать англичанам совершать ночные налеты на Германию. Ну а что было после 1944 года, все и так знают. Надобность в ночных истребителях фактически отпала.

В следующей части мы поговорим о тех, кто сражался на другой стороне фронта, а потом уже займемся сравнениями и выявлением лучшего.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 сентября 2019 06:37
    Разве у Ме-310, -410 не было ночных модификаций?
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      7 сентября 2019 14:17

      Были ночные модификации и они были лучшими в Люфтваффе ночниками, вот фото из книги Иванова С. В. » Messershmitt Me 210/410 . Любопытная такая фамилия у командира эскадрильи.
      1. +1
        7 сентября 2019 14:18
        Пардон вот подпись к фото:
        Обер-лейтенант Абрамчик (в центре) на фоне своего Ме-410В-1 (U5+FE), Франция, февраль 1944 г. Абрамчик командовал 14-м стаффелем в KG-2. Низ самолета окрашен в черный цвет для снижения заметности в ночных полетах.
        1. +1
          7 сентября 2019 14:53
          Интересно - Абрамчик и люфваффе. Наверное сильно пришлось доказывать, что- "...абрамчик то не настоящий!..."
          1. +1
            7 сентября 2019 19:50
            Возможно в лучших традициях Геринга, который сам решал, "кто у него кто"...
          2. -1
            7 сентября 2019 20:05
            А что доказывать ?
            В вооруженных силах рейха воевало более 300000 "евреев".
            Да, и значительная часть верхушки рейха, включая самого Алоизыча,несла в себе "еврейскую" кровь.
            После войны,уже в ФРГ, было проведено исследование,которое выявило,что среди тех,кто относил себя к "евреям" блондинов и голубоглазых больше , среди чем "истинных арийцев".
            А если принять во внимание,что на древних языках смысл слов "еврей" и "ариец" одинаков,а зачастую,и их произношение не отличается,а слова "еврей" и "европеец" фактически лишь варианты произношения...,то понять смысл реальной вакханалии в третьем рейхе очень сложно.
            Тем более,что существует и такая иудейская трактовка ВМВ : это война между ашкенази и сафардами.
            1. 0
              7 сентября 2019 23:06
              Цитата: ignoto
              существует и такая иудейская трактовка ВМВ : это война между ашкенази и сафардами.

              Это очевидно. Следствие: когда паны дерутся...
            2. +1
              8 сентября 2019 14:55
              То есть холокост, это самоистребление ?
              1. +2
                8 сентября 2019 20:50
                Цитата: martin-159
                То есть холокост, это самоистребление ?

                Нет. Просто ТЕ, Кто Решали, неприкасаемы, а что уничтожали их нижестоявших единоверцев, им было все равно.
            3. +1
              9 сентября 2019 12:11
              И кто победил?))
  2. +2
    7 сентября 2019 07:31
    Цитата: Сергей Михайлович Карасёв
    Разве у Ме-310, -410 не было ночных модификаций?

    Просмотрел диск по авиации, энциклопедии и не нашёл про ночные модификации эти самолётов.
    https://topwar.ru/14836-tyazhelye-dvuhmotornye-istrebiteli-messershmitt-bf210-i-bf410.html
  3. +7
    7 сентября 2019 09:20
    впервые увидел *Вдову* в 1988, её модель попалась пятикурснику, моему общаговскому *дедушке*, долго с ним спорил по поводу марки данного самолёта. он утверждал, что это ФВ-189- мы просто тогда не знали других *Рам*! я говорил, что немецкая *Рама* выглядит совсем по другому, У меня самого модель Р-61 появилась в 1997 и на коробке было не только указано название , но и в сборочной инструкции были даны краткие ТТХ . Это сейчас хорошо- набрал запрос- и вся информация!
    1. +9
      7 сентября 2019 11:34
      Цитата: serg.shishkov2015
      впервые увидел *Вдову* в 1988,

      Я в 1987 в Детском Мире в Москве, проездом из Новосибиррска в Старгард-Щецинский, приобрёл себе сей аппарат, правда в финской коробке, поэтому и не гадал про то за самолёт .Да и "настоящую" раму FW-189 я к тому времени имел в своеёй коллекции, благо что служил в СГВ, а у поляков связи, в модельном плане, с западом были довольно не плохие. А вот другую "американскую" раму F-82" Твин Мустанг"я уже в Искитиме, но тоже в Детском Мире, приобрёл. и тоже в финской коробке, да ещё с декалями м-м-м... Кто занимался моделизмом во времена союза тот меня поймёт что значит купить модель в финской коробке, да ещё и с декалями... fellow
      1. 0
        7 сентября 2019 12:58
        Ф-82 и меня тоже есть! только тогда он был без имени! В СССР, особенно в последние годы купить ЛЮБУЮ модель- за счастье! Это страсть! а для меня -и способ узнать о самолёте, если нет возможности про неё прочитать! году в 1991 в Арзамасе модель Фоккер Д-21 мне попалась в маленьком магазинчике среди разного хлама!, с декалями, но без указания-как их правильно разместить, я её сделал на лыжах, а лет через 15 как мог покрасил в белый цвет
        1. +1
          7 сентября 2019 16:04
          Цитата: serg.shishkov2015
          Ф-82 и меня тоже есть!

          Я в 95 перешёл с 72-го на 48-й, а с 2000-го чисто на Восточный фронт и советские реактивы. сейчас и тот же твин мустанг можно взять и ту же вдову, причём даже в 1:32, а уже нет того желания. Машины честно говоря довольно интересные и по истории создания , и по конструкции, да и просто как тип самолёта интересен, хотя чего только стоит история с верхней башней у Р-61...
          1. 0
            8 сентября 2019 05:57
            Сейчас можно найти ВСЁ!!! даже финскую САУ ВТ-42! но.....другою стала жизнь и мысли о другом.....да и моя почтовская работа со стендом не совместима физиологически- в пиковые смены по несколько тонн суммарно получается к разгрузке, сортировке и загрузке, мелкая моторика рук нарушена,,,увы...
            1. +2
              8 сентября 2019 06:09
              Цитата: serg.shishkov2015
              почтовская работа со стендом не совместима физиологически- в пиковые смены по несколько тонн суммарно получается к разгрузке, сортировке и загрузке, мелкая моторика рук нарушена,,,увы.

              Понимаю, у меня лет жена работала почтальоном, плюнула и ушла. Мало того что работа реально адова, так ещё и оплата смешная, а самое грустное что из почтового отделения начали делать филиалы магазинов, тут тебе и крупы и консервы, и "тряпки". Если не прдал привезённое ещё и премию урезать могут, а когда пообещали что за не проданные, но просроченные конфеты, они из своей зарлаты будут компенсировать , тут она и махнула рукой.
              1. 0
                8 сентября 2019 06:18
                я на посылочном 11 лет, одного нет,поэтому 1,5 ставки, но за Дивеево не платят! а мы его делаем
        2. 0
          7 сентября 2019 18:59
          Цитата: serg.shishkov2015
          В СССР, особенно в последние годы купить ЛЮБУЮ модель- за счастье!

          С одной стороны-Вы правы. С другой стороны- практически в каждом городе был свой модельный рынок, на котором можно было купить или достать если не все, то почти все.
          1. 0
            8 сентября 2019 03:03
            Цитата: Альф
            Цитата: serg.shishkov2015
            В СССР, особенно в последние годы купить ЛЮБУЮ модель- за счастье!

            С одной стороны-Вы правы. С другой стороны- практически в каждом городе был свой модельный рынок, на котором можно было купить или достать если не все, то почти все.

            в конце 80-х и начале 90-х , что-то западное приобрести было проблемой, в Москве или Новосибе было легче, правда цены были... Я помнится в 90-м году хасегавовский Ф-15 в 72-м масштабе за 125 рублей на Берёзке в Новосибе брал. Правда с 1992 по 95( перешёл на 48-й) я практически обновил всю свою коллекцию. Вместо Ново и КР, были модели от Италери, Аирфикс, Фуджими ,Хасегава. В 95 перешёл на 48, тут правда появились некоторые проблемы, просто в 48 у нас в городе было всего две модели. Китайские вариации Ф-16 всё от той же хасегавы, и жутчайшая копия Монограмовского Ф-4в. потом появился Мачбоксовский Фьюри , палубный вариант Сейбра, а потом пошла Тамия из Новосибирска. А уже в 2000-м решил ограничить свои хотелки, практически сейчас любую модель найти без проблем, за редким исключением, вот к примеру жду Ил-28 от ВОВСАТа в 48м.
            1. 0
              8 сентября 2019 20:37
              Цитата: Fitter65
              в конце 80-х и начале 90-х , что-то западное приобрести было проблемой,

              На книжном рынке в Самаре я появился в 1988-м. От наличия там фирмЫ там глаза разбегались. Хотя, конечно, цены кусались. А уж Самару столицей ну никак не назовешь. А уж в модельные магазины Самара тогда я ходил как на выставку, сколько там было всего...
          2. 0
            8 сентября 2019 05:53
            ,был, но не для студента!
      2. 0
        7 сентября 2019 18:05
        Цитата: Fitter65
        в финской коробке,

        А с чего Вы взяли, что НОВО-вская коробка-финская ? Ее печатали в СССР.
        1. 0
          8 сентября 2019 02:18
          Цитата: Альф
          А с чего Вы взяли, что НОВО-вская коробка-финская ? Ее печатали в СССР.

          просто вначале часть коробок которые уходили на экспорт печатались в Финляндии . От туда и пошло "финская". Особенно когда качество печати упало, и печатались коробки на низкокачественном материале, то когда попадались модели в красивых глянцевых коробках, то сразу считалось что это финская. Кстате пример с коробкой для СБ. в Союз шла коробка с тремя вариатами окраски, за рубеж с 4-мя. 4 вариант был в цветах люфтваффе. Хотя такие коробки и в Союзе встречались но стоили дорого.
          1. 0
            8 сентября 2019 20:48
            Цитата: Fitter65
            просто вначале часть коробок которые уходили на экспорт печатались в Финляндии . От туда и пошло "финская".

            Чего-то сомнительно. С одной стороны, я Вам верю, с другой стороны нет никаких доказательств этого.
          2. 0
            9 сентября 2019 16:34
            Цитата: Fitter65
            просто вначале часть коробок которые уходили на экспорт печатались в Финляндии .

            1. 0
              10 сентября 2019 00:20
              Вот от бывалых и шла информация- что финские коробки. так и повелось со временем, и по инерции, финские так финские. Просто один из мифов советской эпохи который укоренился со временем...
  4. +1
    7 сентября 2019 10:51
    Спасибо! Литература вся на полке. Но Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО скомпоновали! Спасибо! yes
  5. +1
    7 сентября 2019 11:16
    Спасибо за статью, интересно. Вспомнил, читал про Ме 110 и его "неправильную музыку".
  6. +6
    7 сентября 2019 11:18
    И РЛС, что увеличивало шансы на обнаружение противника.
    Если уж речь зашла о ночных истребителях Второй мировой, вижу смысл уделить статью и их оборудованию, в частности - радиолокационным станциям. Это было бы интересно, так как на заре применения радиолокации работа с этим оборудованием, да еще в динамичных условиях воздушного боя - задача совсем не простая.

    Вот такой "экран" из трех электронно-лучевых трубок видел перед собой оператор самолета Bf 110 G-4 с РЛС FuG 202 Lichtenstein B / C.
    На левом экране оператор видел отметку обнаруженного самолета, средний давал дистанцию до цели, правый - с какой стороны по курсу самолета цель находится. Оценив все эти параметры, оператор должен был навести пилота на цель.
    1. +6
      7 сентября 2019 11:24

      На рисунке - отметки, которые видел оператор РЛС FuG 202 Lichtenstein и по которым наводил самолет на цель.
      1. +6
        7 сентября 2019 11:44
        С установкой к концу 1943 года более совершенных FuG 220 Lichtenstein SN-2 задача оператора несколько упростилась. так как работать надо было уже с двумя электронно-лучевыми трубками.

        Рабочее место оператора Bf 110 G-4 с РЛС FuG 220 Lichtenstein SN-2 ( два круглых экрана слева вверху).
        1. +6
          7 сентября 2019 12:27
          После разработки в 1943 году РЛС Neptun (FuG 216-218), появилась возможность их использования и на одноместных истребителях.
          1. +5
            7 сентября 2019 12:39

            Fw 190 A-5 / R11, оснащенный радиолокационным оборудованием FuG 217 Neptun (Neptune) с массивами из трех дипольных антенных элементов, вертикально установленных вперед и назад по кабине, над и под крыльями.
            Модификации Fw 190 A-5 было произведено 1752 экземпляра. Сколько переоборудовали в вариант R11 найти не удалось.
            1. +4
              7 сентября 2019 12:54
              Оснащался РЛС FuG 217 Neptun и Fw 190 A-6, получив обозначение Fw 190 A-6/R11.

              На фото - Fw 190 A-6/R11 РЛС FuG 217 Neptun из 1 / NJGr 10, которая базировалась в 1944 году в Ле Бурже.
              1. +3
                7 сентября 2019 12:58

                Кабина Fw 190 A-6/R11 с установленным РЛС FuG 217 Neptun.
                1. +4
                  7 сентября 2019 13:13
                  РЛС FuG 217 Neptun устанавливалась и на Bf-109G-6, который так же использовался в роли ночного истребителя.

                  Упоминаемая ранее 1 / NJGr 10 как раз имела смешанный состав из Bf-109G-6 и Fw 190 A-6/R11.
            2. +4
              7 сентября 2019 16:29
              Цитата: Undecim

              Fw 190 A-5 / R11, оснащенный радиолокационным оборудованием FuG 217 Neptun (Neptune) с массивами из трех дипольных антенных элементов,

              Это не дипольные антенны, это штыревые. Подобные антенны использовались и у нас при эксперементах с БРЛС Гнейс-2 на Пе-2 и А-20 бостон.


              1. +1
                7 сентября 2019 17:22
                Согласен с Вами. Издержки перевода.
  7. Комментарий был удален.
  8. +3
    7 сентября 2019 12:13
    я бы предположил, что они были околонулевые, потому что локатором того времени обнаружить в пространстве мотор М-11 было нереально. А больше там металлических частей и не было.

    Вы не поверите, но дерево тоже отражает радиоволны. Да даже человеческое тело и то отражает и птицы и даже облака...
    1. +2
      7 сентября 2019 16:38
      Цитата: Sahalinets
      Вы не поверите, но дерево тоже отражает радиоволны. Да даже человеческое тело и то отражает и птицы и даже облака...

      Не поверят, даже если скажете и документально подтвердите что в нашей стране была такая метео РЛС
      Гроза — бортовая метеонавигационная радиолокационная станция (БМНРЛС). Устанавливалась на ряд советских и российских транспортных и пассажирских самолетов...Бортовая МНРЛС «Гроза» обеспечивает радиолокационный обзор земной поверхности, обнаружение опасных для самолёта гидро-, метеообразований (грозы, кучевая облачность и т. д.)
      , а в США в своё время засветка от перелётных птиц (гусей) чуть не спровоцировала Третью мировую. но с другой стороны РЛС 40-х годов не всё могли видеть и даже во время Корейской войны По-2 кошмарил противника, несмотря на наличие у противника более продвинутых систем обнаружения.
  9. 0
    7 сентября 2019 12:41
    Начнем мы справедливо с ночной авиации Люфтваффе. Именно «ночники» Германии вели самые ожесточенные бои.

    ,,,Nachtjagdgeschwader 1 (NJG 1) ночная эскадрилья была образована 22 июня 1940г.

    Одержано около 2311 побед, погибло около 676 членов экипажа. Мессершмитт Bf 109,Мессершмитт Bf 110,Junkers Ju 88,Heinkel He 219.
    уровень подготовки летчиков-«ночников» был настолько высок, что «победоносцам» типа Хартмана там ничего не светило. Это была реальная элита

    Хайнц-Вольфганг Шнауфер (16 февраля 1922 года - 15 июля 1950 года) .121 воздушная победа ночью, в основном против британских четырехмоторных бомбардировщиков. Шнауфер летал исключительно на Мессершмиттах Bf 110.

    Мартин Дрюс (20 октября 1918 - 13 октября 2013) 52 победы ночью были одержаны больше всего против британских четырехмоторных бомбардировщиков Halifax и Lancaster . Дрюс летал на Мессершмиттах Bf 110.
    1. +3
      23 ноября 2019 22:17
      Хайнц-Вольфганг Шнауфер (16 февраля 1922 года - 15 июля 1950 года) .121 воздушная...есть некая неточность, в последний свой вылет на перехват Хенц подстрелил последний свой ланкастер. но заявки об победе не подавал, уже после ВМВ британцы подтвердили что этот ланкастер действительно был сбит Шнауфером. он упал в ламанше, вернее приводнился. экипаж полностью был спасён. так что как ни крути 122
  10. +1
    7 сентября 2019 12:44
    Это поучительная история о том, как руководство рейха распыляло ресурсы на всякие прибамбасы, вместо того, чтобы их концентрировать. При этом, безусловно, следует обратить внимание на высочайший уровень германских технологий и созданные в Германии технологические заделы.
    1. +1
      7 сентября 2019 14:59
      Единственное поучительное из этой истории - не захватив Англию не фиг было нападать на СССР
      1. 0
        7 сентября 2019 16:05
        да но попробуй ее захвати люфтваффе по началу не имело опытных морских летчиков
        1. 0
          7 сентября 2019 17:17
          Блицкриг на Востоке с вероятностью даже 80х20 - авантюра, не надо было отвлекаться от Англии( имея за скобками США)
          1. 0
            9 сентября 2019 11:32
            Цитата: mark1
            Блицкриг на Востоке с вероятностью даже 80х20 - авантюра, не надо было отвлекаться от Англии( имея за скобками США)

            В очередной раз скажу свое мнение, что гитлер не напал бы на СССР не будучи уверен, что т.н."запад" не даст ему возможность повоевать на востоке.
          2. 0
            9 сентября 2019 12:27
            Гесс это понимал.
            1. 0
              9 сентября 2019 12:29
              И Сталин это понимал, поэтому Гитлер его сильно удивил.
        2. +1
          7 сентября 2019 18:11
          Цитата: Ryaruav
          да но попробуй ее захвати люфтваффе по началу не имело опытных морских летчиков

          А зачем Германии для захвата Британии нужны были морские летчики, если от Дувра до британского побережья 10 минут лета ? Если бы не ошибочный приказ о переносе ударов с аэродромов на города, то вполне бы могли высадиться, а армии в тот момент у бриттов считай и не было. Людей, может быть-бы, и нашли, а вот вся тяжелая техника осталась в Дюнкерке.
      2. 0
        7 сентября 2019 21:20
        Как сапог, провёл бы и иную аналогию. Вместо Просветов-Пересветов и прочего, заменить в войсках БМП-2 на хотяб БМП-3 повсеместно и вместо Т-72БЗ полный переход на Т-90. Артиллеристам цифровую СУО на всех уровнях, связистам шифрованную цифровую связь также на всех уровнях и т.д. и т.п. :))
        1. 0
          8 сентября 2019 06:14
          Да так то оно и должно быть. Это непрерывный относительно малозатратный процесс который по силам нашему государству в любой период его новой истории и по идее должен тянуться с 90-х, ну пусть нулевых. Но ведь у нас как всегда - смотрят ширше и видят глыбже,
        2. 0
          23 сентября 2019 20:38
          Цитата: Blue Fox
          Как сапог, провёл бы и иную аналогию. Вместо Просветов-Пересветов и прочего, заменить в войсках БМП-2 на хотяб БМП-3 повсеместно и вместо Т-72БЗ полный переход на Т-90. Артиллеристам цифровую СУО на всех уровнях, связистам шифрованную цифровую связь также на всех уровнях и т.д. и т.п. :))

          Хоть и несколько не в тему, но какой правильный комментарий !
      3. +1
        8 сентября 2019 22:40
        Цитата: mark1
        не захватив Англию не фиг было нападать на СССР

        "Захватить Англию" у Гитлера не было возможности. Гитлеру было дано три года после нападения на СССР - срок, необходимый для доставки армии США в Британию. Всё это время должна была происходить бойня на Восточном фронте. Бухгалтерия всё точно скалькулировала. Успех в войне с СССР теоретически дал бы Гитлеру некоторые шансы. Сталин решал другую проблему: не дать обвинить себя в агрессии против Германии. Такая политика давала ему шансы стать получателем военной и технологической помощи со стороны технически продвинутых Великобритании и США.
  11. 0
    7 сентября 2019 16:02
    я считаю что хе-219 и москито лучшие ночники второй мировой
  12. 0
    7 сентября 2019 19:03
    Кстати, шраге мюзик показала себя не слишком-то хорошо. Во-первых, трудности с прицеливанием, во-вторых, большое рассеивание из-за стрельбы против потока, и, в-третьих, надо было подлетать очень близко и снизу, что было чревато как возможностью столкновения, так и привлекало излишнее "внимание" стрелков.
    1. 0
      23 сентября 2019 20:39
      Цитата: Альф
      Кстати, шраге мюзик показала себя не слишком-то хорошо.

      Ну вообще то многие немецкие пилоты её любили. Главный её плюс - абсолютная незаметность её огня (и, соответственно, безопасность для истребителя-ночника) для экипажа бомбера, пока не сбивали - не понимали, откуда стреляют.
      1. 0
        23 сентября 2019 21:11
        Цитата: Ратник2015
        Цитата: Альф
        Кстати, шраге мюзик показала себя не слишком-то хорошо.

        Ну вообще то многие немецкие пилоты её любили. Главный её плюс - абсолютная незаметность её огня (и, соответственно, безопасность для истребителя-ночника) для экипажа бомбера, пока не сбивали - не понимали, откуда стреляют.

        Частично согласен. Но вот точность стрельбы оставляла желать лучшего, да и включение в состав конвоя ночных Мосси выправило положение.
  13. -1
    7 сентября 2019 22:39
    Просто куча отличных фотографий. Спасибо!
  14. 0
    8 сентября 2019 11:57
    Англичане летали бомбить ночью, потому что их бомберы не могли, как американские Летающие Крепости, бомбить с высоты 11 км. Выше потолка зенитных орудий.
    Поэтому произошло распределение: американцы бомбили днем, англичане - ночью.
    1. 0
      8 сентября 2019 20:54
      Цитата: voyaka uh
      Англичане летали бомбить ночью, потому что их бомберы не могли, как американские Летающие Крепости, бомбить с высоты 11 км. Выше потолка зенитных орудий.
      Поэтому произошло распределение: американцы бомбили днем, англичане - ночью.

      Не только. Дело в том, что дневные налеты британцев в 40-41-м годах выяснили неспособность британских бомбардировщиков к самообороне. Трудновато винтовочным калибром отбиться от мессеров, особенно если учесть небольшое количество огневых точках на британских бомбовозах.
  15. 0
    9 сентября 2019 12:03
    Статья еще раз подтвердила - самолет это платформа, в одной конфигурации бомбардировщик, в другой перехватчик.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»