«Академик Ломоносов» для Чукотки и перспективы для «Росатома»

83
23 августа новейший плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» был выведен из порта Мурманска, и началась его буксировка к месту службы, г. Певек (Чукотский автономный округ). В ближайшие недели ПЭБ прибудет на место, после чего начнется его подготовка к работе. Эксплуатация энергоблока начнется до конца года. Ожидается, что эти события самым серьезным образом повлияют на развитие отечественных и зарубежных энергосистем.


Буксировка "Академика Ломоносова" во время испытаний, апрель 2018 г.




От проекта к ПЭБ


Закладка плавучего энергоблока для плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) состоялась в апреле 2007 г. на заводе «Севмаш» (г. Северодвинск). Тогда на строительство отводилось несколько лет. В следующем году было принято решение о переносе строительства на «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург). В конце июня 2010 г. достроенное судно спустили на воду и продолжили его достройку на плаву. Производился монтаж реакторного и генерирующего оборудования.

В начале 2018 г. ПЭБ был подготовлен к проведению испытаний. В апреле его отправили из Санкт-Петербурга в Мурманск, на базу ФГУП «Атомфлот». Летом началась загрузка ядерного топлива, а в ноябре состоялись запуски двух реакторов. Комплексные испытания энергоблока завершились в конце апреля 2019 г. 23 августа началась буксировка блока к месту службы.

Построенный «Академик Ломоносов» будет работать в составе более сложного комплекса, в котором также присутствует береговая инфраструктура. Строительство необходимых объектов в г. Певек стартовало в 2016 г. и в основной массе завершено. В ближайшее время энергоблок прибудет к месту службы, где его подключат к береговым сооружениям и подготовят к старту полноценной эксплуатации.

Задачей «Академика Ломоносова» является энергоснабжение Певека и ближайших населенных пунктов Чукотского автономного округа. ПАТЭС даст населению и экономике электроэнергию и тепло. При этом речь идет о частичном замещении Билибинской АЭС. Через несколько лет ее выведут из эксплуатации, а ПАТЭС позволит сохранить требуемую генерацию.

АЭС на воде


ПЭБ «Академик Ломоносов» представляет собой несамоходное судно стоечного типа с двойными бортами и двойным днищем. Судно имеет развитую надстройку, в которой предусматриваются объемы для реакторов, энергетического оснащения и бытовых помещений. Наибольшая длина энергоблока достигает 144 м при максимальной ширине 30 м. Водоизмещение – 21560 т. Собственная силовая установка отсутствует, и потому для перемещения ПЭБ нуждается в помощи буксиров. Во время эксплуатации ПЭБ остается у необходимых береговых сооружений и соединяется с коммуникациями.


Плавучий энергоблок во время буксировки в Певек, август 2019 г.


Основой энергоустановки ПЭБ являются две реакторные установки КЛТ-40С разработки ОКБМ им. Африкантова, соединенные с двумя паротурбинными установками. При помощи реакторов и другого бортового оборудования осуществляется выработка электроэнергии и нагрев воды. На номинальном режиме «Академик Ломоносов» должен выдавать на берег 60 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепла. За счет сокращения выдачи теплой воды энергетическая мощность может быть доведена до 70 МВт. Имеется режим повышенной выдачи тепла – 145 Гкал/ч при 30 МВт электроэнергии. Дополнительной функцией ПАТЭС является опреснение морской воды – оценочно от 40 до 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки.

Заявленные характеристики позволяют ПАТЭС нового типа обеспечивать теплом и электричеством населенный пункт с 100 тыс. жителей. Для сравнения, все население Чукотского АО примерно вдвое меньше.

Работа ПЭБ обеспечивается экипажем из 70 человек. Для них на борту судна имеются каюты, камбуз со столовой, библиотека и т.д. Предусматривается медблок с современным оснащением. Наличие мощных источников тепла на борту позволило организовать баню и сауну.

Береговые сооружения, построенные в г. Певек, включают защитные и энергетические системы. Так, место у причала для «Академика Ломоносова» защищено специальным молом, предотвращающим проход волн или навал льда. При этом гидротермические характеристики акватории остаются на нужных значениях. На берегу развернуты системы для приема энергии и тепла с борта ПЭБ и для их передачи на существующие линии.

Назначенный срок службы ПАТЭС составляет 40 лет. До заводского ремонта станция проработает 12 лет. Все основные операции в ходе эксплуатации осуществляются энергоблоком самостоятельно и при помощи имеющейся на борту аппаратуры. При этом некоторые операции и процедуры могут выполняться только в условиях судостроительного завода.

Перспективы ПАТЭС


«Академик Ломоносов» еще не эксплуатируется, но уже есть все поводы для оптимизма – как в контексте конкретного проекта, так и в отношении всего направления. Первая отечественная плавучая атомная теплоэлектростанция успешно достроена и направляется к месту службы и вскоре сможет показать весь свой потенциал.



Своим существованием ПЭБ «Академик Ломоносов» демонстрирует способность российской промышленность создавать столь сложные проекты особого рода и особого значения. При наличии соответствующих заказов «Росатом» и Объединенная судостроительная корпорация могут строить новые ПАТЭС для работы в других районах. Кроме того, уже разрабатывается новое поколение подобных электростанций, основанное на иных технологиях.

Главной задачей ПАТЭС считается энергоснабжение удаленных районов, где невыгодно или невозможно строительство электростанций традиционного облика. Так, на стадии разработки «Академика Ломоносова» рассматривалось несколько вариантов размещения будущей станции – она могла отправиться на Чукотку или остаться в Северодвинске. Также рассматривался перевод ПЭБ на Камчатку. В дальнейшем, после того, как местом службы выбрали г. Певек, звучали заявления о необходимости развертывания 5-7 ПАТЭС в разных районах страны.

Серийное строительство ПАТЭС позволит решить проблемы энергоснабжения в труднодоступных регионах, изолированных от общих энергосистем и снабжаемых преимущественно по морю. В первую очередь, это касается городов Заполярья и Дальнего Востока.

Впрочем, решение таких задач не отличается простотой и дешевизной. Проект «Академик Ломоносов» неоднократно подвергался критике из-за немалой стоимости, которая к тому же выросла за время строительства. Тем не менее, речь идет об инфраструктурном проекте большой важности, закладывающем фундамент для развития экономики регионов, и потому вопросы окупаемости могут уходить на второй план.

Международный рынок


С проектом ПАТЭС «Росатом» может выйти на международный рынок. Уже известно, что интерес к таким разработкам проявляют некоторые зарубежные страны, испытывающие проблемы с энергоснабжением. Ведутся переговоры с государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Также темой интересуются некоторые островные страны.



Для строительства плавучих электростанций необходимы особые компетенции, имеющиеся всего у нескольких стран. Таким образом, наличие проектов ПЭБ и ПАТЭС дает России особые преимущества на международном рынке энергетических систем и электростанций. Есть все основания полагать, что «Росатому» и ОСК удастся превратить интерес потенциальных заказчиков в реальные контракты.

У нашей страны уже есть опыт «экспорта» атомных электростанций, что может привлечь новых заказчиков. Кроме того, хорошей рекламой для наших ПАТЭС станет запуск эксплуатации «Академика Ломоносова». Пока есть все основания для положительных прогнозов, и можно рассчитывать на получение желаемых результатов.

Однако попытки продвижения ПАТЭС в мире могут сталкиваться с противодействием третьей стороны. Так, последние новости о буксировке «Академика Ломоносова» в Певек повлекли за собой вал публикаций в зарубежной прессе, часть которых носит явно критический характер. В них упоминается весь набор штампов об опасности ядерной энергетики, а также оговариваются различные угрозы для станции.

Вряд ли можно с уверенностью говорить, что за такими публикациями стоит исключительно забота о природе и людях. Они весьма похожи на уже имевшие место попытки испортить репутацию проекта и, соответственно, ухудшить его коммерческие перспективы. Вполне возможно, что речь идет о попытках нечестной конкуренции.

Накануне пуска


В ближайшие недели «Академик Ломоносов» прибудет к месту службы и будет выполнена стыковка бортовых систем с береговой инфраструктурой. К концу года состоится ввод в эксплуатацию, и Чукотка получит новый энергетический объект особого значения. При этом подобные события будут важны не только для автономного округа, но и для нескольких отраслей промышленности и для всей страны в целом.

Успех первой плавучей атомной теплоэлектростанции станет толчком к строительству новых подобных судов для собственных нужд и для экспорта. В ближайшее время единственная ПАТЭС будет эксплуатироваться в Певеке, но в дальнейшем такие объекты могут появиться и в других местах – как в России, так и за рубежом. Возможно, в будущем это направление получит развитие, и можно будет говорить о настоящей революции в энергетике. Пока же основной задачей является запуск «Академика Ломоносова» на назначенном месте службы.
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    5 сентября 2019 05:55
    Сколько стоит, сколько стоит... А сколько стоит НОВАЯ разработка самолёта? Или ракеты? Даже установку новую делаем, три цены получается от серийной. И тебе конструкторские работы, и экспериментальные, и элементарно - доработки, исправление ошибок... Потому и "Ломоносов" так долго строился, и дорого обошёлся...
    В такую громадину вдвое большей мощности реакторы могут стать... Как инженеру, мне очень нравится этот проект. Очевидные перспективы, сниженная стоимость в случае "постановки на серию", ну и возможность развития проекта. Во все стороны - и по мощности блока, и по географии применения. Хороший проект!
    А радиофобии... Радиофобии, это искусственно нагнетаемый ажиотаж. Кто потерял компетенции в ядерной отрасли? США! Ну и ..."виноград зелёный"...
    1. +6
      5 сентября 2019 06:58
      Совершенно верно. А если ещё прикинуть, сколько будет стоить строительство ТЭС на Чукотке?
      1. +10
        5 сентября 2019 07:51
        Цитата: Злое эхо
        А если ещё прикинуть, сколько будет стоить строительство ТЭС на Чукотке?

        Мало построить, необходимо ежегодно обеспечить завоз топлива. Так что ПАТЭС практически безальтернативный проект, для промышленного освоения северных территорий, и связанного с этим "северного морского пути"
        1. 0
          15 октября 2019 22:01
          Я там каменный уголь между Пламенным и Рыркайпием просто копал экскаватором. А считать нужно всегда! Билибинскую АЭС открывать приезжал Громыко, был мрачен, на банкете потом вместо тоста спросил- "КАКОЙ М... ПРИДУМАЛ ЗДЕСЬ СТРОИТЬ АЭС". Про ПАТЭС пока ничего сказать не могу. Посмотрим что у них получится. Может и срастется что, не знаю. Но из опыта, на всякий случай, в сказки не верю. Поумнел за годы
    2. +1
      5 сентября 2019 08:31
      Проект безусловно хороший, но под кого? Народ из тех краев валит при первой возможности. Климат злой.
      1. +7
        5 сентября 2019 08:36
        Цитата: Гражданский
        Народ из тех краев валит при первой возможности. Климат злой.

        Там народу совсем мало. Кто хотел - уже свалили. А когда в доме тепло, а зарплата - ВЫСОКАЯ, и к климату можно приспособиться. Станция в Певеке, "на вырост" ставится. Да и на плаву она. Не нужна будет на Чукотке, отбуксируют в более перспективное место wassat
      2. +3
        5 сентября 2019 10:39
        Цитата: Гражданский
        Народ из тех краев валит при первой возможности.
        ... и столько же приезжает...
      3. 0
        5 сентября 2019 16:02
        Климат штука изменчивая, а вот ресурсы вещь стоящая. Вахтой можно работать.
    3. 0
      5 сентября 2019 09:35
      А где пункт про безопасность? Что будет если расплавленная активная зона булькнет в морскую воду? Как будут охлаждать реактор в случае аварийной остановки
      1. 0
        5 сентября 2019 12:14
        Так изначально надо делать так, чтобы не "булькала".
        1. 0
          5 сентября 2019 16:08
          Цитата: Никомед
          Так изначально надо делать так, чтобы не "булькала".

          По вашему Чернобыльскую АЭС строили с расчетом чтобы непременно взорвалась, академик Александров на всех собраниях кричал, что ВВЭР надежны как самовар.
          1. 0
            5 сентября 2019 23:35
            ну таки да, с таким расчетом и строилась. они где-то в конце строительства получили информацию по новым исследованиям, по которым получалось что с Чернобыльской АЭС нужно работать очень осторожно, но решили ничего не менять. Ленинградская АЭС была такой же опасной, но там экспериментов не делали т.к. почти столица.
    4. -5
      5 сентября 2019 10:38
      Цитата: Горный стрелок
      Сколько стоит, сколько стоит...
      Могли бы пенсионерам отдать!
      1. +11
        5 сентября 2019 11:23
        1. Этот проект по всем статьям экономически выгоден... 2. По вопросу безопасности проект проработан не хуже наших всех АЭС. (У нас требования по безопасности к АЭС одни из самых жестких в МИРЕ!!!) 3. По вопросам отъезжающих и приезжающих: жители потребляют малую толику энергии требуемой предприятиям. А будут предприятия будут и новые жители . 4. А желающим пенсионерам всё отдать, - рекомендую начать с себя и выделить из своего бюджета часть пенсионеру соседу... Хватить ныть, что всё нужно раздать: иди заработай побольше, заплати ВСЕ налоги и глядишь и пенсионерам поднимут пенсии.
        1. 0
          5 сентября 2019 16:05
          Боюсь счас начнуть вас топтать. Те, кто привык головой тока есть.
        2. 0
          7 сентября 2019 11:00
          1 - Всё равно пенсионерам!
          2 - Или МАГАТЭ не пропустило бы.
          3 - Вы это энергетику говорите?
          4 - Да, да! Лучше всё МНЕ! И Вам немного. Я делюсь, иногда.
          Смайлик сарказм всегда и везде лепить надо? Или "отдать пенсионерам" - как красная тряпка?
          1. 0
            7 сентября 2019 19:06
            Да, смайлик сарказм лучше всегда лепить. Тяжело знаете в чужую голову залезть и догадаться ))
  2. Комментарий был удален.
  3. +4
    5 сентября 2019 06:53
    Вопрос. Как будет проводится обязательное для плавсредств докование с техобслуживанием? И где.... И если это будет в Питере то кто эти пару лет будет стоять в Певеке?
    1. +5
      5 сентября 2019 10:22
      Дублер скорее всего. И чем больше таких станций будет по всему миру, тем выгоднее будет их эксплуатация - один дублер сможет закрывать не одну станцию, а штуки три точно.
      1. 0
        5 сентября 2019 11:25
        Вы считаете, что несколько тысяч проектировщиков не предусмотрели вопросы техобслуживания, включая обслуживание плавсредства ??? Странно такое даже предполагать...
        1. -3
          5 сентября 2019 21:58
          Проектировщиков никто не спрашивал, они просто выполняли ПОЛИТИЧЕСКИЙ и КОРРУПЦИОННЫЙ заказ. Технологический цикл указанной АЭС - 12 лет. Через 12 лет ее на год придется тащить в Питер (т.к. даже Североморск не справится с перезагрузкой реакторов), кто в этот год будет обеспечивать Певек электричеством и теплом - вопрос, который нынешние власти не волнует, это же будет после 2024 г. Странно предполагать обратное, что кто-то в нынешних властях озаботился вопросом, что будет через 12 лет. Не говоря о стоимости. Еще в 2007 г. Герман Греф, тогда министр экономики, говорил, что стоимость квт*ч, произведенного этой АЭС, будет в два раза дороже, чем на тепловой электростанции в том же регионе. При всех его недостатках, деньги он всегда считал грамотно. А стоимость самого проекта "Ломоносов" с 2007 г. выросла больше, чем в три раза. Билибинскую АЭС "Ломоносов" заменить не сможет из-за отдаленности от Билибино, строительство ЛЭП и, тем более, теплотрасс в Билибино сделает указанную энергию золотой в прямом смысле слова. Вообще, статья, как все под псевдонимом "Кирилл Рябов" - полное ..., тупая перепечатка из "Википедии", даже без критического осмысления слов и цифр. Одна только фраза про 240 ТЫСЯЧ кубометров опресненной воды в сутки чего стоит. Если у Кирилла плохо с физикой, то "вестись" на это не нужно. Кубометр воды весит тонну. Т.е., если верить "Википедии" (а именно ее статью перепечатал "Кирилл"), "Ломоносов" может опреснять 240 ТЫСЯЧ ТОНН ВОДЫ В СУТКИ! Кто-то верит, что это реально? Уже писал, вынужден повториться: складывается устойчивое впечатление, что под псевдонимом "Рябов Кирилл" работает коллектив авторов, выполняющий конкретный заказ на "оптимизм", причем авторов случайных, которые совершенно "не в теме". Факты "за": большое количество статей за короткое время, их низкое качество (вплоть до полного не знания материала и копирования статей "Википедии"), полное отсутствие отзывов на критические комментарии. Предлагаю меньше внимания обращать на "лапшу", подписанную "Кирилл Рябов", а то уши могут надорваться.
          1. +3
            6 сентября 2019 13:24
            Да мы конечно оптимисты, но Вы товарищ , судя по всему, всёпропальщик. )) Да проект шёл тяжело, да за него переплатили, как и во всём мире за пилотные образцы новых проектов (см. авиносцы и литоралы США, новые золотые танки Южной Кореи и т.д. и т.п. Даже если результат удачным - это ВСЕГДА очень дорого). Всё Новое стоит бешенных денег, - потому, что технологии требуют обкатки и т.д. Вообщем, что объяснять прописные истины...
            Перезарядка через 12 лет по такому НОВОМУ проекту вполне себе нормальный срок. И надо будет обеспечить временное поддержание (на 1 год) энергетической инфраструктуры сделают без особых проблем (см. обеспечение энергией Крыма).
            А привязывать к любому начинанию политику - это полная глупость.. Проект этот Росатом вынашивает уже второй десяток лет, как и многие другие, уже ныне реализованные проекты АЭС-2012 и т.д.
            Ну и конечно, попрошу, разделяйте мух и котлеты: ошибки и неграмотность освещения проекта не означает безграмотность исполнения данного проекта!!!
            Живите позитивней!! fellow
            1. -3
              6 сентября 2019 13:49
              С удовольствием буду жить позитивней, как только будут основания. 12 лет до перезарядки - нормальный срок? Вы смеетесь? Реактор "Джеральда Форда" не требует перезагрузки 50 лет. Хотя условия работы реактора на авианосце не сравнить с условиями электростанции. "Росатом" еще в 2018 г. заявлял об "успешных испытаниях" реактора для АПЛ со сроком перезарядки, равным сроку службы АПЛ (то есть не менее 30-ти лет). Это не пять-десять лет разницы, это разы. Насчет обеспечения энергией Крыма даже не смешно. Вы только крымчанам не говорите, как это было "без проблем" и "быстро". Хуже только с водой и канализацией - за пять лет без реальных сдвигов. То, что год отсутствия "баржи с реактором" как-то перекроют, это понятно. Но вот что без проблем? И за какие деньги? Что-то последствия наводнения в Тулуне никак до сих пор не перекроют, а город даже средним не назовешь. Про безграмотность ИСПОЛНЕНИЯ проекта я не писал ни слова, ИСПОЛНЕНИЕ достойное. Я говорил про УБЫТОЧНОСТЬ, ОПАСНОСТЬ и НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ самого проекта. Учитывая всякие "Посейдоны", "Буревестники", "базы на Луне" как-то многовато сильно дорогих и непонятно для чего нужных проектов. Мы не США и даже не Южная Корея, уровень жизни ниже. Может, лучше экономикой заняться?
              1. +2
                6 сентября 2019 15:32
                Хватит смешивать солёное, сладкое и колючее!!! АЭС и Буревесник , базы на луне и т.д. Вы перечитайте что Вы пишете.
                А теперь по порядку ваших вопросов:
                1. 12 лет до перезарядки это огромный срок для псевдо "стационарной" плавучей АЭС. На современных атомных станциях презарядка проводится раз в 24 месяца!!!
                2. Не нужно путать реакторы на кораблях и подводных лодках и плавучую станцию - это два разных изделия, предназначенных для абсолютно разных задач!!!. У Вас реактор на АПЛ тоже будет тепло Мегаватами выдавать в систему отопления? И электричество на постоянном уровне потребления постоянно выдавать?? нет ..
                3. Даже в википедии расписано, как будут проводить резервирование и дополнительное обеспечение энергией - не поленитесь почитайте... Там и ТЭЦ строят и линии от Билибинской АЭС тянут и ..
                4. Вы писали "..про УБЫТОЧНОСТЬ, ОПАСНОСТЬ и НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ самого проекта..." А как Вы это оценили? Вы наверное финансист, который каждый день считает рентабельность доставки электро-энергии в отдаленные районы, или проектировщик атомных реакторов? Или Вы работаете ликвидатором последствий аварий??
                Я по этому проекту общался с атомщикамии по работе еще на этапе проектирования и для них почему-то, - это интересный и прогресивный проект ... открывающий для них новые заказы и перспективы развития, а для Вас это "НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО".. Странно.
                5. Ну и последнее Вы пишете "...многовато сильно дорогих и непонятно для чего нужных проектов..." Да много дорогих проектов, но это не означает что они все не нужны. Может вопрос в том, что это Вы не знаете конкретное назначение данных проектов. Может Вы с ними сталкивались только на экране монитора и не общались с экспертами по данным темам (я не про себя говорю).
                В нашей стране сложилась тенденция, что во многом кивают на запад, но при этом их примеры применять у себя не готовы. Пример: в Японии есть некий аналог нашего фонда благосостояния, так деньги из него вкладывают в инфраструктурные проекты: новые порты, дороги, освоение земель с окупаемостью более 50 лет!!!! И никто не говорит, что это не нужно!!!
                А когда это делают у нас, Вы говорите, что это не нужно...
                И не нужно мне приводить примеры, что воруют... Я в курсе этого, но мое мнение лучше пусть воруют и строят, чем не воруют и ничего не создают... Так в каменный век скатимся ))))
                1. -1
                  6 сентября 2019 17:23
                  Хорошо, давайте по пунктам.
                  1. Реактор на "Ломоносове" корабельный, КЛТ-40С, причем предыдущего поколения, первый такой поставили на корабль в далеком 1988 г., уже в 2010 вместо таких пошли РИТМ-200. И это супердорогой проект, т.к. в нем все "новое" и "новейшее"?
                  2. А Вы думаете турбины на авианосце или АПЛ крутятся от термопары? Или от батарейки? Тот же перегретый водяной пар, те же мегаватты. Выходная (заметьте, не тепловая реактора) мощность турбин "Огайо" 45 мегаватт. И это подлодка в 19000 т, не авианосец в 100.000 т. Кроме ходовых турбин есть еще турбогенераторы, обеспечивающие потребителей электроэнергией, то же не слабые. А выдавать мегаватты на ходовую турбину или на отопление - реактору "по барабану", тем более все равно "родной" пар непосредственно из него никуда не уходит, только нагревает воду (ВВЭР) - радиационная безопасность.
                  3. На АЭС реактор работает в более "прохладных" условиях, чем на судне, тем более, на боевом корабле. Все нагрузки, их "пики" заранее известны, все не спеша, чин-чинарем. Это вам не боевое маневрирование, особенно при внезапной атаке противника или ее угрозе.
                  4. Отлично, что линии тянут. Вы не "википедию" читайте, Вы иногда хотя бы на карту смотрите. От Певека до Билибино 240 км. Это если по прямой, через Чаунскую губу. Как через нее ЛЭП тянуть или теплоцентраль? В обход губы "чуть-чуть дальше" - 360 км. Не забывайте, это 68 гр северной широты, Певек еще севернее. Представляете теплоцентраль в 360 верст в тамошних условиях? А стоимость тепла по ней? Даже ЛЭП не просто - вечная мерзлота все-таки.
                  5. ТЭЦ строят - это хорошо. Будут "северным завозом" мазут для нее возить. Тогда АЭС зачем? И ТЭЦ, и АЭС, и ЛЭП. Может, что-то в списке лишнее? Учитывая стоимость.
                  6. Я не финансист, еще раз вынужден отослать Вас к Г. Грефу, 2007 г.: "стоимость киловатта - 7200 долларов. В СЕМЬ раз дороже, чем на ТЭС". Тогда сам проект оценивали в 9 млрд. руб., в 2015 он уже "вылез" в 37,3 млрд. руб.
                  7. Про атомщиков. Реальный случай из жизни. В "лихие годы" сын еврея-стекольщика иногда бил стекла в магазинах неподалеку. Выживали. Атомщикам этот проект интересен, а остальным? Экономическую целесообразность еще никто не отменял.
                  1. 0
                    7 сентября 2019 11:30
                    Продолжим:
                    1. Да, на Ломоносове два реактора КЛТ-40С, но это не означает, что готовый реактор для какого-то ледокола и АПЛ просто переставили на баржу... Почему КЛТ, тоже понятно: проекту плавучей АЭС более двух десятков лет и взяли в первую очередь отработанное и надежное решение. Если бы применили РИТМ было бы еще дороже.... А новое и новейшее это возможность построения НОВЕЙШЕЙ инфраструктуры вокруг, в какой-то мере, стандартного ядерного острова. Или в мире уже куча примеров, когда авианосец обогревает город около которого он стоит, а мы просто скопировали проект??
                    Каждая АЭС является уникальным объектом инфрастуктуры..
                    2. Да турбины крутит пар на авианосце, да выдает тепло. Но эти энергоблоки (ЯУ авианосца и ПТАЭС) имеют разные задачи.. даже загрузка, ядерного топлива, контроль и обслуживание, процессы остановки и пуска реактора, безопасность и т.д. и т.п. и них организовано по разному...
                    3. Более прохладных условия работает??? Это Вы жителям Фокусимы раскажете... )) А все пики нагрузок и на карабельных реакторах давно спрогнозированы и просчитаны или на ходу креативят??
                    4. Т.е. когда нефтяную трубу тянуть через мерзлоту мы умеем, а ЛЭП поставить не сможем?? Понятно, что тепло на такую дальность не погонят...
                    5. Почему так много в Вашем районе котельных и ЛЭП стоит?? Неужели нельзя одну большую построить и все счастливы будут?? Именно потому, что эти сооружения перекрывают объем потребности с запасом по всем видам энергии, на случай ремонта, на случай аварии и т.д. Что здесь нового я Вам рассказываю?? Вы это все знаете...
                    6. про стоимость новых проектов я уже писал, к чему повторяться. Да, а Греф не сказал Вам сколько будет стоить постоянный завоз топлива и какими объемами и также стоительства всей инфраструктуры? Если не будет ПАТЭС, то придется построить не 1 ТЭС, а 2-3 и топлива тащить побольше и ....
                    И на Грефа я в нынешней ситуации уже бы не ссылался: он вроде грамотный финансист, но начал уже периодически пургу, как Чубайс с Медведевым гнать: бедные люди и не люди вообще, и другие "глубокие" мысли с высот своего полета..
                    7. Выгоду предложить элементарно: когда будет отработан весь проект.
                    Ну и опять же понадобится ПАТЭС на Новой Земле неожиданно для обеспечения какой-то перевалочной военной или промышленной базы: подогнали 2 шт. ПАТЭС за пару лет обложили инфраструктурой и вуаля (ну на словах вуаля, так-то сложный проект ))). А есть еще альтернатива таким решениям?? Я вменяемой пока не вижу.. Тоже самое обеспечить севморпуть: слышали новые порты закладвают на севере их тоже энергией обеспечить нужно...
                    Так что страна у нас большая и перспективы всему новому в ней не счесть))
                    1. 0
                      8 сентября 2019 10:35
                      Уважаемый, приводите пожалуйста цифры и акты, а не общие рассуждения в виде "бла-бла-бла".
                      1. 0
                        8 сентября 2019 14:24
                        Уважаемый коллега по ВО. Вам возможно по существу на здоровую логику нечем возразить. Опять же возможно Вам тема атомной энергии не очень близка и знакома по работе. Скажу про себя: я стараюсь не влезать в темы в которых мало что понимаю. Считаю это правильным подходом при общении.
                        А про "бла..бла..бла.." скажу следующее: перечитайте свои предыдущие доводы и аргументы: "про...УБЫТОЧНОСТЬ, ОПАСНОСТЬ и НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ..", "...они просто выполняли ПОЛИТИЧЕСКИЙ и КОРРУПЦИОННЫЙ заказ..", ".."базы на Луне" как-то многовато сильно дорогих и непонятно для чего нужных проектов..." и другие, основанные на Ваших субъективных измышлениях. Вам это не напоминает выдержки из желтой прессы, не основанные на "..цифрах и фактах.."??
                        Возможно мы с Вами так и не достигнем компромисса по данной теме. Поэтому удачи Вам в Ваших начинаниях, абстрактности оценки происходящих событий и успехов по жизни.
                      2. -1
                        8 сентября 2019 18:54
                        Спасибо за рекомендации "абстрактности", я бы рад, но по роду своей деятельности плачу очень нехилые налоги, хотя являюсь пенсионером. Содержу еще примерно 20-25 таких же пенсионеров, как я. Так что желаю Вам "абстрактности" в подобной ситуации. То, что Вы называете моими "измышлениями", подтверждается цифрами и фактами. А вот Ваши опусы про "передовой проект", "элементарно подтвержденную выгоду", "строительство 2-3 ТЭС", "слышали, новые порты закладываются", "подогнали 2 ПАТЭС", "базы на Новой Земле" хоть чем-то подтверждены? Не верим Грефу? Прекрасно! Приведите свои расчеты, или еще чьи-то. Убыточность, опасность и нецелесообразность - мои измышления? Нет проблем - приведите ФАКТЫ против, а не рассуждения. Когда начато строительство ТЭС в Билибино? Тем более 2 или 3? Когда начато строительство ЛЭП между Билибино и Певеком? Когда начато строительство 2 ПАТЭС для Новой Земли (или Севморпути, не важно)? Когда эти проекты ХОТЯ БЫ планируется закончить при нашем вечном "сдвиге сроков вправо"? ФАКТЫ В СТУДИЮ! Или не "трясите воздух". Удачи.
                      3. -1
                        9 сентября 2019 16:36
                        Не вопрос, давайте по моим опусам пройдем: "передовой проект".
                        Не слышал, чтобы что-то похожее изобрели за рубежом и применяли на практике. Потребность в таких проектах уже подтверждена, в т.ч. зарубежными переговорами. Не это ли в т.ч. подчеркивает "элементарно подтвержденную выгоду"? То что ПАТЭС - будет обеспечивать город теплом и электричеством - это и будет подтверждением выгоды? Или когда этот день настанет, тоже скажете - это ничего не значит?? Распил и коррупция??
                        А Вы как предполагали переход к будущему развитию атомной отрасли? Сразу изобретением атомного реактора в ранце школьника??
                        Про "подогнали 2 ПАТЭС" - это вполне вероятное развитие данной темы, если реактор подтвердит свои заложенные возможности. А если даже не подтвердит и далее проект не будет развиваться, то решения заложенные в нём будут использованы инженерным и научным составом (а это пара сотен институтов и заводов) в будущих проектах РОСАТОМА. Так же как были обкатаны вопросы возможного развития атомки на ректоре БН-800.
                        А по поводу когда всё будет построено отвечу просто:
                        В 2010 году когда наша военная промышленность сдавала по несколько самолетов в год и все кричали, что это фигня нам бы хотя бы 10-20 штук в год, я писал, что нужно подождать пока наберет обороты производства и найдутся деньги на это.
                        Когда начали сдавать по 20-30 штук, все кричали, что нужно для счастья хотя бы 100 штук. и т.д. и тому подобное..... Не уподобляйтесь этим ненасытным товарищам, которые хотят всего и сразу и желательно вчера..
                        Перестаньте хаять то, что делают и строят тысячи и десятки тысяч Ваших сограждан. Кто бы не стоял сверху над этим проектом, участники стройки выполнили свои обязательства и сделали проект максимально Целесообразно, безопасно и т.д. Если Вы работаете в энергетике и сталкивались с нормативами Атомки, то должны знать, что это не таджики на коленках собирали на Черкизоне. В создании изделия участвовало много умных людей поумней нас с Вами.
                        Если изделие создали, и оно выполнит большую часть заложенных в его программу задач - это и есть успех данного предприятия.
                      4. -1
                        11 сентября 2019 09:24
                        Черкизон уже давно не существует. Не слышали? То, что за рубежом не строят ничего подобного нашей ПАТЭС говорит не об их технологическом отставании, а именно об экономической нецелесообразности этого проекта и его ИЗНАЧАЛЬНОЙ убыточности. Или Вы всерьез верите, что США, где атомные авианосцы стоят на потоке, Франция, построившая атомный авианосец, даже Китай и Индия, имеющие в ВМФ по ДВА ДЕЙСТВУЮЩИХ авианосца, не способны создать что-то, подобное "Ломоносову"? Это просто НИКОМУ НЕ НУЖНО. Про переговоры интересно. Напишите, пожалуйста, с кем конкретно переговаривались. То, что ПАТЭС будет обеспечивать теплом и электроэнергией ЦЕЛЫЙ город - это хорошо. Вопрос: сколько стоит? Мы не в фантастическом романе живем, стоимость еще никто не отменял. Если электроэнергия и тепло для клиентов ПАТЭС будет стоить в семь раз дороже (расчетов против Вы пока не привели), "за чей счет банкет"? Если такие деньги нельзя извлечь из их (жителей Певека) карманов, значит их будут извлекать из наших с Вами. Закон сохранения энергии в экономике действует на так быстро, как в физике, но так же неумолимо. А успех предприятия в 21-ом веке хорошо характеризуется желанием инвесторов поучаствовать в выгодном деле и получить за это деньги. Кто-то вложился в ПАТЭС? Пусть не зарубежные, пусть хотя бы наши коммерческие структуры. Вот и ответ о перспективности этого проекта. Про сотни институтов и заводов - это Вы просто издеваетесь. Могу прислать фото Волгоградского тракторного (единственный производитель БМД БЫЛ) зимы 42 - 43 и лета 2010 - на фото времен войны он менее разрушен. БМД-4М с переносом производства в Курган - это не модернизация, а ВЫНУЖДЕННАЯ мера, т.к больше производить НЕГДЕ, уникальное оборудование ВгТЗ продано НА МЕТАЛЛОЛОМ. И так везде. "Уралвагонзавод", продавший Т-90 на экспорт в 4-ре (тоже характерный факт) раза больше, чем в родную армию - банкрот. Как такое возможно? Судя по Рогозину и "Ломоносову", "эффективные менеджеры" добрались и до космоса и "атомки" (как Вы пишите). Я очень хочу чтобы Россия была великой державой. Но величие державы не в "Потемкинских деревнях" (а "Ломоносов" из их числа), а в реальных делах. Я не хаю, я хочу (вполне обоснованно), что бы народные деньги (и мои в том числе) тратились разумно и эффективно. А это не возможно, пока те, кто их тратит, отчитываются только перед "царем". Субъективный взгляд есть субъективный. Ваш простой ответ "когда все будет построено", извините, "не прокатил". Раньше шел конкретный вопрос: "когда начато строительство?" Нечего сказать?
                      5. -1
                        11 сентября 2019 18:46
                        Вы опять начали соленой и синее в кучу сводить. Не надо мне рассказывать про тракторные заводы закрытые и открытые.. Я бывал на разных заводах, и военных в т.ч., и могу привести примеры и полнейшей разрухи и полнейшей современной модернизации производства..
                        И хватит про Ваши авианосцы мне впихиать. ПАТЭС - это НЕ АВИАНОСЕЦ, а в первую очередь АЭС. А теперь пробежимся по Вашим крутым ребята, которые не строят подобные изделия из жалости к нам (что не затмить нашу бесконечную радость).
                        США - в атомной отрасли разруха (и по управлению и по модернизации), какой не было никогда ранее.. И клепать авианосцы они могут, а вот АЭС уже с трудом...
                        Франция - да, один из главных наших конкурентов в мире по строительству АЭС.... Эти молодцы и в тренде, хотя и поимели лет 10 назад проблемы от слияния Сименса и Аревы.
                        Китай - все крупные мировые игроки строят им АЭС. На данный момент самый большой и перспективный рынок по объемам строительства. НО Китай сам только делает первые шаги по постройкам атомных станций. Могу рассказать несколько примеров их косяков со стороны Китая при строительстве Росатомов АЭС ТяньВань. На на данный момент не конкурент по похожим АЭС.
                        Индия - примерно тоже что и Китай , только пытаются освоить данную тему.
                        Германия - раньше были молодцы, а потом в угоду популизму загнули свою атомную отрасль в одну позу..
                        По поводу инвесторов скажу просто, я Вас в инвесторах на постройку американских авианосцев тоже не видел... Это показатель, что они не состоятельны?? НЕТ. Просто не во все проекты сразу бегут инвесторы... нужно их раскачать еще, а некоторые изначально закрыты для внешних инвестиций)) Как СУ-57 или МИГ-35 например... Вот как только стали себе заказывать сразу и желающие появляются..
                        Не нужно мне приводить примеры не по теме.. А Ломоносов кстати добрался до Певека и не смотря на все к нему претензии планомерно движется по рабочему плану ввода в строй!. Как говорится собака лает, а караван идет...
                        И когда начнет давать не нарисованное на картоне тепло и электричество придется придумывать новые обоснования почему это плохой проект (дорого, отняли из пенсий деньги и т.д.))
                      6. -1
                        11 сентября 2019 20:14
                        Су-57 и МиГ-35 закрыты для иностранных инвесторов? Не смешите, МиГ-35 много лет "впихивали" Индии, не вышло, Су-57 после полного провала с Индией теперь пытаются на высшем уровне "впихнуть" Эрдогану. Само собой, строительство американских авианосцев закрыто для ЛЮБЫХ инвесторов, это вопрос обороноспособности страны. Но ПАТЭС - это гражданский проект, закрывать его для инвесторов - непроходимая тупость. Если он реально закрыт - приведите ФАКТЫ, Вы же сами писали о его "экспортном потенциале" и даже о "переговорах" (забыли конкретный вопрос: с кем переговоры?) я думаю, просто НИКТО НЕ ХОЧЕТ тратить деньги на изначально убыточное предприятие.
                        Рад, что "караван идет" и "будет давать не нарисованное тепло", но "придумывать" новые обоснования, что это УБЫТОЧНЫЙ проект, мне не придется: Вы пока что с цифрами и фактами не опровергли даже мои "старые". Вообще, приведите хоть какую-то конкретику.
                      7. -1
                        12 сентября 2019 11:01
                        По истребителям перечитайте, что я написал: "...Просто не во все проекты сразу бегут инвесторы... нужно их раскачать еще, а некоторые изначально закрыты для внешних инвестиций)) Как СУ-57 или МИГ-35 например... Вот как только стали себе заказывать сразу и желающие появляются....." Посыл простой, что сначала сделали истребители (Индия не всчет - они шли по близкой программе экспортного варианта), потом заказали для себя и только потом пошли вопросы можно ли поставить еще куда...
                        А по цифрам, так я от Вас тоже не услышал ни одной цифры об убыточности проекта, кроме слов Грефа 2007 года выпуска, что нельзя принять на веру от такого финансового популиста...
                        Тем более, если все так плохо в этой отрасли, то почему продолжают строить АЭС и у нас и мы по всему миру: Китай, Турция, Белорусь, Индия.. наверное там тоже сидят и вопрощают коррупционные и политические заказы Кремля?? И тоже самое делают французы?? Странное единодушие)))
                        Думаю ответа на этот вопрос у Вас нет... или есть конкретные цифры??
                      8. 0
                        12 сентября 2019 16:52
                        Кроме цифр "от Грефа" (других Вы как-то до сих пор не привели), я еще приводил цифры стоимости, расстояний, заказов техники для нашей армии и экспорта и т.д. А вот у Вас с цифрами очень хорошо - нет НИ ОДНОЙ. Это Су-57 и МиГ-35 закрыты для иностранных инвесторов? Их "проталкивали" на стадии проектирования не только Индии, почитайте. Но Вы опять предпочитаете "выдергивать" из текста выборочно, то что выгодно. Поэтому повторюсь: Су-57 и МиГ-35 - военные проекты, а "Ломоносов" - гражданский. Ограничения для него по поиску инвесторов по определению не такие жесткие, как для военных проектов. Ау, где инвесторы? И не надо путать божий дар с яичницей: да, АЭС строили, строят и будут строить. Но (!) обычные АЭС, на "твердой земле", а не "баржи с реакторами". Еще раз прошу Вас просто ПОДУМАТЬ: если из 31 страны, уже имеющей АЭС, и более, чем десятка стран, способных строить АЭС (в т.ч. Китай и Южная Корея), НИ ОДНА не заинтересовалась ПАТЭС, о чем это говорит? Хотя среди стран с АЭС много морских (перечислять не буду, слишком длинный список), и есть северные морские (Канада, Швеция, Финляндия, Великобритания). А для южных (таких, как например ОАЭ) важным моментом становиться "великая опресняющая способность" "Ломоносова". Ау, где заинтересованность? Где переговоры (Вы, кстати, "ненавязчиво пропустили" вопрос: "С кем переговаривались?")? Или за те 10 с лишним лет, что его строили, специалисты из разных стран не удосужились оценить проект? Ну да, они же "отсталые" и "тупые", а вот мы с "Великим Кормчим" и спецами "а-ля Рогозин" - впереди лет на 100. Что-то подсказывает, что жителям Певека и (или) Билибино суровой тамошней зимой очередной Медведев скажет: "Тепла нет, но вы держитесь".
                      9. -1
                        12 сентября 2019 22:44
                        Ваши приведенные цифры про стоимость проекта из ВИКи или СМИ ни разу не показали, что проект убыточен или прибылен.. Вы просто озвучили сумму и все.. Расстояние на которое необходимо тянуть ЛЭП, это небольшое расстояние для наших просторов. Я пару лет назад на вертолете за 6 часов облетел 13 КП (260 км) нефтепровода на которых вели модернизацию наши бригады. Это же ужастные страшные рассотяния 300-400 км ЛЭП. Мы второй северный поток завершаем, кидаем в Китай трубу, а Вы мне про ужасы "стройки века" ЛЭП на мерзлоте ... Не смешите меня..
                        Про десятки стран умеющих строить АЭС почитайте предыдущие мои комментарии. А почему никто не заинтересовался, - так это не от большого умения и маленького желания, а от отсутствия способностей и необходимости (явно для Франции или Южной Кореи нет необходимости строить подвижные АЭС с выдвижением на тысячи км от завода постройки)..
                        И перестаньте мне рассказывать, что военная отрасль - это закрытая отрасль, а атомная туда приходи кто хочешь... Атомная отрасль - это стратегическая составляющая энергобезопасности страны... Если Вы об этом не знали, то очень жаль.. И в нее кого попало не пускают...
                        Так что хватит трясти воздух: у нас коррупционные военные корабли охраняют границы, опасные АЭС десятилетиями вырабатывают безопасную энергию и тупые менеджеры удачно рулят огромными корпорациями (которые почему-то не разваливаются и приносят доходы стране)... Хватит жаловаться, что трава была зеленее и т.д.
                        А Вам как пенсионеру скажу, что Вы тоже участниник новейшей истории, который участвовал в развале огромной страны... И не надо рассказывать, что это прошло без Вашего участия...
                      10. -1
                        13 сентября 2019 14:00
                        Это какие-то госкорпорации приносят доходы стране? Можно подробнее, с названиями и цифрами? "Газпром", например, в долгах, как в шелках, причем не перед "супостатами", а перед своими "подрядчиками", принадлежащими Рутенбергам и т.д. (причем очень хороша сумма долга за "трубу, которую мы бросаем в Китай", почитайте). Долги Венесуэльской госкомпании перед "Роснефтью" уже даже ни в какие ворота не лезут, их "разруливают" Президенты, переводя в долги перед государством (т.е. в долг давал Сечин, ему государство вернет, а в бюджет взыщут с меня, прибавив НДС или еще что, хотя Вам это не надо, Вы за эти деньги на вертолетах летаете. Я то же на них летал, и то же за народные деньги. Но это было на Северном Кавказе и вместо "хлебной трубы" были "чехи"). "Роскосмос" почти (или уже) в убытке, т.к страховать по старым тарифам его запуски не хочет никто, за 8 месяцев т.г. совершено 16 запусков в космос (при обещании Рогозина президенту запустить 45 за год), в Китае - 17, с космодрома "Восточный" - ЦЕЛЫЙ 1. Сколько денег истрачено на данный космодром, не найти нигде. Не менее 200 млрд. руб. "Хищения в размере около 13 млрд. руб.", Т. Голикова, председатель счетной палаты, декабрь 2013 г. Или ей как Грефу, "веры нет"? Приведите цифры от тех, кому "вера есть". Я хоть какие-то цифры привел, у Вас с ними как? Ура, вы написали 260 км, хоть одно число! В каком регионе? Что такое "модернизация"? Удаление ржавчины? Покраска? Замена на трубу большего диаметра? Замена перекачивающих станций? Стрижка травы вокруг? Модернизация дороже строительства? 260 км меньше, чем 360? Вы опять "выдергиваете" вместо конкретного ответа. Я упоминал и конкретно указывал северные страны, имеющие продолжительную береговую линию, слабую транспортную инфраструктуру в ее зоне и серьезный опыт эксплуатации (а некоторые и строительства) АЭС: Швецию, Финляндию, Канаду, Великобританию (ПАТЭС на Фолклендах - чем не вариант?). А так же пустынные, где великие возможности по опреснению очень кстати - ОАЭ. Вы пишете про Францию и Южную Корею. Ничего не перепутали? Как у Вас с географией? Не надо путать "отрасль" и "инвестиции". "Пускать" инвестиции, значит отдавать в дальнейшем часть или всю собственность на объект, возможно, какие-то технологии. Кто мешает "отдать" гражданский объект? Или реакторы "Ломоносова" образца 1988 г. секретнее, чем реакторы в Бушере и еще десятке АЭС, построенных и строящихся за рубежом "Средмашем", а потом "Росатомом"? На подобные электростанции есть и спрос, и инвесторы, вот на "Ломоносова" нет. "Опасные АЭС десятилетиями..." - это Ваши слова, не мои. Я писал, что именно "Ломоносов" опасен, а главное - убыточен от слова БЕЗНАДЕЖНО - приведите ФАКТЫ против. Про опасность ДРУГИХ АЭС я не писал. К сожалению, не имею времени даже кратко пройтись по всем Вашим "опусам", приведу еще одну цифру: "СП-2" УЖЕ СОЗДАЛ в ЕС 31 тысячу рабочих мест. С учетом членов семей, он уже в прямом смысле слова кормит в "голодной" Европе не менее 100.000 чел. Найдите, сколько он кормит в России (я, честно, не знаю), тогда это будет дискуссия, а не "бла-бла-бла" с Вашей стороны. Кстати, Ваше "мы второй северный поток завершаем" продлиться не менее двух лет, готов пари предложить. Судя по ценам на бензин, росту налогов, пенсионной реформе, "мусорной" реформе, "оптимизации" медицины, ЦЕЛЫМ 10% бюджетных мест в ВУЗах (и то не во всех) и прочим прелестям, "упавшим" на нас через 27 лет после того, как я "участвовал в развале огромной страны", "возрождаете" Вы ее в разы "успешнее". Равнение на Сечина?
                      11. 0
                        13 сентября 2019 16:20
                        Просто цитата из РБК от 13.09.2019 г.: "Бывший вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и экс-гендиректор ПАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина», сын главы «Роскосмоса» Алексей Рогозин назначен руководителем компании, ведущей застройку транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Нагатинская».«Генеральным директором ТПУ «Нагатинская» назначен Алексей Рогозин, имеющий профессиональное образование и большой управленческий опыт в реализации масштабных промышленных и инфраструктурных проектов», — говорится в поступившем в РБК сообщении группы «Киевская площадь» Зараха Илиева и Года Нисанова.Алексей Рогозин был депутатом Московской областной думы пятого созыва (2011–2016 годы), в 2016-м стал заместителем главы департамента имущественных отношений Минобороны. В марте 2017-го Рогозин-младший получил должность в ОАК. В апреле того же месяца он был утвержден гендиректором Авиационного комплекса им. Ильюшина (ПАО «Ил»). Оставил посты в авиастроительной отрасли в апреле 2019 года." Конец цитаты.
                        Еще цитата: "Алексе́й Дми́триевич Рого́зин (род. 21 сентября 1983, Москва), В 2005 году окончил с отличием Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.
                        С 2005 по 2008 г. — аспирант Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России,
                        С 2013 года — аспирант Тульского государственного университета, соискатель ученой степени кандидата технических наук.
                        2016 — профессиональная переподготовка по программе «Промышленное и гражданское строительство», Академия Минстроя России «Роскапстрой».
                        Обалденно образованный и эффективный менеджер! Комплекс им. Ильюшина за время с апреля 2017 по апрель 2019 просто "встал с колен", наладил выпуск самолетов и т.д. По остальным инфу приводить или сами поищите, ПРЕЖДЕ, чем других грязью поливать?

                        Подробнее на РБК:
                        https://www.rbc.ru/business/12/09/2019/5d7a11129a79471da4d54bbc?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm_source=YandexZenSpecial

                        Подробнее на РБК:
                        https://www.rbc.ru/business/12/09/2019/5d7a11129a79471da4d54bbc?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm_source=YandexZenSpecial

                        Подробнее на РБК:
                        https://www.rbc.ru/business/12/09/2019/5d7a11129a79471da4d54bbc?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm_source=YandexZenSpecial
                      12. 0
                        13 сентября 2019 17:59
                        Мдааа... опять потянуло либеральными догмами... Мы говорим про ПАТЭС или про коррупцию и иже с ними??
                        Примеры по безопасности ПАТЭС просты: в России самые жесткие требования по безопасности к исполнению атомных проектов. Это догмат, обеспеченный кучей требований, сертификаций, согласований и допусков (Вам что требуеются перечисления ФЗ или постановлений?). Если Вы с этой отраслью не сталкивались - к чему тогда разглагольствавания???
                        По поводу кто и куда что строит в мире - Вы мои доводы вообще походу не читаете... У всех крутых постройщиков нет потребности в постройке подвижных АЭС (это я про Францию и Южную Корею).
                        Разрабатывать такое изделие на заказ для ОАЭ (в которой легче солнечную энергию получать) дорого даже для шейхов!!! Вот когда это будет обкатанное решение, тогда и на него начнут рассматривать для заказа. Пример: Никто не заказывает в постройку новые военные корабли в других странах с нуля, все заказывают корабли уже выпущенные и признанные удачными (возможно с некоторыми модернизациями).
                        Вам интересны наши работы на нефтетрубопроводе. Мы переоснащали контрольные пункты и диспетчерские современной автоматикой и телеметрией, а также обновляли и усиливали системы безопасности и КИП.
                        А по вопросу, что нам дали строительство трубопроводов в Китай и Европу кроме убытков. Мы, как российский интегратор, в числе прочих, получили большие заказы на работы, стройки и модернизации. По цепочке разместили заказы на российских заводах на производства трансформаторов (например: я поставлял в Братск и Ангарск трансы на 40 000 кВА вкл. ШМР и ПНР), КРУ, систем автоматики и телеметрии, систем бесперебойного питания и автономии (например: блок контейнеры автономии для НПС на Балтике) и т.д. и тому подобное.
                        А это всё:
                        - работа и зп старым и новым сотрудникам (т.е. рабочие места),
                        - опыт работы по созданию современных систем,
                        - развитие российского бизнеса (а именно в такой компании работал),
                        - налоговые отчисления государству,
                        - и т.д. и тому подобное..
                        Или Вам кажется, что все эти трубы только на карте рисуют, а по факту это "Потёмкинские Деревни" ??? А я знаю, что это всё есть, внедряется и применяется на практике и приносит пользу нашей стране, потому что видел, трогал руками и лазил по грязи на этих трубопроводах.
                        И да!! мы пытамся возродить Россию снизу и на среднем уровне.. много работаем, платим налоги, пытаемся продвигать новшества (к ним я отношу и ПАТЭС и т.д. и тому подобное), а не сидим и дуемся, что все вокруг и только развалом страны занимаются.
                        Возможно Вам не видны преобразования, которые происходят в стране, потому что Вы смотрите только телевизор и фильмы в ютуб Навального?? Я вот например телевизор не смотрю вообще, у нас даже телевидения нет дома... А то что воруют и продвигают своих, так это человеческая сущность (это происходит во всем мире!!). И я не считаю, что с этим не нужно броться. НУЖНО!! Но нет смысла сидеть и выискивать только негатив во всём! Ищите позитив и в жизни опирайтесь на него и расширяйте именно его...
                      13. 0
                        16 сентября 2019 12:25
                        Ура! Наконец-то хоть какие-то факты! Очень рад, без иронии и сарказма. Вот это и есть ДИСКУССИЯ. Извините, время ограниченно, поэтому пойду не по важности (так было бы правильно), а по ходу Вашего текста.
                        1. Хватит про Францию и Южную Корею. "Крутому постройщику" Великобритании, наверное, подошла бы ПАТЭС на Фолкленды (я уже писал), тем более, "вернули" (предположим) Фолкленды Аргентине, ПАТЭС можно "перегнать". "Крутые эксплуатанты" Канада, Швеция, Финляндия могли бы хотя бы заинтересоваться нашим проектом, либо, из "буржуйской солидарности", заказ на что-то подобное отдать другим "крутым исполнителям". Дорого для ОАЭ? Вы смеетесь. Нашей новейшей техники для сухопутных войск (начиная с БМП-3) в карликовой армии ОАЭ больше, чем в армии РФ. И сухопутные АЭС они строят (получается, солнечная не дешевле атомной?), это вряд ли дешевле (1-й блок - 2,5 млрд. дол., без стоимости проекта). Где хотя бы интерес? Вывод: сам проект экономически НЕ ВЫГОДЕН.
                        2. Рад за Вас, как за российского интегратора. Но это именно Вы не читаете мои доводы: как раз за счет долгов подобным интеграторам "Газпром" сейчас убыточен, а погашаются эти долги за счет налогов, т.е., извините, и моих денег в том числе. Интересное "разделение труда" - одним прибыль (их мало, зато "свои"), с других - компенсация.
                        3. Рад за все эти "цепочки", "дочки" и т.д. Цифры по рабочим местам в Евросоюзе я привел (это цифры их профсоюзов, а не работодателей, вряд ли они не верны). Причем это ВНОВЬ СОЗДАННЫЕ рабочие места, а не сохраненные от банкрота и сокращения. Есть у Вас цифры по хотя бы СОХРАНЕННЫМ рабочим местам в РФ благодаря, например, "СП-2"? А по вновь созданным?
                        4. "Трубы" - это единственное, что у нас существует "по факту". А вот перерабатывающие мощности, тем более, основа основ любой развитой экономики: МАШИНОСТРОЕНИЕ, у нас не просто в "загоне", а в коллапсе. В моем городе несколько предприятий авиационно-космической отрасли, как раньше говорили, "всесоюзного масштаба". После отказа США от двигателей РД-180 двигателестроители стоят и идут под сокращение, ракетостроители даже при 45 пусках в год при новых тарифах на страхование были близки к убыткам, при 16 - не о чем речь вести. Новые кадры не готовятся, ПТУ и техникумы ликвидированы как класс, за подготовку КВАЛИФИЦИРОВАННОГО рабочего, занятого, например, производством листов для обшивки ракеты-носителя колледж берет не хилые деньги. Откуда они у простого парня или у "РКЦ-Прогресс" при 16 запусках в год? За станками - деды за 60, причем пенсию им не индексируют - они же работают. Извините, загрузил, это же не сырую нефть качать.
                        5. Не надо про грязь. Грязь, от которой не отмоешься - это когда нужно объяснить матери, почему 24 срочника я привез обратно, а ее сына привезли раньше и в гробу. Войны не было (официально). Повторение пройденного: "операция в Сирии завершена, войска выведены" (чьи слова?). А гробы идут.
                        6. Преобразования я вижу. И на оптимизм настроен. У меня обе любимые женщины: сестра и супруга, которые всю свою жизнь (даже в лихие 90-е) работали официально, неплохо зарабатывали, платили все положенные налоги, в результате должны получить НИЩЕНСКУЮ пенсию на пять лет позже. Еще пять лет каторги. При триллионном профиците федерального бюджета. Ради чего? Морды Сечина или Вашего оптимизма? Кстати, родственники в Лянторе то же "очень рады" преобразованиям. Работают и живут там с 1988 г.
                        7. Если бы я "сидел и выискивал негатив" моей семье нечего было бы кушать. Слава богу, не бедствуем. А без позитива мой личный средний бизнес, о помощи которому Вы пишете ( я много такой "помощи" видел с 2010 г. от ИФНС, роскомнадзор и т.д и т.п.), давно бы умер, либо довел бы меня до инфаркта. Два момента:
                        1. Золотые слова: "Я мзду не беру, мне за Державу обидно". В 1991 г., когда развалили Союз (в чем Вы и меня обвинили) мне было 20 лет. Я не в восторге от СССР, но, 28 лет после него сравнивая с нынешней РФ, реально "за Державу обидно", в первую очередь, за медицину, образование, "социалку".
                        2. Моему сыну в феврале будущего года 20. Родился после СССР. Рад, что этот сайт он не читает. После г...на 90-х у меня к родителям претензий не было. А вот страну в ее нынешнем виде мне ему передавать СТЫДНО. Наверное, пора подумать: что мы оставим детям? Не в плане дома, угодий, "бабок" - сменится "пахан" - все отнимут. А в плане СИСТЕМЫ: наука, образование, медицина, главное - ГОСУДАРСТВО, которое их защищает, а не кормит за их счет депутатов и "гвардейцев кардинала". Или МЫ еще до этого не доросли?
            2. 0
              15 сентября 2019 05:17
              2 реактора, перезарядку не обязательно делать одновременно на обоих. На обычных АЭС тоже перезаряжают реакторы, но они не перестают вырабатывать э/энергию.
              1. 0
                17 сентября 2019 16:00
                К сожалению, проблема в том, что обычные АЭС изначально строятся с инфраструктурой, предназначенной для перезарядки реакторов "на месте" (ведь стационарную АЭС "перегнать" к месту перезарядки невозможно физически). Строительство в силу этого дорожает, эксплуатация дешевеет. В случае с "Ломоносовым" это не возможно. В Певеке нет инфраструктуры, способной обеспечить перезарядку хоть какого-то реактора. Подобное оборудование стоит очень не дешево, а с учетом доставки в Певек ("Северным завозом" или самолетами, других вариантов нет) становится в прямом смысле слова золотым. Насколько я знаю, "гражданские" реакторы (ледокольные, к ним относится и КЛТ-40 "Ломоносова") не мог "перезаряжать" даже Северодвинск, "заточенный" под атомные ПЛ. Остается Питер, где эти реакторы и ставили на ВСЕ без исключения гражданские и военные надводные суда (корабли). Перезарядка реакторов "Ломоносова" методом "по одному" просто потребует дважды "таскать" его в Питер со всеми вытекающими последствиями. Уже писал, повторюсь: т.н. "новейший" проект, в который "вбуханы" миллиарды народных денег с реакторами образца 1988 г. - это не повод, это прямое указание прокуратуре проверить, "где деньги, Зин?".
  4. +6
    5 сентября 2019 07:31
    Дополнительной функцией ПАТЭС является опреснение морской воды – оценочно от 40 до 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки.

    С утра написал язвительный коммент по цифрам, приведенным в статье. Коммент удалили, но часть цифр оставили.
    К сведению автора (повторно) "от 40 до 240 тысяч кубометров ... в сутки" в переводе из объемных единиц в весовые составят примерно от 40 до 240 тысяч тонн пресной воды. Начал искать, откуда взялись эти дикие цифры. И нашел:
    Если мощность станции полностью пустить на переработку морской воды, то она сможет давать 240 тыс. кубометров пресной воды в сутки.
    Читайте больше на https://www.pravda.ru/economics/1038770-energy/

    Так что автор -гуманитарий.
    1. 0
      5 сентября 2019 08:08
      Вот, что у автора.
      Дополнительной функцией ПАТЭС является опреснение морской воды – оценочно от 40 до 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки.


      Вот, что пишете Вы:
      Цитата: Дилетант
      Если мощность станции полностью пустить на переработку морской воды, то она сможет давать 240 тыс. кубометров пресной воды в сутки.


      Ну и в чем автор не прав? request
      1. +3
        5 сентября 2019 08:45
        Если мощность станции полностью пустить на переработку морской воды, то она сможет давать 240 тыс. кубометров пресной воды в сутки.

        Это пишу не я, это пишет сайт газеты "Правда". (которая, как известно, пишет всегда правду и ничего, кроме правды).
        Это 166 тонн пресной воды воды в секунду + еще как минимум 666 тонн т.н. "рапы" (соленой отработанной воды) =832 тонны воды каждую секунду.
        Для того, что бы пропустить такое количество воды со скоростью 10 м/с (36 км/час), потребуется труба диаметром 100 метров.
        Еще вопросы есть?
        1. +7
          5 сентября 2019 10:15
          Еще вопросы есть?

          Ест. Даже "гуманитарий" не может сделать столько аритметических ошибок как "дилетант")). Буквально во всем!
          Елементарные вычисления " в уме" говорят: 1) 240 000т /24ч = 10 000т/ч /3600с = меньше 3т/с
          2) Ваши 166т/с при 10м/с пропускаются трубой сечением 16,6 кв.м (елементарно 166/10) Вопрос к дилетанту: каков будет диаметр трубы сечением 16,6кв.м? laughing
          1. +1
            5 сентября 2019 16:35
            240 000 кубов воды в сутки.
            10 000 кубов в час
            167 кубов в минуту
            2,8 куба в секунду.

            Что тут невозможного?

            И это максимальное количество исходя из мощности станции.

            40 000 кубов в сутки
            1667 в час
            2,7 в минуту
            0,45 в секунду.

            Этот показатель Вас тоже смущает?

            Вот с лёту нашел, что Минск в 2015 году расходовал 450 тысяч кубов в сутки.
            Что Вы там про размер трубы писали? laughing

            Вы действительно считаете, что весь этот поток нужно в единственную трубу пустить?
        2. +2
          5 сентября 2019 10:42
          Цитата: Дилетант
          Еще вопросы есть?
          Подумаешь, дециметры в метры превратились!
  5. 0
    5 сентября 2019 07:49
    Нет смысла считать экономическую целесообразность, экологическую безопасность и стоимость для инфраструктурного проекта большой важности, закладывающем фундамент для развития экономики регионов, и потому вопросы окупаемости могут уходить на второй план.
    Видать, уроки истории не учат не чему, когда пишут, что "вопросы окупаемости могут уходить на второй план". С таким подходом сомнительно выглядят перспективы потенциальных заказчиков в реальных контрактах, ибо остальной мир привык считать окупаемость проектов.
  6. +3
    5 сентября 2019 08:56
    ПАТЭС это очень выгодная штука, особенно для малоразвитых стран и районов по всему миру. Если мы застолбим за собой это направление атомной энергетики, то у неё очень большие перспективы. Главное ставить её в таких условиях, чтобы не попала под действие природных катаклизмов. Ведь её можно завести по реке даже внутрь территории страны.
    1. -5
      5 сентября 2019 10:26
      ПАТЭС это очень выгодная штука, особенно для малоразвитых стран...

      Ничего выгодного в ней нет, даже для богатых стран. Россия таких (для себя) больше строить не будет. В начале 80-х кажется, тоже такую (под "ледокольные" реакторы)) "строили"...
      1. 0
        5 сентября 2019 10:28
        Это вам сам Медведев сообщил, крутые у вас знакомства.
      2. +3
        5 сентября 2019 13:07
        еще 5 штук будут строится
        1. -4
          5 сентября 2019 14:38
          еще 5 штук будут строится

          Правда? А почему не 7? (как говорили из Росатома)
          И авианосец... И многоразовую ракету... И ... wink
          Все ето слова. В отличие от верхне изброенное, для етого блока с трудом нашли место приложения (изначально военным требовался для Северодвинска..). Он слишком большой, чтоб ставить в малых поселках (а меньший блок стал бы совсем "золотым"), и слишком маленкий, чтоб быть рентабельным... На севере достаточно топлива :)), а проблемы с завозом исключительно управленские.
          Етого блока начали строить в 2007. Видимо заказов других у Росатома тогда не было, а кадры и компетенции надо сохранять. Сейчас и Бореи, и Ясени, и ледоколы...
          1. 0
            5 сентября 2019 14:44
            про 5 озвучивали в Росатоме, может и не будет но судя по их достижениям и контрактам по всему миру то будут строить плавучие АЭС
  7. +3
    5 сентября 2019 09:09
    Необходимость в станции такого типа имеется! Главное что она мобильная и имеет срок службы 40 лет! На Билибинской АЭС к концу 2021 года планируется вывести из эксплуатации все энергоблоки, а это для чукотки минус 36 Мвт мощностей! Чаунская ТЭЦ также находится в дико изношенном состоянии и требует летнего завоза угля для работы. Поэтому Ломоносов просто закрывает потребности в энергетике двух электростанций которые в ближайшие годы будут выведены из эксплуатации.
    П.С. Внушает только опасение подключение ПАТЭС, и если коммуникации к берегу построили новые, то береговые от Чаунская ТЭЦ находятся не в лучшем состоянии чем сама станция.
  8. +6
    5 сентября 2019 09:41
    Успех первой плавучей атомной теплоэлектростанции станет толчком к строительству новых подобных судов для собственных нужд и для экспорта. В ближайшее время единственная ПАТЭС будет эксплуатироваться в Певеке, но в дальнейшем такие объекты могут появиться и в других местах – как в России, так и за рубежом. Возможно, в будущем это направление получит развитие, и можно будет говорить о настоящей революции в энергетике.
    Очередная яркая иллюстрация того, что получается, когда неумелый агитатор берется за тему, о которой не имеет ни малейшего представления и слепо копирайтит статью из Википедии.
    Какое "Возможно, в будущем это направление получит развитие"?
    Это направление в мире давно уже получило развитие. Достаточно открыть сайт Всемирной ядерной ассоциации (https://www.world-nuclear.org/information-library/nuclear-fuel-cycle/nuclear-power-reactors/small-nuclear-power-reactors.aspx), чтобы узнать, что ядерные реакторы для малой энергетики, предназначенные для энергоснабжения удаленных и труднодоступных районов, разрабатывают кроме России США, Канада, Британия, Китай, Южная Корея, Япония, Индия, Пакистан, Аргентина, ЮАР.
    Китай заканчивает строительство своей первой плавучей АЭС для насыпных островов ACPR50S и в следующем году планирует ввод в строй. Запланирована постройка из 20 таких АЭС.

    Притом в самом Китае на этом рынке конкурируют минимум три фирмы.
    А у автора "возможно, в будущем это направление получит развитие". Может быть автору кроме "писать" попробовать "читать".
  9. -1
    5 сентября 2019 10:26
    Расчет немного странный - допустим, на каждых троих из 100 тысяч населения города приходится по электрочайнику мощностью 2кВт(холодный так еще больше), допустим они все вечером приходят с работы и включают чайники. 60МВт не хватит :). А есть еще электроплиты, микроволновки, уличное освещение, водонагреватели и прочее только в быту. В общем сомнительно мне про 60МВт на город с населением 100тыс.

    И интересно, тарифы на электроэнергию снизят для населения и промышленности?
  10. +6
    5 сентября 2019 10:54
    good
    Идея морской плавучей АЭС - очень хорошая. Она решает многие проблемы безопасности атомной энергетики. И не только безопасности - утилизации после выработки ресурса тоже.
    1. 0
      5 сентября 2019 11:45
      Цитата: voyaka uh
      И не только безопасности - утилизации после выработки ресурса тоже.

      Ну Вы и язва, Алексей yes
      1. +3
        5 сентября 2019 12:54
        Нет. Это не от язвительности. Утилизация атомных реакторов - огромная проблема, из-за которой некоторые страны вообще не строят атомных электростанций.
        Выработанные реакторы остаются как ...опасные египетские пирамиды. Занимая место и в потенциале - утечка радиации в подземные воды.
        А утилизация - дорогой и сложный процесс.
        1. -1
          5 сентября 2019 13:19
          Цитата: voyaka uh
          Выработанные реакторы остаются как ...опасные египетские пирамиды.

          Так я и предполагал, а зная Ваше богатое воображение и необузданную фантазию, предположил, что Вы намекаете на возможность потери ПАТЭС в пучине морской ..... bully
          Так чем же, по-вашему, хороша "египетская пирамида" на плаву?
          1. +6
            5 сентября 2019 13:29
            Хороша тем 1) что ее можно отбуксировать подальше от скоплений людей с случае аварии.
            2) что ее можно отбуксировать к месту утилизации, оборудованному как надо. И опять-таки далеко от жилья.
            1. 0
              5 сентября 2019 13:33
              Забираю свои слова (про язву) обратно hi
        2. 0
          15 сентября 2019 05:18
          Как раз и отбуксируют в безопасное место.
  11. +4
    5 сентября 2019 11:51
    Занимательная статистика:
    Население Певека на 2019 год - 4 тыс человек
    Стоимость проекта "Ломоносов" на 2015 год 37 млрд рублей.

    А вот эта информация просто заслуживает быть приведенной полностью хотя бы ради дальнейшего разбора:
    [/quote]Технологический цикл ПАТЭС подразумевает 12-летнюю кампанию, после чего плавучий энергоблок необходимо отбуксировать на специализированное предприятие для среднего ремонта и перегрузки ядерного топлива, на что отводится год. В результате ПАТЭС не может быть единственным источником энергоснабжения и требует строительства резервного энергоисточника, обеспечивающего снабжение потребителей электроэнергией и теплом в то время, когда ПАТЭС проходит ремонт и перезагрузку топлива. Для резервирования ПАТЭС в Певеке запланировано строительство новой ТЭЦ мощностью 48 МВт, ориентировочной стоимостью 18,9 млрд рублей[16].

    Из-за территориальной удалённости Певека от Билибино ПАТЭС не cможет в полной мере заместить выводимую из эксплуатации Билибинскую АЭС (в первую очередь, в части теплоснабжения Билибино). В связи с этим в Билибино запланировано строительство резервной дизельной электростанции мощностью 24 МВт и водогрейной котельной, работающей на дизельном топливе, общей стоимостью 13,1 млрд рублей. Кроме того, для выдачи мощности ПАТЭС в район Билибино необходимо строительство линий электропередачи стоимостью 30,2 млрд рублей[quote]

    Восхитительно!!!
    Лучший способ поднять Россию- заставить население учить экономику. Учить непрерывно, системно, на всех уровнях
    1. -4
      5 сентября 2019 13:14
      и чего ваши цифры? кому они нужны? предлагаете закрыть города и народ переселить оттуда? да. дорого но необходимо
      1. +2
        5 сентября 2019 13:48
        и чего ваши цифры? кому они нужны?
        Шедевральная фраза!!! Слова, достойные быть отлитыми в металле или высеченными в граните!!!
        1. +1
          5 сентября 2019 13:49
          хватит бред писать
          1. 0
            5 сентября 2019 13:50
            Вы себя убеждаете, или меня?
            1. 0
              5 сентября 2019 13:52
              это касается автора который написал про экономику
              1. 0
                5 сентября 2019 14:00
                Да про экономику автор, собственно, ничего и не написал. Он написал про энергоснабжение экономики. А экономика там - золотодобыча. Вот там есть интересные моменты.
      2. +4
        5 сентября 2019 14:05
        Цифры показывают несоответствие результата затраченным усилиям.
        И дополнительный акцент. Так называемый "инфраструктурный" проект не решает ни одну из насущных проблем для решения которых он вроде как создавался. Вот и все.
        1. -1
          5 сентября 2019 14:26
          новая аэс дороже намного выходит
  12. +3
    5 сентября 2019 15:12
    Тем не менее, речь идет об инфраструктурном проекте большой важности.......... и потому вопросы окупаемости могут уходить на второй план.


    проектом ПАТЭС «Росатом» может выйти на международный рынок.


    нет окупаемости плюс международный рынок?! Ето логически както не совмещается. Ето можно продать только в Чукотке, Антарктиде и на Марсе.
  13. 0
    5 сентября 2019 16:10
    Цитата: Сфуреи
    2. По вопросу безопасности проект проработан не хуже наших всех АЭС. (У нас требования по безопасности к АЭС одни из самых жестких в МИРЕ!!!)


    Что и ловушка расплава имеется ? и гдеже она у него, подо дном ?

    Я искренне надеюсь , что все возможные риски проработаны,вот просто в статье об этом ни слова
  14. 0
    5 сентября 2019 17:48
    хорошее дело
  15. -1
    5 сентября 2019 18:09
    Да , проект грандиозный, перспективы мирового масштаба. Такой блок в Крым (в Казантип) - и полновесно можно положить на водную и энергетическую блокаду со стороны Украины. Доставить на о.Матуа - и можно начинать строительство пункта базирования флота,дешёвая энергия не помешает и анклаву Калининграда. А подогнать такой кубинцам - и "Калибры" с "Кинжалами"можно будет бесплатно базировать.Вот матрасники и пожалеют об ДРСМД!
    1. 0
      5 сентября 2019 19:28
      Вы сами будете на Казантипе лежать в обнимку на пляже с этим плавучим реактором! Одно из экологически чистых мест. И хорошо, что там АЭС не достроили. Отдыхаю летом в Щёлкино уже несколько лет. В Крыму полно мест, куда ПАЭС можно пришвартовать. Да и по уму, АЭС в Крыму и не нужна.
      Вопрос, а почему в Билибино не построить пару новых блоков на АЭС и не изобретать атомную баржу?
      Она бы много где пригодилась.
    2. +1
      5 сентября 2019 20:00
      Последний раз в 2006 году цунами было высотой 20м на острове Матуа. И трясет довольно часто. Интересно, каким образом защита блока будет осуществляться в таком случае?
  16. 0
    5 сентября 2019 23:52
    Горный стрелок (Евгений), уважаемый, про радиофобию, пожалуйста, расскажите жителям Нёноксы, они в гости ждут специалистов Росгидромета, Роспотребнадзора и МЧС, а то МО РФ ни тех, ни других, ни третьих не пустило ни на полигон, ни в Нёноксу. Посмотрите: http://tv29.ru/new/index.php/bk-obshchestvo/20582-severyane-priglashayut-v-gosti-glavu-rospotrebnadzora При этом МО РФ сделало заложникам членов семей военнослужащих, что проживают в посёлке Сопка, да школьников из Нёноксы. От школы в Сопке (там и дети из Сопки, и дети из Нёноксы учатся) до фонящх понтонов, на которых был взрыв 08.08.2019 г., расстояние по картам промерить легко.
    Военным в Северодвинске эл. энергии хватало и хватает. В начале 2000 г.г. обещали ребята из ТГК-2, что модернизируют Северодвинскую ТЭЦ-1. Но деньги ушли на Кипр, ТГК-2 чуть не обанкротили. Потом новые сочинили сказки:"Вот газопровод в Северодвинск придёт - ТЭЦ -2 переведём на газ. Тарифы на эл.энергию и горячую воду снизим в разы и для населения, и для заводов ГРЦАС! Вы лет 5-10 потерпите и всё наладим!" Тогда посчитали смогут ли "Акулы" поработать как электростанции. Оказалось, что смогут, но не долго - слишком много надо менять в них. После этого и решили сделать "Ломоносова". Действительно, заложили на Севмаше. Но, вдруг, гении от экономики, вспомнили о "северных" в Северодвинске, тарифы на эл.энергию увидели, транспортные расходы посчитали и решили строить в Питере...
    "Куда при аварии всё с ПАТЭС потечёт всё из активной зоны?" - и у меня вопрос.
    Да, что-то СМИ молчат, что с городком отдельной роты Росгвардии, которая будет нести охрану станции...
    Через 12 лет, похоже, родной мой Северодвинск "Академика Ломоносова" будет встречать, хоть по всем СМИ про Дальний Восток нам сказки наши вожди рассказывают уже три дня подряд. Спецов, похоже, по ремонту АПЛ на Дальнем Востоке с каждым днём всё меньше и меньше. С ТОФа АПЛ "Самара" и "Братск" на "Звёздочку" голландец "Трансшельф" (бывший наш) уже притащил несколько лет назад...
  17. +1
    6 сентября 2019 23:45
    Цитата: Vol4ara
    Цитата: Никомед
    Так изначально надо делать так, чтобы не "булькала".

    По вашему Чернобыльскую АЭС строили с расчетом чтобы непременно взорвалась, академик Александров на всех собраниях кричал, что ВВЭР надежны как самовар.

    Перед тем, как долбить по клаве, изучите матчасть. Подсказка: на ЧАЭС был не ВВЭР, Яндекс в помощь
  18. 0
    19 ноября 2019 15:35
    Интересно как начнётся эксплуатация если линия Певек-Билибино даже ещё не начата строится? Работаю инженером-геодезистом в фирме которая воплощает этот проект в жизнь. Месяц назад ввели в строй линию Билибино-Песчанка с отпайкой на Кикуру (370 км строили с лета 2017 года). Пока она запитывается С Билибинской АЭС, которую через 2 гола выведут из эксплуатации.Под линию Певек-Билибино сделаны только изыскания, к строительству приступим в декабре этого года. Там примерно такой же объем работ, только более топографические условия. Так что два года минимум до тех пор пока Певек свяжется линией с Билибино, а через него с конечными потребителями (прежде всего строящийся на Песчанке ГОК - четвёртое в мире месторождение меди). А до тех пор станция разве что сам Певек запытывать будет...