Религиозный конфликт в Абхазии? Это возможно
У любого народа есть свои герои и свои волки в овечьей шкуре. И тех, и других легко распознать по делам и поступкам. Одни возвеличивают свой народ и свою страну. Другие приносят им беды и страдания. А порой и не только им. Именно такой конфликт может привести к национальному предательству и катастрофе абхазского народа, и, что самое страшное, происходящий на религиозной почве, нахзревает сейчас в Абхазии.
В середине декабря в этой республике побывал бывший глава ФСБ, ныне секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев. Посетил он и Новоафонский монастырь – сердце православия на Черноморье. И посетил не случайно. Новый Афон сейчас хотят сделать форпостом международной войны против Абхазии и … России. По образу и подобию той религиозной войны, которая началась в российских республиках Северного Кавказа между ваххабитами и сторонниками традиционного ислама.
Увы, конфликт этот уже зашел настолько далеко, что примирение уже вряд ли возможно. В нем участвует Грузия, Ватикан, Константинополь и многие другие, предпочитающие пока выступать в роли закулисных кукловодов.
Об этом конфликте, пока еще не очень известном широкой общественности, мне рассказал мой коллега, военный обозреватель Алексей Ващенко.
Алексей Ващенко – житель Абхазии с 1965 года, кадровый военный, окончил в Москве две военные академии, ветеран войны 1992 -93 годов, журналист, более 20 лет работает в парламенте России. Как и многие другие жители Абхазии, он пристально следит за церковным конфликтом в Абазии Еще с войны был знаком О. Виссарионом, Дорофеем Дбар, Андреем Ампар, отцом Давидом . Близкое знакомство с этими людьми помогло ему заглянуть более глубоко в проблемы этого затяжного конфликта. . К сожалению, до сих пор нет понимания, к каким тяжелым последствиям может привести этот конфликт для судьбы Абхазии, как сказаться на Кавказе и России. Если в Абхазии начнется конфликт на религиозной почве, это станет подлинной и окончательной катастрофой на многие годы, хуже войны 1992-1993 годов. Как происходит религиозный конфликт на Кавказе между ваххабитами и сторонниками традиционного ислама мы видим уже много лет.
- «Священная митрополия Абхазии» сегодня на слуху практически у всех. Руководители этой структуры - Дорофей Дбар, Андрей Ампар и Давид Сарсания. Насколько знаю, Вы их знаете очень давно, с начала девяностых.
Да, весной 1993 года в Верховный Совет РСФСР О. Виссарион прислал Д. Дбара и А. Ампара с просьбой оказать помощь в приеме документов и поступления в семинарию Троице- Сергеевой Лавры.
Ситуация была сложная, О. Виссарион решил начать готовить на будущее из числа абхазов священников и ребята очень хотели поступить в семинарию Троице — Сергиевой лавры. Но, по действовавшим еще тогда законам советского времени их документы были должны пройти следующий путь: сначала из Сухума в Тбилиси, в канцелярию Илии II, и только после благословения грузинского католикоса — в Троице — Сергиеву Лавру. В советское время это было невыполнимо, а из — за войны в Абхазии подобное было просто невозможно. С.Н. Бабурин, у которого я в том момент был помощником, через помощь Комитета ВС РСФСР который курировал вопросы церкви добился, что документы были приняты Лаврой напрямую минуя Тбилиси, т.к порядок нельзя было соблюсти из-за войны в Абхазии.
- Насколько помним, осетины и абхазы неоднократно просили Московскую патриархию взять их под свой омофор. Но Москва им отказывала, так как не хотела портить отношения с Илией II. Как получилось на этот раз?
Просьба была удовлетворена, Дбара и Анбара допустили к экзаменам, они поступили в семинарию, Комитет ВС РСФСР как мог оказал помощь во время экзаменов. Я постоянно навещал их в течение всей их учебы в Сергиевом Посаде. Когда в московской абхазской общине проходили какие -то вечера, я постоянно просил ректорат семинарии, чтобы Дбара и Анпара отпускали на эти вечера и они не теряли связей с соотечественниками в Москве. Вместе с Дмитрием и Андреем на эти вечера ездил южноосетинский священник отец Савва, студент семинарии. Дбара и Анпара навещал в семинарии Тарас Миронович Шамба, президент всех абхазов мира, который встретился с ректоратом семинарии Навещал их руководитель московской абхазской общины О. Бебия, . Я участвовал в этих встречах. Когда они выпускались из семинарии Я присутствовал на их выпуске и поздравлял с окончанием семинарии. Но в Лавре рукоположить их не могли, грузинская церковь предупредила, что будет конфликт с РПЦ! О том, что они учатся грузинская церковь узнала только на 2 курсе, но было поздно, отчислить их уже не могли. Между Тбилиси и руководством Лавры и РПЦ назрел серьезный конфликт, который мог закончиться очень плохо. Монастырю и руководству семинарии удалось выйти из конфликта. При выпуске получилось, что Дмитрий Дбар окончил семинарию, а позже академию защитив кандидатскую диссерацию, а Ампар — иконописную мастерскую. А в следующем году Лавра приняла еще одного абхаза студента, по фамилии Сарсания.
- Как я понимаю,этим человеком был Давид Сарсания, будущий соратник Дбара и Ампара по «Священной митрополии»?
Да, это так. Абхазская община постоянно контактировала в тот период с будущим отцом Давидом. Я отслеживал ситуацию на грузинском подворье, чтобы понять лучше грузинское лобби В РФ, в поле зрения попал и он. Мы стали замечать, что он активно посещает грузинское подворье на метро «Белорусская». Конечно, это было его личное дело, но нас это насторожило. У абхаза Сарсания, погибло не мало близких родственников во время войны и нас это поразило, его на учебу тоже отобрал О. Виссарион., но заставлять и влиять на не него мы не хотели и не могли. в те годы сложились с Грузинской церковью хорошие отношения. Впрочем, нам было тогда не до него. Мы тогда были заняты более сложным вопросом: рукоположением Дбара и Ампара. Отец Виссарион Апплиа, духовный авторитет тогдашней Абхазии, Позже их рукоположили в Майкопе, Дбар и Ампар были до рукоположения они уже были откомандированы майкопским епископом уже в Абхазию, на помощь отцу Виссариону. Тем временем, подошел конец учебы отца Давида Сарсания. Абхазская община узнала, что ее опасения насчет него были не напрасны.
-Что Вы имеете в виду?
После окончания Троице — Сергиевской семинарии абхаз Давид Сарсания перешел в юрисдикцию Грузинского патриархата, почти сразу получил приход, поехал учиться в Западную Европу. Позже просился вернуться в Абхазию, но отец Виссарион был категорически против. Абхаз — грузинский священник, после войны... Такое было для нас мягко говоря неожиданно. Несколько позже в центральных газетах России стали появляться статьи отца Давида, где он всячески оскорблял Абхазскую церковь и лично отца Виссариона Апплиа. В глазах Сарсания вина отца Виссариона была одна — он формировал независимую от Тбилиси Абхазскую церковь, воспользовавшись правилом Халкидонского собора V века. У нас многие не знают о заслугах О. Виссариона в годы войны об отделении Абхазской церкви от Грузии. Суть того, что сделал отец Виссарион: по канону, если в течение трех месяцев по поводу церковной жизни в Абхазии не было абсолютно никаких распоряжений Тбилиси, даже писем, то через три месяца Абхазия считается автоматически вышедшей из — под юрисдикции католикоса Илии II. Во время войны так оно и было. Отец Виссарион публично заявлял с амвона и в прессе: Илия II бросил свою абхазскую паству в тяжелое для нее военное время, следовательно, Абхазия вправе воспользоваться древним церковным правилом и порвать все отношения с грузинским католикосом и Грузинской церковью, т.к она стала независимой по вине самой же грузинской церкви. Абхазская епархия так и сделала.
- Как отреагировал Илия II на заявление отца Виссариона?
После того как отец Виссарион заявил, что Абхазская епархия больше не подчиняется католикосу Грузии, к нему стали приходить непонятные люди с неким « письмом от Илии II». Отец Виссарион отказывался с ними общаться и брать какие либо бумаги в руки. На отца Виссариона давили, ему угрожали, но он не сдавался. Грузинские церковники называли отца Виссариона предателем, поскольку он – священник грузинского поставления, и должен целиком подчиняться воле Тбилиси и грузинских властей. Абхаз Виссарион Апплиа действительно был вынужден в свое время принять постриг. в Тбилиси. В советское время иначе было нельзя поступить, абхаз или осетин мог стать священником или монахом только в Грузии. В чем его в настоящее время упрекает Дбар и Ампар. Но по этой логике можно упрекать Ачба, Багапша, Анкваба и др. кто работал в Тбилиси. Получается, что подвиг по выделению Абхазской церкви из Грузинской принадлежит священнику Грузинской церкви. Этот подвиг — сродни военному подвигу. Я считаю, что во многом Абхазия обязана своей независимостью, в том числе и церковной именно отцу Виссариону.
- Расскажите о заслугах отца Виссариона.
Во время войны он находился в Гудауте, и помогал чем мог. Выезжал на передовую где были обстрелы. После войны отец Виссарион всеми своими силами способствовал прорыву блокады Абхазии. Как деятель Церкви, он активно содействовал российским миротворцам. Он лично выходил на российский МИД и Минобороны и др. Он делал все, чтобы облегчить жизнь Абхазии в военные и послевоенные годы и укрепить дружбу Абхазии и России. Я считаю, что его заслуга на этом поприще до сих пор недооценена. К сожалению, далеко не все абхазы разделяли его надежды на Россию. Ему говорили: «что ты делаешь? Москва нас блокировала и предала. Лучше давай налаживать связи с Турцией, ЕС, США» А отец Виссарион говорил: «Нет. Будем дружить с Россией, хоть Россия нас и блокирует не Россия, а враги России». На Абхазскую епархию по поводу отца Виссариона давили и Ватикан, и вселенский патриарх Варфоломей, и разные раскольники, вроде Филарета Денисенко. В 2008 году и усилия отца Виссариона увенчались успехом: Москва признала Абхазию как независимое государство. В Абхазской церкви наметились положительные моменты: появились монахи — пустынники, увеличилось число паломников к святым местам Абхазии. В основном, эти паломники – россияне. Сотрудничество с РПЦ начало выходить на новый уровень, который в перспективе мог привести к международному признанию абхазской церковной самостоятельности.
- А что делали в это время Дбар и Ампар?
В 2001 году Дмитрий Ампар был пострижен в Майкопе в монахи и рукоположен в иеромонахи с именем Дорофей. В том же году он отправился в Абхазию. Сначала он недолго поруководил Команским монастырем, потом его перевели в Сухум. Местом служения Андрея Ампара стал Новый Афон, где он смог потом стать настоятелем. В Абхазии у отцов начались трения с отцом Виссарионом. Вы сами знаете, что в Церкви существует такая же строгая субординация, как и в армии. Андрей и Дмитрий начали самовольничать и конфликтовать с О. Виссарионом и другими монахами. Начали выпускать свою газету без благословения О. Виссариона, который возглавлял совет Абхазской церкви. Потом внутрицерковные дела Абхазии вызвали международный скандал. Дело в том, что у Русской церкви— давний конфликт с Ватиканом. Тогдашний патриарх Алексий II, как и нынешний патриарх Кирилл, долгие годы боролся с римской экспансией на постсоветском пространстве. Сторонники отца Виссариона встали на сторону Московского патриарха. К примеру, абхазское священноначалие не захотело поддержать украинского расстриженного архиерея Филарета Денисенко, который себя прочил в самостийные украинские патриархи. Более того, структура отца Виссариона Апплиа как могла защищала православные храмы Украины и Белоруссии от их захвата католиками, униатами и раскольками вроде Филарета. Отец Апплиа известен как непримиримый борец с сектанством. Как я уже говорил, на отца Виссариона давили все, кому не лень, навязывали ему союзы с Филаретом и прочими раскольниками. Причем тут Дбар и Ампар? В 2005 году Абхазию в первый раз посетил монсеньор Гуджеротти, папский нунций. Дбар и Ампар с ним встретились по личной инициативе, не спросив благословения, хотя такие вопросы решаются на уровне РПЦ, священниками, которой они являлись . Это — грубое нарушение церковной субординации. Их поступок был растиражирован и интерпретирован Ватиканом так: «высшее руководство РПЦ категорически не приемлет нашу добрую волю, а простые священники этой церкви нас понимают и приветствуют. Знак этого — встреча папского нунция с православными священниками РПЦ в Абхазии». То есть, честные абхазские отцы сознательно спососбствовали политической победе римской курии, противницы Русской церкви! Разразился скандал, который дошел до самого патриарха Московского. Потом был еще ряд трений, в результате которых епископ Майкопский вывел отцов Дбара и Ампара за штат и временно запретили в служении. Несмотря на этот запрет, они продолжали служить. Кроме этого, у них еще были конфликты с рядом священников в частности с Ашуба , в которых Дбар и Ампар доходили даже до непристойностей и угроз.
- Как помним, потом с обоими отцами произошло нечто более интересное...
Отец Дорофей в 2006 году уехал в Грецию, и там защитил довольно неплохую докторскую диссертацию по истории Абхазской церкви. В 2011. греки из окружения Варфоломея Константинопольского посвятили русского иеромонаха Дорофея Дбара в греческие архимандриты. По церковным правилам, это серьезное нарушение, монаха РПЦ без разрешения патриарха в другой церкви возводят в архимандриты. Это примерно как командир взвода в Абхазской армии вступит в армию Туркмении и Таджикистана и будет подчиняться сразу 3 министрам по своему усмотрению.
Еще до запрета во служении, в 2006 году, Ампара отстранили от управления Новым Афоном. Церковным властям надоело терпеть его бесчинства, позже он покаялся. Отец Виссарион по согласованию с РПЦ для укрепления связей между Абхазской и РПЦ, пригласил на это служение игумена Ефрема (Виноградова), одного из самых почитаемых российских старцев. Этот человек еще в советское время понял истинную сущность грузинских князей церкви, которые только выглядят миролюбивыми и благочестивыми.
- Насколько помним, старец Ефрем не совсем в ладах с Илией. Или там что – то другое?
Отец Ефрем подвизался на Валааме, но родился и вырос он в Грузинской ССР, его предки — абхазы. В советское время из — за того, что он наполовину русский, у него были проблемы с церковным начальством Тбилиси. Его не хотели рукополагать. В конце концов, рукоположили, сказав: «уезжай из Абхазии, и больше никогда не приезжай в Грузинскую ССР». И это — в советское время. Отец Ефрем уехал на Валаам, где стал игуменом. Много лет спустя валаамский старец Ефрем мог бы возглавить Ново — Афонский монастырь. Поначалу у него не было проблем ни с отстраненным игуменом Ампаром, ни с его сторонниками. А в мае 2011 года в Ново — Афонском монастыре состоялся сбор людей под предводительством Дбара и Ампара.. Сначала они оккупировали в соборе Симеона Кананита, где отслужили раскольничью «литургию». После литургии в соборе было проведено так называемое «церковно — народным собрание
Абхазской автокефальной православной церкви». Этот сбор возглавили наши старые знакомые, Дбар и Ампар ДАВИД. Отец Виссарион и священноначалие Русской церкви совершенно справедливо назвали всю эту компанию раскольниками и врагами Русской церкви. Началась пропагандистская война, которая продолжается по сей день, и будет иметь продолжение потом. С точки зрения верующего человека, эта война равнозначна войне РПЦ России и Абхазии. Тем более, что главный фронт этой войны проходит в святой Ново – Афонской обители.
- Каково значение обители в этом противостоянии?
Ново — Афонский монастырь — последний монастырь построенный Россией перед первой мировой войной в Российской империи. в Закавказье. Ее построили перед началом Первой мировой войны. Интересна история этого монастыря. В середине и конце XIX века русских монахов греческого Афона начали притеснять., они были вынуждены покидать Святую Гору. В Абхазии началось строительство новой обители, названной Новым Афоном. Первыми насельниками монастыря были иноки, которых монахи прислали для строительства монастыря со Старого Афона. которые не могли больше жить на Святой Горе из — за притеснений. Монастырь строили всей Россией. Во время Первой мировой войны часть монахов отправилась на русско — турецкий фронт. Они были полковыми батюшками, помогали в медсанбатах, выносили раненых с поля боя, за что потом удостоились боевых наград. Ново — Афонская обитель задумывалась как форпост православия на всем Черноморье, от Балкан до Кавказа. Там жили монахи из Румынии, Болгарии, Турции, Сербии. Игуменом монастыря мог быть только русский. Устав монастыря гласит, что настоятелем должен быть русский и утверждаться на Старом Афоне, который никто за всю историю не мог нарушить ни на йоту. Ситуация начала меняться после распада СССР и начала грузинско — абхазской войны. После войны со Старого Афона приехал монах Пигарь, но был вынужден покинуть монастырь и уехать из Абхазии.
В время собрания в апреле прошлого года меня поразило, что устроители внутри и снаружи главного храма, на стенах монастыря развесили государственные флаги. Я сам сражался за абхазский флаг с оружием в руках и уважаю этот символ. Эти флаги должны быть на государственных зданиях и учреждениях, в домах людей, но превращать монастырь как это делалось в 20-е годы в клуб, партийные собрания…, да еще монахами, это уж слишком. Вы можете представить заседание в Лавре граждан с российскими флагами на храмах возле мощей святых? Исключение составляют похороны, когда гроб покрыт флагом. И последнее, что меня покоробило, что в президиуме сидел представитель грузинской церкви представлявший Илию 2. Как он с грузинским паспортом попал в Абхазию, почему там оказался? одним словим отсоединились, все что делал О. Виссарион одним этим оказалось перечеркнуто. Имено Дбар и Ампар пригласили его из Грузии, он туда попал не случайно, так мы отсоединяемся.
- Кого Вы имеете в виду?
Это был ни кто иной, как отец Давид Сарсания. К тому времени бывший воспитанник московской семинарии стал важным священником Грузинской Церкви, выучился по линии Илии II в Европе. Представьте себе: грузинский церковный иерарх — представитель Илии II на заседании абхазских верующих под руководством заштатных священников РПЦ. Место проведения собрания, - Ново — Афонский монастырь, принадлежность которого весьма спорна, через который можно выйти на международное признание через РПЦ. Франц Кафка просто отдыхает... Возникает вопрос: как отец Давид, после того, что он наговорил в печати в адрес Абхазии и Абхазской церкви, вообще попал в Абхазию? И как Саакашвили его пустил на «территорию, оккупированную Россией» и потом не судил за то что он был Абхазии? Еще вопрос: а проверяли ли абхазские пограничники его на наличие грузинского паспорта? После того, как грузины в 1992 году оставили Сухум, они туда ни ногой, а после августовской войны 2008 года – и подавно. Пребывание на оккупированной Россией территории по грузинским законам – это преступление, да и человек с грузинским паспортом в Абхазии персона нон грата. В общем, Сарсания был на собрании раскольников, после чего Илия II сказал: на сходе абхазских верующих был представитель Грузинской церкви. Затем оба отца поехали в Константинополь.
- И как их принял Вселенский патриарх?
Варфоломей принял их достаточно тепло и хорошо. Не случайно, что у Русской церкви - давняя напряженность в отношениях со Вселенским патриархом. Весьма интересна сама личность патриарха Варфоломея. В свое время он, этнический грек, отслужил в спецчастях турецкой армии, турецкий офицер в отставке. ПРАВОСЛАВНЫЙ ЗАЩИТИЛ ДОКТОРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ В ВАТИКАНЕ. Неоднократно в печати проходили сведения, что Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей тесно связан с международными масонскими кругами, и по этой линии работает против России и Русской Церкви. Вселенский патриархат серьезно задействован по антироссийскому направлению на международном уровне. То, что такой человек принял как дорогих гостей — это уже показатель того, что Дбар и Ампар попали в орбиту западных спецслужб.
В первый раз об этом свидетельствовала их теплая встреча в Абхазии с нунцием Гуджеротти, который в Абхазию приехал не молитвы и не для купания в море. Разведка Ватикана по праву считается одной из самых сильных в мире, у нее тесные связи с ЦРУ и НАТО, достаточно вспомнить как Ватикан рушил восточный блок и СССР . Варфоломей масон, грек по национальности, служил офицером в турецкой армии. Православный, защищал докторскую диссертацию в католическом Ватикане, Вселенский патриархат находится одновременно в орбите турецкой разведки MIIT и ЦРУ, и по линии этих разведок работает против России. Не менее интересно, что Грузинская церковь тесно контактирует с Ватиканом и Константинополем, и тем самым соучаствует в работе ЦРУ, турецкой MIIT и тому подобных структур. Благодаря расколу плотно вошла в Абхазии и подготовить сталкновения на религиозной почве для них дело техники. Так после визита в Константинополь (Стамбул) грузинского патриарха Илии II – он находился в Турции в связи с 20-летним юбилеем интронизации Варфоломея I. Вернувшись на родину, Илия II рассказал, что Варфоломей I очень хочет созвать Собрание православных церквей, или Великий Всеправославный собор. «Вселенский Патриарх предложил, что все храмы, которые не входят в ту или иную Церковь, должны принадлежать Вселенскому Патриарху», – заявил он. Через некоторое время (наверное случайное совпадение) в Новом Афоне проводится собрание с присутствием представителя Илии II Давида Сарсания на собрании в Абхазии, его «дружба» с Дбаром и Ампаром была продемонстрирована в полном объеме. Теплая встреча Дбара и Ампара с Варфоломеем — давним недругом Русской церкви была не совсем точно подана в СМИ. Грузинская патриархия в связи с распространенной информацией о визите 9 января абхазской делегации к Вселенскому патриарху Варфоломею I распространила заявление, в котором подчеркивается, что эта встреча была неофициальной и абхазской делегации, после многих просьб об аудиенции, как любому желающему христианину, была дана возможность встретиться с Варфоломеем I.
В заявлении отмечается, что это разъяснение получено от главного секретаря Константинопольского патриарха, архимандрита Варфоломея (Самариса) в ответ на запрос грузинской стороны.
"Архимандрит Варфоломей категорически опроверг то, что делегация прибыла по приглашению патриарха, и сказал, что неправильным будет называть этот визит официальным или официальной встречей. Он также заявил, что на Константинопольском синоде было четко заявлено, что Абхазия является неотъемлемой частью Грузии и Абхазская Церковь входит в юрисдикцию Грузинской Церкви". Круг замкнулся.
Грузия и Грузинская церковь в данной комбинации — плацдарм Запада в войне против России и Абхазии о чем постоянно говорит Саакашвили.
Лично я был свидетелем многих провокаций Грузинской церкви в Абхазии. Один раз грузинские верующие во главе с Джандиери ( у меня в архиве есть двух часовая запись с этим господином об этой провокации) хотели пройти через всю Абхазию маршем, в другой раз Илия II объявил себя епископом Сухумским и Пицундским. Хотелось бы Илии II напомнить как он во времена Гамсахурдия хранил оружие в церквях, пытался святить грузинскую землю в Абхазии и России вплоть до Новороссийска, как его грузинские монахи обвиняли в содомском грехе, как в советские времена под его руководством проводились, а точнее уничтожались фрески в храмах Абхазии и Новом Афоне… Грузинская церковь нанесла абхазскому и русскому православию такой ущерб, оценить который я даже боюсь. Как себя Грузинская церковь поведет в Абхазии и сколько вреда еще принесет России в будущем с Ватиканом и Константинополем, трудно предположить. Самого страшного в Абхазии можно ожидать прямо сейчас.
- Что Вы имеете в виду?
Я говорю о том, что Дбар и Ампар на глазах у представителя епископа Майкопского порвали указы об их запрещении во служении, и заявили о своем окончательном разрыве с Русской церковью. При этом, я хочу упрекнуть и саму Русскую православную церковь. Русская церковь прекрасно видела все те богохульства, которые совершали честные отцы Дбар и Ампар в Абхазии, знала подробно об их встрече с нунцием Гуджеротти, была шокирована их визитом к Варфоломею и...ничего не делала. Надо было сразу, после самого первого серьезного проступка вызывать Дбара и Ампара надо и разбираться на церковном суде, но Патриархия этот момент, к сожалению, упустила. Удобнее было бы решить все проблемы еще тогда , когда они еще были в лоне РПЦ. Эти отцы ребята после своего отлучения от РПЦ с помощью Новых друзей натворят еще дел.
- Примерно, что?
В новейшей истории Абхазии есть немало такого, о чем я лично знал, но никогда не озвучивал. Ново — Афонский монастырь, и находящаяся там могила апостола Симеона Кананита — священное достояние православных всего мира. Осквернение или потеря этого достояния обойдется православию огромными бедами. Хочу напомнить, что постройки монастыря были сожжены в конце 19 века в Русско-Турецкую войну и туркам это обошлось дорого они были разгромлены, закрыт в 1928 году. Монахи ушли в район Псху, но их арестовали (остались в живый несколько, которые были на лесозаготовках) и вернули назад. Часть монахов была расстреляна в Новороссийске, еще одну часть посадили на две или три баржи и утопили в море недалеко от монастыря. Те монахи, которых большевики утопили в море, до сих пор покоятся там. Водолазы говорят, что их прах остается нетленным. После этой трагедии Абхазию присоединили к Грузии и на десятилетия Абхазия испытала притеснения. Я помню и другое событие. В 1993 году грузины обстреляли монастырь из артиллерии. После этого грузины проиграли войну. Третье. Вскоре после апрельского собрания на Новом Афоне, 29 мая 2011 года умирает Сергей Васильевич Багапш. Стоило Дбару и Ампару съездить в Константинополь, происходит в феврале покушение на Александра Анкваба. Сейчас, после того как Дбар и Ампар порвали на территории монастыря указы епископа Майкопского, в Абхазии может произойти очередная страшная беда.К сожалению, часть населения Абхазии совсем не разбирается в данной ситуации и ничего не знает о канонах Церкви и нюансах конфликта. Есть еще и финансовый аспект. Монастырь, построенный во времена Российской империи на русские деньги — это лакомый кусок. Вопрос хозяйствующего субъекта открыт до сих пор. Даже грузины признают, что к Новому Афону они имеют весьма косвенное отношение. А монастырь, даже в таком состоянии, в каком он находится сейчас, дает до одного миллиона долларов чистой прибыли в год за счет верующих и туристов. Дбар и Ампар об этом не говорят.
Но главное не допустить конфронтации как это было в 2004 году но уже на религиозной почве, как это происходит на Северном Кавказе между ваххабитами и сторонниками традиционного ислама или Югославии. Теперь у спецслужб Саакашвили и Запада такая возможность есть. Справятся с этой задачей власти Абхазии вопрос вопросов.
Подоплека всех происходящих сегодня в Абхазии вокруг православия и святынь веры событий очевидна. Но адекватных мер как не было, так и нет. Ждем когда все взорвется?
Информация