Экспериментальный самолёт Celera 500L. Тайная подготовка к прорыву

Создание и отработка новых технологий в области авиации может дать серьезные преимущества перед конкурентами, и результаты таких работ следует беречь от посторонних лиц. Именно такой подход использует американская компания Otto Aviation Group в своем проекте экспериментального самолета Celera 500L. Машину разработали в обстановке секретности, а результаты испытаний до сих пор не публиковались. При этом речь идет едва ли не о революции в воздушных перевозках.


Самолет Celera 500L в 2017 г. Видны особенности хвостовой части и прямые законцовки крыла. Фото Thedrive.com



Загадочный объект


Компания Otto Aviation Group принадлежит Уильяму Отто – физику и бывшему сотруднику авиастроительной фирмы Rockwell International. Компания была основана еще в прошлом десятилетии, но широкая общественность узнала о ней лишь несколько лет назад в контексте нового многообещающего проекта.

Ориентировочно в конце двухтысячных годов Otto Aviation занялась проработкой облика экспериментального самолета, предназначенного для поиска новых технологий. В 2014 г. появился патент на некоторые наработки по теме. Этот документ до сих пор является одним из главных источников данных о проекте Celera 500L. При этом со времен подачи заявки облик самолета успел заметно измениться.

В апреле 2017 г. на одном из аэродромов в Калифорнии был замечен неизвестный летательный аппарат характерного вида. Впоследствии появилось несколько новых фотографий, а также «нашелся» патент 2014 года. Некоторые данные присутствуют в реестре Федерального управления гражданской авиации США. Все доступные материалы позволили представить основные цели и задачи экспериментального проекта. В то же время, отсутствие официальных данных серьезно затрудняло какой-либо анализ.


Схема полноценного пассажирского самолета (сверху) и его силовой набор (снизу). Чертежи из патента US9308989B2


В начале 2019 г. появились новые фотоснимки самолета. В мае стало известно, что Celera 500L совершает пробежки по взлетной полосе. Это стало поводом для предположения о скором начале летных испытаний. Компания Otto Aviation не подтверждает и не опровергает такие предположения, да и вообще хранит молчание.

Особая конструкция


Согласно патенту, главной задачей проекта является получение максимально возможной топливной эффективности, превышающей аналогичные показатели любых других современных самолетов. Ключевым способом достижения такой цели является оптимизация аэродинамики планера. За счет минимизации сопротивления воздуха предлагается уменьшить потребную мощность двигателя и в целом повысить экономичность. Расчетные значения расхода топлива в разы меньше аналогичного параметра самых совершенных современных самолетов.

Можно предположить, что в планере характерного вида широко используются композиты, позволяющие сократить массу конструкции. В патенте предлагается оригинальная конструкция самолета с облегченным силовым набором из минимального числа продольных и поперечных элементов.


Работа механизации крыла. Чертежи из патента US9308989B2


Планер имеет характерные формы и внешний вид, указывающие на оптимизацию аэродинамики. Опытный самолет получил фюзеляж обтекаемой формы в виде эллипсоида с сужающейся хвостовой частью. Носовая часть образует кабину, причем остекление полностью укладывается в обводы обшивки. В фюзеляже помещены агрегаты трехстоечного шасси. Хвостовой отсек отдан под силовую установку. На более новых фотографиях Celera 500L имеет пару воздухозаборников на крыше фюзеляжа, ранее отсутствовавших.

Использовано прямое крыло большого удлинения с поднятыми вверх законцовками. Последние появились в ходе доводки машины и были впервые замечены только в этом году. Согласно патенту, самолет нового типа должен иметь крыло с ламинарным обтеканием. Также предусмотрена развитая механизация в виде выдвигающихся двухсекционных, образующих две щели. Предусматриваются приводы с полным контролем взаимного положения элементов крыла. По всей видимости, такие устройства должны обеспечивать максимально возможное управление потоком на всех режимах полета.


Самолет Celera 500L получил крупный киль и подфюзеляжный гребень, а также горизонтальное оперение. Вместо отдельных рулей на оперении используются цельноповоротные плоскости.


Опытный самолет в начале 2019 г. Фото Thedrive.com


Согласно реестру Федерального управления ГА, самолет оснащен одним дизельным двигателем Raikhlin RED A03 мощностью до 500 л.с. Двигатель находится в хвосте фюзеляжа и вращает пятилопастной винт. Фото 2017 и 2019 гг. показывают разную конструкцию винта. В нынешней конфигурации винт имеет саблевидные лопасти с изгибом. Патентная заявка описывала иную конструкцию самолета, в которой два двигателя через редуктор вращают единственный толкающий винт.

Какие-либо сведения о приборном оснащении и радиоэлектронном оборудовании экспериментального самолета пока отсутствуют. По всей видимости, он несет современный комплекс пилотажных и навигационных средств, отвечающий требованиям законодательства. Также на борту могут присутствовать датчики и средства сбора информации для проведения испытаний.

Габариты и масса опытной машины остаются неизвестными. Из опубликованных документов следует, что целью текущих испытаний является сбор данных, необходимых для разработки пассажирского самолета оригинальной архитектуры. Возможно, такая машина будет отличаться от существующего прототипа.

Ожидаемые возможности


Согласно патенту, самолет по типу Celera 500L должен показывать высокие характеристики экономичности. Оптимальный режим полета предусматривает подъем на высоту до 65 тыс. футов (более 19,6 км) и разгон до скорости 460-510 миль в час (740-820 км/ч).


Фюзеляж крупным планом. Фото Thedrive.com


В таком случае расход топлива будет находиться на уровне от 30 до 42 миль на галлон топлива (12,8-17,8 км на литр или 0,08-0,06 л на 1 км). Для сравнения, популярный турбовинтовой грузопассажирский самолет Pilatus PC-12 при менее высоких летных данных тратит 1 галлон топлива на 5 миль полета. Турбореактивные самолеты тех же размеров и массы, показывая схожую скорость, тоже проигрывают по расходу топлива.

Эффективное крыло с развитой механизацией должны обеспечить взлет и посадку на скоростях ок. 90 миль в час (145 км/ч). Расчетная скорость сваливания – 112 км/ч. Самолету понадобится ВПП длиной 900 м.

Тайные испытания


О существовании проекта Celera 500L стало известно весной 2017 г., и к этому времени компания-разработчик успела построить и вывести на аэродром опытный образец. По всей видимости, тогда работы ограничились лишь наземными испытаниями и не перешли к тестовым полетам. При этом инженерам из Otto Aviation удалось собрать определенные данные и доработать проект.


Самолет во время руления и пробежек. Фото Scott Howe / instagram.com/sc0ttness


В начале 2019 г. экспериментальный самолет опять видели только на стоянке. Лишь в мае машину заметили в движении – она выполняла скоростные пробежки по полосе, но не предпринимала попыток подъема в воздух. Вполне возможно, что прямо сейчас в Otto Aviation готовят первый полет. Кроме того, нельзя исключать, что он уже состоялся – в традиционной для проекта атмосфере секретности.

Учитывая темпы работ по Celera 500L, можно предположить, что летные испытания займут несколько лет и будут идти без особой спешки. В обозримом будущем необходимо поднять самолет в воздух и определить его общие летные качества, а также выполнить доводку конструкции. Только после этого можно будет приступить к полетам на требуемых режимах и к полноценным исследованиям главных возможностей самолета.

Неизвестное будущее


В основе проекта Celera 500L лежит целый ряд идей разного рода, направленных на повышение летных и экономических характеристик. Уже сам этот факт делает проект крайне интересным с точки зрения техники и перспектив. Если опытный самолет подтвердит заявленные характеристики, его базовые решения могут найти широкое применение. Неудачное завершение испытаний тоже будет своеобразным результатом, поскольку покажет отсутствие пользы от конкретных решений.


Разбег без взлета. Фото Scott Howe / instagram.com/sc0ttness


Крайне интересной и необычной особенностью проекта Celera 500L является соблюдение секретности. Основные идеи этого проекта способны повлиять на развитие гражданской авиации, но компания Otto Aviation решила отрабатывать их без привлечения излишнего внимания. Возможно, это связано с желанием сохранить свои разработки в тайне, чтобы потом сразу выйти на рынок с готовыми решениями, пригодными для внедрения. Естественно, на коммерческой основе.

Дефицит информации по всем основным вопросам мешает правильному прогнозированию дальнейших событий. Пока можно с равной уверенностью говорить как о большом потенциале проекта, так и о потенциальном провале. Реальные итоги будут ясны только после завершения испытаний и публикации их результатов. Возможно, опытный самолет Celera 500L действительно запустит революцию в гражданской авиации.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти